Скачать 0.51 Mb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет» «Высшая школа экономики» Санкт-Петербургский филиал Факультет Менеджмента Программа дисциплины «Теория организации и организационное поведение» для направлений 080500.62 «Менеджмент», 080200.62 "Менеджмент" (Государственное и муниципальное управление) подготовки бакалавра (обязательная) Курс: 2, 3 Автор программы: Сатикова С.В., к.э.н., satikova@hse.spb.ru Одобрена на заседании кафедры Менеджмента «___»____________ 2012 г. Зав. кафедрой Чуланова Г.Ю. ________________ Утверждено Советом Факультета менеджмента «___»___________ 2012 г. Председатель А.А. Кайсаров _________________ Согласовано УМО «___»____________ 2012 г. Начальник В.В. Шереметова __________________ Санкт-Петербург, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1. Область применения и нормативные ссылки Программа дисциплины «Теория организации и организационное поведение» составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для направлений 080500.62 «Менеджмент», 080200.62 "Менеджмент" (Государственное и муниципальное управление). Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 080500.62 «Менеджмент», 080200.62 "Менеджмент" (Государственное и муниципальное управление). 2. Цели освоения дисциплины «Теория организации и организационное поведение» объединяет две относительно самостоятельные, но взаимосвязанные области профессионального знания, в которых широко ведется научный поиск и специальные исследования, связанные с феноменом организации, влияние организаций на жизнь и поведение людей, постоянно накапливается фактический материал по развитию организаций, их преобразованию и соответственному изменению деятельности менеджеров и сотрудников. Целями освоения дисциплины «Теория организации и организационное поведение» являются:
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Учебный курс состоит из двух взаимодополняющих частей. Часть 1. Теория организации. Читается студентам 2-го курса. В результате изучения данной части курса студент должен: знать:
уметь:
обладать навыками:
Часть 2. Организационное поведение. Читается студентам 3-го курса. В результате изучения данной части курса студент должен знать:
уметь:
обладать навыками:
В результате изучения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4. Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих общепрофессиональную (базовую) подготовку. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Основы менеджмента», «История менеджмента», «Экономика», «Философия», «Культурология», «Социология», «Психология».
Часть 1. Теория организации.
Часть 2. Организационное поведение.
Часть1. (2 курс)
Часть 2. (3 курс)
Текущий контроль знаний предполагает:
Аудиторная работа студентов оценивается по результату индивидуальной или групповой работы в соответствии с использованной учебной технологией: разработка проекта, технология кейс-стади, деловая игра и т.д. Оценка по 10-балльной шкале заносится в рабочую ведомость. Результирующая оценка за работу на практических занятиях определяется как средняя арифметическая за весь период.
Контрольная работа предполагает выполнение 5 заданий; правильно выполненное задание оценивается в 2 балла. Оценка результатов контрольной работы выставляется по 10-балльной шкале.
При оценке эссе преподаватель руководствуется следующими критериями:
Полное соответствие требованиям оценивается в 10 баллов, неполное выполнение приводит к соответствующему снижению балла.
Часть 1. Теория организации. Тема 1. Теория организации как наука. Теория организации в системе наук. Организации как предмет междисциплинарного изучения. Система наук об организации. Вклад различных наук в теорию организации: менеджмента, психологии, социологии, социальной психологии, антропологии, экономических наук, юридических наук, информатики. Модели организаций на основе исторического и системного подхода, классические и современные взгляды на организацию. Специфика понимания организации в различных школах управления, особенности подходов М.Вебера, Дж.Одиорне, Н.Смелзера. Тектология А.А.Богданова как всеобщая организационная наука. Теория систем и теории хаоса в понимании организации. Современные взгляды на организацию. Функции организации как части социума. Задачи организации во внешней и внутренней среде. Иерархия организационных моделей. Тема 2. Организация как система. Определение организации. Формальные и неформальные организации. Подходы к управлению. Подход с позиций выделения различных школ в управлении. Процессный подход. Системный подход. Ситуационный подход. Системные концепции. История теории систем. Определение системы. Особенности системы: целостность, структурность, иерархичность. Уровни иерархии систем: живые и неживые системы. Социальные системы. Открытые и закрытые системы. Подсистемы. Управление как система. Управление на основе системного подхода. Тема 3. Развитие организации. Этапы жизненного пути организации модели Л. Грейнера. Теория жизненных циклов организации И. Адизеса. Практическая важность теории Адизеса. Жизненный путь организации в бизнесе с социокультурной точки зрения Е. Емельянова и С. Поварницыной. Специфика работы органиазции на разных этапах. Управление развитием организации. Тема 4. Проектирование организации. 4.1. Принципы организационного проектирования и организационного дизайна. Суть организационного проектирования. Последовательность организационного проектирования. Этапы реализации организационного проекта. Направления проектирования организации: структуризация, композиция, регламентация, ориентация. 4.2. Вертикальные конструкты: дерево целей, работа с организационной структурой. Классификация целей организации. Этапы проектирования целей организации. Миссия, видение, стратегия, как основы проектирования организации. Формирование качественных целей. Оценка целей. Построение дерева целей. Исследование и формирование количественных целей. Оценка степени достижения качественных и количественных целей. Проектирование структуры организации на основе дерева целей. Виды и особенности использования структур различных типов. 4.3. Горизонтальные конструкты: бизнес процессы и технологии. Уточнение понятия «бизнес-процесс». Моделирование бизнес-процессов. Технологии описания бизнес-процессов. Технологии, реализуемые в бизнес-процессах. Оценка эффективности бизнес-процессов. Бенчмаркинг. Тема 5. Эффективность организации. Критерии оценки. Два направления оценки эффективности организации: оценка эффективности всех ее подсистем и оценка эффективности развития организации во внешней среде. Кадровый, организационный, информационный потенциал. Показатели эффективности организации. Критерии оценки эффективности организации. Подходы к определению критериев эффективности. Проблемы при оценке эффективности организации. Тема 6. Патологии организации. Раскрытие термина «организационная патология». Болезни роста в организации. Отличие патологий от болезней роста. Типы организационных патологий. Патологии в строении организаций. Патологии в управленческих решениях. Патологии в организационных отношениях. Борьба с патологиями. Инновации как способ преодоления кризиса. Опасность инноваций – возможность образования новых патологий. Тема 7. Современные тенденции в развитии организации: обучающиеся организации Органические организации. Их цели. Проблемы органических организаций. Принципы построения. Организационное обучение. Характеристики компаний с долгосрочной деятельностью. «Живые» и «экономические» компании. Принципы обучающихся организаций. Тенденции гармонизации и инновационности в развитии организаций. Часть 2. Организационное поведение. Раздел 1. Основные подходы к изучению организационного поведения. Организационное поведение как наука. История и источники Организационного поведения. Предмет и объект изучения, методы организационного поведения как науки. Практическая ориентированность исследований и разработок в рамках Организационного поведения. Основные подходы к изучению организационного поведения. Понятие организационного поведения. Важнейшие концепции, объясняющие организационное поведение через природу человека, феномен организации и специфику взаимодействия людей в социуме. Факторы, влияющие на организационное поведение. Организационное поведение как развивающаяся система. Модели организационного поведения: уровневые, классические, современные. Влияние организационного поведения на эффективность организации. Раздел 2. Индивидуальное поведение в организации. Поведение человека на рабочем месте. Потенциал человека в организации. Развитие потенциала человека через эффективное управление организационным поведением. Проблемы поведения работников: причины, классификации, подходы. Стрессы. Их влияние на организационное поведение. Причины трудовых стрессов. Стресс-менеджмент. Фрустрации, как проблемы деятельности. Профессиональная деформация и профессиональное выгорание. Методы профилактики проблем. Мотивация: основные концепции мотивации трудового поведения Системы стимулирования, поощрение и наказание как подходы к управлению организационным поведением. Ролевое и статусное поведение как результат взаимовлияния организационного поведения и организационной культуры. Методы управления индивидуальным поведением сотрудника. Раздел 3. Человеческие отношения на работе как основа организационного поведения. Природа рабочих отношений. Коммуникационные процессы: их значение и направленность. Коммуникативные потребности людей. Проблемы коммуникации на работе. Конструктивные и деструктивные рабочие отношения. Формирование организационного поведения через включение в систему формальных и неформальных отношений в организации. Трудовое участие. Процесс участия, предпосылки и проблемы. Инструменты управления отношениями в организации: адаптация; обратная связь; лояльность персонала; психологический контракт; дисциплина; влияние и власть; мотивация отношений. Рабочие отношения и удовлетворенность трудом. Удовлетворенность менеджера. Влияние различных типов рабочих отношений на нормальное или патологическое развитие организации. Организационные кризисы и отношения в организации. Раздел 4. Групповое поведение в организации. Группа. Групповая динамика как форма организационного поведения. Специфика группы, ее сила и слабость. Влияние структуры организации и особенностей малой группы на формирование конкретного типа организационного поведения работника. Руководство и лидерство. Лидерское поведение. Модели лидерства. Власть и влияние. Власть и политика организации. Стиль управления и его влияние на поведение сотрудников. Взаимоотношения между формальным и неформальным лидерами как источник организационного развития, новых форм организационного поведения и конфликтов. Специфика команды. Достоинства и недостатки команды. Проблемы создания команды. Подбор команды. Ролевая структура группы и формирование команды. Взаимодействие малых группы внутри организации. Зоны напряжения и развития. Организационный климат как интегрирующий показатель взаимозависимых форм организационного поведения, его связь с удовлетворенностью трудом, работой отдельных подсистем организации и организационной культурой. Раздел 5. Конфликты в организации. Виды конфликтов в организации. Факторы возникновения конфликтов: информационные, структурные, ценностные, отношений и поведенческие. Модели конфликтного поведения в организации. Функции конфликтов в организации. Влияние конфликтов на организационное поведение. Управление конфликтами и управление через конфликт. Принципы и подходы к анализу причин конфликтов. Использование конфликта для формирования требующихся типов организационного поведения. Переговоры как форма разрешения конфликта. Специфика переговоров с посредником. Менеджер как посредник в организационном конфликте. Раздел 6. Поведение организации как целостной системы. Климат и культура организации, как факторы, определяющие ее поведение в целом и поведение сотрудников. Особенности культуры и климата различных организаций. Модели эффективного организационного поведения фирмы. Организационное развитие и изменение как методы формирования эффективных моделей поведения фирмы. Этапы внедрения изменений. Реакции сотрудников на изменения, инновации: принятие и сопротивление. Причины сопротивления. Проведение успешного изменения. Раздел 7. Межкультурные аспекты организационного поведения. Национальная и международная специфика организационного поведения: конструктивные и деструктивные формы. Организация как элемент в системе международного бизнеса. Международное влияние на организационное поведение. Управление многонациональной рабочей силой. Особенности и барьеры культурной адаптации. Межкультурный менеджмент. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Санкт-Петербургский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования«Национальный... | Санкт-Петербургский филиал федерального государственного автономного... Методические указания могут быть использованы студентами специальности 080507 «Менеджмент организации» при изучении курса «Коммерческое... | ||
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики... | «Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"»... Как правило, подавляющее большинство не знакомо с теорией и практикой искусства цвета, как жизненно необходимой, естественной общечеловеческой... | ||
Программа дисциплины для направления 030600. 62 «История» Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики Санкт-Петербург | Государственный Университет – Высшая школа Экономики Санкт – Петербургский филиал Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
"Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"- санкт-Петербург Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Протокол Нижегородский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования... | ||
Протокол Нижегородский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования... | Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного... Анооспо «Оренбургский колледж менеджмента, туризма и гостиничного сервиса» (техникум) | ||
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Тюменской области «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» | Бюллетень для тайного голосования (из 25 членов ученого совета проголосовало:... Нижегородский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования... | ||
"Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Охватывают учебный материал, который не рассматривается на аудиторных занятиях | «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Национальный исследовательский университет высшая школа экономики Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»... Е91 Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или возрождение. — Спб.: Иг «Весь», 2011. — 400 с: ил. Язвы 978-5-9573-2262-7 |