Скачать 250.11 Kb.
|
Государственный университет Высшая школа экономикиСанкт – Петербургский филиал Кафедра психологии Программа дисциплины ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ___________________________________________________________ Для направления/специальности 030300.62/030301.65 «Психология» Курс 3 Автор: старший преподаватель Соковнина М.С.
Санкт-Петербург 2008 I. Пояснительная записка Аннотация: Курс «Педагогическая психология» направлен на изучение основных принципов и закономерностей взаимосвязи процессов обучения и развития психики человека; теории учения и их сравнительные роли в организации современного образования. Дисциплина раскрывает структуру функционирования и условия развития деятельности и учения и взаимодействие между участниками образовательного процесса на разных этапах онтогенеза. В рамках дисциплины дается характеристика процесса обучения, и раскрываются сравнительные особенности развития познавательных процессов. Программа курса «Педагогическая психология» входит в федеральный компонент образовательной программы подготовки специалиста по «Психологии». Требования к студентам: Итогом усвоения курса «Педагогическая психология» должны быть прочно сформированные знания основных принципов и закономерностей взаимосвязи процессов обучения и развития психики человека в онтогенезе. Учебная задача дисциплины: В результате изучения дисциплины студент должен:
- иметь представление
- обладать навыками
Формы работы студентов: посещение лекций, подготовка сообщений на семинарских занятиях, написание реферата, выполнение домашних заданий и контрольных работ. Программа предусматривает проведение практических занятий по освоению методов педагогики и педагогической психологии, для закрепления теоретических знаний. В самостоятельную работу студента по освоению дисциплины входит:
Виды контроля:
Методика формирования результирующей оценки: Результирующая оценка рассчитывается по накопительной системе за работу в течение модуля.
Студенты, которые не согласны с результирующей оценкой, полученной по накопительной системе, и хотят повысить итоговую оценку, сдают экзамен. Если студент сдает экзамен, то итоговая оценка рассчитывается путем суммирования: - накопленной оценки (вес – от 0,6 до 1,0) - оценка, полученная на экзамене, для тех, кто не набрал накопительную оценку равную 1,0 (вес - 0,4). Онакопленная= 0,3*Ок/р + 0,3*·Ореф + 0,2* Оауд + 0,2* Осам.работа Орезульт = 0,6* Онакопл + 0,4 *·Оэкз/зач Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена – арифметический. П.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема 1. Введение в педагогику. Основные определения и понятия. Определения воспитания, обучения и образования. Взаимосвязь и отношения между воспитанием, обучением и образованием. (Теории научения и воспитания.) Тема 2. Международные и Российские законы и нормативные документы, определяющие политику в образовании и работу педагога и психолога. Законодательное определение понятия «ребенок» и его следствия. Общечеловеческие ценности в международных документах, их прикладное значение для образования и воспитания. Российское образование в Законе об образовании. Тема 3. Жестокое обращение с ребенком. Определение и формы жестокого обращения. Признаки и диагностика насилия в семье. Влияние на развитие и формирование личности ребенка. Законодательные аспекты работы с насилием в семье и насилием по отношению к ребенку. Тема 4. Процесс научения. Цикл опыта Д. Колба и понимание научения в транзактном анализе. Использование цикла опыта в работе с учениками, для планирования учебной работы, для индивидуального подхода к ученикам, в различных формах учебной, коррекционной, консультативной и психотерапевтической работы. Взаимосвязь со сценарием жизни. Искажения в цикле опыта, приводящие к стопору или искажениям при продвижении по стадиям усвоения нового опыта. Тема 5. Влияние концепции ребенка на стратегию воспитания. Основные исторически сложившиеся способы понимания природы ребенка и соответствующие им стратегии воспитания. Культурологический, сравнительно-исторический и социологический подходы в анализе и определении стилей воспитания. Историческое развитие педагогики. Тема 6. Я-концепция и жизненная позиция. Представление о жизненной позиции и ее формировании в процессе воспитании. Взаимосвязь основной жизненной позиции, сценарием жизни и основной стратегией, используемой в коммуникации с людьми и для решения проблем. Взаимосвязь жизненной позиции с этикой. Тема 7. Основные психологические потребности и их учет в воспитании. Потребность в стимуляции, в структуре и в признании. Виды признания: условное и безусловное, позитивное и негативное, пластиковое. Понятие обесценивания, игнорирования и атрибутов их воздействие на формирование личности. Представление об экономии признания и фильтрах признания. Тема 8. Коммуникация в воспитании и образовании. Представления о транзакциях. Виды транзакций: параллельные, пересекающиеся, отклоняющиеся, скрытые. Представление о социальном и психологическом уровне транзакций. Тема 9. Формирование автономной личности как педагогическая задача Формирование автономной личности как педагогическая задача. Определение личностной автономии. Взросление и развитие как отделение. Концепция симбиоза. Здоровый и нездоровый симбиоз. Симбиоз первого и второго порядка. Соревнующийся симбиоз. Приглашения к симбиозу. Переопределения в коммуникации. Пассивное поведение и его формы. Роль «функциональной беглости» для эффективности педагога. Тема 10. Стадии развития. Стадии развития по П.Левин: существования, действия, мышления, идентичности и силы, структуры и компетентности, идентификации, сексуальности и отделения. Учет стадий в планировании педагогической работы: Поддержка развития при прохождении текущей стадии, поддержка и учет при рециклировании (с13-14 лет), поддержка и учет в адаптации к учебному учреждению и в новых видах деятельности воспитанника, учет в работе по развитию взрослых. Использование позитивных посланий по Д. Кларк в педагогической работе с детьми, родителями и в работе со взрослыми. Тема 11. Структура знания в педагогической психологии. Разделы знания о субъектах педагогического взаимодействия, разделы знания о факторах среды, влияющих на субъектов педагогического взаимодействия, раздел знания о законах педагогической коммуникации, культура и культурные явления как аспект общей среды для осуществления педагогического взаимодействия. Тема 12. Предметы воспитания. Тело и телесные навыки и умения, эмоции и чувства, интеллект и знания, мировоззрение и нравственность, личность, социальные навыки и умения. Формирование эмоций в процессе воспитания. Зависимость подхода и предъявляемых требований от культурных и государственных стандартов. Возрастная специфика и роль периодов сензитивности. Тема 13. Мотивация в обучении и воспитании. Свобода выбора в воспитании: обсуждаемые и необсуждаемые правила. Контракт. Мотивация трех основных потребностей по Э.Берну. Мотивация по Маслоу. Мотивация «рабочего стиля» и контрприказания. Тревожные дети в школе.(пример учета потребности в структуре и признании) Тема 14. Прикладные проблемы биологического в развитии, обучении и воспитании. Возрастные ограничения детей в возможностях усвоения информации, контроля поведения, влияние биохимической травмы на развитие (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), левшество-правшество, органические нарушения в деятельности ЦНС) Учет биологических факторов в формировании требований к ребенку. Тема 15. Психологические аспекты труда воспитателя, учителя, психолога. Личность учителя, педагога, воспитателя как основной инструмент педагогичекого воздействия. Роль личности педагога в педагогическом процессе. Особенности труда учителя. Педагогические стили. Проф. выгорание. Роль и влияние переноса, контрпереноса и проекции на взаимодействие с воспитанниками. Тема 16. Традиционные и современные формы и технологии организации обучения Основные формы: групповая и индивидуальная, урок, семинар, лекция, тренинг, игровые формы обучения, сопровождение. Учет индивидуального учебного стиля ученика. Учет групповой динамики. Дистанционное обучение. Новейшие технологии: баллинтовская группа, супервизия, самосупервизия. Модель работы психолога. Взаимосвязь с другими специалистами. III. Тематика заданий по различным видам контроля ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 3.1. Темы семинарских занятий 3.1.1. Процесс научения (разработка проекта). 3.1.2. Модели процесса воспитания. Взаимосвязь между концепцией ребенка и выбираемыми стратегиями и тактиками воспитания (разработка проекта). 3.1.3. Использование различных методов и форм организации признания и позитивных посланий в педагогическом взаимодействии. 3.1.4. Решение практических педагогических задач: Постановка задачи, личностный диагноз, системное рассмотрение проблемы, формирование гипотез, дополнительная диагностика, разработка направлений и плана педагогической и/или психологической работы. Методы анализа и самоанализа в педагогической деятельности 3.2.Темы рефератов 1. Актуальные проблемы современной педагогики и педагогической психологии по материалам городских конференций. 2. Этика в профессиональной деятельности педагога и психолога. 3. Представление о структуре и модели деятельности педагога-психолога на материале справочной литературы и руководств. 4.Представления о формировании личностной автономности и самостоятельности в современной педагогической и психологической литературе. 5. Современные представления о формировании я-концепции. 6. Современные концепции о стадиальности развития личности. 7. Сравнение и анализ семейного воспитания в различных культурах. 8. Системы школьного воспитания в различных странах 9. Сравнительный анализ систем воспитания в различные исторические периоды. 10.Жестокое обращение с детьми: влияние на развитие, поведение, отдаленные перспективы. 11. Санкции и наказания: представления в современной педагогике. 12. Насилие в семье (физическое, эмоциональное, сексуальное) и его влияние на формирование личности ребенка. 13. Стили родительского поведения и их влияние на формирование личности. 14. Особенности детской субкультуры и их роль в личностном развитии ребенка по книге М.В. Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых». 15, Влияние средств массовой информации на формирование личности. 16. Взаимоотношения и взаимодействия детей в группах в различные возрастные периоды. 17. Представления о групповой динамике в современной психологии и ее учет в педагогической работе. 18. Группа и коллектив в педагогике. 19. Развитие ребенка в различных видах деятельности (Игра, труд, учебная деятельность, внеучебная и бытовая деятельность). 21. Представления о мотивах учебной деятельности, и их влиянии на эффективность обучения. 22. Понимание воспитания эмоций и чувств в современной педагогике и педагогической психологии. 23. Представление о воспитании воли в современной педагогике и психологии. 24. Концепции креативности в современной психологии. 25. Технологии развития творческого мышления. 26. Представления о готовности детей к школьному обучению в современной практической психологии. 26.Обучение и воспитание детей с синдромом дефицита внимания. 27.Супервизия как современная технология обучения взрослых. 28. Научение в одном из современных направлений психологии (выбрать только одно). 29. Роль и особенности интенсивных технологий обучения в современный период. 30. Проблемы обучения взрослых. 31. Современные технологии обучения иностранным языкам. 32. Причины различий в обучаемости детей в современной психологии. 33. Роль и влияние вербальных и невербальных компонентов коммуникации в педагогическом взаимодействии. 34. Методы и приемы научной организации учебного труда, повышающие эффективность запоминания и усвоения учебного материала. 35. Индивидуальный учебный стиль – современные представления о различиях в способах учиться между людьми. 36. Проблемы профессионального выбора в современном обществе. 37. Формы обучения. 38. Развитие мышления в разные периоды детства. 39.Формирование речи, чтения и письма. 40. Проблема способностей в современной педагогике и психологии. 41. «Трудные подростки» - представления в современной педагогике и психологии. 42. Представления о важных профессиональных качествах педагога. 43. Представления о важных профессиональных качествах психолога. 44. Профессиональное выгорание психолога. 45. Профессиональное выгорание педагога. 46. Понимание личностного развития в психосинтезе (в трансперсональной психологии). 47. Общеучебные навыки и умения, необходимые для школьного обучения. 48. Системы школьного оценивания в различных странах. 49. Виды педагогического воздействия. 50. Влияние семьи на формирование личности. 51.Методы диагностики детско-родительских отношений. 52.Проблема различий между основными формами работы психолога – обучением, консультированием, психотерапией. 53. Стили образования. 54. Представления о «сценарном программировании» ребенка в семье в транзактном анализе. * Другие темы по согласованию с преподавателем 3.3. Тема домашней работы:
3.4. Формы оценки качества освоения дисциплины Тест-контрольная. Тест-контрольная направлена на проверку усвоения теоретических знаний и умения размышлять с использованием понятий и категорий, используемых в педагогике и педагогической психологии.. Тестовые задания могут содержать один правильный ответ из нескольких предложенных вариантов или несколько правильных ответов из предложенных. В последнем случае в тексте варианта это указывается. Пример тестового задания контрольной работы: Исторически сложившийся «помогающий стиль» воспитания основан на допущении, что: А) ребенок лучше родителей знает, что ему нужно на каждом этапе жизни. Б) Родители лучше знают, что нужно ребенку на каждом этапе взросления. В) Сторонние наблюдатели (педагоги) лучше знают, что нужно ребенку на каждом этапе взросления. Г) Участник педагогического процесса обладают равноценным знанием. 3.5. Вопросы для подготовки к экзамену
Ш. Учебно-методическое обеспечение дисциплины СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Базовый учебник
Основная литература 2. Клюева Н.В. и др. Педагогическая психология. Учебник для студентов вузов. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006 3. Психология и педагогика. Учебное пособие./ Под редакцией А.А. Бодалева, В.В.Жукова, Л.Г.Лаптева, В.А. Сластенина. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 4. Стюарт Ян, Джойс Венн, Современный транзактный анализ. Социально-психологический центр, Санкт-Петербург, 1996. Дополнительная литература Учебники и монографии
Международное и Российское законодательство
Нормативные документы
Этика в работе психолога
Статьи
IY. Тематический план (содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов)
*)Изучение Международных документов, Российского законодательства, нормативных документов, определяющих деятельность педагога и педагога-психолога в образовании Автор программы: _____________________________/Соковнина М.С./ |
Российской Федерации Государственный Университет Высшая школа экономики... Она определяет содержание и структуру учебной дисциплины «Введение в политологию» и в соответствии с требованиями Государственного... | Российской Федерации Государственный Университет Высшая школа экономики... Она определяет содержание и структуру учебной дисциплины «Введение в политологию» и в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Российской Федерации Государственный Университет Высшая школа экономики... «Политология» отделения прикладной политологии факультета менеджмента. Она определяет содержание и структуру учебной дисциплины «Введение... | Государственный Университет – Высшая школа Экономики Санкт – Петербургский филиал Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
«Национальный исследовательский университет» «Высшая школа экономики» Санкт-Петербургский филиал Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Санкт-Петербургский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования«Национальный... | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Санкт-Петербургского государственного политехнического университета в г. Череповце | «Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"»... Как правило, подавляющее большинство не знакомо с теорией и практикой искусства цвета, как жизненно необходимой, естественной общечеловеческой... | ||
Министерство экономики Министерство образования Российской Федерации... Под общей редакцией зав кафедрой истории, социологии и права д социол н., проф. Деревянченко А. А | «высшая школа экономики» Факультет права Программа итогового государственного... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный... | ||
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики... | Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации... Секция Экономическая теория кафедры микроэкономического анализа Председатель кафедрой | ||
Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации... Секция Экономическая теория кафедры микроэкономического анализа Председатель кафедрой | Санкт-Петербургский центр научно-технической информации «Прогресс»,... Особенности размещения государственного заказа в связи с изменениями в федеральном | ||
Правительство Российской Федерации Санкт Петербургский государственный... Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21» | Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики... Самуэльсон П. А, Нордхауз В. Д. Экономика: Пер с англ. – М.: «Издательство бином», 1997 |