Скачать 104.49 Kb.
|
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет - Высшая школа экономики Факультет Экономики Программа дисциплины Модель человека в экономической науке для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра Автор проф. В.С. Автономов Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры «Экономическая теория» экономической методологии и истории Председатель проф. О.И. Ананьин Зав. кафедрой __________________________ ____________________ О.И. Ананьин «____» _____________200_ г. « 29 » августа 2008 г. Утверждена УС факультета Экономики Ученый секретарь Т.А. Протасевич __________________________ «_____» _________________200_ г. Москва Пояснительная записка Автор программы: член-корр. РАН Автономов В.С. Требования к студентам: студенты должны предварительно прослушать курсы истории экономических учений, микроэкономики I и II, макроэкономики I и II Аннотация: Модель человека, то есть предпосылки о свойствах человеческой природы , из которых исходит данная общественная наука, является одним из основных элементов методологии анализа во всех общественных дисциплинах. Эта модель включает мотивацию человека, его интеллектуальные и информационные ресурсы. В экономической науке она играет особо важную роль, поскольку для этой области знания характерно наибольшее расстояние модельных предпосылок от эмпирически наблюдаемого человеческого поведения. По своему содержанию спецкурс тесно связан с курсами Философии и методологии экономического анализа и Истории экономических учений. Знание используемой модели человека имеет важное значение при оценке различных теоретических обоснований экономической политики. Курс «Модель человека в экономической науке» предназначен для студентов 4 курса специализации «Прикладная экономика». Он опирается на опубликованные работы автора курса, а также публикации современных западных экономистов и социологов. Курс состоит из лекций. На протяжении курса от студентов требуется самостоятельное изучение многочисленных работ экономистов прошлого и настоящего. Тематический план учебной дисциплины
Формы контроля: Текущий контроль – эссе. Итоговый контроль осуществляется с помощью устного зачета. Итоговая оценка складывается из оценки на зачете (60 баллов), эссе (40 баллов). Формирование итоговой оценки
Содержание программы 1. Экономический человек – общая характеристика
2. Экономический человек и модели человека в других общественных науках 2.1.. Сопоставление моделей человека в экономической теории и психологии. Разный методологический статус моделей человека в экономике и психологии. Воздействие психологии на экономическую теорию. 2.2. Сопоставление моделей человека в экономической теории и социологии. Методологический коллективизм против методологического индивидуализма. 2.3. Модели человека и проблема междисциплинарных исследований в общественных науках. Эклектизм и империализм. 3.Методологический статус модели человека в экономической науке 3.1 Критика модели экономического человека с моральных позиций и ее неадекватность.. 3.2 Возможность верификации модели человека в экономической науке – различные точки зрения 4. Историческая эволюция модели человека в экономической науке. 4.1 Английская классическая школа. Историческая школа. Марксистская система. Маржиналистская революция. Институционализм. Теоретическая система Кейнса. 4.2. Главные компоненты модели человека в основном течении современной экономической теории. Относительная неизменность потребностей, их независимость от ограничений. Самоконтроль. Собственный интерес или эгоизм? Предпочтения и нормы. Этические ограничения экономического поведения. Информация и рациональность. 4.3. Модели человека в альтернативных основному течению направлениях современной экономической теории. Радикальный субъективизм. Поведенческая экономическая теория. Концепции переменной рациональности. Неоавстрийская школа. Институционализм и неоинституционализм. 4.4. Модели человека в различных отраслях современной экономической теории. Финансовые рынки. Теория фирмы, Поведение потребителей. Теория экономического цикла. Теория предпринимательской функции. 4.5. Модели человека в теориях переходной экономики. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 1. Литература: Основная
Дополнительная
2. Тематика заданий по различным формам текущего контроля: Студентам предлагается написать эссе, посвященное модели человека в различных областях экономической теории: микроэкономики, макроэкономики, институциональной экономики и т.д. Требования к эссе: Эссе - это самостоятельная письменная работа студента на темы, предложенные преподавателем. Она должны содержать: - введение, содержащее постановку проблемы; - основную часть, содержащую логически последовательное изложение темы (предпосылок и путей решения поставленной проблемы); - краткие выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме; - список использованной литературы (указывается только та литература, которой фактически пользовался автор; все случаи использования источников - цитаты, сведения, оценки и т.д. - отмечаются ссылками в виде сносок или примечаний с указанием страниц источника). Объем эссе должен составлять примерно 3-5 страниц (до 2 тыс. слов), печатного текста (шрифт Times, размер 12, один интервал). Включение в эссе материалов, не имеющих прямого отношения к теме, а также источников, не указанных в базовом списке литературы (в частности, текстов из Интернета), служит основанием для признания работы не соответствующей требованиям или существенного снижения общей оценки. Эссе оценивается по следующим критериям:
Примерные темы для эссе:
Автор программы: _____________________________/ В.С. Автономов/ |
Пояснительная записка Требования к студентам. Предварительно студенты... Предварительно студенты должны прослушать курс общей и социальной психологии, анатомии и физиологии цнс и физиологии внд | Пояснительная записка Требования к студентам Для изучения данной дисциплины студенты должны прослушать курсы основ менеджмента, маркетинга, организационного поведения | ||
Программа дисциплины Международная экономика для направления 080100. 62 «Экономика» Требования к студентам: овладение в полном объеме материалом курсов микроэкономики и макроэкономики, истории экономических учений,... | Программа дисциплины «Управление государственным долгом» для направления... Для успешного изучения курса предварительно студенты должны прослушать курсы по макроэкономике, по мировой экономике и по основам... | ||
Программа дисциплины «Управление государственным долгом» для направления... Для успешного изучения курса предварительно студенты должны прослушать курсы по макроэкономике, по мировой экономике и по основам... | Программа дисциплины человеческое развитие для направления 080100.... «Экономика» по специализации «Прикладная экономика». Студенты, приступающие к изучению курса, должны иметь базовые знания в области... | ||
Методические рекомендации по написанию курсовой работы по «Истории экономических учений» Рф для экономических специальностей. История экономических учений – экономическая наука, изучающая генезис и эволюцию экономического... | Программа дисциплины «Математика (Системный анализ)» По направлению... Для успешного освоения курса изучающие эту дисциплину студенты должны предварительно освоить следующие курсы | ||
Программа дисциплины «Экономика теневого сектора (Экономический анализ... Студенты должны владеть курсом экономической теории в объеме "Микроэкономика-2" и "Макроэкономика-2" и прослушать курс "Институциональная... | Самая молодая природная нефть земли Член-корр. Ран с. Д. Варфоломеев, Г. А. Карпов, Х. А. Синал, С. М. Ломакин, Е. Н. Николаев | ||
Программа дисциплины «Экономико-математические методы и модели в... ... | Контрольная работа в процессе изучения «Истории экономических учений» Освоение курса истории экономических учений усвоение студентами основных тенденций развития мировой экономической мысли, позволяет... | ||
Контрольная работа в процессе изучения «Истории экономических учений» Освоение курса истории экономических учений усвоение студентами основных тенденций развития мировой экономической мысли, позволяет... | Утверждаю: Директор иг унц ран член корр ран в. Н. Пучков 2012 года положение «Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной,... | ||
Договор об оказании платных образовательных услуг Требования к студентам: Студенты, приступающие к изучению курса, должны иметь базовые знания в области общей социологии и истории... | Педагогические технологии герман константинович селевко Требования к студентам: Студенты, приступающие к изучению курса, должны иметь базовые знания в области общей социологии и истории... |