Скачать 286.12 Kb.
|
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет экономикиПрограмма дисциплиныМеждународная экономика для направления 080100.62 «Экономика» Автор: к.э.н., доцент Суслова С.В.
Пермь 2011 год
Цель изучения курса: формирование целостного представления о структуре международной экономики и совокупности международных экономических отношений, месте России в системе мирового хозяйства и характере ее взаимодействия с внешним миром. Курс «Международная экономика» предназначен для студентов третьего курса направления 080100.62 «Экономика». Данный курс предполагает изучение теоретических основ международной торговли и принципов торговой политики, включая перемещение факторов производства, в условиях современного международного разделения труда. Кроме того, в рамках курса предусматривается изучение студентами структуры современного мирового хозяйства, включая такие его субъекты как интеграционные объединения, международные корпорации, международные организации. Программа предусматривает проведение практических занятий, на которых в процессе решения задач, обсуждения теоретических вопросов, кейсов, материалов периодической печати студенты углубляют и закрепляют знания теоретического материала, изложенного в лекциях и учебной литературе.
В результате изучения курса студент должен:
Раздел 1. Международная торговля товарами и услугами Тема 1. Неоклассические теории международной торговли Абсолютные преимущества А.Смита. Теория сравнительных преимуществ Д.Рикардо. Теория относительной обеспеченности факторами производства Хекшера-Олина. Теория специфических факторов производства. Общее равновесие в условиях международной торговли. Тема2. Альтернативные теории международной торговли Внутриотраслевая торговля. Торговля на основе экономии от масштаба. Торговля в условиях монополистической конкуренции. Теория технологического разрыва. Теори жизненного цикла товара. Мировой рынок и его конъюнктура. Международная торговля: структура, динамика, ценообразование. Международный рынок услуг. Внешняя торговля России: динамика, структура. Раздел 2. Торговая политика Тема 3. Тарифное регулирование Виды таможенных пошлин. Анализ последствий таможенной тарифной политики с точки зрения национального благосостояния. Аргументы «за» и «против» свободной торговли. Тема 4. Нетарифные инструменты торговой политики Понятие «нового протекционизма». Классификация нетарифных инструментов. Анализ последствий применения нетарифных инструментов по регулированию импорта и экспорта с точки зрения национального благосостояния. Теория торговых союзов: последствия создания торгового союза, эффекты создания и отклонения торговли. Внешняя торговля России: формы государственного регулирования. Международное регулирование торговли; роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли. Последствия вступления в ВТО для России. Раздел 3. Международное движение факторов производства Тема 5. Международное движение капитала Международное движение капитала: сущность, структура, динамика. Международная мобильность капитала: причины, механизмы, последствия. Межвременная торговля. Транснациональные корпорации, их формы, участие в международном перемещении капитала, последствия деятельности для принимающих стран. Иностранные инвестиции в России и их регулирование; вывоз капитала из России. Тема 6. Трудовая миграция Международная миграция рабочей силы: виды, причины, последствия. Международный рынок рабочей силы, его регулирование III. Учебно-методическое обеспечение дисциплины: 1. Литература: Базовый учебник Кругман П., Обстфельд М. Международная экономика.- СПб.: Питер, 2003 Основная Киреев А. Международная экономика. Ч.I. М.: Международные отношения. 2002 Дополнительная
2. Тематика заданий по различным формам текущего контроля: Приложение 2. Вопросы для самоконтроля Приложение 3. Тематика контрольных работ. Тематика рефератов. 3. Методические рекомендации (материалы) преподавателю: Проведение семинаров предусматривает: проведение в начале каждого занятия микроконтроля с целью фронтальной проверки знаний студентов материала лекций и учебной литературы по данной теме; решение качественных и количественных задач; обсуждение кейсов; обсуждение материалов периодической печати, посвященных текущему состоянию российской и мировой экономики (деловых еженедельников типа «Эксперт», «SmartMoney», газеты «Ведомости»). 4. Методические указания студентам: К каждому семинару все студенты получают задания, выполнение которых обязательно (задачи, кейсы, статьи). Для подготовки к занятиям необходимо использование не только лекционного материала, но и учебной литературы. При написании реферата рекомендуется проконсультироваться с преподавателем относительно литературы и источников и структуры работы. 5. Рекомендации по использованию информационных технологии Сайты международных организаций в сфере регулирования мировой экономики: Всемирная торговая организация http://www.wto.org Международный валютный фонд http://www.imf.org Всемирный банк http://www.worldbankgroup.org Авторы программы _____________________________ С.В. Суслова IV Тематический расчет часов по дисциплине «Международная экономика» на 2010-11 уч.год
Авторы программы __________________________ С.В.Суслова Приложение 1 Планы семинарских занятий Семинарское занятие №1 Теории международной торговли (I)
А. Микроконтроль В. Выполнение практических заданий и решение задач Практическое задание: 1. заполнить таблицу
показать графически выигрыш от торговли (с использованием границ производственных и торговых возможностей и кривых безразличия); 2. определить результаты ведения торговли в модели с возрастающими альтернативными издержками; 3. сформулировать выводы по модели в виде ответов на вопросы: - что служит причиной международной торговли; - чем создаются сравнительные преимущества; - как определяется структура внешней торговли каждой страны (какие товары экспортируются и импортируются); - при каких условиях происходит полная специализация на производстве одного товара; - как и почему в результате торговли изменяются национальный доход и возможности потребления; - почему в результате международной торговли не происходит выравнивания цен фактора производства? 2. Прокомментируйте утверждение: «Для нашей страны импорт выгоден, а экспорт является неизбежным злом». Задачи 1. В приведенной таблице представлено количество труда, необходимое для производства единицы продукта в странах А и Б:
Какова пропорция обмена товаров в экономике каждой страны в отсутствие внешней торговли? Полагая, что в условиях внешней торговли каждая страна использует 400 ед. труда в производстве товара, который она производит с меньшими издержками, оставляет столько продукции, сколько смогла бы произвести в условиях автаркии, используя 200 ед. труда, а остальное экспортирует, а) рассчитайте прирост совокупного объема производства каждого продукта в условиях внешней торговли стран А и Б по сравнению с автаркией; б) укажите причину, по которой по одному товару прирост совокупного объема производства больше, чем по другому; в) определите интервал, в котором может установиться относительная мировая цена продукта Х, и ее реальную величину; г) рассчитайте выигрыш каждой страны от внешней торговли. 2. В таблице представлены производственные возможности стран X и Y:
Пусть до установления торговых отношений оптимальной структурой для обеих стран является вариант В. а) На производстве какого продукта будет специализироваться каждая страна в случае установления между ними торговых отношений? б) Каков будет общий прирост производства винограда и сои на рынке двух стран в результате взаимной торговли и полной специализации каждой из них? в) Определите пределы, в которых может установиться относительная мировая цена на виноград. г) Пусть относительная мировая цена винограда составляет 2 единицы сои, во внешнеторговый оборот двух стран поступают 2 тыс. т винограда и 4 тыс. т сои. Определите выигрыш от участия во внешней торговле для каждой страны по каждому товару. д) Постройте графики производственных и торговых возможностей стран и покажите на них величину выигрыша каждой страны от внешней торговли. Литература: Кругман П., Обстфельд М. Международная экономика. – Гл. 2 Киреев А. Международная экономика. Т.1. – Гл.3 Yarbrough B., Yarbrough R. The World Economy: Trade and Finance, 6th ed. Ch.2 Семинарское занятие №2 Теории международной торговли (II)
А. Микроконтроль В. Разбор домашних практического задания и задач Практическое задание: Ответить на вопросы к статьям «Два контура развития», «Российский лес с высоты небес», «Поход на Восток»: Каковы источники сравнительных преимуществ для России? Что мешает реализации сравнительных преимуществ? Какие стратегии могут улучшить ситуацию (повысить конкурентоспособность национальной экономики)? Задачи 1. Страны А и В производят товары 1 и 2 в условиях возрастающих издержек замещения. В таблице представлены предельные издержки производства каждого продукта в условиях отсутствия внешней торговли между странами:
Какая страна имеет сравнительное преимущество в производстве товара 1 и какая – в производстве товара 2? В условиях свободной внешней торговли одна из стран экспортирует 100 единиц товара 2 в обмен на 500 единиц товара 1. Полагая, что при этом предельные издержки на производство товара 2 в стране-экспортере возрастают до 7,5 ден. ед. и что обменный курс фунта стерлингов составляет 3 евро, определите цену обоих товаров в стране В в ситуации беспрепятственного внешнеторгового обмена. 2. Затраты рабочего времени в двух странах на производство товаров следующие:
По каким товарам страна I имеет наибольшее и наименьшее преимущество перед другой страной? Если в стране I зарплата будет в 8 раз выше, чем в другой стране, как распределится производство товаров в этих странах? Покажите выгодность торговли для каждой из стран. Как изменится торговля, если разница в зарплатах сократится до 6 раз? Литература: Кругман П., Обстфельд М. Международная экономика. – Гл. 2 Киреев А. Международная экономика. Т.1. – Гл.3 Yarbrough B., Yarbrough R. The World Economy: Trade and Finance, 6th ed. Ch.2 Д. Белоусов. Два контура развития / Коммерсантъ, № 139 (№ 3470) от 01.08.2006 А. Павлихин. Российский лес с высоты небес / Эксперт, 2006 №34(528) А. Попов, Е.Аккерман, М.Шумилина. Поход на Восток / РБК, 2006, №11 Семинарское занятие №3 Теории международной торговли (III) 1. Теория Хекшера-Олина: теоремы Хекшера-Олина, о выравнивании цен на факторы производства, Столпера-Самуэльсона, Рыбчинского. 2. Теория Хекшера-Олина: парадокс Леонтьева – сущность, причины возникновения. 3. Внутриотраслевая торговля А. Микроконтроль В. Разбор задач Задачи 1. Товар 1 является относительно трудоемким товаром, требует для производства 20 часов труда и 4 га земли, продается за 60 долл. каждый. Товар 2 требует 1 час труда и 4 га земли, продается за 4 долл. Если в стране А 120 млн. работников и 200 млн. га земли, а в стране В – 40 млн. работников и 50 млн. га земли, то в каком соотношении будет осуществляться торговля между этими странами? 2. Пусть в Японии и Гонконге потребительские вкусы и технологии идентичны. Гонконг является трудоизбыточной, Япония – капиталоизбыточной страной. Пусть производство ткани требует интенсивного использования труда, а производство автомобилей – капитала. а) Нарисуйте КПВ для обеих стран и объясните их форму; б) в производстве какого товара каждая из стран имеет сравнительные преимущества в условиях автаркии? в) на основе теоремы Х-О покажите, как изменится ситуация, если между странами станет возможной свободная торговля. 3. Предположим, что в стране производятся товары X и Y. Известно, что
Литература: Кругман П., Обстфельд М. Международная экономика. – Гл. 2 Киреев А. Международная экономика. Т.1. – Гл.3 Yarbrough B., Yarbrough R. The World Economy: Trade and Finance, 6th ed. Ch.2 Д. Белоусов. Два контура развития / Коммерсантъ, № 139 (№ 3470) от 01.08.2006 А. Павлихин. Российский лес с высоты небес / Эксперт, 2006 №34(528) А. Попов, Е.Аккерман, М.Шумилина. Поход на Восток / РБК, 2006, №11 Семинарское занятие №4 Торговая политика (I)
А. Микроконтроль В. Разбор домашних практического задания и задач Практическое задание С помощью моделей теории торговой политики обоснуйте основные идеи статьи Н. Литвиновой «Заплатки на дырявой шкуре». Задачи 1. Комиссия по защитным мерам во внешней торговле России, являющейся в 90-х годах крупным потребителем американской пшеницы, рассматривала вопрос о тарифном ограничении ее импорта. Комиссия отклонила предложение ввести ставку тарифа, равную 16% при текущей мировой цене на американскую пшеницу 125 долл. за тонну. Согласно экспертным оценкам, при этом произошло бы сокращение российского спроса на пшеницу, мировая цена на этот продукт упала бы на 4%, а потребность России в импорте снизилась бы до 10 млн. т. Рассчитать и показать на графике: а) на сколько единиц продукции сократится соответствующий российский импорт, если известно, что после введения ставки тарифа 16% величина национальных потерь России может в 4,5 раза превысить ее выигрыш; б) величину возможных поступлений в российский бюджет от предложенного варианта тарифного ограничения импорта; в) величину возможных потерь США от рассматриваемого варианта внешнеторгового протекционизма России. 2. В течение 2002 г. Россия ограничивала импорт лососевых рыб из Норвегии величиной 12 тыс.т, что привело к росту цены на этот продукт на внутреннем рынке на 60%. Квотирование импорта позволило российскому рыболовецкому флоту увеличить улов лосося до 28 тыс.т. Отмена квоты провела к следующим следствиям по итогам года: доходы российских фирм-импортеров сократились на 180 тыс. долл., потребительский выигрыш составил 780 тыс. долл., внутренняя цена на лосось вновь опустилась до мирового уровня 25 долл. за тонну. Определить объем внутреннего потребления продукта (в натуральном выражении) после отмены импортной квоты. Проиллюстрировать ситуацию на графике. 3. На рынке сахара-сырца США действует импортная пошлина в размере 0,03 долл. за фунт. Однако американские производители сахара требуют от правительства ужесточения мер торгового протекционизма. Под давлением отечественных производителей администрация США принимает решение о количественном ограничении зарубежных поставок сахара на американский внутренний рынок и распределяет импортную квоту между поставщиками из 24 зарубежных стран, подписав с ними соглашение о добровольном ограничении экспорта. В распоряжении Федеральной комиссии по торговле США имеются следующие расчеты:
Определить и показать на графике: - выигрыш (потери) американских производителей сахара от введения импортной пошлины и ДЭО зарубежных поставщиков по отношению к ситуации свободной торговли; - обусловленный этими же мерами выигрыш (потери) американских потребителей по отношению к ситуации свободной торговли; - воздействие скомбинированных мер внешнеторгового протекционизма США на благосостояние этой страны; - величину потерь мирового хозяйства. Литература: Кругман П., Обстфельд М. Международная экономика. – Гл. 8, 9,10, 11 Киреев А. Международная экономика. Т.1. – Гл. 6, 7 Yarbrough B., Yarbrough R. The World Economy: Trade and Finance, 6th ed. Ch. 6, 7, 8, 9 Н. Литвинова. Заплатки на дырявой шкуре // Эксперт, №30(524) / 21 августа 2006 Семинарское занятие №5 Торговая политика (II) 1. Анализ последствий применения нетарифных инструментов: квоты, экспортные субсидии. 2. Анализ последствий создания интеграционных объединений. А. Микроконтроль В. Разбор домашних задач Задачи 1. Страна А (малая экономика) вследствие избыточной обеспеченности лесом имеет сравнительные преимущества в производстве и бревен, и пиломатериалов. а) страна вводит запретительный экспортный тариф на бревна. Какой эффект это будет иметь для экономики (влияние на производство, потребление, экспорт, мировую и внутреннюю цену, излишек потребителя и производителя, эффективность экономики)? б) национальная деревообрабатывающая отрасль использует бревна в качестве главного ресурса. Покажите эффект запретительного экспортного тарифа на бревна на производство пиломатериалов. Что произойдет с потреблением, производством, ценой и экспортом пиломатериалов в результате введения данного тарифа? в) наряду со страной А пиломатериалы, производимые из бревен, экспортирует и страна В. Страна А подала жалобу на страну В, утверждая, что правительство В субсидирует своих экспортеров пиломатериалов и таким образом перехватывает рынки у экспортеров страны А. Правительство страны В, раздраженное обвинениями первой страны, в свою очередь также подало жалобу, утверждая, что запретительный экспортный тариф на бревна страны А равен экспортной субсидии для ее же производителей древесины. Оцените обоснованность обвинений страны В. 2. Страна А, являясь малой экономикой, рассматривает возможность вступления в зону свободной торговли, импортируя товар Х. Затраты импортирования товара Х из стран, которые не являются участниками потенциального объединения, составляют $10 за ед. Затраты импортирования из стран, которые могут стать участниками объединения, равны $20 за ед. В настоящее время страна А облагает импорт товара Х из всех источников пошлиной $5 за ед. Если зона свободной торговли будет сформирована, объясните, какими будут эффекты создания торговли и отклонения торговли. Литература: Кругман П., Обстфельд М. Международная экономика. – Гл. 8, 9,10, 11 Киреев А. Международная экономика. Т.1. – Гл. 6, 7 Yarbrough B., Yarbrough R. The World Economy: Trade and Finance, 6th ed. Ch. 6, 7, 8, 9 Дополнительная (for advanced) Я.Винер. Проблема таможенного союза, Дж. Мид. Теория таможенных союзов Семинарское занятие №6 Международное движение капитала
А. Микроконтроль В. Разбор задач Практическое задание: на основе статей из SmartMoney «Соки на четверых», «Зачем ВР предложила концерну партнерство за океаном», «Не на тех напал» ответить на вопрос: какие цели в каждом случае преследуют иностранные инвесторы, приходя в Россию. Задачи
а) Покажите влияние на распределение капитала между странами введения страной А налога на доход на капитал. Как налогообложение повлияет на мобильность капитала и эффективность распределения капитала по сравнению с ситуацией отсутствия налогообложения? б) Страна В также вводит аналогичный налог (в том же размере). Как изменится ситуация? в) Что произойдет, если страна А в целях привлечения притока капитала предоставит налоговые льготы для международных корпораций? Если обе страны предоставят такие льготы?
функции предельного продукта капитала для рассматриваемых стран имеют вид: МРА(К) = 20 – 1,5r и МРВ(К) = 26 – 2,5r Определите экономические последствия свободной миграции капитала для обеих стран Литература Кругман П., Обстфельд М. Международная экономика. – Гл. 9 Киреев А. Международная экономика. Т.1. – Гл. 7 Yarbrough B., Yarbrough R. The World Economy: Trade and Finance, 6th ed. Ch.10 Семинарское занятие №7 Международное движение трудовых ресурсов
Практическое задание: Прочитать статью Дж. Бхагвати «Налогообложение «утечки мозгов». Основываясь на своих познаниях в сфере микро-, макро-, международной экономики и налогообложения, критически оценить основные положения статьи ( с чем согласны, не согласны, насколько предложения автора применимы для реализации в качестве мер экономической политики). Литература Кругман П., Обстфельд М. Международная экономика. – Гл. 9 Киреев А. Международная экономика. Т.1. – Гл. 7 Yarbrough B., Yarbrough R. The World Economy: Trade and Finance, 6th ed. Ch.10 Бхагвати Дж. Налогообложение «утечки мозгов» // Вехи экономической мысли: Т.6. Международная экономика; ГУ-ВШЭ, Ин-т «Экономическая школа». М.: ТЕИС, 2006. С.667-676 Приложение 2 Вопросы для самоконтроля
Приложение 3 Тематика контрольных работ
Тематика рефератов:
|
Программа дисциплины "Международная экономика" для направления 080100.... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа дисциплины "Международная экономика" для направления 080100.... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа дисциплины «Экономика окружающей среды» для направления 080100. 68 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, проводящих занятия, учебных ассистентов и магистрантов направления подготовки 080100.... | Программа дисциплины Институциональная экономика 2 для направления... Курс институциональная экономика предназначен для студентов магистратуры направления «Экономика» магистерской программы «Прикладная... | ||
Программа дисциплины «Российская экономика» для направления 080100. 62 «Экономика» ... | Основная образовательная программа 080100. 62 Экономика. Мировая... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, обучающихся по ооп 080100. 62 Экономика. Мировая... | ||
Программа дисциплины Региональная экономика для направления 080100.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | Программа дисциплины Экономика общественного сектора для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | ||
Программа «Экономика и политика Германии» для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 3 курса направления 080100.... | Тюменская государственная академия Программа дисциплины «Пространственная экономика и территориальное развитие» для направления 080100. 68 «Экономика» для магистерской... | ||
Содержание педагогических измерительных материалов (пим) Программа дисциплины «Пространственная экономика и территориальное развитие» для направления 080100. 68 «Экономика» для магистерской... | Содержание педагогических измерительных материалов (пим) Программа дисциплины «Пространственная экономика и территориальное развитие» для направления 080100. 68 «Экономика» для магистерской... | ||
Программа дисциплины «Менеджмент» для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»... | Программа дисциплины «Территориальное стратегическое планирование»... ... | ||
Программа дисциплины «Инвестиционные фонды» для направления 080100. 68 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | Программа дисциплины «Иностранный язык (английский)» для направления 080100. 62 «Экономика» ... |