Скачать 244.95 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ Сазанова Т.В. КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯУчебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов заочной формы обучения специальности 030301.65 "Психология" Тюменский государственный университет, 2008 Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов ОЗО специальности 030301.65 - «Психология». Тюмень: Тюменский государственный университет, 2008, 17 стр. Учебно-методический комплекс содержит рабочую программу дисциплины, тематический план дисциплины, дидактические материалы для самоконтроля, темы рефератов и контрольных работ, список литературы. Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Концепции современного естествознания [электронный ресурс] / Режим доступа: : http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой возрастной физиологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой Гребнева Н.Н. ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Требования ГОС к уровню знаний, умений и навыков, приобретенных в результате изучения дисциплины (выписка из ГОС): Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» включает: Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество; работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.
Целью дисциплины является изучение основных положений современных естественных наук, объединенных синергетической концепцией, и базовых положений отдельных естественных наук. В курсе рассматриваются законы массовых явлений, действующие в общественной и обыденной жизни, пренебрежение которыми неизбежно приводит к негативным последствиям, а также соотношение между научным мировоззрением и другими формами отражения свойств окружающего мира. Задачи учебного курса: – познакомить студентов с основными положениями современной научной картины мира, – познакомить студентов с фактами, свидетельствующими о возрастающей роли науки в современную эпоху, – познакомить студентов с соотношением научного познания и других форм восприятия окружающего мира.
Дисциплина «Концепции современного естествознания» – это дисциплина, которая входит в базовую часть общепрофессиональной подготовки. Для ее успешного изучения необходимы знания, приобретенные (или приобретаемые параллельно) в результате освоения дисциплин, входящих в цикл общенаучных курсов. Курс «Концепции современного естествознания» содержит обзор и обобщение сведений и представлений, полученных студентами при изучении этих дисциплин. В результате освоения дисциплины «Концепции современного естествознания» Студент должен знать: - о современном состоянии научной теории и практики, основных целях, задачах, проблемах и методах современной науки; - о достижениях науки и их значении для общества и природы, об уровне воздействия антропогенного развития на окружающую среду и биосферу; - о закономерностях развития природы и общественно-социальной среды и законах ее функционирования; - содержание предмета, основные характеристики естественно научной картины мира, место и роль человека в природе; - концептуальные основы развития естественных наук и антропосоциогенеза; - основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества, и взаимодействия человека и общества; Студент должен уметь: - применять естественнонаучные знания в учебной и профессиональной деятельности; - владеть навыками работы с программными средствами общего и профессионального назначения; - применять основные способы обработки информации и моделирования ситуации, выявлять и оценивать влияние хозяйственной деятельности человека на природную среду; - проводить наблюдения за явлениями природы, живыми организмами; изучать и описывать конкретные явления природы, оформлять результаты наблюдений и практических работ; Количество учебных часов по дисциплине. Концепции современного естествознания изучается в 3 семестре студентам, обучающимся на ОЗО ИДО по специальности «Психология». В соответствии с учебным планом на дисциплину 56 час, из них:
Форма аттестации – зачет.
ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС ЛЕКЦИЯ 1. Естественнонаучная и гуманитарная культура. Научные методы познания. История естествознания и тенденции развития науки. Основные историко-культурные предпосылки и закономерности развития естествознания и естественнонаучной картины мира. Основные картины мироздания. Естественнонаучная и гуманитарная культура. Содержание и структура естественнонаучной теории. Взаимодействие естественных и гуманитарных наук. Классификация наук. Вклад естественнонаучной и гуманитарной культур в развитие цивилизации. Наука как процесс познания: объект, субъект, язык науки, метод, методология, закон научного познания. Формы научного познания. Основные характеристики научного знания. Критерии и нормы научности. ЛЕКЦИЯ 2. Естественно-научная картина мира. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Порядок и беспорядок в природе, хаос. Три глобальных этапа развития теоретического знания: натурфилософский, аналитический, синтетический. Общая история естествознания. Античность, натурфилософия. Первые научные программы: 1 - Математическая программа Платона, Пифагора; 2 - Корпускулярно-атомистическая программа Демокрита; 3 - Континуальная программа Аристотеля. Схоластика. (П.Абеляр, Ф.Аквинский, Д.Скотт, У.Оккам и др.). Восточная наука в средние века (А.Н. Фараби, М. Батани, Ибн Юнас, Ибн Сина - Авиценна, Ибн Рушд - Авэрроэс и др.). ЛЕКЦИЯ 3. Структурные уровни организации материи (от наноуровней до Вселенского уровня). Микро-, макро-, и мегамиры. Пространство и время. Естествознание в средние века, развитие университетов. Формирование механистического естествознания: создание гелиоцентрической системы мира и учения о множестве миров, создание классической механики и экспериментального естествознания, рождение механистической картины мира. Эволюционные идеи в естествознании 18-19 веков. Открытие фундаментальных законов и теорий. Предпосылки крушения механистического естествознания, развитие научно-технического процесса. Развитие современного естествознания в 20-21 веке. Черты классической науки: натурализм, механистичность, редукционизм, метафизичность, ориентир на практическую значимость. Проблемы изучения основных уровней строения мироздания: микромир, макромир, мегамир. ЛЕКЦИЯ 4. Принципы относительности, симметрии, законы сохранения, взаимодействия. Близкодействие и дальнодействие, состояние. Принципы суперпозиции, неопределенности и дополнительности. Основные принципы естествознания. Понятие причинности. Основные динамические и статистические законы и теории. Законы симметрии и асимметрии. Геометрические и динамические формы симметрии и асимметрии. Законы сохранения. Принцип соответствия. Принцип дополнительности. Принцип неопределенности. Основы термодинамики. Первое начало термодинамики, закон сохранения и превращения энергии. Второе начало термодинамики, тепловая энергия и работа. Энтропия. Концепция самоорганизации материи, открытые системы, равновесные системы, неравновесные. Синергетика - наука о сложных системах. Возникновение кибернетики и информатики. Формирование физической картины мира (ФизКМ). Общие представления о материи. Механистическая картина мира и ее особенности. Дискретная (корпускулярная) модель реальности, концепция абсолютного пространства и времени, принцип детерминизма. Законы движения. Принцип дальнодействия. Электромагнитная картина мира, формирование полевой (континуальной) модели реальности. Понятие вероятности, принцип близкодействия, реляционная (относительная) концепция пространства и времени. Квантово-полевые представления о материи. Принцип неопределенности и принцип дополнительности. Фундаментальные физические теории. Виды, свойства и способы существования материи. Основные формы движения материи. Развитие представлений о пространстве и времени. Создание общей и специальной теории относительности. Пространство и время в классической физике. Пространство и время в общей и специальной теории относительности. Характеристики пространства и времени. ЛЕКЦИЯ 5. Динамические и статические закономерности в природе. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Принцип возрастания энтропии. Химические процессы, реакционная способность веществ. Структурность и системность материи. Свойства материи. Структурные уровни организации материи неорганического и органического мира. Понятие о веществе и антивеществе. Иерархия неорганического и органического мира на микро-, макро- и мегауровнях. Понятие о поле. Гравитационное, электромагнитное, ядерное, электронно-позитронное поля, условия их возникновения и действия. Сравнительная характеристика вещества и поля. Структурные уровни вещества в микромире: молекулярный, атомный, нуклонный, кварковый. Основные характеристики элементарных частиц: масса, время жизни, заряд, спин, размеры, скорость, энергия. Классификация элементарных частиц (ЭЧ): фотоны, лептоны, кварки, бозоны, адроны. Истинно элементарные (фундаментальные) частицы: лептоны, кварки и кванты полей. Фундаментальные взаимодействия - сильное, электромагнитное, слабое, гравитационное. Корпускулярно-волновой дуализм. Волны электромагнитного излучения, спектр. ультрафиолетовое излучение, видимый свет, инфракрасное излучение - значение в эволюции Земли и живой природе. Строение атома. Строение молекулы. ЛЕКЦИЯ 6. Внутреннее строение и история геологического строения Земли. Современные концепции развития геосферных оболочек. Литосфера как абиотическая основа жизни ее экологические функции: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая, географическая оболочка Земли. Развитие космологии как науки, ее цели, задачи и методы исследования. Мегамир и метагалактика. Общая характеристика Вселенной. Развитие представлений о строении Вселенной. Современные космологические теории эволюции Вселенной: теория стационарного состояния и теория нестационарного состояния Вселенной. Солнечная система, гипотезы ее возникновения, строение, особенности. Тела Солнечной системы: планеты их характеристики, астероиды, метеориты. Орбитальное движение планет. Земля - как планета Солнечной системы. Годовое и суточное вращение Земли. Значение наклона земной оси для формирования природно-экологического пространства. Магнитосфера Земли и ее значение в эволюции планеты и биосферы. Основные вехи развития космонавтики, достижения и открытия. Взаимодействие биосферы и Вселенной. ЛЕКЦИЯ 7. Особенности биологического уровня организации материи. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. Основные направления биологических исследований, биология как наука, основные исторические этапы. Биологическая картина мира (БКМ). Систематика биологических наук, натуралистическая биология, физико-химическая биология, эволюционная биология. Фундаментальные основы биологии, законы и теории. Геохронологическая история развития Земли, общая характеристика этапов. Предпосылки зарождения жизни. Структурные уровни организации живой материи, формы жизни. Свойства живого вещества. Концепция эволюционного происхождения жизни. Теории зарождения жизни: стационарного состояния, самопроизвольного зарождения, креационизм, панспермия, биохимической эволюции. Переход от химической эволюции к биохимической. Этапы биохимической эволюции. Биологическая эволюция, абиогенез и биогенез, основные этапы. Эволюция условий жизни на Земле, восстановительный, слабоокислительный и окислительный этапы, роль прокариот и эукариот, роль анаэробных и аэробных организмов в биоэволюции. Возникновение клетки, ее особенности и свойства как сложной самоорганизующейся системы. ЛЕКЦИЯ 8. Биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе. Принципы универсального эволюционизма. Путь к единой культуре. Учение о биосфере, ее функции, границы, состав, структура. Формирование биосферы и ее взаимосвязь с геологическими оболочками земли. Понятие экологическая среда, среда обитания. Биогеохимические функции биосферы: газовая, концентрационная, окислительно-восстановительная, биохимическая. Биогенная миграция атомов. Круговорот веществ в природе. Цепи питания. Биомасса и продукция органического вещества. Экосистемы, биоценозы и биогеоценозы, биотопы, их формирование и эволюция, значение в природе. Пределы жизни организмов в экологических средах. Абиотические, биотические и антропогенные факторы среды, законы их воздействия на живые системы. Классификация организмов по типу питания, среде обитания, факторам приспособляемости. Биоритмы в природе и их значение. Биосфера и человек. Учение о ноосфере. Естественная и искусственная среда обитания. Географическая среда, географический детерминизм. Социальная география и геополитика. Формы воздействия на биосферу. Современная экологическая ситуация. Глобализация процессов.
(Примерные темы контрольных работ и рефератов) Контрольная работа № 1.
Контрольная работа № 2.
Темы рефератов:
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 1.Природа как целостная система. 2.Человек как познающий субъект природы. 3.Способы постижения природы. 4.Познание, мировоззрение и картина мира. 5.Мировоззрение и культура. 6.Наука как способ объективного познания окружающего мира и человека. 7.Научный метод познания. 8.Научные модели, их возможности и границы применимости. 9.Научная картина мира. 10.Динамика научного познания и формирование научных парадигм. 11. Дифференциация наук. 12 Естествознание как система наук о природе. 13.Естественнонаучная картина мира. 14.Основные понятия естествознания. 15.Стохастические и динамические закономерности. 16.Фундаментальные законы природы. 17.Основополагающие принципы естествознания. 18.Панорама доклассического естествознания. 19.Панорама классического естествознания. 20.Панорама неклассического естествознания. 21.Постнеклассическая наука и ее основные концепции. 22.Системный подход в естествознании. 23.Открытые системы и их свойства. 24.Мир как иерархия взаимосвязанных развивающихся систем. 25. Самоорганизация и эволюция открытых сложных систем, далеких от равновесия. 26. Сходство механизмов самоорганизации систем разного уровня и универсальный эволюционизм. 27. Элементы теории организации (управления). 28. Самоорганизация и эволюция Вселенной. 29. Самоорганизация и эволюция Солнечной системы. 30. Самоорганизация и эволюция Земли. 31. Основные признаки живого и структурные уровни его организации. 32. Самоорганизация и эволюция биологических систем. 33. Биологическая эволюция и концепция генетики. 34. Самоорганизация и антропогенез. 35. Биосоциальная природа человека. 36. Современные научные представления о происхождении и эволюции человека. 37. Эволюция головного мозга и развитие психики. 38. Генетическая программа человека и природа интеллектуальных способностей. 39. Самоорганизация и эволюция социальных систем. 40. Антропосоциогенез и цивилизационные разломы. 41. Современные глобальные проблемы человечества. 42. Новые модели развития цивилизации. Контрольные вопросы к экзамену (зачету) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Рекомендуемая литература ОСНОВНАЯ: 1. Игнатова В.А. Человек. Земля Вселенная. Концепции современного естествознания. Тюмень, 2000. 2. Игнатова В.А. Естествознание. М., 2002. 3. Игнатова В.А. Экология и культура: на пути к интеграции. Тюмень, 2004. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
|
Пояснительная записка документы на основании которых разработана... Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплины | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Дубов В. П. Концепции современного естествознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 032001.... | ||
Рабочая программа дисциплины концепции современного естествознания... Рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» подготовлена Голигузовым Д. В., к ф н., доцентом кафедры... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания» Рабочая программа составлена на основании типовой программы гос впо и авторских разработок | ||
Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» разработана доцентом кафедры прикладной и медицинской физики, к ф м... | Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» Дисциплина «Концепции современного естествознания» входит в цикл Математических и естественнонаучных дисциплин (Б. 2) | ||
Рабочая программа дисциплины «Физика и концепции современного естествознания» Рабочая программа составлена на основании гос впо и учебного плана специальности (направления) 220600 – «Инноватика» на кафедре физики... | С. П. Филин Концепции современного естествознания: конспект лекций Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и... | ||
Пояснительная записка. Требования к уровню подготовки учащихся 6... | Учебно-методический комплекс на модульной основе дисциплины «концепции... Целью курса «Концепции современного естествознания» является обеспечение фундаментальности и целостности высшего образования, что,... | ||
Квалификационных требований гос цель дисциплины «Международный туризм»... Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос) | «Концепции современного естествознания» Гос впо специальности 100103. 65 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм" рег. №293 св/сп от 27 марта 2000 г | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине концепции современного естествознания Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (гос впо) по специальности/направлению | Рабочая учебная программа по Современным концепциям естествознания Охватывает широкий круг вопросов и является фундаментальным для всего современного образования. Особенностью учебного курса «Концепции... | ||
Пояснительная записка Требования к студентам: знания в объеме курсов «История психологии» Обязательный минимум содержания дисциплины по гос (для дисциплин Федерального компонента) | 1. Цель и задачи дисциплины: Целью изучения дисциплины «Философия», «История», «Математика». Знания, приобретенные при изучении курса «Концепции современного естествознания», могут найти... |