Пояснительная записка При поступлении в аспирантуру соискатель должен подтвердить знания в области общей психологии, психологии развития, психологии личности и педагогической психологии, достаточные для последующего обучения в аспирантуре





Скачать 235.2 Kb.
НазваниеПояснительная записка При поступлении в аспирантуру соискатель должен подтвердить знания в области общей психологии, психологии развития, психологии личности и педагогической психологии, достаточные для последующего обучения в аспирантуре
Дата публикации06.08.2013
Размер235.2 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
Программа по психологии для поступающих в аспирантуру по специальности "Педагогическая психология"-19.00.07.

Пояснительная записка

При поступлении в аспирантуру соискатель должен подтвердить знания в области общей психологии, психологии развития, психологии личности и педагогической психологии, достаточные для последующего обучения в аспирантуре.

Вступительный экзамен является проверкой конкретных функциональных возможностей соискателя, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний и научно-исследовательской деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

Иметь представление о сущности психики и ее высшем уровне-сознании, взаимоотношении сознания и бессознательного, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности человека, развитии личности.

Понимать роль психологических знаний в развитии современного общества, решении социально-экономических и политических проблем; знать структуру, формы и методы научного психологического познания, их эволюцию.

Быть знакомым с основными свойствами личности как субъекта творческой деятельности; знать ее формы и виды в онтогенезе; уметь осуществить психологический анализ разных видов деятельности.

Понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке; различать его индивидные, личностные и индивидуальные свойства; анализировать мотивы его действий и поступков.

Знать психологические условия и закономерности развития личности в онтогенезе, понимать роль ненасилия в истории общества и человеческого

поведения, осознавать роль нравственного воспитания и самовоспитания по отношению к себе и другим.

Знать психологические закономерности обучения и воспитания развивающейся личности, уметь организовывать межличностное взаимодействие в форме сотрудничества равноценных и равноправных субъектов.

Иметь представление о разных научных концепциях научения и соответствующих моделях обучения; быть знакомым с основными современными педагогическими технологиями обучения. Быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития психологических знаний, основными научными школами, направлениями, концепциями, а также приемами консультационной и психотерапевтической работы.

ВОПРОСЫ

к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности "Педагогическая психология" -19.00.07.

1. Современная психология как наука.

Определение психологии как науки. Предмет психологии. Ее место в системе наук о человеке. Объективность и субъективность психического отражения. Психика как реальность, доступная объективному изучению. Основные научные школы и важнейшие направления современной психологии. Структура современной психологии. Состояние российской психологии. Основные отрасли психологии: фундаментальные и прикладные области. Педагогическая психология. Связь научной психологии с житейской и практической. Актуальные задачи.

2. Методологические основы психологической науки;

Методологические принципы научной психологии. Психологическая реальность и эмпирические закономерности. Соотношение методологии, методов и методики психологических исследований. Классификация методов психологического исследования. Эксперимент как метод современной психологии, его основные виды. Метод тестов. Основные проблемы

современной отечественной психодиагностики. Количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования в психологии.

3 . Естественно-научные основы психологии и филогенез человеческой психики.

Гипотеза о происхождении психики в эволюции живой материи А.Н. Леонтьев). Основные функции психики и их развитие в филогенезе. Проблема субъективности человеческой психики. Рефлекторная природа психического. Мозг и психика. Становление и качественная специфика психики и поведения животных в сравнении с психикой и поведением человека. Сознание как высшая форма психического отражения. Предпосылки и условия возникновения сознания. Структура и генезис сознания. Проблема сознательного и бессознательного в психологии.

4. Понятие о деятельности.

Общее понятие о деятельности и ее психологической структуре (С. Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко и др.). Предметный характер человеческой деятельности. Психологическая структура деятельности. Характеристика действий как процессов, направленных на достижение сознательных целей. Операции и задачи, условия реализации действия. Управление действием и его контроль. Деятельность и поведение. Внешняя и внутренняя деятельность, процессы интериоризации и экстериоризации. Основные виды деятельности. Понятие об иерархии деятельности. Навыки, умения и привычки в структуре деятельности и личности.

5. Проблемы психологии личности в отечественной психологии.

Основные понятия психологии личности. Обоснование и реализация в конкретных исследованиях системно-структурного подхода. Концепция К.К.Платонова об иерархическом строении структуры личности и исследование личности в контексте анализа вопроса о соотношении биологического и социального в развитии личности.

Понятие структуры личности в работах В.С.Мерлина. Свойства личности как выражение направленности, характера и способностей. Индивидуальный стиль деятельности.

