Пояснительная записка Автор программы: член-корр. Ран автономов В. С. Требования к студентам: студенты должны предварительно прослушать курсы истории экономических учений, микроэкономики I и II, макроэкономики I и II аннотация





Скачать 104.49 Kb.
НазваниеПояснительная записка Автор программы: член-корр. Ран автономов В. С. Требования к студентам: студенты должны предварительно прослушать курсы истории экономических учений, микроэкономики I и II, макроэкономики I и II аннотация
Дата публикации24.07.2013
Размер104.49 Kb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Экономика > Самостоятельная работа


Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет - Высшая школа экономики

Факультет Экономики


Программа дисциплины
Модель человека в экономической науке
для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра
Автор проф. В.С. Автономов
Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

«Экономическая теория» экономической методологии и истории

Председатель проф. О.И. Ананьин Зав. кафедрой

__________________________ ____________________ О.И. Ананьин
«____» _____________200_ г. « 29 » августа 2008 г.


Утверждена УС факультета Экономики

Ученый секретарь Т.А. Протасевич
__________________________
«_____» _________________200_ г.

Москва
Пояснительная записка
Автор программы: член-корр. РАН Автономов В.С.

Требования к студентам: студенты должны предварительно прослушать курсы истории экономических учений, микроэкономики I и II, макроэкономики I и II
Аннотация:

Модель человека, то есть предпосылки о свойствах человеческой природы , из которых исходит данная общественная наука, является одним из основных элементов методологии анализа во всех общественных дисциплинах. Эта модель включает мотивацию человека, его интеллектуальные и информационные ресурсы. В экономической науке она играет особо важную роль, поскольку для этой области знания характерно наибольшее расстояние модельных предпосылок от эмпирически наблюдаемого человеческого поведения. По своему содержанию спецкурс тесно связан с курсами Философии и методологии экономического анализа и Истории экономических учений. Знание используемой модели человека имеет важное значение при оценке различных теоретических обоснований экономической политики.

Курс «Модель человека в экономической науке» предназначен для студентов 4 курса специализации «Прикладная экономика». Он опирается на опубликованные работы автора курса, а также публикации современных западных экономистов и социологов.

Курс состоит из лекций. На протяжении курса от студентов требуется самостоятельное изучение многочисленных работ экономистов прошлого и настоящего.

Тематический план учебной дисциплины



Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1

Экономический человек – общая характеристика



12

5




7

2

Экономический человек и модели человека в других общественных науках

12

5




7

3

Методологический статус модели человека в экономической науке

15

6




9

4

Историческая эволюция модели человека в экономической науке

15

6




9




Итого:

54

22




32


Формы контроля:
Текущий контроль – эссе.

Итоговый контроль осуществляется с помощью устного зачета.

Итоговая оценка складывается из оценки на зачете (60 баллов), эссе (40 баллов).


Формирование итоговой оценки


Оценка по десятибалльной системе

Количество баллов




10

94-100

зачет

9

87-93

зачет

8

80-86

зачет

7

70-79

зачет

6

60-69

зачет

5

50-59

зачет

4

40-49

зачет

3

30-39

незачет

2

20-29

незачет

1

19 и ниже

незачет


Содержание программы
1. Экономический человек – общая характеристика


    1. Необходимость модели человека в общественных науках

    2. Основные компоненты любой модели человека в общественных науках: мотивационный, информационный, когнитивный

    3. Общая характеристика модели человека в основном (неоклассическом) течении современной экономической науки: соотношение предпочтений и ограничений, способность к оценке, роль собственного интереса.и утилитаристской этики, ограниченность информации и т.д

    4. Понятие экономической рациональности. Формальная и субстантивная рациональность. Значение методологического индивидуализма. Определение экономической науки через экономически рациональное поведение.


2. Экономический человек и модели человека в других общественных науках
2.1.. Сопоставление моделей человека в экономической теории и психологии. Разный методологический статус моделей человека в экономике и психологии. Воздействие психологии на экономическую теорию.

2.2. Сопоставление моделей человека в экономической теории и социологии. Методологический коллективизм против методологического индивидуализма.

2.3. Модели человека и проблема междисциплинарных исследований в общественных науках. Эклектизм и империализм.
3.Методологический статус модели человека в экономической науке
3.1 Критика модели экономического человека с моральных позиций и ее неадекватность..

3.2 Возможность верификации модели человека в экономической науке – различные точки зрения
4. Историческая эволюция модели человека в экономической науке.
4.1 Английская классическая школа. Историческая школа. Марксистская система. Маржиналистская революция. Институционализм. Теоретическая система Кейнса.

4.2. Главные компоненты модели человека в основном течении современной экономической теории. Относительная неизменность потребностей, их независимость от ограничений. Самоконтроль. Собственный интерес или эгоизм? Предпочтения и нормы. Этические ограничения экономического поведения. Информация и рациональность.

4.3. Модели человека в альтернативных основному течению направлениях современной экономической теории. Радикальный субъективизм. Поведенческая экономическая теория. Концепции переменной рациональности. Неоавстрийская школа. Институционализм и неоинституционализм.

4.4. Модели человека в различных отраслях современной экономической теории. Финансовые рынки. Теория фирмы, Поведение потребителей. Теория экономического цикла. Теория предпринимательской функции.

4.5. Модели человека в теориях переходной экономики.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
1. Литература:

Основная

  1. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998

  2. Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории. М.: Наука, 1993


Дополнительная

    1. Алле М. Поведение рационального человека в условиях риска. //THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып.5. М. 1994

    2. Алле М. Современная экономическая наука и факты //THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып.4. М. 1994

    3. Беккер Г., Стиглер Дж. О вкусах не спорят // США: экономика, политика, идеология. 1994 N 1,2

    4. Беккер Г. Экономика семьи и макроповедение// США: экономика, политика, идеология. 1994 N 2,3

    5. Бруннер К. Представление о человеке и концепция социума: два подхода к пониманию. общества//THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып.3. М. 1993

    6. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания// Вебер М. Избранные произведения. М.:1990

    7. Капелюшников Р.И. В наступлении – Homo oeconomicus//Мировая экономика и международные отношения, 1989 N4

    8. Капелюшников Р.И. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению//// США: экономика, политика, идеология. 1993 N 11

    9. Лезурн Ж. Основные элементы теории полезности//THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып.3. М. 1993

    10. Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления//THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып.3. М. 1993

    11. Уильямсон О. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа//THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып.3. М. 1993

    12. Шумейкер П. Модель ожидаемой полезности: разновидности, подходы, результаты и пределы возможностей//THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып.5. М. 1994

    13. Шумпетер Й. История экономического анализа. Часть 1. Спб.: Экономическая школа, 2001

    14. Эльстер Ю. Социальные нормы и экономическая теория //THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып.3. М. 1993


2. Тематика заданий по различным формам текущего контроля:
Студентам предлагается написать эссе, посвященное модели человека в различных областях экономической теории: микроэкономики, макроэкономики, институциональной экономики и т.д.
Требования к эссе:

Эссе - это самостоятельная письменная работа студента на темы, предложенные преподавателем. Она должны содержать:

- введение, содержащее постановку проблемы;

- основную часть, содержащую логически последовательное изложение темы (предпосылок и путей решения поставленной проблемы);

- краткие выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме;

- список использованной литературы (указывается только та литература, которой фактически пользовался автор; все случаи использования источников - цитаты, сведения, оценки и т.д. - отмечаются ссылками в виде сносок или примечаний с указанием страниц источника).
Объем эссе должен составлять примерно 3-5 страниц (до 2 тыс. слов), печатного текста (шрифт Times, размер 12, один интервал). Включение в эссе материалов, не имеющих прямого отношения к теме, а также источников, не указанных в базовом списке литературы (в частности, текстов из Интернета), служит основанием для признания работы не соответствующей требованиям или существенного снижения общей оценки.


Эссе оценивается по следующим критериям:

  1. самостоятельность выполнения работы, способность аргументировано защищать основные положения и выводы (+/-);

  2. соответствие формальным требованиям: структура, наличие списка литературы, сносок, грамотность изложения;

  1. способность сформулировать проблему;

  1. уровень освоения темы и изложения материала: обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмысливать выявленные факты, логика изложения;

  1. четкость и содержательность выводов.


Примерные темы для эссе:



  1. Модель человека в классической политэкономии

  2. Модель человека в марксистской экономической теории

  3. Модель человека в концепциях исторической школы

  4. Модель человека основных школ маржинализма

  5. Модели человека в микроэкономике (теории общего равновесия, теориях потребительского выбора, теории отраслевых рынков, теориях фирмы)

  6. Модели человека в макроэкономических теориях роста

  7. Модели человека в теориях макроэкономической политики

  8. Модели человека в институциональной экономике

  9. Модели человека в эволюционной экономике

  10. Модели человека в теориях финансовых рынков

  11. Модели человека в теориях переходной экономики

  12. Модели человека в различных областях экономической теории

  13. Модели человека в теориях предпринимательства

  14. Модель человека в радикальном субъективизме

  15. Модель человека в поведенческой и экспериментальной экономике


Автор программы: _____________________________/ В.С. Автономов/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Автор программы: член-корр. Ран автономов В. С. Требования к студентам: студенты должны предварительно прослушать курсы истории экономических учений, микроэкономики I и II, макроэкономики I и II аннотация iconПояснительная записка Требования к студентам. Предварительно студенты...
Предварительно студенты должны прослушать курс общей и социальной психологии, анатомии и физиологии цнс и физиологии внд
Пояснительная записка Автор программы: член-корр. Ран автономов В. С. Требования к студентам: студенты должны предварительно прослушать курсы истории экономических учений, микроэкономики I и II, макроэкономики I и II аннотация iconПояснительная записка Требования к студентам
Для изучения данной дисциплины студенты должны прослушать курсы основ менеджмента, маркетинга, организационного поведения
Пояснительная записка Автор программы: член-корр. Ран автономов В. С. Требования к студентам: студенты должны предварительно прослушать курсы истории экономических учений, микроэкономики I и II, макроэкономики I и II аннотация iconПрограмма дисциплины Международная экономика для направления 080100. 62 «Экономика»
Требования к студентам: овладение в полном объеме материалом курсов микроэкономики и макроэкономики, истории экономических учений,...
Пояснительная записка Автор программы: член-корр. Ран автономов В. С. Требования к студентам: студенты должны предварительно прослушать курсы истории экономических учений, микроэкономики I и II, макроэкономики I и II аннотация iconПрограмма дисциплины «Управление государственным долгом» для направления...
Для успешного изучения курса предварительно студенты должны прослушать курсы по макроэкономике, по мировой экономике и по основам...
Пояснительная записка Автор программы: член-корр. Ран автономов В. С. Требования к студентам: студенты должны предварительно прослушать курсы истории экономических учений, микроэкономики I и II, макроэкономики I и II аннотация iconПрограмма дисциплины «Управление государственным долгом» для направления...
Для успешного изучения курса предварительно студенты должны прослушать курсы по макроэкономике, по мировой экономике и по основам...
Пояснительная записка Автор программы: член-корр. Ран автономов В. С. Требования к студентам: студенты должны предварительно прослушать курсы истории экономических учений, микроэкономики I и II, макроэкономики I и II аннотация iconПрограмма дисциплины человеческое развитие для направления 080100....
«Экономика» по специализации «Прикладная экономика». Студенты, приступающие к изучению курса, должны иметь базовые знания в области...
Пояснительная записка Автор программы: член-корр. Ран автономов В. С. Требования к студентам: студенты должны предварительно прослушать курсы истории экономических учений, микроэкономики I и II, макроэкономики I и II аннотация iconМетодические рекомендации по написанию курсовой работы по «Истории экономических учений»
Рф для экономических специальностей. История экономических учений – экономическая наука, изучающая генезис и эволюцию экономического...
Пояснительная записка Автор программы: член-корр. Ран автономов В. С. Требования к студентам: студенты должны предварительно прослушать курсы истории экономических учений, микроэкономики I и II, макроэкономики I и II аннотация iconПрограмма дисциплины «Математика (Системный анализ)» По направлению...
Для успешного освоения курса изучающие эту дисциплину студенты должны предварительно освоить следующие курсы
Пояснительная записка Автор программы: член-корр. Ран автономов В. С. Требования к студентам: студенты должны предварительно прослушать курсы истории экономических учений, микроэкономики I и II, макроэкономики I и II аннотация iconПрограмма дисциплины «Экономика теневого сектора (Экономический анализ...
Студенты должны владеть курсом экономической теории в объеме "Микроэкономика-2" и "Макроэкономика-2" и прослушать курс "Институциональная...
Пояснительная записка Автор программы: член-корр. Ран автономов В. С. Требования к студентам: студенты должны предварительно прослушать курсы истории экономических учений, микроэкономики I и II, макроэкономики I и II аннотация iconСамая молодая природная нефть земли
Член-корр. Ран с. Д. Варфоломеев, Г. А. Карпов, Х. А. Синал, С. М. Ломакин, Е. Н. Николаев
Пояснительная записка Автор программы: член-корр. Ран автономов В. С. Требования к студентам: студенты должны предварительно прослушать курсы истории экономических учений, микроэкономики I и II, макроэкономики I и II аннотация iconПрограмма дисциплины «Экономико-математические методы и модели в...
...
Пояснительная записка Автор программы: член-корр. Ран автономов В. С. Требования к студентам: студенты должны предварительно прослушать курсы истории экономических учений, микроэкономики I и II, макроэкономики I и II аннотация iconКонтрольная работа в процессе изучения «Истории экономических учений»
Освоение курса истории экономических учений усвоение студентами основных тенденций развития мировой экономической мысли, позволяет...
Пояснительная записка Автор программы: член-корр. Ран автономов В. С. Требования к студентам: студенты должны предварительно прослушать курсы истории экономических учений, микроэкономики I и II, макроэкономики I и II аннотация iconКонтрольная работа в процессе изучения «Истории экономических учений»
Освоение курса истории экономических учений усвоение студентами основных тенденций развития мировой экономической мысли, позволяет...
Пояснительная записка Автор программы: член-корр. Ран автономов В. С. Требования к студентам: студенты должны предварительно прослушать курсы истории экономических учений, микроэкономики I и II, макроэкономики I и II аннотация iconУтверждаю: Директор иг унц ран член корр ран в. Н. Пучков 2012 года положение
«Многообразные связи, возникающие между соци­альными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной,...
Пояснительная записка Автор программы: член-корр. Ран автономов В. С. Требования к студентам: студенты должны предварительно прослушать курсы истории экономических учений, микроэкономики I и II, макроэкономики I и II аннотация iconДоговор об оказании платных образовательных услуг
Требования к студентам: Студенты, приступающие к изучению курса, должны иметь базовые знания в области общей социологии и истории...
Пояснительная записка Автор программы: член-корр. Ран автономов В. С. Требования к студентам: студенты должны предварительно прослушать курсы истории экономических учений, микроэкономики I и II, макроэкономики I и II аннотация iconПедагогические технологии герман константинович селевко
Требования к студентам: Студенты, приступающие к изучению курса, должны иметь базовые знания в области общей социологии и истории...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск