Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания»
страница1/23
Дата публикации24.05.2015
Размер3.23 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал ДВГУ в г. Спасске-Дальнем

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Концепции современного естествознания»
специальность: «Менеджмент организации»


Разработан д.ф.-м.н., профессором
Б.Е. Ламаш

c:\documents and settings\лагунова\local settings\temporary internet files\content.word\гсэ.в1. 1 001.jpg
Спасск-Дальний

2008


СОДЕРЖАНИЕ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 4

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ 17

МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 193

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 201

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 203

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 208

ГЛОССАРИЙ 211



Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

c:\documents and settings\лагунова\local settings\temporary internet files\content.word\гсэ.в2. 1.jpg

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ


Филиал ДВГУ в г. Спасске-Дальнем

Курс _1_, семестр _1,2_.

Лекции _51_ час.

Практические занятия - _34__ час.

Семинарские занятия – ___ час.

Лабораторные работы - ___час.

Самостоятельная работа – _59_ час.

Всего - _144__ час.

Реферативные работы не предусмотрены

Контрольные работы не предусмотрены

Экзамен: __2__ семестр

Зачет: __1__ семестр

Рабочая программа составлена на основании типовой программы ГОС ВПО и авторских разработок

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры от 01.06.08 №10

Заведующая кафедрой _________________________________ А.А.Кравченко

Составитель (ли) _______________________________________Б.Е. Ламаш

Аннотация
1. Цель и задачи дисциплины:
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов научного мировоззрения, повышение общего кругозора и культуры мышления. Предмет курса – различные формы движения материи в природе; лестница последовательных уровней организации материи и их взаимосвязи; основные формы бытия — пространство и время; закономерная связь явлений природы как общего, так и специфического характера. Программа курса позволяет вооружить слушателей знаниями, отвечающими современному уровню развития естествознания, рассматриваются последние идеи и гипотезы, точки зрения на важнейшие вопросы современного естествознания, что дает возможность, овладев целостным научным мировоззрением, сформировать свою мировоззренческую позицию для успешной социальной адаптации.
Задачи дисциплины:

- ознакомить студентов с основными концепциями современного естествознания;

- дать слушателям представления о едином процессе развития, охватывающем неживую природу, живое вещество и общество; об уровнях организации материального мира и процессов, протекающих в нем, выступающих звеньями одной цепи;

- вооружить студентов знаниями закономерностей развития природы и общества;

- формировать умения и навыки практического использования достижений науки, ставящих конечной целью адаптацию человека к окружающей среде и достижение рационального природопользования;

- сориентировать в основных парадигмах единства материального и духовного миров;

- ознакомить с важнейшими приемами биоэтики;

- создать предпосылки для развития заложенного в каждом человеке интеллектуального потенциала, способствующего профессиональному и личностному росту и т.д.

2. Место дисциплины в структуре учебного плана
ЕН.Ф.3. Учебная дисциплина «Концепции современного естествознания» является дисциплиной федеральной части цикла математических и естественно-научных дисциплин ООП. Связь с другими дисциплинами учебного плана: программа опирается на знания, полученные в ходе изучения дисциплин: «Философия», «История», «Математика». Знания, приобретенные при изучении курса «Концепции современного естествознания», могут найти применение при выполнении самостоятельных работ, тестирования и написании рефератов.

3. Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:

- о месте человека в эволюции Земли;

- о направлениях и путях развития в научно-технической и организационно-экономической сферах деятельности человека;

- об использовании новых подходов к достижению более высокого уровня выживания человечества в условиях надвигающейся экологической катастрофы.
Уметь:

- представлять знания как систему логически связанных общих и специальных положений науки;

- применять эти знания и оперировать ими в своей повседневной деятельности;

- обосновать факт появления тех или иных знаний о природе;

- выражать свою мировоззренческую позицию;

- ориентироваться в сложных явлениях действительности.
Владеть:

- знаниями в области естественных наук;

- навыками успешной социальной адаптации.

4. Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
Лекционный курс, практические занятия, самостоятельная работа, выполнение лабораторных работ.
5. Трудоемкость дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часа, в т.ч. лекций 51 час, практических занятий 34 часа, самостоятельной работы 59 часов. Продолжительность изучения дисциплины 2 семестра.


6. Контроль успеваемости
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета в 1 семестре, экзамена – во 2 семестре.
2. Структура и содержание теоретической части курса (51 час)
Тема 1. Естественно-научная и гуманитарная культуры, научный метод

Понятие культуры. История возникновения. Понятие природы. Понятие науки. Понятие естествознания. Формирование культурного человека. Понятие метода. История учения о методе. Понятие методологии. Классификация методов научного познания. Уровни научного познания.(2 часа)

Тема 2. История естествознания

Натурфилософия. Этапы развития естествознания.(2 часа)

Тема 3. Панорама современного естествознания, тенденции развития

Научная картина мира. Глобальный эволюционизм. Синергетика – теория самоорганизации. Общие контуры современной естественнонаучной картины мира. Понятие современной науки. Особенности современной науки. Кризис современной науки. Постнеклассическая наука. (2 часа)

Тема 4. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы

Понятие корпускулярной концепции. Понятие континуальной концепции. Четырехмерное пространство. Свойства пространства и времени. (2 часа)

Тема 5. Порядок и беспорядок в природе, хаос

Понятие порядка. Понятие хаоса. Происхождение космоса. (2 часа)

Тема 6. Структурные уровни организации материи

Понятие системы. Понятие элемента. Типы связи между элементами системы. Свойства системы. Классы материальных систем. (2 часа)

Тема 7. Микро-, макро- и мегамиры

Понятие микромира. Понятие макромира. Понятие мегамира. Физический вакуум. Квантовая механика. Атомы. Молекулы. Микроскопические тела. Макроскопические тела. Космические тела. Планетные системы. Звездные скопления. Галактики. Скопления и группы галактик. Сверхскопления галактик. Метагалактика. Вселенная. (3 часа)

Тема 8. Пространство и время

Понятие пространства. Понятие о времени. Свойства пространства и времени. Обратимость пространства и времени. Статистическая концепция времени. Динамическая концепция времени. Виды пространства и времени. (2 часа)

Тема 9. Теория относительности

Понятие относительности. Принцип относительности Энштейна. Вклад ученых в теорию относительности. (2 часа)

Тема 10. Принципы симметрии, законы сохранения

Понятие симметрии. Пространственно-временные принципы симметрии. Внутренние принципы симметрии. Законы сохранения. Определения ученых понятия симметрии. Связь симметрии с законами сохранения. Понятие энергии. Принципы запрета. Основные законы симметрии. (2 часа)

Тема 11. Взаимодействие, близкодействие, дальнодействие

Понятие электродинамики. Электромагнитное взаимодействие. Сущность концепции дальнодействия. Сущность концепции близкодействия. (2 часа)

Тема 12. Состояние, принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности

Понятие принципа суперпозиции. Пример принципа суперпозиции. Принцип дополнительности. Принцип неопределенности В. Гейзенберга. (2 часа)

Тема 13. Динамические и статистические закономерности в природе

Динамические законы. Законы статистического характера. (2 часа)
Тема 14. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах, принцип возрастания энтропии

Термодинамика. Положения закона сохранения энергии. Формулировки закона сохранения и превращения энергии. Исследования ученых. Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики. Принцип возрастания энтропии. Гипотеза «тепловой смерти». Принцип минимума диссипации энергии. (2 часа)

Тема 15. Химические процессы

Понятие химического индивида. Химические явления. Основные концептуальные системы химии. Проблема химического элемента. Понятие химического элемента. Проблема химического соединения. Понятие химического соединения. Химическая связь. Химическая структура вещества. Понятие химической структуры. Образование химических структур и химическая связь. Типы связей. Сущность химического процесса. Принципы управления химическим процессом. Кинетические методы. Понятие химической эволюции. Проблема самоорганизации химических систем. (2 часа)

Тема 16. Особенности биологического уровня организации материи

Понятие биологии. Краткий исторический очерк развития биологии. Некоторые основные обобщения биологических наук. Понятие клетки. Современная биология - комплекс наук о живой природе. Категория «живого». (2 часа)

Тема 17. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем

Концепция Чарльза Дарвина. Изменчивость. Наследственность. Естественный отбор. Формы естественного отбора. Механизмы эволюции. Принцип А. Пуанкаре (закон дивергенции). Синтетическая теория эволюции. Понятие микроэволюции. Макроэволюционные закономерности. Свойства материальных систем. (2 часа)

Тема 18. Экосистемы (многообразие живых организмов − основа организации и устойчивости биосферы)

Элементы экосистем. Биотическая структура экосистем. Биоразнообразие как основа устойчивости живых систем. Виды природных экосистем. Энергетические потоки в экосистемах, правило 10%. Экологические факторы. Формы биотических отношений. (2 часа)

Тема 19. Генетика и эволюция

Понятие генетики. Законы Менделя. История развития генетики. Механизм наследственности. Формы изменчивости. Мутации. Генетические закономерности в эволюции популяций. Формы естественного отбора. (2 часа)

Тема 20. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность

Понятие физиологии человека. Развитие концепций современной физиологии. Система крови. Система кровообращения. Лимфатическая система. Дыхательная система. Пищеварительная система. Обмен веществ в энергии. Физиология выделения. Гормоны. Нервная система. Функции мозга. Анализаторы (органы чувств). Высшая нервная деятельность. Понятие эмоций. Функции и виды эмоций. Теории эмоций. Эмоции и адаптационный процесс. Творчество. Структура мыслительного процесса решения проблемы. «Мозговой штурм». Здоровье человека. Понятие здоровья индивида. Польза физических упражнений. Понятие работоспособности. Особенности психического утомления. (2 часа)

Тема 21. Биоэтика, поведение, экология и здоровье

Биоэтика. Мораль животных. Врожденные запреты. Иерархия потребностей человека. Принципы мотивации. Самоактуализация. Химические загрязнения среды и здоровье человека. Биологические загрязнения и болезни человека. Ландшафт как фактор здоровья. (2 часа)

Тема 22. Человек, биосфера и космические циклы

Понятие биосферы. Концепция Вернадского. Строение биосферы.

Космические циклы. (2 часа)

Тема 23. Ноосфера; необратимость времени

Переход от биосферы к ноосфере. Исследования ученых в области ноосферы. Понятие времени в классической термодинамике. Постулаты Р. Клаузиуса. (2 часа)

Тема 24. Принципы универсального эволюционизма

Системный подход. Эволюционный подход. Термодинамический подход. (2 часа)

Тема 25. Самоорганизация в живой и неживой природе

Понятие самоорганизации. Понятие синергетики. Синергетика – интерес для науки. Основные свойства самоорганизующихся систем. (2 часа)
3. Содержание практической части курса (34 часа)

1. Естественно-научная и гуманитарная культуры . (2 часа)

2. История естествознания. (2 часа)

3. Панорама современного естествознания (2 часа)

4. Порядок и беспорядок в природе, хаос (2 часа)

5. Структурные уровни организации материи (2 часа)

6. Пространство и время. (2 часа)

7. Принципы симметрии, законы сохранения. (2 часа)

8. Динамические и статистические закономерности в природе (2 часа)

9. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. (2 часа)

10. Химические процессы . (2 часа)

11. Особенности биологического уровня организации материи . (2 часа)

12. Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы . (2 часа)

13. Генетика и эволюция. (2 часа)

14. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность (2 часа).

15. Человек, биосфера и космические циклы (2 часа)

16. Самоорганизация в живой и неживой природе (2 часа)

17. Принципы универсального эволюционизма (2 часа)
4. Контроль достижения целей курса

Вопросы к зачету

1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.

2. Метод и методология.

3. Панорама современного естествознания.

4. Тенденции развития естествознания.

5. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы.

6. Порядок и беспорядок в природе, хаос.

7. Уровни организации материи.

8. Микро-, макро- и мегамиры.

9. Развитие представлений о пространстве и времени.

10. Принципы относительности.

11. Принципы симметрии и законы сохранения.

12. Дальнодействие и близкодействие.

13. Принцип неопределенности Гейзенберга. Принцип дополнительности Бора.

14. Динамические и статистические закономерности в природе.

15. Закон сохранения энергии в макроскопических процессах.

Вопросы к экзамену

  1. Самоорганизация в живой и неживой природе.

  2. Основные концепции современной физиологии.

  3. Строение и свойства нервной системы человека.

  4. Биоэтика и поведение человека.

  5. Генетика и эволюция.

  6. Эмоции и творчество.

  7. Здоровье и работоспособность.

  8. Человек и биосфера.

  9. Ноосфера.

  10. Необратимость времени.

  11. Принципы универсального эволюционизма.

  12. Химические процессы.

  13. Особенности биологического уровня организации материи.

  14. Принципы эволюции.

  15. Многообразие живых организмов.


5. Тематика и перечень курсовых работ, рефератов
Курсовые работы и рефераты не предусмотрены.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература

1. Горелов, А.А. Концепции современного естествознания: Учебник / А.А. Горелов. − М.: Центр, 2007. – 208с.

2. Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебное пособие / Т.Я. Дубнищева. − Нс.: Маркетинг, 2007. – 832 с.

3. Самыгин, С.И. Концепции современного естествознания: Учебное пособие / С.И. Самыгин. − Р/Д.: Феникс, 2008. – 448с.

4. Галимов, Э. М. Феномен жизни: между равновесием и нелинейностью. Происхождение и принципы эволюции: Учебное пособие / Э.М. Галимов. — М.: Едиториал УРСС, 2001. – 227 с.

5. Суханов, А.Д., Голубева, О.Н. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / А.Д.Суханов, О.Н. Голубева. − М.: Агар, 2000. – 134 с.

6. Лавринеко, В.Н., Ратникова, В.П. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. − М.: ИНФРА-М, 2000. – 421 с.

7. Садохин, А.П. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / А.П. Садохин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 447 с.

8. Бабушкин, А.Н. Современные концепции естествознания: Учебное пособие / А.Н. Бабушкин. –М.: Омега-Л, 2004. – 224с.

9. Свиридов, В.В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие / В.В. Свиридов. –СПб.: Питер, 2005. - 349с.
Дополнительная литература

12. Аллен, Дж., Нельсон, М. Космические биосферы: Учебное пособие /

Дж. Аллен, М. Нельсон. – М.: Прогресс. 1991. – 128с.

13. Горелов, А. А. Человек – гармония –природа: Учебное пособие / А.А. Горелов. – М.: Наука, 1990. – 192с.

14. Девис, П. Суперсила. Поиски единой теории Природы: Учебное пособие / П. Девис. – М.: Мир. 1989. – 272с.

15. Кэри, У. В поисках закономерностей развития Земли и Вселенной: Учебное пособие / У. Кэри. – М.: Мир. 1991. – 447с.
Периодические издания

  1. Журнал «Вопросы философии»

  2. Журнал «Наука и жизнь»

  3. Журнал «Природа»


Интернет-ресурсы

  1. Концепции современного естествознания: Учебник / В.М. Найдыш. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2007. - 704 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=123452

  2. Концепции современного естествознания: Учебное пособие / В.П. Романов. - М.: РИОР, 2008. - 128 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=141918

  1. Концепции современного естествознания: Практикум / В.П. Романов - 3-e изд., испр. и доп. - М.: Вузовский учебник, 2008. - 128 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=133587


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал ДВГУ в г. Спасске-Дальнем

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс на модульной основе дисциплины «концепции...
Целью курса «Концепции современного естествознания» является обеспечение фундаментальности и целостности высшего образования, что,...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания» iconПояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков,...
Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов озо специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Дубов В. П. Концепции современного естествознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 032001....
Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины концепции современного естествознания...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания»
Контрольный экземпляр находится на кафедре биохимии, микробиологии и биотехнологии
Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания» iconРабочая программа дисциплины концепции современного естествознания...
Рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» подготовлена Голигузовым Д. В., к ф н., доцентом кафедры...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск