Скачать 331.79 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА» кафедра отечественной истории ИСТОРИЯ РЕГИОНОВ И НАРОДОВ РОССИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КУРСЫ ПО ВЫБОРУ Направление подготовки: 030801.65 «Религиоведение» КРАСНОЯРСК 2012 УМКД разработан в 2008 г. к.и.н., доцентом кафедры отечественной истории КГПУ им. В.П. Астафьева к.и.н., доцентом И.Н. Ценюга, актуализирован и обсужден на заседании кафедры отечественной истории «20» июня 2012 г. И.о. заведующего кафедрой Отечественной истории И.Н. Ценюга Одобрено научно-методическим советом исторического факультета «27» июня 2012 г. Председатель В.И.Федорова Протокол согласования рабочей КВ «История регионов и народов России» с другими дисциплинами Направление подготовки: 030801.65 «Религиоведение» на 2013/14 учебный год
лист внесения изменений Дополнения и изменения рабочей программы на 2013/2014 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1. Дополнение литературной карты. Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры отечественной истории "20"июня 2012 г. Внесенные изменения утверждаю: Заведующий кафедрой Н.И. Дроздов "20"июня 2012 г. Оглавление
3. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины 32 стр. 4. Карта литературного обеспечения 33 стр. 5. Технологическая карта рейтинга 34 стр. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) КВ ««История регионов и народов России»» для студентов очной формы обучения по специальности 030801.65 «Религиоведение» состоит из следующих элементов:
Поскольку в учебном плане по КВ не предусмотрено контрольных и курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева Кафедра отечественной истории УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ ИСТОРИЯ РЕГИОНОВ И НАРОДОВ РОССИИ Направление подготовки: 030801.65 «Религиоведение» Красноярск 2012 Рабочая программа разработана в 2008 г. к.и.н., доцентом кафедры отечественной истории КГПУ им. В.П. Астафьева к.и.н., доцентом И.Н. Ценюга, актуализирована и обсуждена на заседании кафедры отечественной истории « 20 » июня 2012 г. И.о. заведующего кафедрой Отечественной истории И.Н. Ценюга Одобрено научно-методическим советом исторического факультета « 27 » июня 2012 г. Председатель В.И.Федорова Пояснительная записка Россия, как крупнейшее федеративное государство мира, имеет самые разнообразные природно-климатические условия. Различные природные регионы страны, обладающие внутренним единством и своеобразными индивидуальными чертами природы, образуют различные системы физико-географических районов. Сами субъекты Федерации (регионы) делятся на административно-территориальные единицы: города, районы регионов и городов, поселки городского типа, сельские администрации и сельские поселения. На территории этих административно-территориальных единиц образуются органы местного самоуправления, а, следовательно, их территориальная основа - это часть территориального устройства страны. История регионов и народов России - часть исторической науки, в которой важнейший исследовательский акцент направлен на анализ исторических изменений в территориальной организации природных условий, населения, хозяйства, культуры, позволяющих вскрыть генезис современных явлений и событий, объективно оценить исторические корни современных процессов. Социополитическое и социокультурное состояние российского общества в настоящее время характеризуется значительной регионализацией общественной жизни. В результате четко обозначилась проблема востребованности истории регионов и народов России и, прежде всего, провинциальной культуры, что объясняется, в немалой степени, непрерывностью культурной традиции, инвариантностью ее по отношению к смене властей, а подчас и политических режимов. Важная роль в территориальном устройстве России отводится экономическому районированию. Разница между экономическими районами обусловлена как различиями в природно-ресурсном потенциале, климате, почвах, так и специализацией промышленности и сельского хозяйства, основанной на территориальном разделении труда. Поэтому, хронологически курс включает в себя исторический период от вхождения регионов и народов в состав Русского государства до настоящего времени. Созданные Указом Президента РФ в 2000г. федеральные округа (всего их 7) фактически являются ведомственным районированием Администрации Президента. Однако как по своим размерам, так и по значению, федеральные округа могут рассматриваться на одном уровне с экономическими районами. Курс по выбору «История регионов и народов России» состоит из 30 часов аудиторных занятий (30 часов лекций). На самостоятельную работу студентов отводится часа. Лекционный курс охватывает всю тематику дисциплины согласно рабочей программе. Цели и задачи УМК курса по выбору «История регионов и народов России»:
Тематический план курса по выбору «История регионов и народов России» ГСЭ, для студентов направления подготовки 030801.65 «Религиоведение» КГПУ им. В.П. Астафьева
Модуль 1. Тема 1. Введение в предмет. Источники по «Истории регионов и народов России». 1. Предмет изучения, задачи, основные понятия. 2. Виднейшие ученые России (Ломоносов М.В., Арсеньев К.А., Татищев В.Н., Семенов-Тян-Шанский П.П., Менделеев Д.И., Колосовский Н.Н.) о внутреннем территориальном разнообразии России. 3. «Истории регионов и народов России» как область научного гуманитарного знания. 4. Источники: а) письменные; б) картографические; в) изобразительные. Для изучения темы следует усвоить следующие понятия и термины: Региональная история - часть исторической науки, в которой важнейший исследовательский акцент направлен на анализ исторических изменений в территориальной организации, природных условий, населения, хозяйства, культуры, позволяющих вскрыть генезис современных явлений и событий, объективно оценить исторические корни современных процессов. Историко-культурная область (или историко-этнографическая область) - крупное территориальное образование, которое подразделяется на регионы. Например, Сибирская историко-культурная область делится на Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский регион (водоразделом служит р. Енисей). Регион (от лат. «область»). Регион делят на малый (село, район, город), средний (республика, край, область) и крупный. Универсального определения понятия «регион» не существует, при этом, чаще можно встретить определения, в которых, в первую очередь, выделяется географический критерий. Регион – область, район; часть страны, отличающаяся от других областей совокупностью естественных и (или) исторически сложившихся, относительно устойчивых экономико-географических и иных особенностей, нередко сочетающихся с особенностями национального состава населения. Местность - часть территории, характеризующаяся общностью каких-либо признаков (природных, исторических, культурных и др.). Край: 1) первоначально местности на окраинах государства (отсюда название); 2) в последствии значительная по размерам территория Российской империи, состоящая из нескольких губерний (наместничеств или генерал-губернаторств); 3) в РФ с 1924 г. – крупная административно-территориальная единица. Локус – населенная местность с заданной степенью гомогенности внутренней среды и внешних связей. Провинция – (от лат. provincia - провинция, область). В России административно-территориальная единица в XVIII в. Упразднены "Учреждениями о губерниях" 1775. Провинция - особое социокультурное пространство, своеобразный внутренний организм, ориентированный на мир человеческой повседневности (Данилов А. А., Меметов В. С.). Литература 1. Ашурков В.Н., Кацюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение: Учебное пособие. М., 1980. 2. Богословский М. Областная история России, ее назначение, обоснование и современные задачи.//Отечество. Краеведческий альманах. № 4. М., 1993. 3. Гончарова Н.Н. Русский дворянский портрет в графике первой половины XIX века: Из собрания ГИМ. – М.,1998. 4. Готье Ю. В. История областного управления в России от Петра I до Екатерины II, т. 1-2, М. - Л., 1913. 5. Данилов А. А., Меметов В. С. Интеллигенция провинции в истории и культуре России. Иваново: ИвГУ, 1997. 6. Кусов В. С. Картографическое искусство Русского государства М., 1989. 7. Кусов В. С. Русский географический чертеж XVI-XVII вв. Сводный каталог. М., 1989. 8. Машковский В. П. Проблемы региональной истории как фактор культуры в современном мире.//Культурологические исследования в Сибири. - Вып. 1. - Омск, 1999. 9. Сотникова С. И. Памятники отечественной картографии XVII в.// Памятники науки и техники. 1987-1988. М., 1989. С.176-201. 10.У истоков фотоискусства. Собрание дагерротипов Государственного Исторического музея: Каталог /Авт.-сост.: Т.Г. Сабурова, И.А. Семакова. – М.: Арт-Родник, 1999. |
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Симбиогенез Направление подготовки Блок дисциплин дв1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Дисциплины по выбору | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Эволюционные теории Направление подготовки Блок дисциплин дв1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Дисциплины по выбору | Учебно-методический комплекс по специальности и направлению подготовки: 030501. 65 «Юриспруденция» гсэ. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины гсэ. В. 05. Дисциплины и курсы по выбору студента, установленные... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины (курс по выбору) Направление... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65. Информатика Канск Компьютерные сети, интернет, мультимедиа технологии, основы микроэлектроники, курсы по выбору | ||
Учебно-методический комплекс религиоведение направления 030300 психология... Дисциплина Религиоведение является вариативной частью гуманитарных, социальных и экономических дисциплин учебного плана | Учебно-методический комплекс дисциплины «психопатология» Направление подготовки: Направление подготовки: 050716. 65 Специальная психология | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Корпоративное управление... Учебно-методический комплекс «Теория антикризисного управления предприятием» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс дисциплины курсы по выбору гсэ: «Историко-психологические... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма... | ||
Учебно-методический комплекс направление подготовки 030900 «Юриспруденция» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридического факультета, обучающихся по направлению подготовки: 030900 «Юриспруденция»... | Курсы по выбору Б3 Направление подготовки 44. 04. 01 Педагогическое образование Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины делопроизводство направление... Туризм, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 20. 01. 2006 г. №739гум/бак. Учебно-методический комплекс обсужден... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 8 Религиоведение... Пащенко Л. В., к ф н., старший преподаватель кафедры связей с общественностью и лингвистики мгту |