Скачать 237.38 Kb.
|
Государственный Университет – Высшая школа ЭкономикиСанкт – Петербургский филиалКафедра гражданского права и процесса Учебная программа дисциплины«Актуальные проблемы гражданского права» юриспруденция для направления/специальности 030501.65 шифр (наименование) Автор: к.ю.н., Бондаренко В. В. 5 курс
Санкт – Петербург2011 Пояснительная записка Составитель: кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Бондаренко Владислав Владимирович Целью изучения курса «Актуальные проблемы гражданского права» является более глубокое рассмотрение студентами основных институтов гражданского права, что позволит дополнительно выработать у студентов навыки толкования и применения гражданского законодательства в конкретных практических ситуациях, подкрепляя свою позицию доктринальными знаниями. Целью программы является оптимальное изложение необходимого учебного материала для его полного усвоения будущими юристами. По каждой теме предложены вопросы, раскрывающие ее содержание, позволяющие студенту увидеть взаимосвязь ранее изученных тем и учебных дисциплин с изучаемыми вопросами по конкретной теме. Задачей курса является более глубокое изучение доктрины гражданского права и гражданского законодательства, их состояния и тенденций развития, анализ основных теоретических взглядов и проблем гражданского права, судебной практики применения норм гражданского законодательства. Успешность освоения курса во многом связана со знанием материала по теории государства и права, гражданского права, а также по другим отраслевым наукам. Особое внимание следует уделить анализу основных понятий, применяемых в гражданском праве. К ним, относятся основные институты гражданского права такие, как гражданское правоотношение, вещное право, обязательственное право, корпоративное право. В результате изучения курса «Актуальные проблемы гражданского права» студенты должны улучшить свои знания в области центральных институтов фундаментальных категорий гражданского права, сущность основных теоретических понятий. Кроме того, по окончании изучения курса «Актуальные проблемы гражданского права» студент должен выработать умение самостоятельно анализировать гражданско-правовые нормы и применять их на практике, а также ориентироваться в источниках, регулирующих данную сферу правоотношений. Процесс освоения студентами учебного материала включает в себя лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу. Всё это должно способствовать тому, чтобы студенты научились самостоятельно: применять нормы права к конкретным ситуациям; ориентироваться в постоянно меняющемся законодательстве и применять только имеющие юридическую силу нормы права, а также разрешать коллизии, связанные с изменением норм права; пользоваться источниками правовой информации; при решении задач-ситуаций определять юридическое значение фактических обстоятельств, описываемых в них, выявлять круг основных правовых проблем, поставленных в задачах-ситуациях, давать юридическую оценку правам и обязанностям участников конкретных ситуаций, делать правильные выводы об особенностях их требований и возражений, формировать ответы на поставленные вопросы и таким образом научиться последовательно и связно излагать свои соображения по конкретному делу с использованием юридической лексики, обосновывая своё решение ссылкой на соответствующие нормы права. I. Общие положения по проведению текущего и итогового контроля. Виды и формы контроля Текущий контроль проводится в течение всего специального курса и учитывает посещение лекций и работу на семинарских занятиях. Итоговый контроль – зачет. Критерии оценки Оценивание знаний всех форм контроля проводится по 10-бальной шкале. Семинарские занятия Семинары проводятся в соответствии с тематическим планом курса. На каждом семинарском занятии обсуждаются вопросы и решаются задачи по теме семинарского занятия. К их обсуждению (решению) студенты должны готовиться дома. II. Зачет. Форма проведения зачета по дисциплине «Актуальные проблемы гражданского права». Итоговый контроль в виде зачета проводится в устной форме по экзаменационному билету, включающему два вопроса и является дифференцированным. При подготовке ответа на вопросы не разрешается пользоваться никакой литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. Отличившиеся студенты по результатам текущего (активной работы на семинарских занятиях) контроля, могут быть освобождены экзаменатором от ответа на экзаменационные вопросы (один из них). В исключительных случаях, а именно, при наличии высоких оценок практически на каждом семинарском занятии, особо отличившиеся студенты, могут быть освобождены от сдачи зачета с выставлением оценки «зачтено» в зачетную ведомость. Оценка по десятибалльной шкале будет выставляться в зависимости от уровня знаний студента, который он демонстрировал на семинарских занятиях. Регламент проведения зачета по дисциплине «Актуальные проблемы гражданского права». Каждый ответ оценивается отдельно по критериям, приведенным в п. III настоящей программы. Время, предоставляемое для подготовки ответа на вопросы билета, составляет двадцать минут. Студенты вправе готовить письменные ответы на теоретические вопросы в виде тезисов, однако оценивание происходит на основании собеседования с экзаменатором. Экзаменатор вправе задавать дополнительные вопросы по любой теме, выносимой на зачет. Студенты, не проявлявшие активности на семинарских занятиях, в особенности, должны быть готовы к дополнительным вопросам по каждой теме, которая рассматривалась на этих занятиях, но по которой студент не был оценен. Такой же критерий формирования дополнительных вопросов касается той категории студентов, которые отсутствовали на занятиях по различным причинам, в том числе, и уважительным, т.е. по каждой пропущенной теме могут быть заданы дополнительные вопросы.
При проведении зачета по дисциплине «Актуальные проблемы гражданского права» в устной форме устанавливаются следующие критерии оценки знаний студентов: Оценка «отлично» / 10 – исключительные знания контролируемого объема программного материала, абсолютное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, безукоризненное знание основных положений, в рамках обсуждаемых вопросов. Логически последовательные, содержательные, конкретные и исчерпывающие ответы на все основные вопросы зачетного билета, а также дополнительные вопросы экзаменатора; свободное использование в ответах на вопросы материалов всей рекомендованной литературы и судебной практики. Оценка «отлично» / 9 - глубокие исчерпывающие знания контролируемого объема программного материала, хорошее понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твердое знание основных положений, в рамках обсуждаемых вопросов. Логически структурированные, последовательные, содержательные, полные, правильные и конкретные ответы на все основные вопросы зачетного билета, а также дополнительные вопросы экзаменатора; использование в необходимой мере в ответах на вопросы материалов всей рекомендованной литературы и судебной практики. Оценка «отлично» / 8 - глубокие знания контролируемого объема программного материала, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, знание основных положений, в рамках обсуждаемых вопросов. Содержательные, полные, правильные и конкретные ответы на все основные вопросы зачетного билета, а также дополнительные вопросы экзаменатора; использование в ответах на вопросы материалов рекомендованной литературы и судебной практики. Оценка «хорошо» / 7 - твердые и достаточно полные знания контролируемого объема программного материала, правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений; последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные вопросы при свободном устранении замечаний по отдельным вопросам. При ответах на вопросы использована основная литература, а дополнительная рекомендованная литература и судебная практика использованы в недостаточном объеме. Оценка «хорошо» / 6 твердые, но недостаточно полные знания контролируемого объема программного материала, в целом, верное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений; последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные вопросы при свободном устранении замечаний по отдельным вопросам. При ответах на вопросы использована основная литература, а дополнительная рекомендованная литература и судебная практика использованы в недостаточном объеме. Оценка «удовлетворительно» / 5 - общее знание и понимание основных вопросов контролируемого объема программного материала, правильные и конкретные, без грубых ошибок, ответы на поставленные вопросы при устранении неточностей и несущественных ошибок в освещении отдельных положений при наводящих вопросах экзаменатора, при ответах на вопросы основная рекомендованная литература и судебная практика использованы недостаточно. Оценка «удовлетворительно» / 4 - поверхностное знание и неполное понимание основных вопросов контролируемого объема программного материала, ответы на поставленные вопросы без грубых ошибок, но устранение неточностей и несущественных ошибок в освещении отдельных положений, происходит при наводящих вопросах экзаменатора, при ответах на вопросы, даже основная рекомендованная литература использована минимально, судебная практика не освещается. Оценка «неудовлетворительно» / 3- неправильный ответ на один из основных вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов; неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы. Оценка «неудовлетворительно» / 2- неправильный ответ на каждый из основных вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов; неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы. Оценка «неудовлетворительно» / 1- отсутствие какого-либо ответа. Итоговая оценка, по общему правилу, выводится на основании полученных оценок за каждый ответ на вопрос экзаменационного билета, а также, в случае задавания дополнительных вопросов, исходя из уровня знаний студента по дополнительным вопросам. В случае возникновения спорной оценки, последняя может быть повышена на основании таких критериев, как посещение лекций и активная работа на семинарских занятиях. Напротив, учитывая нерегулярное посещение лекций и отсутствие активности на семинарах, спорная итоговая оценка будет понижена, т.е. будет выставлена на основе нижнего предела оценки за ответы на основные и дополнительные вопросы. Содержание курса «Актуальные проблемы гражданского права» ТЕМА 1. Общее учение о гражданском правоотношении. Лекции 4 часа Вопросы по теме:
Рекомендуемая литература:
ТЕМА 2. Некоторые аспекты личности юридического лица. Лекции 4 часа Вопросы по теме:
Рекомендуемая литература:
ТЕМА 3. Юридические лица публичного права. Лекции 4 часа Вопросы по теме:
Рекомендуемая литература:
ТЕМА 4. Некоторые аспекты учения о вещном праве. Лекции 4 часа Вопросы по теме:
Рекомендуемая литература: 1. Аккуратов И. Ю. Признание права собственности на бесхозяйное имущество по ГПК и АПК РФ // Арбитражный и гражданский процесс. 2005. № 1. 2. Бабаев А. Б. Система вещных прав. М., 2006. 3. Баринова Е. А. Вещные права в системе субъективных гражданских прав // Актуальные проблемы гражданского права: Сборник статей. Вып. 6 / под ред. О. Ю. Шилохвоста. М. 2003. 4. Будман Ш. И., Павлодский Е. А. Невозможность исполнения обязательств в современном гражданском праве / проблемы современного гражданского права: Сборник статей. М., 2000. 5. Венедиктов А. В. Государственная социалистическая собственность // Венедиктов А. В. Избранные труды по гражданскому праву. Т. 2. М., 2004. 6. Генкин Д. М. Право собственности в СССР. М., 1961. 7. Иванов А. А. Собственность и товарно-денежные отношения // Труды по гражданскому праву. К 75-летию Ю. К. Толстого. М., 2003.
Рахмилович В. А. О праве собственности на вещь, отчужденную неуправомоченным лицом добросовестному приобретателю (к вопросу о приобретении права от неуправомоченного отчуждателя) // проблемы современного гражданского права: Сборник статей. М., 2000.
ТЕМА 5. Некоторые аспекты общего учения о договоре. Лекции 4 часа Вопросы по теме:
Рекомендуемая литература: 1. Агарков М. М. Обязательство по советскому гражданскому праву. М. 1940. 2. Бабаев А. Б., Бевзенко Р. С. О реальных и консенсуальных договорах // ВВАС РФ. 2006. №1. 3. Байбак В. В. Обязательственное требование как объект гражданского оборота. М., 2005. 4. Бекленищева И. В. Гражданско-правовой договор: классическая традиция и современные тенденции. М., 2006. 5. Белов В. А. Сингулярное правоприемство в обязательстве. М., 2000. 6. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право: Общие положения. М., 1997. 7. Иванов В. В. Общая теория договора. М. 2006. 8. Иоффе О. С. Обязательственное право. М., 1975. 9. Казанцев М. Ф. Договорное регулирование: цивилистическая концепция. Екатеринбург. 2005. 10. Корецкий А. Д. Теоретико-правовые основы учения о договоре. СПб., 2001. 11. Мейер Д. И. Русское гражданское право: в 2-х ч. Ч. 2. М .. 1997. 12. Новицкий И. Б., Лунц Л. А. Общее учение об обязательстве. М., 1950. 13. Новоселова Л. А. Сделки уступки права (требования) в коммерческой практике. Факторинг. М., 2004. 14. Павлодский Е. А. Договоры организаций и граждан с банками. М., 2000. 15. Пугинский Б. И. Частный договор в научной картине мира // Источники российского права: вопросы теории и истории / отв. ред. М. Н. Марченко. М. 2005. 16. Халфина Р. О. Значение и сущность договора в советском социалистическом гражданском праве. М., 1954 . 17. Черданцев А. Ф. Толкование права и договора. М. 2003. 18. Хаскельберг Б. Л., Ровный В. В. Консенсуальные и реальные договоры в гражданском праве. Томск, 2003. ПЛАН СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ «Актуальные проблемы гражданского права» ТЕМА 1. Общее учение о гражданском правоотношении. Семинар 2 часа Вопросы по теме:
ТЕМА 2. Некоторые аспекты личности юридического лица. Семинар 4 часа Вопросы по теме:
ТЕМА 3. Юридические лица публичного права. Семинар 2 часа Вопросы по теме:
ТЕМА 4. Некоторые аспекты учения о вещном праве. Семинар 4 часа Вопросы по теме:
ТЕМА 5. Некоторые аспекты общего учения о договоре. Семинар 4 часа Вопросы по теме:
Тематический план курса «Актуальные проблемы гражданского права»
|
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики... | «Национальный исследовательский университет» «Высшая школа экономики» Санкт-Петербургский филиал Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Российской Федерации Государственный Университет Высшая школа экономики... Она определяет содержание и структуру учебной дисциплины «Введение в политологию» и в соответствии с требованиями Государственного... | Российской Федерации Государственный Университет Высшая школа экономики... Она определяет содержание и структуру учебной дисциплины «Введение в политологию» и в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Российской Федерации Государственный Университет Высшая школа экономики... «Политология» отделения прикладной политологии факультета менеджмента. Она определяет содержание и структуру учебной дисциплины «Введение... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Санкт-Петербургский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования«Национальный... | ||
«высшая школа экономики» Факультет права Программа итогового государственного... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный... | Санкт-Петербургский центр научно-технической информации «Прогресс»,... Особенности размещения государственного заказа в связи с изменениями в федеральном | ||
Санкт-Петербургский филиал федерального государственного автономного... Методические указания могут быть использованы студентами специальности 080507 «Менеджмент организации» при изучении курса «Коммерческое... | Санкт-Петербургский государственный морской технический университет... Рецензия на книгу: С. А. Остроумов "Биотический механизм самоочищения пресных и морских вод: элементы теории и приложения" (Москва,... | ||
Фгбоу впо «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет» Правила приема в Государственный университет – Высшую школу экономики в 2010 году | «Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"»... Как правило, подавляющее большинство не знакомо с теорией и практикой искусства цвета, как жизненно необходимой, естественной общечеловеческой... | ||
Учебно-методический комплекс / авт сост к с. н\ Грачева Г. В филиал... Филиал ноу впо «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | Психическое здоровье в Германии и России: Клиническая и исследовательская инициатива Санкт-Петербургский научно-исследовательский Санкт-Петербургский государственный университет | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Санкт-Петербургского государственного политехнического университета в г. Череповце | Санкт-петербургский государственный университет сервиса и экономики Рябкова Н. И., кандидат филологических наук — раздел 2; в разделе 1: 3 — 6; в 8: зад. 152 |