Пояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков, приобретенных в результате изучения дисциплины (выписка из гос): Программа дисциплины «Концепции современного естествознания»





Скачать 244.95 Kb.
НазваниеПояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков, приобретенных в результате изучения дисциплины (выписка из гос): Программа дисциплины «Концепции современного естествознания»
Дата публикации26.02.2015
Размер244.95 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

Сазанова Т.В.

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ


Учебно-методический комплекс.

Рабочая программа для студентов

заочной формы обучения

специальности 030301.65 "Психология"

Тюменский государственный университет, 2008

Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов ОЗО специальности 030301.65 - «Психология». Тюмень: Тюменский государственный университет, 2008, 17 стр.
Учебно-методический комплекс содержит рабочую программу дисциплины, тематический план дисциплины, дидактические материалы для самоконтроля, темы рефератов и контрольных работ, список литературы.

Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Концепции современного естествознания [электронный ресурс] / Режим доступа: : http://www.umk.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой возрастной физиологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой Гребнева Н.Н.




 ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Требования ГОС к уровню знаний, умений и навыков, приобретенных в результате изучения дисциплины (выписка из ГОС):

Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» включает:

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество; работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

    1. Цели и задачи дисциплины


Целью дисциплины является изучение основных положений современных естественных наук, объединенных синергетической концепцией, и базовых положений отдельных естественных наук. В курсе рассматриваются законы массовых явлений, действующие в общественной и обыденной жизни, пренебрежение которыми неизбежно приводит к негативным последствиям, а также соотношение между научным мировоззрением и другими формами отражения свойств окружающего мира.

Задачи учебного курса:

– познакомить студентов с основными положениями современной научной картины мира,

– познакомить студентов с фактами, свидетельствующими о возрастающей роли науки в современную эпоху,
– познакомить студентов с соотношением научного познания и других форм восприятия окружающего мира.

    1. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Концепции современного естествознания» – это дисциплина, которая входит в базовую часть общепрофессиональной подготовки. Для ее успешного изучения необходимы знания, приобретенные (или приобретаемые параллельно) в результате освоения дисциплин, входящих в цикл общенаучных курсов. Курс «Концепции современного естествознания» содержит обзор и обобщение сведений и представлений, полученных студентами при изучении этих дисциплин.
В результате освоения дисциплины «Концепции современного естествознания»

Студент должен знать:

- о современном состоянии научной теории и практики, основных целях, задачах, проблемах и методах современной науки;

- о достижениях науки и их значении для общества и природы, об уровне воздействия антропогенного развития на окружающую среду и биосферу;

- о закономерностях развития природы и общественно-социальной среды и законах ее функционирования;

- содержание предмета, основные характеристики естественно научной картины мира, место и роль человека в природе;

- концептуальные основы развития естественных наук и антропосоциогенеза;

- основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества, и взаимодействия человека и общества;

Студент должен уметь:

- применять естественнонаучные знания в учебной и профессиональной деятельности;

- владеть навыками работы с программными средствами общего и профессионального назначения;

- применять основные способы обработки информации и моделирования ситуации, выявлять и оценивать влияние хозяйственной деятельности человека на природную среду;

- проводить наблюдения за явлениями природы, живыми организмами; изучать и описывать конкретные явления природы, оформлять результаты наблюдений и практических работ;

Количество учебных часов по дисциплине. Концепции современного естествознания изучается в 3 семестре студентам, обучающимся на ОЗО ИДО по специальности «Психология». В соответствии с учебным планом на дисциплину 56 час, из них:



Виды учебных работ

Количество часов

1.

Лекции

4

2.

Самостоятельная работа

62




Всего

66


Форма аттестации – зачет.



  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ










Наименование темы


Лекции

(часов)


Индив. и

самостоят

работа

(час)


Всего часов

1

Естественнонаучная и гуманитарная культура. Научные методы познания. История естествознания и тенденции развития науки.

0,5

9

9,5

2

Естественно-научная картина мира. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Порядок и беспорядок в природе, хаос.

0,5

7

7,5

3


Структурные уровни организации материи (от наноуровней до Вселенского уровня). Микро-, макро-, и мегамиры. Пространство и время.

0,5

7

7,5

4


Принципы относительности, симметрии, законы сохранения, взаимодействия. Близкодействие и дальнодействие, состояние. Принципы суперпозиции, неопределенности и дополнительности.

0,5

9

9,5

5

Динамические и статические закономерности в природе. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Принцип возрастания энтропии. Химические процессы, реакционная способность веществ.


0,5

8

8,5

6

Внутреннее строение и история геологического строения Земли. Современные концепции развития геосферных оболочек. Литосфера как абиотическая основа жизни ее экологические функции: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая, географическая оболочка Земли.


0,5

7

7,5

7


Особенности биологического уровня организации материи. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы.

0,5

7

7,5

8

Биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе. Принципы универсального эволюционизма. Путь к единой культуре.

0,5

8

8,5



Всего: 66 час.





4

62

66



  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС
ЛЕКЦИЯ 1. Естественнонаучная и гуманитарная культура. Научные методы познания. История естествознания и тенденции развития науки.

Основные историко-культурные предпосылки и закономерности развития естествознания и естественнонаучной картины мира. Основные картины мироздания. Естественнонаучная и гуманитарная культура. Содержание и структура естественнонаучной теории. Взаимодействие естественных и гуманитарных наук. Классификация наук. Вклад естественнонаучной и гуманитарной культур в развитие цивилизации. Наука как процесс познания: объект, субъект, язык науки, метод, методология, закон научного познания. Формы научного познания. Основные характеристики научного знания. Критерии и нормы научности.

ЛЕКЦИЯ 2. Естественно-научная картина мира. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Порядок и беспорядок в природе, хаос.

Три глобальных этапа развития теоретического знания: натурфилософский, аналитический, синтетический. Общая история естествознания. Античность, натурфилософия. Первые научные программы: 1 - Математическая программа Платона, Пифагора; 2 - Корпускулярно-атомистическая программа Демокрита; 3 - Континуальная программа Аристотеля. Схоластика. (П.Абеляр, Ф.Аквинский, Д.Скотт, У.Оккам и др.). Восточная наука в средние века (А.Н. Фараби, М. Батани, Ибн Юнас, Ибн Сина - Авиценна, Ибн Рушд - Авэрроэс и др.).
ЛЕКЦИЯ 3. Структурные уровни организации материи (от наноуровней до Вселенского уровня). Микро-, макро-, и мегамиры. Пространство и время.

Естествознание в средние века, развитие университетов. Формирование механистического естествознания: создание гелиоцентрической системы мира и учения о множестве миров, создание классической механики и экспериментального естествознания, рождение механистической картины мира. Эволюционные идеи в естествознании 18-19 веков. Открытие фундаментальных законов и теорий. Предпосылки крушения механистического естествознания, развитие научно-технического процесса. Развитие современного естествознания в 20-21 веке. Черты классической науки: натурализм, механистичность, редукционизм, метафизичность, ориентир на практическую значимость. Проблемы изучения основных уровней строения мироздания: микромир, макромир, мегамир.
ЛЕКЦИЯ 4. Принципы относительности, симметрии, законы сохранения, взаимодействия. Близкодействие и дальнодействие, состояние. Принципы суперпозиции, неопределенности и дополнительности.

Основные принципы естествознания. Понятие причинности. Основные динамические и статистические законы и теории. Законы симметрии и асимметрии. Геометрические и динамические формы симметрии и асимметрии. Законы сохранения. Принцип соответствия. Принцип дополнительности. Принцип неопределенности. Основы термодинамики. Первое начало термодинамики, закон сохранения и превращения энергии. Второе начало термодинамики, тепловая энергия и работа. Энтропия. Концепция самоорганизации материи, открытые системы, равновесные системы, неравновесные. Синергетика - наука о сложных системах. Возникновение кибернетики и информатики. Формирование физической картины мира (ФизКМ). Общие представления о материи. Механистическая картина мира и ее особенности. Дискретная (корпускулярная) модель реальности, концепция абсолютного пространства и времени, принцип детерминизма. Законы движения. Принцип дальнодействия. Электромагнитная картина мира, формирование полевой (континуальной) модели реальности. Понятие вероятности, принцип близкодействия, реляционная (относительная) концепция пространства и времени. Квантово-полевые представления о материи. Принцип неопределенности и принцип дополнительности. Фундаментальные физические теории. Виды, свойства и способы существования материи. Основные формы движения материи. Развитие представлений о пространстве и времени. Создание общей и специальной теории относительности. Пространство и время в классической физике. Пространство и время в общей и специальной теории относительности. Характеристики пространства и времени.

ЛЕКЦИЯ 5. Динамические и статические закономерности в природе. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Принцип возрастания энтропии. Химические процессы, реакционная способность веществ.

Структурность и системность материи. Свойства материи. Структурные уровни организации материи неорганического и органического мира. Понятие о веществе и антивеществе. Иерархия неорганического и органического мира на микро-, макро- и мегауровнях. Понятие о поле. Гравитационное, электромагнитное, ядерное, электронно-позитронное поля, условия их возникновения и действия. Сравнительная характеристика вещества и поля. Структурные уровни вещества в микромире: молекулярный, атомный, нуклонный, кварковый. Основные характеристики элементарных частиц: масса, время жизни, заряд, спин, размеры, скорость, энергия. Классификация элементарных частиц (ЭЧ): фотоны, лептоны, кварки, бозоны, адроны. Истинно элементарные (фундаментальные) частицы: лептоны, кварки и кванты полей. Фундаментальные взаимодействия - сильное, электромагнитное, слабое, гравитационное. Корпускулярно-волновой дуализм. Волны электромагнитного излучения, спектр. ультрафиолетовое излучение, видимый свет, инфракрасное излучение - значение в эволюции Земли и живой природе. Строение атома. Строение молекулы.

ЛЕКЦИЯ 6. Внутреннее строение и история геологического строения Земли. Современные концепции развития геосферных оболочек. Литосфера как абиотическая основа жизни ее экологические функции: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая, географическая оболочка Земли.

Развитие космологии как науки, ее цели, задачи и методы исследования. Мегамир и метагалактика. Общая характеристика Вселенной. Развитие представлений о строении Вселенной. Современные космологические теории эволюции Вселенной: теория стационарного состояния и теория нестационарного состояния Вселенной. Солнечная система, гипотезы ее возникновения, строение, особенности. Тела Солнечной системы: планеты их характеристики, астероиды, метеориты. Орбитальное движение планет. Земля - как планета Солнечной системы. Годовое и суточное вращение Земли. Значение наклона земной оси для формирования природно-экологического пространства. Магнитосфера Земли и ее значение в эволюции планеты и биосферы. Основные вехи развития космонавтики, достижения и открытия. Взаимодействие биосферы и Вселенной.

ЛЕКЦИЯ 7. Особенности биологического уровня организации материи. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы.

Основные направления биологических исследований, биология как наука, основные исторические этапы. Биологическая картина мира (БКМ). Систематика биологических наук, натуралистическая биология, физико-химическая биология, эволюционная биология. Фундаментальные основы биологии, законы и теории. Геохронологическая история развития Земли, общая характеристика этапов. Предпосылки зарождения жизни. Структурные уровни организации живой материи, формы жизни. Свойства живого вещества. Концепция эволюционного происхождения жизни. Теории зарождения жизни: стационарного состояния, самопроизвольного зарождения, креационизм, панспермия, биохимической эволюции. Переход от химической эволюции к биохимической. Этапы биохимической эволюции. Биологическая эволюция, абиогенез и биогенез, основные этапы. Эволюция условий жизни на Земле, восстановительный, слабоокислительный и окислительный этапы, роль прокариот и эукариот, роль анаэробных и аэробных организмов в биоэволюции. Возникновение клетки, ее особенности и свойства как сложной самоорганизующейся системы.

ЛЕКЦИЯ 8. Биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе. Принципы универсального эволюционизма. Путь к единой культуре.

Учение о биосфере, ее функции, границы, состав, структура. Формирование биосферы и ее взаимосвязь с геологическими оболочками земли. Понятие экологическая среда, среда обитания. Биогеохимические функции биосферы: газовая, концентрационная, окислительно-восстановительная, биохимическая. Биогенная миграция атомов. Круговорот веществ в природе. Цепи питания. Биомасса и продукция органического вещества. Экосистемы, биоценозы и биогеоценозы, биотопы, их формирование и эволюция, значение в природе. Пределы жизни организмов в экологических средах. Абиотические, биотические и антропогенные факторы среды, законы их воздействия на живые системы. Классификация организмов по типу питания, среде обитания, факторам приспособляемости. Биоритмы в природе и их значение. Биосфера и человек. Учение о ноосфере. Естественная и искусственная среда обитания. Географическая среда, географический детерминизм. Социальная география и геополитика. Формы воздействия на биосферу. Современная экологическая ситуация. Глобализация процессов.


  1. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

(Примерные темы контрольных работ и рефератов)

Контрольная работа № 1.

  1. Историческая панорама и тенденции развития естествознания.

  2. Основные закономерности и этапы развития естествознания.

  3. Основные предпосылки развития естественнонаучной картины мира.

  4. Естественнонаучная и гуманитарная культура и их взаимодействие.

  5. Отличия мифологической и религиозной от естественнонаучной картины мира.

  6. Роль и взаимосвязь естественных наук и философских представлений.

  7. Общая классификация наук и основные области научного знания.

  8. Наука как процесс познания, основные характеристики научного знания и его формы.

  9. Содержание и структура естественнонаучной теории.

  10. Преемственность в развитии науки.

  11. Основа формирования новых теорий, воззрений принципов в естествознании.

  12. Предпосылки и возникновение фундаментальных физических теорий.

  13. Эмпирические и теоретические методы науки.

  14. Критерии и нормы научности.

  15. Наука в духовной культуре общества.

  16. Древнейшие, античные и средневековые представления о строении мира.

  17. Натурофилософия, учение о первоначалах мира.

  18. Первые научные программы древности.

  19. Основные философы и ученые древнего мира.

  20. Схоластика, возникновение новых научных знаний.

  21. Естествознание в средние века. Первые научные школы и создание университетов.

  22. Отличия геоцентрической и гелиоцентрической систем мира.

  23. Формирование механистического естествознания.

  24. Создание классической механики и экспериментального естествознания.

  25. Механистическая картина мира, роль открытий Н.Коперника, Г.Галилея, И.Ньютона.

  26. Эволюционные идеи в естествознании 18-19 веков.

  27. Открытие фундаментальных законов и теорий.

  28. Развитие современного естествознания в 20-21 веке.

  29. Изучение основных уровней строения мироздания: микромир, макромир, мегамир и их особенности.

  30. Корпускулярная концепция описания природы: от атомизма до квантовой теории.


Контрольная работа № 2.

  1. Развитие представлений о строении Вселенной. Космогоническая гипотеза.

  2. Модели возникновения Вселенной. Загадки современной астрономии.

  3. Звездный уровень организации материи, его особенности и свойства. Звезды.

  4. Рождение и самоорганизация Вселенной. Модель горячей Вселенной.

  5. Теория стационарного состояния и теория нестационарного состояния Вселенной.

  6. Затерянные миры галактик. Строение нашей галактики Млечный Путь.

  7. Звезды и созвездия. Карта звездного неба. Астрология как наука.

  8. Гипотезы возникновения и эволюция Солнечной системы и ее объектов.

  9. Нецикличные и цикличные тела Солнечной системы. Кометы, астероиды, метеориты.

  10. Земля как объект Солнечной системы и частица Вселенной.

  11. Секреты мироздания. Параллельность и антипараллельность в мире.

  12. Фундаментальные физические взаимодействия и теории великого объединения.

  13. Планетарный уровень организации материальных систем.

  14. Воздействие на человека гелиокосмических факторов среды.

  15. Ресурсы космоса: решение энергетического кризиса.

  16. Физическая и механистическая картина мира. История формирования и достижения.

  17. Классическая физика Ньютона и теория относительности Эйнштейна. Проблемы пространства и времени.

  18. Развитие представлений о пространстве и времени. Свойства пространства и времени.

  19. Принципы относительности Галилея и Эйнштейна.

  20. Пространственные и временные свойства в общей и специальной теории относительности.

  21. Пространство и время в микромире, макромире и мегамире.

  22. Необратимость времени. Гипотезы Н.А. Козырева о новых свойствах времени.

  23. Дискретная (корпускулярная) и полевая (континуальная) концепции описания природы.

  24. Корпускулярные и волновые свойства материи. Принцип неисчерпаемости материи.

  25. Законы движения. Принцип дальнодействия. Понятие вероятности, принцип близкодействия. Принцип неопределенности и принцип дополнительности.

  26. Реляционная (относительная) концепция пространства и времени.

  27. Элементарные частицы в природе.

  28. Концепция фундаментальных взаимодействий в природе.

  29. Строение микромира: от атома до теории кварков. Открытие атома.

  30. Биоэнергоинформатика. Триединство Вселенной: материя, энергия, информация.

  31. Структурные уровни организации материи различных сфер. Свойства материи.

  32. Системный уровень организации материи.

  33. Неопределенность в мире. Процессы неопределенности в искусстве, биологии, кибернетике и других системах.

  34. Принцип неопределенности Гейзенберга как фундаментальное положение квантовой механики.

  35. Фундаментальные взаимодействия в природе и передающие их частицы.

  36. Соотношение порядка и беспорядка в природе. Хаос и мифы. Причины хаоса.

  37. Понятие о веществе и антивеществе.

  38. Понятие о поле. Условия их возникновения и действия.

  39. Сравнительная характеристика вещества и поля.

  40. Структурные уровни вещества в микромире.

  41. Основные характеристики элементарных частиц.

  42. Классификация элементарных частиц (ЭЧ). Истинно элементарные (фундаментальные) частицы.

  43. Корпускулярно-волновой дуализм.

  44. Волновые воздействия на химические процессы и живые системы.

  45. Строение атома. Строение молекулы.

  46. Принципы симметрии и асимметрии. Формы симметрии и асимметрии.

  47. Различие живой и неживой природы по принципам симметрии.

  48. Механизм обратной связи. Отрицательные и положительные обратные связи.

  49. Синергетика как теория поведения систем различной природы.

  50. Кибернетика и информатика.

  51. Принцип исторического развития как фундаментальный принцип науки о живом.

  52. Принцип устойчивого термодинамического равновесия живых систем. Концепции происхождения живого.

  53. Понятие причинности.

  54. Основные динамические и статистические законы и теории.

  55. Законы сохранения. Принцип соответствия.

  56. Принцип дополнительности. Принцип неопределенности.

  57. Первое и второе начало термодинамики. Невозможность создания вечного двигателя.

  58. Концепция самоорганизации материи, открытые, равновесные и неравновесные системы.

  59. Ресурсная и биосферная модели предельной возможности Земли.

  60. Модель устойчивости Мировой системы.

  61. Проблемы самоорганизации в живой и неживой природе.

  62. Механизмы и характеристики процесса самоорганизации.

  63. Особенности реакции Белоусова-Жаботинского. Основы термодинамики неравновесных процессов.

  64. Научно-технический прогресс и проблемы рационального природопользования. Глобальные проблемы человечества.

  65. Периодический закон и периодическая система химических элементов.

  66. Учение о составе вещества. Принципы организации взаимодействий и связей между химическими элементами.

  67. Закон постоянства состава. Вещества и смеси. Классификация веществ.

  68. Структура химических соединений, учение о химических процессах.

  69. Образование химических элементов и веществ в процессе глобальной эволюции.


Темы рефератов:

  1. Самые распространенные на Земле и в космосе химические элементы, их роль в природе.

  2. Химический этап эволюции Земли, формирование горных пород, полезных ископаемых.

  3. Элементы - органогены. Микроэлементы и макроэлементы. Биохимический уровень организации материи.

  4. Круговорот веществ в природе, миграция атомов.

  5. Особая роль аминокислот, рибонуклеиновых кислот, углеводов и других веществ в эволюции живой материи.

  6. Роль хемо- и фотосинтетиков в формировании условий для развития жизни на Земле.

  7. История геохронологического изучения Земли и основные этапы ее развития. Концепция тектоники литосферных плит.

  8. Значение трудов Л. Пастера для понимания особенностей эволюционного процесса.

  9. Гипотеза Опарина-Холдейна о происхождении жизни, ее роль в развитии теорий в биологии.

  10. Концепции современного происхождения жизни. Эволюция. Механизмы эволюции.

  11. Закон дивергенции, его проявления и роль. Конвергенция как фактор эволюции.

  12. Проблемы адаптации живого. Концепция адаптационного синдрома, стресс.

  13. Фундаментальные основы биологии, законы и теории.

  14. Уровни организации живой материи, формы жизни и свойства живого вещества.

  15. Основные этапы и особенности химической, биохимической и биологической эволюция.

  16. Эволюция условий жизни на Земле, восстановительный, слабоокислительный и окислительный этапы.

  17. Роль древнейших микроорганизмов в биоэволюции.

  18. Клетка как структурная и функциональная единица всего живого, ее самоорганизация.

  19. Периодизация эволюционных идей, концепция развития, теория катастроф, эволюционная теория.

  20. Революционные идеи и теории Ч.Дарвина. Синтетическая теория и законы эволюции.

  21. Золотое сечение, одно из наиболее ярких проявлений гармонии природы.

  22. Биосфера как живая самоорганизующаяся система.

  23. Учение В.И. Вернадского и биосфере.

  24. Ноосфера как новое эволюционное состояние биосферы. В.И. Вернадский о преобразовании биосферы в ноосферу.

  25. Генетика и эволюция, современные достижения и перспективы. Генная инженерия, новые возможности, проблемы, плюсы и минусы.

  26. Современные концепции изменения внешних оболочек Земли.

  27. Неординарные возможности человека и его сознания.

  28. Принцип универсального эволюционизма. Путь к единой культуре.

  29. Человек, культура, духовный мир, социум - как результат самоорганизации человека как биологического вида.

  30. Теория самоорганизации в применении к социальным системам.

  31. Теория глобального эволюционизма.

  32. Экология и культура. Законы и проблемы экологии.

  33. Второе начало термодинамики в области живой природы и экологии.

  34. Природа человека и его взаимодействие с окружающей средой.

  35. Изучение сознания. Эволюция и становление интеллекта.

  36. Будущее человека и человечества в ближайшей перспективе, прогнозирование ситуации.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1.Природа как целостная система.

2.Человек как познающий субъект природы.

3.Способы постижения природы.

4.Познание, мировоззрение и картина мира.

5.Мировоззрение и культура.

6.Наука как способ объективного познания окружающего мира и человека.

7.Научный метод познания.

8.Научные модели, их возможности и границы применимости.

9.Научная картина мира.

10.Динамика научного познания и формирование научных парадигм.

11. Дифференциация наук.

12 Естествознание как система наук о природе.

13.Естественнонаучная картина мира.

14.Основные понятия естествознания.

15.Стохастические и динамические закономерности.

16.Фундаментальные законы природы.

17.Основополагающие принципы естествознания.

18.Панорама доклассического естествознания.

19.Панорама классического естествознания.

20.Панорама неклассического естествознания.

21.Постнеклассическая наука и ее основные концепции.

22.Системный подход в естествознании.

23.Открытые системы и их свойства.

24.Мир как иерархия взаимосвязанных развивающихся систем.

25. Самоорганизация и эволюция открытых сложных систем, далеких от равновесия.

26. Сходство механизмов самоорганизации систем разного уровня и универсальный эволюционизм.

27. Элементы теории организации (управления).

28. Самоорганизация и эволюция Вселенной.

29. Самоорганизация и эволюция Солнечной системы.

30. Самоорганизация и эволюция Земли.

31. Основные признаки живого и структурные уровни его организации.

32. Самоорганизация и эволюция биологических систем.

33. Биологическая эволюция и концепция генетики.

34. Самоорганизация и антропогенез.

35. Биосоциальная природа человека.

36. Современные научные представления о происхождении и эволюции человека.

37. Эволюция головного мозга и развитие психики.

38. Генетическая программа человека и природа интеллектуальных способностей.

39. Самоорганизация и эволюция социальных систем.

40. Антропосоциогенез и цивилизационные разломы.

41. Современные глобальные проблемы человечества.

42. Новые модели развития цивилизации. Контрольные вопросы к экзамену (зачету)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендуемая литература

ОСНОВНАЯ:
1. Игнатова В.А. Человек. Земля Вселенная. Концепции современного естествознания. Тюмень, 2000.

2. Игнатова В.А. Естествознание. М., 2002.

3. Игнатова В.А. Экология и культура: на пути к интеграции. Тюмень, 2004.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:


  1. Грушевицкая Т.Г, Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М., 1998.

  2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997.

  3. Игнатова В.А. Основы современного естествознания. Тюмень, 1997.

  4. Игнатова В.А. Человек. Земля Вселенная. Концепции современного естествознания. Тюмень, 2000.

  5. Игнатова В.А. Естествознание. М., 2002.

  6. Игнатова В.А. Экология и культура: на пути к интеграции. Тюмень, 2004.

  7. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Концепции современного естествознания. М., 1997.

  8. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 1997.

  9. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. М., 1998.

  10. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.

  11. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1990.

  12. Войткевич Г.В. Возникновение и развитие жизни на Земле. М., 1988.

  13. Голицын Г.А. Гармония и алгебра живого. М., 1990.

  14. Дольник В. Непослушное дитя биосферы. М., 1994.

  15. Каструбин Э.М. Ключ к тайнам мозга. М., 1995.

  16. Колчинский Э. И. Эволюция биосферы. М.,1990.

  17. Опарин А.И. Жизнь, ее природа, происхождение и развитие. М., 1986.

  18. Тарасов Л.В. Мир, построенный на вероятности. М., 1984.

  19. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.

  20. Урсул А.Д. Путь в ноосферу. М., 1994.

  21. Эйген М., Винклер Р. Игра жизни. М., 1979.

  22. Эткинс П.У. Порядок и беспорядок в природе. М., 1987.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков, приобретенных в результате изучения дисциплины (выписка из гос): Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» iconПояснительная записка документы на основании которых разработана...
Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплины
Пояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков, приобретенных в результате изучения дисциплины (выписка из гос): Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Дубов В. П. Концепции современного естествознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 032001....
Пояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков, приобретенных в результате изучения дисциплины (выписка из гос): Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» iconРабочая программа дисциплины концепции современного естествознания...
Рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» подготовлена Голигузовым Д. В., к ф н., доцентом кафедры...
Пояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков, приобретенных в результате изучения дисциплины (выписка из гос): Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания»
Рабочая программа составлена на основании типовой программы гос впо и авторских разработок
Пояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков, приобретенных в результате изучения дисциплины (выписка из гос): Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» iconПрограмма дисциплины «Концепции современного естествознания»
Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» разработана доцентом кафедры прикладной и медицинской физики, к ф м...
Пояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков, приобретенных в результате изучения дисциплины (выписка из гос): Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» iconАннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Концепции современного естествознания»
Дисциплина «Концепции современного естествознания» входит в цикл Математических и естественнонаучных дисциплин (Б. 2)
Пояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков, приобретенных в результате изучения дисциплины (выписка из гос): Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» iconРабочая программа дисциплины «Физика и концепции современного естествознания»
Рабочая программа составлена на основании гос впо и учебного плана специальности (направления) 220600 – «Инноватика» на кафедре физики...
Пояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков, приобретенных в результате изучения дисциплины (выписка из гос): Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» iconС. П. Филин Концепции современного естествознания: конспект лекций
Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и...
Пояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков, приобретенных в результате изучения дисциплины (выписка из гос): Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» iconПояснительная записка. Требования к уровню подготовки учащихся 6...

Пояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков, приобретенных в результате изучения дисциплины (выписка из гос): Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс на модульной основе дисциплины «концепции...
Целью курса «Концепции современного естествознания» является обеспечение фундаментальности и целостности высшего образования, что,...
Пояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков, приобретенных в результате изучения дисциплины (выписка из гос): Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» iconКвалификационных требований гос цель дисциплины «Международный туризм»...
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований гос)
Пояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков, приобретенных в результате изучения дисциплины (выписка из гос): Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» icon«Концепции современного естествознания»
Гос впо специальности 100103. 65 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм" рег. №293 св/сп от 27 марта 2000 г
Пояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков, приобретенных в результате изучения дисциплины (выписка из гос): Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине концепции современного естествознания
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (гос впо) по специальности/направлению
Пояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков, приобретенных в результате изучения дисциплины (выписка из гос): Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» iconРабочая учебная программа по Современным концепциям естествознания
Охватывает широкий круг вопросов и является фундаментальным для всего современного образования. Особенностью учебного курса «Концепции...
Пояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков, приобретенных в результате изучения дисциплины (выписка из гос): Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» iconПояснительная записка Требования к студентам: знания в объеме курсов «История психологии»
Обязательный минимум содержания дисциплины по гос (для дисциплин Федерального компонента)
Пояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков, приобретенных в результате изучения дисциплины (выписка из гос): Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» icon1. Цель и задачи дисциплины: Целью изучения дисциплины
«Философия», «История», «Математика». Знания, приобретенные при изучении курса «Концепции современного естествознания», могут найти...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск