Учебно-методический комплекс дисциплины





Скачать 214.84 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
Дата публикации19.02.2015
Размер214.84 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Филиал ФГБОУ ВПО

«Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева» в г. Канске

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Специальность: 050301.65- Русский язык и литература


Канск

2010

УМКД составлен старшим преподавателем филиала Т.А. Кривенко

Обсужден на заседании Совета филиала

«_03»_сентября_2010 г.

Председатель Совета филиала А.Л. Андреев

Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Концепции современного естествознания»

с другими дисциплинами специальности 050301.65 «Русский язык и литература»


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) Совета филиала

Биология с основами экологии;

Экология;

Современные информационные технологии;

Возрастная анатомия, физиология и гигиена;

Физика; информатика.


-

01/10 от 03.09.2010

лист внесения изменений
Дополнения и изменения рабочей программы на 2010/2011 учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1. ____________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

3. ____________________________________________________________


Внесенные изменения утверждаю:
Директор филиала КГПУ им. В.П. Астафьева
"____"___________ 20__г. Андреев А.Л.

СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка

6

2 Рабочая программа дисциплины

7

    1. Выдержка из стандарта

8

    1. Введение

9

    1. Содержание теоретического курса дисциплин

10

    1. Тематический план

11

    1. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины

12

    1. Карта литературного обеспечения

13

    1. Технологическая карта рейтинга

15

  1. Методические рекомендации для студентов

17

  1. Вопросы к зачёту

18

  1. Тематика рефератов

19

  1. Банк контрольных заданий и вопросов

20

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Концепции современного естествознания» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301.65 «Русский язык и литература» состоит из следующих элементов:

  1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

  2. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Концепция современного естествознания».

  3. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «Концепция современного естествознания», для индивидуальной проверки знаний студентов.

  4. Вопросов к зачёту, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в области концепция современного естествознания.

  5. Тематики рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые проблемы естествознания, и проверяет освоение вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.

  6. Методических изданий разработанных преподавателями филиала (методические указания к самостоятельной работе по «Возрастной анатомии, физиологии и гигиене», контрольно-измерительные материалы в брошюрах).

Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Концепции современного естествознания

ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА

Настоящая рабочая модульная программа дисциплины (далее программа) составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050301.65 – Русский язык и литература, утвержденного заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Г. Свинаренко 31 января 2005 г., номер государственной регистрации № 707 пед/сп (новый).


ЕН.Ф.02

Концепции современного естествознания

Естественнонаучная и гуманитарные культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, маго- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности, принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико – геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество; работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы; ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

134



Введение
Место дисциплины в реализации основных задач:

дисциплина «Концепции современного естествознания» относится к циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин и изучается на начальном этапе формирования специалиста.

Изучение курса «Концепции современного естествознания» имеют целью создания у студента целостного представления об окружающем физико-биологическом мире, а также о современном состоянии, описывающих этот мир естественных наук в их взаимосвязи и развитии, включая практическое приложение накопленных знаний.

Изучение предполагаемого курса позволит студентам:

  • Понять структуру, системный характер и взаимосвязь основных элементов естественнонаучной базы знаний;

  • Познакомиться с основными достижениями, областями применения и тенденциями в развитии современного научного естествознания;

  • Получить знание наиболее общих фундаментальных законов окружающего физико–биологического мира и приобрести умение их объяснять.

Изучение курса ведется по заочной форме и осуществляется в форме лекций, семинаров и внеаудиторной самостоятельной работы. Итоговая аттестация проводится в форме зачета.
Содержание теоретического курса дисциплины
Модуль 1. Познавательная деятельность человека. Естественнонаучная картина мира.

Понятие естествознания, культуры, цивилизации. Особенности гуманитарной и естественно научной культуры. Наука и ее место в культуре. Признаки науки, методы научного познания. Научная теория, ее структура и основание. Основные черты современной науки. Системный подход и эффективность. Материя, корпускулярная, континуальные, квантовые представления материи. Структурные уровни организации материи, основные формы материи. Физические взаимодействия, развитие представлений о пространстве и времени. Теория относительности, квантовая механика, законы термодинамики.

Модуль 2. Химические и биологические системы. Человек как предмет естественно – научного познания.

Становление и развитие химической картины мира. Структура химии – проблема химического элемента. Химические соединения. Учение химических процессов. Катализ. Реакционная способность веществ, энергетика химических процессов. Связь химии с биологией. Концепция возникновения биологических систем. Современные концепции происхождения и сущности жизни. Формирование биосферы Земли. Эволюция органического мира. Современные теории эволюции. Основы генетики. Происхождение человека. Сущность человека, телесность и здоровье. Особенности человеческой психики. Человек, биосфера и космические циклы. Биоэтика, человек, биосфера и космические циклы. Ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе. Принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

Тематический план

изучения дисциплины «Концепции современного естествознания»

по специальности 050301.65 «Русский язык и литература»


№ п/п


Название модулей и тем


Количество часов

Всего

Из них аудиторные занятия:

Лекции

Семинары

Лабораторные

Самостоятельная работа

I.

Познавательная деятельность человека. Естественнонаучная картина мира

70

4

2

2

-

66

II.

Химические и биологические системы. Человек как предмет естественно – научного познания.


64

4

2

2

-

60




Итого:

134

8

4

4




126


учебно-методическая (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ) КАРТА дисциплины

____________________________концепции современного естествознания ____________________________

(наименование)

для студентов основной образовательной программы

специальности 050301.65 «Русский язык и литература»

(наименование, шифр)

по заочной форме обучения

Модуль

Трудоемкость

в часах

№№ раздела,

темы

Лекционный курс

Занятия (номера)

Самостоятельная работа студентов

Формы контроля

Вопросы, изучаемые на лекции

Часы

Семинарские

Часы

Лабораторные

Часы

Содержание

Часы

Познавательная деятельность человека. Естественнонаучная картина мира

70




Наука и научный метод познания


2

Естественно – научные картины мира

2





-Уровни и гипотезы происхождения материи - Физика и физические взаимодействия;

- Самоорганизация и синергетика



66

Составление схемы, библиографического списка, краткого конспекта.





64




Строение клетки. Признаки жизни

2

Происхождение Земли и жизни на ней

2

-




- Проблемы происхождения человека

- Генетика и жизнь

- Изучение мозга человека

- Рефлексы и инстинкты

60

Выступление на семинаре, словарь понятий, составление схемы, краткий конспект







Зачет










Всего

134







4




4








126




КАРТА литературного обеспечения дисциплины

«Концепции современного естествознания»

для студентов образовательной профессиональной программы

специальности 050301.65 «Русский язык и литература»

(наименование, шифр)

по __заочной_ форме обучения



п/п

Наименование

Наличие

место/

Количество экз.

Обеспеченность




Обязательная литература













Модуль №1 Познавательная деятельность человека. Естественнонаучная картина мира.











1

1.Бондарев В.П. Концепции современного естествознания.- М.: Альфа-М., 2008.

2. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. Курс лекций.- Роств н /Д.:Феникс, 2008.

3.Концепции современного естествознания / Под ред. В.Н. Лавриненко.- М.: Юнити, 2008.

Библиотека (ул. 40 лет Октября, 65) ч/з

20
25
20

1

1,2
1

2

Дополнительная литература

1.Макаров В.Н. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие.-М.:Воронеж, 2010.

2.Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания.- М.: ВЛАДОС, 2009

Библиотека (ул. 40 лет Октября, 65) / ч/з

20

20

1

1




Модуль №2 «Химические и биологические системы. Человек как предмет естественно – научного познания»










1

1.Бондарев В.П. Концепции современного естествознания.- М.: Альфа-М., 2008.

2. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. Курс лекций.- Роств н /Д.:Феникс, 2008.

3.Концепции современного естествознания / Под ред. В.Н. Лавриненко.- М.: Юнити, 2008.



Библиотека (ул. 40 лет Октября, 65) / ч/з

20

25

20

1

1,2

1

2

Дополнительная литература

1.Макаров В.Н. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие.-М.:Воронеж, 2010.

2.Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания.- М.: ВЛАДОС, 2009

Библиотека (ул. 40 лет Октября, 65) ч/з

20

20

1

1

3

Кривенко Т.А. Методические указания к семинарским занятиям

Библиотека (ул. 40 лет Октября, 65) ч/з

20

1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕЙТИНГА



Наименование

дисциплины/курса

Уровень / ступень образования



Название цикла дисциплины в учебном плане

Количество зачетных единиц/кредитов

Концепции современного естествознания

Специалист

ЕН

4

Смежные дисциплины по учебному плану

Предшествующие: Математека, физика, химия, биология в объеме средней школы




Последующие: ОМЗ и ЗОЖ, БЖД,






БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 1

Познавательная деятельность человека. Естественнонаучная картина мира




Форма работы


Количество баллов 40%

min

max

Текущая работа

Защита библиографического списка

6

10

Объяснение схемы

6

10

Промежуточный рейтинг-контроль

Защита семинара

10

15

Итого

22

35



БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 2

Химические и биологические системы. Человек как предмет естественно – научного познания.





Форма работы

Количество баллов 40%

min

max

Текущая работа

Защита словаря понятий

15

20

Защита таблицы

5

10

Промежуточный рейтинг-контроль

Защита реферата

5

10

Итого

25

40


Итоговый модуль

Содержание

Форма работы

Количество баллов20 %

min

max




Зачет

13

25

Итого

13

25

Общее количество баллов по дисциплине


(по итогам изучения всех модулей, без учета дополнительного модуля)

min

max

60

100


* Для получения оценки «зачтено» необходимо набрать не менее 60 баллов, предусмотренных по дисциплине (при условии набора всех обязательных минимальных баллов по каждому дисциплинарному модулю)

МетодическиЕ рекомендациИ для студентов

1. Общие положения о самостоятельной работе студентов.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, опытом творческой, исследовательской деятельности.

Самостоятельность в учебной работе вырабатывает у студента умение и потребность самостоятельно получать знания, способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Объем самостоятельной работы студентов определяется Федеральным государственным образовательным стандартом. Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом на основе устанавливаемых с Государственным образовательным стандартов норм времени: при заочном обучении – 85 % от общей трудоемкости дисциплины.

2. Рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов при изучении курса «Концепции современного естествознания» включает в себя:

- Внеаудиторную самостоятельную работу студентов без непосредственного участия преподавателя при:

« Подготовке к семинарам

« Изучении теоретического материала

« Подготовке к зачету

Для оптимальной организации самостоятельной работы при узучении курса «Концепции современного естествознания» следует обратиться к УМКД. В этом документе указаны темы теоретического курса, семинарских занятий, вопросы выносимые на самостоятельную проработку и формы контроля, список литературы.

3. Рекомендации по работе в модульно – рейтинговой системе.

Студент должен ознакомиться с содержанием модульной учебной программы и других организационных документов с целью организации

своей учебной, в том числе самостоятельной работы по изучению курса «Концепции современного естествознания». Весь учебный материал делится на два базовых модуля. Студент должен выполнять все виды учебной в том числе самостоятельной работы. Внимательно ознакомиться с требованиями, которые будут предъявляться при изучении этой дисциплины. В соответствии с этим спланировать свою учебную и самостоятельную работу таким образом, чтобы получить высокий балл. Во время изучения дисциплины студент рейтингуется ( оценивается) по соответствующей шкале. Полное изучение дисциплины оценивается в сто баллов. Баллы начисляются за посещение занятий (лекций, лабораторных), выполнение лабораторного практикума, реферата и др. Если студент получает от 60 до 72 баллов – он уже заслуживает зачета.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

по дисципЛине «концепции современного естествознания»
1. Наука. Естествознание и его отличие от других циклов наук. Тенденции развития.

2. Структура естественнонаучного познания. Классификация естественных наук.

3. История естествознания. Система мира Аристотеля, Птолемея и Коперника.

4. Физическая картина мира.

5. Материя. Структурные уровни организации материи. Виды материи.

6. Роль симметрии и асимметрии в естественном познании.

7. Основные проблемы современной химии.

8. Принципы относительности Галилея.

9. Астрономия, ее разделы, предмет изучения, методы изучения.

10. Происхождение и эволюция звезд.

11. Основные положения общей теории эволюции и концепции коэволюции.

12. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

13. Концепция ноосферы и ее научное обоснование.

14. Сущность жизни. Свойства живых систем, их отличие от неживой материи.

15. Роль мутаций и окружающей среды в эволюции живого

ТематикА рефератов по дисциплине «Концепции современного естествознания»


  1. Химизм фотосинтеза. Космическая роль земных растений.

  2. Биология и технические наука.

  3. Солнечная активность и ее влияние на самочувствие и здоровье человека.

  4. Космос и здоровье человека.

  5. Основные проблемы генетики и роль воспроизводства в развитии живого.

  6. Иерархическое строение биосферы и трофические уровни.

  7. Гипотеза Геи – Земли как единого организма и ее естественно – научное обоснование.

  8. Основные проблемы парапсихологии.

  9. Естественнонаучное обоснование нравственности

  10. Роль симметрии и асимметрии в научном познании.

  11. Основные проблемы современной химии.

  12. Значение синергетики для современного естественнонаучного познания.

  13. Роль математики в современном естествознании.


Банк контрольных заданий по дисципЛине

«Концепции современного естествознания»

Примерные тестовые задания

1.Элементарной единицей живого является

А) белок

Б) клеточная органелла

В) вирус

Г) клетка
2. Структурной единицей сохраняющейся в химических превращениях является
А) монометр

Б) вещество

В) атом

Г) молекула
3.Энтропия замкнутой системы
А) не может убывать

Б) должна убывать

В) всегда остается постоянной

Г) может и возрастать и убывать
4. Открытие явления радиоактивности дало ключ к пониманию строения
А) ядер атомов

Б) твердых тел

В) атомов

Г) молекул
5. Процессы самоорганизации в открытых системах изучает
А) информатика

Б) синергетика

В) генетика

Г) евгеника
6.Живые организмы, создающие первичное органическое вещество из неорганического, называются
А) редуцентами

Б) фитофагами

В) продуцентами

Г) комсументами
7. Савокупность генов, содержащие в одинарном наборе хромосом животной или растительной клетки носит название
А) генофонд

Б) ген

В) продуцентами

Г) консументами
8.Фактор микроэволюции, который заключается в периодических изменениях количества особей в популяции под воздействием внешних условий – это
А) популяционные волны

Б) миграция

В) мутационный процесс

Г) изоляция
9. Симметрии, выражающие свойства пространства и времени, относятся к ………………………… формам
А) калибровочным

Б) геометрическим

В) системным

Г) динамическим

10. Свойства пространства не зависят от тел их движения, находящихся в нем. Это положение лежит в основе ……….
А) специальной теории относительности

Б) космологии

В) классической механики Ньютона

Г) общей теории относительности Эйнштейна
11. Укажите правильную последовательность (от меньшего к большему) структурной иерархии микромира
А) ядра атомов

Б) атомы

В) молекулы

Г) элементарные частицы
12. Открытие явления радиоактивности дало ключ к пониманию строения
А) ядра атомов

Б) атомов

В) молекул

Г) твердых тел
13. Установите соответствие между концепциями возникновения жизни и их содержание: - креационизм

- панспермия

- стационарное состояние
А) Жизнь никогда не возникала, существовала всегда и будет существовать вечно

Б) Возникновение жизни является проявлением старения Вселенной

В) Создание жизни Творцом в определенное время

Г) Занесение живого вещества на Землю из космоса

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск