Скачать 241.98 Kb.
|
Санкт-Петербургский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет менеджмента Программа дисциплины Экономика труда Для направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Курс 1 Автор – Боровская Ирина Леонидовна, к.э.н., iborovskaya@hse.spb.ru
Санкт-Петербург, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы 1. Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500.62 «Менеджмент», изучающих дисциплину Экономика труда. Программа разработана в соответствии с: Образовательной программой по направлению 080500.62 «Менеджмент»; Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080500.62 «Менеджмент» 2. Цели освоения дисциплиныЦель курса «Экономика труда» - ознакомить студентов с базовыми понятиями, характеризующими механизм функционирования рынка труда, изучить особенности формирования спроса и предложения на рынке труда, рассмотреть практические аспекты анализа и решения основных проблем на современном рынке труда. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины обучающийся должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4. Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин (общепрофессиональному блоку), обеспечивающих базовую подготовку. Для специализации «Государственное и муниципальное управление» направления 080200.62 Менеджмент настоящая дисциплина является базовой. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Микроэкономика, Макроэкономика, Экономика общественного сектора. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: -иметь системное представление о структуре и тенденциях развития экономики; - понимать взаимосвязи между экономическими и политическими процессами; - знать теоретические основы и закономерности функционирования экономики; - понимать принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений; -знать содержание и инструменты фискальной, кредитно-денежной, валютной, внешнеэкономической, антимонопольной, социальной политики; - освоить принципы моделирования и прогнозирования национального хозяйства. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Управление человеческими ресурсами Региональная экономика Социальная политика Государственные и муниципальные финансы. 5. Тематический план учебной дисциплины
6. Формы контроля знаний студентов
Контрольная работа проводится в форме письменной работы (тест, задания, задачи и т.п.) на основе пройденного в третьем модуле материала. Студент должен продемонстрировать знание теоретического материала, умение анализировать предложенные ситуации, выстраивать причинно-следственные связи, делать прогнозы на основе полученных данных, производить необходимые расчеты по изученным формулам и т.п. Реферат пишется студентом на одну из тем, предлагаемых преподавателем или на любую другую тему в рамках дисциплины, после согласования с преподавателем. Реферат позволяет оценить навыки работы с основной и дополнительной литературой по выбранной теме, способность всесторонне раскрыть тему, выделить актуальные проблемы и направления их решения. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. 7. Содержание дисциплины 1. Раздел 1. Теоретические основы экономики труда Тема 1. Труд как важнейший фактор производства (10 ауд. ч.) Понятие «труд», особенности труда как объекта исследования и изучения. Процесс и формы труда. Рынок труда как один из рынков факторов производства. Трудовой потенциал и трудовые ресурсы как основа рынка труда (трудовой потенциал, воспроизводство и использование рабочей силы, движение рабочих мест и рабочей силы). Субъекты трудовых отношений: работник, работодатель, профсоюзы, государство. Качество рабочей силы. Теория человеческого капитала. Инвестиции в человеческий капитал: образование и обучение. Тема 2. Функционирование рынка труда (10 ауд. ч.) Сущность, структура, особенности функционирования рынков труда. Виды рынков труда, сегменты, гибкость. Спрос и предложение на рынке труда. Заработная плата как «цена» труда. Рыночный механизм установления заработной платы. Причины нарушения равновесия на рыкнке труда. Подстройка рынка труда к изменениям спроса и предложения. Влияние институтов и законов на функционирование рынка труда. Влияние глобализации на экономику труда. Мобильность рабочей силы: миграционные, иммиграционные потоки. Дискриминация на рынке труда: понятие и основные виды. Профессиональная сегрегация. Антидискриминационная политика на рынке труда. Объем самостоятельной работы – 20 часов: подготовка к семинарским занятиям – подготовка выступлений, создание презентаций, изучение дополнительной литературы. Литература по разделу: Базовый учебник: Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие, — М.: ИНФРА-М, 2001. – Главы 3, 4, 7, 8. Основная литература:
Дополнительная литература:
2. Раздел 2. Спрос и предложение на рынке труда. Тема 3. Предложение на рынке труда (8 ауд. ч.) Население и трудовые ресурсы: демографический, образовательный, профессионально-квалификационный аспекты. Понятие, принципы и формы занятости. Теория выбора "труд-досуг". Кривые предложения на рынке труда. Эффекты замещения и дохода (изолированное и совместное воздействие). Эластичность предложения труда. Особенности предложения труда различных категорий населения. Тема 4. Спрос на труд (6 ауд. ч.) Простейшая модель спроса: краткосрочный период. Закон снижения предельного дохода труда. Кривые спроса для индивидуальной фирмы и для рынка в целом. Спрос на труд для отдельной фирмы при совершенной и несовершенной конкуренции на рынке продукта. Спрос на труд в долгосрочном периоде. Монопсония на рынке труда. Эластичность замещения труда капиталом и законы производного спроса Хикса-Маршалла. Перекрестная эластичность спроса на труд по заработной плате. Взаимозаменяемые и взаимодополняемые факторы и типы труда. Инвестиции в рабочую силу и спрос на труд. Тема 5. Занятость и безработица (6 ауд. ч.) Занятость – теории, сущность и структура. Политика занятости и социальные гарантии. Безработица: проблемы определения и измерения. Запасы и потоки, структура и длительность. Безработица равновесия и безработица неравновесия. Фрикционная безработица и теория поиска работы. Структурная безработица, соотношение «безработица – вакансии», кривая Бевериджа. Естественный уровень безработицы. Модель Лэйрда – Никеля. Факторы, влияющие на естественный уровень безработицы. Объем самостоятельной работы – 18 часов: подготовка к семинарским занятиям – подготовка выступлений, создание презентаций, изучение дополнительной литературы. Подготовка к написанию контрольной работы. Литература по разделу: Базовый учебник: Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие, — М.: ИНФРА-М, 2001. – Главы 1, 2, 10. Основная литература:
Дополнительная литература:
3. Раздел 3. Регулирование социально-трудовых отношений Тема 6. Государственное регулирование трудовых отношений (8 ауд. ч.) Качество трудовой жизни и его оценка. Дискриминация в трудовой сфере Государственное регулирование социально-трудовых отношений. Государственная политика РФ в области занятости, миграции трудовых ресурсов, охраны труда. Социальная политика и доходы населения. Социальная защита и социальные стандарты. Международный опыт государственного регулирования трудовых отношений. Международная организация труда и Международный трудовой кодекс. Тема 7. Профсоюзы на рынке труда (8 ауд. ч.) Цели профсоюзов. Спрос и предложение на членство в профсоюзах. Организация деятельности профсоюзов. Факторы активности профсоюзов на рынке труда. Влияние профсоюзов на заработную плату. Профсоюзы и производительность. Профсоюзы и эффективность распределения ресурсов. Забастовки и издержки их реализации. Коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений. Международный опыт деятельности профсоюзов. . Объем самостоятельной работы – 18 часов: подготовка к семинарским занятиям – подготовка выступлений, создание презентаций, изучение дополнительной литературы. Литература по разделу: Базовый учебник: Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие, — М.: ИНФРА-М, 2001. – Главы 5, 8, 9. Основная литература:
Дополнительная литература:
4. Раздел 4. Организация трудовой деятельности Тема 8. Внутренние рынки труда (4 ауд. ч.) Взаимодействие внешнего и внутреннего рынков труда. Причины образования внутренних рынков. Стратегия управления персоналом и внутренний рынок. Спрос и предложение на внутреннем рынке. Внутриорганизационная мобильность сотрудников. Дискриминация и карьерные возможности на внутреннем рынке. Тема 9. Организация труда (6 ауд. ч.) Содержание и значение организации труда. Элементы организации. Производственная среда, условия труда и факторы их определяющие. Сущность и принципы охраны труда. Организация и регулирование оплаты труда. Сущность и функции заработной платы. Формы и системы заработной платы. Дифференциация оплаты труда. Дискриминация в заработной плате. Государственное регулирование доходов населения. Тема 10. Производительность труда (2 ауд. ч.) Сущность производительности труда и значение ее повышения. Факторы и условия изменения производительности. Резервы производительности труда. Мотивация персонала. Управление повышением производительности. Объем самостоятельной работы – 20 часов: подготовка к семинарским занятиям – подготовка выступлений, создание презентаций, изучение дополнительной литературы. Написание реферата. Литература по разделу: Базовый учебник: Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие, — М.: ИНФРА-М, 2001. – Главы 5, 6. Основная литература:
Дополнительная литература:
8. Образовательные технологииНа практических занятиях предусмотрено использование активных технологий обучения - разбор кейсов, проблемные дискуссии, решение задач.
За время изучения дисциплины студенты должны освоить знания, раскрывающие особенности функционирования современной экономики труда. Теоретические знания слушатели получают в течение лекционных занятий, а также во время самостоятельной внеаудиторной работы с литературой. Практические навыки приобретаются магистрантами на занятиях в ходе разбора и дискуссионного обсуждения с одногруппниками конкретных ситуаций (кейсов), предлагаемых преподавателем и другими студентами, во время аудиторного индивидуального и группового выполнения практических заданий по формированию и развитию соответствующих компетенций, а также во время самостоятельной работы над выполнением практических заданий по курсу.
Студентам рекомендуется получить в библиотеке университета учебную литературу по дисциплине, необходимую для самостоятельного изучения дисциплины, а также для углубленной подготовки к практическим занятиям. В рабочей программе содержится достаточное количество источников литературы. Студенты могут пользоваться как рекомендованным перечнем, так и литературой, подобранной самостоятельно, включая источники периодической печати, материалы сети Интернет. 9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Санкт-Петербургский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования«Национальный... | Протокол Нижегородский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования... | ||
Протокол Нижегородский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования... | Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного... Анооспо «Оренбургский колледж менеджмента, туризма и гостиничного сервиса» (техникум) | ||
Бюллетень для тайного голосования (из 25 членов ученого совета проголосовало:... Нижегородский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования... | «Национальный исследовательский университет» «Высшая школа экономики» Санкт-Петербургский филиал Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного... Администрация региона Х ввела запрет на вывоз бананов со своей территории (бананы – главный продукт потребления жителей региона).... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разработана в соответствии с Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Соответствии c Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину... Оответствии с Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Оответствии с Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального... | Доклад о ходе реализации «Программы развития государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный... | ||
Урока обобщения и систематизации знаний по дисциплине «Информатика» Димитровградский инженерно-технологический институт – филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения... | Отчет по результатам самообследования направления подготовки 080500. 68 «Менеджмент» ... |