Скачать 250.09 Kb.
|
I. Пояснительная записка. Требования к студентам Программа курса опирается на знания, полученные студентами-психологами при изучении всех предыдущих психологических дисциплин и особенно курсов:
Аннотация Изучение курса "История психологии" даёт студентам знания, необходимые для осознанной ориентации во всём потоке психологической информации и уточнения своей позиции по отношению к теоретическим и практическим основам психологии, способствует выработке индивидуальной установки на конкретную область будущей специализации. Данный курс теснее всего связан с курсами "Общая психология", "Психологическая диагностика", "Экспериментальная психология", "Психология личности" и способствует интеграции полученных знаний. В самостоятельную работу студента по освоению дисциплины входит:
Цель курса Цель курса "История психологии":
Учебная задача дисциплины: В результате изучения дисциплины студент должен:
Формы работы студентов: Лекционные и практические занятия, домашние задания по проработке оригинальной литературы по истории психологии, написание контрольной работы и защита реферата по проблематике выбранной психологической школы. Виды контроля:
Результирующая оценка рассчитывается по накопительной системе за работу в течение всего курса:
Итоговая оценка проставляется в зачетную ведомость. Знания студентов оцениваются по десятибалльной системе: от 4 до 10 баллов – аттестация предмета; от 1 до 3 баллов – неаттестация предмета. Результирующая экзаменационная оценка по курсу определяется по 10-ти и 5-ти бальной системах через следующее соотношение:
II. Содержание программы. Раздел I. Формирование психологии как самостоятельной дисциплины в последней четверти XIX века. Первые психологические школы и направления. Влияние философии на становление психологии. Основные методологические принципы – эмпиризм, редукционизм, ассоционизм; их истоки. Р. Декарт (1596-1650). Принцип дуализма. Д. Локк (1632-17040), познание как аккумуляция чувственных впечатлений; ассоциации – механизм образования сложных психических феноменов. Д. Беркли (1683-1753). Все знания – функция психики, объект ассоциаций. Д.С. Милль (1806-1873). Творческий синтез (ментальная химия вместо механической модели ассоциаций). Влияние физиологии на становление психологии. И. Мюллер (1801-1858). Принцип «специфической энергии органов чувств». Исследование функций мозга, локализации мозговых функций. Влияние общественных, экономических изменений на становление психологии – переход, в основном, к несословному обществу с отсутствием жёстких правил поведения и жизненных сценариев. Истоки экспериментальной психологии. Г.Гельмгольц (1821-1894). Изменение скорости нервного импульса. «Бессознательные умозаключения». Э.Вебер (1795-1878). Двухточечный порог ощущений, коэффициент «едва заметного различия» - как доказательство измерения ощущений. Г.П.Фехнер (1801-1887). Основной психофизический закон, абсолютный и дифференциальный пороги. В.Вундт (1832-1920) – основатель первой психологической школы и первой лаборатории экспериментальной психологии, Метод интроспекции. Элементы непосредственного опыта сознания ощущений и чувства. Трёхмерная модель чувств. Апперцепция. Структурализм Э.Титченера (1867-1927). Сознание и разум. Титченеровский способ интроспекции. Ошибка стимула. Расширение сферы исследований экспериментальной психологии за очерченные В.Вундтом рамки. Герман Эббингауз (1850-1909), изучение процессов заучивания и забывания, кривая забывания. Психология акта (процесса) Ф.Брентано (1838-1917) и Вюрцбургская школа О.Кюльпе (1862-1915), изучение процессов мышления, ретроспективное наблюдение, безобразная мысль, детерминирующая тенденция. Функционализм. Предшествующие влияния: Ч.Дарвин (1806-1882), концепция естественного отбора; Ф.Гамильтон (1822-1911), исследование индивидуальных различий, первые тесты умственных способностей; социальный дарвинизм Г.Спенсера (1820-1903). У.Джемс (1842-1910). Приспособительные функции сознания – отбор релевантных раздражителей, поток сознания, теория эмоций Джемса-Ланге. прикладная психология как наследие функционализма. изучение способностей, тесты умственных способностей, тест Бине-Симона, умственный возраст, коэффициент интеллекта IQ. Раздел II. Бихевиоральное направление в психологии. Предшествующие влияния. Философия позитивизма. Огюст Конт (1798-1857). Исследование поведения животных. Закон экономии Л.Морган. Теория тропизмов Ж.Леба (1859-1942). Э.Торндайк (1874-1949).Обучение методом проб и ошибок, законы обучения. Исследование условных рефлексов И.П.Павловым (1849-1936) и сочетательных рефлексов В.М.Бехтеревым (1857-1927). Функциональная психология. Три этапа развития бихевиоризма. Бихевиоризм Д.Уотсона (1878-1958). Биографическая справка. Программа построения психологии как науки, её предмет и задачи. Методы бихевиоризма. Экспериментальное формирование эмоций. Мышление с точки зрения Д.Уотсона. Необихевиоризм. Э.Толмен (1886-1959). Характеристики поведения – молярность, направленность на цель, когнитивность. Промежуточные переменные. Когнитивные карты. Латентное научение. Б.Скиннер (1904-1990). Оперантное поведение. подкрепление, его виды, схемы подкрепления. Вербальной поведение. Модификация поведения, эксперимент по формированию поведения путём последовательных приближений. Программированное обучение. Исследование некоторых социальных феноменов. Экспериментальное изучение подражательного поведения и гипотеза фрустрации – агрессии Миллера-Долларда. Социобихевиоризм. А.Бандура (род. .в 1925г.) Критика классического бихевиоризма. Прямое и косвенное подкрепление. Исследование агрессивного поведения с позиции социального научения. Теории диадического взаимодействия. Подход Хоманса. Основные понятия: интеракция, оперант, сантимент, справедливая норма обмена. Поведенческая психотерапия. Основные методы: метод систематической десенсибилизации, метод угасания без подкрепления, метод парадоксальной интенции, метод оперантного обусловливание, метод вызванного гнева, метод повышения уровня самоэффективности. Социально-психологический тренинг (тренинг коммуникативных умений). Раздел III. Психоаналитическое направление в психологии. Общая характеристика «глубинной» психологии. Негативное и позитивное понимание бессознательного. Обзор неосознаваемых процессов.
Биографическая справка. Травматическая теория неврозов. Случай Анны О.: происхождение симптомов, вытеснение, сопротивление, катарсис, методы лечения: гипноз, внушение, метод свободных ассоциаций. Топографическая модель личности: бессознательное, предсознание, сознание, первичный и вторичный процессы, принцип удовольствия и принцип реальности. Проявление бессознательного: симптомы, сновидения, парапраксии (забывание, оговорки, промахи,..). Методы лечения: толкование сновидений, парапраксий, острот. Структурная модель личности: Оно, Я, Сверх-Я. Стадии развития сексуальности: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная. Нарциссизм, фиксации и характер. Эдипов комплекс, объектные отношения, Пример неразрешенного Эдипова комплекса: «Достоевский и отцеубийство». Психологические защиты. Работа психоаналитика. Перенос, трансферный невроз. Человек и общество (культура, религия) в концепции З.Фрейда.
Биографическая справка. Разногласия с З.Фрейдом: отрицание первичности сексуальности в психосоциальном развитии человека. Основные понятия А.Адлера: холизм (целостность), целенаправленность поведения, ощущение недостаточности, комплекс неполноценности, социальный интерес, стиль жизни. Комплекс неполноценности, Три неблагоприятные ситуации для его продолжения. Социальный интерес, его динамика и роль в жизни человека. Стиль жизни, его характеристика: апперцепция, самоподтверждение, самоусиление. Типы стилей жизни. Порядок рождения ребёнка и стиль жизни. Стиль жизни как реальная компенсация и псевдокомпенсация. Виды псевдокомпенсаций. метод ранних воспоминаний и работа сними по диагностике и реорганизации формулы жизни. Р.Дрейкурс: четыре этапа негативной социализации ребёнка.
Биографическая справка. Разногласия с З.Фрейдом: расширение круга рассматриваемых психологией явлений – истории, религии, мифологии. Структура психики. Четыре функции эктопсихики: ощущение, мышление, чувство, интуиция. Рациональные и иррациональные функции. Четыре функции эндопсихики: память, субъективные компоненты сознательных функций, аффекты, инвазии. Личное и коллективное бессознательное. Типология К.Юнга. Соотношение между функциями эктопсихики: ведущая, подчинённая, вспомогательная функции. Два способа ориентации: интроверсия и экстраверсия. Теория бессознательного. Личное и коллективное бессознательное. Архетипы бессознательного, их проявление. Примеры архетипов: Anima, Animus, Самость. Структура личности. Целостность и компенсаторные отношения между элементами структуры. Комплексы. Эго-комплекс. Персона, тень. Расстройства личности. Методы и терапия аналитического подхода К.Юнга. Тест словесных ассоциаций, примеры его использования. Анализ сновидений: амплификация, функция сновидений, редуктивный и конструктивный процесс интерпретации; примеры работы со сновидениями. Метод активного воображения. Этапы юнгианского анализа. Цели терапии. Индивидуация: два основных этапа индивидуации, её цели.
Общая характеристика. Расширение сферы анализируемых явлений, смещение акцентов исследований: от биологических факторов к социальны, от нездоровья к психическому здоровью, от бессознательного к механизмам сознательной адаптации. Изучение телесных проявлений бессознательного. Эго-психология Анны Фрейд (1895-1982). Биографическая справка. функции Эго и его роль в психическом развитии. Теория защитных механизмов. Особенности детского психоанализа. Мелани Клейн (1882-1960) как антагонист учения А.Фрейд. Конструктивная теория неврозов Карен Хорни (1885-1952). Биографическая справка. Культура и невроз. Ситуативные неврозы характера. Базальная тревожность. Способы избежания тревоги и защиты от неё: любовь, подчинение, власть, уход. Невроз – как результат несовместимости защитных тенденций (невротических наклонностей). Невротическая потребность в любви. Стремление к власти, престижу, обладанию. Три типа отношений: движения «к», «от», «против». Центр невроза – базальный конфликт между типами отношений. Четыре основные попытки разрешения этого конфликта: ослабление одной и усиление другой тенденции, создание эмоциональной дистанции от других. создание идеализированного «Я – образа», экстернализация. Разрешение невротических конфликтов. Гуманистический психоанализ Эриха Фромма (1900-1980). Биографическая справка. Человеческая природа: дихотомия человеческого существования. Проблема свободы в современном мире, два аспекта свободы (позитивный и негативный) для современного человека. Способы бегства от свободы: авторитаризм, деструктивность, автоматический конформизм. Привнесение этической проблематики в психологию личности. авторитарная и гуманистическая, субъективная и объективная этика. Условия построения объективной гуманистической этики. Системы ориентации и поклонения, типы ориентации (типы социальных характеров): рецептивная, эксплуататорская, стяжательская, рыночная. Плодотворная ориентация. Любовь как плодотворная форма отношения к другому., основные элементы плодотворной любви. Эпигенетическая психология Эрика Эриксона (1902-1994). Биографическая справка. Эпигенетические принципы развития. Психосоциальные кризисы развития, восемь стадий психосоциального развития. Телесно ориентированная психотерапия Вильгельма Райха (1897-1957). Биографическая справка. Основные понятия концепции В.Райха: оргонная энергия, невроз – как результат застоя оргонной энергии, «броня характера» («защитный панцирь»), семь поясов «Брони характера». Биоэнергетика Александра Лоуэна. Биоэнергетическая концепция влечений, биоэнергетическая терапия. Характерология А.Лоуэна. Раздел IV. Когнитивистское направление в психологии. Теория К.Левина (1890-1947). Критика ассоциативной концепции аффективно-волевых актов. Основные понятия теории поля (топологической психологии): динамическая система поведения, мотивы как объекты «жизненного пространства», положительная и отрицательная валентность. Мотивация как динамическая «система сопряжений» (эффект незавершённого действия, уровень притязаний). Групповая динамика, её фазы. Гештальтпсихология. М.Вертхаймер (1880-1943)., К.Коффка (1886-1941). Основные понятия: "хорошая" структура, целостность, фигура-фон. Законы образования гештальта: близость элементов, однородность элементов, замкнутость, прегнантность. Эксперименты В.Келлера (1887-1967) по изучению поведения и мышления человекообразных обезьян: закон структуры, инсайт, психофизический изоморфизм. Генетическая психология Ж.Пиаже (1896-1980). Концепция стадиального развития психики. Ассимиляция и аккомодация. Специфика детского мышления: эгоцентризм, реализм, анимизм, артифициализм. стадии умственного развития: сенсомоторная, дооперациональная, стадия конкретных операций, стадия формальных операций. Когнитивная психология («Новый взгляд») Дж.Брунера (р.1915). Поправка к теории познавательного развития ребёнка Ж.Пиаже: роль культуры в познавательном развитии. Влияние исследований Л.С.Выготского и А.Р.Лурии. Теория личностных конструктов Д.Келли (1905-1966). Личностные конструкты и репертуарные решётки. Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Рационально - эмотивная терапия А.Эллиса. Раздел V. Гуманистическое направление в психологии. Гуманистическая психология как «третий путь» в психологии, её отличия от бихевиоризма и психоанализа. Основные положения гуманистической психологии. Абрахам Маслоу (1908-1970). Биографическая справка. модель иерархии потребностей, пять уровней потребностей. Базовые потребности и мета-потребности. Концепция масоактуализации личности. Характеристика самоактуализующейся личности. Два типа мотивации (познания, любви): «дефицитарная» (обусловлена потребностью в ликвидации дефицита) и «бытийная» (обусловлена потребностью в росте и развитии). «Пик – переживания». Препятствия росту. Карл Роджерс (1902-1987). Биографическая справка. Модель роста: тенденции к самоактуализации – фундаментальная мотивационная тенденция, её проявление не организменном и психическом уровнях. Две стороны мотивации: дефицитарная (снижение напряжения) и развивающая (повышающая напряжение). Организмический оценочный процесс. Поле опыта (феноменологическое поле). Я – концепция, Идеальное Я, Реальное Я. Формирование Я – концепции, потребность в позитивном внимании, обусловленное позитивное внимание. Неконгруентность, защиты. Невроз – как результат рассогласования переживаний и Я – концепции. Психотерапия, центрированная на клиенте, её основные условия. Группы встреч, их цели и происходящие в них процессы. Экзистенциональная психология – как одно из течений гуманистической психологии. Основная проблематика: трансценденция, жизнь – смерть, свобода, любовь, одиночество, смысл жизни. Виктор Франкл (1905-1994). Биографическая справка. Психолог в концентрационном лагере. Логотерапия: экзистенциональный вакуум, ноогенный невроз, поиск смысла жизни, смысл жизни и самоактуализация. Общий и специальный экзистенциональный анализ. Разрушение механизмов невротического порочного круга, методы парадоксальной интенции и дерефлексии. Джеймс Бьюдженталь (р.1915). «Субъективность» - как утраченное шестое чувство уникальности своего бытия. Я – как процесс моего бытия. Психотерапия в поисках подлинности, переживания непосредственного опыта. Раздел VI. Синтетические концепции в психологии. Гештальт-терапия Фрица Перлза (1897-1970). Распространение понятий «гештальт», «фигура – фон» на описание, изучение потребностей, человеческих отношений. Базовые понятия: организм – окружающая среда, граница контакта, Self, Функции Self, цикл контакта, нарушение границы контакта. Гештальт – терапия: основные принципы – актуальность, осознанность, ответственность; процесс – «очистка луковицы». Психосинтез Роберто Ассаджиоли (1888-1974) – как экзистенциональная психология. Структура личности. Три уровня индивидуального бессознательного (низшее - безличное, среднее - безличное, среднее – личное). Личное Я – точка чистого самосознания. Субличности. Я и субличности. Выявление субличностей, разотождествление, интеграция субличностей. методы и техника психосинтеза: визуализация, медитация и др. Транзактный анализ Эрика Берна (1910-1070). Трёхкомпонентная структура личности, основные «эго-состояния». Трансакция как единица общения. Виды ходов, способы структурирования времени. Теория игр. Сценарий жизни: происхождение сценария, типы сценарных процессов. Нейро - лингвистическое программирование. НЛП – моделирование эффективных паттернов поведения. «Карта» и «территория». Сенсорный опыт – кинестетический, визуальный, аудиальный. Ключи доступа, «якоря», конгруэнтность. Визуально-кинестетическая диссоциация. Рефрейминг – переформирование внутренних процессов. Трансперсональная психология Станислава Грофа. Поиск новой теоретической парадигмы. Трёхуровневая картография психики: биографический, перинатальный, трансперсональный уровни. Системы конденсированного опыта. Динамика перинатального уровня бессознательного: четыре базовые перинатальные матрицы, их характеристики. Трансперсональное измерение психики, его феномены. Холотропная терапия, её принципы и техника III. ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ КОНТРОЛЯ Примерные темы контрольных работ и рефератов
IV. вопросы к экзамену
V. Учебно-методическое обеспечение Литература: Базовые учебники
Основная литература:
Дополнительная литература:
VI. Тематический план
Автор программы: ____________________ /Раскин В.Н./ |
Пояснительная записка Требования к студентам Для изучения данной дисциплины студенты должны прослушать курсы основ менеджмента, маркетинга, организационного поведения | Пояснительная записка Требования к студентам: знания в объеме курсов «История психологии» Обязательный минимум содержания дисциплины по гос (для дисциплин Федерального компонента) | ||
I. пояснительная записка требования к студентам Определить роль и место государственного бюджета в политическом управлении, понять общественные функции бюджета | Пояснительная записка Требования к студентам, начинающим изучать... Охватывает 1 этап обучения и предназначена для студентов 2-го и 3-го курсов факультета экономики | ||
Пояснительная записка Требования к студентам, начинающим изучать... Охватывает 1 этап обучения и предназначена для студентов 2-го и 3-го курсов факультета юриспруденции | Пояснительная записка Требования к студентам, начинающим изучать... Охватывает 2-ой этап обучения и предназначена для студентов 3-го и 4-го курсов факультета менеджмента | ||
Пояснительная записка. 1 Требования к студентам Преподавание курса рассчитано на студентов-психологов. Программа курса опирается на знания, полученные студентами в рамках следующих... | Пояснительная записка. Требования к студентам Специальная дисциплина «Управление персоналом» является обязательной для изучения современными специалистами по всем направлениям... | ||
Пояснительная записка основной Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический... | Пояснительная записка Требования к студентам. Приступая к изучению... Галактионова Н. А. Социальное проектирование и социальное прогнозирование. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности... | ||
Пояснительная записка Автор программы: член-корр. Ран автономов В.... Главное в такой работе – показать владение концептуальным аппаратом современного естествознания, умение видеть широкие взаимосвязи... | Пояснительная записка 3 Требования, предъявляемые к уровню подготовки поступающего на обучение 3 | ||
Оглавление Рабочей программы по литературе 5 9 классы Пояснительная записка Требования к уровню подготовки обучающихся к концу обучения | Пояснительная записка. Требования к уровню подготовки учащихся 6... | ||
Пояснительная записка рабочая программа учебной дисциплины «Основы психолингвистики» Требования к оформлению отчета по производственной (преддипломной) практике 12 | Пояснительная записка 2 Календарно тематическое планирование 4 Требования к уровню Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса разработана на основе |