Учебно-методический комплекс дисциплины курсы по выбору гсэ: «Историко-психологические портреты в истории России: династия Романовых»





Скачать 310.12 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины курсы по выбору гсэ: «Историко-психологические портреты в истории России: династия Романовых»
страница1/7
Дата публикации01.11.2014
Размер310.12 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7
Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»


Институт гуманитарных наук
ОУК истории


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Курсы по выбору ГСЭ:

«Историко-психологические портреты в истории России: династия Романовых»

050601.65

«Музыкальное образование»

(квалификация (степень «специалист»)

Музыкально-педагогический факультет

Курс 5, семестр 2
Москва 2011

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании ОУК истории № 5 от 18.03.11., утвержден на заседании Ученого совета Института гуманитарных наук, протокол № _____ от _______________.
Составители:

Проф. к. и. н. Кириллов В.В.

Доц., к. и. н. Фирсова О.Г.
Рецензент

Проф., д.и.н. Леонов С.В.

Зам. зав. кафедрой


Доц. к.и.н. Щулепникова Е.И.

Часть 1.

Пояснительная записка

Программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Целью курса является сформировать у студентов – будущих педагогов, умения состовлять психологические портреты исторических личностей (на примерах представителей династии Романовых), выявлять причино-следственные связи между воспитанием, образованием человека и его дальнейшем формированием, как личности. Степень влияние на формирования личности следующих факторов: воспитания, окружающей среды и генетике.

Курс носит общий интегративный характер и основан на межпредметных связях. В него включены исторические, психологические, педагогические и социологические блоки.

Задача курса способствовать формированию широкой эрудиции студентов, без которой немыслема подготовка высококвалифицированного специалиста.

Основные требования к уровню освоения дисциплины.

Студенты должны:

- знать краткую биографию правящих представителей династии Романовых;

- давать характеристику личностным качествам представителей династии Романовых;

- аргументировано высказывать свое мнение о факторах влияющих на формирование личности

- уметь работать с источниками информации;
- иметь представление о работе с историческими источниками личного происхождения(письмами, мемуарами, воспоминаниями);

- овладеть общекультурными компетенциями, необходимыми для будущих педагогов.

Изучение каждой темы для очной формы обучения включает в себя ее лекционное рассмотрение.

По итогам изучения курса студенты сдают зачет.

В рамках данного курса возможно использование кредитно-рейтинговой системы с получением студентами в течение семестра рейтинговых баллов за качественное и систематическое выполнение различной учебной работы. В этом случае итоговая учебная контрольная отчетность может выставляется на основании высокого нормативного (и заранее объявленного) кредитно-бального рейтинга студента.



Содержание курса

Тема 1. Вводная лекция.

Цели и задачи курса. Место курса в образовательной программе и в контексте межпредметных связей. Происхождение рода и фамилии Романовых. Пресечение династии Рюриковичей и избрание на царство новой династии – Романовых.

Тема 2. Историко-психологический портрет Михаила Федоровича.

Биография Михаила Федоровича. Родители. Детство, воспитание и образование. Избрание на царство. Первые годы царствования. Брачные планы, Мария Хлопова. Первая жена Мария Долгорукая. Вторая жена Евдокия Стрешнева. Дети. Внутренняя политика. Внешняя политика. Михаил Федорович Кроткий – человек и государь. Увлечения Михаила Федоровича.

Тема 3. Историко-психологический портрет Алексея Михайловича.

Биография Алексея Михайловича. Родители. Детство, воспитание и образование. Начало царствования. Брачные планы, Евфимия Всеволжская. Первая жена Мария Милославская, дети от первого брака. Соляной бунт 1648 г., Соборное Уложение 1649 г., Медный бунт 1662 г. Алексей Михайлович и Никон, церковная реформа, раскольники. Крестьянско-казацкое восстание под предводительством С. Разина. Внешняя политика. Вторая жена Наталья Нарышкина, дети от второго брака. Алексей Михайлович Тишайший - государь и человек. Алексей Михайлович – человек и государь. Увлечения Алексея Михайловича.

Тема 4. Историко-психологический портрет Федора Алексеевича.

Биография Федора Алексеевича. Родители. Детство, воспитание и образование. Начало царствования. Внутренняя политика. Внешняя политика. Личность Федора Алексеевича, его увлечения. Семейная жизнь, первая жена Агафья Грушецкая, вторая жена Марфа Апраксина.

Тема 5. Историко-психологический портрет Ивана V Алексеевича.

Биография Ивана Алексеевича. Родители. Детство, воспитание и образование. Борьба за власть после смерти Федора Алексеевича. Стрелецкий бунт 1682 г. Венчание на царство Ивана V Алексеевича и Петра I Алексеевича. Брачные планы, жена Прасковья Салтыкова, дети. Конец царствования.

Тема 6. Историко-психологический портрет Петра I Великого.

Биография Петра Алексеевича. Родители. Детство, воспитание и образование. Первая жена Евдокия Лопухина, дети от первого брака. Начало самостоятельного правления. Азовские походы 1695 г., 1696 г. Великое посольство 1697-1698 гг. Северная война 1700-1721 гг. Создание империи. Преобразования Петра. Вторая жена Екатерина I, дети от второго брака. Петр – государь и человек. Петр – человек и государь. Увлечения Петра. Последние годы царствования. Оценка личности Петра в Отечественной историографии. Петр Великий в искусстве.

Тема 7. Историко-психологический портрет Екатерины I Алексеевны.

Биография Екатерины I. Родители. Детство и юность. Знакомство с Петром Великим. Прутский поход и учреждение Ордена Св. Екатерины. Брак с Петром Великим, семейная жизнь, дети. Коронация Екатерины I. Приход к власти. Екатерина I – императрица. Конец правления.

Тема 8. Историко-психологический портрет Петра II.

Биография Петра II. Родители. Детство и юность. Воспитание и образование. Петр II – император. Петра II и А.Д. Меньшиков, обручение с Марией Меньшиковой. Внутренняя политика. Будни императора. Падение А.Д. Меньшикова. Борьба знати за влияние на Петра II после падения А.Д.Меньшикова. Петра II и Долгоруковы, фаворит Иван Долгоруков. Личность Петра II, его увлечения. Отзывы иностранных дипломатов о Петре II. Обручение с Екатериной Долгоруковой. Смерть Петра II.

Тема 9. Историко-психологический портрет Анны Иоанновны.

Биография Анны Иоанновны. Родители. Детство, воспитание и образование. Замужество Анны Иоанновны, её муж Фридрих III Вильгельм Кеттлер. Анна Иоанновна герцогиня Курляндская, её первый фаворит П.М. Бестужев-Рюмин, неудавшийся брак с Морицем Саксонским. Второй и последний фаворит Анны Иоанновны – Э.Бирон. Вступление на русский престол, кондиции. Внутренняя политика, Канцелярия тайных розыскных дел, знаменитое «Слово и дело». Личность Анны Иоанновны, её увлечения и развлечения, «Ледяной дом». Смерть Анны Иоанновны, её приемники – Анна Леопольдовна, император Иван IV Антонович.

Тема 10. Историко-психологический портрет Елизаветы Петровны.

Биография Елизаветы Петровны. Родители. Детство, воспитание и образование. Юность Елизаветы Петровны. Фавориты - А.Б. Бутурлин, С.К. Нарышкин, А.Я.Шубин, А.Г. Разумовский, П.В. Лялин. Вступление Елизаветы Петровны на престол. Фавориты императрицы Н.А. Бекетов, И.И. Шувалов. Внутренняя политика. Внешняя политика. Личность Елизаветы Петровны, её увлечения. Свидетельства современников и историков о личности Елизаветы Петровны. Смерть Елизаветы Петровны.

Тема 11. Историко-психологический портрет Петра III.

Биография Петра III. Родители. Детство, воспитание и образование. Петр III – наследник российского престола. Брак Петра III с Софьей Августой Фредерикой Ангальт-Цербстской. Фаворитка Петра III Елизавета Воронцова. Петр III – император. Внутренняя политика. Внешняя политика. Личность Петра III, его увлечения. Психические заболевания Петра III по результатам медицинских экспертиз. Дворцовый переворот 1762 г. отречение Петра III от престола и его смерть.

Тема 12. Историко-психологический портрет Екатерины II.

Биография Екатерины II. Родители. Детство, воспитание и образование. Екатерина II – жена Петра III, семейные будни. Фавориты Екатерины II – С. Салтыков, С. Понятовский, Г. Орлов. Внебрачные дети. Дворцовый переворот 1762 г. и восшествие на престол Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II, Уложенная комиссия 1767-1769 гг., «золотой век» русского дворянства. Внешняя политика. Фавориты – А.Васильчиков, Г. Потемкин, П. Завадовский, С.Зорич, И. Римский-Корсаков, В.Левашов, А. Ланской, Н.Мордвинов, А. Ермолов, А. Дмитриев-Мамонов, П.Зубов. Личность Екатерины II, её увлечения. Последние годы царствования. Личность Екатерины II в оценках современников и историков.

Тема 13. Историко-психологический портрет Павла I.

Биография Павла I. Родители. Детство, воспитание и образование. Первая жена - Вильгельмина Гессен-Дармштатская. Вторая жена – София-Доротея Вюртембергская, семейная жизнь, дети от второго брака, их воспитание. Путешествие Павла I с женой в Европу. Фаворитки Павла I – Е. Нелидова, А. Лопухина. Резиденции Павла I – Каменноостровский дворец, Павловск, Гатчина, Михайловский замок. Личность Павла I, его увлечения. Вступление Павла I на престол. Внутренняя политика: Павел I и дворянство, Павел I и крестьянский вопрос, Петербург при Павле I, военные реформы, Павел I и флот. Внешняя политика: Павел I Великий магистр Мальтийского ордена. Итоги царствования Павла I. Последний дворцовый переворот 11 марта 1801 г. убийство Павла I.

Тема 14. Историко-психологический портрет Александра I.

Биография Александра I. Родители. Детство, воспитание и образование. Брак с Луизой Баданской, семейная жизнь, фаворитка Мария Нарышкина. Восшествие на престол, «дней александровых прекрасное начало». Внешняя политика, Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии, Александр I и Наполеон. Александр Благословенный. Последние годы правления Александра I, «Аракчеевшина» Личность Александра I, его увлечения. Болезнь и смерть Александра I, легенда о старце Федоре Кузьмиче.

Тема 15. Историко-психологический портрет Николая I.

Биография Николая I. Родители. Детство, воспитание и образование. Брак с Шарлоттой Прусской, семейная жизнь, фаворитка Варвара Нелидова. Вопрос о престолонаследии, междуцарствование. Вступление на престол, восстание декабристов и его влияние на личность и характер Николая I. Николай I – император, внутренняя политика, внешняя политика. Личность Николая I, его увлечения, повседневная жизнь. Николай – Незабвенный, Палкин, Жандарм Европы. Причины смерти Николая I.

Тема 16. Историко-психологический портрет Александра II.

Биография Александра II. Родители. Детство, воспитание и образование. Брак с принцессой Максимилианой-Вильгельминой-Августой-Софьей-Марией Гессен-Дармштадтской, семейная жизнь, дети. Вступление на престол и начало государственной деятельности. Великие реформы Александра II. Александр II – Освободитель. Внешняя политика. Личность императора, его увлечения, повседневная жизнь. Роман с Екатериной Долгоруковой, их дети. Покушения на царя и его убийство.

Тема 17. Историко-психологический портрет Александра III.

Биография Александра III. Родители. Детство, воспитание и образование. Брак с Дагмарой Датской, семейная жизнь, дети. Александр III – император, внутренняя политика, внешняя политика. Александр III – Миротворец. Личность императора, его увлечения, повседневнпая жизнь. Болезнь и кончина.

Тема 18. Историко-психологический портрет Николая II.

Биография Николая II. Родители. Детство, воспитание и образование. Вступление на престол и начало правления. Коранация, трагедия на Ходынском поле, Николай II - Кровавый. Брак с Алисой Гессенской, влияние супруги на императора, их семейные будни, дети. Внутренняяя политика. Внешняя политика. Влияние Г. Распутина на царскую семью. Личность Николая II, образ жизни, привычки, увлечения. Дневники императора. Отречение Николая II, ссылка и расстрел. Николай II в оценках современников и историков. Канонизация царской семьи в 2000 г.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины курсы по выбору гсэ: «Историко-психологические портреты в истории России: династия Романовых» iconУчебно-методический комплекс по специальности и направлению подготовки: 030501. 65
«Юриспруденция» гсэ. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины гсэ. В. 05. Дисциплины и курсы по выбору студента, установленные...
Учебно-методический комплекс дисциплины курсы по выбору гсэ: «Историко-психологические портреты в истории России: династия Романовых» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины курсы по выбору гсэ: «Историко-психологические портреты в истории России: династия Романовых» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65. Информатика Канск
Компьютерные сети, интернет, мультимедиа технологии, основы микроэлектроники, курсы по выбору
Учебно-методический комплекс дисциплины курсы по выбору гсэ: «Историко-психологические портреты в истории России: династия Романовых» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Династия Романовых в истории России [Текст] : виртуальный обзор / конб им. Н. Н. Асеева; ибо; сост. В. В. Титова, И. Г. Шафоростова...
Учебно-методический комплекс дисциплины курсы по выбору гсэ: «Историко-психологические портреты в истории России: династия Романовых» iconУчебно-методический комплекс курсы по выбору направление подготовки: 030801. 65 «Религиоведение»
Умкд разработан в 2008 г к и н., доцентом кафедры отечественной истории кгпу им. В. П. Астафьева к и н., доцентом И. Н. Ценюга, актуализирован...
Учебно-методический комплекс дисциплины курсы по выбору гсэ: «Историко-психологические портреты в истории России: династия Романовых» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 гсэ. В 1 Геополитика...
Автор-составитель программы: к и н., доцент кафедры географии и экологии В. Н. Фридкин
Учебно-методический комплекс дисциплины курсы по выбору гсэ: «Историко-психологические портреты в истории России: династия Романовых» iconУчебно-методический комплекс по специальностям: 030501. 65 «Юриспруденция»
«Юриспруденция» (гсэ. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Федеральный компонент гсэ. Ф. 04.)
Учебно-методический комплекс дисциплины курсы по выбору гсэ: «Историко-психологические портреты в истории России: династия Романовых» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Английская драма от Шекспира до Шеридана (дисциплина по выбору студента): Учебно-методический комплекс дисциплины. Ооп 050300. 62...
Учебно-методический комплекс дисциплины курсы по выбору гсэ: «Историко-психологические портреты в истории России: династия Романовых» iconУчебно Методический комплекс Дисциплины гсэ в. 1, Гсэ. Р. 2 Мировая...
Сапрыкин В. П., к п н., доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы мгпу
Учебно-методический комплекс дисциплины курсы по выбору гсэ: «Историко-психологические портреты в истории России: династия Романовых» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В. 01

Учебно-методический комплекс дисциплины курсы по выбору гсэ: «Историко-психологические портреты в истории России: династия Романовых» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...
Учебно-методический комплекс дисциплины курсы по выбору гсэ: «Историко-психологические портреты в истории России: династия Романовых» iconУчебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом»
...
Учебно-методический комплекс дисциплины курсы по выбору гсэ: «Историко-психологические портреты в истории России: династия Романовых» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 05. «Экономика»
Настоящий комплекс составлен в соответствии со следующими целями, стоящими перед учебным курсом «Экономика»
Учебно-методический комплекс дисциплины курсы по выбору гсэ: «Историко-психологические портреты в истории России: династия Романовых» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 4 Культурология (Основы...
Второй этап изучения ориентирован на освоение истории культуры, структуры и типологии, понятийно-категориального аппарата
Учебно-методический комплекс дисциплины курсы по выбору гсэ: «Историко-психологические портреты в истории России: династия Романовых» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору сд. В1 «Российское...
Цель дисциплины по выбору – познакомить студентов с историей Русской православной церкви в контексте ее взаимоотношений с государственной...
Учебно-методический комплекс дисциплины курсы по выбору гсэ: «Историко-психологические портреты в истории России: династия Романовых» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Культура повседневности России»
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности России Направление/ специальность — 031400. 62, культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск