Скачать 83.47 Kb.
|
04.02.2013 Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года. *** Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (2-5 февраля 2013 года) Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии Все человечество несет ответственность за состояние природы — творения Божия. Истощение ресурсов и загрязнение окружающей среды на фоне роста населения планеты с особой остротой ставят вопрос о солидарных усилиях всех народов для сохранения многообразия жизни, о рачительном использовании природных ресурсов и предотвращении экологических катастроф, спровоцированных человеческой деятельностью. Грехопадение прародителей повлекло за собой искажение первозданной природы. Священное Писание свидетельствует об этом: «Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее» (Рим. 8:20). Загрязнение и разрушение природы — прямое следствие человеческого греха, его зримое воплощение. Многообразные проявления греховного отношения к природе характерны для современного «общества потребления», ставящего главной целью получение прибыли. Единственная возможность восстановить здоровье природы состоит в духовном возрождении личности и общества, в подлинно христианском, аскетическом отношении человека к собственным потребностям, обуздании страстей, последовательном самоограничении. Главные положения позиции Русской Православной Церкви по проблемам сохранения живой природы и окружающей среды содержатся в Основах социальной концепции (раздел XIII, «Церковь и проблемы экологии») и Основах учения о достоинстве, свободе и правах человека (раздел III.5). Руководствуясь заповедью Божией о хранении тварного мира (Быт. 2:15) и заботясь о духовном и физическом здоровье человека, Русская Православная Церковь считает своим долгом и далее участвовать в обсуждении вопросов экологии, а также трудиться на этом поприще в соработничестве со всеми, кто озабочен состоянием окружающей среды, думая о сохранении здоровья и нормальной жизни людей. 1. Богословское осмысление вопросов экологии Русская Православная Церковь, исповедуя библейское учение об отношениях человека и тварного мира, готова вносить свой вклад в осмысление мировоззренческих оснований экологических исследований и экологической деятельности. Церковь свидетельствует о единстве сотворенного Богом мира и предлагает целостную картину человеческого бытия. Эта мысль подчеркивает отличие теоцентрического мировоззрения от позиции гуманистического антропоцентризма, рассматривающего окружающую среду как источник «эгоистического и безответственного потребления» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XIII.4) и от языческого обожествления природы, подчас соединяемого с попытками возвысить ее над человеком, объявить ее самодостаточной, а человеческие усилия по ее преображению — ненужными. Слово Божие учит, что окружающий мир является домом, который создал Господь и в котором Он поселил человека (Быт. 1:28). Поэтому человек является домоправителем сотворенного мира и призван поклоняться не природе, а единому Творцу (Рим. 1:25). Доброе и благоговейное отношение человека к природе основывается на глубоком осознании того, что Бог создал мир и все живое в нем хорошим (Быт. 1:8-25). Вместе со святым пророком Давидом каждый человек может воскликнуть: «Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих» (Пс. 91:5). В свете Священного Писания экологическая деятельность понимается как заповеданное Господом обращение человека с тварным миром. Бог благословил человеку пользоваться материальными благами для поддержания его телесной жизни (Быт. 1:29). Книга Бытия также свидетельствует, что Господь открыл человеку возможность познавать и изучать творение, так как обладать и владычествовать над ним (Быт. 1:28) в соответствии с замыслом Божиим невозможно без знания законов природы. Особое значение для правильного понимания места человека во Вселенной имеет библейское учение о владычестве человека над сотворенным Богом миром, которое должно быть сообразным Всеблагому творчеству Создателя Вселенной, ибо человек создан по образу Божию. Преподобный авва Дорофей пишет: «Будем все хранить совесть нашу во всем: в отношении к Богу, к ближнему и к вещам». Люди призваны к творческому участию в бытии творения, его защите и сохранении: «Взял Господь Бог человека, [которого создал] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15). Одним из последствий грехопадения первых людей явилось нарушение богоустановленных отношений между ними и природой. Человек стал руководствоваться прежде всего эгоистическими и потребительскими побуждениями. Поэтому экологическая деятельность не достигнет желаемых результатов, если люди не будут стремиться преодолеть свое отчуждение от Бога и жить по Его заповедям. Учитывая важность вопросов экологии, необходимо развивать в высших церковных учебных заведениях богословские исследования о взаимосвязях человека и тварного мира, а также рассматривать экологическую тематику на церковных научно-практических форумах. Следует вести богословское обсуждение проблем экологии с братскими Поместными Православными Церквами, а также обмениваться опытом в этой области в межхристианском и межрелигиозном диалогах. Обращаясь к экологическим вопросам, Церковь сопоставляет богословское учение с современными научными данными о мире, учитывает подходы научных дисциплин экологического профиля и общественное мнение. 2. Литургическая жизнь Церкви и экология Церковь призывает благодать Святого Духа не только на человека, но и на весь окружающий его мир. Божественная Евхаристия освящает тварный космос. Плоды земли и творения рук человеческих — хлеб и вино — действием Святого Духа прелагаются в Тело и Кровь Христовы, освящая верных. Освящение водной стихии, совершаемое на Богоявление, открывает новую перспективу для материального бытия: освященная вода становится святой водой, «приводящей в жизнь вечную». Церковь всегда откликалась молитвой и трудом на события, требовавшие взаимодействия человека и природы, и на ситуации, в которых природные стихии становились для человека враждебными. Церковь ежедневно молится о «благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных», совершаются и особые молитвы о людях, трудящихся на земле, об избавлении от стихийных бедствий, вредоносных животных. В условиях экологических кризисов и катастроф люди крайне нуждаются в молитвенной поддержке. Представляется важным издавать существующие, адаптированные и вновь разрабатываемые молебные чины с призыванием помощи Божией на сельскохозяйственную деятельность, а также на различные труды, направленные на сбережение окружающей среды. В дополнение к существующим могут быть созданы богослужебные чины и отдельные молитвы, возносимые во время стихийных бедствий и техногенных катастроф. 3. Экологическое воспитание Русская Православная Церковь утверждает, что человек изменяет окружающий мир в соответствии со своим внутренним миром, а потому преобразование природы должно начинаться с преодоления духовного кризиса человечества. Реальной альтернативой потребительству является христианский образ жизни. Православие учит воспитывать в людях умеренность и воздержанность в удовлетворении жизненных потребностей, ответственность за свои действия, отказ от излишеств, в том числе от нерачительного использования продуктов питания, уважение к потребностям других людей, понимание важности духовных ценностей для каждого человека. Примером бережного и целомудренного отношения к окружающей среде нередко являлись православные монастыри, где и происходило плодотворное взаимодействие благой воли человеческой и освящающей силы Божией, в том числе в области сельскохозяйственной деятельности. Следует поощрять приобщение священнослужителей к изучению основ экологии как науки и законов функционирования биосферы. Для воспитания детей и молодежи в духе ответственности за состояние природы представляется необходимым целенаправленно вводить темы христианской экологической этики в церковные, а по возможности и в светские программы образования и воспитания, содействовать введению экологической тематики в круг научно-педагогической деятельности высших духовных учебных заведений, воскресных школ, православных детских лагерей, а также в дополнительное духовное образование и курсы переподготовки. Желательна и организация специальных церковных курсов и образовательных программ, раскрывающих православное видение экологической проблематики для студенческой и научной общественности, а также регулярные теоретические и практические экологические занятия для детей и взрослых. 4. Церковное участие в экологической деятельности Священнослужители и миряне призываются к активной деятельности, направленной на защиту окружающей среды. Эта деятельность в первую очередь должна быть направлена на свидетельство о том, что лишь воздержанность, уважение к другим и ответственность в каждом человеке, основанные на сознательном исполнении заповедей Божиих, позволят человечеству преодолеть возникшие экологические проблемы. Православные верующие призываются содействовать разработке и внедрению технологий и способов управления хозяйством, ориентированных на возможно более бережное отношение к окружающей среде. Экологическая программа может быть выделена как особое направление епархиальной и приходской работы. Тема экологии может рассматриваться как компонент пастырского, миссионерского, социального и молодежного служений. Большим потенциалом для практической реализации православного подхода к экологии обладают монастыри и приходы, которые включают в жизнь общины заботу о природе. Развитие в монастырях и на сельских приходах экологически безопасного аграрного производства должно быть примером рационального природопользования для окружающих хозяйств. 5. Соработничество с общественными, государственными и международными институтами в сфере экологии В трудах по защите природы Русская Православная Церковь открыта к диалогу и соработничеству с общественными, государственными и международными институтами. При этом Церковь подчеркивает, что вопросами экологии нельзя манипулировать, используя эту тему как инструмент в политической борьбе и экономической конкуренции или как способ удовлетворения корыстных интересов отдельных лиц и общественных групп. В такого рода случаях Церковь оставляет за собой право воздерживаться от сотрудничества в экологических и смежных проектах. Церковь также оставляет за собой право давать критическую оценку действиям государственных властей, международных организаций, общественных и научных структур, которые могут иметь негативное воздействие на природу, а через это — на здоровье и жизнь человека. Особую важность имеет диалог Церкви со специалистами и руководителями, от которых зависит принятие решений о стратегии городского, сельскохозяйственного, промышленного и добывающего развития, а также поддержка исследований в области экономии ресурсов, разработки и внедрения экологически чистых технологий, поиска альтернативных источников энергии, сохранения средообразующих функций природных систем. Епархии, благочиния и приходы могут подписывать соглашения о сотрудничестве с региональными и местными структурами, деятельность которых направлена на сохранение окружающей среды. В рамках соработничества с государством и обществом по вопросам экологии Церковь открыта к тому, чтобы:
В диалоге с представителями общества, государства, международных организаций Русская Православная Церковь считает долгом содействовать укреплению в людях, принадлежащих к разным социальным, этнокультурным, возрастным и профессиональным общностям, чувства солидарной ответственности за сохранность Божиего творения и поддерживать их труды в этом направлении. |
Программа учебная дисциплины «история русской православной церкви» Православная религиозная организация-учреждение высшего профессионального религиозного образования казанская духовная семинария г.... | Фтд. 5 «История Русской Православной Церкви» Обучение в рамках дисциплины «История Русской Православной Церкви» предполагает изучение основных аспектов церковной истории, приобретение... | ||
Русская православная Церковь Отдел религиозного образования и катехизации... Преподавание православной культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: сборник материалов и документов — М.:... | Социальная обусловленность системы жанров и жанровой компетенции... Защита состоится 24 декабря 2009 г в 14. 00 часов на заседании диссертационного совета Д212. 189. 11 в Пермском государственном университете... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви» является на данный момент главным вероисповедание... | Рабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана... Формирование мотивации к изучению истории христианства, мировых религий и сект; миссионерской деятельности Русской Православной Церкви;... | ||
Рабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана... Формирование мотивации к изучению истории христианства, мировых религий и сект; миссионерской деятельности Русской Православной Церкви;... | Священного Синода Русской Православной Церкви «25» декабря 2012 г. Журнал №125 Стандарт В настоящее время многие воскресные школы стали центрами духовно-нравственного просвещения, приобщения детей и молодежи к православной... | ||
Русской православной церкви I. Основные стандарты оформления и редакционной подготовки печатных изданий | Русской православной церкви I. Основные стандарты оформления и редакционной подготовки печатных изданий | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных Дню православной книги./ Авторы составители:... | Календарно-тематическое планирование уроков православной культуры... «Муромская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области» | ||
Программа по английскому языку Православной классической гимназии «Радонеж» «Стандарте православного компонента общего образования», утверждённом решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 июля... | Программа научных и культурно-просветительных мероприятий, посвященных... Программа научных и культурно-просветительных мероприятий, посвященных 1000-летию русского присутствия на Афоне, в духовных учебных... | ||
Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском... Управления федеральной службы исполнения наказания, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 2013 г | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Серафиму Вырицкому (далее – Конкурс), проводится Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области, Санкт-Петербургской... |