Пояснительная записка Обучение религии (под которым в данном случае понимается обучение основам православного вероучения) и религиозное воспитание детей являются приоритетными направлениями деятельности Русской Православной Церкви.





НазваниеПояснительная записка Обучение религии (под которым в данном случае понимается обучение основам православного вероучения) и религиозное воспитание детей являются приоритетными направлениями деятельности Русской Православной Церкви.
страница1/4
Дата публикации03.07.2014
Размер0.5 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2   3   4



ПРОЕКТ

Утверждено решением Священного Синода

Русской Православной Церкви

«___»___________2012 г. Журнал №_______

Стандарт

учебно-воспитательной деятельности, реализуемой

в воскресных школах (для детей)

Русской Православной Церкви

на территории Российской Федерации

Отдел религиозного образования и катехизации

Русской Православной Церкви

2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка____________________________________3

  2. Основные понятия________________________________________ 5

  3. Общие положения_________________________________________6

  4. Требования к результатам учебно-воспитательной деятельности_________________________________________________________8

  5. Требования к структуре и содержанию программ учебно-воспитательной деятельности__________________________________________20

  6. Требования к организации учебно-воспитательной

деятельности ________________________________________________________34

  1. Порядок реализации и контроль над выполнением Стандарта учебно-воспитательной деятельности___________________________________37



  1. Пояснительная записка

Обучение религии (под которым в данном случае понимается обучение основам православного вероучения) и религиозное воспитание детей являются приоритетными направлениями деятельности Русской Православной Церкви. Воскресные школы как форма работы с детьми и молодежью стали появляться в 90-е годы XX века с началом возрождения церковной жизни в России. За двадцать лет наблюдалась положительная динамика роста количества воскресных школ в епархиях Русской Православной Церкви. Это свидетельствует об укреплении роли и значения воскресных школ в деле воспитания и воцерковления подрастающего поколения. В настоящее время многие воскресные школы являются центрами духовно-нравственного просвещения, приобщения детей и молодежи к православной традиции, церковному укладу жизни, церковной среде.

Однако время требует от нас повышения качества религиозного образования детей и юношества, которое предполагает не только правильную передачу знаний о Боге, мире и человеке, но, прежде всего, укоренение детей в вере и традиции, возможное только при активном участии в приходской жизни, в церковных богослужениях, а также при формировании потребности, желания прибегать к спасительным источникам благодати, данным через Церковные Таинства. Эту задачу и должны выполнять воскресные школы, жизнь которых организована при приходах Русской Православной Церкви.

Цель внедрения Стандарта учебно-воспитательной деятельности – систематизировать учебно-воспитательную деятельность в воскресных школах при приходах Русской Православной Церкви, повысить качество религиозного образования и воспитания.

Задачи Стандарта учебно-воспитательной деятельности:

  • организация системного изучения православной веры и культуры;

  • формирование духовной и нравственной ответственности у подрастающего поколения;

  • воспитание православного сознания и поведения человека, отношения к Богу, миру и социуму;

  • изучение, сохранение и развитие национальных культурно-исторических традиций;

  • формирование уважительного отношения к представителям другой культуры, национальности, религии;

  • воспитание человека, способного к благотворительности, милосердию и состраданию;

  • воспитание жертвенного служения и любви на примере жизни и подвига святых;

  • формирование сознания единства прав, обязанностей и нравственного достоинства человека; взаимосвязи духовного, нравственного, гражданского и патриотического воспитания;

  • раскрытие понятия свободы как независимости от безнравственных поступков, как независимости от греха, в соотношении понятий свободы выбора и свободы от зла (из «Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви» о достоинстве, свободе и правах человека);

  • повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей детей), стремящихся воспитывать своих детей в православной традиции, содействие сплочению родителей (законных представителей детей) и педагогов в процессе воспитания детей.

Функции Стандарта:

системообразующая: построение единой системы религиозного образования на принципах Христоцентричности, преемственности, целостности, верности традиции;

контрольно-регулятивная: определение показателей результативности учебно-воспитательной деятельности воскресных школ, качества и результатов религиозного образования и воспитания;

педагогическая: формирование воспитательной среды для правильного духовного и нравственного развития каждой личности.

Область применения Стандарта:

руководители религиозных организаций: приходов, Патриарших подворий, Архиерейских подворий, монастырей монастырских подворий;

руководители, специалисты Синодального и епархиальных отделов религиозного образования и катехизации;

директора, педагоги, воспитатели, методисты воскресных школ и учебно-воспитательных воскресных групп Русской Православной Церкви;

воспитанники воскресных школ и учебно-воспитательных воскресных групп;

прихожане, родители (законные представители) воспитанников воскресных школ и учебно-воспитательных воскресных групп;

православная общественность, прямо или косвенно участвующая в учебно-воспитательной деятельности воскресных школ.

  1. Основные понятия

    1. Учебно-воспитательная деятельность, реализуемая в воскресных школах Русской Православной Церкви (далее - учебно-воспитательная деятельность) – это целенаправленный процесс религиозного обучения и воспитания детей, осуществляемый религиозной организацией Русской Православной Церкви в организованной ею воскресной школе, направленный на усвоение вероучительных знаний и формирование навыков христианского благочестия в обыденной жизни.

    2. Воскресная школа Русской Православной Церкви для детей (далее-воскресная школа) - это структурное подразделение религиозной организации Русской Православной Церкви (прихода, Патриаршего подворья, архиерейского подворья, монастыря, подворья монастыря), осуществляющее функции религиозной организации по обучению религии (основам православного вероучения), а также формированию умений и навыков, необходимых для православного христианина в соответствии со Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах Русской Православной Церкви.

    3. Дошкольная ступень учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресной школе для детей, – комплекс учебно-воспитательных программ для детей 5-6 лет, направленных на формирование первичных представлений о Боге, мире и человеке, о православной вере и традиции, православной культуре, приобретение первичных навыков христианского благочестия.

    4. Начальная ступень учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресной школе для детей, - комплекс учебно-воспитательных программ для детей 7-11 лет, направленных на формирование православного мировосприятия, усвоение воспитанниками начальных знаний о православной вере, приобщение к православной традиции и культуре, образу жизни, приобретение навыков христианского благочестия.

    5. Основная ступень учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах для детей, - комплекс учебно-воспитательных программ для детей 12-16 лет, направленных на формирование православного мировоззрения, усвоение воспитанниками знаний о православном вероучении, христианской нравственности и культуре, закрепление навыков христианского благочестия, умения применять полученные знания в обыденной жизни, осознанно участвовать в Таинствах и Богослужении Церкви, в социальной, молодежной и миссионерской работе на приходе.

    6. Основная (вероучительная) часть учебно-воспитательной деятельности, реализуемой воскресными школами для детей, - комплекс базовых вероучительных программ, направленных на усвоение воспитанниками знаний о православном вероучении, богослужении и истории Церкви, а также приобщение их к духовной жизни в лоне Русской Православной Церкви.

    7. Дополнительная часть учебно-воспитательной деятельности, реализуемой воскресными школами для детей, - комплекс личностно и социально ориентированных дополнительных занятий, позволяющих раскрыть личные таланты и направленные на воспитание активной и многогранной личности, православного христианина.

  2. Основные положения

    1. Стандарт учебно-воспитательного деятельности, реализуемой в воскресных школах Русской Православной Церкви (далее - Стандарт), - нормативный документ, включающий в себя совокупность требований к результатам учебно-воспитательной деятельности, к структуре и содержанию программ учебно-воспитательной деятельности и духовно-нравственного обучения и воспитания (для детей), требования к организационной и методической деятельности воскресных школ, учрежденных религиозными организациями Русской Православной Церкви.

    2. Стандарт разрабатывается для учебно-воспитательных воскресных групп, воскресных школ (детей) Русской Православной Церкви (как имеющих статус юридического лица, так и не имеющих такового), созданных религиозными организациями Русской Православной Церкви.

    3. Стандарт направлен на обеспечение:

а) единства образовательного пространства Русской Православной Церкви;

б) упорядочивания, систематизации учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах Русской Православной Церкви;

в) комплексной и эффективной реализации вероучительных программ и программ духовно-нравственной направленности в воскресных школах;

г) возможности получения качественных знаний о православной вере, традиции и культуре, приобщения к церковной среде, церковному быту, образу жизни православного христианина.

3.4. В основе Стандарта лежит системный подход, который обеспечивает:

а) формирование мотивации к воцерковлению и духовно-нравственному совершенствованию воспитанников;

б) создание среды способствующей духовно-нравственному развитию воспитанников;

в) построение учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических особенностей детей.

3.5. Стандарт реализуется при наличии следующих условий:

а) воцерковления воспитанников, приобщения их к православной вере, к Богослужению и Церковным Таинствам, православной традиции и православной культуре, через которые происходит освящение личности и ее преображение в Духе Истины и Любви;

б) понимания воспитания как спасения;

в) понимания образования как раскрытия образа Божия в человеке, его целостности; развитие и совершенствование ума, воли и чувств;

г) построение уклада жизни воскресной школы, способствующего воспитанию христианского благочестия, навыков противления злу, нравственному восприятию человека, природы, всего живого и культуры;

д) учета подготовленности воспитанников к принятию духовного знания, Божественной Истины, усвоению духовного опыта;

е) учет социализации детей вне ограды Церкви.

3.6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик воспитанника:

а) осознающий себя православным христианином, чадом Русской Православной Церкви, и реализующий в своей жизни традиционные православные ценности;

б) осознающий себя личностью, социально активной, уважающий закон, выполняющей свои обязанности перед семьёй и обществом;

в) осознающий, что Россия - многонациональное государство, и терпимо относящийся к традиционным религиям;

г) любящий свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и традиции, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;

д) доброжелательный, честный, умеющий слушать и слышать собеседника, уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, обосновывать свою позицию достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

е) творческий, мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир.

3.7. Учебно-воспитательная деятельность, реализуемая в воскресной школе для детей (далее - учебно-воспитательная деятельность), включает в себя три ступени:

а) дошкольная для детей в возрасте 5-6 лет – с нормативным сроком обучения 2 года;

б) начальная для детей в возрасте 7-11 лет - с нормативным сроком обучения 4 года;

в) основная для детей в возрасте 12-16 лет – с нормативным сроком обучения 4 года.

    1. Воскресная школа Русской Православной Церкви (для детей) должна соответствовать следующим требованиям:

а) количество учащихся не менее 10 человек;

б) наличие собственных или арендуемых учебных помещений;

в) соответствие квалификации преподавательского состава требованиям Стандарта;

г) наличие у воскресной школы учебного плана, учебных и учебно-воспитательных программ;

д) наличие библиотеки, отвечающей требованиям учебно-воспитательного процесса в школе.

  1. Требования к результатам учебно-воспитательной деятельности.

    1. Стандарт устанавливает требования к результатам учебно-воспитательной деятельности:

а) личностным, включающим готовность и способность воспитанников руководствоваться христианскими нравственными принципами в своей жизни, к саморазвитию и самоопределению, наличие стойкой мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловыми установками, отражающими их индивидуально-личностные позиции, способность ставить цели и строить жизненные планы;

б) предметным, включающим освоенный воспитанниками в ходе изучения вероучительных предметов духовный опыт.

    1. Личностные результаты учебно-воспитательной деятельности должны отражать:

а) осознание себя православным христианином, устремленность к высшему идеалу человеческого совершенства выраженного в Богочеловеке – Господе Иисусе Христе;

б) осознание себя чадом Русской Православной Церкви;

в) наличие навыков добродетельной жизни (христианского благочестия), развитие таких качеств, как послушание, терпение, трудолюбие, доброжелательность, отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей милосердие, целомудрие, и др.;

г) развитие навыков неприятия зла, различения греха и противостояния им;

д) формирование целостного взгляда на мир в его единстве и многообразии;

е) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

ж) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств соответствующих христианской нравственности;

з) формирование ответственности и прилежания в учебе;

и) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    1. Цели и предметные результаты учебно-воспитательной деятельности:

ДОШКОЛЬНАЯ СТУПЕНЬ

Православное воспитание детей дошкольного возраста – это первая ступенька в процессе становления духовно-нравственной личности. В этом возрасте ребенок глубоко и трепетно воспринимает и переживает свои первые впечатления, обретая опыт, который в дальнейшем определит его жизненный путь и нравственный выбор. Очень важно, чтобы эти первые впечатления давали ему уроки добра и любви, раскрывали красоту и величие сотворенного Богом мира, учили беречь его. Воспитание в детях навыка добродетельной жизни должно проявляться в желании помогать другим людям, способности к сопереживанию, сорадости, адекватному проявлению своих чувств, в поддержании порядка и чистоты в доме и во дворе, в своих вещах.

Вероучительным предметом дошкольной ступени является Введение в Закон Божий (первичные понятия о Боге, о духовном мире, о молитве, о Священной Библейской истории, о храме Божием).
Изучение Введения в Закон Божий в дошкольном возрасте направлено на достижение следующих целей:

  • заложить основы православного мировосприятия, дать начальные знания о Боге и вере, мире и человеке;

  • пробудить личность ребенка, направить ее к познанию Бога, сформировать религиозные чувства;

  • воспитывать у детей чувство благоговения к святыне и святым, почтения и любви к родителям и другим людям, учить их бережно относиться к окружающему миру как творению Божиему;

  • развивать творческие способности, направить их к умственному и физическому совершенствованию ребенка;

  • помочь освоить и закрепить первоначальные навыки церковной жизни;

  • развивать нравственные чувства, дать первые представления о добре и зле, обогащать нравственный опыт детей через овладение навыками добродетельной жизни.

Для дошкольников рекомендуются занятия в форме уроков-встреч, уроков-бесед, творческих мастерских по 20-30 минут.

Предметные результаты изучения Введения в Закон Божий:

  • понимание, что Бог есть Творец мира;

  • знание о молитве: где, когда и как надо молиться, молитвы предначинательные, молитва Господня, молитвы перед трапезой, стих, поющийся перед Святым Причащением, Тропарь: Христос Воскресе!;

  • представление о Церкви Христовой как доме Божием;

  • представление о Библии как Священной книге, знание главных сюжетов из Священного Писания (о сотворении мира, о Великом потопе, об Аврааме, о Моисее, о главных событиях земной жизни Господа Иисуса Христа);

  • знание Заповедей Божиих (обзорно);

  • знание об именах своих небесных покровителей; святых, почитаемых в храме, в семье;

  • умение совершать краткое утреннее и вечернее молитвенное правило;

  • умение различать образы Спасителя, Божией Матери и святых;

  • умение петь простые песнопения;

  • умение получать благословение священнослужителя и подходить ко Святому Причащению.

НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ

Вероучительными предметами начальной ступени являются: Закон Божий (в том числе Священная Библейская история, устройство Храма Божия и Богослужение, История Церкви); Основы христианской нравственности (на основе Евангелия и Жития святых); Церковнославянский язык, Церковное пение.

Изучение курса Закон Божий направлено на достижение следующих целей:

  • заложить основы православного мировоззрения и мировосприятия;

  • дать знания о важнейших событиях Священной Библейской и Церковной истории, о внутренней и внешней сторонах жизни Церкви, о нравственном духовном законе;

  • помочь овладеть основными навыками добродетельной жизни (по совести), богослужебной жизни через участие в Таинствах и Богослужениях, посильных храмовых послушаниях, правилами поведения в храме и личной молитвы;

  • воспитать нравственные чувства, уважение и любовь к родителям и старшим, Родине, бережное отношение к окружающему миру, как творению Божию;

  • формировать ценностные жизненные ориентиры;

  • научить применять полученные знания для духовного и творческого совершенствования и помощи ближнему.

Предметные результаты изучения Закона Божия:

  • знание, что Бог есть Творец мира, Иисус Христос Сын Божий – Спаситель мира;

  • молитва Господня, молитвы перед трапезой, стих поющийся перед Причащением, Тропарь: Христос Воскресе!;

  • представление о Библии как Священной книге, знание основных сюжетов Священной Истории Ветхого Завета (о сотворении мира, о падении Денницы, о первых людях и их грехопадении, история Каина и Авеля, о Великом потопе, об Аврааме, о Моисее); знание главных событий земной жизни Господа Иисуса Христа, основных притч;

  • представление о Церкви как собрании людей во имя Христа; Храме и его устройстве, внешней и внутренней символике; священнослужителях, церковнослужителях;

  • знание названий Двунадесятых и великих праздников;

  • знание о Таинствах Покаяния и Евхаристии;

  • знание имен двенадцать апостолов; представление о жизни апостолов Петра и Павла, архидьякона Стефана, великомучеников Георгия Победоносца и Пантелеимона, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святителя Николая Чудотворца, равноапостольных Константина и Елены;

  • представление о Крещении Руси, апостоле Андрее Первозванном и равноапостольных Владимире и Ольге, о жизни благоверного князя Александра Невского, преподобного Сергия Радонежского, святителя Алексия Московского, благоверного князя Димитрия Донского, патриарха Ермогена, преподобного Серафима Саровского, блаженных Ксении Петербургской и Матрены Московской, праведных Иоанна Кронштадтского и воина Федора Ушакова; о новомучениках и исповедниках Российских, местночтимых святых.

  • знание десяти заповедей Божиих, заповедей Блаженств;

  • умение совершать утреннее и вечернее молитвенное правило;

  • умение петь тропари двунадесятых праздников, тропарь и стихиры Пасхи;

  • сознанное участие в Таинствах Исповеди и Причащения.

использование своих знаний для:

  • выявления и осознания собственных греховных поступков;

  • построения исповеди и исправления грехов.


Изучение церковнославянского языка направлено на достижение следующих целей:

сформировать представление о церковнославянском языке как о величайшей ценности, достоянии общечеловеческой и национальной культуры, культуры всех славянских народов;

раскрыть его социокультурное и историческое значение для становления и развития духовного облика русского, всех славянских народов, славянских литературных языков, величие и богатство церковнославянского языка как языка богослужения Русской Православной Церкви.

овладеть традициями церковнославянского языка для совершенствования навыков чтения и понимания церковнославянских текстов, для осознанного участия в литургической жизни Церкви.
Предметные результаты изучения церковнославянского языка:

  • знание истории жизни и трудов свв. равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия;

  • знание истории возникновения славянской письменности, развития церковнославянского язык;

  • знание азбуки: алфавитного порядка букв, названий, начертаний и звуковых соответствий каждой буквы;

  • знание основных особенностей церковнославянской лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса;

  • знание словарных слов для чтения и слушания Евангелия и Псалтири;

  • знание происхождения и значения общеупотребительных личных канонических имен;

  • овладение правилами чтения и орфографии (особенностями церковнославянской графики) церковнославянского текста;

  • умение читать церковнославянский текст (молитвы начинательные; тропари наиболее употребительные);

  • умение ориентироваться в нумерации страниц, псалмов, стихов в церковных книгах;

  • умение осуществлять переложение на русский язык программных псалмов и притч;

  • умение анализировать и кратко характеризовать части речи, предложение;

  • умение работать с церковнославянскими словарями.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • читать и понимать церковнославянский текст;

  • знать наизусть основные молитвы;

  • самостоятельно и регулярно совершать утреннее и вечернее молитвенное правило;

  • осмысленно участвовать в Богослужении.

Изучение церковного пения направлено на достижение следующих целей:


  • понимание церковнославянских терминов, глубокое проникновение в их духовно-нравственный смысл;

  • овладение особенностями орфоэпии слов церковнославянского языка и стиля духовных песнопений в соответствии с традициями клиросного пения в православном храме;

  • овладение основами правильного звукообразования в процессе пения;

  • развитие вокально-хоровых навыков: слуховое сосредоточение, вслушивание в коллективное звучание; умение брать дыхание, начинать и заканчивать по руке регента, подстраивать свой голос в унисон с общим звучанием хора; интонационно правильно воспроизводить певческие звуки на различных гласных, тянуть длинные звуки ровным по силе голосом на основе активного пиано; быстро и плавно переходить с донного слога на другой без толчка;

  • овладение пением в унисон в зоне наилучшего звучания детских голосов (ре1 – ля 1) на элементарных песнопениях по принципу постепенного расширения их звуковысотного диапазона.


Предметные результаты изучения церковного пения:



  • знание и понимание содержания слов тропарей, кондаков, стихир и ирмосов восьми гласов;

  • знание нотной записи песнопений;

  • знание порядка следования строк в обиходных гласовых распевах в зависимости от словесного текста;

  • знание порядка следования песнопений Божественной Литургии и Всенощного Бдения;

  • знание основных песнопений Постной и Цветной Триоди;

  • знание особенностей праздничных служб;

  • умение отличать по слуху распев одного гласа от другого;

  • умение правильно интонировать мелодии гласов;

  • умение держать строй в песнопениях в 2-х голосном изложении;

  • владение основными вокально-хоровыми навыками, такими как: певческое дыхание, звукообразование, дикция, ровность гласных, мягкая атака звука, уметь тянуть звук на длинных нотах, пользоваться грудными и головными резонаторами и др.;

  • соблюдение правил орфоэпии при пении на церковнославянском языке;

  • умение читать церковные тексты по принципу псалмодирования при соблюдении правил постановки как речевого, так и певческого голоса (с опорой на дыхание, умеренным по силе голосом, на выдержанной высоте тона в речевом диапазоне, соблюдая четкость дикции, дотягивая концы фраз и т.д.);

  • соблюдать правила поведения на клиросе;

  • ориентироваться в нотных партитурах богослужебных песен;

  • петь по руке регента.


ОСНОВНАЯ СТУПЕНЬ

Вероучительными предметами основной ступени являются: Священное Писание: Ветхий и Новый Завет; Православное Богослужение (Литургика); Основы православного вероучения (Катехизис); История Христианской Церкви, Христианская этика.
Изучение Священного Писания Ветхого и Нового Завета направлено на достижение следующих целей:

формирование целостной христианской картины мира;

осмысление основных этапов спасения человеческого рода через Боговоплощение, Крестную Жертву и Воскресение Господа Иисуса Христа;

освоение знаний о важнейших события ветхозаветной и новозаветной истории;

овладение навыками работы с текстом Библии и навыками ее понимания;

формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с историческими событиями жизни ветхозаветного народа и нравственным учением Господа Иисуса Христа;

применение знаний и представлений о нравственном законе в личной жизни для христианского самосовершенствования;

воспитание нравственных чувств, а также уважения, ответственности и бережного отношения к окружающему;

Предметные результаты изучения Священного Писания Ветхого и Нового Завета:

  • знание о Библии, названий книг, составляющих ее, автора Пятикнижия;

  • знание основных событий библейской истории Ветхого и Нового Завета, основных прообразов ветхозаветной истории;

  • знание Десяти заповедей Божиих;

  • знание основных событий земной жизни Господа Иисуса Христа;

  • умение рассказать о Библии как о Священной книге, имеющей ценность для всех людей;

  • умение рассказать хронологию и содержание основных этапов Ветхозаветной истории и объяснить смысл;

  • умение раскрыть нравственный смысл десяти заповедей Божиих;

  • умение рассказать хронологию и содержание основных этапов Новозаветной истории и объяснить их смысл;

  • умение раскрыть нравственное содержание заповедей Блаженства;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания процессов, происходящих в нравственной жизни современного общества;

  • высказывания собственного мнения по вопросам нравственной оценки происходящего в современном обществе;

  • использования знаний христианской нравственности для личной благочестивой жизни.


Изучение «Основ православного вероучения» (Катехизиса) направлено на достижение следующих целей:

формирование православного мировоззрения; жизненной позиции православного христианина;

освоение знаний, касающихся православного вероучения;

овладение навыками добродетельной жизни;

формирование системы ценностей, основанных на православном мировоззрении;

применение полученных знаний для духовного самосовершенствования и приобщения других к православной вере, традиции и культуре;

воспитание религиозных чувств, любви, сострадания к окружающим;
Предметные результаты изучения «Основ православного вероучения» (Катехизиса):

  • знание Символа Веры, смысла двенадцати членов Символа Веры;

  • знание Молитвы Господней, смысла заложенного в ней учения о Надежде;

  • знание заповедей Блаженства, заложенного в них учения;

  • знание смысла и значения Таинств Церкви в жизни человека;

  • представление о христианском понимании брака и нормах христианского поведения;

  • умение объяснять понятия «Бог», «Троица», «грехопадение», «Боговоплощение», «искупление», «спасение»;

  • умение объяснять значение Крестной смерти Спасителя, учение о Духе Святом, учение о Богородице, понимание «святости»;

  • умение рассказать с христианских позиций о назначении и смысле жизни человека, раскрыть смысл слов «образ и подобие Божие в человеке», «обожение».

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания роли и места православного вероучения в жизни человека;

  • высказывания собственных зрелых религиозных суждений;

  • использования полученных знаний об основах веры для устроения православно-христианского образа жизни.

Изучение «Истории Христианской Церкви» направлено на достижение целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям Церкви и Отечества;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всеобщей Церковной истории, их взаимосвязи с гражданской историей;

  • овладение методами исторического познания, умения работать с источниками исторической информации;

  • формирование представлений о важности исторической роли Русской Православной Церкви в истории России;

  • применение знаний и представлений о роли Православной Церкви в жизни общества для межличностного взаимодействия с представителями других религиозных традиций.


Предметные результаты изучения «Истории Христианской Церкви»:

  • знание основных этапов и ключевых событий истории общецерковной и истории Русской Православной Церкви;

  • знание имен выдающихся церковных деятелей и их вклада в развитие Церкви и общества;

  • представление о значении Христианства в культурном развитии Западной Европы;

  • понимание значения Крещения Руси и Православной Церкви в истории России;

  • представление о Поместных Православных Церквях;

  • умение соотносить даты событий гражданской и церковной истории;

  • умение соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;

  • умение рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной церковной и общественной жизни;

  • объяснения своего личного отношения к наиболее значимым событиям и личностям Русской Церковной истории и все общей истории;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой национальной и религиозной принадлежности.


Изучение «Основ христианской этики» направлено на достижение целей:

  • становление себя как личности, несущей в себе образ Божий;

  • освоение христианских представлений о смысле жизни, месте человека в мире, свободе и ответственности;

  • овладение способностью противостоять злу в мире и в самом себе;

  • формирование представлений о духовной жизни христианина;

  • применение полученных знаний в личной духовной жизни, в межчеловеческих отношениях и общественном служении.


Предметные результаты изучения «Основ христианской этики»:

  • представление о подходах к решению вопроса о смысле жизни в философиях и религиях мира;

  • знание христианского подхода к вопросу о смысле жизни;

  • знание положений Декалога и их актуальности в современном мире;

  • представление об основах духовной (внутренней) жизни человека;

  • умение применять знания в личной духовной жизни, межличностных отношениях и общественном служении.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания смысла своей жизни и определения себя в мире;

  • самоидентификации себя в мире как христианина;

  • противостояния злу в мире и в самом себе.




    1. Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе организуется на базе учебного плана, соответствующего типовому Учебному плану, утвержденному Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

    2. Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе может быть организован с использованием авторских, творческих методик и подходов с учетом принципов, изложенных в данном Стандарте.

    3. В процессе обучения преподаватель должен ориентироваться на уровень подготовленности воспитанников к восприятию вероучительного знания.

    4. Воскресная школа самостоятельно организует общую проверку результатов учебно-воспитательной деятельности, используя разные формы контроля, преимущественно творческие.

    5. Приоритетную роль в оценке промежуточных результатов по всем предметам должны иметь инновационные свободные формы оценки, участие детей в самостоятельной творческой, познавательной, проектной деятельности: различные конкурсы, внутришкольные олимпиады, различные выступления, участие в приходских, межприходских и епархиальных мероприятиях, делах социального и миссионерского служения.

    6. Предметом итоговой оценки результатов учебно-воспитательной деятельности должно быть достижение личностных и предметных результатов. По итогам аттестации выпускнику воскресной школы выдается диплом установленного образца, заверенный печатью учредителя или воскресной школы.

    7. В итоговой оценке должны быть выделены результаты итоговых работ, характеризующие степень усвоения программ вероучительного содержания и дополнительных занятий.

    8. Итоговая аттестация результатов учебно-воспитательной деятельности проводится аттестационной комиссией.

    9. Состав аттестационной комиссии определяется положением о воскресных школах.




  1. Требования к структуре и содержанию программы учебно-воспитательной деятельности.

5.1. Программа учебно-воспитательной деятельности, реализуемая в воскресной школе, определяет структуру и содержание учебного и воспитательного процесса на каждой ступени.

5.2. Программа направлена на духовно-нравственное, социальное, личностное развитие воспитанников, которое возможно при формировании соответствующей среды, православного уклада, способствующего решению задач православного образования и воспитания.

    1. Программа учебно-воспитательной деятельности включает в себя:

  • пояснительную записку, в которой определяются цели и задачи воскресной школы, основные направления ее деятельности, принципы и подходы к обучению и воспитанию детей, участники учебно-воспитательной деятельности;

  • цели и результаты учебно-воспитательной деятельности для каждой ступени: личностные и предметные;

  • программа духовно-нравственного воспитания детей, в которой должно быть отражено единство воскресной школы, семьи и прихода в совместной работе по духовно-нравственному воспитанию обучающихся; программа должна основываться на принципах православной педагогики и христианской антропологии; должна обеспечивать: а) создание и поддержание православной среды, способствующей духовно-нравственному становлению и развитию личности, раскрытию ее творческого потенциала; б) создание совместно с семьей системы воспитательных мероприятий, позволяющих реализовать полученные знания в личной духовной жизни, а так же развивать и укреплять в детях навыки христианского благочестия и добродетельной жизни; в) формирование целостной учебно-воспитательной среды, включающей в себя школьную, приходскую и домашнюю жизнь;

  • учебный план воскресной школы;

  • программы по вероучительным предметам и духовно-нравственной направленности, включающие в себя, соответственно, основную и дополнительную части содержания;

  • организация учебно-воспитательной деятельности: привлечение кадров, материально-техническое и информационное обеспечение, источники финансирования.

    1. Структура программ по вероучительным предметам и духовно-нравственной направленности включает:

1) пояснительную записку, в которой раскрываются цели и задачи реализации программы в соответствии с требованиями к результатам учебно-воспитательной деятельности; принципы и подходы к формированию программы и состава участников учебного процесса; общая характеристика программы, место предмета в учебно-воспитательном процессе;

2) примерные результаты обучения и воспитания (личностные и предметные);

3) учебно-тематический план, включающий виды деятельности с воспитанниками;

4) содержание обучения и воспитания, включающее в себя основное содержание по предметам;

5) информационное и материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

6) учебную литературу для воспитанников и родителей;

7) формы контроля и оценки достижений воспитанников.

5.6. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ программ по вероучительным предметам.

5.6.1. ДОШКОЛЬНАЯ СТУПЕНЬ учебно-воспитательной деятельности

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Введение в Закон Божий (36 ч.)
Бог-Творец мира. Иисус Христос Сын Божий. Мир есть творение Божие. О святых ангелах. Ангелы-хранители. Библия - Священная книга. Евангелие - книга о земной жизни Сына Божия - Иисуса Христа. Крестное знамение. О святых иконах и святых людях. Главные православные праздники.

Молитвы. Понятие о молитве. Молитвы предначинательные: Славословие Пресвятой Троице. Молитва Пресвятой Троице. Молитва Господня. Ангельское приветствие Божией Матери. Молитва Ангелу Хранителю. Молитва перед вкушением пищи. Тропарь: Христос Воскресе!
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Обучение религии (под которым в данном случае понимается обучение основам православного вероучения) и религиозное воспитание детей являются приоритетными направлениями деятельности Русской Православной Церкви. iconПояснительная записка Обучение религии (под которым в данном случае...

Пояснительная записка Обучение религии (под которым в данном случае понимается обучение основам православного вероучения) и религиозное воспитание детей являются приоритетными направлениями деятельности Русской Православной Церкви. iconФтд. 5 «История Русской Православной Церкви»
Обучение в рамках дисциплины «История Русской Православной Церкви» предполагает изучение основных аспектов церковной истории, приобретение...
Пояснительная записка Обучение религии (под которым в данном случае понимается обучение основам православного вероучения) и религиозное воспитание детей являются приоритетными направлениями деятельности Русской Православной Церкви. iconПрограмма по английскому языку Православной классической гимназии «Радонеж»
«Стандарте православного компонента общего образования», утверждённом решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 июля...
Пояснительная записка Обучение религии (под которым в данном случае понимается обучение основам православного вероучения) и религиозное воспитание детей являются приоритетными направлениями деятельности Русской Православной Церкви. iconПрограмма учебная дисциплины «история русской православной церкви»
Православная религиозная организация-учреждение высшего профессионального религиозного образования казанская духовная семинария г....
Пояснительная записка Обучение религии (под которым в данном случае понимается обучение основам православного вероучения) и религиозное воспитание детей являются приоритетными направлениями деятельности Русской Православной Церкви. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании авторской...
Андрицовой М. Ю. Смоленск, издательство сиуу, 2004г в соответствии с договором о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной...
Пояснительная записка Обучение религии (под которым в данном случае понимается обучение основам православного вероучения) и религиозное воспитание детей являются приоритетными направлениями деятельности Русской Православной Церкви. iconА. А. Вырубова (Танеева). Страницы моей жизни
Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви единогласно принято решение о прославлении в лике Святых Православного...
Пояснительная записка Обучение религии (под которым в данном случае понимается обучение основам православного вероучения) и религиозное воспитание детей являются приоритетными направлениями деятельности Русской Православной Церкви. iconОсвященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (2-5 февраля...
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
Пояснительная записка Обучение религии (под которым в данном случае понимается обучение основам православного вероучения) и религиозное воспитание детей являются приоритетными направлениями деятельности Русской Православной Церкви. iconПояснительная записка рабочая программа «Обучение письму»
Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. О. В. Прониной «Обучение грамоте» Образовательная система «Школа 2100». (Сборник программ. Начальная...
Пояснительная записка Обучение религии (под которым в данном случае понимается обучение основам православного вероучения) и религиозное воспитание детей являются приоритетными направлениями деятельности Русской Православной Церкви. iconВнеклассное мероприятие Тема : «История Рождества Христова»
Русской Православной Церкви к основным событиям в жизни человека и связанных с ним таинствах, постах, молитвах, обычаях, ознакомление...
Пояснительная записка Обучение религии (под которым в данном случае понимается обучение основам православного вероучения) и религиозное воспитание детей являются приоритетными направлениями деятельности Русской Православной Церкви. iconРусская православная Церковь Отдел религиозного образования и катехизации...
Преподавание православной культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: сборник материалов и документов — М.:...
Пояснительная записка Обучение религии (под которым в данном случае понимается обучение основам православного вероучения) и религиозное воспитание детей являются приоритетными направлениями деятельности Русской Православной Церкви. iconПояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического...
Основные задачи обучения труду этой категории детей также соответствуют задачам трудового обучения в общеобразовательной школе
Пояснительная записка Обучение религии (под которым в данном случае понимается обучение основам православного вероучения) и религиозное воспитание детей являются приоритетными направлениями деятельности Русской Православной Церкви. iconПояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического...
Основные задачи обучения труду этой категории детей также соответствуют задачам трудового обучения в общеобразовательной школе
Пояснительная записка Обучение религии (под которым в данном случае понимается обучение основам православного вероучения) и религиозное воспитание детей являются приоритетными направлениями деятельности Русской Православной Церкви. iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд 14 «Воспитание и обучение...
СД. Ф. 14 «Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха (дошкольная сурдопедагогика)»
Пояснительная записка Обучение религии (под которым в данном случае понимается обучение основам православного вероучения) и религиозное воспитание детей являются приоритетными направлениями деятельности Русской Православной Церкви. iconСвященного Синода Русской Православной Церкви «25» декабря 2012 г. Журнал №125 Стандарт
В настоящее время многие воскресные школы стали центрами духовно-нравственного просвещения, приобщения детей и молодежи к православной...
Пояснительная записка Обучение религии (под которым в данном случае понимается обучение основам православного вероучения) и религиозное воспитание детей являются приоритетными направлениями деятельности Русской Православной Церкви. iconРабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана...
Формирование мотивации к изучению истории христианства, мировых религий и сект; миссионерской деятельности Русской Православной Церкви;...
Пояснительная записка Обучение религии (под которым в данном случае понимается обучение основам православного вероучения) и религиозное воспитание детей являются приоритетными направлениями деятельности Русской Православной Церкви. iconРабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана...
Формирование мотивации к изучению истории христианства, мировых религий и сект; миссионерской деятельности Русской Православной Церкви;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск