Программа учебная дисциплины «история русской православной церкви»





Скачать 193.72 Kb.
НазваниеПрограмма учебная дисциплины «история русской православной церкви»
Дата публикации07.05.2015
Размер193.72 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ-УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ Г.КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)


«Утверждаю»

Проректор

по учебной работе

иеромонах Филарет (Кузьмин)

«____» _____________ 20__г.
ПРОГРАММА УЧЕБНАЯ

ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ РУССКОЙ

ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»







(код по ГОС (ОКСО)/ (название дисциплины (модуля) по ГОС/ ФГОС / учебному плану)

ФГОС /учебному плану)



по направлению

подготовки

033400




Теология

(код) (название направления по ГОС/ ФГОС ВПО)

для специальности

033400







(код) (название специальности по ГОС/ ФГОС ВПО)

специализация /квалификация

033400




бакалавр

(код) (название специализации по ГОС/ ФГОС ВПО)

очная

форма обучения __________________________________________________________

Казань 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Цели и задачи освоения дисциплины

Главной целью курса«История Русской Православной Церкви»является ознакомление студентов с жизнью Русской Православной Церкви в её историческом и экклезиологическом развитии в контексте истории Отечества, а также общехристианской церковной истории.

Изучение данного курса предполагает знание и использование методов исторического исследования, владение методикой работы с источниками и научной литературой.

Задачи освоения дисциплины:

Познавательная

Формировать у студентов представления об истории РПЦ как исторической и церковной науке, основах методологии, познакомить учащихся с ключевыми событиями и явлениями в жизни Русской Церкви, дать представление о ключевых памятниках русской христианской письменности в области богословия, агиографии, канонического права и пр., как об исторических источниках.

Воспитательная

Показать положительные примеры созидательной деятельности отдельных личностей в церковной и общественной истории, указать возможности самореализации в церковной жизни.

Развивающая

Развивать профессиональные умения и навыки, стимулировать самостоятельное критическое мышление в работе с предлагаемыми источниками и научной литературой.


  1. Место дисциплины в структуре ООП

Б.3.4.1. Модуль «История конфессии»

Изучение предмета «История Русской Православной Церкви» предусматривается базовой (общепрофессиональной) частью профессионального цикла Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС-03) по направлению 033400 «Теология» (бакалавриат).

Дисциплина тесно связана с историческими (история Отечества, источниковедение), гуманитарными, а также с профессиональными дисциплинами (каноническое право, историческая литургика, агиография и др.), что способствует комплексному восприятию предмета в системе семинарского образования и профессиональной ориентированности обучения. Изучение курса «История Русской Православной Церкви» необходимо для студентов семинарии, поскольку будущий священнослужитель должен быть знаком с жизнью Церкви в её историческом развитии, иметь представление об исторических прецедентах решения проблем, возникающих в церковной среде, в студентах должно утвердиться осознание собственной причастности к жизни Русской Церкви; современная церковная жизнь должна видеться частью развивающегося исторического и эсхатологического процесса.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Требования к уровню освоения дисциплины.

Курс направлен на формирование следующих компетенций:

  • приверженность нормам традиционной морали и нравственности; способность к социальной адаптации (ОК-3);

  • способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности знания о структуре, методологии и критериях современной науки (ОК-7);

  • сформированность базовых знаний по всем предметам профессионального цикла (ОК-10);

  • способность приобретать и интерпретировать с использованием современных информационных и образовательных технологий новые знания по всем разделам теологии и смежных дисциплин (ОК-11);

  • способность использовать необходимые знания языков сакральных текстов (ОК-15);

  • умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-18);

  • способность использовать знание основных разделов теологии и их взаимосвязь, собирать, систематизировать и анализировать информацию по теме исследования, готовность применять в научно-исследовательской работе основные принципы и методы проведения научных исследований, учитывая единство теологического знания, оформлять и вводить в научный оборот полученные результаты (ПК-1);

  • готовность применять стандартные методы решения проблем, имеющих теологическое содержание (ПК-2);

  • способность применять основные учебно-методические принципы и методы для разработки элементов учебных курсов и подготовки методических материалов; готовность к составлению источниковедческих и библиографических обзоров по общим и специальным учебным курсам (ПК-5);

  • способность использовать в практической деятельности знание о теологических основаниях, принципах, методах и различных формах этой деятельности; готовность участвовать в исследованиях практической деятельности конфессии и применять результаты этих исследований (ПК-7);

  • способность подбирать, систематизировать и анализировать материал в соответствии с объектами профессиональной деятельности выпускника (ПК-8);

  • способность использовать знания в области истории, типологии и актуальных проблем конфессиональных взаимоотношений в межрелигиозном, культурном (цивилизационном), общественном, государственном и научном контексте (ПК-10);

  • способность использовать базовые знания в области теологии для освоения дисциплины «История Русской Православной Церкви» (ПК-13);

  • способность использовать специализированные знания фундаментальных разделов философии, истории, искусствоведения, филологии для освоения дисциплины «История Русской Православной Церкви» (ПК-14);

  • способность использовать современные технические средства и информационные технологии для решения поставленных профессиональных задач (ПК-15).

В рамках достижения обозначенных цели и задач курса студент должен

  • знатьхронологию ключевых событий истории Русской Церкви, этапы истории Русской Церкви с важнейшими событиями каждого этапа, имена главнейших церковных и общественных деятелей и их роль в жизни Русской Церкви;

  • уметь анализировать проблематику догматических, канонических и др. движений и споров, существовавших в Русской Церкви;использовать ианализировать церковно-исторические источники и предлагаемую научную литературу;

  • владеть навыками апологетической защиты собственной позиции по тем или иным важным церковно-историческим вопросам;оценки современной ситуации с позиции исторического опыта Церкви.




  1. Структура и содержание учебной дисциплины

Русская Церковь в досинодальный период

1. Введение

История Русской Православной Церкви (РПЦ) как наука. Предмет, цели и задачи курса. Связь с другими науками.

Периодизация истории РПЦ.

Источники по истории РПЦ. Историография истории РПЦ.

2. Начало христианства на Руси

Сведения о христианах на Руси до 988 г. Крещение кн. Ольги.

Князь Владимир, его исторический выбор. Обстоятельства крещения Руси. «Болгарская» гипотеза русского крещения. Деятельность латинских миссионеров на Руси в X в.

3. Христианизация Руси

Распространение христианства после кн. Владимира. Канонический статус и структура Русской Церкви, отношения с Константинополем. Позиция Церкви в междоусобной борьбе князей.

Первые памятники русской христианской письменности: канонические, гомилетические, агиографические.

Прп. Феодосий Печерский и начало монашества на Руси. Духовное просвещение в домонгольский период. Деятельность прп. Авраамия Смоленского.

Особенности христианского зодчества и живописи в домонгольский период.

4. Русская Церковь в монгольский период

Участие духовенства в борьбе против монголо-татарских захватчиков. Взаимоотношения церковной иерархии с Ордой.

Православная проповедь в Орде и её последствия. Исламизация татар. Христианские мученики в Орде.

Деятельность кн. Александра Невского – православная оценка.

5. Становление Московской митрополии

Роль Церкви в возвышении Москвы. Митр. Пётр и перенесение центра митрополии в Москву. Взаимоотношения русских митрополитов и московских князей. Митр. Алексий и кн. Дмитрий Донской. Участие Церкви в борьбе с татарами.

Митр. Киприан и спор о замещении митрополичьей кафедры после смерти митр. Алексия.

6. Духовный подъём XV в.

Связь расцвета духовной жизни на Балканах в XIV в. с русским религиозным подъемом XV в.

Прп. Сергий Радонежский, значение его подвига. Ученики прп. Сергия, распространение монашества. Деятельность крупнейших монастырей.

Миссия свт. Стефана у пермяков.

Русское зодчество и иконопись XIV-XV вв. Феофан Грек и Андрей Рублев. Богослужебные изменения.

7. Начало автокефалии Русской Церкви

Реакция Русской Церкви на Флорентийскую Унию. Митрополиты Исидор и Иона. Фактическое установление автокефалии Московской митрополии в 1448 г.

Возрастание роли государства в жизни Церкви. Теория «Москва – третий Рим». Церковная деятельность Василия III.

Богословские споры рубежа XV-XVI вв. Ересь жидовствующих, её роль в церковно-государственных отношениях. Просветительская деятельность свт. Геннадия Новгородского и прп. Иосифа Волоцкого. Спор иосифлян и нестяжателей о монастырских владениях.

8. Развитие церковной жизни в землях западной Руси

Возникновение Великого княжества Литовского, объединение русских земель под властью литовских князей. Религиозная ситуация в Великом княжестве до принятия католичества.

Усиление польского влияния в Литве, принятие католичества, изменение в положении Православной Церкви.

Разделение Русской митрополии на Московскую и Киевскую в сер. XV в.

9. Причины и последствия Брестской унии

Упадок православия в землях западной Руси в XVI в. Феномен православных братств. Взаимоотношения православных с католиками и протестантами в Речи Посполитой.

Брестские соборы 1596 г., введение унии. Проблемы канонического положения православной Церкви после 1596 г., их решение. Народное противодействие введению унии.

10. Русская Церковь в правление Ивана Грозного

Прп. Максим Грек, его деятельность и судьба. Окончательная победа иосифлянства на высшем уровне. Созидательная деятельность митр. Макария. Стоглавый собор.

Царь Иван Грозный. Опричнина и отношение Церкви к ней. Судьба митр. Филиппа. Вопрос о возможности канонизации Ивана Грозного.

11. Установление патриаршества в Русской Церкви

Начало визитов восточных патриархов в Московское царство в XVI в. Объективные и субъективные причины введения патриаршества в 1589 г. Изменение епархиальной структуры Русской Церкви. Последствия установления патриаршества в ближайшей исторической перспективе.

12. Церковь в период Смутного времени

Религиозный аспект Смуты.

Роль Лжедмитрия I в организации католической экспансии в России. Патриарх Иов и противодействие самозванцу. Патриарх Игнатий.

Преследование православия при Лжедмитрии II. Осада Троице-Сергиева монастыря. Православные мученики Смуты.

Последний этап Смуты. Подвиг патриарха Гермогена по защите православия в Москве. Победа народного ополчения. Воцарение Михаила Романова.

13. Русская Церковь при патриархах Филарете, Иоасафе и Иосифе

Новая парадигма церковно-государственных отношений в правление царя Михаила и патриарха Филарета.

Жизнь и деятельность патриархов Иоасафа и Иосифа.

14. Деятельность патриарха Никона

Жизненный путь патриарха Никона. Специфика его патриаршества.

Причины и предыстория книжной справы при патриархе Никоне. Богослужебные исправления и реакция на них.

Алексей Михайлович и Никон: перипетии взаимоотношений. Теократическая идея Никона. Секуляризационная политика царя. Монастырский приказ и отношение патриарха к нему.

Конфликт царя и патриарха. Уход и осуждение Никона. Роль восточных иерархов в осуждении патриарха.

15. Возникновение и укоренение старообрядческого раскола

Кружок «ревнителей благочестия». Конфликт «ревнителей» и Никона. Иван Неронов и Аввакум. Начало раскола. Соборные осуждения раскольников.

Развитие раскола после падения Никона. Политическая сторона борьбы со старообрядчеством. Соловецкий бунт. Роль раскольников в восстаниях стрельцов.

Обзор дальнейшей истории старообрядчества. Расколы внутри старообрядческого движения.

16. Западнорусская Церковь в XVII в. Киево-Могилянская академия

Православие в Речи Посполитой в XVII в. Роль Церкви в освободительной борьбе русского народа.

Митр. Пётр Могила. Учреждение и просветительская миссия Киево-Могилянской академии.

Киевская митрополия после присоединения Левобережной Украины к России.

17. Проблемы церковной жизни в России накануне петровских реформ

Феодор Ртищев и начало школьного образования в Москве. Первые русские школы. Братья Лихуды и Славяно-греко-латинская академия.

Влияние малороссийской «латинской» школы на русское богословие. Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий.

Церковно-государственные отношения при последних патриархах. Участие Церкви в политической борьбе. Митр. Симеон (Милюков) и возрождение Смоленской епархии.

Секуляризация церковной и общественной жизни в конце XVII в., её отражение в церковном искусстве. Предпосылки петровских реформ.



Тематическое планирование по курсу

«История Русской Православной Церкви»

(Русская Церковь в досинодальный период)




Тема

Сем.

Неделя

Лекц.

Сем.

Самост.

Формы текущего контроля успеваемости

1

Введение

5

1

2




2




2

Начало христианства на Руси

5

2-4

4

2

6

Участие в практическом занятии, текущий опрос

3

Христианизация Руси

5

5-6

2

2

4

Участие в практическом занятии, текущий опрос

4

Русская Церковь в монгольский период

5

7-8

2

2

4

Участие в практическом занятии, текущий опрос

5

Становление Московской митрополии

5

9-10

2

2

4

Участие в практическом занятии, текущий опрос

6

Духовный подъём XV в.

5

11-12

2

2

4

Участие в практическом занятии, текущий опрос

7

Начало автокефалии Русской Церкви

5

13-15

4

2

6

Участие в практическом занятии, текущий опрос

8

Развитие церковной жизни в землях западной Руси

5

16-18

2

4

6

Участие в практическом занятии, текущий опрос




Зачет



















9

Русская Церковь в правление Ивана Грозного

6

1-3

2

4

6

Участие в практическом занятии, текущий опрос

10

Причины и последствия Брестской унии

6

4-5

2

2

4

Участие в практическом занятии, текущий опрос

11

Установление патриаршества в Русской Церкви

6

6

2




2

Участие в практическом занятии, текущий опрос

12

Церковь в период Смутного времени

6

7-9

2

4

6

Участие в практическом занятии, текущий опрос

13

Русская Церковь при патриархах Филарете, Иоасафе и Иосифе

6

10-11

2

2

4

Участие в практическом занятии, текущий опрос

14

Деятельность патриарха Никона

6

12-13

2

2

4

Участие в практическом занятии, текущий опрос

15

Возникновение и укоренение старообрядческого раскола

6

14-15

2

2

4

Участие в практическом занятии, текущий опрос

16

Западнорусская Церковь в XVII в. Киево-Могилянская академия

6

16-17

2

2

4

Участие в практическом занятии, текущий опрос

17

Проблемы церковной жизни в России накануне петровских реформ

6

18




2

2

Участие в практическом занятии, текущий опрос




Зачет





















  1. Образовательные технологии


Программа курса рассчитана на 144 часов – 4 з.ед. (72 аудиторных и 72 самостоятельной подготовки) и предполагает промежуточный контроль и зачетную форму отчетности по завершении курса.

Курс структурирован по хронологическому принципу, что позволяет, с одной стороны, систематизировать учебный материал, с другой – подчёркивает связь с другими историческими дисциплинами, в частности, историей России.

В процессе изучения материалов учебного курса предлагаются разнообразные формы работ: чтение лекций, семинарские занятия, просмотр и обсуждение художественных и документальных фильмов, контрольные работы.

Лекционные занятия ориентированы на освещение вводных тем в каждый раздел курса и призваны ориентировать студентов в предлагаемом материале, заложить научные и методологические основы для дальнейшей самостоятельной работы студентов.

Семинарские занятия акцентированы на наиболее принципиальных и проблемных вопросах церковной истории, призваны стимулировать выработку собственной позиции по данным темам.

В работе со студентами используются разнообразные средства, формы и методы обучения (информационно-развивающие, проблемно-поисковые, интерактивные).

Мультимедийное обеспечение курсавключает:

  • Презентации по важным темам

  • Географические и исторические карты

  • Документальные фильмы по тематике курса.

Особо значимой для профессиональной подготовки студентов является самостоятельная работа по курсу, которой отводится 50 % учебного времени. В ходе этой работы студенты отбирают необходимый материал по изучаемому вопросу и анализируют его. Самостоятельная работа с литературой включает в себя такие приемы как составление плана, тезисов, конспектов, аннотирование источников, написание рефератов.

В программе представлена и такая форма внеаудиторной самостоятельной работы студентов как написание курсовой и квалификационной работы. Данные виды работы являются не только средством обобщения полученных теоретических знаний, но и отработки необходимых профессиональных умений: диагностики проблемы, анализа результативности экспериментальной работы.


  1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Эффективность самостоятельной работы студентов во многом зависит от системы контрольных мероприятий. В связи с этим в курсе «История Русской Православной Церкви» предполагаются промежуточные экспресс-опросы, письменные контрольные работы и итоговый зачёт.

Промежуточный контроль осуществляется с помощью устных опросов, письменных работ(сочинения), защиты реферата, проверки остаточных знаний и пр.

Итоговая оценка знаний и умений студента подводится во время зачета с учетом промежуточного контроля и предусматривает рейтинговую систему.

Рейтинговая система оценки достижений студента представляет сумму баллов по следующим видам работы студентов: работа на семинарских занятиях, активность на лекционных занятиях, инициативная самостоятельная работа, промежуточный контроль.



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Основная литература

  1. Петрушко В.И. История Русской Церкви с древнейших времён до установления патриаршества: учеб.пособ. М.: ПСТГУ, 2010.

  2. Петрушко В.И. Курс лекций по истории Русской Церкви. – Опубликовано на http://www.sedmitza.ru/text/436227.html.

  3. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. – М.: Крутицкое патриаршее подворье, 2009.

  4. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. В 2 т. – М.: Изд-во Сретенскогомон., 2009.

  5. Знаменский П. В. История Русской Церкви. – Мн.: Белорусский экзархат, 2005.


Дополнительная литература

  1. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви: в 2 т. (4 ч.). – М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1997–2002.

  2. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. В 11 т. (7 кн.). – М.: Изд. Валаамского мон., 1994–1997.

  3. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. – М.: Институт русской цивилизации, 2009.

  4. Макарий (Веретенников), архим. Из истории русской иерархии XVI века. – М., 2006.

  5. Поспеловский Д. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. – М., 1996.

  6. Федотов Г. П. Святые древней Руси. – М.: АСТ, 2003.

  7. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 2008.

  8. Покровский И. Русские епархии в XVI–XIXвв., их открытие, состав и пределы. Казань, 1897.

  9. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – М., 1998.

  10. Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. –СПб., 1877.

  11. Православная энциклопедия. М., 1998 – по наст.вр.

  12. Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи 992–1892. В 3 т. 2002–2004.

  13. Щапов Я. Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI–XIVвв. М., 1972.

  14. Зызыкин М. В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. – Варшава, 1931.

  15. КаптеревН. Ф. Патриах Никон и царь Алексей Михайлович. В 2 т.– М., 1996.

  16. КаптеревН. Ф. Собрание сочинений. В 2 т.– М., 2008.


Источники

  1. Стоглав. СПб., 2011.

  2. Записки о Московии Сигизмунда, вольного барона в Герберштейне, Нойперге иГутенхаге. – М., 1988.

  3. Иосиф Волоцкий, прп. Просветитель. – М., 2011.

  4. Путешествие в Москву антиохийского патрирхаМакария в половине XVII в., описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. – М., 2005.

  5. Полное собрание русских летописей. – М., СПб., 1856 – 2007.

  6. Великие Минеи Четии. – СПб., М., 1869–1917.

  7. Уния в документах. – Мн., 1997.


Интернет-источники

  1. Научный богословский портал Богослов.Ru: http://www.bogoslov.ru/library/text/369915/index.html

  2. Пушкарев С.Г. Историография Русской православной церкви: http://www.golubinski.ru/history/istoriogr.htm

  3. http://rus-sky.com/church_his/

  4. http://www.sedmitza.ru/text/436227.html


Дидактические материалы

Для обеспечения учебной дисциплины используются:

  • нормативные документы по вопросам образования;

  • программы для образовательных учреждений;

  • демонстрационный материал по различным темам учебной дисциплины на электронных носителях (фотографии, карты и др.);

  • видеоматериалы; презентации на электронных носителях;




  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерный класс; доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки и на лабораторных занятиях).

Автор:

_______________ Иером. Пимен (Ивентьев)

Рецензент (ы) _________________________

Программа одобрена на заседании ____________________________________________

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет) 

от _______________________________ года, протокол № ________.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебная дисциплины «история русской православной церкви» iconФтд. 5 «История Русской Православной Церкви»
Обучение в рамках дисциплины «История Русской Православной Церкви» предполагает изучение основных аспектов церковной истории, приобретение...
Программа учебная дисциплины «история русской православной церкви» iconОсвященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (2-5 февраля...
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
Программа учебная дисциплины «история русской православной церкви» iconРусская православная Церковь Отдел религиозного образования и катехизации...
Преподавание православной культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: сборник материалов и документов — М.:...
Программа учебная дисциплины «история русской православной церкви» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви» является на данный момент главным вероисповедание...
Программа учебная дисциплины «история русской православной церкви» iconСоциальная обусловленность системы жанров и жанровой компетенции...
Защита состоится 24 декабря 2009 г в 14. 00 часов на заседании диссертационного совета Д212. 189. 11 в Пермском государственном университете...
Программа учебная дисциплины «история русской православной церкви» iconСреднего профессионального образования вятское духовное училище
«История Русской Православной Церкви» является дисциплиной базовой части профессионального цикла (модуль: «История конфессии»)
Программа учебная дисциплины «история русской православной церкви» iconКалендарно-тематическое планирование уроков православной культуры...
«Муромская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»
Программа учебная дисциплины «история русской православной церкви» iconРабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана...
Формирование мотивации к изучению истории христианства, мировых религий и сект; миссионерской деятельности Русской Православной Церкви;...
Программа учебная дисциплины «история русской православной церкви» iconРабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана...
Формирование мотивации к изучению истории христианства, мировых религий и сект; миссионерской деятельности Русской Православной Церкви;...
Программа учебная дисциплины «история русской православной церкви» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании авторской...
Андрицовой М. Ю. Смоленск, издательство сиуу, 2004г в соответствии с договором о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной...
Программа учебная дисциплины «история русской православной церкви» iconСвященного Синода Русской Православной Церкви «25» декабря 2012 г. Журнал №125 Стандарт
В настоящее время многие воскресные школы стали центрами духовно-нравственного просвещения, приобщения детей и молодежи к православной...
Программа учебная дисциплины «история русской православной церкви» iconРусской православной церкви
I. Основные стандарты оформления и редакционной подготовки печатных изданий
Программа учебная дисциплины «история русской православной церкви» iconРусской православной церкви
I. Основные стандарты оформления и редакционной подготовки печатных изданий
Программа учебная дисциплины «история русской православной церкви» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «литургика»
Православная религиозная организация учреждение высшего профессионального религиозного образования «Оренбургская Духовная Семинария...
Программа учебная дисциплины «история русской православной церкви» iconПрограмма учебной дисциплины «информатика»
Православная религиозная организация-учреждение высшего профессионального религиозного образования казанская духовная семинария г....
Программа учебная дисциплины «история русской православной церкви» iconПрограмма учебной дисциплины «концепции современного естествознания»
Православная религиозная организация-учреждение высшего профессионального религиозного образования казанская духовная семинария г....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск