«Концепции современного естествознания»





Скачать 328.16 Kb.
Название«Концепции современного естествознания»
страница1/4
Дата публикации18.02.2015
Размер328.16 Kb.
ТипКурсовая
100-bal.ru > Туризм > Курсовая
  1   2   3   4
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра туризма

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Концепции современного естествознания»

Петрозаводский государственный университет

Кафедра туризма

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой туризма

Э.Н.Павлова

__________________________

«___» __________________2008 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине Концепции современного естествознания
для специальности 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм

специализация «Гостиничный сервис», «Ресторанный сервис»

квалификация «Специалист по сервису и туризму»
ГОС ВПО специальности 100103.65 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм"  рег. № 293 св/сп от 27 марта 2000 г.
Форма обучения - заочная
курс 1
семестр 1, 2
лекции 6 (час.) Экзамен в 2 семестре
Практические (семинарские) занятия 6 (час.)
Лабораторные занятия - (час.)
Курсовая работа (проект по дисциплине) - нет
Количество контрольных работ - 1
Всего часов 12 Самостоятельная работа 118 (час.)
Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента) по ГОС 130 час.


2008 г.

Рабочая учебная программа составлена на основании ГОС ВПО специальности «Социально-культурный сервис и туризм» рег. № 293 св/сп от 27 марта 2000 г.

Рабочая учебная программа является авторской.

Разработчик: _____________________________

Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры туризма

« __» ____________________2008 г. протокол №____

Заведующий кафедрой туризма Э.Н.Павлова



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепция современного естествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания по дисциплине и уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности 100103 «Социально – культурный сервис и туризм».

Дисциплина относится к федеральному компоненту цикла естественнонаучных дисциплин учебного плана.

Естествознание, будучи сложнейшей совокупностью наук о природе, выработало методы и приемы познания, которые могут служить эталонными нормами не только для всякой науки, но и приобретают общекультурное значение. Курс не только знакомит с основными достижениями физики, химии, биологии, антропологии, космологии, но и является междисциплинарным синтезом данных наук и их методов, а так же имеет связь со знанием культурологическим и философским, что важно для формирования целостного мировоззрения.

Цель дисциплины – сформировать у студента целостное представление о научной картине мира.

Задачи дисциплины:

  1. Показать роль науки в жизни общества. Определить ее структуру и методы.

  2. Рассмотреть историческое развитие научных представлений со времен античности до современности.

  3. Ознакомить с основными научными концепциями: физической, химической, биологической, естественно-антропологической, космологической.

  4. Выявить основания и пути построения единой научной картины мира, сближение естественнонаучной и гуманитарной культур.

Место дисциплины в программе общей и специальной подготовки студентов и связь с другими дисциплинами

Дисциплина логически и тематически связана с курсами «Философия», «Культурология», «Методы научных исследований» и необходима в качестве элемента комплексного подхода к высшему профессиональному образованию.

Требования к уровню подготовки студента

Для успешного освоения дисциплины студенты должны иметь высокий процент остаточных знаний по естественнонаучным дисциплинам, изучаемым в курсе средней школы.

Студенты должны уметь работать с первоисточниками, учебниками, справочниками, периодической печатью.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины «Концепция современного естествознания» предполагается, что студенты должны:

1. знать особенности исторических этапов развития науки, понимать причины трансформации основных научных идеалов, уметь видеть следствия изменения научных парадигм;

2. знать основы космологии: модели происхождения Вселенной, ее структуру и особенности развития; строение солнечной системы.

3. знать химическую картину мира: химические процессы и реакционные способности веществ;

4. знать особенности биологического уровня описания природы: выделять структурные уровни организации живого; понимать проблему происхождения жизни; знать принципы эволюции, воспроизводства и развития живых организмов; основы генетики;

1. уметь представлять специфику научной деятельности, ее цель, структурные составляющие, возможности ее методов;
2. уметь разбираться в особенностях физической картины мира: знать корпускулярную и континуальнуальную концепции описания природы; структурные уровни организации материи; теорию неравновесных систем; пространство и время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе;

3. уметь разбираться в проблемах естественно-научной антропологии: определять специфику «человеческой природы», структуру психики, особенности эмоций, физиологии человека;
Методическая новизна курса

Методическая новизна курса связана с авторским характером курса лекций и семинарских занятий, что нашло свое отражение, как в самой логике курса, так и в подборе литературы для освоения курса. Курс «Концепция современного естествознания» позволяет не только освоить парадигму современного естествознания, но и «показывает» общекультурные и философские основания науки, ее возможности, ценности и пределы, что имеет значение для формирования мировоззрения студента.

В ходе изучения дисциплины «Концепция современного естествознания» студент должен освоить следующие дидактические единицы согласно ГОС ВПО специальности 100103.65 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм"  рег. № 293 св/сп от 27 марта 2000 г.:

ЕН.Ф.02

Концепции современного естествознания

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единойкультуре.


Содержание курса

Тема 1. Возникновение, сущность и основные исторические этапы развития научного знания.

Наука как деятельность по производству знания. Объект, предмет, субъект, цель, средства научной деятельности. Специфика античной науки и ее основные проявления. Особенности средневековой науки. Становление новой науки в эпоху Возрождения. Возникновение в Новое время классического естествознания: соединение физики с математикой и научный эксперимент как основание науки. «Большая наука» XX века.

Основная литература:

  1. Грушевицкая Т.Г. Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М., 2003. Стр. 71 – 144.

  2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIII в.в.) М.: Наука, 2007. Стр.5 – 19, 201 - 301.

  3. Гайденко П.П. О философско-теоретических предпосылках механики Галилея. // Историко-философский ежегодник, 2006. М.: Наука. Стр.69 – 83.

  4. Койре А. Очерки по истории развития науки. М.: Наука, 2007. Глава: Ньютон и Декарт. Стр. 204 – 247.

Дополнительная литература:

  1. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М.: Прогресс, 2008. Стр. 239 – 484.

  2. Жмудь Л. Я. Все есть число? // Mathesis. Из истории античной науки и философии. М.: Наука, 2001. Стр.55 – 74.


Тема 2. Основы науковедения.

Наука и ее роль в жизни общества: социальные требования к науке, социальные функции науки. Интерналистская и экстерналистская модели развития науки. Проблема ответственности ученого. Проблема соотношения науки и религии.

Структура научного познания. Эмпирический уровень, теоретический уровень, метатеоретический уровень. Научная картина мира. Классификация методов научного познания. Науки естественные и гуманитарные.

Модели развития науки: кумулятивная, революционная (Т. Кун), анархистская (П.Фейерабенд).

Основная литература:

  1. Сноу Ч. Две культуры. М., 2003. или

  2. Грушевицкая Т.Г. Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М., 2003. Стр. 5 – 41.

  3. Концепции современного естествознания. Учебник под ред. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. М.: Юнити, 2002. Стр. 9 – 42.

  4. Кун Т. Структура научных революций. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. Стр. 13 – 224.

  5. Лакатос И. Методология научно-исследовательских программ. // Вопросы философии 2005, №4.

  6. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М,, 2006. Стр. 252 – 519.

Дополнительная литература:

  1. Файнберг Е.Л. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. М., 2002.

  2. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М.: Прогресс, 2007. Стр. 23 - 45.


Тема 3. Физическая картина мира.

Механическая картина мира: лапласовский детерминизм и законы Ньютона. Начала термодинамики. Проблема тепловой смерти Вселенной. Проблема соотношения динамических и статистических закономерностей.

Физика микромира. Принцип атомизма в физике, сущность и исторические формы. Корпускулярно-волновой дуализм, принцип неопределенности Гейзенберга, принцип дополнительности Бора. Типы физических взаимодействий. Основные свойства элементарных частиц, классификация частиц.

Принципы современной физики: принцип симметрии, принцип суперпозиции, принцип соответствия. Законы сохраниения.

Специфика неравновесных систем. Понятия порядка и хаоса. Основные принципы открытых систем. Проблема бифуркации. Роль случайности и флуктуаций в изменении исторического развития системы.

Субстратная и субстанциональная концепции пространства и времени. Абсолютное пространство и время. Роль Специальной и Общей теорий относительности Эйнштейна в изменении представлений о пространстве и времени.

Основная литература:

  1. Хокинг С. Краткая история времени. От большого взрыва до черных дыр. М.: Мир, 2000. Стр. 52 -74.

  2. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 2000. Стр. 28 - 103.

  3. Грушевицкая Т.Г. Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М, 2003. Стр. 185 – 196.

  4. Концепции современного естествознания. Учебник под ред. Самыгина С.И. Ростов- на-Дону: Феникс, 2008. Стр. 259 – 283.

  5. Гуляев С.А. Жуковский В.М. Комов С.В. Основы естествознания: Учебное пособие. Екатеринбург: УрГУ, 2007. Стр. 349 – 412.

  6. Синергетика: перспективы, проблемы трудности (материалы круглого стола). // Вопросы философии, 2006, № 9. Стр. 3 – 34.

Дополнительная литература:

  1. Эткинс П. Порядок и беспорядок в природе. М.: Мир, 2007. Гл. 1. Стр. 13 – 31.

  2. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 2006.

  3. Борн М. Эйнштейновская теория относительности. М.,2002. Сто 20 – 48


Тема 4. Космология – учение о строении и развитии Вселенной.

Модели Вселенной – геоцентрическая, гелиоцентрическая, бесконечная. Модель расширяющейся Вселенной: концепция «Большого взрыва», модели И. Фридмана будущего Вселенной. Красное смещение и реликтовое излучение.

Галактики: типы, строение, эволюция. Звезды: основные характеристики, образование и историческое развитие.

Солнечная система: строение и модели возникновения.

Основная литература:

  1. Хокинг С. Краткая история времени. От большого взрыва до черных дыр. М.: Мир, 2000. Стр. 37 -51; 75 – 131.

  2. Хокинг С. Черные дыры и молодые вселенные. СПб.: Амфора, 2001. Стр.96 – 168.

  3. Грушевицкая Т.Г. Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М.: Юнити, 2003. стр. 237 – 278.

  4. Гуляев С.А. Жуковский В.М. Комов С.В. Основы естествознания: Учебное пособие. Екатеринбург: УрГУ, 2007. Стр.491 - 568.

Дополнительная литература:

  1. Шкловский И.С. Вселенная. Жизнь. Разум. М., 2008.

  2. Бронштэн В.А. Гипотезы о звездах и Вселенной. М., 2001.


Тема 5. Химическая картина мира.

Предмет химии. Становление и развитие химической картины мира. Система химии: учение о составе вещества, структурная химия, учение о химических процессах, эволюционная химия. Энергетика химических процессов. Реакционная способность веществ.

Основная литература:

  1. Грушевицкая Т.Г. Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М.: Юнити, 2003. стр. 343 – 406.

  2. Крнцепции современного естествознания. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. Раздел 4. стр. 319 – 339.


Тема 6. Современные концепции биологии.

Сущность живого, его основные признаки. Структурные уровни живой материи. Молекулярно-генетический уровень жизни. Клетка: строение и функционирование. Популяционно-биоценотический уровень жизни. Структура и функции биосферы.

Проблема происхождения жизни: креационизм, концепция самозарождения. теория панспермии, идея стационарного состояния. Модель биохимической эволюции (А.И. Опарин, С. Миллер, Орджел): возможности и ограничения. Концепции голобиоза и генобиоза.

Принцип эволюции жизни. Законы эволюции Ж.-Б. Ламарка. Факторы и движущие силы эволюции у Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Современные проблемы эволюционного учения.

Генетика об основах жизни и ее развитии. Основные понятия генетики. Законы Г. Менделя. Механизмы наследственности. Модификационная и наследственная изменчивости. Мутации. Проблемы генной инженерии.

Основная литература:

  1. Грушевицкая Т.Г. Садохин А.П. Концепции современного естествознания М.: Юнити, 2003. Стр. 407 – 444.

  2. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Юнити, 2007. Стр.163 – 181.

  3. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. СПб.: ЧеРо-на-Неве, Паритет, 2003. Стр. 30 – 70; 264 - 296.

  4. Концепции современного естествознания. Учебник под ред. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. М.: Юнити, 2002. Стр. 193 - 199.

Дополнительная литература:

  1. Генеалогическое дерево и семейное счастье. // Трезвое слово, 2006, №4. Стр. 3 – 7. www. trezv1.narod.ru


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Концепции современного естествознания» iconАннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Концепции современного естествознания»
Дисциплина «Концепции современного естествознания» входит в цикл Математических и естественнонаучных дисциплин (Б. 2)
«Концепции современного естествознания» iconМетодическая разработка по дисциплине «Концепции современного естествознания»
Дисциплина «Концепции современного естествознания», согласно государственному образовательному стандарту, является обязательной для...
«Концепции современного естествознания» iconРабочая программа дисциплины концепции современного естествознания...
Рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» подготовлена Голигузовым Д. В., к ф н., доцентом кафедры...
«Концепции современного естествознания» iconКонцепции Современного Естествознания Преподаватель Рыжиков В. Н....
Учебник: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. EnjoyEnglish» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск:...
«Концепции современного естествознания» iconС. П. Филин Концепции современного естествознания: конспект лекций
Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и...
«Концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс на модульной основе дисциплины «концепции...
Целью курса «Концепции современного естествознания» является обеспечение фундаментальности и целостности высшего образования, что,...
«Концепции современного естествознания» iconПрограмма дисциплины «Концепции современного естествознания»
Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» разработана доцентом кафедры прикладной и медицинской физики, к ф м...
«Концепции современного естествознания» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине...
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» включает в себя различные...
«Концепции современного естествознания» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине...
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» включает в себя различные...
«Концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
«Концепции современного естествознания» iconКонцепции Современного Естествознания методические рекомендации
Главное в такой работе – показать владение концептуальным аппаратом современного естествознания, умение видеть широкие взаимосвязи...
«Концепции современного естествознания» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Дубов В. П. Концепции современного естествознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 032001....
«Концепции современного естествознания» iconПояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков,...
Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов озо специальности...
«Концепции современного естествознания» icon«Концепции современного естествознания»
Учебное пособие обсуждено на заседании кафедры статистики, эконометрики и естествознания 24. 06. 11, протокол №11
«Концепции современного естествознания» iconПрограмма дисциплины Концепции современного естествознания  для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра...
«Концепции современного естествознания» iconМетодическая разработка по дисциплине «Концепции современного естествознания»
Методические рекомендации для выполнения индивидуальной работы №1 – реферата на тему «Актуальные проблемы естествознания» 34


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск