Скачать 168.62 Kb.
|
1. Пояснительная записка. Требования к студентам: Специальная дисциплина «Управление персоналом» является обязательной для изучения современными специалистами по всем направлениям менеджмента. Пререквизитами дисциплины являются: «Организационное поведение», «Теория организации», «Разработка управленческих решений». Аннотация: Дисциплина «Управление персоналом» имеет теоретико-прикладной характер и предполагает готовность выпускников к управленческой, консультативной и исследовательской деятельности в области управления персоналом организаций. Программа курса «Управления персоналом» разработана с учетом рекомендуемого Министерством общего и профессионального образования РФ стандарта и является важной составной частью в получении базового образования в сфере управления кадрами. Программа предусматривает проведение семинарских и практических занятий по освоению технологий управления персоналом и закрепления теоретических знаний. Курсовая работа по предмету учебным планом не предусмотрена. В самостоятельную работу студента по освоению дисциплины входит:
Цель курса «Управление персоналом»: подготовка студентов к управленческой, консультационной и исследовательской деятельности в области управления человеческими ресурсами. Учебная задача дисциплины: В результате изучения дисциплины студент должен:
Формы работы студентов: лекции, практические занятия, выполнение домашних заданий, написание контрольной работы, самостоятельная работа. Виды контроля:
Система оценок (ЭКЗАМЕН) 8-10 – отлично 6-7 – хорошо 4-5 – удовлетворительно 1-3 - неудовлетворительно 2. Содержание программы. Тема 1. Персонал предприятия как объект управления. Персонал предприятия как объект управления. Эволюция представлений о персонале в управленческих науках. Понимание человеческого фактора в школе научной организации труда. Роль и место персонала в классической административной школе А.Файоля. Школа «человеческих отношений». Исследования Э.Мэйо, Я.Морено. Концепция человеческого капитала. «Экономический империализм» и виды человеческого капитала. Концепция корпоративной культуры. Социотехнологии в управлении персоналом. Лизинг персонала и аутсорсинг. Аутстаффинг. Фриланс. Тема 2. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием. Система управления персоналом как элемент организационной структуры. Структурные модели систем управления персоналом. Взаимодействие персонал-менеджмента и линейного менеджмента, влияние на развитие и эффективность организации. Основные направления деятельность службы управления человеческими ресурсами организации. Тема 3. Философия и принципы управления персоналом Нормативные документы международных организаций и принципы управления персоналом. Основные источники формирования философии управления персоналом. Американский, японский, российский и другие подходы и принципы управления персоналом. Типы организаций и философия управления персоналом. Клановые, бюрократические, рыночные и адхократические организации и принципы управления персоналом. Традиционные организации и принципы управления персоналом. Коммунитарные организации и принципы управления персоналом. Методы управления персоналом: административные, экономические и социально-психологические, диапазон их применимости и эффективности. Тема 4. Функциональное разделение труда и организационная структура управления персоналом. Современные принципы разделения труда, организация, специализация и кооперация в службе управления персоналом. Различные виды специализаций служб управления персоналом. Функциональная специализация. Специализация сотрудников службы управления персоналом по категориям персонала. Сложность структуры службы УП. Функции управления персоналом. Организация работы с персоналом по основным функциональным направлениям на разных стадиях его жизненного цикла. Стадия поиска и привлечения: политика организации на рынке труда, описание рабочего места, привлечение потенциальных работников через рекламу вакансий, подбор и отбор. Стадия включения в организацию: наем, рабочий инструктаж, введение в должность, адаптация. Стадия использования: стимулирование, обучение и развитие, оценка и аттестация, перемещения и карьерный рост, вознаграждение. Стадия исчерпания возможностей и ухода: переобучение, ограничение полномочий, перемещение «вниз», вывод из организации. Роль службы управления персоналом в управлении конфликтами. Организация переведения отдельных функций управления персоналом на рекрутинговые и другие фирмы. Тема 5. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом. Информационное обеспечение системы управления персоналом. Техническое обеспечение системы управления персоналом. Законодательные основы управления персоналом. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Внутрипроизводственные административные акты, регулирующие сферу управления персоналом. Должностные инструкции, их состав. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Тема 6. Анализ кадрового потенциала. Сущность анализа кадрового потенциала. Кадровый потенциал работника как совокупность психофизиологических характеристик (здоровья, работоспособности, типа нервной системы и темперамента, индивидуального стиля деятельности), социально-демографических характеристик (возраста, пола, семейного положения), квалификационных характеристик (образования, объема необходимых знаний, умений и навыков, способности и готовности повышать квалификацию), личностных характеристик (отношения к труду, дисциплинированности, активности, ценностных ориентаций). Оценка трудового потенциала работника. Кадровый потенциал организации. Оценка трудового потенциала организации. Тема 7. Перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры Основные технологии управления развитием персонала в организации и их значение. Внутренний рынок труда. Аттестация и перемещение персонала. Сущность и порядок формирования кадрового резерва. Планирование и организация работы с резервом. Контроль за работой с кадровым резервом. Деловая карьера, основные ее типы. Вертикальный и горизонтальный типы карьеры. Типы возрастных периодизаций и этапы деловой карьеры. Управление карьерой. Индивидуальное планирование карьеры и формирование личностного имиджа. Тема 8. Подбор персонала и профориентация. Подбор, отбор и наем персонала. Маркетинг персонала, организация конкурса. Определение требований к кандидату на замещение вакантной должности. Методы оценки и отбора персонала: наблюдение, интервью, работа с резюме, тестирование, деловые игры, экзамен-семинар. Проверка рекомендаций. Сущность и виды профориентации персонала. Организация и управление профориентацией. Тема 9. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала как инвестиции в человеческий капитал организации и основа ее конкурентоспособности. Обучение и развитие персонала. Определение потребности в обучении. Виды обучения: входное, текущее, переобучение. Порядок разработки учебных планов и программ. Определение адекватных методов обучения. Оценка эффективности обучения. Непрерывность обучения. Самообучающаяся организация, ее идеология и принципы работы. Обучение в команде. Тренинги и коучинги. Тема 10. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности Мотивация трудовой деятельности персонала. Основные теории мотивации и условия применимости их на практике: экономические, социокультурные, социально-психологические. Тип организационной культуры и особенности мотивирования. Мотивирование персонала и компенсационные пакеты. Компенсационные пакеты в США, Европе, России. Демотивация персонала как следствие ошибок компенсационной политики организации, ее экономические и социальные последствия. Удовлетворенность трудом, оборот, сменяемость и текучесть кадров. Аутплейсмент. Тема 11. Профессиональная и организационная адаптация персонала. Понятие адаптации, социализации и профессиональной деформации персонала организации. Виды адаптации персонала. Программы адаптации. Управление профессиональной и организационной адаптации персонала. Социализация персонала в различных профессиональных средах и организационных культурах. Соцально-ролевая структура персонала. Профессиональная деформация персонала, ее причины и последствия. Определение профессиональной деформации при приеме на работу. Тема 12. Оценка эффективности управления персоналом Факторы, определяющие эффективность системы управления персоналом на предприятии. Индивидуальная эффективность. Коллективная эффективность. Характеристики эффективности управления персоналом. Методы оценки эффективности элементов системы, применяемые в системе управления персоналом. Описательный метод, метод индивидуальной оценки, методы групповой оценки, ситуативные оценки. 3. ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ Вопросы для оценки качества освоения дисциплины (вопросы к экзамену)
Вопросы для подготовки к контрольной работе (в форме теста).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Базовый учебник:
Основная литература:
Дополнительная литература:
5. Тематический расчет часов на 2010/2011 учебный год Для студентов направления 080200.62 Менеджмент специальности 080507.65 – «Менеджмент организации», Специальности 080504.64 – Государственное и муниципальное управление 4 курс
Автор программы: _______________ /профессор, д.э.н., И.В. Андреева/ |
Пояснительная записка Требования к студентам Для изучения данной дисциплины студенты должны прослушать курсы основ менеджмента, маркетинга, организационного поведения | Пояснительная записка Требования к студентам: знания в объеме курсов «История психологии» Обязательный минимум содержания дисциплины по гос (для дисциплин Федерального компонента) | ||
I. пояснительная записка требования к студентам Определить роль и место государственного бюджета в политическом управлении, понять общественные функции бюджета | Пояснительная записка. Требования к студентам Программа курса опирается на знания, полученные студентами-психологами при изучении всех предыдущих психологических дисциплин и особенно... | ||
Пояснительная записка Требования к студентам, начинающим изучать... Охватывает 1 этап обучения и предназначена для студентов 2-го и 3-го курсов факультета экономики | Пояснительная записка Требования к студентам, начинающим изучать... Охватывает 1 этап обучения и предназначена для студентов 2-го и 3-го курсов факультета юриспруденции | ||
Пояснительная записка Требования к студентам, начинающим изучать... Охватывает 2-ой этап обучения и предназначена для студентов 3-го и 4-го курсов факультета менеджмента | Пояснительная записка. 1 Требования к студентам Преподавание курса рассчитано на студентов-психологов. Программа курса опирается на знания, полученные студентами в рамках следующих... | ||
Пояснительная записка основной Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический... | Пояснительная записка Требования к студентам. Приступая к изучению... Галактионова Н. А. Социальное проектирование и социальное прогнозирование. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности... | ||
Пояснительная записка Автор программы: член-корр. Ран автономов В.... Главное в такой работе – показать владение концептуальным аппаратом современного естествознания, умение видеть широкие взаимосвязи... | Пояснительная записка 3 Требования, предъявляемые к уровню подготовки поступающего на обучение 3 | ||
Оглавление Рабочей программы по литературе 5 9 классы Пояснительная записка Требования к уровню подготовки обучающихся к концу обучения | Пояснительная записка. Требования к уровню подготовки учащихся 6... | ||
Пояснительная записка рабочая программа учебной дисциплины «Основы психолингвистики» Требования к оформлению отчета по производственной (преддипломной) практике 12 | Пояснительная записка 2 Календарно тематическое планирование 4 Требования к уровню Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса разработана на основе |