ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ-УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ Г.КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)
«Утверждаю»
Проректор
по учебной работе
иеромонах Филарет (Кузьмин)
«____» _____________ 20__г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» (код по ГОС (ОКСО)/ (название дисциплины (модуля) по ГОС/ ФГОС / учебному плану)
ФГОС /учебному плану)
по направлению
подготовки
| 033400
|
| Теология
| (код) (название направления по ГОС/ ФГОС ВПО) (код) (название специальности по ГОС/ ФГОС ВПО)
специализация /квалификация
| 033400
|
| бакалавр
| (код) (название специализации по ГОС/ ФГОС ВПО)
Казань 2012 Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) разработан с учетом требований Государственного образовательного стандарта /Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 09.02.11г.
Разработчик УМКД
Доцент Петрова Н.К../___________/ «____»_________20___г.
УМКД обсужден и одобрен на заседании кафедры церковно-практических дисциплин и антропологии (наименование кафедры)
«_____»________20 __г., протокол №____.
Заведующий кафедрой разработчика УМКД
/__________________/ «____»_________20___г.
Согласовано: Заведующий выпускающей кафедрой ___________________________________
(наименование кафедры)
____________________________________ /__________________/ «____»_________20___г.
(инициалы и фамилия) (подпись) Руководитель методического совета семинарии
____________________________________ /__________________/ «____»_________20___г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА» Цели освоения учебной дисциплины
Целью дисциплины является формирование понимания общенаучной концептуальной роли естествознания, знаний по истории возникновения и развития естествознания от истоков до современного состояния, представлений о культурно-историческом значении возникновения научного мировоззрения; а также знакомство с возможностями использования естественно научных концепций в гуманитарном познании и в современной жизни общества.
.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Б.2.2. Модуль «Математический и естественнонаучный цикл»
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в средней (полной) общеобразовательной школе по дисциплинам естественнонаучного цикла. Дисциплина является базовой для дальнейшего изучения обще-профессиональных дисциплин.
Дисциплина непосредственно связана с такими дисциплинами как «Информатика», «Философия», «Психология», «История религий», т.к. содержит в себе фрагменты этих дисциплин в преломлении естествознания, например, история развития науки. Данная дисциплина рассматривает основополагающие концепции различных естественных наук, образующие единую картину мира. Она включает в себя информацию об истории и философии науки; предмете и методах изучения естественных наук, общих свойствах пространства-времени и их проявлениях в живой и неживой материи, о гипотезах возникновения Вселенной и жизни. Содержание дисциплины подается как целостное описание природы и человека на основе научных достижений, смены научных парадигм, методологий, в общекультурном и историческом контексте.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: основы концепций естествознания способствующие формированию современного взгляда на научную деятельность и способы её осуществления, основные законы природы (в их качественных формулировках), основные взаимосвязи явлений в природе, её эволюционизм.
Уметь: использовать знание критериев научности в деятельности профессиональной коммуникации и межличностном общении, опираться на знания естественных наук в своей профессиональной сфере, например, в виде аналогий между социальными и естественнонаучными процессами (одна из тенденций интеграции современных наук).
Владеть: началами методов индукции и дедукции при анализе информации, общих для всех наук.
Демонстрировать способность и готовность: к практическому применению полученных знаний при решении профессиональных задач; к применению полученных знаний в исследовательской деятельности.
Данная дисциплина способствует формированию следующих общекультурных (ОК) компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 033400– «Теология»:
способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности знания о структуре, методологии и критериях современной науки (ОК-7);
использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы теоретического и экспериментального исследования (ОК-9). 4. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
Краткое содержание.
Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития.
Корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос.
Принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии.
Пространство, время. Масштабы пространства и времени. Структурные уровни организации материи. Микро-, макро-, мега- миры. Мегамир и современные астрофизические и космологические концепции. Методы изучения Вселенной. Современные представления о структуре Вселенной. Солнечная система. Галактика. Метагалактика. Виды космических объектов. Представления об эволюции звезд.
Эволюция Вселенной. Космологичесие модели Аристотеля, Ньютона, Эйнштейна, Фридмана. Возникновение и утверждение концепции расширяющейся Вселенной. Эффект Доплера. Закон Хаббла. Реликтовое излучение. Прошлое Вселенной ("горячая" Вселенная Гамова). Большой взрыв, начало расширения. Будущее расширяющейся Вселенной. Диалектика единства мега- и микромира.
Особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция.
Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, биосфера и космические циклы; ноосфера.
Необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.
Проблемы и методы современных естественных наук; методы математического моделирования в современном естествознании.
Структура преподавания дисциплины
№
п/п
| Разделы
дисциплины
| Часов на раздел
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего
контроля (по неделям)
Форма промежуточной аттестации
| Лк
| П
| СРС
|
| 1.
| Естествознание как единая наука о природе.
| 6
| 3
| 1
| 2
|
| 4
| Собеседование
| 2.
| Формирование научной картины мира: механическая, термодинамическая, электромагнитная и квантово-полевая картины.
| 10
| 3
| 2-4
| 4
| 2
| 4
| Участие в практическом занятии (1), текущий опрос.
| 3.
| Современное понимание времени и пространства
| 8
| 3
| 56
| 2
| 2
| 4
| Участие в практическом занятии (2), текущий опрос
| 4.
| Происхождение и эволюция Солнечной системы.
| 8
| 3
| 78
| 2
| 2
| 4
| Участие в практическом занятии (3), текущий опрос
| 5
| Происхождение и эволюция Вселенной.
| 8
| 3
| 910
| 2
| 2
| 4
| Участие в практическом занятии (4), текущий опрос. Контрольная работа №1
| 6
| Самоорганизация живых систем
| 8
| 3
| 1112
| 2
| 2
| 4
| Участие в практическом занятии (5), текущий опрос
| 7
| Теория эволюции.
| 8
| 3
| 1314
| 2
| 2
| 4
| Участие в практическом занятии (6), текущий опрос
| 8
| Человек и биосфера
| 8
| 3
| 1516
| 2
| 2
| 4
| Участие в практическом занятии (7), текущий опрос
| 9
| Методы современного естествознания.
| 8
| 3
| 17-18
| 2
| 2
| 4
| Участие в практическом занятии (8), текущий опрос. Контрольная работа №2
|
|
|
| 3
|
|
|
|
| Зачёт
|
| Итого:
| 72
|
|
| 20
| 16
| 36
|
|
5. Образовательные технологии
Для проведения лекций в аудиториях семинарии имеется необходимое мультимедийное оборудование: компьютер, м/м доски и проектор. Основной многих лекций служат материалы (презентации Power Point), представленные ведущими учеными страны, прочитанные в феврале 2012 года в Московской духовной семинарии для преподавателей КСЕ духовных семинарий.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Контрольная работа выполняется в форме реферата объёмом не менее 5 и не более 10 страниц формата А4. Она состоит из введения, основной части из 3-5 пунктов, заключения и списка литературы. В реферате обосновывается актуальность темы, излагаются имеющиеся в литературе подходы к конкретной проблеме, анализируются ведущие научные теории. Обязательно наличие заключения, в котором даётся общая оценка темы, резюмируются главные выводы.
Примерные задания текущего контроля, самоконтроля, итогового контроля – см. в соответствующих разделах УМК.
Темы контрольных работ
Контрольная № 1
Научно-техническая революция: понятие, сущность, основные черты.
Наука как деятельность, знание и социальный институт.
Естествознание: предмет, специфика, этапы развития.
Структура научного познания: эмпирический и теоретический уровни.
Классификация методов научного познания.
Понятие и типы научных революций.
Модель Большого взрыва и расширяющейся Вселенной.
Происхождение и развитие галактик и звёзд.
Происхождение Солнечной системы и развитие Земли.
Синергетика: история возникновения, представители, идеи.
Происхождение, развитие и виды материи.
Современные естественнонаучные представления о пространстве и времени.
Современная классификация форм движения материи.
Жизнь: понятие и модели происхождения.
Современные биотехнологии и проблема клонирования.
Экология и закономерности развития экосистем.
Основные положения общей теории эволюции.
Учение В. И. Вернадского о биосфере.
Происхождение и эволюция человека.
Психика человека как объект естественнонаучного и гуманитарного познания.
Кибернетика и её достижения.
Концепция ноосферы.
Личность учёного и этика науки.
Основные тенденции формирования науки будущего.
Российская наука и её место в современном мире.
Наука и общество: формы взаимодействия.
Современная научная картина мира.
Классики естествознания.
Инфляционная космология и антропный принцип образования Вселенной
Контрольная № 2 ВЫДАЮЩИЕСЯ УЧЁНЫЕ-ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛИ
БОР НИЛЬС (1885-1962), датский физик-теоретик.
БРУНО ДЖОРДАНО (1548-1600), итальянский философ-естествоиспытатель.
БЭКОН ФРЕНСИС (1561-1626), английский философ и учёный.
ВЕРНАДСКИЙ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ (1863-1945), советский минералог, биогеохимик.
ВИНЕР НОРБЕРТ (1894-1964), американский математик.
ГАЛИЛЕЙ ГАЛИЛЕО (1564-1642), итальянский математик, физик и астроном.
ГЕЙЗЕНБЕРГ ВЕРНЕР (1901-1976), немецкий физик-теоретик.
ДАРВИН ЧАРЛЬЗ (1809-1882), английский естествоиспытатель.
ДЕКАРТ РЕНЕ (1596-1650), французский философ, математик, физик.
ДОКУЧАЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1846-1903), русский почвовед.
ЖОЛИО-КЮРИ ИРЕН (1897-1957), ЖОЛИО-КЮРИ ФРЕДЕРИК (1900-1958), французские физики.
КАРНАП РУДОЛЬФ (1891-1970), австрийский философ и логик.
ЛАПЛАС ПЬЕР (1749-1827), французский астроном, математик и физик.
ЛОБАЧЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1792-1856), русский математик.
ЛОРЕНЦ КОНРАД (1903-1989), австрийский зоолог.
МЕНДЕЛЕЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (1834-1907), русский химик.
МЕНДЕЛЬ ГРЕГОР (1822-1884), чешский естествоиспытатель.
НЬЮТОН ИСААК (1642-1727), английский физик, математик и астроном.
ОПАРИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (1894-1980), советский биохимик.
ПАВЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ (1849-1936), советский физиолог.
ПЛАНК МАКС (1858-1947), немецкий физик-теоретик.
ПРИГОЖИН ИЛЬЯ (род. в 1917 г.), бельгийский физик, уроженец Москвы.
РЕЗЕРФОРД ЭРНЕСТ (1871-1937), английский физик, уроженец Новой Зеландии.
СЕЛЬЕ ГАНС (1907-1982), канадский биолог, физиолог, уроженец Вены.
УХТОМСКИЙ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1875-1942), советский физиолог.
ФРЕЙД ЗИГМУНД (1856-1939), австрийский невропатолог и психиатр.
ХАББЛ ЭДВИН (1899-1953), американский астроном, уроженец Сан-Марино.
ЦИОЛКОВСКИЙ КОНСТАНТИН ЭДУАРДОВИЧ (1857-1935), советский теоретик космонавтики.
ЭЙНШТЕЙН АЛЬБЕРТ (1879-1955), немецкий физик-теоретик.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
Гусейханов М.К. Концепции современного естествознания: учебник и практикум. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 508 стр.
Концепции современного естествознания: учебник для вузов/Под ред. Л.А.Михайлова. – СПб.: Питер, 2009.
Концепции современного естествознания: учебное пособие/ А.П. Садохин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега - Л», 2008.
б) дополнительная литература:
1. Общее естествознание и его концепции: Учеб. пособие/ В.Г. Рау. – М.: Высш. шк., 2008.
2. Начала современного естествознания: тезаурус/В.Н. Савченко, В.П. Смагин.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006 и более поздние годы. издания.
3. Современное естествознание: Энциклопедия.- М.: ИД ИАГИСТР – ПРЕСС, 2010.
4. Гальперин М. В. Общая экология. – М.: ФОРУМ, 2009.
5. Грин Н., Стаут К., Тейлор Д.. Биология. В 3-х томах. – М., Мир, 2006.
6. Грин Б. Элегантная Вселенная. М : Едиториал УРСС, 2004
7. Егоров В.С. Философия открытого мира.- М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.
8. Ишханов Б.С., Капитонов И.М., Юдин Н.П. Частицы и атомные ядра. – М., Изд-во МГУ,2005.
9. Кун.Т. Структура научных революций. - М.: АСТ,2003.
10. Лакатос И. Методология исследовательских программ. – М, Ермак, 2003.
11. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для ВУЗов. СПб: Питер, 2003
12. Маслов А.А. Другое человечество – здесь кто-то побывал до нас. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.
13. Пухальский В.А. Введение в генетику. – М., «Колосс», 2007
14. Пахомов Б.Я. Становление современной научной картины мира. –М., 2002.
15. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. – М.: Век 2, 2004.
16. Флэннери Т. Грозит ли Земле катастрофа? – М.: «Мир книги», 2007.
17. Шкловский И.О. Вселенная, жизнь, разум. – М.: Наука, 2006.
*Полный перечень рекомендуемой литературы по дисциплине "КСЕ" см. http://www.novsu.ru/doc/study/dept/1249 в) программное и коммуникационное обеспечение
Интернет-браузеры, MS OFFICE: Word, Excel, Power Point.
Национальный открытый университет информационных технологий INTUIT – дистанционное образование: http://www.intuit.ru/ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Компьютерный класс, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура (всё – в стандартной комплектации для лекционных и практических занятий и самостоятельной работы); доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки). * * *
Автор:
_______________Н.К.Петрова, к.ф.-м.н., доцент каф. церковно-практических дисциплин и антропологии
Рецензент (ы) _________________________
Программа одобрена на заседании ____________________________________________
(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)
от _______________________________ года, протокол № ________. |