Скачать 92.32 Kb.
|
Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «История экономических учений»
Для студентов заочной формы обучения Пояснительная записка В настоящих динамично развивающихся условиях хозяйствования все более востребованным становится перспективное видение путей развития экономики страны и ее хозяйствующих субъектов. Поэтому, для того чтобы хорошо разбираться в современной экономической ситуации необходимо знать историю развития экономики и экономической научной мысли. Освоение курса истории экономических учений усвоение студентами основных тенденций развития мировой экономической мысли, позволяет сформировать собственное экономическое мышление. Темы расположены с учетом периодизации развития мировой экономической мысли. Цель дисциплины: - усвоение студентами основных тенденций развития мировой экономической мысли, позволяющее сформировать собственное экономическое мышление. Задачи курса: - формирование категориально-понятийного аппарата; - определение субъективных и объективных факторов, оказывающих влияние на развитие экономических систем в рамках конкретных исторических условий; - выведение общих экономических законов и закономерностей функционирования экономики; - представление многоуровневых систем управления экономическим развитием на различных этапах, в конкретных социально-экономических условиях; - оценка эффективности управления экономическими процессами на основе системы микро-и макроэкономических показателей. Контрольная работа В процессе изучения «Истории экономических учений» студент-заочник должен выполнить одну контрольную работу. Выполнение контрольной работы является итогом самостоятельного изучения студентом определенного раздела дисциплины. После изучения соответствующей литературы студент приступает к самостоятельному выполнению контрольной работы. В ней требуется всесторонне раскрыть основные вопросы плана, показать их глубокое знание и понимание. Требования, предъявляемые к контрольной работе
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ А. Экономическая мысль Древней Греции (Платон, Аристотель). Б. Сущность и этапы «маржинальной революции». В. Экономическая мысль позднего средневековья (Ф. Аквинский, Н. Орем). Г. К. Менгер о «хозяйстве Робинзона», «комплементарности благ» и их стоимости («теория вменения»). Д. Ранний меркантилизм и его особенности. Е. «Теория ожидания» О. Бём-Баверка. Ж. Общая характеристика классической политической экономии. З. Маржинальные концепции У. Джевонса. И. Теоретические положения У. Петти о богатстве, деньгах и торговом ка- питале. К.Маржинальные концепции Л. Вальраса. Л.Экономические воззрения П. Буагильбера. М.Теоретические положения А. Маршалла о предмете и методе «эконо- микс», стоимости (рыночной цене) и эластичности спроса. Н.Экономическое учение физиократов. Ф. Кенэ о «чистом продукте». О.Концепция Дж.Б. Кларка о статике и динамике. П.Экономические воззрения А. Тюрго. Р.Концепция реформ Т. Веблена. С.Предмет и метод изучения А. Смита. Т.Общая характеристика институционализма. У.Теоретические положения А. Смита о разделении труда, классах, сто- имости и доходах. Ф.Концепция общего экономического равновесия В. Парето. Х.Теоретические положения Д. Рикардо о стоимости, заработной плате и прибыли. Ц.Теоретические положения Ж.Б. Сэя о трёх факторах производства, сто- имости и доходах. Ч.Теоретические положения Т. Мальтуса о стоимости, «третьих лицах» и воспроизводстве. Ш.«Дифференциация продукта» и неценовые факторы конкуренции в те- ории монополистической конкуренции Э. Чемберлина. Щ.Дж.С. Миль о законах производства и распределения, «нейтральности» денег, стоимости, «рабочем фонде». Ю.Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсона. Я.Методологические особенности исторической школы Германии. А.Предмет и метод изучения Дж. М. Кейнса. Б.Экономические воззрения П. Прудона. В.Неокейнсианские доктрины государственного регулирования экономики. Г.Экономические воззрения социалистов-утопистов начала ХIX в. Д.Неоклассический синтез П. Самуэльсона. Е.Предмет и метод изучения К. Маркса. Ж.Чикагская школа неолиберализма. Монетаризм М. Фридмена. З.Экономические воззрения С. Сисмонди. И.Концепция социального рыночного хозяйства. Ордолиберализм. К.Концепция реформ П. Прудона. Л.Предыстория и история экономической науки в «Экономикс» П. Саму- эльсона. М.Экономическая мысль Древнего Востока (Египет, Вавилония). Н.Теоретические положения У. Петти о стоимости и доходах рабочих и собственников денежного капитала и земли. О.Теория народонаселения Т. Мальтуса. П.Феномен избытка мощности в теории монополистической конкурен- ции Э. Чемберлина. Р.Поздний меркантилизм и его особенности. С.Теоретические положения А. Маршалла о предельных издержках про- изводства, влиянии уровня процентной ставки на склонность к накопле- нию (сбережению). Т.Теоретические положения А. Смита о производительном труде, капита- ле и воспроизводстве. У.Экономическая мысль Древнего Рима. Ф.Средневековая экономическая мысль арабского Востока. Ибн-Хальдун. Х.Теоретические положения К. Маркса о стоимости, цене производства и прибавочной стоимости. Ц.Экономическая мысль раннего средневековья. Августин. Ч.Теоретические положения К. Маркса о производительном труде, капи- тале и воспроизводстве. Ш.Теоретические положения К. Маркса о деньгах, заработной плате, при- были, ренте. Щ.Предшественники маржинализма. «Законы Госсена». Э.Теоретические положения Ф. Кенэ о производительном труде и капитале. Ю.«Закон предельной производительности» Дж.Б. Кларка. Я.Теоретические положения Д. Рикардо о ренте, деньгах и воспроизводстве. А.Принцип убывающей полезности по О. Бём-Баверку. Б.«Закон рынков» Ж.Б. Сэя. В.Концепция К. Менгера об обмене благ и его роли в экономической жизни. Г.«Железный закон заработной платы» Т. Мальтуса. Д.Меры государственного регулирования экономики в учении Дж.М. Кейнса. Е.Экономическая мысль феодальной России (А. Ордин-Нащокин, Ю. Кри- жанич, И. Посошков. Ж.Предшественники исторической школы Германии. З.Экономическая мысль Древней Индии («Артхашастра»). И.Особенности способов определения суммарной полезности в трудах Ф. Визера и О. Бём-Баверка. К.Доктрины Дж.С. Миля о сферах «бессилия рынка» и социальных ре- формах. Л.Сущность концепции «оптимума Парето». «Кривые безразличия» в учении В. Парето. М.Историческое значение меркантилизма. Кольбертизм. Н.Концепция реформ С. Сисмонди. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ТЕСТА 1. Авторы первого этапа «маржинальной революции» определяют стоимость (ценность) на основе: 1) трудовой теории; 2) теории издержек; 3) теории предельной полезности; 4) выявления равновесной цены, определяемой предельной полезностью и предельными издержками. 2.Стоимость товара А. Маршаллом характеризуется на основе: 1) трудовой теории; 2) теории издержек; 3) теории предельной полезности; 4) выявления равновесной цены, определяемой предельной полезностью и предельными издержками. 3.Критерием достижения общего экономического равновесия, по мысли В. Парето, следует считать: 1) максимизацию полезности; 2) выявление суммарной полезности; 3) измерение соотношения предпочтений конкретных индивидов; 4) выявление предельной полезности. 4.В качестве предмета экономического анализа институционализм выдвигает: 1) сферу производства; 2) сферу производства и обращения; 3) сферу обращения; 4) экономические и неэкономические факторы. 5.Понятие «эффект Веблена» характеризует ситуацию влияния потребительского поведения на рост спроса в связи: 1) с неизменными ценами; 2) со снизившимся уровнем цен; 3) с возросшим уровнем цен. 6.Согласно Дж. Коммонсу стоимость формируется: 1) затратами труда; 2) издержками; 3) соотношением спроса и предложения; 4) юридическим соглашением «коллективных институтов». 7.Антимонопольные концепции Т. Веблена и Дж. Коммонса были впервые апробированы: 1) до мирового экономического кризиса 1929 - 1933 гг.; 2) в период «нового курса» Ф.Рузвельта; 3) после Второй Мировой войны. 8.В теории монополистической конкуренции Э. Чемберлина основным признаком «дифференциации продукта» является наличие у товара (услуги) одного из продавцов какого-либо существенного отличительного признака, который может быть: 1) реальным; 2) воображаемым; 3) как реальным, так и воображаемым. 9.В условиях несовершенной конкуренции, согласно Дж. Робинсон, размеры (мощности) фирм: 1) превышают оптимальный уровень; 2) оптимальны; 3) не достигают оптимального уровня. 10.Из нижеприведенных положений методологии исследования Дж. М. Кейнса противоречит положение: 1) приоритет микроэкономического анализа; 2) приоритет макроэкономического анализа; 3) концепция «эффективного спроса»; 5) мультипликатор инвестиций; 6) склонность к ликвидности. 11. Термин «социальное рыночное хозяйство» впервые использовал: 1) Дж. М. Кейнс; 2) П. Самуэльсон; 3) М. Фридмен; 4) А. Мюллер-Армак; 5) К. Менгер. 12.Лидер Чикагской школы неолиберализма М. Фридмен в своей концепции государственного регулирования экономики основополагающими считает принципы: 1) приоритетности неденежных факторов; 2) стабильности «кривой Филлипса»; 3) нестабильности «кривой Филлипса». Литература: Основная:
Дополнительная:
|
Контрольная работа в процессе изучения «Истории экономических учений» Освоение курса истории экономических учений усвоение студентами основных тенденций развития мировой экономической мысли, позволяет... | Методические рекомендации по написанию курсовой работы по «Истории экономических учений» Рф для экономических специальностей. История экономических учений – экономическая наука, изучающая генезис и эволюцию экономического... | ||
Тесты по Истории экономических учений Тема Предмет и метод истории... В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской... | Методические указания по изучению курса «История экономических учений» Учебный курс истории экономических учений связан с такими учебными курсами как: экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика,... | ||
Цели и задачи курса «История экономических учений» Цель изучения... Х1х-хх вв.; основных представителей ведущих научных школ и направления их научного поиска, а также значение их исследования для современной... | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «История экономических учений» Самостоятельная работа аспирантов является неотъемлемой составной частью учебного процесса | ||
История экономических учений Методические указания по самостоятельной... Методические указания предназначены для студентов 1-го курса очной формы обучения, изучающих историю экономических учений. Данные... | Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» Дисциплина «История экономических учений», индекс б. 2 относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла... | ||
История экономических учений Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2008 (или... | История экономических учений Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2008 (или... | ||
Учебно-методический комплекс наименование дисциплины История экономических... ... | История экономических учений Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000-2009.... | ||
История экономических учений Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000-2009.... | История экономических учений Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000-2009.... | ||
История экономических учений Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000 (или... | История экономических учений Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000 (или... |