Скачать 203.56 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ВОЛОГОДСКИИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра физики « УТВЕРЖДАЮ»Проректор по учебной работе _______________________ А.Н. Тритенко “______”_________________2010 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдисциплины «Физика и концепции современного естествознания» по направлению 220600 – «Инноватика» Факультет промышленного менеджмента Форма обучения очная Блок дисциплин ЕН Вологда 2010 Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО и учебного плана специальности (направления) 220600 – «Инноватика» на кафедре физики электроэнергетического факультета, утв. 24/09/2009 г. Составители рабочей программы: профессор, доктор физ.-мат. наук В.И.Богданов Рабочая программ утверждена на заседании кафедры физики Протокол №___ от «___»___марта______2010 г. Заведующий кафедрой физики В.И. Богданов «______» ________________2010 г. Рабочая программа одобрена научно-методическим советом факультета промышленного менеджмента от «______» ________________2010 г. Председатель научно-методического совета: «______» ________________2010 г. _______________ СОГЛАСОВАНО: Заведующий кафедрой «______» ________________2010 г. А.Н.Шичков
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины
1.2. Краткая характеристика дисциплины, ее значение и место в учебном процессе Дисциплина «Физика и концепции современного естествознания» относится к образовательным дисциплинам из цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин. Ее основное назначение – повышение общекультурного статуса через ознакомление с естественнонаучной культурой и прежде всего с физикой, наиболее разработанной из естественнонаучных дисциплин. 1.3. Связь с предшествующими дисциплинами Дисциплина «Физика и концепции современного естествознания» базируется на знаниях, получаемых в курсах «Высшей математики», «Физики». 1.4. Связь с последующими дисциплинами Изучение дисциплина «Физика и концепции современного естествознания», в которой отражена квинтэссенция современных представлений о природе, поможет пониманию таких дисциплин в учебном плане, как «Экология», «Системный анализ и принятие решений» и других дисциплин в этом цикле.
В результате изучения дисциплины «Физика и концепции современного естествознания » обучаемые должны иметь представление: - о естественнонаучной и гуманитарной культуре; - о научном методе и основных этапах развития естествознания; - о двух физических реальностях (корпускулярной и континуальной концепции описания природы; - о пространстве и времени, принципе относительности; - о близкодействии и дальнодействии, законах сохранения; - о понятии состояния в классической и квантовой физике; - о принципах суперпозиции, неопределенности, дополнительности; - о принципе возрастания энтропии; - о современных концепциях развития геосферных оболочек; - об организации и устойчивости биосферы; - о необратимости времени, самоорганизации в природе; - о важнейших научных открытиях современности. 3. Требования к минимуму содержания по дисциплине«Физика и концепции современного естествознания» Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре. 4. Распределение часов учебного плана по видам занятий
5. Распределение часов самостоятельной работы по видам работ
Тематический план изучения дисциплины
6. Содержание дисциплины6.1. Теоретический курс (лекционные занятия)
6.2. Практические занятия
7. Формы и методика текущего, промежуточного и итогового контроля Форма контроля - усвоение разделов и тем рабочей программы: обсуждение этих тем на семинарских занятиях, консультациях. Итоговый контроль – подготовка и обсуждение реферата. Темы РГЗ 1. Роль и место физики в современном естествознании. 2. Проблема двух культур. 3. Интуиция и логика в искусстве и науке. 4. Становление научного метода (Бэкон, Галилей). 5. Ньютон – как один из создателей парадигмы естествознания. 6. Физика и технологические революции в XIX веке. 7. Фундаментальные модели в классической физике. 8. Проблемы классического синтеза: механика и термодинамика. 9. Проблемы классического синтеза: термодинамика и электромагнетизм. 10. Пространство и время в классической механике и СТО. 11. Взаимосвязь теории и эксперимента в классической и квантовой физике. 12. Принципы относительности Галилея и Эйнштейна. 13. Квантовая физика и XX век. 14. Квантовая физика и информатика. 15. Необратимость тепловых процессов и стрела времени. 16. Эволюция Вселенной и реликтовое излучение. 17. Современные концепции геосферных оболочек. 18. Экологические функции литосферы. 19. Устойчивость биосферы. 20. Человек, биосфера и космические циклы. 21. Принципы универсального эволюционизма. Экзаменационные вопросы по дисциплине «Физика и концепции современного естествознания»
Информационные продукты: Моделирование в лабораторных работах проведено при помощи программного комплекса Electronics Workbench 5.0 Electronics Workbench 5.12 8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 8.1. Перечень рекомендуемой литературы
Библиограф: |
Рабочая программа дисциплины концепции современного естествознания... Рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» подготовлена Голигузовым Д. В., к ф н., доцентом кафедры... | Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» Дисциплина «Концепции современного естествознания» входит в цикл Математических и естественнонаучных дисциплин (Б. 2) | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Дубов В. П. Концепции современного естествознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 032001.... | Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» разработана доцентом кафедры прикладной и медицинской физики, к ф м... | ||
Пояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков,... Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов озо специальности... | С. П. Филин Концепции современного естествознания: конспект лекций Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и... | ||
Учебно-методический комплекс на модульной основе дисциплины «концепции... Целью курса «Концепции современного естествознания» является обеспечение фундаментальности и целостности высшего образования, что,... | Методическая разработка по дисциплине «Концепции современного естествознания» Дисциплина «Концепции современного естествознания», согласно государственному образовательному стандарту, является обязательной для... | ||
Концепции Современного Естествознания Преподаватель Рыжиков В. Н.... Учебник: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. EnjoyEnglish» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск:... | Рабочая программа по дисциплине б концепции современного естествознания Цель дисциплины: понять общенаучную концептуальную роль естествознания, расширение общенаучного кругозора студентов гуманитарных... | ||
Программа дисциплины Концепции современного естествознания для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра... | Рабочая учебная программа по Современным концепциям естествознания Охватывает широкий круг вопросов и является фундаментальным для всего современного образования. Особенностью учебного курса «Концепции... | ||
Физика и химия” деканом факультета упп Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и “Примерной программы дисциплины... | Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине... Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» включает в себя различные... | ||
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине... Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» включает в себя различные... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного... |