Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 368.49 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации06.02.2014
Размер368.49 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
  1   2



1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению подготовки «Юриспруденция», обучающихся по программе бакалавров, изучающих дисциплину «История отечественного государства и права».

Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» («бакалавриат»).

2. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «История отечественного государства и права» являются:

- получение базовых знаний о закономерностях и национальных особенностях развития права и государства у народов нашей страны;

- получение знаний о многообразии правовых систем, источников права;

- изучение эволюции функций, форм, механизма российской государственности;

- изучение эволюции российских правовых институтов и явлений, общего и особенного в их развитии на разных этапах истории страны;

- приобретение первичных навыков историко-правового и сравнительно-правового анализа юридических текстов.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения данной дисциплины студенты должны:

1) знать:

- основные закономерности возникновения, функционирования и развития государственности и права, исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции;

- основные исторические этапы развития отечественного государства и права;

- механизм российского государства, систему российского права, механизм и средства правового регулирования, реализации права на отдельных исторических этапах;

- основные источники отечественного права, структуру российской правовой системы на отдельных исторических этапах;

- характерные черты исторических правовых систем, действовавших в разное время на территории нашей страны, общее и особенное в их становлении, структуре и элементном составе;

2) уметь:

- оперировать юридическими понятиями и категориями с учетом их исторической эволюции;

- анализировать юридические факты и возникавшие в связи с ними правовые отношения в историко-правовом и сравнительно-правовом аспектах;

- анализировать, толковать правовые нормы в историко-правовой ретроспективе.

3. Владеть:

- юридической и историко-правовой терминологией;

- навыками работы с правовыми актами историко-правового содержания;

- навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины студенты осваивают следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач

ОНК-3

Качественное выполнение практических заданий, успешное написание проверочных работ

Лекционные и семинарские занятия, проверочные работы

Способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии

ОНК-5

Качественная подготовка домашних заданий, написание курсовых работ и эссе

Семинарские занятия, курсовые работы, самостоятельная работа

Обладание навыками работы с информацией, знание способов ее получения из различных источников для решения профессиональных и социальных задач

ОНК-6

Качественная подготовка практических заданий, знание источников права (правовых памятников) и специальной литературы

Семинарские занятия, домашние задания, курсовые работы, самостоятельная работа, участие в научных кружках и конференциях

Владение культурой критического мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

СЛК-1

Успешное написание проверочных работ, выполнение практических заданий

Семинарские занятия, проверочные работы

Способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную

Речь

СЛК-2

Участие в дискуссиях, защита выполненных работ, успешное написание проверочных работ

Семинарские занятия (диспуты), проверочные работы, участие в научных кружках и конференциях

Способность понимать движущие силы и закономерности государственно-правового развития, место и роль своей страны в этом процессе

СЛК-3

Качественное выполнение домашних заданий, написание курсовых работ, эссе, статей

Семинарские занятия, домашние задания, курсовые работы, самостоятельная работа, участие в научных кружках и конференциях

Способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства

ПК-4

Решение казусов, выполнение практических заданий

Семинарские занятия

Способность толковать различные правовые акты

ПК11

Решение казусов, правильная квалификация правовых актов в проверочных работах

Семинарские занятия, проверочные работы



4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла дисциплин.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

- Конституционное право;

- Административное право;

- Гражданское право;

- Гражданский процесс;

- Трудовое право;

- Уголовное право;

- Уголовный процесс;

- Российское предпринимательское право;

- Международное право;

- Международное частное право;

- Семейное право;

- Уголовно-исполнительное право;

- Арбитражный процесс;

- Налоговое право.
5. Тематический план учебной дисциплины



Названия тем

Всего

Лекции

Семинары

Самост.

работа






Введение в историю отечественного государства и права

20

2




18

1

Государственность и право Древней Руси (IX-XIV вв.)

46

10

10

26

2

Государственность и право в период политической централизации Руси (XV- середина XVI вв.)

50

8

4

38

3

Государственность и право Московского царства (середина XVI-XVII вв.)

36

8

4

24

4

Российская государственность и право в XVIII в.

18

4

4

10

5

Российская государственность и право XIX в.

20

6

4

10

6

Российская государственность и право начала ХХ в.

16

4

2

10

7

Советская государственность и право в 1917-1930-е гг.

42

8

4

30

8

Советская государственность и право в 1940-1980-е гг.

40

6

4

30

9

Государственность и право в период распада СССР и образования Российской Федерации (конец 1980-х – 1990-е гг.)

28

8

2

18




Итого

324

64

38

222


6. Формы контроля знаний студентов

Тип

контроля

Форма контроля

Модули

Кафедра

Параметры

1

2

3

4

Текущий


Домашнее задание










*

ТиИ ГиП

Письменная работа, выполняется вне аудитории

Контрольная работа







**

*

ТиИ ГиП

Письменная работа, 40 минут (два задания)

Промежу­точный

Зачёт







*




ТиИ ГиП

Устные ответы на вопросы (два вопроса)

Итоговый

Экзамен











*

ТиИ ГиП

Письменная работа 60 минут (три задания)


6.1 Критерии оценки знаний, навыков

6.1.1. Домашнее задание

Домашнее задание представляет собой письменную работу, содержащую характеристику конкретной правовой нормы из выбранного правового памятника, обоснование значения этой нормы, прослеживание ее эволюции на основе более ранних правовых памятников (не более 2-3 работ). Норма выбирается студентом самостоятельно и согласовывается с преподавателем, ведущим семинарские занятия. Объем домашнего задания – 2-3 машинописных страницы.

Шкала и критерии оценки:

Количество баллов

Обоснование

2

Домашняя работа написана грамотно и логично, без ошибок и недочетов

1

Домашняя работа написана грамотно и логично, оформлена правильно, имеются незначительные ошибки и недочеты или погрешности в оформлении

0

Домашняя работа написана не по теме или оформлена неправильно или имеется значительное число ошибок и недочетов

Максимальное количество баллов – 2.

Домашнее задание выполняется во IV модуле.

6.1.2. Контрольные работы

Задания для контрольных работ формулируются на основе пройденных тем учебной дисциплины. Содержание заданий направлено на выявление у студентов): 1) представлений о системе государственных органов и органов местного самоуправления в России в тот или иной период времени; 2) умения провести сравнение характерных особенностей отечественного государства и права на различных этапах развития; 3) навыков извлечения информации правового характера из исторического документа; 4) способности провести толкование конкретных правовых норм с учетом особенностей историко-правового развития государства в определенный период; 5) умения провести первичный историко-правовой анализ предложенного фрагмента юридического текста (определить тип документа, сферу правового регулирования, историческую эпоху согласно периодизации истории отечественного государства и права); 6) знания определений ключевых терминов и понятий. Ответы должны быть представлены (в зависимости от задания) в форме таблицы, схемы, небольшого эссе или же завершения предложения, включенного в задание.

Шкала и критерии оценки:

Количество баллов

Обоснование

2

Оба задания выполнены правильно

1

Выполнено только одно задание

0

Не выполнено ни одно задание или оба задания выполнены неправильно

Максимальное количество баллов за каждую контрольную работу – 2.

Контрольная работа № 1 выполняется в III модуле.

Контрольная работа № 2 выполняется в III модуле.

Контрольная работа № 3 выполняется в IV модуле.

6.1.3. Зачёт

Зачет проводится в устной форме. При сдаче зачета студент должен ответить на два вопроса, указанные в билете. Вопросы для промежуточного контроля (зачета) формулируются на основании содержания тем учебной дисциплины, пройденных ко времени проведения зачета. Темы, по которым будут сформулированы вопросы для зачета, заранее объявляются студентам.

Шкала и критерии оценки (по каждому из двух вопросов):

Количество баллов

Обоснование

5

Уверенный, правильный, логичный и грамотный ответ

4

Ответ дан с незначительными недочетами или погрешностями

3

Ответ дан с ошибкой в датировках, либо фактах, либо терминологии

2

Ответ дан с ошибками в датировках, фактах и терминологии

1

Имеется лишь общее представление о предмете

0

Не дано ответа на вопрос или ответ неправильный

Максимальное количество баллов - 10. Оценка за зачет не учитывается при определении результирующей оценки.
6.1.4. Экзамен

Экзамен проводится в письменной форме. На экзамене студент должен выполнить три задания, сформулированные в пределах содержания дисциплины, содержащейся в данной программе. Содержание заданий соответствует типам заданий, выполняемых при написании контрольных работ (см. п. 6.1.2). Ответы должны быть представлены (в зависимости от задания) в форме таблицы, схемы, небольшого эссе, завершения предложения, включенного в задание и т. д.

Шкала и критерии оценки за каждое задание:

Количество баллов

Обоснование

Задание 1

4

Задание выполнено верно и исчерпывающим образом

3

Задание выполнено верно более, чем наполовину

2

Задание выполнено верно менее, чем наполовину

1

Задание выполнено не более чем на четверть

0

Задание выполнено неверно

Задание 2

3

Задание выполнено верно

2

Задание выполнено верно наполовину

1

Задание выполнено не более чем на треть

0

Задание выполнено неверно

Задание 3

3

Задание выполнено верно, терминология использована корректно

2

Задание выполнено неполно, либо есть некоторые ошибки в терминологии

1

Продемонстрировано общее представление о предмете

0

Задание выполнено неверно

Максимальное количество баллов- 10 баллов.
7. Формула определения результирующей оценки по дисциплине

Результирующая оценка определяется согласно следующей формуле:

Одисциплина = k1·(О д/з + Ок/р 1+ ·Ок/р 2+ Ок/р 3)+ k2·Оэкзамен,
где Одисциплина – результирующая оценка (максимум – 10 баллов),

K1 = 0,25,

О д/з– оценка, полученная за домашнее задание (максимум - 2 балла),

Ок/р 1 – оценка, полученная за контрольную работу № 1 (максимум - 2 балла),

Ок/р 2– оценка, полученная за контрольную работу № 2 (максимум - 2 балла),

Ок/р 3 – оценка, полученная за контрольную работу № 3 (максимум - 2 балла),

K2 = 0,8

Оэкзамен– оценка полученная на экзамене (максимум - 10 баллов).

8. Содержание дисциплины

Введение в историю отечественного государства и права

Предмет истории отечественного государства и права. Источники знаний по истории отечественного государства и права. Методы изучения истории государства и права. Периодизация истории отечественного государства и права. История отечественного государства и права как наука и учебная дисциплина. Соотношение отечественной истории государства и права с другими юридическими дисциплинами.
Раздел I. Государственность и право Древней Руси и Московского царства
Тема 1. Государственность и право Древней Руси (IX-XIV вв.)

Периодизация истории древнерусской государственности. Протославянские племенные объединения. Первые славянские объединения на территории Руси. Ранняя монархия. Киевская Русь. Государственная раздробленность в XII-XIV вв. Русская государственность под властью Золотой Орды. Собирание земель вокруг Москвы; Великое княжество Московское.

Система государственных органов. Вечевая демократия. Князь. Дружина старшая и младшая. Боярство. Княжеская администрация. Дворцово-вотчинная система управления. Великие и удельные князья. Наместники. Местное самоуправление. Государство и церковь.

Властные отношения золотоордынских ханов и русских князей. Особенности административно-территориального устройства в период владычества Золотой Орды; десятичная система. Золотоордынская система налогообложения на Руси.

Судебная система. Уровни суда. Церковный суд. Местная юстиция

Источники права. Религиозные, социальные, этические нормы в регулировании социальных отношений в Древней Руси. «Закон русский» и его источники. Русская Правда. Княжеские и церковные уставы. Каноническое право. Правовые обычаи. Ханские ярлыки.

Правовое положение различных социальных групп. Князья-Рюриковичи, боярство, дворянство. Городское и сельское население. Духовенство. Закупы и другие зависимые социальные группы.

Правовое регулирование имущественных отношений. Земельное право.

Правовое регулирование отношений в семье: личные и имущественные отношения супругов, родителей и детей. Наследственное право.

Преступления и наказания. Суд и процесс.
Тема 2. Государственность и право в период политической централизации Руси (XV – середина XVI вв.)

Русское централизованное государство. Централизация государственной власти. Освобождение от золотоордынской зависимости.

Система государственных органов Великого княжества Московского. Великий князь – государь всея Руси. Боярская дума. Княжеская администрация. Приказы. Пути боярские. Уделы. Княжеские наместники. Местные государственные органы. Система кормлений. Сейм и сеймики в Литовско-Русском государстве. Государство и церковь.

Источники права. Псковская и Новгородская судные грамоты. Двинские грамоты. Княжеские грамоты и договоры. Судебник Ивана III. Церковное право. Обычное право.

Судебная система и ее реформирование.

Правовое положение различных социальных групп в Великом княжестве Московском и феодальных республиках. Князья-Рюриковичи, боярство, дворянство. Городское и сельское население. Духовенство. Зависимые социальные группы.

Правовое регулирование имущественных отношений. Земельное право.

Правовое регулирование отношений в семье: личные и имущественные отношения супругов, родителей и детей. Наследственное право.

Преступления и наказания. Суд и процесс.
Тема 3. Государственность и право Московского царства (середина XVI-XVII вв.)

Московское царство. Усиление самодержавия. Признание царского статуса московских государей на международной арене. Ливонская война. Кризис власти после смерти Ивана Грозного и Смута. Воцарение Романовых. Сословно-представительная монархия.

Система высших государственных органов. Царь. Земский собор. Боярская дума; местничество. Приказы. Государство и церковь; церковные иерархи в системе органов власти. Уделы и борьба с ними. Опричнина и земщина. Воеводы-наместники.

Местное самоуправление в городах и сельских местностях.

Вхождение в состав России пост-ордынских государств.

Развитие налоговой системы. «Медные» и «соляные» бунты.

Источники права. Царские указы. Соборные уложения. Судебник Ивана IV. Церковное право; Стоглав.

Правовое положение различных социальных групп. Боярство и дворянство. Духовенство. Горожане. Крестьяне и их закрепощение.

Правовое регулирование имущественных отношений. Земельное право.

Правовое регулирование отношений в семье: личные и имущественные отношения супругов, родителей и детей. Наследственное право.

Преступления и наказания. Суд и процесс.
Раздел II. Государственность и право Российской империи
Тема 4. Государственность и право Российской империи XVIII в.

Изменение формы государственного устройства. Российская империя. Упразднение «царств». Вхождение в состав России Прибалтики, Польши, Казахстана; система управления ими.

Изменение формы правления. Складывание абсолютной монархии при Петре I. Механизм государства. Сосредоточение всей полноты власти (законодательной, исполнительной, судебной, церковной) в руках монарха.

Система высших органов власти. Император. Совещательные органы при императоре и их эволюция (Кабинет его величества, Императорский совет, Непременный совет). Сенат и эволюция его статуса. Коллегии. Ближняя канцелярия Петра I. Собственная его императорского величества канцелярия. «Кондиции» 1730 г.

Судебная система. Сенат – высшая судебная инстанция. Суды губернские, областные, местные и ведомственные. Церковный суд.

Губернские реформы 1710-1720-х, 1775, 1845 гг. Организация местного сословного самоуправления. Жалованные грамоты Екатерины II дворянству и городам. Сельское самоуправления на государственных землях.

Источники права. Уложения. Указы и указные книги. Манифесты. Регламенты. Уставы. Артикул воинский 1715 г. Судебная практика. Кодификационные работы 1710-1720-х, 1760-х, 1830-х гг. Работа уложенных комиссий при Елизавете Петровне и Екатерине II (1754-1771). Устав благочиния 1782 г.

Правовое положение различных социальных групп. Дворянство и его привилегии. Чиновничество как особое сословие. Духовенство и эволюция его статуса. Горожане (мещане), торговцы, их классификация. Сельские обыватели и их классификация. Правовой статус крепостных (частновладельческих) крестьян и дворовых людей.

Правовое регулирование имущественных отношений. Вещные и обязательственные правоотношения. Земельное право. Развитие торговых отношений. Государственные и дворянские монополии. Новые виды договоров.

Правовое регулирование отношений в семье: личные и имущественные отношения супругов, родителей и детей. Новые требования для вступления в брак. Положение незаконнорожденных детей. Наследственное право.

Преступления и наказания. Суд и процесс. Сословный характер судопроизводства. Формирование системы полицейских органов.
Тема 5. Государственность и право Российской империи XIX в.

Форма государственного устройства. Вхождение в состав России Финляндии, государств и областей Закавказья, Южного Казахстана и Туркестана; система управления ими и ее реформы. Протектораты России в Средней Азии. Правовое положение этих регионов в составе Российской империи и системе власти и управления.

Попытки конституционных преобразований при Александре I. «Бюрократическое государство» Николая I. Кризис системы власти. Начало преобразовательной деятельности при Николае I. Мартовский манифест Александра II 1856 г. «Великие реформы» 1861-1874 гг., их влияние на российское государство и общество.

Система высших органов власти. Император. Совещательные органы при императоре и их эволюция. Государственный совет. Комитет министров. Правительствующий Сенат. Священный Синод. Коллегии, министерства, главные управления, временные комитеты. Собственная его императорского величества канцелярия.

Местные органы власти. Реформа земского (1864 г.) и городского (1870 г.) самоуправления. Выборные органы с всесословным представительством. Реформа управления «национальными окраинами» Российской империи.

Источники права. Нормативные правовые акты. Обычное право. Систематизация правовых норм. Полное собрание законов Российской империи. Свод законов Российской империи.

Правовое положение основных социальных групп до и после реформ 1860-1870-х гг. Дворянство и его привилегии. Чиновничество как особое сословие. Духовенство и эволюция его статуса. Горожане (мещане) и торговцы и их категории. Крестьянская община. Крепостное крестьянство. Законодательство Александра I и Николая I о расширении имущественных прав «неблагородных» сословий.

Правовое регулирование имущественных отношений. Земельное право. Развитие торговых отношений. Государственные и дворянские монополии. Новые виды договоров.

Правовое регулирование отношений в семье: личные и имущественные отношения супругов, родителей и детей. Новые требования для вступления в брак. Положение незаконнорожденных детей. Наследственное право.

Изменения в уголовном праве. Развитие институтов преступления и наказания. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

Суд и процесс, изменения в процессуальном праве на основании Судебных уставов 1864 г. Сословный характер судопроизводства. Корпус жандармов. Институт приставов. Реформа судебной системы (1864 г.). Формирование всесословного суда. Суды местные и общие. Отделение суда от административных органов. Министерство юстиции и прокуратура.
Тема 6. Государственность и право Российской империи начала ХХ в.

Революция 1905-1907 гг. Конституционные преобразования при Николае II. Манифест от 17 октября 1906 г. Основные законы Российской империи 1906 г. Формирование многопартийной системы. «Третьиюльская монархия».

Механизм государств. Государственный совет. Государственная дума. Особые органы власти в период Первой мировой войны.

Источники права. Законы. Указы и манифесты императоров. Свод законов Российской империи (официальные и неофициальные издания). Свод законов Российской империи (официальные и неофициальные издания). Неудачные попытки кодификации гражданского права.

Формирование основы общего правового статуса российских подданных в соответствии с Основными законами Российской империи 1906 г. Эволюция избирательного права; избиратели и их курии. Сохранение сословных различий в правовом положении основных социальных групп.

Правовое регулирование имущественных и обязательственных отношений. Земельное право и реформы П. А. Столыпина. Развитие торговых отношений. Товарищества и общества, правовое обеспечение их деятельности. Государственные субсидии предпринимателям. Протекционизм.

Правовое регулирование отношений в семье: личные и имущественные отношения супругов, родителей и детей. Наследственное право.

Преступления и наказания. Материальное и процессуальное право. Уголовное уложение 1903 г. Суд и процесс. Принцип состязательности в суде. Адвокатура. Изменение роли мировых судей. Отмена церковных наказаний. Изменения в статусе полиции и жандармерии.
Раздел III. Государственность и право СССР
Тема 7. Государственность и право в период образования Советского государства (1917-1930-е гг.)

Февральская революция 1917 г. и отречение Николая II. Провозглашение республиканского строя. Временное правительство и Петроградский Совет. Всероссийский съезд советов.

Октябрьский переворот и установление советского строя. Конституция РСФСР 1918 г. Монополия советов на власть. «Созыв и роспуск Учредительного собрания. ЦИК в системе органов власти. Совет народных комиссаров и народные комиссариаты. Партийные и государственные органы. Особые органы власти в годы Гражданской войны (Реввоенсовет, Совет Рабоче-крестьянской обороны и др.). ВСНХ. Белые» и националистические режимы в годы Гражданской войны.

Создание СССР. Конституции 1922 и 1936 гг. Система союзных и республиканских органов центральной власти. Система государственных органов СССР: представительных (законодательных), исполнительных, судебных. Роль органов внутренних дел и органов государственной безопасности в механизме государства. Местные органы управления. Уездные и волостные земские собрания и местные советы. Установление власти советов на местах. Административно-территориальные преобразования. Монополизация власти и политической системы партией большевиков. Культ личности И. В. Сталина.

Судебная система. Создание единой системы судов. Особые и отраслевые трибуналы. Основы судоустройства и судопроизводства СССР 1926 г.

Источники права. Законодательство Временного правительства. Первые декреты советской власти. Решения Съезда советов. Постановления ЦИКа. Наказы и постановления СНК. Кодификация советского законодательства., ГК РСФСР 1922 г. и ГПК РСФСР 1923 г., УК РСФСР 1922 г. и УПК РСФСР 1923 г. УК СССР 1926 г.

Классовый подход к формированию общего правового статуса личности. Правовое положение рабочих, крестьян и военнослужащих. Поражение в правах лиц непролетарского происхождения (дворянство, чиновничество, интеллигенция, кулаки и пр.). Избирательная система и ее реформы.

Трудовое право. КЗоТ 1918 и 1922 гг. Законодательство о социальном обеспечении.

Правовое регулирование имущественных отношений. Отмена частной собственности; национализация. «Военный коммунизм». Частичное восстановление частной собственности в период НЭПа. Государственное регулирование экономики; система планирования. СТО, ВСНХ, ЭКОСО и другие регулирующие структуры.

Земельное право. Отмена частной собственности на землю. Коллективизация и борьба с кулачеством. Общие начала землепользования и землеустройства СССР 1928 г.

Правовое регулирование отношений в семье: личные и имущественные отношения супругов, родителей и детей. Отмена церковного брака; обязательность его государственной регистрации. Наследственное право. Кодификация семейного, брачного и опекунского права.

Уголовное право и процесс. Понятие преступления. Криминализация правонарушений Определение наказания по аналогии. Ужесточение уголовных репрессий. Отход от демократических принципов уголовного процесса и правосудия.

Система правоохранительных органов: милиция, НКВД, ВЧК – ОГПУ. Система репрессивных органов. Показательные процессы и массовые политические репрессии 1930-х гг.
Тема 8. Государственность и право СССР 1940-1980-х гг.

Советское государство в годы Великой Отечественной войны. Оккупационный режим на захваченных нацистами землях. Государственные преобразования в послевоенный период. «Оттепель» и попытки преобразований Н. С. Хрущева. Период «развитого социализма» и «застой». Конституция СССР 1977 г. и конституции союзных республик. Кризис советского строя. Перестройка. Предпосылки распада СССР.

Система высших органов власти. Руководящая роль КПСС. Съезд советов и Верховный совет, его реформирование. Совет министров. Министерства и их подразделения.

Местные органы власти и управления. Местные советы и парткомы. Разделение советов и парткомов на отраслевые и сельскохозяйственные при Н.С. Хрущеве и повторное их объединение при Л. И. Брежневе. Административно-территориальные изменения в составе СССР. Делегирование дополнительных полномочий союзным республикам.

Реорганизация судебной системы. Верховный суд СССР и изменение его роли. Прокуратура и ее полномочия.

Источники права. Кодифицированное законодательство СССР и союзных республик. Основы уголовного судопроизводства СССР 1958 г. и УПК союзных республик; Основы уголовного законодательства СССР 1960 г., УК союзных республик 1960-1964 гг.; Основы гражданского законодательства СССР 1961 г. и ГК союзных республик 1961-1964 гг. Свод законов СССР.

Права и свободы населения. Ужесточение регламентации трудовых отношений в годы войны. Реформа социального обеспечения и закон о государственных пенсиях 1956 г. Формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение и референдум по Конституции 1977 г. Упразднение цензуры, гласность и демократия в эпоху перестройки. Новые юридические лица. Введение хозрасчета в 1960-е гг. Централизация управления деятельностью колхозов и совхозов. Появление первых частных предприятий в 1980-е гг.

Правовое регулирование имущественных отношений. Замена гражданско-правовых отношений административными в годы Великой Отечественной войны. Либерализация в сфере имущественных правоотношений в период «оттепели». Автономность колхозов; стимулирование труда колхозников. Восстановление частной собственности и внесение соответствующих изменений в гражданское законодательство во второй половине 1980-х гг. Изменения в обязательственном праве Новые виды договоров.

Уголовное право. Суд и процесс. Отмена чрезвычайных судебных процедур. Усиление роли прокуратуры и реформа органов прокурорского надзора. Создание КГБ. Упразднение и восстановление МВД СССР. Законы о милиции и адвокатуре. Органы партийного и советского контроля. Появление Комитета конституционного надзора СССР и Конституционного суда РСФСР. Формирование системы арбитражных судов.
Тема 9. Государственность и право в период распада СССР и образования Российской Федерации (1990-е гг.)

«Парад суверенитетов». Попытки сохранения СССР путем преобразования его в конфедерацию. Внесение изменений в Конституцию СССР. Введение поста Президента СССР. Противостояние союзного и республиканских руководств. Местные органы власти.Декларация о государственном суверенитете РСФСР. ГКЧП. Упразднение СССР («Беловежское соглашение»). Провозглашение самостоятельности союзных республик. СНГ и его руководящие органы.

Борьба за сохранение целостности РСФСР – РФ. Противостояние законодательной и исполнительной власти в 1993 г.

Эволюция высших органов власти у 1991-1993 гг. Президент и Верховный совет РСФСР – РФ. Правительство и министерства. Кризис власти: Упразднение Верховного совета и созыв Федерального собрания РФ. Конституция РФ 1993 г.

Источники права. Законы и указы президентов СССР и РСФСР – РФ: «война законов». Внесение изменений в законодательство СССР. Кодификация российского права после принятия Конституции 1993 г.: Гражданский (1994); Уголовный (1996) и другие кодексы РФ.

Права и свободы граждан. Развитие новых форм юридических лиц. Биржи и контроль их деятельности. Изменения в трудовом законодательстве.

Правовое регулирование имущественных правоотношений. Равенство всех форм собственности. «Ваучеры». Приватизация и акционирование государственных предприятий.

Уголовное право и процесс. Отмена ряда составов преступлений. Новые виды наказаний. Реорганизация правоохранительной системы. Судебная власть. Изменения в статусе судей. Формирование арбитражной судебной системы.

Семинары

Семинары проводятся в соответствии с тематическим планом курса, содержащимся в данной программе. На семинарских занятиях проводится проверка освоения студентами материала курса, отработка навыков работы с литературой, юридическими текстами. На семинарских занятиях используются такие модели образовательного процесса, как проблемные дискуссии, обсуждение докладов, ролевые игры, коллективные комментарии правовых текстов. Особое внимание на семинарских занятиях уделяется отработке навыков публичных выступлений студентов, умения аргументировано, кратко излагать свои соображения; навыков грамотно вести дискуссию.
Задания для экзамена и зачета формулируются в рамках содержания учебной дисциплины.

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск