Программа учебной дисциплины «концепции современного естествознания»





Скачать 127.26 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины «концепции современного естествознания»
Дата публикации24.05.2015
Размер127.26 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ-УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ Г.КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)


«Утверждаю»

Проректор

по учебной работе

иеромонах Филарет (Кузьмин)

«____» _____________ 20__г.



ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»








(код по ГОС (ОКСО)/ (название дисциплины (модуля) по ГОС/ ФГОС / учебному плану)

ФГОС /учебному плану)



по направлению

подготовки

033400




Теология

(код) (название направления по ГОС/ ФГОС ВПО)

для специальности

033400







(код) (название специальности по ГОС/ ФГОС ВПО)

специализация /квалификация

033400




бакалавр

(код) (название специализации по ГОС/ ФГОС ВПО)

Казань 2012
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) разработан с учетом требований Государственного образовательного стандарта /Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 09.02.11г.

Разработчик УМКД

Доцент Петрова Н.К../___________/ «____»_________20___г.

УМКД обсужден и одобрен на заседании кафедры церковно-практических дисциплин и антропологии (наименование кафедры)

«_____»________20 __г., протокол №____.


Заведующий кафедрой разработчика УМКД

                                     /__________________/ «____»_________20___г.

Согласовано:
Заведующий выпускающей кафедрой ___________________________________

(наименование кафедры)

____________________________________ /__________________/ «____»_________20___г.

(инициалы и фамилия) (подпись)
Руководитель методического совета семинарии

____________________________________ /__________________/ «____»_________20___г.


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА»








  1. Цели  освоения учебной дисциплины  

Целью дисциплины является формирование понимания общенаучной концептуальной роли естествознания, знаний по истории возникновения и развития естествознания от истоков до современного состояния, представлений о культурно-историческом значении возникновения научного мировоззрения; а также знакомство с возможностями использования естественно научных концепций в гуманитарном познании и в современной жизни общества.

.

2. Место учебной дисциплины  в структуре ООП бакалавриата

Б.2.2. Модуль «Математический и естественнонаучный цикл»

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в средней (полной) общеобразовательной школе по дисциплинам естественнонаучного цикла. Дисциплина является базовой для дальнейшего изучения обще-профессиональных дисциплин.

Дисциплина непосредственно связана с такими дисциплинами как «Информатика», «Философия», «Психология», «История религий», т.к. содержит в себе фрагменты этих дисциплин в преломлении естествознания, например, история развития науки. Данная дисциплина рассматривает основополагающие концепции различных естественных наук, образующие единую картину мира. Она включает в себя информацию об истории и философии науки; предмете и методах изучения естественных наук, общих свойствах пространства-времени и их проявлениях в живой и неживой материи, о гипотезах возникновения Вселенной и жизни. Содержание дисциплины подается как целостное описание природы и человека на основе научных достижений, смены научных парадигм, методологий, в общекультурном и историческом контексте. 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: основы концепций естествознания способствующие формированию современного взгляда на научную деятельность и способы её осуществления, основные законы природы (в их качественных формулировках), основные взаимосвязи явлений в природе, её эволюционизм.

Уметь: использовать знание критериев научности в деятельности профессиональной коммуникации и межличностном общении, опираться на знания естественных наук в своей профессиональной сфере, например, в виде аналогий между социальными и естественнонаучными процессами (одна из тенденций интеграции современных наук).

Владеть: началами методов индукции и дедукции при анализе информации, общих для всех наук.

Демонстрировать способность и готовность: к практическому применению полученных знаний при решении профессиональных задач; к применению полученных знаний в исследовательской деятельности.

Данная дисциплина способствует формированию следующих общекультурных (ОК) компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 033400– «Теология»:

способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности знания о структуре, методологии и критериях современной науки (ОК-7);

использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы теоретического и экспериментального исследования (ОК-9).
4.  Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

 

Краткое содержание.

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития.

Корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос.

Принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии.

Пространство, время. Масштабы пространства и времени. Структурные уровни организации материи. Микро-, макро-, мега- миры. Мегамир и современные астрофизические и космологические концепции. Методы изучения Вселенной. Современные представления о структуре Вселенной. Солнечная система. Галактика. Метагалактика. Виды космических объектов. Представления об эволюции звезд.

Эволюция Вселенной. Космологичесие модели Аристотеля, Ньютона, Эйнштейна, Фридмана. Возникновение и утверждение концепции расширяющейся Вселенной. Эффект Доплера. Закон Хаббла. Реликтовое излучение. Прошлое Вселенной ("горячая" Вселенная Гамова). Большой взрыв, начало расширения. Будущее расширяющейся Вселенной. Диалектика единства мега- и микромира.

Особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция.

Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, биосфера и космические циклы; ноосфера.

Необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

Проблемы и методы современных естественных наук; методы математического моделирования в современном естествознании.

Структура преподавания дисциплины




п/п

Разделы

дисциплины

Часов на раздел

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость
(в часах)


Формы текущего

контроля (по неделям)

Форма промежуточной аттестации

Лк

П

СРС




1.

Естествознание как единая наука о природе.

6

3

1

2



4

Собеседование

2.

Формирование научной картины мира: механическая, термодинамическая, электромагнитная и квантово-полевая картины.

10

3

2-4

4

2

4

Участие в практическом занятии (1), текущий опрос.

3.

Современное понимание времени и пространства

8

3

56

2

2

4

Участие в практическом занятии (2), текущий опрос

4.

Происхождение и эволюция Солнечной системы.

8

3

78

2

2

4

Участие в практическом занятии (3), текущий опрос

5

Происхождение и эволюция Вселенной.

8

3

910

2

2

4

Участие в практическом занятии (4), текущий опрос. Контрольная работа №1

6

Самоорганизация живых систем

8

3

1112

2

2

4

Участие в практическом занятии (5), текущий опрос

7

Теория эволюции.

8

3

1314

2

2

4

Участие в практическом занятии (6), текущий опрос

8

Человек и биосфера

8

3

1516

2

2

4

Участие в практическом занятии (7), текущий опрос

9

Методы современного естествознания.

8

3

17-18

2

2

4

Участие в практическом занятии (8), текущий опрос. Контрольная работа №2










3













Зачёт




Итого:

72







20

16

36





 

5. Образовательные технологии

Для проведения лекций в аудиториях семинарии имеется необходимое мультимедийное оборудование: компьютер, м/м доски и проектор. Основной многих лекций служат материалы (презентации Power Point), представленные ведущими учеными страны, прочитанные в феврале 2012 года в Московской духовной семинарии для преподавателей КСЕ духовных семинарий.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Контрольная работа выполняется в форме реферата объёмом не менее 5 и не более 10 страниц формата А4. Она состоит из введения, основной части из 3-5 пунктов, заключения и списка литературы. В реферате обосновывается актуальность темы, излагаются имеющиеся в литературе подходы к конкретной проблеме, анализируются ведущие научные теории. Обязательно наличие заключения, в котором даётся общая оценка темы, резюмируются главные выводы.

Примерные задания текущего контроля, самоконтроля, итогового контроля – см. в соответствующих разделах УМК.

Темы контрольных работ

Контрольная № 1

  1. Научно-техническая революция: понятие, сущность, основные черты.

  2. Наука как деятельность, знание и социальный институт.

  3. Естествознание: предмет, специфика, этапы развития.

  4. Структура научного познания: эмпирический и теоретический уровни.

  5. Классификация методов научного познания.

  6. Понятие и типы научных революций.

  7. Модель Большого взрыва и расширяющейся Вселенной.

  8. Происхождение и развитие галактик и звёзд.

  9. Происхождение Солнечной системы и развитие Земли.

  10. Синергетика: история возникновения, представители, идеи.

  11. Происхождение, развитие и виды материи.

  12. Современные естественнонаучные представления о пространстве и времени.

  13. Современная классификация форм движения материи.

  14. Жизнь: понятие и модели происхождения.

  15. Современные биотехнологии и проблема клонирования.

  16. Экология и закономерности развития экосистем.

  17. Основные положения общей теории эволюции.

  18. Учение В. И. Вернадского о биосфере.

  19. Происхождение и эволюция человека.

  20. Психика человека как объект естественнонаучного и гуманитарного познания.

  21. Кибернетика и её достижения.

  22. Концепция ноосферы.

  23. Личность учёного и этика науки.

  24. Основные тенденции формирования науки будущего.

  25. Российская наука и её место в современном мире.

  26. Наука и общество: формы взаимодействия.

  27. Современная научная картина мира.

  28. Классики естествознания.

  29. Инфляционная космология и антропный принцип образования Вселенной

Контрольная № 2 ВЫДАЮЩИЕСЯ УЧЁНЫЕ-ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛИ

  1. БОР НИЛЬС (1885-1962), датский физик-теоретик.

  2. БРУНО ДЖОРДАНО (1548-1600), итальянский философ-естествоиспытатель.

  3. БЭКОН ФРЕНСИС (1561-1626), английский философ и учёный.

  4. ВЕРНАДСКИЙ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ (1863-1945), советский минералог, биогеохимик.

  5. ВИНЕР НОРБЕРТ (1894-1964), американский математик.

  6. ГАЛИЛЕЙ ГАЛИЛЕО (1564-1642), итальянский математик, физик и астроном.

  7. ГЕЙЗЕНБЕРГ ВЕРНЕР (1901-1976), немецкий физик-теоретик.

  8. ДАРВИН ЧАРЛЬЗ (1809-1882), английский естествоиспытатель.

  9. ДЕКАРТ РЕНЕ (1596-1650), французский философ, математик, физик.

  10. ДОКУЧАЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1846-1903), русский почвовед.

  11. ЖОЛИО-КЮРИ ИРЕН (1897-1957), ЖОЛИО-КЮРИ ФРЕДЕРИК (1900-1958), французские физики.

  12. КАРНАП РУДОЛЬФ (1891-1970), австрийский философ и логик.

  13. ЛАПЛАС ПЬЕР (1749-1827), французский астроном, математик и физик.

  14. ЛОБАЧЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1792-1856), русский математик.

  15. ЛОРЕНЦ КОНРАД (1903-1989), австрийский зоолог.

  16. МЕНДЕЛЕЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (1834-1907), русский химик.

  17. МЕНДЕЛЬ ГРЕГОР (1822-1884), чешский естествоиспытатель.

  18. НЬЮТОН ИСААК (1642-1727), английский физик, математик и астроном.

  19. ОПАРИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (1894-1980), советский биохимик.

  20. ПАВЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ (1849-1936), советский физиолог.

  21. ПЛАНК МАКС (1858-1947), немецкий физик-теоретик.

  22. ПРИГОЖИН ИЛЬЯ (род. в 1917 г.), бельгийский физик, уроженец Москвы.

  23. РЕЗЕРФОРД ЭРНЕСТ (1871-1937), английский физик, уроженец Новой Зеландии.

  24. СЕЛЬЕ ГАНС (1907-1982), канадский биолог, физиолог, уроженец Вены.

  25. УХТОМСКИЙ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1875-1942), советский физиолог.

  26. ФРЕЙД ЗИГМУНД (1856-1939), австрийский невропатолог и психиатр.

  27. ХАББЛ ЭДВИН (1899-1953), американский астроном, уроженец Сан-Марино.

  28. ЦИОЛКОВСКИЙ КОНСТАНТИН ЭДУАРДОВИЧ (1857-1935), советский теоретик космонавтики.

  29. ЭЙНШТЕЙН АЛЬБЕРТ (1879-1955), немецкий физик-теоретик.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

  1. Гусейханов М.К. Концепции современного естествознания: учебник и практикум. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 508 стр.

  2. Концепции современного естествознания: учебник для вузов/Под ред. Л.А.Михайлова. – СПб.: Питер, 2009.

  3. Концепции современного естествознания: учебное пособие/ А.П. Садохин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега - Л», 2008.

б) дополнительная литература:

1. Общее естествознание и его концепции: Учеб. пособие/ В.Г. Рау. – М.: Высш. шк., 2008.

2. Начала современного естествознания: тезаурус/В.Н. Савченко, В.П. Смагин.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006 и более поздние годы. издания.

3. Современное естествознание: Энциклопедия.- М.: ИД ИАГИСТР – ПРЕСС, 2010.

4. Гальперин М. В. Общая экология. – М.: ФОРУМ, 2009.

5. Грин Н., Стаут К., Тейлор Д.. Биология. В 3-х томах. – М., Мир, 2006.

6. Грин Б. Элегантная Вселенная. М : Едиториал УРСС, 2004

7. Егоров В.С. Философия открытого мира.- М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.

8. Ишханов Б.С., Капитонов И.М., Юдин Н.П. Частицы и атомные ядра. – М., Изд-во МГУ,2005.

9. Кун.Т. Структура научных революций. - М.: АСТ,2003.

10. Лакатос И. Методология исследовательских программ. – М, Ермак, 2003.

11. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для ВУЗов. СПб: Питер, 2003

12. Маслов А.А. Другое человечество – здесь кто-то побывал до нас. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.

13. Пухальский В.А. Введение в генетику. – М., «Колосс», 2007

14. Пахомов Б.Я. Становление современной научной картины мира. –М., 2002.

15. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. – М.: Век 2, 2004.

16. Флэннери Т. Грозит ли Земле катастрофа? – М.: «Мир книги», 2007.

17. Шкловский И.О. Вселенная, жизнь, разум. – М.: Наука, 2006.

*Полный перечень рекомендуемой литературы по дисциплине "КСЕ" см. http://www.novsu.ru/doc/study/dept/1249
в) программное и коммуникационное обеспечение

Интернет-браузеры, MS OFFICE: Word, Excel, Power Point.

Национальный открытый университет информационных технологий INTUIT – дистанционное образование: http://www.intuit.ru/
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерный класс, оргтехника,  теле- и аудиоаппаратура (всё – в стандартной комплектации для лекционных и практических занятий и самостоятельной работы); доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки).
*  *  *


 Автор:

_______________Н.К.Петрова, к.ф.-м.н., доцент каф. церковно-практических дисциплин и антропологии 

Рецензент (ы) _________________________

 

 

Программа одобрена на заседании ____________________________________________

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)

 

 

от _______________________________ года, протокол № ________.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины «концепции современного естествознания» iconРабочая программа дисциплины концепции современного естествознания...
Рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» подготовлена Голигузовым Д. В., к ф н., доцентом кафедры...
Программа учебной дисциплины «концепции современного естествознания» iconАннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Концепции современного естествознания»
Дисциплина «Концепции современного естествознания» входит в цикл Математических и естественнонаучных дисциплин (Б. 2)
Программа учебной дисциплины «концепции современного естествознания» iconПрограмма дисциплины «Концепции современного естествознания»
Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» разработана доцентом кафедры прикладной и медицинской физики, к ф м...
Программа учебной дисциплины «концепции современного естествознания» iconС. П. Филин Концепции современного естествознания: конспект лекций
Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и...
Программа учебной дисциплины «концепции современного естествознания» iconПояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков,...
Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов озо специальности...
Программа учебной дисциплины «концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс на модульной основе дисциплины «концепции...
Целью курса «Концепции современного естествознания» является обеспечение фундаментальности и целостности высшего образования, что,...
Программа учебной дисциплины «концепции современного естествознания» iconМетодическая разработка по дисциплине «Концепции современного естествознания»
Дисциплина «Концепции современного естествознания», согласно государственному образовательному стандарту, является обязательной для...
Программа учебной дисциплины «концепции современного естествознания» iconКонцепции Современного Естествознания Преподаватель Рыжиков В. Н....
Учебник: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. EnjoyEnglish» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск:...
Программа учебной дисциплины «концепции современного естествознания» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Дубов В. П. Концепции современного естествознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 032001....
Программа учебной дисциплины «концепции современного естествознания» iconРабочая учебная программа по Современным концепциям естествознания
Охватывает широкий круг вопросов и является фундаментальным для всего современного образования. Особенностью учебного курса «Концепции...
Программа учебной дисциплины «концепции современного естествознания» iconПрограмма дисциплины Концепции современного естествознания  для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра...
Программа учебной дисциплины «концепции современного естествознания» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине...
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» включает в себя различные...
Программа учебной дисциплины «концепции современного естествознания» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине...
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» включает в себя различные...
Программа учебной дисциплины «концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Программа учебной дисциплины «концепции современного естествознания» iconКонцепции Современного Естествознания методические рекомендации
Главное в такой работе – показать владение концептуальным аппаратом современного естествознания, умение видеть широкие взаимосвязи...
Программа учебной дисциплины «концепции современного естествознания» iconРабочая программа по дисциплине б концепции современного естествознания
Цель дисциплины: понять общенаучную концептуальную роль естествознания, расширение общенаучного кругозора студентов гуманитарных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск