Пояснительная записка. Требования к студентам





Скачать 250.09 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Требования к студентам
Дата публикации04.03.2015
Размер250.09 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Психология > Пояснительная записка



I. Пояснительная записка.
Требования к студентам

Программа курса опирается на знания, полученные студентами-психологами при изучении всех предыдущих психологических дисциплин и особенно курсов:

  • Общая психология.

  • Психология личности.

Аннотация

Изучение курса "История психологии" даёт студентам знания, необходимые для осознанной ориентации во всём потоке психологической информации и уточнения своей позиции по отношению к теоретическим и практическим основам психологии, способствует выработке индивидуальной установки на конкретную область будущей специализации.

Данный курс теснее всего связан с курсами "Общая психология", "Психологическая диагностика", "Экспериментальная психология", "Психология личности" и способствует интеграции полученных знаний.

В самостоятельную работу студента по освоению дисциплины входит:

  • чтение и анализ основной и дополнительной литературы из приводимого списка,

  • выполнение домашних заданий,

  • выполнение контрольных работ,

  • написание и защита реферата.


Цель курса

Цель курса "История психологии":

  • дать студентам знания, необходимые для формирования всестороннего и системного взгляда на теоретические и прикладные проблемы психологии;

  • предоставить информацию, необходимую для формирования и уточнения своей профессиональной позиции по отношению к основным направлениям современной психологии;

  • сделать осознанным выбор своей специализации в том или ином направлении будущей профессиональной деятельности.


Учебная задача дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • иметь представление

  • о разнообразии взглядов на психику представителей основных психологических направлений;

  • о методологии теоретических и прикладных исследований в рамках различных психологических направлений;

  • об основных сферах приложения основных понятий и методов различных направлений и школ;

  • знать

  • системы основных понятий ведущих психологических направлений;

  • предмет изучения различных психологических направлений;

  • методологию различных психологических направлений

  • основные приёмы работы с клиентом в рамках различных психологических школ;

  • уметь

  • анализировать психологические явления с позиций различных направлений и школ;

  • применять в практике психологического исследования адекватную предмету исследования методологию;

  • ориентироваться в потоке современной психологической литературы;

  • осознанно делать выбор тех методов работы, которые адекватны его теоретическим взглядам и задаткам для практической работы с клиентом.


Формы работы студентов:

Лекционные и практические занятия, домашние задания по проработке оригинальной литературы по истории психологии, написание контрольной работы и защита реферата по проблематике выбранной психологической школы.

Виды контроля:

  • текущий контроль: оценивается самостоятельная работа студентов на практических занятиях, выполнение домашних заданий, контрольной работы, написание и защита реферата;

  • итоговый контроль: осуществляется в форме экзамена.

Результирующая оценка рассчитывается по накопительной системе за работу в течение всего курса:

  • активная работа на практических занятиях (0,1);

  • выполнение домашних работ (0,1);

  • написание контрольной работы (0,1);

  • написание и защита реферата (0,3);

  • экзамен (0,4).

Итоговая оценка проставляется в зачетную ведомость.

Знания студентов оцениваются по десятибалльной системе:

от 4 до 10 баллов – аттестация предмета;

от 1 до 3 баллов – неаттестация предмета.

Результирующая экзаменационная оценка по курсу определяется по 10-ти и 5-ти бальной системах через следующее соотношение:


Десятибальная оценка

Пятибальная оценка

1, 2, 3 – неудовлетворительно

Неудовлетворительно

4 – почти удовлетворительно

Удовлетворительно

5 – удовлетворительно

6 – почти хорошо

Хорошо

7 – хорошо

8 – почти отлично

Отлично

9 – отлично

10 – блестяще

II. Содержание программы.

Раздел I. Формирование психологии как самостоятельной дисциплины в последней четверти XIX века. Первые психологические школы и направления.
Влияние философии на становление психологии. Основные методологические принципы – эмпиризм, редукционизм, ассоционизм; их истоки.

Р. Декарт (1596-1650). Принцип дуализма. Д. Локк (1632-17040), познание как аккумуляция чувственных впечатлений; ассоциации – механизм образования сложных психических феноменов. Д. Беркли (1683-1753). Все знания – функция психики, объект ассоциаций. Д.С. Милль (1806-1873). Творческий синтез (ментальная химия вместо механической модели ассоциаций).

Влияние физиологии на становление психологии. И. Мюллер (1801-1858). Принцип «специфической энергии органов чувств». Исследование функций мозга, локализации мозговых функций.

Влияние общественных, экономических изменений на становление психологии – переход, в основном, к несословному обществу с отсутствием жёстких правил поведения и жизненных сценариев. Истоки экспериментальной психологии. Г.Гельмгольц (1821-1894). Изменение скорости нервного импульса. «Бессознательные умозаключения». Э.Вебер (1795-1878). Двухточечный порог ощущений, коэффициент «едва заметного различия» - как доказательство измерения ощущений. Г.П.Фехнер (1801-1887). Основной психофизический закон, абсолютный и дифференциальный пороги.

В.Вундт (1832-1920) – основатель первой психологической школы и первой лаборатории экспериментальной психологии, Метод интроспекции. Элементы непосредственного опыта сознания ощущений и чувства. Трёхмерная модель чувств. Апперцепция.

Структурализм Э.Титченера (1867-1927). Сознание и разум. Титченеровский способ интроспекции. Ошибка стимула. Расширение сферы исследований экспериментальной психологии за очерченные В.Вундтом рамки. Герман Эббингауз (1850-1909), изучение процессов заучивания и забывания, кривая забывания. Психология акта (процесса) Ф.Брентано (1838-1917) и Вюрцбургская школа О.Кюльпе (1862-1915), изучение процессов мышления, ретроспективное наблюдение, безобразная мысль, детерминирующая тенденция.

Функционализм. Предшествующие влияния: Ч.Дарвин (1806-1882), концепция естественного отбора; Ф.Гамильтон (1822-1911), исследование индивидуальных различий, первые тесты умственных способностей; социальный дарвинизм Г.Спенсера (1820-1903).

У.Джемс (1842-1910). Приспособительные функции сознания – отбор релевантных раздражителей, поток сознания, теория эмоций Джемса-Ланге. прикладная психология как наследие функционализма. изучение способностей, тесты умственных способностей, тест Бине-Симона, умственный возраст, коэффициент интеллекта IQ.
Раздел II. Бихевиоральное направление в психологии.
Предшествующие влияния. Философия позитивизма. Огюст Конт (1798-1857). Исследование поведения животных. Закон экономии Л.Морган. Теория тропизмов Ж.Леба (1859-1942). Э.Торндайк (1874-1949).Обучение методом проб и ошибок, законы обучения. Исследование условных рефлексов И.П.Павловым (1849-1936) и сочетательных рефлексов В.М.Бехтеревым (1857-1927). Функциональная психология.

Три этапа развития бихевиоризма.

Бихевиоризм Д.Уотсона (1878-1958). Биографическая справка. Программа построения психологии как науки, её предмет и задачи. Методы бихевиоризма. Экспериментальное формирование эмоций. Мышление с точки зрения Д.Уотсона.

Необихевиоризм.

Э.Толмен (1886-1959). Характеристики поведения – молярность, направленность на цель, когнитивность. Промежуточные переменные. Когнитивные карты. Латентное научение.

Б.Скиннер (1904-1990). Оперантное поведение. подкрепление, его виды, схемы подкрепления. Вербальной поведение. Модификация поведения, эксперимент по формированию поведения путём последовательных приближений. Программированное обучение.

Исследование некоторых социальных феноменов. Экспериментальное изучение подражательного поведения и гипотеза фрустрации – агрессии Миллера-Долларда.

Социобихевиоризм.

А.Бандура (род. .в 1925г.) Критика классического бихевиоризма. Прямое и косвенное подкрепление. Исследование агрессивного поведения с позиции социального научения.

Теории диадического взаимодействия. Подход Хоманса. Основные понятия: интеракция, оперант, сантимент, справедливая норма обмена.

Поведенческая психотерапия. Основные методы: метод систематической десенсибилизации, метод угасания без подкрепления, метод парадоксальной интенции, метод оперантного обусловливание, метод вызванного гнева, метод повышения уровня самоэффективности. Социально-психологический тренинг (тренинг коммуникативных умений).

Раздел III. Психоаналитическое направление в психологии.

Общая характеристика «глубинной» психологии. Негативное и позитивное понимание бессознательного. Обзор неосознаваемых процессов.

  1. Психоанализ З.Фрейда (1856-1939).

Биографическая справка. Травматическая теория неврозов. Случай Анны О.: происхождение симптомов, вытеснение, сопротивление, катарсис, методы лечения: гипноз, внушение, метод свободных ассоциаций.

Топографическая модель личности: бессознательное, предсознание, сознание, первичный и вторичный процессы, принцип удовольствия и принцип реальности. Проявление бессознательного: симптомы, сновидения, парапраксии (забывание, оговорки, промахи,..). Методы лечения: толкование сновидений, парапраксий, острот.

Структурная модель личности: Оно, Я, Сверх-Я. Стадии развития сексуальности: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная. Нарциссизм, фиксации и характер. Эдипов комплекс, объектные отношения, Пример неразрешенного Эдипова комплекса: «Достоевский и отцеубийство». Психологические защиты.

Работа психоаналитика. Перенос, трансферный невроз. Человек и общество (культура, религия) в концепции З.Фрейда.

  1. Индивидуальная психология А.Адлера (1879-1937).

Биографическая справка. Разногласия с З.Фрейдом: отрицание первичности сексуальности в психосоциальном развитии человека. Основные понятия А.Адлера: холизм (целостность), целенаправленность поведения, ощущение недостаточности, комплекс неполноценности, социальный интерес, стиль жизни.

Комплекс неполноценности, Три неблагоприятные ситуации для его продолжения. Социальный интерес, его динамика и роль в жизни человека. Стиль жизни, его характеристика: апперцепция, самоподтверждение, самоусиление. Типы стилей жизни. Порядок рождения ребёнка и стиль жизни. Стиль жизни как реальная компенсация и псевдокомпенсация. Виды псевдокомпенсаций. метод ранних воспоминаний и работа сними по диагностике и реорганизации формулы жизни. Р.Дрейкурс: четыре этапа негативной социализации ребёнка.

  1. Аналитическая психология К.Юнга (1875-1961).

Биографическая справка. Разногласия с З.Фрейдом: расширение круга рассматриваемых психологией явлений – истории, религии, мифологии.

Структура психики. Четыре функции эктопсихики: ощущение, мышление, чувство, интуиция. Рациональные и иррациональные функции. Четыре функции эндопсихики: память, субъективные компоненты сознательных функций, аффекты, инвазии. Личное и коллективное бессознательное. Типология К.Юнга. Соотношение между функциями эктопсихики: ведущая, подчинённая, вспомогательная функции. Два способа ориентации: интроверсия и экстраверсия.

Теория бессознательного. Личное и коллективное бессознательное. Архетипы бессознательного, их проявление. Примеры архетипов: Anima, Animus, Самость. Структура личности. Целостность и компенсаторные отношения между элементами структуры. Комплексы. Эго-комплекс. Персона, тень. Расстройства личности.

Методы и терапия аналитического подхода К.Юнга. Тест словесных ассоциаций, примеры его использования. Анализ сновидений: амплификация, функция сновидений, редуктивный и конструктивный процесс интерпретации; примеры работы со сновидениями. Метод активного воображения.

Этапы юнгианского анализа. Цели терапии. Индивидуация: два основных этапа индивидуации, её цели.

  1. Неофрейдизм.

Общая характеристика. Расширение сферы анализируемых явлений, смещение акцентов исследований: от биологических факторов к социальны, от нездоровья к психическому здоровью, от бессознательного к механизмам сознательной адаптации. Изучение телесных проявлений бессознательного.

Эго-психология Анны Фрейд (1895-1982).

Биографическая справка. функции Эго и его роль в психическом развитии. Теория защитных механизмов. Особенности детского психоанализа.

Мелани Клейн (1882-1960) как антагонист учения А.Фрейд.

Конструктивная теория неврозов Карен Хорни (1885-1952).

Биографическая справка. Культура и невроз. Ситуативные неврозы характера. Базальная тревожность. Способы избежания тревоги и защиты от неё: любовь, подчинение, власть, уход. Невроз – как результат несовместимости защитных тенденций (невротических наклонностей). Невротическая потребность в любви. Стремление к власти, престижу, обладанию. Три типа отношений: движения «к», «от», «против». Центр невроза – базальный конфликт между типами отношений. Четыре основные попытки разрешения этого конфликта: ослабление одной и усиление другой тенденции, создание эмоциональной дистанции от других. создание идеализированного «Я – образа», экстернализация. Разрешение невротических конфликтов.

Гуманистический психоанализ Эриха Фромма (1900-1980).

Биографическая справка. Человеческая природа: дихотомия человеческого существования. Проблема свободы в современном мире, два аспекта свободы (позитивный и негативный) для современного человека. Способы бегства от свободы: авторитаризм, деструктивность, автоматический конформизм.

Привнесение этической проблематики в психологию личности. авторитарная и гуманистическая, субъективная и объективная этика.

Условия построения объективной гуманистической этики. Системы ориентации и поклонения, типы ориентации (типы социальных характеров): рецептивная, эксплуататорская, стяжательская, рыночная. Плодотворная ориентация. Любовь как плодотворная форма отношения к другому., основные элементы плодотворной любви.

Эпигенетическая психология Эрика Эриксона (1902-1994).

Биографическая справка. Эпигенетические принципы развития. Психосоциальные кризисы развития, восемь стадий психосоциального развития.

Телесно ориентированная психотерапия Вильгельма Райха (1897-1957).

Биографическая справка. Основные понятия концепции В.Райха: оргонная энергия, невроз – как результат застоя оргонной энергии, «броня характера» («защитный панцирь»), семь поясов «Брони характера».

Биоэнергетика Александра Лоуэна.

Биоэнергетическая концепция влечений, биоэнергетическая терапия. Характерология А.Лоуэна.

Раздел IV. Когнитивистское направление в психологии.
Теория К.Левина (1890-1947). Критика ассоциативной концепции аффективно-волевых актов. Основные понятия теории поля (топологической психологии): динамическая система поведения, мотивы как объекты «жизненного пространства», положительная и отрицательная валентность. Мотивация как динамическая «система сопряжений» (эффект незавершённого действия, уровень притязаний). Групповая динамика, её фазы.

Гештальтпсихология. М.Вертхаймер (1880-1943)., К.Коффка (1886-1941). Основные понятия: "хорошая" структура, целостность, фигура-фон. Законы образования гештальта: близость элементов, однородность элементов, замкнутость, прегнантность. Эксперименты В.Келлера (1887-1967) по изучению поведения и мышления человекообразных обезьян: закон структуры, инсайт, психофизический изоморфизм.

Генетическая психология Ж.Пиаже (1896-1980). Концепция стадиального развития психики. Ассимиляция и аккомодация. Специфика детского мышления: эгоцентризм, реализм, анимизм, артифициализм. стадии умственного развития: сенсомоторная, дооперациональная, стадия конкретных операций, стадия формальных операций.

Когнитивная психология («Новый взгляд») Дж.Брунера (р.1915). Поправка к теории познавательного развития ребёнка Ж.Пиаже: роль культуры в познавательном развитии. Влияние исследований Л.С.Выготского и А.Р.Лурии.

Теория личностных конструктов Д.Келли (1905-1966). Личностные конструкты и репертуарные решётки.

Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера.

Рационально - эмотивная терапия А.Эллиса.

Раздел V. Гуманистическое направление в психологии.

Гуманистическая психология как «третий путь» в психологии, её отличия от бихевиоризма и психоанализа. Основные положения гуманистической психологии.

Абрахам Маслоу (1908-1970).

Биографическая справка. модель иерархии потребностей, пять уровней потребностей. Базовые потребности и мета-потребности. Концепция масоактуализации личности. Характеристика самоактуализующейся личности. Два типа мотивации (познания, любви): «дефицитарная» (обусловлена потребностью в ликвидации дефицита) и «бытийная» (обусловлена потребностью в росте и развитии). «Пик – переживания». Препятствия росту.

Карл Роджерс (1902-1987).

Биографическая справка. Модель роста: тенденции к самоактуализации – фундаментальная мотивационная тенденция, её проявление не организменном и психическом уровнях. Две стороны мотивации: дефицитарная (снижение напряжения) и развивающая (повышающая напряжение). Организмический оценочный процесс.

Поле опыта (феноменологическое поле). Я – концепция, Идеальное Я, Реальное Я. Формирование Я – концепции, потребность в позитивном внимании, обусловленное позитивное внимание. Неконгруентность, защиты. Невроз – как результат рассогласования переживаний и Я – концепции. Психотерапия, центрированная на клиенте, её основные условия. Группы встреч, их цели и происходящие в них процессы.

Экзистенциональная психология – как одно из течений гуманистической психологии. Основная проблематика: трансценденция, жизнь – смерть, свобода, любовь, одиночество, смысл жизни.

Виктор Франкл (1905-1994).

Биографическая справка. Психолог в концентрационном лагере.

Логотерапия: экзистенциональный вакуум, ноогенный невроз, поиск смысла жизни, смысл жизни и самоактуализация. Общий и специальный экзистенциональный анализ. Разрушение механизмов невротического порочного круга, методы парадоксальной интенции и дерефлексии.

Джеймс Бьюдженталь (р.1915).

«Субъективность» - как утраченное шестое чувство уникальности своего бытия. Я – как процесс моего бытия. Психотерапия в поисках подлинности, переживания непосредственного опыта.

Раздел VI. Синтетические концепции в психологии.

Гештальт-терапия Фрица Перлза (1897-1970). Распространение понятий «гештальт», «фигура – фон» на описание, изучение потребностей, человеческих отношений. Базовые понятия: организм – окружающая среда, граница контакта, Self, Функции Self, цикл контакта, нарушение границы контакта.

Гештальт – терапия: основные принципы – актуальность, осознанность, ответственность; процесс – «очистка луковицы».

Психосинтез Роберто Ассаджиоли (1888-1974) – как экзистенциональная психология. Структура личности. Три уровня индивидуального бессознательного (низшее - безличное, среднее - безличное, среднее – личное). Личное Я – точка чистого самосознания. Субличности. Я и субличности. Выявление субличностей, разотождествление, интеграция субличностей. методы и техника психосинтеза: визуализация, медитация и др.

Транзактный анализ Эрика Берна (1910-1070). Трёхкомпонентная структура личности, основные «эго-состояния». Трансакция как единица общения. Виды ходов, способы структурирования времени. Теория игр. Сценарий жизни: происхождение сценария, типы сценарных процессов.

Нейро - лингвистическое программирование. НЛП – моделирование эффективных паттернов поведения. «Карта» и «территория». Сенсорный опыт – кинестетический, визуальный, аудиальный. Ключи доступа, «якоря», конгруэнтность. Визуально-кинестетическая диссоциация. Рефрейминг – переформирование внутренних процессов.

Трансперсональная психология Станислава Грофа. Поиск новой теоретической парадигмы. Трёхуровневая картография психики: биографический, перинатальный, трансперсональный уровни. Системы конденсированного опыта. Динамика перинатального уровня бессознательного: четыре базовые перинатальные матрицы, их характеристики. Трансперсональное измерение психики, его феномены. Холотропная терапия, её принципы и техника

III. ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ КОНТРОЛЯ
Примерные темы контрольных работ и рефератов


  1. Этапы развития бихевиоризма: многообразие подходов, общее и различное (Уотсон, Скиннер, Толмен, Бандура, …).

  2. Теория выученной беспомощности Мартина Селигмана.

  3. Методы бихевиоральной терапии.

  4. Психоанализ Зигмунда Фрейда: анализ личности Моисея, Леонардо да Винчи, Достоевского. "Человек Моисей и монотеистическая религия", "Леонардо да Винчи. Воспоминание детства", "Достоевский и отцеубийство".

  5. Психоанализ Зигмунда Фрейда: "Остроумие и его отношение к бессознательному".

  6. Психоанализ Зигмунда Фрейда: анализ социальных явлений. "Тотем и табу", "Психология масс и анализ человеческого Я", "Будущее одной иллюзии".

  7. Индивидуальная психология Альфреда Адлера.

  8. Стиль жизни и метод ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера.

  9. Аналитическая психология Карла Юнга: "Тевистокские лекции".

  10. Мария-Луиза фон Франц "Психология сказки".

  11. Аналитическая психология Карла Юнга: психология и алхимия.

  12. Аналитическая психология Карла Юнга: психологические типы.

  13. Анализ сновидений в концепциях З.Фрейда, А.Адлера и К.Юнга.

  14. Биоэнергетика Александра Лоуэна. "Биоэнергетика", "Радость", "Предательство тела".

  15. Неофрейдизм Эриха Фромма.

  16. Неофрейдизм Карен Хорни.

  17. Карен Хорни: женская психология.

  18. Теория поля КуртаЛевина: динамическая система поведения, мотивы как объекты «жизненного пространства», положительная и отрицательная валентность.

  19. Теория поля КуртаЛевина: мотивация как динамическая «система сопряжений» (эффект незавершённого действия, уровень притязаний).

  20. Теория поля КуртаЛевина: групповая динамика, её фазы.

  21. Генетическая психология Ж.Пиаже: специфика детского мышления, стадии умственного развития.

  22. Гуманистическая психология Абрахама Маслоу.

  23. Клиент-ориентированный подход Карла Роджерса.

  24. Экзистенциальный подход Виктора Франкла.

  25. Экзистенциальная терапия Джемса Бьюджентала. "Искусство психотерапевта".

  26. Психосинтез Роберто Ассаджиоли.

  27. Этапы и техники психосинтеза.

  28. Гештальт-терапия Фрица Перзла. "Внутри и вне помойного ведра". Н.Лебедева, Е.Иванова "Путешествие в гештальт".

  29. Технология гештальт-терапии.

  30. Транзактный анализ Эрика Берна: игры, сценарии. "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры".

  31. Сценарный анализ в транзактном анализе. Клод Штайнер "Сценарии жизни людей".

  32. Рационально-эмотивная терапия Альберта Эллиса. "Гуманистическая психотерапия", "Психотренинг по методу А.Эллиса".

  33. Нейро-лингвистическое программирование (НЛП). Д.Гриндер, Р Бендлер "Из лягушек в принцы".

  34. Технология и этапы работы с клиентом в НЛП. Д.Гриндер, Р Бендлер "Рефрейминг", Френк Пьюселик "Магия НЛП без тайн".

  35. Анализ речи в НЛП. Роберт Дилтс "Фокусы языка".

  36. Трансперсональная психология Станислава Грофа: базовые перинатальные матрицы.

  37. Трансперсональная психология Станислава Грофа: трёхуровневая картография психики: биографический, перинатальный, трансперсональный уровни; трансперсональное измерение психики, его феномены.

  38. Трансперсональная психология Станислава Грофа: холотропная терапия, её принципы и техника


IV. вопросы к экзамену


  1. Основные положения концепции В. Вундта.

  2. Структурализм Э. Титченера.

  3. Основные положения функционализма, его вклад в развитие психологии.

  4. Э. Торндайк: обучение методом проб и ошибок, законы научения.

  5. Бихевиоризм Д. Уотсона: программа построения психологии как науки.

  6. Необихевиоризм Э.Толмена: молярность поведения, когнитивные карты.

  7. Оперантное обучение, основные положения концепции Б. Скиннера.

  8. Социобихевиоризм А. Бандуры: социальное научение.

  9. Методы поведенческой психотерапии.

  10. Бихевиоризм: общая характеристика, этапы развития.

  11. Травматическая теория неврозов З. Фрейда.

  12. Методы психоаналитического лечения.

  13. Структурная модель личности З. Фрейда. Психологические защиты.

  14. З. Фрейд: сознание и бессознательное, проявление бессознательного. Перенос.

  15. З. Фрейд: стадии развития сексуальности. Фиксации и характер.

  16. З. Фрейд: Эдипов комплекс и его разрешение.

  17. Основные понятия индивидуальной психологии А. Адлера.

  18. А. Адлер: стиль жизни, реальная компенсация и псевдокомпенсация.

  19. А. Адлер: метод ранних воспоминаний, анализ РВ, пример работы с РВ.

  20. Основные понятия аналитической психологии К. Юнга.

  21. Структура психики по К. Юнгу. Коллективное бессознательное.

  22. Типология К. Юнга. Четыре функции эктопсихики и два способа ориентации.

  23. Аналитическая (юнгианская) психотерапия: методы, этапы индивидуации.

  24. Концепции З. Фрейда, А.Адлера, К. Юнга: общее и различное.

  25. Неофрейдизм, общая характеристика.

  26. Эго-психология А. Фрейд: теория защитных механизмов.

  27. Концепция К. Хорни: базальная тревога, способы защиты от неё.

  28. Концепция К. Хорни: три типа отношений («к», «от», «против»), невроз как конфликт между ними, способы разрешения этого конфликта.

  29. Гуманистический психоанализ Э. Фромма, общая характеристика.

  30. Дихотомии человеческого существования и проблема свободы в концепции. Э. Фромма. Бегство от свободы.

  31. Система ориентации и поклонения, типы ориентации в концепции Э. Фромма.

  32. Любовь как плодотворная форма отношений к другим, характеристика плодотворной любви (по Э. Фромму).

  33. Эпигенетические принципы и стадии развития (по Э. Эриксону).

  34. Телесно ориентированная терапия В. Райха: оргонная энергия, броня характера.

  35. Биоэнергетика А. Лоуэна.

  36. Когнитивная психология. Общая характеристика.

  37. Теория поля К. Левина.

  38. Гештальт-психология, основные понятия.

  39. Генетическая психология Ж. Пиаже: специфика детского мышления.

  40. Генетическая психология Ж. Пиаже: стадии умственного развитя.

  41. Поправка Дж. Брунера к теории познавательного развития ребёнка Ж. Пиаже.

  42. Теория личностных конструктов Д. Келли.

  43. Рационально – эмотивная терапия А. Эллиса.

  44. Гуманистическое направление в психологии, общая характеристика.

  45. Модель иерархии потребностей по А. Маслоу.

  46. Концепция самоактуализации личности А. Маслоу. Характеристика самоактулизирующейся личности.

  47. Модель роста К. Роджерса.

  48. Я-концепция, её формирование. Неконгруэнтность, защиты (по К. Рождерсу).

  49. Экзистенциональная психология, общая характеристика и основные дополнения.

  50. Логотерапия В. Франкла.

  51. Гештальт – терапия Ф. Перлза: базовые понятия.

  52. Гештальт – терапия Ф. Перлза: основные принципы.

  53. Цикл контакта, срывы контакта (по Ф. Перлзу).

  54. Психосинтез: структура личности.

  55. Процесс и методы психосинтеза.

  56. Транзактный анализ: эго-состояния и виды транзакций.

  57. Структурирование времени, игры,сценарии (по Э. Берну).

  58. НЛП, общая характеристика, основные понятия.

  59. Техники НЛП.

  60. Трансперсональная психология С. Грофа, основные понятия.

V. Учебно-методическое обеспечение
Литература:

Базовые учебники


  1. Смит Н. «Современные системы психологии». – М., 2003.

  2. Фейдимен Д., Фрейджер Р. «Личность. Теория, эксперименты, упражнения». – СПб-М., 2002

  3. Холл К.С., Линдсей Г. «Теории личности». - М., 1997.

  4. Шульц Д., Шульц С-Э. «История современной психологии». - СПб., 1998.


Основная литература:

  1. Адлер А. «Наука жить». - Киев, 1997.

  2. Ассаджиоли Р. «Психосинтез: теория и практика». - М., 1994.

  3. Бендлер Р., Гриндер Д. «Из лягушек в принцы». - СПб., 1992.

  4. Берн Э. «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». - СПб, 1992.

  5. Гроф С. «За пределами мозга». - М., 1992.

  6. Лоуэн А. «Биоэнергетика». - СПб., 1998.

  7. Маслоу А. «Психология бытия». - М., 1997.

  8. Наранхо К. «Гештальттерапия». – Воронеж, 1995.

  9. Пуселик Ф., Люис Б. «Магия НЛП без тайн». - СПб., 1995.

  10. Роджерс К. «Групповая психотерапия, психокоррекционные группы: теория и практика. - М., 1984.

  11. Франкл В. «Человек в поисках смысла». - М.: Прогресс, 1990.

  12. Фрейд З. «Введение в психоанализ». // Лекции. - Наука, 1989.

  13. Фромм Э. «Человек для себя». - Минск, 1992.

  14. Хорни К. «Невротическая личность нашего времени. Самоанализ». - М., 1993.

  15. Юнг К. «Психологические типы». - М., 1992.


Дополнительная литература:


  1. Берн Э. «Транзактный анализ и психотерапия». - СПб., 1992.

  2. Брунер Дж. «Психология познания». - М., 1997.

  3. Бьюдженталь Дж. «Наука быть живым». - М., 1998.

  4. Гроф С. «Путешествие в поисках себя». - М., 1994.

  5. «Знаменитые случаи из практики психоанализа. / Сборник. - М., 1995.

  6. «История зарубежной психологии». / Тексты. - М., 1986.

  7. Клонингер С. «Теории личности». – СПб: Питер, 2003

  8. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. «Общая психотерапия». - Минск, 1993.

  9. Лоуэн А. «Язык тела». – СПб, 1998.

  10. Лоуэн А. «Радость». – Минск, 1999.

  11. Малашкина М. «Популярная история психологии». – М., 2002

  12. Маслоу А. «Психология бытия». - М.: Рефл-бук, 1997.

  13. Маслоу А. «Мотивация и личность». - СПб.: Евразия, 1999

  14. Мэй Р. «Любовь и воля». - М., 1997.

  15. Мэй Р. «Сила и невинность». – М., 2001.

  16. Олпорт Г. «Личность: проблема науки или искусства?». // Психология личности. Тексты. - М., 1992.

  17. Олпорт Г. «Личность в психологии». – СПб.: Ювента, 1998

  18. Перлз Ф. «Эго, голод и агрессия». - М.: Смысл, 2000.

  19. Перлз Ф. «Внутри и вне помойного ведра». - СПб., 1995.

  20. Перлз Ф. «Гештальттерапия. Теория и практика».- М., 2000.

  21. Перлз Ф. «Опыты психологии самопознания». – М., 1993.

  22. Петровский А.В. «Вопросы истории и теории психологии» // Избранный труды. - М., 1984.

  23. Пиаже Ж. Эгоцентричная речь. // Хрестоматия по общей психологии. - М., 1981.

  24. Пуселик Ф., Люис Б. «Магия НЛП без тайн». - СПб., 1995.

  25. Райх В. «Функция оргазма». - СПб-М., 1997.

  26. Роджерс К. «Эмпатия». // Психология эмоций. Тексты. - М., МГУ 1984.

  27. Рождерс К. «Несколько важных открытий». // Вестник МГУ, сер. Психология, 1990, №2

  28. Роджерс К. «Взгляд на психотерапию, становление человека». – М.: Прогресс, 1994.

  29. Роджерс К. «Клиенто-центрированная терапия». – М.: Рефл-бук, 1997.

  30. Сидоренко Е.В. «Экспериментальная групповая психология». Учебное пособие. - СПб., 1993.

  31. «Современная зарубежная психология. Тексты.» - М., 1984.

  32. Ферручи П. «Кем мы можем быть. Психосинтез как метод психологического и духовного роста.

  33. Флейвел Дж. «Генетическая психология Ж. Пиаже». - М., 1967.

  34. Франкл В. «Доктор и душа». - СПб., 1997.

  35. Фрейд З. «О клиническом психоанализе». // Избранные сочинения. - М., 1991.

  36. Фрейд З. «Психология бессознательного». - М. 1980.

  37. Фрейд А. «Психология «Я» и защитные механизмы». - М., 1994.

  38. Фрейд А. «Введение в детский психоанализ». - М., 1994.

  39. Фромм Э. «Бегство от свободы». - М., 1990.

  40. Фромм Э. «Душа человека». - М.: Республика, 1992.

  41. Фромм Э. «Психоанализ и этика». - М., 1993.

  42. Хорни К. «Женская психология». - СПб., 1991.

  43. Хорни К. «Культура и невроз». // Психология личности. Тексты. 1992.

  44. Хрестоматия по истории психологии. - М., 1980.

  45. Хьелл Л., Зиглер Д. «Теории личности». - СПб., 1996.

  46. Эллис А., Ландж А. «Не давите мне на психику». - СПб., 1997.

  47. Эллис А. «Психотренинг по методу А. Эллису». - СПб., 1999.

  48. Эллис А. «Гуманистическая психотерапия». – М., 2003

  49. Эриксон Э. «Детство и общество». - СПб., 1996.

  50. Эткинд А. «Эрос невозможного. История психоанализа в России». - СПб., 1993.

  51. Юнг К. «Архетип и символ». - СПб., 1991.

  52. Юнг К. «Аналитическая психология». - СПб., 1994.

  53. Ярошевский М.Г. «История психологии». - М., 1976.


VI. Тематический план



Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего часов

Лекции

Практические занятия

Самосто-ятельная работа

1

Формирование психологии как самостоятельной дисциплины в последней четверти XIX века. Первые психологические школы и направления.

3

3

17

23

2

Бихевиоральное направление в психологии.

4

4

20

28

3

Психоаналитическое направление в психологии:

  • Психоанализ З.Фрейда

  • Индивидуальная психология А.Адлера

  • Аналитическая психология К.Юнга

  • Неофрейдизм

8

8

30

46

4

Когнитивистское направление в психологии

4

4

21

29

5

Гуманистическое направление в психологии

4

4

20

28

6

Синтетические концепции в психологии

5

5

25

35




Итого:

28

28

133

189

Автор программы: ____________________ /Раскин В.Н./

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка. Требования к студентам iconПояснительная записка Требования к студентам
Для изучения данной дисциплины студенты должны прослушать курсы основ менеджмента, маркетинга, организационного поведения
Пояснительная записка. Требования к студентам iconПояснительная записка Требования к студентам: знания в объеме курсов «История психологии»
Обязательный минимум содержания дисциплины по гос (для дисциплин Федерального компонента)
Пояснительная записка. Требования к студентам iconI. пояснительная записка требования к студентам
Определить роль и место государственного бюджета в политическом управлении, понять общественные функции бюджета
Пояснительная записка. Требования к студентам iconПояснительная записка Требования к студентам, начинающим изучать...
Охватывает 1 этап обучения и предназначена для студентов 2-го и 3-го курсов факультета экономики
Пояснительная записка. Требования к студентам iconПояснительная записка Требования к студентам, начинающим изучать...
Охватывает 1 этап обучения и предназначена для студентов 2-го и 3-го курсов факультета юриспруденции
Пояснительная записка. Требования к студентам iconПояснительная записка Требования к студентам, начинающим изучать...
Охватывает 2-ой этап обучения и предназначена для студентов 3-го и 4-го курсов факультета менеджмента
Пояснительная записка. Требования к студентам iconПояснительная записка. 1 Требования к студентам
Преподавание курса рассчитано на студентов-психологов. Программа курса опирается на знания, полученные студентами в рамках следующих...
Пояснительная записка. Требования к студентам iconПояснительная записка. Требования к студентам
Специальная дисциплина «Управление персоналом» является обязательной для изучения современными специалистами по всем направлениям...
Пояснительная записка. Требования к студентам iconПояснительная записка основной
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...
Пояснительная записка. Требования к студентам iconПояснительная записка Требования к студентам. Приступая к изучению...
Галактионова Н. А. Социальное проектирование и социальное прогнозирование. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности...
Пояснительная записка. Требования к студентам iconПояснительная записка Автор программы: член-корр. Ран автономов В....
Главное в такой работе – показать владение концептуальным аппаратом современного естествознания, умение видеть широкие взаимосвязи...
Пояснительная записка. Требования к студентам iconПояснительная записка 3 Требования, предъявляемые к уровню подготовки поступающего на обучение 3

Пояснительная записка. Требования к студентам iconОглавление Рабочей программы по литературе 5 9 классы Пояснительная записка
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу обучения
Пояснительная записка. Требования к студентам iconПояснительная записка. Требования к уровню подготовки учащихся 6...

Пояснительная записка. Требования к студентам iconПояснительная записка рабочая программа учебной дисциплины «Основы психолингвистики»
Требования к оформлению отчета по производственной (преддипломной) практике 12
Пояснительная записка. Требования к студентам iconПояснительная записка 2 Календарно тематическое планирование 4 Требования к уровню
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса разработана на основе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск