Скачать 124.39 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет - Высшая школа экономики Факультет психологииКафедра общей и экспериментальной психологии Программа дисциплины "Психология" для направления 030700.62 "Международные отношения" подготовки бакалавра Автор: Поддьяков Александр Николаевич E-mail: apoddiakov@hse.ru Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры_____________________________ ________________________________ Председатель Зав. кафедрой _____________________________ ________________________________ «_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г Утверждено УС факультета _________________________________ Ученый секретарь _________________________________ « ____» ___________________200 г. Москва Пояснительная записка Требования к исходным знаниям студентов: знание анатомии и физиологии человека в объеме курса «Биология» для средней школы; знания в объеме курса «Обществознание». Аннотация: Курс предполагает знакомство с психологической наукой, ее спецификой, основными понятиями, теориями, проблемами и способами их решения. Целью изучения данной дисциплины является введение студента в мир человеческой психики, в формировании научного подхода к изучению психологической реальности. Курс ориентирован на освоение фундаментальных понятий психологической науки, ее направлений и концепций, закономерностей и механизмов строения и функционирования познавательных процессов, особенностей потребностно-мотивационной сферы, эмоционально-волевой регуляции поведения и индивидуальных особенностей человека. Курс имеет общедисциплинарное и прикладное значение. Задачи курса В результате изучения дисциплины студент должен: - знать фундаментальные понятия психологии; - понимать сущность различных психологических направлений и теорий; - ориентироваться в современных психологических знаниях о психических процессах, состояниях и личностных особенностях. Требования к уровню освоения содержания курса – владение понятийным аппаратом различных психологических теорий, умение анализировать некоторые реальные психологические ситуации, владение представленными в курсе методиками. Объем программы – 108 часов. Форма промежуточного контроля: реферат. Форма итогового контроля: зачет. Тематический план учебной дисциплины
Базовый учебникГодфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. М.: Мир, 1996.Формы контроля Промежуточный контроль: реферат. Итоговый контроль: зачет. Методика формирования результирующей оценки промежуточного контроля 1. При получении результирующей оценки учитываются: оценка за реферат Ор, оценка за зачет Озач. 2. Оценки относительной важности: Wк = 0.5, Wзач = 0.5 3. Если у студента по 10-балльной шкале набраны следующие оценки: Ок = 8, Озач = 6, то Оср = Wр * Ор + Wзач * Озач = 7 4. Поскольку контроль является рубежным, в ведомость и зачетную книжку студента выставляется две оценки: например, "зачет" (7). Содержание курса Тема 1. Общая характеристика психологии как наукиОсновные значения термина "психология". Общее понятие о психологии как науке.Этапы развития представлений о предмете психологии. Донаучная психология и учение о душе. Античная философия и ее вклад в развитие представлений о душе.Сознание как предмет психологии. Основы научной психологии В. Вундта. Метод интроспекции. Поведение как предмет психологии. Основная схема изучения поведения в бихевиоризме. Проблема объективного метода в психологии. Проявления бессознательного, его отношение к сознанию и методы исследования в психоанализе. Фрейдизм. Современные представления о предмете психологии. Психология и ее связь с другими науками – философией, социологией, биологией, кибернетикой и др. Отрасли психологии. Примеры отраслей психологии и поднимаемых в них проблем. Психика и мозг – введение в нейропсихологию. Психика и культура – введение в кросскультурную психологию. Психика и информация – введение в когнитивную психологию. Основная литератураГодфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. М.: Мир, 1996.Дополнительная литератураГиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 2001. Дружинин В. Н. Психология. Учебник для экономических вузов. СПб.- М., 2000. Общая психология: Учебник / Под общ. ред. А.В. Карпова. М.: Гардарики, 2002. 232 с. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998. Тема 2. Методы психологического исследования Методология и методы психологического познания. Классификация методов психологии. Наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности, тесты, опросники. Основная литератураГодфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. М.: Мир, 1996.Дополнительная литератураГиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 2001. Дружинин В. Н. Психология. Учебник для экономических вузов. СПб.- М., 2000. Общая психология: Учебник / Под общ. ред. А.В. Карпова. М.: Гардарики, 2002. 232 с. Тема 3. Сенсорно-перцептивные процессы (ощущение и восприятие) Общая картина сенсорно-перцептивной сферы психики человека. Понятие об ощущении; его значение в деятельности человека. Характеристики ощущений: сенсорное качество, интенсивность, пространственно-временная протяженность. Классификация ощущений. Чувствительность и ее измерение. Динамика чувствительности: адаптация и сенсибилизация. Взаимодействие ощущений. Общая характеристика восприятия и его основных свойств. Предметность. Целостность. Структурность. Константность. Осмысленность. Апперцепция. Феномены восприятия. Классификация видов восприятия. Восприятие пространства (формы, величины, глубины и удаленности предметов; восприятие направления). Зрительные иллюзии. Восприятие времени. Психологическое время. Восприятие движения. Основная литератураГодфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. М.: Мир, 1996. Дополнительная литератураДружинин В. Н. Психология. Учебник для экономических вузов. СПб.- М., 2000. Общая психология: Учебник / Под общ. ред. А.В. Карпова. М.: Гардарики, 2002. 232 с. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998. Тема 4. Психология памятиПамять как познавательный процесс. Структура памяти. Запечатление. Сохранение. Воспроизведение прошлого опыта личности. Функции памяти в индивидуальной деятельности. Основные виды памяти. Сенсорная, кратковременная, долговременная и оперативная память. Вербальная, образная, двигательная и эмоциональная память. Закономерности мнемических процессов. Закономерности непроизвольного запоминания. Условия успешности произвольного запоминания. Непосредственное и опосредствованное запоминание. Воспроизведение и его формы. Автобиографическая память. Забывание и его закономерности. Причины, влияющие на продуктивность памяти. Индивидуальные особенности памяти. Основная литератураГодфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. М.: Мир, 1996. Дополнительная литератураДружинин В. Н. Психология. Учебник для экономических вузов. СПб.- М., 2000. Общая психология: Учебник / Под общ. ред. А.В. Карпова. М.: Гардарики, 2002. 232 с. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998. Тема 5. Психология внимания. Сущность и функции внимания. Специфика внимания как психического процесса. Виды внимания. Непроизвольное внимание, произвольное внимание и послепроизвольное внимание. Свойства внимания: объем внимания, распределение внимания, переключение внимания, устойчивость внимания. Индивидуальные особенности внимания. Ошибки внимания. Основная литератураГодфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. М.: Мир, 1996. Дополнительная литератураДружинин В. Н. Психология. Учебник для экономических вузов. СПб.- М., 2000. Общая психология: Учебник / Под общ. ред. А.В. Карпова. М.: Гардарики, 2002. 232 с. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998. Тема 6. Мышление Сравнительная характеристика чувственного познания и мышления. Общее понятие о человеческом мышлении. Процессуальный и мотивационно-эмоциональный компоненты мышления. Мышление как процесс постановки и решения задачи. Характеристики проблемной ситуации. Структура решения мыслительной задачи. Факторы, влияющие на успешность решения творческих задач. Операции мышления: сравнение, абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, классификация, структурирование, аналогия и др. Понятия, суждения и умозаключения как основные единицы мышления. Единство мышления и речи. Функции и виды речи. Внешняя и внутренняя речь. Виды мыслительной деятельности и критерии их классификации. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Теоретическое и практическое мышление. Творческое, и репродуктивное мышление. Рациональное и интуитивное мышление. Мышление человека и искусственный интеллект. Компьютеры как особые искусственные орудия решения задач. Проблема алгоритмической неразрешимости. Решение комплексных задач (систем взаимосвязанных задач, относящихся сразу ко многим областям, которые ранее в такую систему не объединялись). Системное ("сетевое") мышление. Способности к решению комплексных задач: познавательные, личностные, эмоциональные, социальные (связанные с пониманием и учетом намерений и действий множества людей - партнеров, союзников и противников). Когнитивные стили: полезависимость - поленезависимость, ригидный - гибкий познавательный контроль, импульсивность - рефлексивность, когнитивная простота – сложность, аналитический – синтетический, дедуктивный - индуктивный. Психогенетика интеллекта и творчества. Основная литератураГодфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. М.: Мир, 1996. Дополнительная литератураДружинин В. Н. Психология. Учебник для экономических вузов. СПб.- М., 2000. Общая психология: Учебник / Под общ. ред. А.В. Карпова. М.: Гардарики, 2002. 232 с. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998. Тема 7. Психология личности Соотношение понятий: индивид – индивидуальность – личность. Основные факторы и механизмы развития личности. Социальные условия становления и развития личности. Жизненный путь личности. Психологическая структура личности. Основные психологические теории личности. Психоаналитические теории личности. защитные механизмы личности. Гуманистическая психология и изучение личности. Проблема самоактуализации человека. Потребностно-мотивационная сфера личности. Основные проблемы психологии мотивации. Потребности как основа мотивационных процессов. Общее понятие о потребностях их функциях и свойствах. Основные виды потребностей и проблемы их классификации. Мотивация и деятельность. Оптимум мотивации. Мотивация достижения, мотивация аффилиации, мотивация власти, просоциальные и антисоциальные мотивы. Уровень притязаний и его исследование. Соподчинение мотивов, его роль в становлении и развитии личности. Проблема осознания собственных мотивов. Мотивационные конфликты, их исследование и возможные способы разрешения. Направленность как интегральная характеристика личности. Интересы и направленность личности. Идеалы. Ценности и ценностные ориентации. Эмоционально-волевая регуляция поведения. Эмоции и чувства, их функции. Классификация чувств. Содержание и динамика эмоций. Эмоциогенные ситуации и эмоциональные реакции. Аффект. Фрустрация. Личностные эмоциональные особенности. Произвольные процессы и проблема воли. Представление о волевом процессе. Критерии волевого поведения. Стресс. Влияние стресса на человека. Способы реагирования на стресс и жизненные трудности. Позитивное мышление. Темперамент и характер. Общее понятие о темпераменте и его проявлениях. Системы объяснения темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Общее понятие о характере. Классификация характеров. Характер, темперамент и личность. Акцентуации личности. Основная литератураГодфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. М.: Мир, 1996. Дополнительная литератураДружинин В. Н. Психология. Учебник для экономических вузов. СПб.- М., 2000. Общая психология: Учебник / Под общ. ред. А.В. Карпова. М.: Гардарики, 2002. 232 с. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998. Примерные темы рефератов
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Методические рекомендации преподавателю Рекомендуются активные формы обучения, связанные с совместным обсуждением и дискуссиями, использованием демонстрационных экспериментов. Рекомендации по использованию информационных технологий: В курсе используются следующие Интернет-ресурсы: 1. Сборник электронных курсов по психологии: http://www.ido.edu.ru/psychology 2. "Psychology.ru": http://www.psychology.ru. 3. Сайт факультета психологии ГУ-ВШЭ: http://psihse.ru 5. Официальный сайт факультета психологии МГУ: http://www.psy.msu.ru 6. Неофициальный сайт факультета психологии МГУ "Флогистон": http://www.flogiston.ru. Автор программы: ___________________________/ Поддьяков А. Н. / |
Министерство экономики Министерство образования Российской Федерации... Под общей редакцией зав кафедрой истории, социологии и права д социол н., проф. Деревянченко А. А | Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики... | ||
Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации... Секция Экономическая теория кафедры микроэкономического анализа Председатель кафедрой | Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации... Секция Экономическая теория кафедры микроэкономического анализа Председатель кафедрой | ||
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики... | Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики... Самуэльсон П. А, Нордхауз В. Д. Экономика: Пер с англ. – М.: «Издательство бином», 1997 | ||
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики... «Креативное письмо» универсальная разновозрастная технология для развития письменной речи | Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации... Дисциплина входит в перечень дисциплин федерального компонента Государственного стандарта (Индекс опд. Ф. 10). Утверждено 14. 03.... | ||
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации... Определение прецедентности в лексико-графическом материале | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | ||
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995. 14 | Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации... Критерий оценки транспортно-распределительной системы обслуживания товародвижения | ||
Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации... Данная дисциплина изучается на 3 курсе бакалавриата и опирается на знания, полученные студентами в процессе изучения курсов «Микро-... | Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации... Данная дисциплина изучается на 3 курсе бакалавриата и опирается на знания, полученные студентами в процессе изучения курсов «Микро-... | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Факультет Инноватики и организации производства | Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Философии Учебный курс философия экономической науки рассчитан на студентов-философов, специализирующихся на философских и методологических... |