Скачать 2.29 Mb.
|
ИВЭСЭП Филиал НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» в г. Дзержинске Нижегородской области Кафедра социально-гуманитарных дисциплинКультурологияУчебно-методический комплекс по специальностям: 030501.65 «Юриспруденция» (ГСЭ. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Федеральный компонент. ГСЭ.Ф.04.) 080801.«Прикладная информатика (в экономике)» ( ГСЭ. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Национально-региональный (вузовский компонент). ГСЭ.Р.01.) 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ( ГСЭ. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Дисциплины и курсы по выбору студентов, установленные институтом. ГСЭ.В.03.) 080301.65 «Коммерция (торговое дело)» ( ГСЭ. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Дисциплины и курсы по выбору студентов, установленные институтом. ГСЭ.В.03.) Дзержинск 2010 ББК 71 Л68 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология». Автор- составитель Лобанова И.Н. – Дзержинск: Филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г. Дзержинске Нижегородской области. 2010. – 141с. Печатается по решению кафедры социально-гуманитарных дисциплин филиала НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права « в г. Дзержинске Нижегородской области. Протокол заседания кафедры социально-гуманитарных дисциплин № 6 от 25.06.2010г. Рецензенты: Русова Наталья Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор (НГПУ); Рябчикова Елена Павловна, кандидат философских наук, доцент (НИРО). Учебно-методический комплекс содержит: учебно-тематические планы с блочно-модульной и рейтинговой системой организации образовательного процесса, рабочую программу, планы семинарских занятий, темы для самостоятельного изучения, методические рекомендации по выполнению контрольных и творческих исследовательских работ, тестовый материал для проведения контроля качества обучения, глоссарий, вопросы для подготовки к зачету, список рекомендованной литературы. Ó Лобанова И.Н., 2011 Ó Филиал НОУ ВПО Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права в г.Дзержинске Нижегородской области, 2011 Содержание учебно-методического комплекса
11. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы 12. Вопросы к коллоквиуму 13. Тесты для рубежного контроля 14. Конкурсные творческие, исследовательские работы 15. Итоговый контроль (зачет) 16. Вопросы к зачету 17. Глоссарий (толковый словарь терминов и персоналий) 18. Список рекомендуемой литературы Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Требования к обязательному минимуму содержания учебной дисциплины «Культурология». (Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Федеральный компонент) Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация. Пояснительная записка Культурологическое образование сегодня – одно из приоритетных направлений в гуманитарной подготовке всех категорий обучающихся, в том числе и в первую очередь, студентов высших учебных заведений. Эффективные жизнедеятельность и жизнепостроение, профессиональный успех не представляются возможными без глубокого проникновения в мировое культурное пространство. Современная образовательная парадигма ориентирована не столько на социализацию, сколько на культурную ориентацию личности, на формирование её общекультурной компетентности. Известный отечественный учёный Б.С. Гершунский в своей работе «Философия образования для XXI века» при описании критериев оценки разных уровней образованности представляет следующую шкалу: «грамотность – образованность - профессиональная компетентность – культура – менталитет». Почти все гуманитарные науки изучают такое многомерное, полисемантичное, универсальное понятие, каким является «культура». Культурология как самостоятельная учебная дисциплина в системе предметов социально-гуманитарного цикла содержит чрезвычайно важный воспитательно-образовательный материал как понятийно-категориального, так и художественно-эстетического, морально-этического характера, поэтому её значение трудно переоценить. Среди других учебных предметов цикла ГСЭ культурология, бесспорно, выделяется возможностью выступать фундаментом гуманитаризации современной высшей школы. Данный учебный курс знакомит с культурными достижениями человечества и в то же время представляет широкую, пёструю панораму исторических изменений в мировом художественном процессе, располагает бесценным материалом для приобщения к уникальным этнорегиональным феноменам, для самовоспитания, самоидентификации, самоактуализации и самовыражения личности. При освоении дисциплины наиболее продуктивным и дидактически обоснованным (а отнюдь не излишним) следует считать переход от персоналий и художественно-эстетической конкретики к понятиям, их системе и от тезауруса к культурно-антропологическим описаниям и интерпретациям. Поскольку культурологическое знание призвано формировать культуродиалогическую личность студента, способствовать её «укоренению» в мировой культуре, в первую очередь, в своей родной, национальной, региональной, культуре, в ходе образовательного процесса необходимо: - познакомиться с особенностями зарождения, функционирования и развития разнообразных моделей культуры; - выработать представление о многообразии типов культур (восточной, западной, российской); - овладеть понятийно-терминологическим аппаратом курса; - научиться пополнять базовые понятия (культура, культурогенез, динамика культуры, язык, символы, коды, типология культур, культурные универсалии, инкультурация) конкретным содержанием; - характеризовать культурные явления научной и повседневной, массовой и элитарной, национальной и региональной культур; - проводить различные виды анализа произведений культуры; - оценить современный масштабный диалог культур; - знать и применять на практике механизм внутри- и межкультурных коммуникаций; - приобщиться к системе норм, традиций, обычаев, ценностей и ключевых универсальных, национальных, социальных культурных концептов; - уметь формулировать и аргументировать актуальные проблемы развития культуры; - ориентироваться в современном социокультурном пространстве, знать уникальные этнорегиональные феномены культуры; - иметь представление о закономерностях и специфике эволюционного развития мировой культуры через изучение «картин мира» и моделей человека, выраженных в результате творческого процесса; - стремиться к целенаправленному самостоятельному формированию гуманистической культурной ориентации. Предлагаемый учебно-методический комплекс предназначен для студентов всех специальностей и всех форм обучения, по которым осуществляется подготовка в филиале, и включает в себя весь необходимый и достаточный дидактический материал на широкой ориентировочной основе, обеспечивающий оптимальный способ освоения учебной дисциплины с учётом индивидуальных особенностей студентов, различий в уровне их обученности и обучаемости, по типу восприятия личности. Каждый студент может выбрать, опираясь на данные материалы, свой индивидуальный образовательный маршрут, в том числе и повышенного уровня. Культурологическая подготовка имеет комплексный характер, кроме традиционных академических жанров занятий (лекций, практикумов, семинаров, лабораторных работ по анализу произведений культуры), она в обязательном порядке должна включать индивидуальную и самостоятельную работу, посещение театров, концертных залов, музеев, выставок, изучение иллюстрированных альбомов по искусству, чтение специальной литературы, а также постоянный культурный тренинг. Практические занятия проводятся по важнейшим темам курса культурологии с учётом профессионального и регионального (национального) компонентов. Цель практических занятий заключается в проработке наиболее сложных и дискуссионных тем; приобретении умения самостоятельного, многоаспектного и аргументированного рассмотрения актуальных культурологических проблем; закреплении, систематизации и развитии полученных знаний; формировании устойчивых навыков учебного диалога; пробуждении интереса к вопросам теории и истории культуры; приобщении к богатейшему культурному наследию. План учебного процесса Специальность «Прикладная информатика»
Специальность «Юриспруденция» (очная форма обучения)
(заочная форма обучения)
Специальность «Коммерция»
Специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Учебно-тематический планОчная форма обучения (специальности «Юриспруденция», «Прикладная информатика»)
Учебно-тематический план.Заочная форма обучения (специальности «Юриспруденция», «Коммерция (торговое дело)», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»)
|
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция»... Уголовное право: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция»... | Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция»,... Административное право России: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 –... | ||
Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция»,... Виктимология: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» /... | Учебно-методический комплекс по специальности: 030501 «Юриспруденция» История криминалистики: учебно-методический комплекс по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт сост. А. Б. Ефремов. – Киров:... | ||
Учебно-методический комплекс по специальности: 030501 «Юриспруденция» Нотариат: учебно-методический комплекс по специальности: 030501 – Юриспруденция / авт сост. Т. Е. Ложкина. – Киров: филиал ноу впо... | Учебно-методический комплекс Для студентов специальности: 030501 юриспруденция Согласовано Учебно-методический комплекс «Таможенное право» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности: 030501 юриспруденция... Учебно-методический комплекс «Судебная экспертиза» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | Учебно-методический комплекс Для специальности: 030501 «Юриспруденция»... Учебно-методический комплекс гражданское процессуальное право (гражданский процесс) составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности: 030501 Юриспруденция... Учебно-методический комплекс «Конституционное правосудие в Российской Федерации» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция»,... Актуальные проблемы уголовного права: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 − «Юриспруденция», по специальности:... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности: 030501 «Юриспруденция» Для направления Учебно-методический комплекс «Муниципальное право России» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс для специальности 030501 Юриспруденция... Учебно-методический комплекс «Международное право» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | ||
Учебно-методический комплекс по финансовому праву составлен в соответствии... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Примерной программой по дисциплине по специальностям... | Учебно-методический комплекс правоохранительные органы Административное право России: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 –... | ||
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальностям... Шундрик Владимир Анатольевич, старший преподаватель кафедры гражданского права и гражданского процесса | Учебно-методический комплекс по дисциплине уголовно-процессуальное... ... |