Рабочая программа дисциплины «История экономических учений»





НазваниеРабочая программа дисциплины «История экономических учений»
страница1/4
Дата публикации01.03.2016
Размер0.54 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Экономика > Рабочая программа
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет

УТВЕРЖДАЮ
Декан ФЭМИТ
___________ С.А. Баркалов.




«_08_ »_сентября__2014г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


дисциплины
«История экономических учений»


Направление подготовки (специальность)

____________080101___________Экономическая безопасность_________
Профиль (Специализация)

__________________________Экономико-правовое обеспечение_________
Квалификация (степень) выпускника_______Специалист______________
Нормативный срок обучения ____________5 лет___________________

Форма обучения ______________________Очная___________________

Автор программы – С.В. Беляева, канд. экон. наук, доцент.
Программа обсуждена на заседании кафедры

«Экономической теории и основ предпринимательства»

«02» сентября 2014 года. Протокол № 1.

Зав. кафедрой д-р экон. наук., проф. ____________________________ В.В. Гасилов


Воронеж 2014

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Цели дисциплины - изучение фундаментальных положений мировой и отечественной экономической мысли, создание широкого кругозора в сфере экономических теорий, выработку творческого подхода к решению экономических задач путем знакомства с разными вариантами теоретических объяснений экономических явлений и закономерностей.

1.2. Задачи освоения дисциплины:

- познакомить с основными этапами и направлениями развития экономической мысли;

- показать богатство и разнообразие идейного и методологического арсенала экономической науки;

- содействовать осмыслению вклада крупнейших экономистов прошлого, важнейших научных школ в познание экономической реальности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «История экономических учений», индекс С3.Б.2 относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла учебного плана.

Дисциплина «История экономических учений» базируется на знаниях и навыках приобретенных студентами в ходе изучения философии, экономики.

Дисциплина «История экономических учений» является предшествующей для дисциплин профильной направленности.

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Способность ориентироваться в политических и социальных процессах, использовать знания и методы гуманитарных и социальных наук при решении профессиональных задач (ОК-4);

Способность применять математический инструментарий для решения экономических задач (ОК-15);

Способность подготавливать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

Способность выявлять и использовать взаимосвязь и взаимозависимость экономических и правовых явлений в профессиональной деятельности (ПК-9);

Способность обеспечивать экономико-правовую защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ПК-11).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:


  • основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;

  • этапы становления экономической науки, характер экономических воззрений в докапиталистических обществах, особенности ранних экономико-политических доктрин (меркантилизм) и первых научных школ экономической мысли (физиократия, классическая политическая экономия, историческая школа); историю формирования и основные идеи главных направлений современной экономической мысли: марксизма, австрийской школы, неоклассического направления (лозаннской школы, маршаллианства, монетаризма и «новой классики»); кейнсианства; институционализма и эволюционной экономики; особенности развития экономической науки в России и вклада российских ученых (М.Туган-Барановского, Н.Кондратьева, Л.Канторовича) в развитие мировой экономической мысли, основные идеи дискуссии по теории планового хозяйства в 20-е гг. ХХ в.; традицию экономико-математической школы в России и СССР.

  • характер и многообразие современного экономического знания, его взаимосвязи с экономической политикой, идеологическими доктринами и национальными культурами;

  • связь между предпосылками различных экономических теорий, мерой точности их выводов и областью применимости.


Уметь:

  • на основе опыта различных школ экономической мысли анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;

  • ясно формулировать собственную позицию по важнейшим дискуссионным вопросам экономической теории, осознавать идейно-теоретические предпосылки такой позиции.

  • ориентироваться в современных идейно-теоретических и экономико-политических дискуссиях, определять место теоретических концепций и экономико-политических доктрин в структуре основных школ и направлений экономической мысли;

  • оценивать экономические идеи и экономико-политические доктрины с учетом их идеологических и ценностных предпосылок и сферы применимости.


Владеть:

  • понятийным аппаратом истории экономических учений и важнейшими терминами основных школ и направлений экономической мысли;

  • методологическими подходами к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче;

  • навыками поиска и использования информации об экономических концепциях в разрезе исторических эпох и направлений (школ) экономической мысли;

  • навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.


4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины «История экономических учений» составляет 3 зачетные единицы и 108 часов.



Вид учебной работы

Всего

часов

Семестры







1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего)

57/-

-/-

57/-

-/-

-/-

В том числе:
















Лекции

19/-

-/-

19/-

-/-

-/-

Практические занятия (ПЗ)

38/-

-/-

-/-

-/-

-/-

Лабораторные работы (ЛР)

-/-

-/-

-/-

-/-

-/-

Самостоятельная работа (всего)

51/-

-/-

51/-

-/-

-/-

В том числе:
















Курсовой проект

-/-

-/-

-/-

-/-

-/-

Контрольная работа

-/-

-/-

-/-

-/-

-/-

Вид промежуточной аттестации

(зачет, экзамен)

Зачет с оценкой




Зачет с оценкой







Общая трудоемкость час

зач. ед.

108/-




108/-










3/-




3/-







Примечание: здесь и далее числитель – очная/знаменатель – заочная формы обучения.

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание разделов дисциплины

п/п

Наименование раздела

дисциплины

Содержание раздела

1

Экономическая мысль древнего и античного мира. Экономические воззрения эпохи средневековья.

Экономическая мысль древнего и античного мира. Экономические воззрения эпохи средневековья. Предмет, цель и задачи курса. Значение курса в современных российских условиях. Основные этапы развития экономической теории. Методология курса. Экономическая мысль Древнего Востока (Вавилония, Египет, Индия, Китай). Развитие экономической мысли греческого полиса. Ксенофонт, Платон, Аристотель. Проблемы римской латифундии в агрономических трактатах Катона, Варрона, Колумеллы. Идеи гракховского аграрного движения. Экономическая мысль арабских стран. Воззрения Ибн-Хальдуна. Особенности экономических идей запад-ного Средневековья. «Салическая правда», «Капитулярий о виллах». Экономические воззрения канонистов. Августин. Фома Аквннскнй

2

Меркантилизм. Классическая политическая экономия. Утопический социализм.

Меркантилизм - первая школа экономической теории. Доктрина торгового баланса. Особенности меркантилизма в отдельных странах. Обоснование протекционизма. У.Стаффорд (Англия), Т. Мен (Англия), А. Монкретьен (Франция). Критика А. Смитом меркантилизма. Меркантилизм и современная экономическая теория. Исторические условия возникновения и общая характеристика класс-сической политической экономии. Экономические исследования У. Петти и П.Буагнльбера. Экономическая школа физиократов. Ф. Кенэ и его концепции. А. Тюрго. А. Смит и его основные экономические идеи. Формирование экономической науки как системы. Д. Рикардо и его экономические взгляды. Последователи и оппоненты классической школы. Ж.-Б. Сэй и его теория рынков. Т. Мальтус: «Закон народонаселения». С. Сисмонди. Дж.С. Милль. Значение идей классической школы для современности. Исторические предпосылки возникновения идей утопического социализма. Главные черты социальных н экономических систем государств-утопий у Т. Мора, Т. Кампанеллы, в проектах А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна.

3

Экономическая теория К. Маркса. Исторические условия возникновения марксизма.

Методологические принципы. Марксизм о движущих силах и механизме общественного развития, об основных чертах экономической системы социализма и коммунизма. Структура и основные проблемы "Капитала". Марксистские теории стоимости, денег, заработной платы, прибавочной стоимости. Всеобщий закон капиталистического накопления. Анализ общественного воспроизводства и межотраслевого перелива капитала - наиболее важный вклад К. Маркса в экономическую науку.

4

Маржинализм. Неоклассическое и институцинально-социальное направления.

Генезис неоклассического и институционально-социального направления в экономической теории. Маржиналистская революция. Предмет и метод маржиналистской неоклассической теории. Исследования И. Тюнена, А. Курно, Г. Госсена. Австрийская школа (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк). Кембриджская школа. (А. Маршалл, А. Пигу). Американская школа (Дж.Б.Кларка). Лозаннская школа (Л. Вальрас, В. Парето). Социально-экономические и научные предпосылки поворота от маржинализма к институционализму в начале XX века. Историческая школа (Ф. Лист, Г. Шмоллер, Л. Брентано, К. Бюхер, М. Вебер, В. Зомбарт). Американский институционализм (Т.Веблен, Дж.Коммонс, У. Митчелла).

5

Кейнсианство. Неоклассическое направление современной экономической мысли.

Дж.М.Кейнс и «Общая теория занятости, процента и денег». Основные направления кейнсианства в послевоенный период. Неокейнсианство: теории цикла и экономического роста. Посткейнсианство: Дж. Робинсон, Эд. Чемберлин. Инновации как фактор экономического роста. Теория экономического развития Й. Шумпетера. Американский монетаризм (М. Фридмен). Монетаристские рецепты - регулирования инфляции. Экономическая теория предложения. Кривая Лаффера и практика налогообложения. Использование рекомендаций теории предложения в рейганомике и тэтчеризме.

6

Неолиберализм и современное рыночное хозяйство.

Современный институционализм. Неолиберализм (В. Ойкен, Л. Мизес, Ф.Хайек). Социальное рыночное хозяйство. Реформы Л. Эрхарда в послевоенной Германии. Экономическая теория Дж. Гэлбрейта. Р. Коуз. Развитие институционализма в послевоенной Европе.

7

Становление отечественной экономической мысли

Особенности экономических идей в России в конце ХVIII-первой половине XIX в. «Русская правда». Экономические взгляды Еразма, И.Т.Посошкова («О скудости и богатстве»). Реформы Петра I. Экономические воззрения М.В.Ломоносова. Анализ экономических проблем в России конца ХVIIIв. в публикациях Н.Радищева. Экономические идеи декабристов. Концепция «крестьянского социализма». «Политическая экономия трудящихся» Н. Г.Чернышевского

8

Экономическая мысль в России (1861-1917 гг.).

Ведущие отечественные экономисты XX века. Концепции экономической политики. Денежная реформа С.Ю.Витте. Аграрной реформы П.А.Столыпина. Экономические идеи народничества. Распространение экономических идей марксизма в России. Эволюция экономических воззрений М.И.Туган-Барановского. Основные этапы эволюции экономических идей Г.В.Плеханова. Экономические исследования В.И.Ленина. Проблемы развития российского капитализма, теория реализации, аграрные работы, концепция империализма. А.В.Чаянов: концепция семейно-трудового крестьянского хозяйства; теория крестьянской кооперации; вопросы организации аграрного сектора. Н.Д. Кондратьев: концепция народно-хозяйственного планирования; трактовка аграрных проблем; учение о «больших циклах конъюнктуры». Экономические дискуссии послевоенного периода. Разработка и обоснование теоретических основ экономической политики. Научные дискуссии и официальные трактовки. Разработка программ перехода к рыночной экономике. Модели социально-экономического развития.


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» iconУчебно-методический комплекс наименование дисциплины История экономических...
...
Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» iconИстория экономических учений Методические указания по самостоятельной...
Методические указания предназначены для студентов 1-го курса очной формы обучения, изучающих историю экономических учений. Данные...
Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «история экономики и экономических учений»
Учебная программа дисциплины «История экономики и экономических учений» разработана для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент...
Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» iconМетодические рекомендации по написанию курсовой работы по «Истории экономических учений»
Рф для экономических специальностей. История экономических учений – экономическая наука, изучающая генезис и эволюцию экономического...
Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» iconПамятка для студентов специальности 080101 «Экономическая безопасность»...
Целью освоения дисциплины «История экономических учений» является формирование у студентов научного мировоззрения и современного...
Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2008 (или...
Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2008 (или...
Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» iconРабочая учебная программа по дисциплине «История экономических учений»...
История экономических учений [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 68 с
Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» iconМетодические указания по изучению курса «История экономических учений»
Учебный курс истории экономических учений связан с такими учебными курсами как: экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика,...
Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000-2009....
Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000-2009....
Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000-2009....
Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000 (или...
Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000 (или...
Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2000 (или...
Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» iconПрограмма по дисциплине «История экономических учений»
Учебная программа по дисциплине «История экономических учений» составлена в соответствии с требованиями фгос впо. Предназначена для...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск