Скачать 328.16 Kb.
|
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра туризма УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Концепции современного естествознания» Петрозаводский государственный университет Кафедра туризма УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой туризма Э.Н.Павлова __________________________ «___» __________________2008 г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине Концепции современного естествознания для специальности 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм специализация «Гостиничный сервис», «Ресторанный сервис» квалификация «Специалист по сервису и туризму» ГОС ВПО специальности 100103.65 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм" рег. № 293 св/сп от 27 марта 2000 г. Форма обучения - заочная курс 1 семестр 1, 2 лекции 6 (час.) Экзамен в 2 семестре Практические (семинарские) занятия 6 (час.) Лабораторные занятия - (час.) Курсовая работа (проект по дисциплине) - нет Количество контрольных работ - 1 Всего часов 12 Самостоятельная работа 118 (час.) Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента) по ГОС 130 час. 2008 г. Рабочая учебная программа составлена на основании ГОС ВПО специальности «Социально-культурный сервис и туризм» рег. № 293 св/сп от 27 марта 2000 г. Рабочая учебная программа является авторской. Разработчик: _____________________________ Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры туризма « __» ____________________2008 г. протокол №____ Заведующий кафедрой туризма Э.Н.Павлова ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепция современного естествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания по дисциплине и уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности 100103 «Социально – культурный сервис и туризм». Дисциплина относится к федеральному компоненту цикла естественнонаучных дисциплин учебного плана. Естествознание, будучи сложнейшей совокупностью наук о природе, выработало методы и приемы познания, которые могут служить эталонными нормами не только для всякой науки, но и приобретают общекультурное значение. Курс не только знакомит с основными достижениями физики, химии, биологии, антропологии, космологии, но и является междисциплинарным синтезом данных наук и их методов, а так же имеет связь со знанием культурологическим и философским, что важно для формирования целостного мировоззрения. Цель дисциплины – сформировать у студента целостное представление о научной картине мира. Задачи дисциплины:
Место дисциплины в программе общей и специальной подготовки студентов и связь с другими дисциплинами Дисциплина логически и тематически связана с курсами «Философия», «Культурология», «Методы научных исследований» и необходима в качестве элемента комплексного подхода к высшему профессиональному образованию. Требования к уровню подготовки студента Для успешного освоения дисциплины студенты должны иметь высокий процент остаточных знаний по естественнонаучным дисциплинам, изучаемым в курсе средней школы. Студенты должны уметь работать с первоисточниками, учебниками, справочниками, периодической печатью. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате изучения дисциплины «Концепция современного естествознания» предполагается, что студенты должны: 1. знать особенности исторических этапов развития науки, понимать причины трансформации основных научных идеалов, уметь видеть следствия изменения научных парадигм; 2. знать основы космологии: модели происхождения Вселенной, ее структуру и особенности развития; строение солнечной системы. 3. знать химическую картину мира: химические процессы и реакционные способности веществ; 4. знать особенности биологического уровня описания природы: выделять структурные уровни организации живого; понимать проблему происхождения жизни; знать принципы эволюции, воспроизводства и развития живых организмов; основы генетики; 1. уметь представлять специфику научной деятельности, ее цель, структурные составляющие, возможности ее методов; 2. уметь разбираться в особенностях физической картины мира: знать корпускулярную и континуальнуальную концепции описания природы; структурные уровни организации материи; теорию неравновесных систем; пространство и время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; 3. уметь разбираться в проблемах естественно-научной антропологии: определять специфику «человеческой природы», структуру психики, особенности эмоций, физиологии человека; Методическая новизна курса Методическая новизна курса связана с авторским характером курса лекций и семинарских занятий, что нашло свое отражение, как в самой логике курса, так и в подборе литературы для освоения курса. Курс «Концепция современного естествознания» позволяет не только освоить парадигму современного естествознания, но и «показывает» общекультурные и философские основания науки, ее возможности, ценности и пределы, что имеет значение для формирования мировоззрения студента. В ходе изучения дисциплины «Концепция современного естествознания» студент должен освоить следующие дидактические единицы согласно ГОС ВПО специальности 100103.65 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм" рег. № 293 св/сп от 27 марта 2000 г.:
Содержание курса Тема 1. Возникновение, сущность и основные исторические этапы развития научного знания. Наука как деятельность по производству знания. Объект, предмет, субъект, цель, средства научной деятельности. Специфика античной науки и ее основные проявления. Особенности средневековой науки. Становление новой науки в эпоху Возрождения. Возникновение в Новое время классического естествознания: соединение физики с математикой и научный эксперимент как основание науки. «Большая наука» XX века. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 2. Основы науковедения. Наука и ее роль в жизни общества: социальные требования к науке, социальные функции науки. Интерналистская и экстерналистская модели развития науки. Проблема ответственности ученого. Проблема соотношения науки и религии. Структура научного познания. Эмпирический уровень, теоретический уровень, метатеоретический уровень. Научная картина мира. Классификация методов научного познания. Науки естественные и гуманитарные. Модели развития науки: кумулятивная, революционная (Т. Кун), анархистская (П.Фейерабенд). Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 3. Физическая картина мира. Механическая картина мира: лапласовский детерминизм и законы Ньютона. Начала термодинамики. Проблема тепловой смерти Вселенной. Проблема соотношения динамических и статистических закономерностей. Физика микромира. Принцип атомизма в физике, сущность и исторические формы. Корпускулярно-волновой дуализм, принцип неопределенности Гейзенберга, принцип дополнительности Бора. Типы физических взаимодействий. Основные свойства элементарных частиц, классификация частиц. Принципы современной физики: принцип симметрии, принцип суперпозиции, принцип соответствия. Законы сохраниения. Специфика неравновесных систем. Понятия порядка и хаоса. Основные принципы открытых систем. Проблема бифуркации. Роль случайности и флуктуаций в изменении исторического развития системы. Субстратная и субстанциональная концепции пространства и времени. Абсолютное пространство и время. Роль Специальной и Общей теорий относительности Эйнштейна в изменении представлений о пространстве и времени. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 4. Космология – учение о строении и развитии Вселенной. Модели Вселенной – геоцентрическая, гелиоцентрическая, бесконечная. Модель расширяющейся Вселенной: концепция «Большого взрыва», модели И. Фридмана будущего Вселенной. Красное смещение и реликтовое излучение. Галактики: типы, строение, эволюция. Звезды: основные характеристики, образование и историческое развитие. Солнечная система: строение и модели возникновения. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 5. Химическая картина мира. Предмет химии. Становление и развитие химической картины мира. Система химии: учение о составе вещества, структурная химия, учение о химических процессах, эволюционная химия. Энергетика химических процессов. Реакционная способность веществ. Основная литература:
Тема 6. Современные концепции биологии. Сущность живого, его основные признаки. Структурные уровни живой материи. Молекулярно-генетический уровень жизни. Клетка: строение и функционирование. Популяционно-биоценотический уровень жизни. Структура и функции биосферы. Проблема происхождения жизни: креационизм, концепция самозарождения. теория панспермии, идея стационарного состояния. Модель биохимической эволюции (А.И. Опарин, С. Миллер, Орджел): возможности и ограничения. Концепции голобиоза и генобиоза. Принцип эволюции жизни. Законы эволюции Ж.-Б. Ламарка. Факторы и движущие силы эволюции у Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Современные проблемы эволюционного учения. Генетика об основах жизни и ее развитии. Основные понятия генетики. Законы Г. Менделя. Механизмы наследственности. Модификационная и наследственная изменчивости. Мутации. Проблемы генной инженерии. Основная литература:
Дополнительная литература:
|
Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» Дисциплина «Концепции современного естествознания» входит в цикл Математических и естественнонаучных дисциплин (Б. 2) | Методическая разработка по дисциплине «Концепции современного естествознания» Дисциплина «Концепции современного естествознания», согласно государственному образовательному стандарту, является обязательной для... | ||
Рабочая программа дисциплины концепции современного естествознания... Рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» подготовлена Голигузовым Д. В., к ф н., доцентом кафедры... | Концепции Современного Естествознания Преподаватель Рыжиков В. Н.... Учебник: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. EnjoyEnglish» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск:... | ||
С. П. Филин Концепции современного естествознания: конспект лекций Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и... | Учебно-методический комплекс на модульной основе дисциплины «концепции... Целью курса «Концепции современного естествознания» является обеспечение фундаментальности и целостности высшего образования, что,... | ||
Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» разработана доцентом кафедры прикладной и медицинской физики, к ф м... | Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине... Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» включает в себя различные... | ||
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине... Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» включает в себя различные... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Концепции Современного Естествознания методические рекомендации Главное в такой работе – показать владение концептуальным аппаратом современного естествознания, умение видеть широкие взаимосвязи... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Дубов В. П. Концепции современного естествознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 032001.... | ||
Пояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков,... Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов озо специальности... | «Концепции современного естествознания» Учебное пособие обсуждено на заседании кафедры статистики, эконометрики и естествознания 24. 06. 11, протокол №11 | ||
Программа дисциплины Концепции современного естествознания для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра... | Методическая разработка по дисциплине «Концепции современного естествознания» Методические рекомендации для выполнения индивидуальной работы №1 – реферата на тему «Актуальные проблемы естествознания» 34 |