Выделение Б.Г.Ананьевым понятий индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность. В.Н.Мясищев и категория отношений в психологии.

Проблема личности с позиции теории деятельности А.Н.Леонтьева. Понятие мотивации и мотива. Процессы смыслообразования. Личностные смыслы и ценности личности.

6. Основные зарубежные концепции личности .

Специфика подходов к исследованию личности в зарубежной психологии. Структура личности в теории 3. Фрейда. Развитие структуры личности в теории К. Юнга. Влияние среды на развитие отдельных элементов структуры личности в теории А. Адлера и Э. Фромма. Понятия "родитель, взрослый и ребенок" в теории трансакгного анализа Э. Берна. Понятие потребностей и квазипотребностей как основание личности в теории К. Левина. Иерархия потребностей А. Маслоу. Черты личности как элемент анализа структуры личности. Отношения как основа структуры личности. Понятие роли в теории Д. Мида. Отношения как основа модели личности в концепции Г. Салливена. Личностный конструкт как элемент структуры личности. Понятие личностного конструкта Д. Келли. Типы личностных конструктов. "Я" как единица структуры личности. Проблема личности и самосознания. В. Джеймс о трехкомпонентной структуре "Я". Самооценка и уровень притязаний как элементы структуры личности.

7. Движущие силы и механизмы развития личности.

Проблемы развития личности в психологии. Бессознательные влечения как движущие силы развития личности в психоанализе. Модификация исходных положений Фрейда в теориях Юнга и Адлера. Введение социокультурных параметров, влияющих на врожденные влечения человека в концепциях Хорни, Фромма. Современные подходы к пониманию движущих сил личности в глубинной психологии.

Самоактуализация как ведущая движущая сила личностного роста в гуманистической психологии. Уровни организации потребностей в концепции А. Маслоу. Самооценка как показатель сущности и зрелости личности в теории К. Роджерса. Роль стремления к поиску смысла жизни в логотерапии В. Франкла.

Механизмы развития личности в теории поля К. Левина. Понятие квазипотребностей как движущих сил развития личности. Замещение и развитие потребностей.

Понимание движущих сил развития в бихевиоризме. Оперантное подкрепление и развитие личности (Б. Скиннер). Роль подражания в развитии личности в концепции А. Бандуры.

Когнитивные теории. Проблема альтернативности поведения в концепции Д. Келли. Развитие личности как субъекта нравственного действия (Пиаже, Л. Кольберг).

Потребности и мотивы как движущие силы личностного развития в отечественной психологии. Активность субъекта в рамках деятельностного подхода Рубинштейна-Леонтьева. Понятие потребности и мотива. Роль эмоций в регуляции поведения личности.

Адаптация как детерминанта развития личности в глубинной психологии. Этапы развития личности Фрейда. Этапы развития личности Э. Эриксона.

Понятие личностного роста. Социально-психологический подход к развитию личности ( А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В.Петровский).

8. Воля и волевые свойства личности.

Понятие о воле и ее проявлениях. Целенаправленный характер волевых действий и их виды. Регулирующая, стимулирующая и сдерживающая функции воли. Мотивы волевых действий. Волевой акт, его структура (В.И. Селиванов, В.А. Иванников и др.). Связь волевой регуляции с мотивами. Борьба мотивов. Принятие и исполнение волевого решения. Волевые качества личности и их формирование. Задачи воспитания и самовоспитания личности.

9. Эмоции и эмоциональные состояния личности.

Понятие об эмоциях и чувствах. Эмоция как переживание субъективного отношения человека к предметам и явлениям окружающей и внутренней действительности. Связь эмоций с потребностями личности. Основные теории и функции эмоций. Классификация эмоций и чувств. Содержание и формы выражения эмоций и чувств. Динамика протекания эмоций. Эмоции и личность. Приемы регуляции эмоций. Развитие эмоциональной сферы личности. Эмоциональные черты личности. Роль эмоций в познавательной и практической деятельности. Эмотивное поведение. Психологические проблемы воспитания эмоциональной сферы личности.

10. Психологическая характеристика типов темперамента.

Понятие о темпераменте и его проявлениях. Роль темперамента в психике и поведении. Виды и свойства темпераментов. Проблемы исследования физиологических основ темперамента (Э. Кречмер, У. Шелдон, И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин и др.) Актуальные проблемы типологии и диагностики темпераментных особенностей человека (B.C. Мерлин, Г.Ю. Айзенк, В.М. Русалов и др.) Психологические свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Учет особенностей темперамента в организации учебной и воспитательной работы с детьми.

11. Характер в психологической структуре личности.

Понятие о характере. Социально-историческая обусловленность формирования черт характера. Характер и темперамент. Характер как результат воспитания. Роль социально-образовательной среды в формировании характера.

Сущность, структура и проявления характера. Проблемы акцентуации характера (К. Леонгард, А.И.Личко и др.). Диагностика характерологических

особенностей. Характер и личность. Психологические основы воспитания и самовоспитания характера.

12. Способности в психологической структуре личности.

Понятие о способностях и задатках. Проблема врожденного и приобретенного в структуре способностей. Актуальные проблемы психологии способностей (Б.М. Теплов, В. А. Крутецкий, В.Д. Шадриков и др.). Способности и деятельность. Общие и специальные способности. Познавательные способности. Интеллект. Концепция общего интеллекта. Вербальный и невербальный интеллект. Диагностика интеллекта. Творческие способности. Качественная и количественная характеристика способностей. Уровни развития способностей. Одаренность, талант, гениальность. Проблемы диагностики способностей. Способности и когнитивные стили. Формирование способностей. Зависимость развития способностей от методов обучения. Роль склонностей и интересов в формировании способностей. Учет способностей в процессе обучения и воспитания. Проблемы дифференцированного обучения.

13. Методы исследования и коррекции личности в педагогической
психологии.


Поступок как основа психологического анализа личности. Составные детерминанты поступка - цель, познавательные средства ее достижения, волевое усилие, мотивация. Личностный смысл и смысловое образование. Понятие стиля общения. "Внешняя" и "внутренняя" мотивация поступка, способы их исследования. Деперсонализация. Исследование способов преодоления фрустрации. Анализ уровня притязаний.

Проективные методы исследования личности. Вытеснение и проекция как основания методов исследования личности. Психоанализ как способ изучения и коррекции личности. Проективные методики, проблема их валидизации.

Личностные опросники. Набор черт как основа составления личностных опросников. Виды опросников. Подход к их разработке Г. Олпорта, Г. Айзенка и Р. Кеттела. Преимущества и недостатки проективных методов и опросников.

Коррекция отклонений в развитии личности. Педагогические и социально-психологические методы воздействия на личность. Понятие консультирование, сопровождение и психотерапия.

14. Потребностно-мотивационная сфера личности.

Направленность личности, ее структура и психологические проявления. Сущность и виды человеческих потребностей. Потребности и мотивы. Функции и виды мотивов. Мотив и смысл. Принцип иерархии в организации

потребностно-мотивационной сферы человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу и др.). Мотивационно-смысловые образования в психологической структуре личности (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, В.Т. Асеев идр.). Диагностика мотивации. Влечения, желания и отношения личности, уровень ее притязаний. Установки и позиции личности. Интерес в структуре направленности личности. Идеалы, смысловые образования, ценностные ориентации личности и их диагностика. Убеждения и мировоззрение. Психологические основы воспитания направленности личности.

15. Самосознание и самореализация личности.

Сознание и самосознание. Самосознание как отражение реального бытия личности. Происхождение, структура, функции и развитие самосознания. Самосознание и рефлексия. Образ собственного "Я" (Я-концепция) как система субъективных отношений к себе. Основные компоненты образа "Я": когнитивный, эмоциональный, оценочный, регуляторный. Самооценка личности и ее роль з становлении самосознания. Диагностика самосознания. Самоактуализация и самореализация личности. Психологическая защита личности. Жизненный путь личности как составляющая ее психического облика. Личность и время. Психологическая история личности. Онтогенез личности и его основные этапы. Перспективные линии и жизненные планы личности.

16. Процессы чувственного познания.

Понятие о познавательной деятельности. Цели и мотивы познавательной деятельности. Чувственные познавательные процессы. Интеллектуальные процессы. Роль речи, внимания, воли и чувств в познавательной деятельности. Формирование познавательной деятельности. Перцептивные процессы в структуре деятельности и личности. Сущность и классификация ощущений. Чувствительность и ее измерение. Восприятие и его основные свойства. Связи восприятия с другими психическими процес­сами, с личностью в целом. Основные направления развития восприятия.

17. Внимание и его развитие.

Понятие о внимании. Направленность личности и внимание. Внимание, деятельность контроля. Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности. Теории внимания. Виды внимания. Развитие внимания. Методы изучения внимания. Сущность и функции внимания (Н.Ф. Добрынин, П.Я. Гальперин и др.). Физиологическая модель внимания. Основные свойства внимания. Рассеянность и ее виды. Внимание и контроль.Качества внимания, необходимые для успешного выполнения учебных задач.

Условия и пути развития внимания и формирования внимательности у школьников.

18. Понятие о памяти и ее развитии.

Понятие о памяти. Теории памяти. Запоминание и воспроизведение. Сохранение и забывание. Индивидуальные особенности памяти. Сущность и структура памяти. Память и деятельность. Память и личность. Основные виды и индивидуальные особенности памяти. Рациональные способы произвольной памяти. Проблемы внутреннего опосредования памяти (А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов и др.) Развитие памяти в школьном возрасте.

19. Понятие о мышлении и его развитии.

Понятие о мышлении как высшей форме познавательной деятельности. Мышление и чувственное познание. Мышление и речь. Формы мышления. Мыслительные операции. Мышление как деятельность. Мотивация мыслительной деятельности. Виды мышления и его индивидуальные особенности. Культура ума. Методы изучения мышления учащихся. Этапы протекания мыслительного процесса и формы фиксации его результатов. Основные классификации видов мышления. Основные мыслительные операции. Мышление и эмоции. Психологические закономерности творчества (В.Н. Пушкин, Я.А. Пономарев и др.). Мышление как деятельность и как процесс решения задач (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, A.M. Матюшкин, O.K. Тихомиров, Э.Д. Телегина и др.).

Развитие мышления ребенка (Ж.Пиаже, А. Валлон). Развитие мышления в процессе обучения.

20. Понятие о творческой деятельности и ее развитии.

Сущность и психологическая природа воображения (Л.С. Выгот­
ский). Социальная природа воображения. Активная роль воображения в
проблемных ситуациях, характеризуемых дефицитом информации. Виды,
функции и основные процессы воображения. Воображение и мышление.
Аналитико-синтетический характер процессов воображения.

Физиологические основы воображения. Роль фантазии в игровой деятельности ребенка и творческой деятельности взрослого. Особенности развития творческого мышления в обучении и его диагностика.

Креативная парадигма в образовании. Диагностика креативности. Креативность и интеллект. Индивидуальные особенности креативности, их учет в учебном процессе.

21. Развитие речи в процессе обучения.

Понятие о языке и речи. Психологические функции речи. Механизмы речи. Основные виды речи. Психологические особенности устной и письменной речи. Психология речевого высказывания и психология понимания речи. Развитие речи. Психологические составляющие культуры речи. Методы изучения речи.

22.Общение. Особенности педагогического общения

Общение как категория психологической науки. Общее понятие об общении и его компонентах. Виды и структура общения. Технические компоненты общения. Вербальная и невербальная коммуникация. Слушание как компонент общения. Коммуникативные черты личности. Понятие о компетентности в общении (Л. А. Петровская). Основные проблемы восприятия человека человеком. (А.А. Бодалев и др.) Интерактивная сторона общения. Взаимосвязь и взаимодействие. Влияние непосредственного контакта. Убеждение и внушение. Влияние профессии на общение. Особенности педагогического общения. Понятие о межличностных конфликтах. Пути их предупреждения и разрешения.

23. Личность как предмет исследования в общей, педагогической психологииг

социальной и

Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности. Личность как предмет исследования в социологии и психологии. Выделение социальной психологии личности как самостоятельной области. Социально-психологические проблемы личности. Личность в системе социальных связей. Социально-философские и социально-психологические представления о взаимоотношении личности и общества. Методология и методы исследования личности Общая схема и этапы психологического исследования. Эмпирическое и теоретическое исследование. Постановка проблемы, выбор предмета и объекта исследования. Разработка и уточнение исследовательской концепции. Выдвижение гипотез. Планирование исследования. Определение целей и задач. Выбор методов и методик. Сбор данных. Обработка полученных данных. Их интерпретация в зависимости от исследовательской парадигмы. Графическая презентация. Формулирование выводов. Общие принципы (требования) психологического исследования.

24. Личность в группе. Психология межличностного взаимодействия в социально-образовательной среде.

Положение личности в группе в системе коммуникативных, интерактивных и перцептивных воздействий. Личность в процессе совместной деятельности (эффекты фасилитации, совместимости, конформности). Коммуникативные свойства личности. Взаимопонимание в процессе общения. Манипулятивные качества личности. Роль социально-психологических качеств личности в оптимизации межличностных отношений в группе.

Особенности межличностного взаимодействия в социально-образовательной среде. Межличностное взаимодействие как условие развития личности. Принципы гуманистической педагогической интеракции. Педагогическая технология кооперативного учения. Педагогический коллектив и его роль в организации гуманистически ориентированного полисубъектного взаимодействия в социально-образовательной среде. Психологические трудности в организации гуманистически ориентирован­ного учебно-педагогического сотрудничества в образовательном процессе.

25. Методы исследования в педагогической психологии.

Общие принципы психолого - педагогического исследования. Этические проблемы психологического исследования. Организация процесса взаимодействия с испытуемым. Подготовка исследования. Мотивирование и инструктирование испытуемого. Ведение протокола исследования. Влияние экспериментатора на условия и проведение экспериментального психологического исследования. Личность испытуемого и ситуация психологического исследования. Виды исследований в педагогической психологии.

Организация наблюдения. Методы опроса. Классификация и общая характеристика опросных методов. Фазы интервью и проблемы установления и поддержания контакта. Анкетирование. Этапы построения анкеты. Беседа как исследовательский метод. Программа беседы, требования к форме вопросов беседы. Приемы установления контакта при беседе. Беседа как диалог исследователя и испытуемого. Разновидности беседы. Подготовка и проведение частично стандартизированной беседы. Организация эксперимента. Формирующий эксперимент. Социометрия. Типы социометрических критериев в педагогической психологии. Этапы обработки данных социометрии. Анализ документов.

26. Проблема группы в педагогической психологии. Психология
межличностных отношений.


Развитие личности ребенка, подростка, юноши в процессе социализации. Проблема группы в социальной и педагогической психологии. Определения группы. Типология групп. Функции группы. Референтные группы. Формально-структурные и социально-психологические характеристики групп. Структура межличностных отношений. Формальные и неформальные отношения в группе школьников. Социальный статус

личности в группе. Пути исследования межличностных отношений в классном коллективе. Социометрия и референтометрия. Возможность регулирования и формирования межличностных отношений в социально-образовательной среде. Групповая сплоченность. Проблемы психологической совместимости. Руководство и лидерство. Преподаватель как руководитель. Психологический климат в коллективе.

27. Феномен образования в современном обществе: социокультурный и
индивидуально-личностный аспекты.


Образование как социальный институт, реализующий функцию воспроизводства культуры человека в обществе. Ключевые позиции обновления образования в современном обществе: развитие, демократизация, гуманизация, гуманитаризация, реализм, принцип культуросообразности.

Социокультурный аспект образования: образование как система, образование как процесс, образование как результат, образование как деятельность.

Образование как личностная ценность. Стимулы образовательной и самообразовательной деятельности: внешние и внутренние. Проблема соответствия внутренних образовательных потребностей личности с образовательной средой и технологией образовательно-воспитательной педагогической деятельности.

28. Педагог как субъект образовательного процесса.

Понятие о психологическом потенциале личности как субъекте деятельности. Человекоцентрированность системы ценностей и установок как главный показатель, выражающий смысл профессионально-личностной позиции педагога. Типы центрации личности учителя. Мотивация профессиональной деятельности как регулятор жизнедеятельности педагога.

Понятие о педагогических способностях. Классификация педагогических способностей в психологической науке. Педагогическое мышление: когнитивный и социальный интеллект.

Профессионально-значимые свойства личности учителя: эмпатия, эмоциональная устойчивость, динамизм. Понятие о коммуникативной компетентности учителя как субъекта гуманистически-ориентированной деятельности. Коммуникативные установки, коммуникативная толерантность, стратегии психологической защиты педагога.

29. Обучающийся как субъект образовательного процесса.

Понятие о внешних и внутренних факторах успешности учебной деятельности учащегося как ее субъекта. Внутренние факторы учебной деятельности: .межиндивиду алъпые различия обучающихся (общие и типические особенности; половые различия: мальчики и девочки в школе); внутрииндиеидуалъные различия.

Когнитивные компоненты учения (сосредоточенность и внимание,
объем и прочность запоминания и воспроизведения, скорость и качество
переработки информации, мышление и решение задач). Стиль
познавательной деятельности обучающегося (когнитивный,

интеллектуальный, эпистемологический).

Мотивация учебной деятельности: внешние и внутренне стимулы учения. Способность к волевой саморегуляции образовательной деятельности (умственная самостоятельность).

30. Проблема соотношения процессов обучения и развития в психологии.

Понятия: развитие, обучение. Научные подходы к проблеме соотношения обучения и развития (Ж.Пиаже, У. Джемс, Э.Торндайк, Д. Брунер, С.Л. Выготский).

Основные линии психического развития в процессе обучения. Развитие интеллекта, проблема критериев умственного развития (Б.Г. Ананьев, Е.Н. Кабанова-Меллер, Е.И. Калмыкова, Н.С. Лейтес, Н.А. Менчинская, Ю.А. Самарин, Д.Б. Эльконин и др.).

Развитие психологической структуры и содержания деятельности (А.Н. Леонтьев и др.).

Развитие личности (Л.И. Божович и др.). Языковое развитие.

31. Психология воспитания, перевоспитания и самовоспитания.

Понятие о воспитании. Воспитание как процесс целенаправленного развития личности. Психологические закономерности, лежащие в основе воспитания личности.

Понятие о нравственном поступке. Критерии воспитанности. Типы "трудных" детей и подростков. Перевоспитание и его функции. Методы и формы перевоспитания.

Понятие о самовоспитании и его предпосылках. Этапы самовоспитания. Роль педагога-психолога в организации самовоспитания подростков.

Воспитание как процесс социализации личности. Ученический коллектив как социальная среда становления личности. Психологические основы формирования ученического коллектива. Индивидуальный подход в воспитании.

32. Психологические теории научения и модели обучения в современной
школе.


Понятие о научении, его видах и уровнях. Научные концепции усвоения социального опыта. Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Ю.А. Самарин, С.Л. Рубинштейн, Н.А. Менчинская и др.). Теория формирования понятий (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Теория

поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.). Бихевиористские теории научения (Э. Торндайк, Д. Уотсон, Б.Скиннер и др.). Теория содержательного обобщения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Гештальттеория усвоения (М. Вертгеймер, Г. Мюллер, В. Келер, К. Коффка и др.). Суггестопедическая концепция обучения (В.Н. Мясищев, Д.Н. Узнадзе, Б.Д. Парыгин, Г.К. Лозанова и др.). Теория нейролингвистического программирования (НЛП).

Реализация психологических концепций научения в моделях обучения в современной школе. Современные технологии обучения.

33. Психологическая характеристика учебной деятельности. Проблема
неуспеваемости и пути ее решения.


Понятие об учении и учебной деятельности. Теории учебной деятельности. Психологическая структура учебной деятельности: учебная мотивация, учебная задача, учебные действия, контроль и коррекция, оценка и самооценка.

Закономерности процесса усвоения: природа процесса усвоения, структура познавательного действия, ориентировочная основа действия (ООД) и ее виды, свойства познавательного действия (первичные и вторичные). Этапы процесса усвоения: мотивационный, составления схемы ООД, материализованных действий, выполнения действия во внешней речи про себя, умственных действий.

Понятие об обучаемости и ее видах. Проблема неуспеваемости в психологии. Типы неуспевающих школьников. Психологические факторы школьной неуспеваемости. Основные направления психологической помощи в решении проблемы неуспеваемости учащихся.

34. Психология педагогической деятельности.

Проблемы деятельности в современной психологии. Личностно-деятельностный подход в психологии. Общая характеристика профессионально-педагогической деятельности: цели, педагогические функции и умения. Конструктивный компонент педагогической деятельности: создание условий для развития и саморазвития личности учащихся; воплощение образовательных моделей в содержание конкретного урока. Исследовательский компонент педагогической деятельности. Коммуникативный компонент педагогической деятельности. Рефлексивный компонент педагогической деятельности. Уровни педагогической деятельности. Мотивация педагогической деятельности. Индивидуальные стили педагогической деятельности.

35. Организация психологической службы в сфере образования.

Понятие о практической психологической деятельности, ее целях, задачах и формах. Школьная психологическая служба как разновидность профессиональной психологической деятельности. История организации психологической службы в сфере образования зарубежом и в России.

Модели школьной психологической службы. Научный, прикладной и практический аспекты в деятельности школьного психолога. Актуальное и перспективное направление в деятельности школьного психолога.

Задачи практического психолога в сфере современного образования и основные виды деятельности.

36. Проблема отклоняющегося поведения и пути его коррекции.

Понятие "отклоняющееся поведение". Социальная норма и социальные отклонения. Классификация видов отклоняющегося поведения.

История научного знания о причинах и путях борьбы с отклоняющимся поведением. Социальные факторы отклоняющегося поведения. Роль неформальных подростковых групп в десоциализации несовершеннолетних. Психолого-педагогические факторы школьной дезадаптации учащихся. Биологические предпосылки поведенческих реакций. Психологические механизмы отклоняющегося поведения. Социально-психологическое сопровождение детей и подростков с отклоняющимся поведением.

Литература

  1. Абульханова -Славская К.А. Деятельность и психология личности. -
    М.,1979.

  2. Ананьев Б.Г. Проблемы современного человекознания. -М.,1977.

  3. Анастази А.Психологическое тестированием 2-хт.-М.,1982.

4. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. - М., Просвещение,
1989.

  1. Асмолов А.Г. Культурно - историческая психология и конструирование
    миров. -М.: Воронеж, 1996.

  2. Аткинсон Р. Человеческая память в процессе обучения.-М., 1980.

6. Бадмаев Б. Ц. Психология в работе учителя. В 2-х книгах. - М.: ВЛАДОС,
2000.

  1. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. -М.,
    1990.

  2. Берне Р. Ращвитие "Я"-концепции и воспитание.-М., 1986.

  3. Бодалев А.А. Личность и общение.Изб.труды.-М.,1983.

9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968
Ю.Брудний А.А. Понимание и общение. -М., 1989.

12.Брунер Дж. Психология познания. - М., 1977.

13.Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. —М., 1996

14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. //Психология. Классические

труды.-М., 1996.

16. Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных

действий. // Психологические науки в СССР: В 2-х т. - М., 1959. Т. 1. 18.Гусинский Э. И. Образование личности. -М., 1994. 19.Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - М., 1996. 20.Давыдов В. В. Принципы обучения в школе будущего. - М., 1974. 21.Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986. 22.Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. - М.: Народное

образование, 1999.

23.Додонов Б.И. Эмоции как ценность.-М., 1978. 24.Жинкин Н.Н. Речь как проводник информации.-М., 1982. 25.3анков Л. В. Обучение и развитие. - М., 1975.

26.3ейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.,1982. 27.Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник. Изд-е 2-е. -М.:

"Логос", 2000. 28.3инченко В. П„ Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки

российской психологии.-М., 1994.

29.Иванников В.А.Психологические механизмы волевой регуляции.-М.,1991. ЗО.Изард К. Эмоции человека.-М., 1980. 31.Иванова СП. Учитель XXI века: ноопсихологический подход к анализу

психологической готовности к педагогической деятельности.- Псков, 2002 32.Исследование проблем психологии творчества \ Под ред.

Я. А.Пономарева.-М. ,1983.

33.Ильясов И. И. Структура процесса учения. - М., 1986. 34.Калмыкова Э. И. Обучаемость и принципы построения методов ее

диагностики. // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. -

М., 1975.

35.Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987. Зб.Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных

педагогических поисках. - М., 1994.

37.Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения.-М., 1987. 38.Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от

типологических свойств нервной системы. - Казань, 1969. 39.Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. - М., 1972. 4О.Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.,

1976. 41. Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера

производственного обучения профтехучилища. -М., 1990. 42.Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера

производственного обучения. -М., 1990.

43.Леонтьев А. А. Педагогическое общение, 2-е изд. - М., Нальчик, 1996.
44. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.-М.,1975.
F 45. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-

М., 1984.

46.Липкина А. И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной

деятельности.-М., 1968.

47. Любимова Т.Г. Уроки жизни. Занятия по развитию социального

интеллекта у школьников. - Чебоксары,'2000

48.Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. - М.,

1977.

49.Максименко С. Д. Генетическая психология.

50.Маркова А. К. Психология профессионализма. -М., 1996.

51. Маркова А. К. Психология труда учителя. - М., 1993.

52.Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -

М., 1983. 53.Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации

учения.-М., 1990. 54.Маркова А. К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее

воспитание у школьников. - М., 1983. 55.Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.,

1972. 56.Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. - М.,

1975. 57.Махмутов М. И. Теория и практика программированного обучения. -

Казань, 1972. 58.Машбиц Е. И. Психологические основы управления учебной

деятельностью.-Киев, 1987. 59.Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988. 60.Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. -1„ 1994. 61. Общая психодиагностика \Под ред.А.А.Бодалева, В.В.Столина.-М.,1987. 62.0вчарова В.В. Технологии практического психолога образования. - М.: ТЦ

"Сорос", 2000.

бЗ.Осницкий А. К. Психология самостоятельности. - М.-Нальчик, 1996. 64.Петровский А. В. Новое педагогическое мышление. -1„ 1989. 65.Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. - М.: "Рион-Пресс",

1999.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка При поступлении в аспирантуру соискатель должен подтвердить знания в области общей психологии, психологии развития, психологии личности и педагогической психологии, достаточные для последующего обучения в аспирантуре iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (психологии человека, психологии развития, педагогической...
Пояснительная записка При поступлении в аспирантуру соискатель должен подтвердить знания в области общей психологии, психологии развития, психологии личности и педагогической психологии, достаточные для последующего обучения в аспирантуре iconОбъект, предмет и задачи психологии Исторические этапы развития психологии Методы психологии
Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой
Пояснительная записка При поступлении в аспирантуру соискатель должен подтвердить знания в области общей психологии, психологии развития, психологии личности и педагогической психологии, достаточные для последующего обучения в аспирантуре iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Психологические науки», по профилю «Общая психология, психология личности, история психологии» разработана профессорско-преподавательским...
Пояснительная записка При поступлении в аспирантуру соискатель должен подтвердить знания в области общей психологии, психологии развития, психологии личности и педагогической психологии, достаточные для последующего обучения в аспирантуре iconТема Содержание работы
Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь...
Пояснительная записка При поступлении в аспирантуру соискатель должен подтвердить знания в области общей психологии, психологии развития, психологии личности и педагогической психологии, достаточные для последующего обучения в аспирантуре iconКоммуникативный стиль педагога как фактор инициации смыслообразования старшеклассников
Работа выполнена на кафедре общей психологии и психологии развития факультета психологии Южного федерального университета
Пояснительная записка При поступлении в аспирантуру соискатель должен подтвердить знания в области общей психологии, психологии развития, психологии личности и педагогической психологии, достаточные для последующего обучения в аспирантуре iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разработчики программы: Карапетян Л. В., кандидат псих наук, доцент кафедры общей психологии и психологии личности факультета психологии...
Пояснительная записка При поступлении в аспирантуру соискатель должен подтвердить знания в области общей психологии, психологии развития, психологии личности и педагогической психологии, достаточные для последующего обучения в аспирантуре iconОбщая психология
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные...
Пояснительная записка При поступлении в аспирантуру соискатель должен подтвердить знания в области общей психологии, психологии развития, психологии личности и педагогической психологии, достаточные для последующего обучения в аспирантуре iconМетодические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии...
Методические указания адресованы студентам отделения Клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета,...
Пояснительная записка При поступлении в аспирантуру соискатель должен подтвердить знания в области общей психологии, психологии развития, психологии личности и педагогической психологии, достаточные для последующего обучения в аспирантуре icon1. Философские основы, историко-научные предпосылки и этапы становления психологии развития
Федерации, паспорта номенклатуры специальностей научных работников (психологические науки), а также на основе и с учетом программы...
Пояснительная записка При поступлении в аспирантуру соискатель должен подтвердить знания в области общей психологии, психологии развития, психологии личности и педагогической психологии, достаточные для последующего обучения в аспирантуре iconДипломных работ Кафедра общей психологии и истории психологии
Взаимосвязь степени развития эмпатии у детей с зпр с успешностью в коммуникативной сфере
Пояснительная записка При поступлении в аспирантуру соискатель должен подтвердить знания в области общей психологии, психологии развития, психологии личности и педагогической психологии, достаточные для последующего обучения в аспирантуре icon5. историография человеческого развития 32
Психология развития и возрастная психология. Психология развития как прикладная отрасль. Основные задачи психологии развития. Связи...
Пояснительная записка При поступлении в аспирантуру соискатель должен подтвердить знания в области общей психологии, психологии развития, психологии личности и педагогической психологии, достаточные для последующего обучения в аспирантуре iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс составлен с учетом наличия у студентов знаний об основах общей психологии, возрастной и социальной психологии, конфликтологии,...
Пояснительная записка При поступлении в аспирантуру соискатель должен подтвердить знания в области общей психологии, психологии развития, психологии личности и педагогической психологии, достаточные для последующего обучения в аспирантуре iconПедагогическая антропология (психология)
Данное учебное пособие представляет собой попытку приложить психологическую науку к практике овладения иностранным языком. На конкретном...
Пояснительная записка При поступлении в аспирантуру соискатель должен подтвердить знания в области общей психологии, психологии развития, психологии личности и педагогической психологии, достаточные для последующего обучения в аспирантуре iconВзаимосвязь ценностных ориентаций и временной перспективы личности...
Работа выполнена на кафедре общей и экспериментальной психологии факультета психологии Государственного Университета – Высшая Школа...
Пояснительная записка При поступлении в аспирантуру соискатель должен подтвердить знания в области общей психологии, психологии развития, психологии личности и педагогической психологии, достаточные для последующего обучения в аспирантуре iconА. М. Горького Кафедра общей психологии и психологии личности программа курса
А что мы называем Отечеством? (Страну, в которой человек родился и гражданином которой он является.)
Пояснительная записка При поступлении в аспирантуру соискатель должен подтвердить знания в области общей психологии, психологии развития, психологии личности и педагогической психологии, достаточные для последующего обучения в аспирантуре iconКафедра психологии развития 2010 – 2013 гг
Реорганизация факультета: новый декан фпп – преподаватель кафедры; выделение кафедры психологии образования из кафедры психологии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск