МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Воронежский государственный архитектурно-строительный университет
УТВЕРЖДАЮ Декан ФЭМИТ ___________ С.А. Баркалов.
«_08_ »_сентября__2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «История экономических учений»
Направление подготовки (специальность)
____________080101___________Экономическая безопасность_________ Профиль (Специализация)
__________________________Экономико-правовое обеспечение_________ Квалификация (степень) выпускника_______Специалист______________ Нормативный срок обучения ____________5 лет___________________
Форма обучения ______________________Очная___________________
Автор программы – С.В. Беляева, канд. экон. наук, доцент. Программа обсуждена на заседании кафедры
«Экономической теории и основ предпринимательства»
«02» сентября 2014 года. Протокол № 1.
Зав. кафедрой д-р экон. наук., проф. ____________________________ В.В. Гасилов
Воронеж 2014
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Цели дисциплины - изучение фундаментальных положений мировой и отечественной экономической мысли, создание широкого кругозора в сфере экономических теорий, выработку творческого подхода к решению экономических задач путем знакомства с разными вариантами теоретических объяснений экономических явлений и закономерностей.
1.2. Задачи освоения дисциплины:
- познакомить с основными этапами и направлениями развития экономической мысли;
- показать богатство и разнообразие идейного и методологического арсенала экономической науки;
- содействовать осмыслению вклада крупнейших экономистов прошлого, важнейших научных школ в познание экономической реальности. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП Дисциплина «История экономических учений», индекс С3.Б.2 относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла учебного плана.
Дисциплина «История экономических учений» базируется на знаниях и навыках приобретенных студентами в ходе изучения философии, экономики.
Дисциплина «История экономических учений» является предшествующей для дисциплин профильной направленности.
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Способность ориентироваться в политических и социальных процессах, использовать знания и методы гуманитарных и социальных наук при решении профессиональных задач (ОК-4);
Способность применять математический инструментарий для решения экономических задач (ОК-15);
Способность подготавливать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
Способность выявлять и использовать взаимосвязь и взаимозависимость экономических и правовых явлений в профессиональной деятельности (ПК-9);
Способность обеспечивать экономико-правовую защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ПК-11). В результате изучения дисциплины студент должен: Знать:
основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;
этапы становления экономической науки, характер экономических воззрений в докапиталистических обществах, особенности ранних экономико-политических доктрин (меркантилизм) и первых научных школ экономической мысли (физиократия, классическая политическая экономия, историческая школа); историю формирования и основные идеи главных направлений современной экономической мысли: марксизма, австрийской школы, неоклассического направления (лозаннской школы, маршаллианства, монетаризма и «новой классики»); кейнсианства; институционализма и эволюционной экономики; особенности развития экономической науки в России и вклада российских ученых (М.Туган-Барановского, Н.Кондратьева, Л.Канторовича) в развитие мировой экономической мысли, основные идеи дискуссии по теории планового хозяйства в 20-е гг. ХХ в.; традицию экономико-математической школы в России и СССР.
характер и многообразие современного экономического знания, его взаимосвязи с экономической политикой, идеологическими доктринами и национальными культурами;
связь между предпосылками различных экономических теорий, мерой точности их выводов и областью применимости.
Уметь:
на основе опыта различных школ экономической мысли анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;
ясно формулировать собственную позицию по важнейшим дискуссионным вопросам экономической теории, осознавать идейно-теоретические предпосылки такой позиции.
ориентироваться в современных идейно-теоретических и экономико-политических дискуссиях, определять место теоретических концепций и экономико-политических доктрин в структуре основных школ и направлений экономической мысли;
оценивать экономические идеи и экономико-политические доктрины с учетом их идеологических и ценностных предпосылок и сферы применимости.
Владеть:
понятийным аппаратом истории экономических учений и важнейшими терминами основных школ и направлений экономической мысли;
методологическими подходами к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче;
навыками поиска и использования информации об экономических концепциях в разрезе исторических эпох и направлений (школ) экономической мысли;
навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины «История экономических учений» составляет 3 зачетные единицы и 108 часов.
Вид учебной работы
| Всего
часов
| Семестры
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| Аудиторные занятия (всего)
| 57/-
| -/-
| 57/-
| -/-
| -/-
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции
| 19/-
| -/-
| 19/-
| -/-
| -/-
| Практические занятия (ПЗ)
| 38/-
| -/-
| -/-
| -/-
| -/-
| Лабораторные работы (ЛР)
| -/-
| -/-
| -/-
| -/-
| -/-
| Самостоятельная работа (всего)
| 51/-
| -/-
| 51/-
| -/-
| -/-
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект
| -/-
| -/-
| -/-
| -/-
| -/-
| Контрольная работа
| -/-
| -/-
| -/-
| -/-
| -/-
| Вид промежуточной аттестации
(зачет, экзамен)
| Зачет с оценкой
|
| Зачет с оценкой
|
|
| Общая трудоемкость час
зач. ед.
| 108/-
|
| 108/-
|
|
|
| 3/-
|
| 3/-
|
|
| Примечание: здесь и далее числитель – очная/знаменатель – заочная формы обучения.
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела
дисциплины
| Содержание раздела
| 1
| Экономическая мысль древнего и античного мира. Экономические воззрения эпохи средневековья.
| Экономическая мысль древнего и античного мира. Экономические воззрения эпохи средневековья. Предмет, цель и задачи курса. Значение курса в современных российских условиях. Основные этапы развития экономической теории. Методология курса. Экономическая мысль Древнего Востока (Вавилония, Египет, Индия, Китай). Развитие экономической мысли греческого полиса. Ксенофонт, Платон, Аристотель. Проблемы римской латифундии в агрономических трактатах Катона, Варрона, Колумеллы. Идеи гракховского аграрного движения. Экономическая мысль арабских стран. Воззрения Ибн-Хальдуна. Особенности экономических идей запад-ного Средневековья. «Салическая правда», «Капитулярий о виллах». Экономические воззрения канонистов. Августин. Фома Аквннскнй
| 2
| Меркантилизм. Классическая политическая экономия. Утопический социализм.
| Меркантилизм - первая школа экономической теории. Доктрина торгового баланса. Особенности меркантилизма в отдельных странах. Обоснование протекционизма. У.Стаффорд (Англия), Т. Мен (Англия), А. Монкретьен (Франция). Критика А. Смитом меркантилизма. Меркантилизм и современная экономическая теория. Исторические условия возникновения и общая характеристика класс-сической политической экономии. Экономические исследования У. Петти и П.Буагнльбера. Экономическая школа физиократов. Ф. Кенэ и его концепции. А. Тюрго. А. Смит и его основные экономические идеи. Формирование экономической науки как системы. Д. Рикардо и его экономические взгляды. Последователи и оппоненты классической школы. Ж.-Б. Сэй и его теория рынков. Т. Мальтус: «Закон народонаселения». С. Сисмонди. Дж.С. Милль. Значение идей классической школы для современности. Исторические предпосылки возникновения идей утопического социализма. Главные черты социальных н экономических систем государств-утопий у Т. Мора, Т. Кампанеллы, в проектах А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна.
| 3
| Экономическая теория К. Маркса. Исторические условия возникновения марксизма.
| Методологические принципы. Марксизм о движущих силах и механизме общественного развития, об основных чертах экономической системы социализма и коммунизма. Структура и основные проблемы "Капитала". Марксистские теории стоимости, денег, заработной платы, прибавочной стоимости. Всеобщий закон капиталистического накопления. Анализ общественного воспроизводства и межотраслевого перелива капитала - наиболее важный вклад К. Маркса в экономическую науку.
| 4
| Маржинализм. Неоклассическое и институцинально-социальное направления.
| Генезис неоклассического и институционально-социального направления в экономической теории. Маржиналистская революция. Предмет и метод маржиналистской неоклассической теории. Исследования И. Тюнена, А. Курно, Г. Госсена. Австрийская школа (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк). Кембриджская школа. (А. Маршалл, А. Пигу). Американская школа (Дж.Б.Кларка). Лозаннская школа (Л. Вальрас, В. Парето). Социально-экономические и научные предпосылки поворота от маржинализма к институционализму в начале XX века. Историческая школа (Ф. Лист, Г. Шмоллер, Л. Брентано, К. Бюхер, М. Вебер, В. Зомбарт). Американский институционализм (Т.Веблен, Дж.Коммонс, У. Митчелла).
| 5
| Кейнсианство. Неоклассическое направление современной экономической мысли.
| Дж.М.Кейнс и «Общая теория занятости, процента и денег». Основные направления кейнсианства в послевоенный период. Неокейнсианство: теории цикла и экономического роста. Посткейнсианство: Дж. Робинсон, Эд. Чемберлин. Инновации как фактор экономического роста. Теория экономического развития Й. Шумпетера. Американский монетаризм (М. Фридмен). Монетаристские рецепты - регулирования инфляции. Экономическая теория предложения. Кривая Лаффера и практика налогообложения. Использование рекомендаций теории предложения в рейганомике и тэтчеризме.
| 6
| Неолиберализм и современное рыночное хозяйство.
| Современный институционализм. Неолиберализм (В. Ойкен, Л. Мизес, Ф.Хайек). Социальное рыночное хозяйство. Реформы Л. Эрхарда в послевоенной Германии. Экономическая теория Дж. Гэлбрейта. Р. Коуз. Развитие институционализма в послевоенной Европе.
| 7
| Становление отечественной экономической мысли
| Особенности экономических идей в России в конце ХVIII-первой половине XIX в. «Русская правда». Экономические взгляды Еразма, И.Т.Посошкова («О скудости и богатстве»). Реформы Петра I. Экономические воззрения М.В.Ломоносова. Анализ экономических проблем в России конца ХVIIIв. в публикациях Н.Радищева. Экономические идеи декабристов. Концепция «крестьянского социализма». «Политическая экономия трудящихся» Н. Г.Чернышевского
| 8
| Экономическая мысль в России (1861-1917 гг.).
| Ведущие отечественные экономисты XX века. Концепции экономической политики. Денежная реформа С.Ю.Витте. Аграрной реформы П.А.Столыпина. Экономические идеи народничества. Распространение экономических идей марксизма в России. Эволюция экономических воззрений М.И.Туган-Барановского. Основные этапы эволюции экономических идей Г.В.Плеханова. Экономические исследования В.И.Ленина. Проблемы развития российского капитализма, теория реализации, аграрные работы, концепция империализма. А.В.Чаянов: концепция семейно-трудового крестьянского хозяйства; теория крестьянской кооперации; вопросы организации аграрного сектора. Н.Д. Кондратьев: концепция народно-хозяйственного планирования; трактовка аграрных проблем; учение о «больших циклах конъюнктуры». Экономические дискуссии послевоенного периода. Разработка и обоснование теоретических основ экономической политики. Научные дискуссии и официальные трактовки. Разработка программ перехода к рыночной экономике. Модели социально-экономического развития.
|
|