МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет философии и культурологии
Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ
на заседании кафедры философии Декан факультета
и методологии науки д.ф.н., проф. Г.В. Драч
___________________
Протокол № 1 от 5.09.2011 г «___» _________ 2011 г.
Зав. кафедрой д.ф.н., проф. Бакулов В.Д.
____________________________
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
на модульной основе
дисциплины « КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
вузовского компонента цикла ЕН.Ф для направлений бакалавриата: 034000 конфликтология (базовый профиль);
040100 социология (базовый профиль) Составитель: к. биол. н., доц. Абакумова Лариса Васильевна
Ростов-на-Дону
2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целью курса «Концепции современного естествознания» является обеспечение фундаментальности и целостности высшего образования, что, в свою очередь, соответствует тенденциям общемирового развития науки и общества в целом.
Задачи курса: ознакомление с историей естествознания, достижениями современного естествознания, овладение понятийным аппаратом естественных наук, приобретение опыта анализа информации, проникающей в массовое сознание, усвоение основных научных методов, используемых в естественных науках.
В результате освоения курса студент должен обладать следующими предметными специальными компетенциями:
Знание и использование основных теорий, концепций и принципов естествознания, способность к системному мышлению.
Способность понимать современные проблемы естественных наук и использовать фундаментальные естественнонаучные представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач.
Способность глубоко понимать и творчески использовать в научной и педагогической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов естествознания
Знание истории и методологии естествознания, расширяющие общепрофессиональную, фундаментальную подготовку.
Знание основ учения о биосфере. Понимание современных биосферных процессов, способность к системному мышлению.
Способность генерировать новые идеи и методические решения
Способность объективно оценивать результаты своей профессиональной деятельности.
Способность понимать и глубоко осмысливать философские концепции естествознания, место естественных наук в выработке научного мировоззрения.
Владение основами методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи.
Демонстрировать самостоятельность в управлении обучением и высокую степень понимания процессов обучения.
Требования к обязательному минимуму содержания данной дисциплины: Естествознание и культура. Методология науки. Структура и строение мегамира и методы их определения. Пространство, время, движение в классической механике и теории относительности. Законы сохранения. Элементарные частицы. Типы взаимодействий. Кулоновская природа химических и механических свойств вещества. Мировые константы в физике. Эволюционная концепция. Проблемы самоорганизации в природе. Живые системы против энтропии. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет философии и культурологии Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ
на заседании кафедры философии Декан факультета
и методологии науки д.ф.н., проф. Г.В. Драч Протокол № 1 от 5.09.2011 г «___» _________ 2011 г.
Зав. кафедрой д.ф.н., проф. Бакулов В.Д.
____________________________
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ « КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ »
на модульной основе
Направление: Профиль подготовки «034000 конфликтология (базовый профиль)»
ЦИКЛ: общих математических и
естественнонаучных дисциплин Тип: бакалавриат Индекс: Б 2 Срок бучения: 4 года Форма обучения: очная
г. Ростов-на-Дону
2011г.
АННОТАЦИЯ
Большие перспективы и возможности в организации и управлении самостоятельной работой открываются в связи с внедрением модульного обучения в вузах.
Сущность модульного обучения состоит в том, чтобы каждый обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно достигал образовательной цели, реализуя принципы и методы поэтапного формирования умственных действий.
Преимуществами модульного обучения основываются на нескольких идеях:
теории поэтапного формирования умственных действий;
идее активности студента в процессе его четких действий в определенной логике, постоянного подкрепления своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности;
идее гибкого управления деятельностью студентов, переходящего в самоуправление;
идее рефлексивного подхода, применении основ теоретического познания.
Управление в процессе модульного обучения рассматривается:
- как целенаправленная деятельность объектов различного уровня, обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие управляемой системы (субъекта, объекта);
- как способ решения учебных проблем на основе методов проблемно-модульного обучения;
- - как искусство правильно дозированной помощи;
- как процесс усвоения учебного материала, в котором имеются управляющая и управляемые стороны: педагог – обучаемый;
- как сочетание управления и самоуправления.
Управление СРС в модульном обучении рассматривается:
- как обеспечение обратной связи с помощью модульной программы;
- как возможность передачи части управленческих функций педагога модульной программе, где они трасформируются в функции самоуправления;
- как создание студентам оптимальных условий для осуществления полноценной самостоятельной работы, формирование навыка самообразования;
- как повышение качества подготовки специалистов.
Целью курса «Концепции современного естествознания» является обеспечение фундаментальности и целостности высшего образования, что, в свою очередь, соответствует тенденциям общемирового развития науки и общества в целом.
Задачи курса: ознакомление с историей естествознания, достижениями современного естествознания, овладение понятийным аппаратом естественных наук, приобретение опыта анализа информации, проникающей в массовое сознание, усвоение основных научных методов, используемых в естественных науках.
В результате освоения курса студент должен обладать следующими предметными специальными компетенциями:
Знание и использование основных теорий, концепций и принципов естествознания, способность к системному мышлению.
Способность понимать современные проблемы естественных наук и использовать фундаментальные естественнонаучные представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач.
Способность глубоко понимать и творчески использовать в научной и педагогической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов естествознания
Знание истории и методологии естествознания, расширяющие общепрофессиональную, фундаментальную подготовку.
Знание основ учения о биосфере. Понимание современных биосферных процессов, способность к системному мышлению.
Способность генерировать новые идеи и методические решения
Способность объективно оценивать результаты своей профессиональной деятельности.
Способность понимать и глубоко осмысливать философские концепции естествознания, место естественных наук в выработке научного мировоззрения.
Владение основами методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи.
Демонстрировать самостоятельность в управлении обучением и высокую степень понимания процессов обучения.
Требования к обязательному минимуму содержания данной дисциплины: Естествознание и культура. Методология науки. Структура и строение мегамира и методы их определения. Пространство, время, движение в классической механике и теории относительности. Законы сохранения. Элементарные частицы. Типы взаимодействий. Кулоновская природа химических и механических свойств вещества. Мировые константы в физике. Эволюционная концепция. Проблемы самоорганизации в природе. Живые системы против энтропии.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА Содержание программы курса подразделяется на три модуля, каждый из которых, являясь основным средством обучения, включает в себя задания для самостоятельной работы, а модульная-программа должна являться основным средством управления самостоятельной работой студентов.
МОДУЛЬ 1 Предмет, задачи, методы и история естествознания. Основные категории естествознания
МОДУЛЬ 2. Уровни структурной организации фундаментальной материи.
МОДУЛЬ 3. Универсальный эволюционизм природы. Проблема научного описания самоорганизации материи. Таблица 1 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО КУРСУ «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» ПО СЕМЕСТРАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ.
N семест ра
| Число недель
| Число учебных часов
| Форма контроля
| Всего
| Аудиторные занятия
| СРС
|
|
| Лекции
| Сем.
| Лаб. Зан.
|
|
| 2
| 16
| 108
| 32
| 32
|
| 44
| Зачет
| |