"Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"





Скачать 184.67 Kb.
Название"Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Дата публикации20.06.2013
Размер184.67 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Математика > Программа дисциплины
Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Национальный исследовательский университет

"Высшая школа экономики"

Общеуниверситетская кафедра высшей математики

Программа дисциплины

Математика в социологии: введение

для направления 040100.62

Социология подготовки бакалавра

Авторы программы: Котова Г.Ю. к.ф.-м.н. gviana.k@gmail.com
Одобрена на заседании кафедры Высшей математики « » 2012 г

Зав. кафедрой Макаров А. А.

Рекомендована секцией УМС « » 2012 г.

Председатель

Утверждена УС факультета ГМУ «___»___________2012 г.

Ученый секретарь

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями универ­ситета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1 Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.62 Социология подготовки бакалавра.

Программа разработана в соответствии с рабочим учебным планом университета по направлению 040100.62 Социология подготовки бакалавра, является факультативом.

2 Цели освоения дисциплины

Курс «Математика в социологии: введение» предназначен для студентов 1 курса бакалавриата факультета социологии.

Целями освоения дисциплины «Математика в социологии: введение» являются:

  • приобретение студентами начальных представлений о применении математического
    инструментария к анализу социально-экономических и политических процессов;

  • помощь в более глубоком и тщательном усвоении наиболее востребованных в социоло­гических исследованиях методов из курса высшей математики;

-формирование у слушателей высокой математической культуры;

-развитие логического мышления и умения оперировать абстрактными объектами, при­витие навыков корректного употребления математических понятий и символов для выражения различных количественных и качественных отношений;

-ясное понимание математической составляющей в общей подготовке специалиста-социолога.

Для реализации поставленных целей в ходе изучения курса «Математика в социологии: введение» решаются следующие задачи:

  1. формирование первичных представлений об особенностях социально-экономических
    показателей и методах их получения;

  2. формирование первичных представлений о вероятностно-статистических методах,
    применяемых в социальных науках;

  3. знакомство студентов с простейшими прогнозными моделями как примерами приме­
    нения математического анализа;

  4. отработка и усвоение студентами методов высшей математики на простых модельных
    задачах социологии.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате изучения курса «Математика в социологии: введение» студенты должны:

-знать и уметь использовать математический аппарат для решения прикладных задач социологии;

-иметь представление о математическом моделировании простейших социально-экономических и политических процессов, а также содержательно интерпретировать получае­мые количественные результаты их решений;

-овладеть навыками самостоятельной работы и постоянно пополнять свой уровень знаний в свете современных тенденций развития математического инструментария для решения

социально-экономических и политических задач.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Основные признаки освое­ния (показатели достижения ре­зультата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен учиться, приобретать новые зна­ния, умения

СК-Б1

Показателем освоения яв­ляются оценки текущего, проме­жуточного и итогового контроля

Лекции, семинарские занятия, домашние задания

Способен решать проблемы в профессио­нальной деятельности на основе анализа и синтеза

СК-Б4

Показателем освоения яв­ляются оценки текущего, проме­жуточного и итогового контроля

Лекции, семинарские занятия, домашние задания

Способен рабо­тать с информацией: на­ходить, оценивать и ис­пользовать информацию из различных источни­ков, необходимую для решения научных и профессиональных задач

СК-Б6

Показателем освоения яв­ляются оценки текущего, проме­жуточного и итогового контроля

Лекции, семинарские занятия, домашние задания

4 Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу Факультативы, обеспечивающих подготовку бакалавров.

Изучение курса «Математика в социологии: введение» базируется на знаниях по мате­матике в объеме средней школы, а также на знаниях, полученных при изучении следующих дисциплин:

«Алгебра и анализ» (1 курс бакалавриата, базовый)

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изуче­нии следующих дисциплин:

-теория вероятностей и математическая статистика.
-экономическая теория

5 Тематический план учебной дисциплины.



Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лек­ции

Семи­нары

Практи­ческие занятия

1.

Место математики в социальных науках.

8

2

2




4

2.

Элементы линейной алгебры и аналитической геометрии.

12

3

3




8

3.

Математический анализ. Функции одной переменной.

16

4

4




6

4.

Математический анализ. Функции многих переменных.

16

4

4




6

5.

Комбинаторика. Основные задачи комбинаторики.

16

4

4




8

6.

Бином Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов.

12

3

3




8

7.

Разбиения натурального числа.

12

3

3




6

8.

Принцип включений и исключений. Диаграммы Эйлера-Венна.

16

3


3




10




ИТОГО:

108

26

26




56

6 Формы контроля знаний студентов.

По курсу предусмотрен один зачёт, который проводится в конце третьего модуля в письменной форме. Время написания 80 минут.

Тип кон­троля

Форма контроля

Модуль




1

2

3

4



















Итоговый

Зачет







1




письменная работа 80 минут.


Текущий контроль осуществляется на практических занятиях в форме оценки выполнения студентами заданий и проведения проверочных работ.

6.1 Критерии оценки знаний, навыков

Оценки ставятся по 10-бальной шкале, перевод в 5-бальную шкалу осуществляется согласно следующему правилу:

0 < Z < 4 неудовлетворительно

4 < Z < 6 удовлетворительно

6 < Z < 8 хорошо

87 Содержание дисциплины.

Раздел 1. Место математики в социальных науках. Особенности курса.

Тема 1.1. Место математики в социальных науках. Особенности курса.

Математика в работе социолога. Примеры. Количественные показатели в социологии. Элементарные функции и их использование в социологии.

Раздел 2. Элементы линейной алгебры и аналитической геометрии.

Тема 2.1. Основы аналитической геометрии и линейные пространства.

Определение и примеры линейных пространств. Векторы. Линейные операции над векторами. Линейная зависимость и независимость векторов. Базис, координаты, размерность линейного пространства. Разложение вектора по базису. Скалярное произведение векторов. Вычисление скалярного произведения векторов, заданных своими координатами. Вычисление длины вектора и расстояния между точками. Угол между векторами.

Различные формы уравнения прямой на плоскости. Угол между прямыми. Расстояние от точки до прямой. Уравнения прямой и плоскости в пространстве. Угол между плоскостями, прямыми, прямой и плоскостью.

Тема 2.2. Матрицы.

Матрицы и арифметические операции с матрицами. Понятие определителя n-го порядка. Определители квадратных матриц 2-го и 3-го порядков. Свойства определителей и способы их вычисления. Элементарные преобразования матрицы. Ранг системы векторов, ранг матрицы и способы их вычисления.

Тема 2.3. Системы линейных уравнений.

Системы линейных неоднородных уравнений. Критерий совместности. Системы линейных однородных алгебраических уравнений, теорема о размерности пространства решений. Условия существования нетривиального решения однородной системы линейных алгебраических уравнений. Структура общего решения неоднородной системы линейных уравнений. Решение систем линейных алгебраических уравнений методом Гаусса и методом Крамера. Существование и нахождение обратной матрицы, матричные уравнения.

Тема 2.4. Собственные векторы и собственные значения матриц.

Собственные векторы и собственные значения линейных операторов. Применение элементов линейной алгебры в экономике: модель Леонтьева многоотраслевой экономики, модель международной торговли.

Раздел 3. Математический анализ. Функции одной переменной.

Тема 3.1. Функции одной переменной, основы теории пределов, непрерывность.

Предел последовательности и предел функции. Основные теоремы о пределах. Порядок малости. Эквивалентные бесконечно малые функции и их использование при вычислении пределов.

Непрерывность функции в точке. Непрерывность суммы, произведения и частного непрерывных функций, непрерывность сложной функции. Точки разрыва функции и их классификация. Теоремы о функциях, непрерывных на отрезке: теорема о промежуточном значении, 1-я и 2-я теоремы Вейерштрасса.

Тема 3.2. Дифференциальное исчисление.

Производная функции в точке, ее геометрический, физический и экономический смысл. Дифференциал функции.

Правила дифференцирования суммы, произведения и частного двух функций. Логарифмическое дифференцирование. Производная обратной функции. Таблица производных основных элементарных функций. Производная сложной функции. Неявно заданная функция и ее дифференцирование. Производная функции, заданной параметрически. Понятие о производных высших порядков.

Применение дифференциала к приближенным вычислениям. Понятие эластичности функции.

Теоремы о дифференцируемых функциях (Ферма, Ролля, Лагранжа, Коши). Правило Лопиталя раскрытия неопределенностей 0/0 и ∞/∞. Формула Тейлора с остаточным членом в форме Пеано. Условия монотонности функций. Локальные экстремумы функций, необходимое и достаточное условие экстремума. Отыскание наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке. Направление выпуклости и точки перегиба графика функции. Выпуклые функции и теоремы об экстремумах выпуклых функций. Асимптоты кривых. Общая схема исследования функций и построения их графиков.

Тема 3.3. Интегральное исчисление.

Первообразная. Неопределенный интеграл и его свойства. Таблица основных неопределенных интегралов. Замена переменной в неопределенном интеграле. Интегрирование по частям. Интегрирование простейших рациональных дробей.

Задача о вычислении площади криволинейной трапеции. Определенный интеграл и его свойства. Теорема о производной определенного интеграла по переменному верхнему пределу. Формула Ньютона-Лейбница. Интегрирование кусочно-непрерывных функций. Вычисление определенного интеграла методом замены переменной. Интегрирование по частям. Несобственный интеграл.

Раздел 4. Математический анализ. Функции многих переменных.

Тема 4.1. Функции многих переменных, основы теории пределов, непрерывность.

Определение функции двух переменных. Геометрическая интерпретация функции двух переменных. Линии уровня. Обобщение на функции произвольного числа переменных.

Предел и непрерывность функций нескольких переменных. Точки разрыва функций. Формулировка основных свойств функций, непрерывных в замкнутой ограниченной области.

Тема 4.2. Функции многих переменных, дифференциальное исчисление.

Частные производные функций многих переменных и их геометрический смысл. Дифференцируемость функций многих переменных. Достаточное условие дифференцируемости. Первый дифференциал функции нескольких переменных и его применение в приближенных вычислениях. Частные производные сложной функции.

Производная по направлению. Градиент функции и его свойства. Частные производные высших порядков. Формулировка теоремы о перестановке порядка дифференцирования. Дифференциалы высшего порядка. Формула Тейлора для функции нескольких переменных.

Тема 4.3. Экстремумы функций многих переменных.

Необходимое условие экстремума. Квадратичная форма и ее матрица. Знакоопределенные квадратичные формы. Критерий Сильвестра постоянства знака квадратичной формы. Достаточные условия максимума и минимума. Выпуклые функции многих переменных. Теоремы об экстремумах выпуклых функций.

Условный экстремум функции многих переменных. Метод множителей Лагранжа. Геометрическая интерпретация необходимого условия локального условного экстремума. Достаточное условие локального условного экстремума. Нахождение наибольших и наименьших значений функций нескольких переменных в замкнутой ограниченной области.

Функции нескольких переменных в задачах экономики. Оптимизационные задачи на основе производственных функций. Понятие о методе наименьших квадратов.

Раздел 5. Комбинаторика. Основные задачи комбинаторики.

Тема 5.1. Комбинаторика. Основные задачи комбинаторики.

Правило суммы и правило произведения. Размещения без повторений и размещения с повторениями. Перестановки. Сочетания. Число сочетаний.
Раздел 6. Бином Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов.

Тема 6.1. Бином Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов.

Бином Ньютона и биномиальные коэффициенты. Связь биномиальных коэффициентов с числом сочетаний. Свойства биномиальных коэффициентов.

Раздел 7. Разбиения натурального числа.

Тема 7.1. Разбиения натурального числа.

Представление натурального числа в виде суммы натуральных чисел. Количество целочисленных решений уравнения x1+...+xk = n.

Раздел 8. Принцип включений и исключений. Диаграммы Эйлера-Венна.

Тема 8.1. Принцип включений и исключений. Диаграммы Эйлера-Венна.

Принцип включений - исключений. Формула включений - исключений. Графическое представление пересекающихся множеств с помощью диаграмм Эйлера-Венна.

8 Образовательные технологии.

При реализации семинарских занятий используются активные и интерактивные формы проведения занятий.

9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента.

9.1 Тематика заданий текущего контроля.

Самостоятельные работы. Тематика заданий: линейная алгебра, математический анализ и дискретная математика.

9.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины.

  1. Векторы, линейные операции над векторами.

  2. Скалярное произведение векторов.

  3. Линейная зависимость и независимость векторов.

  4. Базис координаты размерность линейного пространства.

  5. Разложение вектора по базису.

  6. Матрицы и операции над ними.

  7. Определитель, его свойства, вычисление.

  8. Минор, алгебраическое дополнение.

  9. Ранг матрицы.

  10. Система линейных уравнений, основные понятия.

  11. Теорема Кронекера-Капелли.

  12. Методы решения систем линейных уравнений.

  13. Однородные системы линейных уравнений. Базисные и свободные переменные.

  14. Обратная матрица.

  15. Матричные уравнения.

  16. Собственные значения и собственные векторы.

  17. Последовательность. Предел последовательности. Свойства пределов
    последовательности.

  18. Предел функции.

  19. Основные теоремы о пределах функции.

  20. Бесконечно малые функции. Их свойства.

  21. Сравнение бесконечно малых функций. Эквивалентные бесконечно малые.

  22. Бесконечно большие функции. Их свойства.




  1. Непрерывность функции. Основные понятия.

  2. Точки разрыва, их классификация. Примеры.

  3. Свойства функций, непрерывных в точке.

  4. Дифференциал. Геометрическая интерпретация.

  5. Производная функции в точке. Геометрическая интерпретация.

  1. Основные теоремы о дифференцируемых функциях.

  2. Производные основных элементарных функций.

  3. Производная сложной функции. Производная функции, заданной неявно. Производная
    функции, заданной параметрически.

  4. Правило Лопиталя.

  5. Использование производной для исследования функций на монотонность, экстремум,
    выпуклость, вогнутость. Точки перегиба.

  6. Производные высших порядков функции одной переменной.

  7. Первообразная. Неопределенный интеграл. Свойства неопределенного интеграла.

  8. Методы интегрирования: замена переменной.

  9. Методы интегрирования: интегрирование по частям.

  10. Методы интегрирования некоторых классов элементарных функций: элементарные
    дроби, рациональные функции.

  11. Определенный интеграл. Геометрический смысл.

  12. Свойства определенного интеграла.

  13. Формула Ньютона-Лейбница.

  14. Несобственные интегралы. Сходимость и расходимость несобственных интегралов.

  15. Производные функции нескольких переменных.

  16. Производные сложной функции многих переменных.

  17. Производные высших порядков функции многих переменных.

  18. Локальный экстремум функции многих переменных. Необходимое и достаточное
    условие экстремума.

  19. Локальный условный экстремум функции многих переменных. Необходимое и
    достаточное условие экстремума.

  20. Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции нескольких переменных в
    ограниченной замкнутой области.

  21. Правило произведения. Правило суммы.

  22. Число различных к-элементных подмножеств n-элементного множества.

  23. Свойство числа сочетаний.

  24. Перестановки и размещение упорядоченных множеств.

  25. Перестановки с повторениями. Размещение элементов множества.

  26. Бином Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов.

  27. Метод включений и исключений.

10 Порядок формирования оценок по дисциплине

Итоговая зачётная оценка в конце третьего модуля выставляется по результатам ито­говой контрольной работы по всему курсу и текущей работы на практических занятиях.

Алгоритм формирования результирующей оценки : Оитог= 0,7*Озачет+ 0,3*Отекущая .

Указанная схема формирования результирующей оценки применяется только при нали­чии положительного результата выполнения задания на итоговом зачете (т.е. при получении студентами по этому заданию не менее 4 баллов). Если зачетная контрольная работа написана неудовлетворительно, то в качестве зачетной оценки ставится «не зачтено».

Переписывание контрольной работы или написание контрольной работы в дополнительное время не допускается.

11 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1 Базовый учебник

  1. Красе М. С, Чупрынов Б.П. Основы математики и ее приложения в экономическом
    образовании: Учебник. М.: Дело, 2000.

  2. Шипачев B.C. Задачник по высшей математике: Учебное пособие для вузов. М.:
    Высшая школа, 1998.

  3. Андреева Т.В. Методические указания по курсу «Дискретная математика для
    социологов». М.: ГУ ВШЭ, 2007.

  4. Гаврилов Г.П., Сапоженко А.А. Задачи и упражнения по дискретной математике. М.: Физматлит, 2005.


11.2 Основная литература.

  1. Беклемишев Д.В. Курс аналитической геометрии и линейной алгебры: Учебник.
    М.: Высшая школа, 1998.

  2. Красе М. С. Математика для экономических специальностей: Учебник. М.:
    ИНФРА-М, 1998.

  3. Письменный Д.Т. Высшая математика. 100 экзаменационных ответов. 1 курс.
    Домашний репетитор для студентов. М.: Рольф: Айрис-пресс, 1999.

  4. Шипачев B.C. Основы высшей математики: Учебное пособие для вузов. М.:
    Высшая школа, 1998.

  5. Логвенков С.А., Мышкис П.А., Самовол B.C. Сборник задач по алгебре. Учебное
    пособие для факультетов менеджмента, политологии и социологии: Сайт ГУ-ВШЭ.
    2009.

  6. Логвенков С.А., Мышкис П.А., Самовол B.C. Сборник задач по математическому
    анализу. Функция одной переменной. Учебное пособие для факультетов
    менеджмента, политологии и социологии: Сайт ГУ-ВШЭ. 2009.

  7. Логвенков С.А., Мышкис П.А., Самовол B.C. Сборник задач по математическому
    анализу. Функция многих переменных. Учебное пособие для факультетов
    менеджмента, политологии и социологии: Сайт ГУ-ВШЭ. 2009.

11.3 Дополнительная литература

  1. Бородин А.Н. Элементарный курс теории вероятностей и математической статистики.
    СПб: Лань, 1999.

  2. Гнеденко Б.В. Курс теории вероятностей М.: Наука, 1974.

  3. Бугров Я.С. Никольский С.М. Дифференциальное и интегральное исчисление: Учебник.

М.: Наука, 1988.

  1. Высшая математика для экономистов: Учебник для вузов / Под ред. Н.Ш. Кремера. М.:
    Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

  2. Грес П.В. Математика для гуманитариев: Учебное пособие. М.: Юрайт,2000.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

\"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconНациональный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Тюменской области «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права»
\"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconПрограмма дисциплины для направления 030600. 62 «История»
Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики Санкт-Петербург
\"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconНациональный исследовательский университет высшая школа экономики
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
\"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" icon«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
\"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" icon«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Разработка методов государственного регулирования процессов рождаемости, смертности, брачности и разводимости
\"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconНациональный исследовательский университет «высшая школа экономики» Факультет философии
Организация деятельности школы, направленная на обеспечение доступности общего образования
\"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" icon"Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
«Оплата медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования», который состоится с 13 по 24 октября
\"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" icon"Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"- санкт-Петербург
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
\"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconНижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного...
Анооспо «Оренбургский колледж менеджмента, туризма и гостиничного сервиса» (техникум)
\"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" icon«Национальный исследовательский университет» «Высшая школа экономики» Санкт-Петербургский филиал
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
\"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconПротокол
Нижегородский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования...
\"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconНациональный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Утвердить прилагаемую Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года
\"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconПротокол
Нижегородский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования...
\"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconДоклад о ходе реализации
«Программы развития государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный...
\"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconНациональный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Правоведение. Тестовые задания: Методические указания для студентов / Сост. Е. В. Прищепа. Хти, Абакан, 2007. – с
\"Национальный исследовательский университет \"Высшая школа экономики\" iconМ. З. Курбангалеев Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
«Определение маржинальных требований для контрактов кредитного дефолтного свопа с использованием информации об акциях»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск