Скачать 184.86 Kb.
|
I. Обязательный минимум содержания дисциплины по ГОС (для дисциплин Федерального компонента). II. Пояснительная записка Требования к студентам: знания в объеме курсов «История психологии», «Общая психология», «Психология развития», «Социальная психология», «Философия», «Культурология». Аннотация: .Целью изучения данной дисциплины является начальное овладение методологическими, теоретическими, методическими основами психологии личности с акцентом на проблемы культурогенеза, индивидуального становления, психологической структуры, жизненного пути и жизненного роста личности. Содержание и способы преподавания дисциплины ориентированы на углубление знаний в области современной персонологии, на повышение культуры психологического мышления и практических умений студентов, на формирование у них творческого отношения к профессии психолога. «Психология личности» является одним из базовых курсов в подготовке студентов – психологов и способствует глубокому освоению дисциплин специализации в области консультативной психологии, психотерапии и организационной психологии. Он направлен на освоение студентами системы современной методологии исследования личности, на раскрытие связей психологии личности с родственными науками, на понимание связи становления личности с развитием психики, сознания, самосознания и деятельности, на овладение знанием о структуре личности и ее жизненной динамике, на целостное понимание психологических условий жизненного роста личности. Курс систематизирует знания, полученные при изучении общей психологии, расширяет психологическую эрудицию студентов, необходимую для их исследовательской деятельности, показывает возможности теории для моделирования практической деятельности в сфере индивидуального консультирования и психотерапии. Курс предполагает проблемный, диалогичный стиль преподавания, стимулирующий поисковую активность студентов при написании эссе, при самостоятельной подготовке и в использовании знаний и практических умений при дальнейшей профессионализации. Курс открывает собой цикл дисциплин специализации по консультативной психологии личности и психотерапии. Объем курса – 108 часов. В ходе курса предусматривается написание эссе и реферата. Учебные задачи дисциплины: В результате изучения дисциплины студент должен:
Формы контроля: 1эссе, 1 реферат, активность на занятиях, экзамен Методика формирования результирующей оценки промежуточного контроля 1 При получении результирующей оценки промежуточного контроля учитываются: оценка за активность на занятиях Озн, оценки за эссе и реферат Оэс и Ор, оценка за ответ на вопросы экзамена Оэ..
После округления Оср= 7 4. Если промежуточный контроль является рубежным, в ведомость и зачетную книжку студента выставляется две оценки: «хорошо (6)», в противном случае оценка в 10-балльной шкале выставляется только в рабочую ведомость преподавателя без перевода в 5-балльную шкалу:. III. Содержание программы. ТЕМА 1. Введение в психологию личности. Предмет психологии личности. Множественность психологических определений личности. Характеристика общих подходов к личности в отечественной и западной психологии. Основные положения о личности в современной персонологии. Базовые характеристики личности в ее связи с природой, социумом, культурой, жизнью. Теоретические модели личности. Определение личности в контексте жизнедеятельности. «Личность» в системе понятий «мир», «сознание», «деятельность», «другой». Самосознание и «я» личности. Личность как субъект жизни. Структурный подход к личности. Динамические образующие личности. Система условий личностного развития индивида. Уровни изучения личности. Направления практической персонологии. Основные методы практической деятельности персонолога. Ключевые понятия: личность, перснология, модели личности, детерминация, самодетерминация. природный потенциал, социализация, культурогенез, жизнь, деятельность, сознание, «я», личностный смысл, поступок, субъект, личностная структура, свойства и отношения личности, направления и методы персонологии. Литература: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Гл. 18, 19. СПб 2001. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. Ч. 2. СПб. 2003. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. – Избранные философско – психологические труды. Ч. 1 ( О личности) М 1997. Абульханова К. А. Стратегия жизни. Гл. 1,2. М. 1989. Асмолов А. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. Разд. 3, 4, М. 2001. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. Гл. 1,2. СПб. 2000. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. Разд. 1.3 СПб. 2000. ТЕМА 2 Структура личности. Целостный подход к личности. Единицы построения личностных структур: свойства, функции, качества, черты, отношения, способы деятельности, личностные тенденции жизни. Модели структур личности. Иерархические структуры личности. Уровни психологической структуры личности: телосложение, темперамент, психические функции, способности, черты, аспекты «я», ценностные отношения. Соотношение структурного и динамического подхода к личности. Константность и изменения личности. Факторы изменчивости личности. Жизненные условия развития устойчивых личностных свойств. Соотношения персонологических методов: построения структур, построения типологий и классификаций, моделирования индивидуальности личности. Ключевые понятия: целостность, структура, устойчивость, изменчивость, динамика личности, структурообразующие свойства, динамические свойства, структура темперамента, характера, способностей, жизненных отношений и жизненной стратегии, типологии, классификации, аналитические модели личности. Литература:
ТЕМА 3 Общие свойства личности: конституция, темперамент, характер, способности. Принципы анализа свойств индивидуальной личности. Базовые характеристики телосложения в их связи с личностью. Понятие психосоматики: тело и личность. Структура темперамента и его разновидности. Темпераментальные проявления в жизнедеятельности. Факторы становления характера. Структура характера: мотивационные, смысловые, поступковые образующие. Модели организации «качеств» и «черт» характера. Личностные акцентуации. Характер невротической и полноценно функционирующей личности. Факторы становления способностей. Психологическая структура способностей: способы действий, продукты деятельности, творческие достижения. Виды способностей в соотношении с деятельностью. Уровни развития способностей. Единство способностей и характерологических свойств на примере «самоактуализирующейся личности». Ценностные направленности личности. Ключевые понятия: конституция, психосоматика, темперамент, характер, качества, черты, норма и аномалии характера, мотивы, смыслы, способы действия, способности, единство характера и способностей. Литература:
ТЕМА 4 Личность в социуме. Социальная детерминация личности и ее формы. Социализация и социальная идентичность личности. Субъектная позиция личности в обществе. Социальная активность личности и ее структура. Инициатива, ответственность, продуктивность, самовыражение личности в социуме. Ценностные образования личности: высшие потребности, личностные смыслы, акмеологические отношения, духовные способности. Личностная самоорганизация жизни в социуме: сознание, деятельность, временная регуляция жизнедеятельности. Социальная продуктивность личности: межличностный диалог, конструктивные роли, развивающие влияния, социальное мышление, творчество, социокультурные вклады. Ключевые понятия: социум, социализация, внешние и внутренние отношения, социальная активность, субъект социальной активности, структура социальной активности, ценности личности, личностная самоорганизация в социуме, социальная продуктивность. Литература.
ТЕМА 5 Жизненная динамика личности. «Измерения» жизни личности: жизненный путь, жизненное время, жизненные отношения, жизненные события и ситуации. Топология и хронология жизненного пути личности. Самоопределение личности в процессе жизни. Личность как субъект своей жизни. Цели, планы, стратегии жизни. Регуляция времени жизни. Самопознание жизни: рефлексия прошлого, настоящего, жизненной перспективы. Этапы и движущие противоречия жизни. Понятия жизненного роста и жизненного регресса личности. Жизненное акме. Смысл жизни и жизненные смыслы. Проблемы и кризисы индивидуальной жизни. Ключевые понятия: жизнь, жизненный путь, время жизни, субъект жизни, самоопределение и самопознание, рефлексия жизни, стратегия и перспектива жизни, жизненные отношения, жизненный смысл, жизненный рост, жизненный кризис. Литература.
3. Абульханова К. А. Стратегия жизни. М. 1989. 4. Абульханова К. А. Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб 2001. Гл 1,5
Iv Учебно-методическое обеспечение дисциплины: 1. Литература: Основная
Дополнительная 1. Общая психология. Тексты. Т.1. Введение. Тема 3. М. 2001. 2. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. СПб. 2000. 3. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. – Избранные философско – психологические труды. М 1997. 4. Лазурский А. Ф. Избранные труды по психологии М. 1997. 5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М. 1977. 6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.. М. 1975. 7. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М. 1986. 8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М. 1977. 9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. 1975. 10. Баткин Л. М. Европейский человек наедине с собой. М. 2000.
12. Абульханова К. А. Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб 2001. 13. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М. 1993. 14. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М. 1999. 15. Шадриков В. Д. Введение в психологию способностей человека. М. 2001. 16. Шадриков В. Д. Духовные способности. М. 1997. 17. Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности. М. 1996. 18. Старовойтенко Е. Б. Психология личности. М. 2004. 19. Старовойтенко Е. Б. Современная психология. М. 2001 20. Дружинин В. Н. Психология общих способностей СПб 1995 21. Братусь Б. С. Аномалии личности. М. 1988. 22. К. Леонгард. Акцентуированные личности. М. 1986. 23. Мунье Э. Манифест персонализма. М. 1999. 24. Юнг К. Г. Проблемы души человека нашего времени. М. 1993. 25. Юнг К. Г. Психологические типы. СПб 1995 26. Маслоу А. Дальние пределы психики. М. 2001.. 27. Фромм Э. Душа человека. М. 1995. 28. Оллпорт Г. – В. Личность в психологии. М. – СПб 1998. 2. Тематика заданий по различным формам текущего контроля: Тематика эссе:
Тематика рефератов:
Вопросы к экзамену:
3 Методические указания студентам: Методические указания студентам могут оформляться в виде приложения к программе дисциплины и должны раскрывать рекомендуемый режим и характер учебной работы, особенно в части выполнения домашних заданий. 4. Рекомендации по использованию информационных технологий. Для повышения интенсивности занятий возможна организация сайта, на котором студенты будут иметь возможность получать теоретическую информацию по курсу, консультации по написанию эссе и обсуждать текущую самостоятельную работу. V. Тематический расчет часов.
Автор программы: ________________________/ Старовойтенко Е. Б. ./ |
Пояснительная записка. Требования к студентам Программа курса опирается на знания, полученные студентами-психологами при изучении всех предыдущих психологических дисциплин и особенно... | Пояснительная записка Требования к студентам, начинающим изучать... Охватывает 1 этап обучения и предназначена для студентов 2-го и 3-го курсов факультета юриспруденции | ||
Пояснительная записка Требования к студентам, начинающим изучать... Охватывает 2-ой этап обучения и предназначена для студентов 3-го и 4-го курсов факультета менеджмента | Пояснительная записка Требования к студентам, начинающим изучать... Охватывает 1 этап обучения и предназначена для студентов 2-го и 3-го курсов факультета экономики | ||
Пояснительная записка. 1 Требования к студентам Преподавание курса рассчитано на студентов-психологов. Программа курса опирается на знания, полученные студентами в рамках следующих... | Пояснительная записка При поступлении в аспирантуру соискатель должен... Использовать эссе как форму, отражающую диалогичность содержания интегрированного курса | ||
Программа дисциплины Международная экономика для направления 080100. 62 «Экономика» Требования к студентам: овладение в полном объеме материалом курсов микроэкономики и макроэкономики, истории экономических учений,... | Программа дисциплины Анализ данных и прогнозирование для направления... Требования к студентам: Приступая к изучению данной дисциплины, студент должен обладать знаниями информатики в объеме общеобразовательной... | ||
Пояснительная записка Требования к студентам. Предварительно студенты... Предварительно студенты должны прослушать курс общей и социальной психологии, анатомии и физиологии цнс и физиологии внд | Пояснительная записка Требования к студентам Для изучения данной дисциплины студенты должны прослушать курсы основ менеджмента, маркетинга, организационного поведения | ||
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Требования к исходным знаниям студентов: знание анатомии и физиологии человека в объеме курса «Биология» для средней школы; знания... | Литература Для студентов факультета журналистики Казань 2009 Пояснительная записка Поэтому основным методическим приемом в данной работе стал хронологический принцип, знакомый студентам начальных курсов по школьному... | ||
I. пояснительная записка требования к студентам Определить роль и место государственного бюджета в политическом управлении, понять общественные функции бюджета | Пояснительная записка рабочая программа во Всеобщей истории Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков», 6 класс); А. Я. Юдовская, Л.... | ||
Календарно-тематическое планирование курса «Всеобщая История». Пояснительная записка Класс «Всеобщая История». Пояснительная записка Класс – Количество часов в неделю – 2, в год – 25. Учебник – «Новейшая история» 9 класс.... | Общая психология Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные... |