Скачать 0.86 Mb.
|
профессионального образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Мурманский филиал г. Мурманск
Направление 030900.62 Юриспруденция________________________________ Кафедра общественных дисциплин______________________________________ Рабочая программа дисциплины КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Степень выпускника - бакалавр Форма обучения - заочная 2013 г. Рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» подготовлена Голигузовым Д.В., к.ф.н., доцентом кафедры общественных дисциплин. Рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» утверждена на межкафедральном заседании (Протокол № 1 от «20» сентября 2013 г.)
Изучение дисциплины «Концепции современного естествознания» основывается на знаниях, приобретенных в процессе освоения философии, логики и др. Цель освоения дисциплины – на основе изучения концепции глобального эволюционизма сформировать у студентов целостный взгляд на развитие объективного мира как неразрывного единства природы, общества и человека; научный взгляд на эволюцию материи во Вселенной как процесс постоянного усложнения форм ее организации; использовать мировоззренческие и методологические естественнонаучные знания для формирования научного стиля профессионального специалиста в различных сферах деятельности; применять естественнонаучную методологию для повышения социальной и профессиональной мобильности, быстрой адаптации к изменяющимся условиям деятельности. Основные задачи курса: - обучить будущих специалистов пониманию иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира; - сформировать у обучаемых научное понимание эволюции материи во Вселенной в рамках глобального эволюционизма как единый, непрерывный, восходящий процесс; - научить понимать специфику живого, принципы эволюции, биологическое разнообразие и его роль в сохранении устойчивости биосферы; - вооружить обучаемых методологией анализа физиологических основ психологии, социального поведения, экологии и здоровья человека. 2. Место дисциплины в структуре ООП Курс «Концепции современного естествознания» относится к дисциплинам по выбору информационно-правового цикла (Б2.В.ДВ.1.1). Освоение дисциплины основывается на знаниях, приобретенных при изучении философии, логики, математики. Данный курс тесно связан с рядом дисциплин профессионального цикла. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины «Концепции современного естествознания» у учащегося формируются следующие компетенции Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция»: - способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); - способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тай (ОК-10); - способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19). В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
4. Объём дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет __1__зачетная единица, _36 часов. Количество часов по учебному плану (заочная форма обучения) Всего _______36____часов Аудиторные занятия __10___часов, в том числе интерактивных занятий ___8__часов Самостоятельная работа _22_часа
5. Содержание дисциплины Тема 1. Естествознание как отрасль научного знания Концепции современного естествознания как учебная дисциплина. Структура курса. Система наук. Науки естественные, общественные, гуманитарные, технические. Естественнонаучная и гуманитарные культуры. Естествознание как единая наука о природе. Природа (Вселенная, Жизнь, Разум) как единый многогранный объект естествознания. Методология естественных наук. Научный метод. Классификация методов научного познания. Научная картина мира. Естествознание и мировоззрение. Наука и познание. Научное, донаучное и вненаучное познание. Наука как система исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний. Взаимодействие наук. Материальное единство мира и единство наук. Панорама современного естествознания. Антропный принцип. История естествознания. Основные понятия и термины: Наука, естествознание, научный метод эмпирический и теоретический уровни научного познания, научная картина мира, мировоззрение, научная революция, натурфилософия, культура, обществознание, антропный принцип. Контрольные вопросы:
Литература:
Тема 2. Донаучный период развития естествознания и его особенности Космология и космогония. Накопление рациональных знаний о природе в системе первобытного сознания. Мифологическая картина мира. Развитие протонаучных знаний в цивилизациях древнего Востока. Возникновение науки в древнегреческой культуре. Ранние космолого-космогонические идеи и множественность моделей Вселенной до Аристотеля. Первая универсальная физико-космологическая картина мира (Аристотель). Создание первой универсальной математической модели мира на основе принципа геоцентризма (Гиппарх, Птолемей). Основные термины: Мифология, антропоморфизм, абсолютное, атом, гелиоцентризм, геоцентризм, антропоцентризм, физика, космогония, космология, космос, математические модели. Контрольные вопросы:
Литература:
Тема 3. Первая научная революция и механистическая картина мира Эпоха Возрождения и начало коренных преобразований в способе познания природы. Мировоззренческая революция эпохи Возрождения. Процесс отпочкования естественнонаучных знаний от философии и зарождение аналитического исследования природы. Формирование экспериментального метода. Первая революция в астрономии (Коперник). Революция в механике как следствие коперниковской революции. Первые астрономические свидетельства в пользу гелиоцентризма (Галилей). Законы Кеплера. Создание феноменологической гравитационной физической картины мира и завершающий этап развития коперниковской революции (Ньютон). Состояние. Движение как способ существования материи. Виды движения. Механическое движение и его характеристики. Парадоксы Зенона. Пространство и время в классической механике. Энергия и импульс как меры движения в классической механике. Динамические законы Ньютона. Закон Всемирного тяготения. Понятие гравитационного поля. Численное решение уравнений. Детерминизм. Строение Солнечной системы. Идея развития в астрономии. Космогония Канта. Взаимодействие, близкодействие, дальнодействие. Основные термины: Движение, материя, поле, гравитация, дальнодействие, относительность, абсолютность, пространство, время, обратимость времени, механистическая модель Вселенной, механистическая картина мира, детерминизм. Контрольные вопросы:
Литература:
Тема 4. Вероятность в классической физике. Основные законы термодинамики Тенденции развития. Вероятность и правдоподобие. Случайные величины и случайные процессы. Распределение вероятностей. Математическое ожидание и дисперсия. Флуктуации. Случайные блуждания. Понятие системы. Понятие сложной системы. Понятие замкнутой системы. Порядок и беспорядок в природе. Хаос. Динамические и статистические закономерности в природе. Законы сохранения. Закон сохранения энергии в макроскопических процессах. Вещество состоит из атомов. Первое начало термодинамики. Энтропия. Принцип возрастания энтропии. Второе начало термодинамики и принцип возрастания энтропии. Необратимость макроскопических процессов. Энтропия и вероятность. Формула Больцмана. Энтропия, негэнтропия, информация. Основные термины: Вероятность, случайность, закономерность, система, состояние системы, функция состояния, замкнутая система, открытая система, порядок, беспорядок, энтропия, негэнтропия, информация, необратимость. Контрольные вопросы:
Литература:
Тема 5. Принципы теории относительности Электромагнетизм и нарушение принципа относительности Галилея. Преобразования Лоренца. Опыт Майкельсона-Морли. Принцип Пуанкаре. Релятивизм. Принцип относительности Эйнштейна. Постулат о постоянстве скорости света. Релятивистская формула преобразования скоростей. Четырехмерный пространственно-временной континуум. Событие. Интервал между событиями. Принцип причинности. Динамические законы в релятивистской теории. Связь массы и энергии. Тардионы, люксоны, тахионы. Принцип эквивалентности и общая теория относительности. Тяготение и свойства пространства-времени. Геодезические линии. Практическое значение эффектов специальной и общей теорий относительности. Основные термины: Волны, дальнодействие, дискретность, дифракция, инвариантность, относительность, интерференция, простанственно-временной континуум, электродинамика, принцип соответствия, причинность, релятивизм. Контрольные вопросы:
Литература:
Тема 6. Понятийный аппарат квантовой физики Представление о материи в классической физике. Структурные уровни организации материи: микро-, макро- и мега-миры. Понятие состояния системы. Частицы и поля. Корпускулы и волны. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Возникновение идеи квантования (Планк). Корпускулярно-волновой дуализм излучения. Атом и квантование (Бор). Гипотеза де Бройля. Корпускулярно-волновой дуализм частиц. Принцип неопределенности. Физическое истолкование волн де Бройля. Понятие амплитуды вероятности. Принцип суперпозиции. Описание состояния системы в квантовой теории. Пространство, время. Принцип дополнительности. Взаимосвязь между квантовой и классической механикой. Принципы относительности. Туннельный эффект. Принцип тождественности одинаковых частиц. Фермионы и бозоны. Принцип Паули. Четность. Обменное взаимодействие. Границы применимости квантовой механики. Понятие физического вакуума. Флуктуации вакуума. "Нулевые" колебания. Принципы симметрии. Нарушение симметрии вакуума. Свойства атомных ядер. Ядерные реакции. Квантовая механика - основа современных технологий. Основные термины: Атом, близкодействие, вакуум, виртуальные частицы, волны, дальнодействие, дискретность, дифракция, интерференция, квант, континуальность, корпускула, элементарные частицы, дуализм, корпускулярно-волновой дуализм, микроэлетроника, нанотехнологии. Контрольные вопросы:
Литература:
Тема 7. Современные концепции химической науки Явления физические и химические. Место химии среди естественных наук. Атомно-молекулярное учение. Химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность вещества. Простое вещество. Аллотропия. Сложное вещество. Классификация химических реакций. Энергетика химических процессов. Реакционная способность веществ. Скорость химических реакций. Катализ и катализаторы. Химическое равновесие. Химическое строение органических соединений. Химия высокомолекулярных соединений. Аминокислоты, их строение, химические особенности. Понятие о строении белков и их биологическая роль. Основные термины: Атом, молекула, химические реакции, катализ, химическое равновесие, аминокислоты, белки, биология. Контрольные вопросы:
Литература:
Тема 8. Основные концепции наук о жизни Принципы теории эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Неопределенности, дополнительности; динамические и статические закономерности в природе. Изменчивость. Наследственность. Естественный отбор. Генотип. Фенотип. Законы генетики и их вероятностный характер (Мендель, Морган). Создание хромосомной теории наследственности. Популяционная генетика. Идеи, принципы и понятия синтетической теории эволюции. Закон гомологических рядов (Вавилов). Достижения молекулярной биологии в ХХ в. Революция в молекулярной биологии. Мутации. Роль случайности в эволюционном процессе. Особенности биологического уровня организации материи. Основные термины: бактерии, белки, биология, биосфера, вирус, ген, геном, живая материя, клетка, окружающая среда, фенотип, генотип, эволюция, мутации. Контрольные вопросы:
Литература:
Тема 9. Теория самоорганизации Вероятность, управление и самоуправление. Самоорганизация в живой и неживой природе. Принципы самоорганизации сложных систем. Необратимость времени. Соотношение порядка и беспорядка в природе. Упорядоченное строение физических объектов. Переходы упорядоченных состояний в неупорядоченные и наоборот. Синергетика - теория самоорганизации. Бифуркация. Нелинейность, диссипативность, открытость - условия самоорганизации. Принципы и понятия синергетики в современной физике, астрономии, химии, биологии, геологии, экологии. Гуманитарные приложения синергетики. Основные понятия: Вероятность, случайность, закономерность, система, сложная система, замкнутая система, открытая система, синергетика, порядок, беспорядок, бифуркация, катастрофа, эволюция, революция, нелинейность, дисси-пативность, открытость, универсальный эволюционизм. Контрольные вопросы:
Литература:
Тема 10. Учение о биосфере и ноосфере Структурные уровни организации материи. Микро-, макро- и мегамиры. От биологической к социальной форме движения материи. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Проблема происхождения человека. Генетика и эволюция. Предпосылки антропосоциогенеза (неорганические, биологические). Физиологические основы психики. Физиологические основы социального поведения. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. Экология. Законы экологии (Коммонер). Биогеохимический цикл миграции веществ. Биогеоценоз. Биосфера. Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы. Иерархичность, уровни организации и функциональная асимметрия живых существ. Экология и здоровье. Солнечная активность и Земля. Человек, биосфера и космические циклы. Принципы охраны природы и рационального природопользования. Место человека в эволюции Земли. Ноосфера. Принципы универсального эволюционизма. Биоэтика. Путь к единой культуре. Основные понятия: антропогенез, бактерии, белки, биология, биосфера, вирус, географическая среда, геополитика, глобальный эволюционизм, естественная среда, живая материя, клетка, ноосфера, бифуркация, катастрофа, обмен веществ, окружающая среда, техносфера, экология, экосистема. Контрольные вопросы:
Литература:
Тема 11. Современные модели строения и эволюции Вселенной Строение и эволюция звезд. Солнце. Классификация звезд. Галактики. Крупномасштабная структура Вселенной. Космологический принцип. Почему наблюдаемая Вселенная не может быть бесконечной и вечной? Возникновение и утверждение концепции расширяющейся Вселенной. Закон Хаббла. Реликтовое излучение. Большой взрыв. Замкнутость и разомкнутость Вселенной. Проблема скрытой массы. Проблема поиска внеземных цивилизаций. Почему ведется поиск? Особенности биологического уровня организации материи. Функциональное определение жизни. Функциональное определение разумной жизни. Углеродная основа жизни. Роль воды как универсального растворителя. Условия возникновения жизни на Земле. Условия существования и развития жизни земного типа. Условия на планетах Солнечной системы. Планетные системы в Галактике. Способы установления контактов. Классификация внеземных цивилизаций и пути развития человечества. Формула Дрейка и время существования цивилизации. Основные термины: звезды, термоядерный синтез, диаграмма Герцшпрунга-Рассела, главная последовательность, галактики, Вселенная, расширение Вселенной, Большой взрыв, сингулярность, физический вакуум. жизнь, разум, Вселенная, цивилизация, ноосфера, техносфера, антропный принцип. Контрольные вопросы:
Литература:
6. Планы групповых занятий и образовательные технологии Лекционная и внеаудиторная работа студентов получает свое завершение на практическом занятии. Целью проведения практических занятий является закрепление полученных студентами на лекциях теоретических знаний, моделирование практических ситуаций, а также проверка эффективности самостоятельной работы студента. На практических занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые, как свидетельствует преподавательская практика, наиболее трудно усваиваются студентами. Практическое занятие обычно включает устный опрос слушателей по вопросам занятий. При этом выявляется степень владения студентами материалом лекционного курса, базовых учебников, знание актуальных проблем и текущей ситуации в сфере естественных наук. Также выявляется способность студентов применить полученные теоретические знания к решению практического задания. Помимо этого данные занятия могут включать в себя и специально подготовленные доклады, выступления по какой либо сложной или особо актуальной проблеме. Подготовку к практическому занятию целесообразно начать с повторения материала лекций. При этом следует учитывать, что лекционный курс лимитирован по времени, и не позволяет лектору детально рассмотреть все аспекты изучаемого вопроса. Следовательно, требуется самостоятельно расширять познания как теоретического, так и практического характера. В то же время, лекции дают хороший ориентир студенту для поиска дополнительных материалов, так как задают определенную структуру и логику изучения того или иного вопроса. В ходе самостоятельной работы студенту, в первую очередь, следует изучить материал, представленный в рекомендованной кафедрой и/или преподавателем учебной литературе и монографиях. Следует обратить внимание студентов на то обстоятельство, что в библиографический список включены не только базовые учебники, но и более углубленные источники по каждой теме курса. Последовательное – от простого к сложному – изучение предмета позволяет студенту сформировать устойчивую теоретическую базу. Важной составляющей подготовки к практическому занятию является работа студента с первоисточниками, научными статьями, а также к информационной сети Интернет. На практическом занятии студент проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, получает навыки устного выступления и культуры дискуссий. Степень участия каждого студента на лекционных и практических занятиях, оценивается преподавателем путем проставления в журнал оценок, которые влияют на экзаменационную систему, поскольку после прохождения курса «Концепции современного естествознания» студентов ожидает зачет по данной дисциплине. Семинар № 1 |
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Дубов В. П. Концепции современного естествознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 032001.... | Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» Дисциплина «Концепции современного естествознания» входит в цикл Математических и естественнонаучных дисциплин (Б. 2) | ||
Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» разработана доцентом кафедры прикладной и медицинской физики, к ф м... | Пояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков,... Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов озо специальности... | ||
С. П. Филин Концепции современного естествознания: конспект лекций Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и... | Учебно-методический комплекс на модульной основе дисциплины «концепции... Целью курса «Концепции современного естествознания» является обеспечение фундаментальности и целостности высшего образования, что,... | ||
Методическая разработка по дисциплине «Концепции современного естествознания» Дисциплина «Концепции современного естествознания», согласно государственному образовательному стандарту, является обязательной для... | Рабочая программа дисциплины Юридическая психология Степень выпускника... Рабочая программа предназначена для изучения студентами учебной дисциплины «Юридическая психология», обучающимися по направлению... | ||
Рабочая учебная программа по Современным концепциям естествознания Охватывает широкий круг вопросов и является фундаментальным для всего современного образования. Особенностью учебного курса «Концепции... | Концепции Современного Естествознания Преподаватель Рыжиков В. Н.... Учебник: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. EnjoyEnglish» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск:... | ||
Рабочая программа по дисциплине б концепции современного естествознания Цель дисциплины: понять общенаучную концептуальную роль естествознания, расширение общенаучного кругозора студентов гуманитарных... | Программа дисциплины Концепции современного естествознания для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра... | ||
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине... Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» включает в себя различные... | Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине... Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» включает в себя различные... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Рабочая программа дисциплины Международное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Международное право» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры общественных... |