Скачать 214.84 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Филиал ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» в г. Канске КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Специальность: 050301.65- Русский язык и литература Канск 2010 УМКД составлен старшим преподавателем филиала Т.А. Кривенко Обсужден на заседании Совета филиала «_03»_сентября_2010 г. Председатель Совета филиала А.Л. Андреев Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Концепции современного естествознания» с другими дисциплинами специальности 050301.65 «Русский язык и литература»
лист внесения изменений Дополнения и изменения рабочей программы на 2010/2011 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1. ____________________________________________________________ 2. ____________________________________________________________ 3. ____________________________________________________________ Внесенные изменения утверждаю: Директор филиала КГПУ им. В.П. Астафьева "____"___________ 20__г. Андреев А.Л. СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Концепции современного естествознания» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301.65 «Русский язык и литература» состоит из следующих элементов:
Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Концепции современного естествознания ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА Настоящая рабочая модульная программа дисциплины (далее программа) составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050301.65 – Русский язык и литература, утвержденного заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Г. Свинаренко 31 января 2005 г., номер государственной регистрации № 707 пед/сп (новый).
Введение Место дисциплины в реализации основных задач: дисциплина «Концепции современного естествознания» относится к циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин и изучается на начальном этапе формирования специалиста. Изучение курса «Концепции современного естествознания» имеют целью создания у студента целостного представления об окружающем физико-биологическом мире, а также о современном состоянии, описывающих этот мир естественных наук в их взаимосвязи и развитии, включая практическое приложение накопленных знаний. Изучение предполагаемого курса позволит студентам:
Изучение курса ведется по заочной форме и осуществляется в форме лекций, семинаров и внеаудиторной самостоятельной работы. Итоговая аттестация проводится в форме зачета. Содержание теоретического курса дисциплины Модуль 1. Познавательная деятельность человека. Естественнонаучная картина мира. Понятие естествознания, культуры, цивилизации. Особенности гуманитарной и естественно научной культуры. Наука и ее место в культуре. Признаки науки, методы научного познания. Научная теория, ее структура и основание. Основные черты современной науки. Системный подход и эффективность. Материя, корпускулярная, континуальные, квантовые представления материи. Структурные уровни организации материи, основные формы материи. Физические взаимодействия, развитие представлений о пространстве и времени. Теория относительности, квантовая механика, законы термодинамики. Модуль 2. Химические и биологические системы. Человек как предмет естественно – научного познания. Становление и развитие химической картины мира. Структура химии – проблема химического элемента. Химические соединения. Учение химических процессов. Катализ. Реакционная способность веществ, энергетика химических процессов. Связь химии с биологией. Концепция возникновения биологических систем. Современные концепции происхождения и сущности жизни. Формирование биосферы Земли. Эволюция органического мира. Современные теории эволюции. Основы генетики. Происхождение человека. Сущность человека, телесность и здоровье. Особенности человеческой психики. Человек, биосфера и космические циклы. Биоэтика, человек, биосфера и космические циклы. Ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе. Принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре. Тематический план изучения дисциплины «Концепции современного естествознания» по специальности 050301.65 «Русский язык и литература»
учебно-методическая (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ) КАРТА дисциплины ____________________________концепции современного естествознания ____________________________ (наименование) для студентов основной образовательной программы специальности 050301.65 «Русский язык и литература» (наименование, шифр) по заочной форме обучения
КАРТА литературного обеспечения дисциплины «Концепции современного естествознания» для студентов образовательной профессиональной программы специальности 050301.65 «Русский язык и литература» (наименование, шифр) по __заочной_ форме обучения
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕЙТИНГА
* Для получения оценки «зачтено» необходимо набрать не менее 60 баллов, предусмотренных по дисциплине (при условии набора всех обязательных минимальных баллов по каждому дисциплинарному модулю) МетодическиЕ рекомендациИ для студентов 1. Общие положения о самостоятельной работе студентов. Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельность в учебной работе вырабатывает у студента умение и потребность самостоятельно получать знания, способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Объем самостоятельной работы студентов определяется Федеральным государственным образовательным стандартом. Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом на основе устанавливаемых с Государственным образовательным стандартов норм времени: при заочном обучении – 85 % от общей трудоемкости дисциплины. 2. Рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа студентов при изучении курса «Концепции современного естествознания» включает в себя: - Внеаудиторную самостоятельную работу студентов без непосредственного участия преподавателя при: « Подготовке к семинарам « Изучении теоретического материала « Подготовке к зачету Для оптимальной организации самостоятельной работы при узучении курса «Концепции современного естествознания» следует обратиться к УМКД. В этом документе указаны темы теоретического курса, семинарских занятий, вопросы выносимые на самостоятельную проработку и формы контроля, список литературы. 3. Рекомендации по работе в модульно – рейтинговой системе. Студент должен ознакомиться с содержанием модульной учебной программы и других организационных документов с целью организации своей учебной, в том числе самостоятельной работы по изучению курса «Концепции современного естествознания». Весь учебный материал делится на два базовых модуля. Студент должен выполнять все виды учебной в том числе самостоятельной работы. Внимательно ознакомиться с требованиями, которые будут предъявляться при изучении этой дисциплины. В соответствии с этим спланировать свою учебную и самостоятельную работу таким образом, чтобы получить высокий балл. Во время изучения дисциплины студент рейтингуется ( оценивается) по соответствующей шкале. Полное изучение дисциплины оценивается в сто баллов. Баллы начисляются за посещение занятий (лекций, лабораторных), выполнение лабораторного практикума, реферата и др. Если студент получает от 60 до 72 баллов – он уже заслуживает зачета. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ по дисципЛине «концепции современного естествознания» 1. Наука. Естествознание и его отличие от других циклов наук. Тенденции развития. 2. Структура естественнонаучного познания. Классификация естественных наук. 3. История естествознания. Система мира Аристотеля, Птолемея и Коперника. 4. Физическая картина мира. 5. Материя. Структурные уровни организации материи. Виды материи. 6. Роль симметрии и асимметрии в естественном познании. 7. Основные проблемы современной химии. 8. Принципы относительности Галилея. 9. Астрономия, ее разделы, предмет изучения, методы изучения. 10. Происхождение и эволюция звезд. 11. Основные положения общей теории эволюции и концепции коэволюции. 12. Учение В.И. Вернадского о биосфере. 13. Концепция ноосферы и ее научное обоснование. 14. Сущность жизни. Свойства живых систем, их отличие от неживой материи. 15. Роль мутаций и окружающей среды в эволюции живого ТематикА рефератов по дисциплине «Концепции современного естествознания»
Банк контрольных заданий по дисципЛине «Концепции современного естествознания» Примерные тестовые задания 1.Элементарной единицей живого является А) белок Б) клеточная органелла В) вирус Г) клетка 2. Структурной единицей сохраняющейся в химических превращениях является А) монометр Б) вещество В) атом Г) молекула 3.Энтропия замкнутой системы А) не может убывать Б) должна убывать В) всегда остается постоянной Г) может и возрастать и убывать 4. Открытие явления радиоактивности дало ключ к пониманию строения А) ядер атомов Б) твердых тел В) атомов Г) молекул 5. Процессы самоорганизации в открытых системах изучает А) информатика Б) синергетика В) генетика Г) евгеника 6.Живые организмы, создающие первичное органическое вещество из неорганического, называются А) редуцентами Б) фитофагами В) продуцентами Г) комсументами 7. Савокупность генов, содержащие в одинарном наборе хромосом животной или растительной клетки носит название А) генофонд Б) ген В) продуцентами Г) консументами 8.Фактор микроэволюции, который заключается в периодических изменениях количества особей в популяции под воздействием внешних условий – это А) популяционные волны Б) миграция В) мутационный процесс Г) изоляция 9. Симметрии, выражающие свойства пространства и времени, относятся к ………………………… формам А) калибровочным Б) геометрическим В) системным Г) динамическим 10. Свойства пространства не зависят от тел их движения, находящихся в нем. Это положение лежит в основе ………. А) специальной теории относительности Б) космологии В) классической механики Ньютона Г) общей теории относительности Эйнштейна 11. Укажите правильную последовательность (от меньшего к большему) структурной иерархии микромира А) ядра атомов Б) атомы В) молекулы Г) элементарные частицы 12. Открытие явления радиоактивности дало ключ к пониманию строения А) ядра атомов Б) атомов В) молекул Г) твердых тел 13. Установите соответствие между концепциями возникновения жизни и их содержание: - креационизм - панспермия - стационарное состояние А) Жизнь никогда не возникала, существовала всегда и будет существовать вечно Б) Возникновение жизни является проявлением старения Вселенной В) Создание жизни Творцом в определенное время Г) Занесение живого вещества на Землю из космоса |
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... | Учебно-методический комплекс дисциплины «информатика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма... |