Рабочая программа дисциплины концепции современного естествознания степень выпускника бакалавр Форма обучения заочная 2013 г рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания»





НазваниеРабочая программа дисциплины концепции современного естествознания степень выпускника бакалавр Форма обучения заочная 2013 г рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания»
страница1/5
Дата публикации21.01.2015
Размер0.86 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Военное дело > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Мурманский филиал

г. Мурманск






УТВЕРЖДАЮ

Директор филиала Репникова В.М.

__________ / «___»_________201___г.


Направление 030900.62 Юриспруденция________________________________
Кафедра общественных дисциплин______________________________________


Рабочая программа дисциплины
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Степень выпускника - бакалавр

Форма обучения - заочная


2013 г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» подготовлена Голигузовым Д.В., к.ф.н., доцентом кафедры общественных дисциплин.

Рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» утверждена на межкафедральном заседании (Протокол № 1 от «20» сентября 2013 г.)

  1. Цели освоения дисциплины


Изучение дисциплины «Концепции современного естествознания» основывается на знаниях, приобретенных в процессе освоения философии, логики и др.

Цель освоения дисциплины – на основе изучения концепции глобального эволюционизма сформировать у студентов целостный взгляд на развитие объективного мира как неразрывного единства природы, общества и человека; научный взгляд на эволюцию материи во Вселенной как процесс постоянного усложнения форм ее организации; использовать мировоззренческие и методологические естественнонаучные знания для формирования научного стиля профессионального специалиста в различных сферах деятельности; применять естественнонаучную методологию для повышения социальной и профессиональной мобильности, быстрой адаптации к изменяющимся условиям деятельности.

Основные задачи курса:

- обучить будущих специалистов пониманию иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;

- сформировать у обучаемых научное понимание эволюции материи во Вселенной в рамках глобального эволюционизма как единый, непрерывный, восходящий процесс;

- научить понимать специфику живого, принципы эволюции, биологическое разнообразие и его роль в сохранении устойчивости биосферы;

- вооружить обучаемых методологией анализа физиологических основ психологии, социального поведения, экологии и здоровья человека.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Курс «Концепции современного естествознания» относится к дисциплинам по выбору информационно-правового цикла (Б2.В.ДВ.1.1). Освоение дисциплины основывается на знаниях, приобретенных при изучении философии, логики, математики. Данный курс тесно связан с рядом дисциплин профессионального цикла.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины «Концепции современного естествознания» у учащегося формируются следующие компетенции Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция»:

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тай (ОК-10);

- способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:


ЗНАТЬ

• основные естественнонаучные категории и законы;

• содержание основных научных картин мира, существовавших в истории естествознания;

• главные достижения современной науки и их значение для развития гуманитарной культуры;

• возможные мировоззренческие следствия из основных достижений естественных наук;

• содержание открытий, сделанных, выдающимися исследователями-естествоиспытателями.

УМЕТЬ

• использовать естественнонаучные категории для решения вопросов социального управления;

• делать выводы о социальных, политических, экологических последствиях применения конкретных научных достижений;

• давать мировоззренческую оценку научным достижениям и их возможным применениям;

• пользоваться научной методологией в собственной исследовательской деятельности и оценивать существующие в общественном сознании представления с точки зрения ее требований.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

• об основных законах, методах и принципах на которых строится процесс управления персоналом на современном этапе;

• о месте и роли естественных наук в современной цивилизации, мировой культуре и истории;

• о методах и формах естественнонаучного знания;

• об основных концепциях современного естествознания;

• о возможных научно-технических изобретениях и их военных, экономических и социальных последствиях;

• о научно-технических основаниях решения глобальных проблем современности.


4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет __1__зачетная единица, _36 часов.
Количество часов по учебному плану

(заочная форма обучения)
Всего _______36____часов

Аудиторные занятия __10___часов, в том числе интерактивных занятий ___8__часов

Самостоятельная работа _22_часа




п/п



Раздел, тема


Виды учебной работы, трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

и промежуточной аттестации

Всего

Самос-

тоят. работа

Аудиторные занятия

Всего

Лекционные

Групповые (семинары, практические)

Лабораторные

Конт. раб.

Рефераты / эссе

Курсов. раб/ проект

Расчетно-графическая работа

Зачет*

Экзамен

Контр. точки

по мод.-рейтинг.

системе

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11

12

13

14

15

1.

Тема 1.

4

2

2

2

-

























2.

Тема 2.

2

2

-

-

-

























3.

Тема 3.

2

2

-

-

-

























4.

Тема 4.

2

2

-

-

-

























5.

Тема 5.

4

2

2

-

2

























6.

Тема 6.

2

2

-

-

-

























7.

Тема 7.

2

2

-

-

-

























8.

Тема 8.

4

2

2

-

2

























9.

Тема 9.

4

2

2

-

2

























10.

Тема 10.

2

2

-

-

-

























11.

Тема 11.

4

2

2

-

2

























Общая трудоемкость

часы


36

22

10

2

8

-

-

-

-

-

4

-

-

з.е.

1

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х


5. Содержание дисциплины
Тема 1. Естествознание как отрасль научного знания
Концепции современного естествознания как учебная дисциплина. Структура курса. Система наук. Науки естественные, общественные, гумани­тарные, технические. Естественнонаучная и гуманитарные культуры. Естествознание как единая наука о природе. Природа (Вселенная, Жизнь, Разум) как единый многогранный объект естествознания. Методология естественных наук. Научный метод. Классификация методов научного познания. Научная картина мира. Естествознание и мировоззрение. Наука и познание. Научное, донаучное и вненаучное познание. Наука как система исследовательской деятельности, направленная на производство но­вых знаний. Взаимодействие наук. Материальное единство мира и единство наук. Панорама современного естествознания. Антропный принцип. История естествознания.

Основные понятия и термины: Наука, естествознание, научный метод эмпирический и теоретический уровни научного познания, научная картина мира, мировоззрение, научная ре­волюция, натурфилософия, культура, обществознание, антропный принцип.

Контрольные вопросы:

  1. Как соотносятся между собой естественнонаучная и гуманитарная культуры?

  2. Каково значение науки в материальной, социальной и духовной культурах?

  3. Что такое научный метод и на чем он основывается?

  4. Каковы отличительные особенности научного знания?

  5. Что представляет собой научная картина мира?

Литература:

  1. Романов В.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов вузов / В.П.Романов. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 282с

  2. Урсул А.Д., Лось В.А. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов / А.Д.Урсул. – М.: РАГС, 2006. – 440с ГРИФ

  3. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов / С.Г.Хорошавина. - Р\нД: «Феникс», 2006.-480с. ГРИФ


Тема 2. Донаучный период развития естествознания

и его особенности
Космология и космогония. Накопление рациональных знаний о природе в системе первобытного сознания. Мифологическая картина мира. Развитие протонаучных знаний в цивилизациях древнего Востока. Возникновение нау­ки в древнегреческой культуре. Ранние космолого-космогонические идеи и множественность моделей Вселенной до Аристотеля. Первая универсальная физико-космологическая картина мира (Аристотель). Создание первой уни­версальной математической модели мира на основе принципа геоцентризма (Гиппарх, Птолемей).

Основные термины: Мифология, антропоморфизм, абсолютное, атом, гелиоцентризм, гео­центризм, антропоцентризм, физика, космогония, космология, космос, ма­тематические модели.

Контрольные вопросы:

  1. На каких наблюдениях основаны первые космологические представления?

  2. Что такое геоцентризм и гелиоцентризм?

  3. Чем отличается картина мира Аристотеля от предшествующих?

  1. Какую проблему решила геоцентрическая модель Птолемея?

  2. Почему древнегреческий этап развития естествознания можно назвать донаучным?


Литература:

  1. Романов В.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов вузов / В.П.Романов. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 282с

  2. Урсул А.Д., Лось В.А. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов / А.Д.Урсул. – М.: РАГС, 2006. – 440с ГРИФ

  3. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов / С.Г.Хорошавина. - Р\нД: «Феникс», 2006.-480с. ГРИФ


Тема 3. Первая научная революция и механистическая

картина мира
Эпоха Возрождения и начало коренных преобразований в способе по­знания природы. Мировоззренческая революция эпохи Возрождения. Про­цесс отпочкования естественнонаучных знаний от философии и зарождение аналитического исследования природы. Формирование экспериментального метода. Первая революция в астрономии (Коперник). Революция в механике как следствие коперниковской революции. Первые астрономические свиде­тельства в пользу гелиоцентризма (Галилей). Законы Кеплера. Создание фе­номенологической гравитационной физической картины мира и завершаю­щий этап развития коперниковской революции (Ньютон). Состояние. Движение как спо­соб существования материи. Виды движения. Механическое движение и его характеристики. Парадоксы Зенона. Пространство и время в классической механике. Энергия и импульс как меры движения в классической механике. Динамические законы Ньютона. Закон Всемирного тяготения. Понятие гра­витационного поля. Численное решение уравнений. Детерминизм. Строение Солнечной системы. Идея развития в астрономии. Космогония Канта. Взаимодействие, близкодействие, дальнодействие.

Основные термины: Движение, материя, поле, гравитация, дальнодействие, относительность, абсолютность, пространство, время, обратимость времени, механистическая модель Вселенной, механистическая картина мира, детерминизм.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое движение и каковы его характеристики?

  2. Какая теория лежит в основе механистической картины мира?

  1. В чем состоят преимущества и недостатки механистической картины мира?

  1. Какие представления о пространстве и времени существовали в доньютоновский период?

  2. Каковы представления о пространстве и времени в механистической картине мира?

  3. Какие открытия подтвердили справедливость механистической модели Вселенной?

  4. Что такое лапласовский детерминизм?

  5. Что такое витализм?

Литература:

  1. Романов В.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов вузов / В.П.Романов. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 282с

  2. Урсул А.Д., Лось В.А. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов / А.Д.Урсул. – М.: РАГС, 2006. – 440с ГРИФ

  3. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов / С.Г.Хорошавина. - Р\нД: «Феникс», 2006.-480с. ГРИФ


Тема 4. Вероятность в классической физике.

Основные законы термодинамики
Тенденции развития. Вероятность и правдоподобие. Случайные величины и случайные про­цессы. Распределение вероятностей. Математическое ожидание и дисперсия. Флуктуации. Случайные блуждания. Понятие системы. Понятие сложной сис­темы. Понятие замкнутой системы. Порядок и беспорядок в природе. Хаос. Динамические и статистические закономерности в природе. Законы сохранения. Закон сохранения энергии в макроскопических процессах. Вещество состоит из атомов. Первое начало термодинамики. Энтропия. Принцип возрастания энтропии. Второе начало термодинамики и принцип возрастания энтропии. Необратимость макроскопических процессов. Энтро­пия и вероятность. Формула Больцмана. Энтропия, негэнтропия, информация.

Основные термины: Вероятность, случайность, закономерность, система, состояние сис­темы, функция состояния, замкнутая система, открытая система, поря­док, беспорядок, энтропия, негэнтропия, информация, необратимость.

Контрольные вопросы:

  1. Чем отличаются динамические законы от статистических?

  2. Что такое вероятность?

  3. Какие процессы называются обратимыми?

  4. Что выражает первый закон термодинамики?

  1. Что характеризует энтропия?

  2. Какие системы называются замкнутыми (закрытыми, изолированными)?

  3. Как происходит эволюция в закрытых системах?

  4. В чем заключается идея «тепловой смерти» Вселенной?

Литература:

  1. Романов В.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов вузов / В.П.Романов. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 282с

  2. Урсул А.Д., Лось В.А. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов / А.Д.Урсул. – М.: РАГС, 2006. – 440с ГРИФ

  3. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов / С.Г.Хорошавина. - Р\нД: «Феникс», 2006.-480с. ГРИФ


Тема 5. Принципы теории относительности
Электромагнетизм и нарушение принципа относительности Галилея. Преобразования Лоренца. Опыт Майкельсона-Морли. Принцип Пуанкаре. Релятивизм. Принцип относительности Эйнштейна. Постулат о постоянстве скорости света. Релятивистская формула преобразования скоростей. Четы­рехмерный пространственно-временной континуум. Событие. Интервал ме­жду событиями. Принцип причинности. Динамические законы в релятивист­ской теории. Связь массы и энергии. Тардионы, люксоны, тахионы. Принцип эквивалентности и общая теория относительности. Тяготение и свойства пространства-времени. Геодезические линии. Практическое значение эффек­тов специальной и общей теорий относительности.

Основные термины: Волны, дальнодействие, дискретность, дифракция, инвариантность, относительность, интерференция, простанственно-временной континуум, электродинамика, принцип соответствия, причинность, релятивизм.

Контрольные вопросы:

  1. Какой вклад в картину мира вносит электромагнитная теория?

  2. Какие представления о пространстве и времени возникли в теории от­носительности Эйнштейна?

  3. Объясните «парадокс близнецов».

  4. Что такое пространственно-временной континуум?

  5. Почему специальная теория относительности постулирует постоянство скорости света?

  6. Как тяготение влияет на свойства пространства-времени?

  7. Почему луч света искривляется вблизи тяготеющих масс?

  8. Что представляет собой кривизна пространства?



Литература:

  1. Романов В.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов вузов / В.П.Романов. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 282с

  2. Урсул А.Д., Лось В.А. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов / А.Д.Урсул. – М.: РАГС, 2006. – 440с ГРИФ

  3. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов / С.Г.Хорошавина. - Р\нД: «Феникс», 2006.-480с. ГРИФ


Тема 6. Понятийный аппарат квантовой физики
Представление о материи в классической физике. Структурные уровни организации материи: микро-, макро- и мега-миры. Понятие состояния системы. Частицы и поля. Корпускулы и волны. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Возникновение идеи кванто­вания (Планк). Корпускулярно-волновой дуализм излучения. Атом и кванто­вание (Бор). Гипотеза де Бройля. Корпускулярно-волновой дуализм частиц. Принцип неопределенности. Физическое истолкование волн де Бройля. По­нятие амплитуды вероятности. Принцип суперпозиции. Описание состояния системы в квантовой теории. Пространство, время. Принцип дополнительности. Взаимосвязь меж­ду квантовой и классической механикой. Принципы относительности. Туннельный эффект. Принцип тож­дественности одинаковых частиц. Фермионы и бозоны. Принцип Паули. Чет­ность. Обменное взаимодействие. Границы применимости квантовой меха­ники. Понятие физического вакуума. Флуктуации вакуума. "Нулевые" коле­бания. Принципы симметрии. Нарушение симметрии вакуума. Свойства атомных ядер. Ядерные ре­акции. Квантовая механика - основа современных технологий.

Основные термины: Атом, близкодействие, вакуум, виртуальные частицы, волны, дально­действие, дискретность, дифракция, интерференция, квант, континуаль­ность, корпускула, элементарные частицы, дуализм, корпускулярно-волновой дуализм, микроэлетроника, нанотехнологии.

Контрольные вопросы:

  1. Что означает понятие «квант»?

  2. Какие эксперименты доказывают существование корпускулярных свойств излучения?

  3. Какие эксперименты доказывают существование волновых свойств у микрочастиц материи?

  4. Что означает понятие корпускулярно-волновой дуализм?

  5. Какова структура атома с точки зрения современной теории?

  6. Каково значение принципа неопределенности?

Литература:

  1. Романов В.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов вузов / В.П.Романов. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 282с

  2. Урсул А.Д., Лось В.А. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов / А.Д.Урсул. – М.: РАГС, 2006. – 440с ГРИФ

  3. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов / С.Г.Хорошавина. - Р\нД: «Феникс», 2006.-480с. ГРИФ


Тема 7. Современные концепции химической науки
Явления физические и химические. Место химии среди естественных наук. Атомно-молекулярное учение. Химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность вещества. Простое вещест­во. Аллотропия. Сложное вещество. Классификация химических реакций. Энергетика химических процессов. Реакционная способность веществ. Ско­рость химических реакций. Катализ и катализаторы. Химическое равновесие. Химическое строение органических соединений. Химия высокомолекуляр­ных соединений. Аминокислоты, их строение, химические особенности. По­нятие о строении белков и их биологическая роль.

Основные термины: Атом, молекула, химические реакции, катализ, химическое равновесие, аминокислоты, белки, биология.

Контрольные вопросы:

  1. Что изучает химия и какие основные методы она использует?

  2. Каковы основные структурные уровни организации материи в микромире?

  3. Что называется простым и сложным веществом?

  4. Перечислите основные уровни химических структур?

  5. Какой вклад в развитие химии внесла физика?

  6. В чем заключается саморазвитие каталитических систем?

  7. Какие элементы необходимы для появления жизни?

  8. От каких факторов зависят свойства вещества?

Литература:

  1. Романов В.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов вузов / В.П.Романов. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 282с

  2. Урсул А.Д., Лось В.А. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов / А.Д.Урсул. – М.: РАГС, 2006. – 440с ГРИФ

  3. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов / С.Г.Хорошавина. - Р\нД: «Феникс», 2006.-480с. ГРИФ


Тема 8. Основные концепции наук о жизни
Принципы теории эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Неопределенности, дополнительности; динамические и статические закономерности в природе. Изменчивость. Наследственность. Естественный отбор. Генотип. Фенотип. За­коны генетики и их вероятностный характер (Мендель, Морган). Создание хро­мосомной теории наследственности. Популяционная генетика. Идеи, принципы и понятия синтетической теории эволюции. Закон гомологических рядов (Вави­лов). Достижения молекулярной биологии в ХХ в. Революция в молекулярной биологии. Мутации. Роль случайности в эволюционном процессе. Особенности биологического уровня организации материи.

Основные термины: бактерии, белки, биология, биосфера, вирус, ген, геном, живая материя, клетка, окружающая среда, фенотип, генотип, эволюция, мутации.

Контрольные вопросы:

  1. Что изучает биология?

  2. Каковы основные принципы учения Дарвина об эволюции и в чем заключается главный недостаток его теории?

  3. Каковы основные принципы биологической эволюции?

  4. Каков механизм генетической эволюции?

  5. В чем состоит роль генетических структур?

  6. Какую роль играют молекулы ДНК в передаче наследственной информации и что такое генетический код?

  7. Что такое мутации и мутагены?

  8. Что изучает генетика?

  9. С чем связан биологический прогресс?

  10. Что такое биоэтика?

Литература:

  1. Романов В.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов вузов / В.П.Романов. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 282с

  2. Урсул А.Д., Лось В.А. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов / А.Д.Урсул. – М.: РАГС, 2006. – 440с ГРИФ

  3. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов / С.Г.Хорошавина. - Р\нД: «Феникс», 2006.-480с. ГРИФ


Тема 9. Теория самоорганизации
Вероятность, управление и самоуправление. Самоорганизация в живой и неживой природе. Принципы самоорганизации сложных систем. Необратимость времени. Соотношение порядка и беспорядка в природе. Упорядочен­ное строение физических объектов. Переходы упорядоченных состояний в не­упорядоченные и наоборот. Синергетика - теория самоорганизации. Бифурка­ция. Нелинейность, диссипативность, открытость - условия самоорганизации. Принципы и понятия синергетики в современной физике, астрономии, химии, биологии, геологии, экологии. Гуманитарные приложения синергетики.

Основные понятия: Вероятность, случайность, закономерность, система, сложная систе­ма, замкнутая система, открытая система, синергетика, порядок, беспоря­док, бифуркация, катастрофа, эволюция, революция, нелинейность, дисси-пативность, открытость, универсальный эволюционизм.

Контрольные вопросы:

  1. В чем заключается противоречие между теорией Дарвина и классиче­ской термодинамикой?

  2. Какие системы называются открытыми?

  3. Какие условия необходимы для самоорганизации?

  4. В чем заключается новизна синергетического подхода?

  5. В чем заключается суть системного подхода к строению материи?

  6. Почему самоорганизация выступает основой и источником эволюции?

  7. Что такое бифуркация?

  8. Что означают понятия открытость, нелинейность, диссипативность?

Литература:

  1. Романов В.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов вузов / В.П.Романов. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 282с

  2. Урсул А.Д., Лось В.А. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов / А.Д.Урсул. – М.: РАГС, 2006. – 440с ГРИФ

  3. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов / С.Г.Хорошавина. - Р\нД: «Феникс», 2006.-480с. ГРИФ


Тема 10. Учение о биосфере и ноосфере
Структурные уровни организации материи. Микро-, макро- и мегамиры. От биологической к социальной форме движения материи. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Проблема проис­хождения человека. Генетика и эволюция. Предпосылки антропосоциогенеза (неорганические, биологические). Физиологические основы психики. Фи­зиологические основы социального поведения. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчест­во, работоспособность. Экология. Законы экологии (Коммонер). Биогеохими­ческий цикл миграции веществ. Биогеоценоз. Биосфера. Многообразие жи­вых организмов - основа организации и устойчивости биосферы. Иерархич­ность, уровни организации и функциональная асимметрия живых существ. Экология и здоровье. Солнечная активность и Земля. Человек, биосфера и космические циклы. Принципы охраны природы и рационального природопользования. Место человека в эволюции Земли. Ноосфера. Принци­пы универсального эволюционизма. Биоэтика. Путь к единой культуре.

Основные понятия: антропогенез, бактерии, белки, биология, биосфера, вирус, географиче­ская среда, геополитика, глобальный эволюционизм, естественная среда, живая материя, клетка, ноосфера, бифуркация, катастрофа, обмен ве­ществ, окружающая среда, техносфера, экология, экосистема.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое микроэволюция и макроэволюция?

  2. В чем суть принципа глобального эволюционизма?

  3. Чем отличаются понятия «живое вещество», биоценоз, биогеоценоз, биосфера?

  4. Какое воздействие оказывает на устойчивость живых систем слож­ность трофических связей?

  5. Что происходит с энергией при переходе с одного трофического уровня на другой?

  6. Что изучает экология?

  7. В чем сущность концепции географического детерминизма?

  8. Что такое техносфера?

  9. В чем заключается противоречивость взаимоотношений между при­родой и человеком?

  10. Что такое коэволюция ?

Литература:

  1. Романов В.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов вузов / В.П.Романов. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 282с

  2. Урсул А.Д., Лось В.А. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов / А.Д.Урсул. – М.: РАГС, 2006. – 440с ГРИФ

  3. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов / С.Г.Хорошавина. - Р\нД: «Феникс», 2006.-480с. ГРИФ


Тема 11. Современные модели строения и эволюции Вселенной
Строение и эволюция звезд. Солнце. Классификация звезд. Галактики. Крупномасштабная структура Вселенной. Космологический принцип. Поче­му наблюдаемая Вселенная не может быть бесконечной и вечной? Возникно­вение и утверждение концепции расширяющейся Вселенной. Закон Хаббла. Реликтовое излучение. Большой взрыв. Замкнутость и разомкнутость Все­ленной. Проблема скрытой массы.

Проблема поиска внеземных цивилизаций. Почему ведется поиск? Осо­бенности биологического уровня организации материи. Функциональное оп­ределение жизни. Функциональное определение разумной жизни. Углеродная основа жизни. Роль воды как универсального растворителя. Условия возник­новения жизни на Земле. Условия существования и развития жизни земного типа. Условия на планетах Солнечной системы. Планетные системы в Галак­тике. Способы установления контактов. Классификация внеземных цивили­заций и пути развития человечества. Формула Дрейка и время существования цивилизации.

Основные термины: звезды, термоядерный синтез, диаграмма Герцшпрунга-Рассела, главная последовательность, галактики, Вселенная, расширение Вселенной, Большой взрыв, сингулярность, физический вакуум. жизнь, разум, Вселенная, цивилиза­ция, ноосфера, техносфера, антропный принцип.

Контрольные вопросы:

  1. Какова взаимосвязь микро-, макро- и мегамиров.

  2. Каковы основные структурные уровни организации материи в мак­ромире?

  3. На какую теорию опирается современная космология?

  4. Каков возраст Вселенной по стандартной модели?

  5. Какие модели Вселенной разработаны в современной космологии?

  6. Каковы основные этапы эволюции Вселенной рассматриваются со­временной науке?

  7. На каких данных основывается современная космология?

  8. Что такое крупномасштабная структура Вселенной?

  9. Почему ведется поиск внеземных цивилизаций?

  10. Что такое биологическое пространство и время?

  11. Каковы основные признаки живого?

  12. Каковы основные уровни живого?



Литература:

  1. Романов В.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов вузов / В.П.Романов. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 282с

  2. Урсул А.Д., Лось В.А. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов / А.Д.Урсул. – М.: РАГС, 2006. – 440с ГРИФ

  3. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов / С.Г.Хорошавина. - Р\нД: «Феникс», 2006.-480с. ГРИФ


6. Планы групповых занятий и образовательные технологии
Лекционная и внеаудиторная работа студентов получает свое завершение на практическом занятии. Целью проведения практических занятий является закрепление полученных студентами на лекциях теоретических знаний, моделирование практических ситуаций, а также проверка эффективности самостоятельной работы студента.

На практических занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые, как свидетельствует преподавательская практика, наиболее трудно усваиваются студентами.

Практическое занятие обычно включает устный опрос слушателей по вопросам занятий. При этом выявляется степень владения студентами материалом лекционного курса, базовых учебников, знание актуальных проблем и текущей ситуации в сфере естественных наук. Также выявляется способность студентов применить полученные теоретические знания к решению практического задания. Помимо этого данные занятия могут включать в себя и специально подготовленные доклады, выступления по какой либо сложной или особо актуальной проблеме.

Подготовку к практическому занятию целесообразно начать с повторения материала лекций. При этом следует учитывать, что лекционный курс лимитирован по времени, и не позволяет лектору детально рассмотреть все аспекты изучаемого вопроса. Следовательно, требуется самостоятельно расширять познания как теоретического, так и практического характера. В то же время, лекции дают хороший ориентир студенту для поиска дополнительных материалов, так как задают определенную структуру и логику изучения того или иного вопроса.

В ходе самостоятельной работы студенту, в первую очередь, следует изучить материал, представленный в рекомендованной кафедрой и/или преподавателем учебной литературе и монографиях. Следует обратить внимание студентов на то обстоятельство, что в библиографический список включены не только базовые учебники, но и более углубленные источники по каждой теме курса. Последовательное – от простого к сложному – изучение предмета позволяет студенту сформировать устойчивую теоретическую базу.

Важной составляющей подготовки к практическому занятию является работа студента с первоисточниками, научными статьями, а также к информационной сети Интернет.

На практическом занятии студент проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, получает навыки устного выступления и культуры дискуссий.

Степень участия каждого студента на лекционных и практических занятиях, оценивается преподавателем путем проставления в журнал оценок, которые влияют на экзаменационную систему, поскольку после прохождения курса «Концепции современного естествознания» студентов ожидает зачет по данной дисциплине.
Семинар № 1

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины концепции современного естествознания степень выпускника бакалавр Форма обучения заочная 2013 г рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Дубов В. П. Концепции современного естествознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 032001....
Рабочая программа дисциплины концепции современного естествознания степень выпускника бакалавр Форма обучения заочная 2013 г рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» iconАннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Концепции современного естествознания»
Дисциплина «Концепции современного естествознания» входит в цикл Математических и естественнонаучных дисциплин (Б. 2)
Рабочая программа дисциплины концепции современного естествознания степень выпускника бакалавр Форма обучения заочная 2013 г рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» iconПрограмма дисциплины «Концепции современного естествознания»
Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» разработана доцентом кафедры прикладной и медицинской физики, к ф м...
Рабочая программа дисциплины концепции современного естествознания степень выпускника бакалавр Форма обучения заочная 2013 г рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» iconПояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков,...
Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов озо специальности...
Рабочая программа дисциплины концепции современного естествознания степень выпускника бакалавр Форма обучения заочная 2013 г рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» iconС. П. Филин Концепции современного естествознания: конспект лекций
Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и...
Рабочая программа дисциплины концепции современного естествознания степень выпускника бакалавр Форма обучения заочная 2013 г рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс на модульной основе дисциплины «концепции...
Целью курса «Концепции современного естествознания» является обеспечение фундаментальности и целостности высшего образования, что,...
Рабочая программа дисциплины концепции современного естествознания степень выпускника бакалавр Форма обучения заочная 2013 г рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» iconМетодическая разработка по дисциплине «Концепции современного естествознания»
Дисциплина «Концепции современного естествознания», согласно государственному образовательному стандарту, является обязательной для...
Рабочая программа дисциплины концепции современного естествознания степень выпускника бакалавр Форма обучения заочная 2013 г рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» iconРабочая программа дисциплины Юридическая психология Степень выпускника...
Рабочая программа предназначена для изучения студентами учебной дисциплины «Юридическая психология», обучающимися по направлению...
Рабочая программа дисциплины концепции современного естествознания степень выпускника бакалавр Форма обучения заочная 2013 г рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» iconРабочая учебная программа по Современным концепциям естествознания
Охватывает широкий круг вопросов и является фундаментальным для всего современного образования. Особенностью учебного курса «Концепции...
Рабочая программа дисциплины концепции современного естествознания степень выпускника бакалавр Форма обучения заочная 2013 г рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» iconКонцепции Современного Естествознания Преподаватель Рыжиков В. Н....
Учебник: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. EnjoyEnglish» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск:...
Рабочая программа дисциплины концепции современного естествознания степень выпускника бакалавр Форма обучения заочная 2013 г рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» iconРабочая программа по дисциплине б концепции современного естествознания
Цель дисциплины: понять общенаучную концептуальную роль естествознания, расширение общенаучного кругозора студентов гуманитарных...
Рабочая программа дисциплины концепции современного естествознания степень выпускника бакалавр Форма обучения заочная 2013 г рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» iconПрограмма дисциплины Концепции современного естествознания  для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра...
Рабочая программа дисциплины концепции современного естествознания степень выпускника бакалавр Форма обучения заочная 2013 г рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине...
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» включает в себя различные...
Рабочая программа дисциплины концепции современного естествознания степень выпускника бакалавр Форма обучения заочная 2013 г рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине...
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» включает в себя различные...
Рабочая программа дисциплины концепции современного естествознания степень выпускника бакалавр Форма обучения заочная 2013 г рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Рабочая программа дисциплины концепции современного естествознания степень выпускника бакалавр Форма обучения заочная 2013 г рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» iconРабочая программа дисциплины Международное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное право» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры общественных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск