А. М. Горького Кафедра общей психологии и психологии личности программа курса





Скачать 67.87 Kb.
НазваниеА. М. Горького Кафедра общей психологии и психологии личности программа курса
Дата публикации26.07.2013
Размер67.87 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Психология > Программа курса
Министерство образования Российской Федерации

Уральский государственный университет им. А.М. Горького
Кафедра общей психологии и психологии личности

ПРОГРАММА КУРСА

«Психодиагностика. Методика Роршаха»
Семестр VIII

Утверждаю

Проректор по учебной работе

(Декан)____________________

«____» ____________________



Общее количество часов (трудоемкость) часов

в том числе

  1. лекции часов

  1. практические занятия нет

  1. семинарские занятия нет





Отчетности:

  1. экзамен VIII семестр



Разработчик программы: ассистент кафедры общей психологии и психологии личности Коряков Ярослав Игоревич.



I. Введение



1. Цель дисциплины. Тест Роршаха занимает в истории психологии совершенно уникальное место. Без натяжек можно сказать, что это самая знаменитая психодиагностическая методика. В 40-50-х годах она была на первом месте среди используемых в клинической психологии. И хотя с тех пор ситуация изменилась, в первую очередь, в академической психологии, в клиническом секторе метод Роршаха продолжает пользоваться большой популярностью. Несмотря на значительные проблемы, связанные с его стандартизацией, валидизацией, прогностическими характеристиками, уникальный спектр его характеристик и особенностей заставляет исследователей и клиницистов вновь и вновь обращаться к этому интересному инструменту психологической оценки. Основная цель данного спецкурса – познакомить студентов с классической проективной методикой обследования личности – тестом Роршаха.

2. Задачи дисциплины. Студенты осваивают базовые навыки работы с методикой, кодирования результатов и элементарные интерпретации, что позволяет в дальнейшем лучше ориентироваться в исследовательской литературе, проводить обследования испытуемых и на практике углублять полученные знания.

3. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования. Спецкурс входит в общий курс психодиагностики и тематически связан с курсами клинической и общей психологии, что позволяет рассматривать эту конкретную методику в более широком психологическом контексте. В то же время в числе базовых для курса дисциплин нужно указать курсы «Психология личности», «Экспериментальная психология», «Консультативная психология», «Основы психотерапии» и «Основы психокоррекционной работы». Приводимый в рамках курса исторический обзор позволяет поместить технику Роршаха в исторический контекст и рассмотреть тенденции развития связанных с ней теорий и практических приложений.

4. Требования к уровню освоения содержания курса.

В результате освоения материала данного курса студенты должны продемонстрировать

- общее представление об истории развития проективных методик, использующих чернильные пятна в качестве стимульного материала, в том числе теста Роршаха

- понимание особенностей конструкции и способов применения методики Роршаха

- знание общих свойств стимульного материала

- знание стандартной процедуры проведения обследования с методикой Роршаха и умение составить протокол обследования

- знание оценочных категорий и умение кодировать полученные ответы в соответствии с модифицированной системой Клопфера

- умение провести основные расчеты с полученными данными

- знание основных видов особых ответов в методике Роршаха, их классификации и базового значения

- знание элементарной интерпретации основных количественных показателей методики Роршаха и базовых роршаховских диагностических комплексов

- наличие представления о содержательной интерпретации в клиническом обследовании

- наличие представления о составлении отчета по результатам обследования

II. Содержание курса «Методика Роршаха»





  1. Введение. Особенности проективных методик исследования личности. Номотетические и идиографические тесты.




  1. Краткий исторический обзор.


Биография Германа Роршаха. Развитие и модификации теста Роршаха в Европе в 20-е и 30-е годы. Распространение теста Роршаха в Америке. Биография Бруно Клопфера. Другие американские исследователи. Модификации теста Роршаха. Развитие в Европе – классическая модель Эвальда Бома. Полная система Джона Экснера. Развитие и использование методики Роршаха на современном этапе.


  1. Клиническое и исследовательское использование методики Роршаха. Количественные и качественные интерпретации.




  1. Характеристики стимульного материала и общий обзор таблиц.




  1. Методы проведения обследования.


Необходимый инвентарь. Ситуация обследования (сеттинг). Установление и поддержание раппорта с испытуемым. Процедура обследования. Сбор первичных ассоциаций. Вторичный опрос. Дополнительные элементы процедуры. Особенности обследования детей. Ведение протокола обследования. Формы протокола.


  1. Шифровка ответов и расчеты в методике Роршаха.


Категории оценок. Определение ответа.

Локализация ответов. Целостные ответы, ответы на обычные детали, ответы на необычные детали и ответы на белое пространство. Таблицы локализаций.

Детерминанты. Ответы по форме, по движению, по цвету, по светотени. Множественные детерминанты.

Содержание ответов. Основные категории ответов по содержанию – человеческие фигуры, животные, предметы и другие категории.

Оригинальность ответов. Популярные ответы.

Оценка уровня формы. Четкость, степень проработки и уровень организации.

Табуляция и основные расчеты (составление психограммы). Индекс реальности Найгера.


  1. Особые явления в ответах. Категории особых явлений.

Патологические вербализации. Общая теория. Связь патологических вербализаций с психическими нарушениями. Оси «ригидность – текучесть» и «личный смысл – объективный смысл».


  1. Количественная интерпретация результатов.


Нормативные данные по категориям оценки. Элементы диагностики. «Условно-нормальный» протокол. Оценка интеллекта. Протоколы при невротических, психотических и органических расстройствах.

Элементарные количественная интерпретации по категориям оценки.


  1. Элементы качественной интерпретации.

Метод контент-анализа. Использование методики Роршаха как психотерапевтического инструмента.

III. Распределение часов курса по темам и видам работ


№ п/п

Тема, раздел

Учебный план, часов

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Итого по темам

лекции

практические

1

Введение

2

2


2

Краткий исторический обзор

4

4


3

Клиническое и исследовательское использование методики Роршаха

2







2

4

Характеристики стимульного материала

2







2

5

Методы проведения обследования


6

Шифровка ответов и расчеты в методике Роршаха

8

8


7

Особые явления в ответах

4







4

8

Количественная интерпретация результатов

8

8


9

Элементы качественной интерпретации

4

4





Всего

34







34



IV. Форма итогового контроля – экзамен


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. М. Горького Кафедра общей психологии и психологии личности программа курса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разработчики программы: Карапетян Л. В., кандидат псих наук, доцент кафедры общей психологии и психологии личности факультета психологии...
А. М. Горького Кафедра общей психологии и психологии личности программа курса iconПояснительная записка При поступлении в аспирантуру соискатель должен...
Использовать эссе как форму, отражающую диалогичность содержания интегрированного курса
А. М. Горького Кафедра общей психологии и психологии личности программа курса iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Психологические науки», по профилю «Общая психология, психология личности, история психологии» разработана профессорско-преподавательским...
А. М. Горького Кафедра общей психологии и психологии личности программа курса iconДипломных работ Кафедра общей психологии и истории психологии
Взаимосвязь степени развития эмпатии у детей с зпр с успешностью в коммуникативной сфере
А. М. Горького Кафедра общей психологии и психологии личности программа курса iconОбъект, предмет и задачи психологии Исторические этапы развития психологии Методы психологии
Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой
А. М. Горького Кафедра общей психологии и психологии личности программа курса iconМетодические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии...
Методические указания адресованы студентам отделения Клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета,...
А. М. Горького Кафедра общей психологии и психологии личности программа курса iconУчебно-методическое пособие для студентов специальность 050144 Дошкольное...
Данное учебно-методическое пособие адресовано студентам педагогического колледжа и имеет цель оказать помощь в подготовке к зачету...
А. М. Горького Кафедра общей психологии и психологии личности программа курса iconВзаимосвязь ценностных ориентаций и временной перспективы личности...
Работа выполнена на кафедре общей и экспериментальной психологии факультета психологии Государственного Университета – Высшая Школа...
А. М. Горького Кафедра общей психологии и психологии личности программа курса iconКоммуникативный стиль педагога как фактор инициации смыслообразования старшеклассников
Работа выполнена на кафедре общей психологии и психологии развития факультета психологии Южного федерального университета
А. М. Горького Кафедра общей психологии и психологии личности программа курса iconВопросы к зачету по дисциплине «Психология личности»
Предмет и задачи курса «Психология личности»; ее характеристика как отрасли общей психологии
А. М. Горького Кафедра общей психологии и психологии личности программа курса iconТема Содержание работы
Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь...
А. М. Горького Кафедра общей психологии и психологии личности программа курса icon«Московский городской педагогический университет» Институт психологии,...
Рабочая программа рекомендована к представлению на нмс юим на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства
А. М. Горького Кафедра общей психологии и психологии личности программа курса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (психологии человека, психологии развития, педагогической...
А. М. Горького Кафедра общей психологии и психологии личности программа курса iconРабочая учебная программа по дисциплине «История психологии» для...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
А. М. Горького Кафедра общей психологии и психологии личности программа курса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс составлен с учетом наличия у студентов знаний об основах общей психологии, возрастной и социальной психологии, конфликтологии,...
А. М. Горького Кафедра общей психологии и психологии личности программа курса iconКафедра психологии развития 2010 – 2013 гг
Реорганизация факультета: новый декан фпп – преподаватель кафедры; выделение кафедры психологии образования из кафедры психологии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск