Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики





Скачать 124.39 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики
Дата публикации10.11.2014
Размер124.39 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Психология > Пояснительная записка


Министерство образования и науки Российской Федерации



Государственный университет -
Высшая школа экономики

Факультет психологии

Кафедра общей и экспериментальной психологии
Программа дисциплины

"Психология"
для направления 030700.62 "Международные отношения"
подготовки бакалавра

Автор: Поддьяков Александр Николаевич

E-mail: apoddiakov@hse.ru

Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры


_____________________________ ________________________________

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ ________________________________

«_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г

Утверждено УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________200 г.
Москва

Пояснительная записка
Требования к исходным знаниям студентов: знание анатомии и физиологии человека в объеме курса «Биология» для средней школы; знания в объеме курса «Обществознание».
Аннотация:

Курс предполагает знакомство с психологической наукой, ее спецификой, основными понятиями, теориями, проблемами и способами их решения. Целью изучения данной дисциплины является введение студента в мир человеческой психики, в формировании научного подхода к изучению психологической реальности.

Курс ориентирован на освоение фундаментальных понятий психологической науки, ее направлений и концепций, закономерностей и механизмов строения и функционирования познавательных процессов, особенностей потребностно-мотивационной сферы, эмоционально-волевой регуляции поведения и индивидуальных особенностей человека.

Курс имеет общедисциплинарное и прикладное значение.

Задачи курса

В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать фундаментальные понятия психологии;

- понимать сущность различных психологических направлений и теорий;

- ориентироваться в современных психологических знаниях о психических процессах, состояниях и личностных особенностях.

Требования к уровню освоения содержания курса – владение понятийным аппаратом различных психологических теорий, умение анализировать некоторые реальные психологические ситуации, владение представленными в курсе методиками.
Объем программы – 108 часов.

Форма промежуточного контроля: реферат.

Форма итогового контроля: зачет.
Тематический план учебной дисциплины




п/п

Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная

работа

лекции

семинары, практич.
занятия

1

Общая характеристика психологии как науки

18

4

4

10

2

Методы психологического исследования

12

2

2

8

3

Сенсорно-перцептивные процессы (ощущение и восприятие)

14

2

2

10

4

Психология памяти

14

2

2

10

5

Психология внимания

14

2

2

10

6

Мышление

18

4

4

10

7

Психология личности

18

4

4

10




Итого:

108

20

20

68



Базовый учебник

Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. М.: Мир, 1996.



Формы контроля

Промежуточный контроль: реферат.

Итоговый контроль: зачет.
Методика формирования результирующей оценки промежуточного контроля

1. При получении результирующей оценки учитываются: оценка за реферат Ор, оценка за зачет Озач.

2. Оценки относительной важности:

Wк = 0.5, Wзач = 0.5

3. Если у студента по 10-балльной шкале набраны следующие оценки:

Ок = 8, Озач = 6, то Оср = Wр * Ор + Wзач * Озач = 7

4. Поскольку контроль является рубежным, в ведомость и зачетную книжку студента выставляется две оценки: например, "зачет" (7).

Содержание курса

Тема 1. Общая характеристика психологии как науки

Основные значения термина "психология". Общее понятие о психологии как науке.

Этапы развития представлений о предмете психологии. Донаучная психология и учение о душе. Античная философия и ее вклад в развитие представлений о душе.


Сознание как предмет психологии. Основы научной психологии В. Вундта. Метод интроспекции.

Поведение как предмет психологии. Основная схема изучения поведения в бихевиоризме. Проблема объективного метода в психологии.

Проявления бессознательного, его отношение к сознанию и методы исследования в психоанализе. Фрейдизм.

Современные представления о предмете психологии.

Психология и ее связь с другими науками – философией, социологией, биологией, кибернетикой и др. Отрасли психологии. Примеры отраслей психологии и поднимаемых в них проблем. Психика и мозг – введение в нейропсихологию. Психика и культура – введение в кросскультурную психологию. Психика и информация – введение в когнитивную психологию.

Основная литература

Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. М.: Мир, 1996.

Дополнительная литература


Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 2001.

Дружинин В. Н. Психология. Учебник для экономических вузов. СПб.- М., 2000.

Общая психология: Учебник / Под общ. ред. А.В. Карпова. М.: Гардарики, 2002. 232 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998.
Тема 2. Методы психологического исследования

Методология и методы психологического познания.

Классификация методов психологии. Наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности, тесты, опросники.

Основная литература

Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. М.: Мир, 1996.

Дополнительная литература


Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 2001.

Дружинин В. Н. Психология. Учебник для экономических вузов. СПб.- М., 2000.

Общая психология: Учебник / Под общ. ред. А.В. Карпова. М.: Гардарики, 2002. 232 с.
Тема 3. Сенсорно-перцептивные процессы (ощущение и восприятие)

Общая картина сенсорно-перцептивной сферы психики человека.

Понятие об ощущении; его значение в деятельности человека. Характеристики ощущений: сенсорное качество, интенсивность, пространственно-временная протяженность. Классификация ощущений. Чувствительность и ее измерение. Динамика чувствительности: адаптация и сенсибилизация. Взаимодействие ощущений.

Общая характеристика восприятия и его основных свойств. Предметность. Целостность. Структурность. Константность. Осмысленность. Апперцепция. Феномены восприятия.

Классификация видов восприятия. Восприятие пространства (формы, величины, глубины и уда­ленности предметов; восприятие направления). Зрительные ил­люзии. Восприятие времени. Психологическое время. Восприятие движения.

Основная литература


Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. М.: Мир, 1996.

Дополнительная литература


Дружинин В. Н. Психология. Учебник для экономических вузов. СПб.- М., 2000.

Общая психология: Учебник / Под общ. ред. А.В. Карпова. М.: Гардарики, 2002. 232 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998.

Тема 4. Психология памяти


Память как познавательный процесс. Структура памяти. Запечатление. Сохранение. Воспроизведение прошлого опыта личности. Функции памяти в индиви­дуальной деятельности.

Основные виды памяти. Сенсорная, кратковременная, долговременная и оперативная память. Вербальная, образная, двигательная и эмоциональная память.

Закономерности мнемических процессов. Закономерности непроизвольного запоминания. Условия успешности произвольного запоминания. Непосредственное и опосредствованное запоминание. Воспроизведение и его формы. Автобиографическая память.

Забывание и его закономерности.

Причины, влияющие на продуктивность памяти. Индивидуальные особенности памяти.

Основная литература


Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. М.: Мир, 1996.

Дополнительная литература


Дружинин В. Н. Психология. Учебник для экономических вузов. СПб.- М., 2000.

Общая психология: Учебник / Под общ. ред. А.В. Карпова. М.: Гардарики, 2002. 232 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998.
Тема 5. Психология внимания.

Сущность и функции внимания. Специфика внимания как психического процесса.

Виды внимания. Непроизвольное внимание, произвольное внимание и послепроизвольное внимание. Свойства внимания: объем внимания, распределение внимания, переключение внимания, устойчивость внимания. Индивидуальные особенности внимания. Ошибки внимания.

Основная литература


Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. М.: Мир, 1996.

Дополнительная литература


Дружинин В. Н. Психология. Учебник для экономических вузов. СПб.- М., 2000.

Общая психология: Учебник / Под общ. ред. А.В. Карпова. М.: Гардарики, 2002. 232 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998.
Тема 6. Мышление

Сравнительная характеристика чувственного познания и мышления. Общее понятие о человеческом мышлении. Процессуальный и мотивационно-эмоциональный компоненты мышления.

Мышление как процесс постановки и решения задачи. Характеристики проблемной ситуации. Структура решения мыслительной задачи. Факторы, влияющие на успешность решения творческих задач. Операции мышления: сравнение, абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, классификация, структурирование, аналогия и др.

Понятия, суждения и умозаключения как основные единицы мышления. Единство мышления и речи. Функции и виды речи. Внешняя и внутренняя речь.

Виды мыслительной деятельности и критерии их классификации. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Теоретическое и практическое мышление. Творческое, и репродуктивное мышление. Рациональное и интуитивное мышление.

Мышление человека и искусственный интеллект. Компьютеры как особые искусственные орудия решения задач. Проблема алгоритмической неразрешимости.

Решение комплексных задач (систем взаимосвязанных задач, относящихся сразу ко многим областям, которые ранее в такую систему не объединялись). Системное ("сетевое") мышление. Способности к решению комплексных задач: познавательные, личностные, эмоциональные, социальные (связанные с пониманием и учетом намерений и действий множества людей - партнеров, союзников и противников).

Когнитивные стили: полезависимость - поленезависимость, ригидный - гибкий познавательный контроль, импульсивность - рефлексивность, когнитивная простота – сложность, аналитический – синтетический, дедуктивный - индуктивный.

Психогенетика интеллекта и творчества.

Основная литература


Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. М.: Мир, 1996.

Дополнительная литература


Дружинин В. Н. Психология. Учебник для экономических вузов. СПб.- М., 2000.

Общая психология: Учебник / Под общ. ред. А.В. Карпова. М.: Гардарики, 2002. 232 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998.


Тема 7. Психология личности

Соотношение понятий: индивид – индивидуальность – личность.

Основные факторы и механизмы развития личности. Социальные условия становления и развития личности. Жизненный путь личности. Психологическая структура личности.

Основные психологические теории личности. Психоаналитические теории личности. защитные механизмы личности. Гуманистическая психология и изучение личности. Проблема самоактуализации человека.

Потребностно-мотивационная сфера личности. Основные проблемы психологии мотивации. Потребности как основа мотивационных процессов. Общее понятие о потребностях их функциях и свойствах. Основные виды потребностей и проблемы их классификации.

Мотивация и деятельность. Оптимум мотивации. Мотивация достижения, мотивация аффилиации, мотивация власти, просоциальные и антисоциальные мотивы. Уровень притязаний и его исследование.

Соподчинение мотивов, его роль в становлении и развитии личности. Проблема осознания собственных мотивов. Мотивационные конфликты, их исследование и возможные способы разрешения.

Направленность как интегральная характеристика личности. Интересы и направленность личности. Идеалы. Ценности и ценностные ориентации.

Эмоционально-волевая регуляция поведения. Эмоции и чувства, их функции.

Классифика­ция чувств. Содержание и динамика эмоций. Эмоциогенные ситуации и эмоциональные реакции. Аффект. Фрустрация. Личностные эмоциональные особенности.

Произвольные процессы и проблема воли. Представление о волевом процессе. Критерии волевого поведения.

Стресс. Влияние стресса на человека. Способы реагирования на стресс и жизненные трудности. Позитивное мышление.

Темперамент и характер.

Общее понятие о темпераменте и его проявлениях. Системы объяснения темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Общее понятие о характере. Классификация характеров. Характер, темперамент и личность. Акцентуации личности.

Основная литература


Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. М.: Мир, 1996.

Дополнительная литература


Дружинин В. Н. Психология. Учебник для экономических вузов. СПб.- М., 2000.

Общая психология: Учебник / Под общ. ред. А.В. Карпова. М.: Гардарики, 2002. 232 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998.

Примерные темы рефератов

  1. Психология и ее связь с другими науками (философией, социологией, биологией, кибернетикой и др.).

  2. Мозг и психика.

  3. Межполушарная асимметрия мозга (относительное доминирование левого или же правого полушария) и ее влияние на психические процессы человека.

  4. Методы психологического исследования.

  5. Ощущения, их виды и свойства.

  6. Восприятие, его виды и свойства.

  7. Память, ее виды и свойства.

  8. Мышление, его виды, свойства и закономерности.

  9. Мышление и речь.

  10. Речевая деятельность.

  11. Творческое мышление.

  12. Индивидуальные особенности мышления. Когнитивные стили.

  13. Мышление человека и искусственный интеллект.

  14. Теории личности.

  15. Потребности и мотивы поведения человека. Борьба мотивов.

  16. Сознание и бессознательное.

  17. Эмоции и чувства.

  18. Воля. Волевые качества личности.

  19. Темперамент. Типы темпераментов.

  20. Характер. Типы характеров.

  21. Познание и понимание другого человека.

  22. Общение, его виды и функции.

  23. Эгоцентризм и рефлексия.

  24. Конформизм и нонконформизм.


Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Основные этапы развития представлений о предмете психологии

  2. Психика: определение, основные формы проявления, функции.

  3. Психология и ее связь с другими науками – философией, социологией, биологией, кибернетикой и др. Отрасли психологии.

  4. Мозг и психика. Межполушарная асимметрия мозга (относительное доминирование левого или же правого полушария) и ее влияние на психические процессы человека.

  5. Методы психологического исследования.

  6. Общая характеристика познавательных процессов (ощущения, восприятия, памяти, внимания, мышления).

  7. Ощущения, их виды, свойства и закономерности.

  8. Восприятие, его виды, свойства и закономерности.

  9. Память, ее виды, свойства и закономерности.

  10. Мышление, его виды, свойства и закономерности.

  11. Творческое мышление.

  12. Индивидуальные особенности мышления. Когнитивные стили.

  13. Мышление человека и искусственный интеллект. Алгоритмы и эвристики.

  14. Теории личности.

  15. Потребности и мотивы поведения человека. Борьба мотивов.

  16. Сознание и бессознательное.

  17. Эмоции и чувства.

  18. Воля. Волевые качества личности.

  19. Темперамент. Типы темпераментов.

  20. Характер. Типы характеров.


Методические рекомендации преподавателю
Рекомендуются активные формы обучения, связанные с совместным обсуждением и дискуссиями, использованием демонстрационных экспериментов.

Рекомендации по использованию информационных технологий:

В курсе используются следующие Интернет-ресурсы:

1. Сборник электронных курсов по психологии: http://www.ido.edu.ru/psychology

2. "Psychology.ru": http://www.psychology.ru.

3. Сайт факультета психологии ГУ-ВШЭ: http://psihse.ru

5. Официальный сайт факультета психологии МГУ: http://www.psy.msu.ru

6. Неофициальный сайт факультета психологии МГУ "Флогистон": http://www.flogiston.ru.

Автор программы: ___________________________/ Поддьяков А. Н. /


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМинистерство экономики Министерство образования Российской Федерации...
Под общей редакцией зав кафедрой истории, социологии и права д социол н., проф. Деревянченко А. А
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...

Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Министерство образования Российской Федерации...
Секция Экономическая теория кафедры микроэкономического анализа Председатель кафедрой
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Министерство образования Российской Федерации...
Секция Экономическая теория кафедры микроэкономического анализа Председатель кафедрой
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...

Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...
Самуэльсон П. А, Нордхауз В. Д. Экономика: Пер с англ. – М.: «Издательство бином», 1997
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...
«Креативное письмо» универсальная разновозрастная технология для развития письменной речи
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Министерство образования Российской Федерации...
Дисциплина входит в перечень дисциплин федерального компонента Государственного стандарта (Индекс опд. Ф. 10). Утверждено 14. 03....
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации...
Определение прецедентности в лексико-графическом материале
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии
Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995. 14
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации...
Критерий оценки транспортно-распределительной системы обслуживания товародвижения
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Министерство образования Российской Федерации...
Данная дисциплина изучается на 3 курсе бакалавриата и опирается на знания, полученные студентами в процессе изучения курсов «Микро-...
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Министерство образования Российской Федерации...
Данная дисциплина изучается на 3 курсе бакалавриата и опирается на знания, полученные студентами в процессе изучения курсов «Микро-...
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Факультет Инноватики и организации производства
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Философии
Учебный курс философия экономической науки рассчитан на студентов-философов, специализирующихся на философских и методологических...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск