Учебно-методический комплекс курсы по выбору направление подготовки: 030801. 65 «Религиоведение»





Скачать 331.79 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс курсы по выбору направление подготовки: 030801. 65 «Религиоведение»
страница1/3
Дата публикации07.04.2015
Размер331.79 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»
кафедра отечественной истории

ИСТОРИЯ РЕГИОНОВ И НАРОДОВ РОССИИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

КУРСЫ ПО ВЫБОРУ
Направление подготовки: 030801.65 «Религиоведение»

КРАСНОЯРСК

2012
УМКД разработан в 2008 г. к.и.н., доцентом кафедры отечественной истории КГПУ им. В.П. Астафьева к.и.н., доцентом И.Н. Ценюга, актуализирован и обсужден на заседании кафедры отечественной истории «20» июня 2012 г.
И.о. заведующего кафедрой

Отечественной истории И.Н. Ценюга
Одобрено научно-методическим советом исторического факультета «27» июня 2012 г.

Председатель В.И.Федорова

Протокол согласования рабочей КВ «История регионов и народов России» с другими дисциплинами

Направление подготовки: 030801.65 «Религиоведение»

на 2013/14 учебный год


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

История России

Отечественной истории

Согласование всех тем учебной дисциплины

Протокол кафедры № 1 от 06.09.2012

Историческое краеведение

Отечественной истории

Согласование темы «История Красноярского края»

Протокол кафедры № 1 от 06.09.2012

Дисциплины специализации «Археология и этнография Сибири»

Отечественной истории

Согласование тем 2 модуля

Протокол кафедры № 1 от 06.09.2012

История мировой и отечественной культуры

Отечественной истории

Согласование темы «История становления и развития культуры в ФО РФ»

Протокол кафедры № 1 от 06.09.2012

лист внесения изменений
Дополнения и изменения рабочей программы на 2013/2014 учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1. Дополнение литературной карты.
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры отечественной истории "20"июня 2012 г.

Внесенные изменения утверждаю:

Заведующий кафедрой Н.И. Дроздов

"20"июня 2012 г.

Оглавление


  1. Пояснительная записка 6 стр.

  2. Рабочая программа дисциплины 7 стр.

    1. Выдержка из стандарта 8 стр.

    2. Введение 9 стр.

    3. Тематический план 11 стр.

    4. Содержание теоретического курса дисциплины 12 стр.

    5. Методические рекомендации для студентов 23 стр.

    6. Банк контрольных заданий и вопросов 26 стр.

    7. Вопросы к зачёту 29 стр.

    8. Тематика рефератов 31 стр.

3. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины 32 стр.

4. Карта литературного обеспечения 33 стр.

5. Технологическая карта рейтинга 34 стр.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) КВ ««История регионов и народов России»» для студентов очной формы обучения по специальности 030801.65 «Религиоведение» состоит из следующих элементов:

  1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

  1. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения КВ ««История регионов и народов России»».

  2. Банка контрольных заданий и вопросов по КВ ««История регионов и народов России»», который представлен различными тестами и заданиями, что позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам. К каждой теме даны тестовые вопросы для проверки знаний студентов и для закрепления учебного материала.

  3. Вопросов к зачёту, который является итоговым контролем освоения студентом КВ.

  4. Тематики рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые проблемы истории регионов и народов России и проверяет освоение вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.

Поскольку в учебном плане по КВ не предусмотрено контрольных и курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева
Кафедра отечественной истории

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ

ИСТОРИЯ РЕГИОНОВ И НАРОДОВ РОССИИ
Направление подготовки: 030801.65 «Религиоведение»

Красноярск 2012

Рабочая программа разработана в 2008 г. к.и.н., доцентом кафедры отечественной истории КГПУ им. В.П. Астафьева к.и.н., доцентом И.Н. Ценюга, актуализирована и обсуждена на заседании кафедры отечественной истории « 20 » июня 2012 г.
И.о. заведующего кафедрой

Отечественной истории И.Н. Ценюга

Одобрено научно-методическим советом исторического факультета « 27 » июня 2012 г.

Председатель В.И.Федорова

Пояснительная записка

Россия, как крупнейшее федеративное государство мира, имеет самые разнообразные природно-климатические условия. Различные природные регионы страны, обладающие внутренним единством и своеобразными индивидуальными чертами природы, образуют различные системы физико-географических районов. Сами субъекты Федерации (регионы) делятся на административно-территориальные единицы: города, районы регионов и городов, поселки городского типа, сельские администрации и сельские поселения. На территории этих административно-территориальных единиц образуются органы местного самоуправления, а, следовательно, их территориальная основа - это часть территориального устройства страны.

История регионов и народов России - часть исторической науки, в которой важнейший исследовательский акцент направлен на анализ исторических изменений в территориальной организации природных условий, населения, хозяйства, культуры, позволяющих вскрыть генезис современных явлений и событий, объективно оценить исторические корни современных процессов.

Социополитическое и социокультурное состояние российского общества в настоящее время характеризуется значительной регионализацией общественной жизни. В результате четко обозначилась проблема востребованности истории регионов и народов России и, прежде всего, провинциальной культуры, что объясняется, в немалой степени, непрерывностью культурной традиции, инвариантностью ее по отношению к смене властей, а подчас и политических режимов.

Важная роль в территориальном устройстве России отводится экономическому районированию. Разница между экономическими районами обусловлена как различиями в природно-ресурсном потенциале, климате, почвах, так и специализацией промышленности и сельского хозяйства, основанной на территориальном разделении труда. Поэтому, хронологически курс включает в себя исторический период от вхождения регионов и народов в состав Русского государства до настоящего времени. Созданные Указом Президента РФ в 2000г. федеральные округа (всего их 7) фактически являются ведомственным районированием Администрации Президента. Однако как по своим размерам, так и по значению, федеральные округа могут рассматриваться на одном уровне с экономическими районами.

Курс по выбору «История регионов и народов России» состоит из 30 часов аудиторных занятий (30 часов лекций). На самостоятельную работу студентов отводится часа.

Лекционный курс охватывает всю тематику дисциплины согласно рабочей программе.

Цели и задачи УМК курса по выбору «История регионов и народов России»:

  1. Дать представления об основных этапах и содержании истории регионов и народов России с древнейших времен до наших дней. Показать на примерах различных эпох органическую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировать общее и особенное в российской истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе.

  2. Показать дискуссионность проблем истории регионов и народов России в российской историографии.

  3. Показать место истории регионов и народов России в современном обществе; формирование и эволюцию исторических понятий и категорий.

  4. Обратить внимание на тенденции развития истории регионов и народов России, ее место и роль в российской науке. Проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие.

  5. Раскрыть роль и место истории регионов и народов России в системе гуманитарных и социальных наук.

Тематический план

курса по выбору «История регионов и народов России»

ГСЭ, для студентов направления подготовки 030801.65 «Религиоведение» КГПУ им. В.П. Астафьева





тема

лекционные занятия

практические занятия

КСР

СРС

всего часов

модуль 1

1

Тема 1. Введение в предмет. Источники по «Истории регионов и народов России».

3







9

12

2

Тема 2. Историография истории регионов и народов России.

4







12

16

3

Тема 3. История и особенности развития Центральной России

4







12

16

4

Тема 4. История и особенности развития Севера и Северо-Запада России.

4







12

16

Модуль 2

5

Тема 5. Урал в истории и экономике России


3







9

12

6

Тема 6. Поволжье и Сибирь в истории России

4







12

16

7

Тема 7. История Украины, Белоруссии и Прибалтики

4







12

16

8

Тема 8. Северный Кавказ, Закавказье и Средняя Азия в истории России

4







12

16




всего часов

30







90

120


Модуль 1.

Тема 1. Введение в предмет. Источники по «Истории регионов и народов России».

1. Предмет изучения, задачи, основные понятия.

2. Виднейшие ученые России (Ломоносов М.В., Арсеньев К.А., Татищев В.Н., Семенов-Тян-Шанский П.П., Менделеев Д.И., Колосовский Н.Н.) о внутреннем территориальном разнообразии России.

3. «Истории регионов и народов России» как область научного гуманитарного знания.

4. Источники:

а) письменные;

б) картографические;

в) изобразительные.
Для изучения темы следует усвоить следующие понятия и термины:

Региональная история - часть исторической науки, в которой важнейший исследовательский акцент направлен на анализ исторических изменений в территориальной организации, природных условий, населения, хозяйства, культуры, позволяющих вскрыть генезис современных явлений и событий, объективно оценить исторические корни современных процессов.

Историко-культурная область (или историко-этнографическая область) - крупное территориальное образование, которое подразделяется на регионы. Например, Сибирская историко-культурная область делится на Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский регион (водоразделом служит р. Енисей).

Регион (от лат. «область»). Регион делят на малый (село, район, город), средний (республика, край, область) и крупный. Универсального определения понятия «регион» не существует, при этом, чаще можно встретить определения, в которых, в первую очередь, выделяется географический критерий. Регион – область, район; часть страны, отличающаяся от других областей совокупностью естественных и (или) исторически сложившихся, относительно устойчивых экономико-географических и иных особенностей, нередко сочетающихся с особенностями национального состава населения.

Местность - часть территории, характеризующаяся общностью каких-либо признаков (природных, исторических, культурных и др.).

Край: 1) первоначально местности на окраинах государства (отсюда название); 2) в последствии значительная по размерам территория Российской империи, состоящая из нескольких губерний (наместничеств или генерал-губернаторств); 3) в РФ с 1924 г. – крупная административно-территориальная единица.

Локус – населенная местность с заданной степенью гомогенности внутренней среды и внешних связей.

Провинция – (от лат. provincia - провинция, область). В России административно-территориальная единица в XVIII в. Упразднены "Учреждениями о губерниях" 1775. Провинция - особое социокультурное пространство, своеобразный внутренний организм, ориентированный на мир человеческой повседневности (Данилов А. А., Меметов В. С.).
Литература

1. Ашурков В.Н., Кацюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение: Учебное пособие. М., 1980.

2. Богословский М. Областная история России, ее назначение, обоснование и современные задачи.//Отечество. Краеведческий альманах. № 4. М., 1993.

3. Гончарова Н.Н. Русский дворянский портрет в графике первой половины XIX века: Из собрания ГИМ. – М.,1998.

4. Готье Ю. В. История областного управления в России от Петра I до Екатерины II, т. 1-2, М. - Л., 1913.

5. Данилов А. А., Меметов В. С. Интеллигенция провинции в истории и культуре России. Иваново: ИвГУ, 1997.

6. Кусов В. С. Картографическое искусство Русского государства М., 1989.

7. Кусов В. С. Русский географический чертеж XVI-XVII вв. Сводный каталог. М., 1989.

8. Машковский В. П. Проблемы региональной истории как фактор культуры в современном мире.//Культурологические исследования в Сибири. - Вып. 1. - Омск, 1999.

9. Сотникова С. И. Памятники отечественной картографии XVII в.// Памятники науки и техники. 1987-1988. М., 1989. С.176-201.

10.У истоков фотоискусства. Собрание дагерротипов Государственного Исторического музея: Каталог /Авт.-сост.: Т.Г. Сабурова, И.А. Семакова. – М.: Арт-Родник, 1999.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс курсы по выбору направление подготовки: 030801. 65 «Религиоведение» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс курсы по выбору направление подготовки: 030801. 65 «Религиоведение» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Симбиогенез Направление подготовки
Блок дисциплин дв1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Дисциплины по выбору
Учебно-методический комплекс курсы по выбору направление подготовки: 030801. 65 «Религиоведение» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Эволюционные теории Направление подготовки
Блок дисциплин дв1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Дисциплины по выбору
Учебно-методический комплекс курсы по выбору направление подготовки: 030801. 65 «Религиоведение» iconУчебно-методический комплекс по специальности и направлению подготовки: 030501. 65
«Юриспруденция» гсэ. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины гсэ. В. 05. Дисциплины и курсы по выбору студента, установленные...
Учебно-методический комплекс курсы по выбору направление подготовки: 030801. 65 «Религиоведение» iconУчебно-методический комплекс дисциплины (курс по выбору) Направление...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс курсы по выбору направление подготовки: 030801. 65 «Религиоведение» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65. Информатика Канск
Компьютерные сети, интернет, мультимедиа технологии, основы микроэлектроники, курсы по выбору
Учебно-методический комплекс курсы по выбору направление подготовки: 030801. 65 «Религиоведение» iconУчебно-методический комплекс религиоведение направления 030300 психология...
Дисциплина Религиоведение является вариативной частью гуманитарных, социальных и экономических дисциплин учебного плана
Учебно-методический комплекс курсы по выбору направление подготовки: 030801. 65 «Религиоведение» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психопатология»
Направление подготовки: Направление подготовки: 050716. 65 Специальная психология
Учебно-методический комплекс курсы по выбору направление подготовки: 030801. 65 «Религиоведение» iconУчебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Корпоративное управление...
Учебно-методический комплекс «Теория антикризисного управления предприятием» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс курсы по выбору направление подготовки: 030801. 65 «Религиоведение» iconУчебно-методический комплекс дисциплины курсы по выбору гсэ: «Историко-психологические...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Учебно-методический комплекс курсы по выбору направление подготовки: 030801. 65 «Религиоведение» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс курсы по выбору направление подготовки: 030801. 65 «Религиоведение» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...
Учебно-методический комплекс курсы по выбору направление подготовки: 030801. 65 «Религиоведение» iconУчебно-методический комплекс направление подготовки 030900 «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридического факультета, обучающихся по направлению подготовки: 030900 «Юриспруденция»...
Учебно-методический комплекс курсы по выбору направление подготовки: 030801. 65 «Религиоведение» iconКурсы по выбору Б3 Направление подготовки 44. 04. 01 Педагогическое образование
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Учебно-методический комплекс курсы по выбору направление подготовки: 030801. 65 «Религиоведение» iconУчебно-методический комплекс дисциплины делопроизводство направление...
Туризм, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 20. 01. 2006 г. №739гум/бак. Учебно-методический комплекс обсужден...
Учебно-методический комплекс курсы по выбору направление подготовки: 030801. 65 «Религиоведение» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 8 Религиоведение...
Пащенко Л. В., к ф н., старший преподаватель кафедры связей с общественностью и лингвистики мгту


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск