Скачать 67.87 Kb.
|
Министерство образования Российской Федерации Уральский государственный университет им. А.М. Горького Кафедра общей психологии и психологии личности ПРОГРАММА КУРСА «Психодиагностика. Методика Роршаха» Семестр VIII Утверждаю Проректор по учебной работе (Декан)____________________ «____» ____________________ Общее количество часов (трудоемкость) часов в том числе
Отчетности:
Разработчик программы: ассистент кафедры общей психологии и психологии личности Коряков Ярослав Игоревич. I. Введение1. Цель дисциплины. Тест Роршаха занимает в истории психологии совершенно уникальное место. Без натяжек можно сказать, что это самая знаменитая психодиагностическая методика. В 40-50-х годах она была на первом месте среди используемых в клинической психологии. И хотя с тех пор ситуация изменилась, в первую очередь, в академической психологии, в клиническом секторе метод Роршаха продолжает пользоваться большой популярностью. Несмотря на значительные проблемы, связанные с его стандартизацией, валидизацией, прогностическими характеристиками, уникальный спектр его характеристик и особенностей заставляет исследователей и клиницистов вновь и вновь обращаться к этому интересному инструменту психологической оценки. Основная цель данного спецкурса – познакомить студентов с классической проективной методикой обследования личности – тестом Роршаха. 2. Задачи дисциплины. Студенты осваивают базовые навыки работы с методикой, кодирования результатов и элементарные интерпретации, что позволяет в дальнейшем лучше ориентироваться в исследовательской литературе, проводить обследования испытуемых и на практике углублять полученные знания. 3. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования. Спецкурс входит в общий курс психодиагностики и тематически связан с курсами клинической и общей психологии, что позволяет рассматривать эту конкретную методику в более широком психологическом контексте. В то же время в числе базовых для курса дисциплин нужно указать курсы «Психология личности», «Экспериментальная психология», «Консультативная психология», «Основы психотерапии» и «Основы психокоррекционной работы». Приводимый в рамках курса исторический обзор позволяет поместить технику Роршаха в исторический контекст и рассмотреть тенденции развития связанных с ней теорий и практических приложений. 4. Требования к уровню освоения содержания курса. В результате освоения материала данного курса студенты должны продемонстрировать - общее представление об истории развития проективных методик, использующих чернильные пятна в качестве стимульного материала, в том числе теста Роршаха - понимание особенностей конструкции и способов применения методики Роршаха - знание общих свойств стимульного материала - знание стандартной процедуры проведения обследования с методикой Роршаха и умение составить протокол обследования - знание оценочных категорий и умение кодировать полученные ответы в соответствии с модифицированной системой Клопфера - умение провести основные расчеты с полученными данными - знание основных видов особых ответов в методике Роршаха, их классификации и базового значения - знание элементарной интерпретации основных количественных показателей методики Роршаха и базовых роршаховских диагностических комплексов - наличие представления о содержательной интерпретации в клиническом обследовании - наличие представления о составлении отчета по результатам обследования II. Содержание курса «Методика Роршаха»
Биография Германа Роршаха. Развитие и модификации теста Роршаха в Европе в 20-е и 30-е годы. Распространение теста Роршаха в Америке. Биография Бруно Клопфера. Другие американские исследователи. Модификации теста Роршаха. Развитие в Европе – классическая модель Эвальда Бома. Полная система Джона Экснера. Развитие и использование методики Роршаха на современном этапе.
Необходимый инвентарь. Ситуация обследования (сеттинг). Установление и поддержание раппорта с испытуемым. Процедура обследования. Сбор первичных ассоциаций. Вторичный опрос. Дополнительные элементы процедуры. Особенности обследования детей. Ведение протокола обследования. Формы протокола.
Категории оценок. Определение ответа. Локализация ответов. Целостные ответы, ответы на обычные детали, ответы на необычные детали и ответы на белое пространство. Таблицы локализаций. Детерминанты. Ответы по форме, по движению, по цвету, по светотени. Множественные детерминанты. Содержание ответов. Основные категории ответов по содержанию – человеческие фигуры, животные, предметы и другие категории. Оригинальность ответов. Популярные ответы. Оценка уровня формы. Четкость, степень проработки и уровень организации. Табуляция и основные расчеты (составление психограммы). Индекс реальности Найгера.
Патологические вербализации. Общая теория. Связь патологических вербализаций с психическими нарушениями. Оси «ригидность – текучесть» и «личный смысл – объективный смысл».
Нормативные данные по категориям оценки. Элементы диагностики. «Условно-нормальный» протокол. Оценка интеллекта. Протоколы при невротических, психотических и органических расстройствах. Элементарные количественная интерпретации по категориям оценки.
Метод контент-анализа. Использование методики Роршаха как психотерапевтического инструмента. III. Распределение часов курса по темам и видам работ
IV. Форма итогового контроля – экзамен |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разработчики программы: Карапетян Л. В., кандидат псих наук, доцент кафедры общей психологии и психологии личности факультета психологии... | Пояснительная записка При поступлении в аспирантуру соискатель должен... Использовать эссе как форму, отражающую диалогичность содержания интегрированного курса | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Психологические науки», по профилю «Общая психология, психология личности, история психологии» разработана профессорско-преподавательским... | Дипломных работ Кафедра общей психологии и истории психологии Взаимосвязь степени развития эмпатии у детей с зпр с успешностью в коммуникативной сфере | ||
Объект, предмет и задачи психологии Исторические этапы развития психологии Методы психологии Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой | Методические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии... Методические указания адресованы студентам отделения Клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета,... | ||
Учебно-методическое пособие для студентов специальность 050144 Дошкольное... Данное учебно-методическое пособие адресовано студентам педагогического колледжа и имеет цель оказать помощь в подготовке к зачету... | Взаимосвязь ценностных ориентаций и временной перспективы личности... Работа выполнена на кафедре общей и экспериментальной психологии факультета психологии Государственного Университета – Высшая Школа... | ||
Коммуникативный стиль педагога как фактор инициации смыслообразования старшеклассников Работа выполнена на кафедре общей психологии и психологии развития факультета психологии Южного федерального университета | Вопросы к зачету по дисциплине «Психология личности» Предмет и задачи курса «Психология личности»; ее характеристика как отрасли общей психологии | ||
Тема Содержание работы Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь... | «Московский городской педагогический университет» Институт психологии,... Рабочая программа рекомендована к представлению на нмс юим на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (психологии человека, психологии развития, педагогической... | Рабочая учебная программа по дисциплине «История психологии» для... Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Курс составлен с учетом наличия у студентов знаний об основах общей психологии, возрастной и социальной психологии, конфликтологии,... | Кафедра психологии развития 2010 – 2013 гг Реорганизация факультета: новый декан фпп – преподаватель кафедры; выделение кафедры психологии образования из кафедры психологии... |