Скачать 237.51 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Санкт-Петербургский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» юридический факультет Учебная программа дисциплины «Адвокатура и правоохранительная деятельность государства» для направления подготовки магистра юриспруденции 030900.68, «Юриспруденция» 1 курс Автор: Никонова Екатерина Юрьевна Санкт – Петербург 2013 1. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и студентов по направлению подготовки «Юриспруденция», обучающихся по магистерской программе «АДВОКАТУРА», изучающих дисциплину «Адвокатура и правоохранительная деятельность государства». Программа разработана в соответствии c Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция», уровень подготовки «магистр юриспруденции». 2. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Адвокатура и правоохранительная деятельность государства» являются: -формирование базовых знаний о правоохранительной функции государства в рамках осуществляемого им государственного управления и о роли и месте адвокатуры в указанной деятельности, а также об особенностях правоохранительной деятельности, ее принципах, методах и законных пределах; - формирование базовых знаний о значении адвокатуры в современной системе и о принципах организации и деятельности адвокатуры, а также навыков применения законодательства об адвокатуре и адвокатской деятельности, судебной практики по вопросам деятельности адвокатуры. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате изучения дисциплины студенты должны: 1. Знать: - место и роль правоохранительной деятельности в выполнении функционального назначения государства в соотношении с деятельностью по реализации иных задач государства; - место адвокатуры в правоохранительной системе, роль адвокатуры в обеспечении юридической помощи, защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, проблемы защиты частного и публичного интереса в деятельности адвокатуры; - виды юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам и организациям безвозмездно или на платной основе, порядок оформления оказания юридической помощи. 2. Уметь: 1 юридически грамотно толковать действующее законодательство, регулирующее адвокатскую деятельность; 2. разбираться в проблемах взаимодействия адвокатуры с органами государственного управления, реализации принципа независимости адвокатуры от государственных органов; 3. применять правовые акты, регулирующие адвокатскую деятельность. В результате освоения дисциплины студенты осваивают следующие компетенции: СК-5 (СК-М5) cпособен принимать управленческие решения, оценивать их возможные последствия и нести за них ответственность; СК-8 (СК-М8) cпособен вести профессиональную, в том числе научно-исследовательскую деятельность в международной среде; ПК-1 (ИК-М5.1) - cпособен участвовать в правотворческой; правоприменительной; правоохранительной, экспертно-консультационной; организационно-управленческой; научно-исследовательской и педагогической деятельности в сфере юриспруденции; ПК-2 (ИК-М5.2) cпособен организовать различные виды профессиональной деятельности на основе правовых и профессиональных этических норм; ПК-10 (ИК-М4.5) cпособен использовать в профессиональной деятельности основные требования информационной безопасности, в том числе в части неразглашения сведений, составляющих охраняемые законом виды профессиональных тайн; ПК-13 (СЛК-М3ю) cпособен определять, транслировать общие цели в профессиональной юридической деятельности. 4. Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла учебных дисциплин. Приступая к изучения курса, студенты должны иметь знания по «Гражданскому праву», «Гражданскому процессуальному праву», «Уголовному праву», «Уголовно-процессуальному праву», «Конституционному праву». Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Адвокатская деятельность по защите прав предпринимателей; Адвокатская деятельность по защите законных интересов в сфере банковской деятельности; Адвокатская деятельность по защите законных интересов в сфере строительства; Адвокатская деятельность по защите законных интересов в сфере здравоохранения. 5. Тематический план учебной дисциплины
6. Формы контроля знаний студентов
Критерии оценки знаний, навыков Критерии оценки Оценка знаний студентов в рамках всех форм контроля осуществляется с учетом: - правильного использования юридической терминологии и конструкций, четкого изложения дефиниций и классификаций, раскрытия основных признаков и характерных черт понятий и институтов; - полноты и лаконичности ответа, даваемого в устной или письменной форме; убедительности аргументации; - умения применить положения источников права к конкретному казусу и мотивировать сделанный выбор; - логики и аргументированности изложения; - грамотного использования формально-юридического и сравнительно – правового подходов при анализе отдельных проблем; - корректного приведения примеров, аналогий, сравнений. 6.1 Реферат Реферат представляет собой самостоятельную работу студента по анализу конкретной судебной речи одного из выдающихся адвокатов IX-XX вв. (на выбор студента). Студент должен выполнить его в письменной форме на листах формата А4 в соответствии со следующим планом:
К реферату должен быть приложен текст анализируемой судебной речи. Выводы должны быть мотивированы со ссылками на нормы закона и официальное толкование этих норм. Критерии оценки реферата:
Максимальное количество баллов – 10. 6.2 Экзамен: Итоговый контроль, в рамках курса, осуществляется в виде экзамена, проводится в устной форме по билету, включающему два задания. Его целью является проверка знаний, полученных студентами при изучении курса на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы. При подготовке ответа на задания не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. Время, предоставляемое для подготовки ответа на задания билета, составляет двадцать минут. Студенты вправе готовить письменные ответы на теоретические вопросы в виде тезисов, однако оценивание происходит на основании собеседования с экзаменатором. При проведении экзамена по дисциплине «Адвокатура и правоохранительная деятельность государства» устанавливаются следующие критерии оценки знаний студентов:
7. Порядок формирования оценок по дисциплине Методика формирования результирующей оценки: Результирующая оценка представляет собой суму баллов: - за реферат – с умножением на коэффициент 0,3 - за экзамен – с умножением на коэффициент 0,7 Округление: от 0,1 до 0,4 – к меньшему, от 0,5 до 0,9 – к большему. Формула формирования результирующей оценки Одисциплина = k1·Отекущий + k2·Оитоговый, где Одисциплина – результирующая оценка (максимум – 10 баллов), k1 = 0,3, Отекущий – баллы, полученные за реферат (максимум - 10 баллов), k2 = 0,7, Оитоговый - баллы, полученные на экзамене (максимум - 10 баллов). 8. Содержание дисциплины ТЕМА 1. История развития адвокатуры. Адвокатура до судебной реформы 1864 года. Российская адвокатура по судебным уставам 1864 г. История становления адвокатуры с 1864 г. до 1917г. Формирование российской адвокатской школы в 60-70-е гг. XIX в. Выдающиеся представители адвокатуры. Контрреформы. Попытки уничтожения независимости российской адвокатуры. Упразднение традиционной российской адвокатуры Декретом о суде №1 от 22 ноября 1917 г. Создание советской адвокатуры. Положение об адвокатуре от 26 мая 1922 г. Статус адвокатуры по советскому законодательству (1939-1980 гг.). Становление современной российской адвокатуры (1989-2002 гг.). Модернизация законодательства об адвокатуре в начале XXI в. Принятие Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации об адвокатской деятельности и адвокатуре. ТЕМА 2. Международные стандарты адвокатуры. Международные стандарты регулирования адвокатуры и адвокатской деятельности. Основные положения о роли адвокатов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке) ТЕМА 3. Адвокатура как институт гражданского общества. Адвокатура и государство. Публично-правовой характер функций адвокатуры в России. Корпоративное самоуправление в адвокатуре. Пределы вмешательства органов государственной власти в деятельность адвокатуры. ТЕМА 4. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации. Федеральная палата адвокатов РФ и ее органы: понятие, порядок образования, компетенция. Структура Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. Всероссийский съезд адвокатов. Совет Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. Президент палаты: порядок избрания, компетенция. ТЕМА 5. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации. Адвокатская палата субъекта РФ и ее органы: понятие, компетенция. Принципы образования адвокатских палат субъектов. Совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации: порядок образования, компетенция. Общее собрание (конференция) адвокатов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации: полномочия, порядок проведения. Квалификационные комиссии адвокатских палат субъектов Российской Федерации и их полномочия. ТЕМА 6. Виды адвокатских образований. Адвокатский кабинет. Коллегия адвокатов и адвокатское бюро как форма адвокатских образований. Основные требования по учету и регистрации адвокатов и адвокатских образований (постановка на налоговый учет, регистрация в фондах, социальное страхование, порядок налогообложения адвокатов). ТЕМА 7. Адвокатская деятельность. Понятия «адвокат» и «адвокатская деятельность». Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами. Свобода и независимость адвокатской деятельности как условие справедливого правосудия в России. ТЕМА 8. Статус адвоката. Приобретение, приостановление, возобновление, прекращение статуса адвоката. Полномочия и обязанности адвоката в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Кодексом профессиональной этики адвоката и соответствующими процессуальными законами. ТЕМА 9. Помощник адвоката, стажер адвоката. Помощник адвоката: понятие, статус. Стажер адвоката: понятие статус. Особенности трудовых отношений. ТЕМА 10. Соглашение об оказании юридической помощи. Правовая природа соглашения адвоката с доверителем. Понятие, существенные условия, форма соглашения. Стороны соглашения адвоката с доверителем. Отказ от оказания юридической помощи. Расторжение соглашения об оказании юридической помощи. ТЕМА 11. Профессиональная этика адвоката. Профессиональная этика адвоката: понятие, процедурные основы. Кодекс профессиональной деятельности адвоката. Конфликт интересов. Коллизии взаимоотношений адвоката и подзащитного. Позиция адвоката в случае конфликта интересов и коллизии взаимоотношений адвоката и его подзащитного. ТЕМА 12. Оплата труда адвоката. Порядок оплаты труда адвокатов. «Гонорар успеха». Возмещение расходов за оказание юридической помощи бесплатно или по назначению. ТЕМА 13. Бесплатная юридическая помощь. Бесплатная юридическая помощь: понятие, условия предоставления. Гарантии предоставления юридической помощи малоимущим. Эксперимент по созданию государственных юридических бюро. Юридическая консультация. ТЕМА 14. Правовое обслуживание юридических лиц. Правовое обслуживание юридических лиц как одно из направлений адвокатской деятельности. Особенности правового обслуживания юридических лиц. Правовое положение адвоката при юридическом обслуживании субъектов предпринимательской деятельности. ТЕМА 15. Ответственность адвоката. Дисциплинарная ответственность адвоката, виды взысканий, порядок их наложения и снятия. Меры поощрения за добросовестную работу. Поводы для начала дисциплинарного производства. Права участников дисциплинарного производства. Рассмотрение дисциплинарного производства в адвокатской палате субъекта Российской Федерации: процедура, виды решений. Гражданско-правовая ответственность адвоката перед доверителем. ТЕМА 16. Адвокатская тайна. Адвокатская тайна: понятие, гарантии сохранения. Последствия нарушения адвокатской тайны. ТЕМА 17. Способы защиты адвоката от неправомерного вмешательства в его деятельность. Неприкосновенность переписки адвоката. Досмотр адвоката. Обыск помещения, занимаемого адвокатом. Адвокатское досье. Значение адвокатского производства. Структура адвокатского производства. Семинарские занятия Семинарские занятия проводятся в соответствии с тематическим планом курса. Их целью является углубление знаний студентов по определенным темам, отработка навыков работы с нормативными актами, судебными решениями дисциплинарной практикой, а также разъяснение определенных особенностей правового регулирования адвокатской деятельности. Все вопросы, предлагаемые для обсуждения на семинарских занятиях, должны быть проработаны, ответы следует зафиксировать в рабочей тетради в виде тезисов, таблиц, схем. Подготовка к семинарам предполагает проработку определенного материала в письменной форме. Темы семинарских занятий Вопросы для обсуждения, нормативные акты и документы, литература, контрольные вопросы, задачи (номера страниц) применительно к каждому семинару формируются преподавателем и доводятся до сведения студентов заблаговременно, как правило, на предшествующем семинарском занятии и с использованием страницы факультета в сети Интернет. Тема 1. История развития адвокатуры. Тема 2. Международные стандарты адвокатуры. Тема 3. Адвокатская деятельность. Тема 4. Соглашение об оказании юридической помощи. Тема 5. Профессиональная этика адвоката. Тема 6. Оплата труда адвоката. Тема 7. Ответственность адвоката. Тема 8. Адвокатская тайна. 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 9.1. Основная литература
9.2. Источники 1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета, 1993, 25 декабря. 2. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. / Международные пакты о правах человека. Официальное издание. – М., 1989. 3. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». 9.3. Дополнительная литература 1. Грудцына Л.Ю. Адвокатское право. Учебно-пракическое Пособие.М., 2009. 2. Шаров Р.В. Ограничение прав (свобод) человека (гражданина) и деятельность прокуратуры. М.: ИД «Буквовед», 2008. 3. Гриб В.Г., Ильин И.С. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Курс лекций. М., 2010. 4. Ильюхов А.А. Суд присяжных в России. Исторические, уголовно-процессуальные и уголовно-правовые аспекты. М.: «Экономика», 2009. 5. Степашина М.С. Комментарий к федеральному закону об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ. М., 2008. 6. Адвокатура в России. Учебник / Под ред. проф. Демидовой Л.А.М., 2005. |