Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение»





Скачать 110.83 Kb.
НазваниеПояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение»
Дата публикации18.09.2014
Размер110.83 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Математика > Пояснительная записка
Трудовое обучение
Пояснительная записка

Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» в начальных классах общеобразовательной школы — воспитанию творческой, социально активной личности, ответственно относящейся к общественно полезному труду, проявляющей интерес к техническому творчеству и желание трудиться. Основные задачи обучения труду этой категории детей также соответствуют задачам трудового обучения в общеобразовательной школе:

• овладение первоначальными общетрудовыми умениями (ставить и удерживать цель деятельности, организовывать работу, планировать предметно-практическую деятельность, контролировать и оценивать ее);

• овладение приемами ручной работы с различными материалами; выращивание сельскохозяйственных растений;

• ознакомление с некоторыми доступными для понимания учащихся профессиями и т.д.

Однако решению указанных задач препятствуют особенности познавательных процессов, присущие учащимся с ЗПР: неустойчивость внимания, сниженная работоспособность, импульсивная, недостаточно целенаправленная деятельность, ослабленность словесной регуляции деятельности. Отмеченные затруднения носят стойкий характер и без специальной коррекционной работы долгое время не преодолеваются, а некоторые особенности в связи с нарастающей сложностью учебного материала еще более усугубляются.

Коррекционная направленность обучения предполагает: построение содержания программы по трудовому обучению с учетом индивидуально-типологических особенностей ребенка; выбор средств и приемов, позволяющих наиболее эффективно формировать конкретно-трудовые умения (находить части и детали изделия, определять вид и способ соединения деталей, определять форму изделия и его отдельных частей, определять материалы, порядок изготовления и сборки изделия, выполнять измерения, основные технологические операции — сгибание, складывание и др.). Успешное поэтапное выполнение детьми простейших трудовых задач под руководством учителя по принципу «делай как я» не гарантирует самостоятельного выполнения таких же или аналогичных заданий. Самостоятельное осуществление трудовой деятельности возможно, если ученик, участвующий в коллективной деятельности, не только в состоянии самостоятельно выполнить определенную часть работы, но и умеет удерживать в поле внимания действия других детей. Таким образом, правильная организация учителем трудовой деятельности, в которой целесообразно сочетаются фронтальные, коллективные и индивидуальные формы работы, ведет к формированию ребенка как субъекта трудовой деятельности, умеющего и желающего учиться.

Содержание трудового обучения представлено различными видами труда (сельскохозяйственный, технический, бытовой труд, основы художественной обработки различных материалов).

Научные психолого-педагогические исследования подтверждают необходимость расширения содержания трудового обучения как учебного предмета, включающего не только технологическую подготовку и профориентацию учащихся, но и приобщение трудового обучения к системе общего образования.

Именно на уроках трудового обучения создается уникальная возможность «перевода» сложных абстрактных действий из невидимого плана во внешний (видимый), так как учащийся действует в рамках предметно-практической деятельности. На базе внешне обозначенных требований более эффективно развивается познавательная сфера ребенка с ЗПР.

С учетом коррекционной направленности, в зависимости от уровня образовательного учреждения данный учебный предмет может включать различное содержание. Например, у учащихся с низким уровнем образовательной ориентации необходимо на начальном этапе трудового обучения включить технологическую подготовку, предусматривающую формирование практических умений ручной работы одновременно с развитием глазомера, руки, пространственных, измерительных умений. На следующих этапах на базе предметно-практической деятельности может быть создан особый интегрированный учебный курс, представленный в данной программе.

Отбор материала в программе осуществлен с целью создания условий для применения знаний и закрепления умений, полученных школьниками на уроках не только труда, но и других учебных дисциплин. Для решения поставленных задач целесообразнее использовать комбинированные уроки, обеспечивающие применение знаний и умений, приобретенных на уроках математики, чтения, ознакомления с окружающим миром и др. Такие уроки, с одной стороны, позволяют учащимся осознанно подходить к изучению нового материала, необходимости формирования трудовых умений, что в дальнейшем ведет к становлению учебно-трудовой деятельности младших школьников, а с другой — дают возможность учителю придерживаться основных требований при обучении детей с ЗПР (чередование различных видов учебно-трудовой деятельности, дифференцированный подход при обучении учащихся, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения и т.д.). Комбинированные уроки детей превращают труд школьника в осмысленный процесс, побуждающий его активно искать ответы на вопросы, возникшие в ходе учебно-трудовой деятельности. В подражательной деятельности заложены большие возможности на первых этапах обучения. Чрезмерное оказание помощи учителем отрицательно сказывается на развитии учащихся: они становятся интеллектуально-пассивными, беспомощными при самостоятельном решении самых простых трудовых задач.

Младшие школьники с ЗПР теряют интерес к работе с одним и тем же материалом, поэтому необходимо использовать разные материалы. В процессе изготовления изделий из них учащимся приходится решать разнообразные конструкторские и технологические задачи, задачи оформления, отделки изделия, сравнивать, сопоставлять приемы выполнения одних и тех же операций и приемы обработки разных материалов, что также способствует совершенствованию и закреплению трудовых умений. Посильность и доступность предложенных заданий, теоретическая и практическая подготовленность учащихся к их выполнению способствуют значительному увеличению самостоятельности детей с ЗПР при групповых формах работы.

Особое место в содержании курса «Трудовое обучение» занимает технический труд. Знания и умения, полученные учащимися при работе с бумагой и картоном, способствуют овладению приемами обработки других материалов. При изучении раздела «Работа с бумагой и картоном» складываются наиболее благоприятные условия для обучения младших школьников планированию предметно-практической деятельности. При этом за основу берется операционный план, затем дети обучаются составлять краткий и сложный планы.

Ознакомление учащихся с элементами техники в разделе «Техническое моделирование» осуществляется в процессе сборки моделей машин и технических устройств из деталей «Конструктора». Этот вид труда развивает конструкторские способности, техническое мышление, пространственные представления. Учащиеся получают сведения о машинах, механизмах, рабочих профессиях.

На уроках по разделу «Основы художественной обработки различных материалов» учащиеся осваивают приемы и способы работы с различными материалами (соломка, хвоя сосны и ели, перья, камни, песок, пластилин и т. д.). Работа с вышеперечисленными материалами улучшает мелкую моторику мышц рук, развивает чувство пропорции, соразмерности деталей, пространственную ориентировку и др.

На занятиях по сельскохозяйственному труду учащиеся знакомятся с выращиванием растений, проводят наблюдения и несложные опыты (в школьных помещениях, открытом грунте и т.п.). При планировании таких уроков их тематика соотнесена с программой «Окружающий мир», что способствует полному усвоению материала и закреплению полученных знаний.

Курс «Трудовое обучение» направлен на формирование у учащихся организационных (организация рабочего места и процесса труда, рациональный выбор материалов и инструментов, экономия материалов, соблюдение гигиены и безопасности труда), конструктивно-технологических (принятие и удержание цели трудовой деятельности, определение плана предметно-практической деятельности), контрольных (осуществление само- и взаимоконтроля) и оценочных (оценка и совершенствование своей деятельности) умений.

Коррекционные задачи уроков труда решаются в том случае, если учебные задания способствуют выявлению причин затруднений и ошибок, учащихся в процессе деятельности, а также позволяют фиксировать не только результаты усвоения текущего материала, но и коррекцию своевременно обнаруженных недостатков и ошибок. При оценке успеваемости школьников с ЗПР по труду следует учитывать не только круг знаний, трудовых умений и навыков по конечному результату, но и степень активности и самостоятельности учащегося на всех этапах решения трудовой задачи.

В предлагаемой программе «Трудовое обучение» для учащихся 1—IV классов коррекционно-развивающего обучения указано количество часов на изучение каждого раздела программы, а также представлен примерный перечень изделий с учетом изучения тем; на уроках математики, чтения, ознакомления с окружающим миром. Уроки трудового обучения в I классе рекомендуется объединять с уроками рисования (большинство тем сходны между собой). Учитель может самостоятельно изменить количество часов, опираясь на собственный опыт, учитывая подготовленность учащихся и ; условия работы в данном классе.
Программа
IV класс (64 ч)

(Из расчета 2 ч в неделю.)
Сельскохозяйственный труд (14 ч)
Осенние работы (5 ч)

Сведения по сельскохозяйственному труду. Правила безопасности труда. Сбор семян. Сортировка семян, подготовка к зимнему хранению. Правила ухода за многолетними цветочно-декоративными растениями. Подготовка к зиме ягодных кустарников и плодовых деревьев. Размножение (делением куста). Осенние работы на учебно-опытном участке.

Практические работы. Уборка урожая; осенняя обработка классной делянки. Внесение органических удобрений (перегноя, золы); перекопка почвы. Подготовка к зиме ягодных кустарников (удаление отмершей коры со стволов и основных стволов плодовых деревьев, внесение удобрений в приствольные круги плодовых деревьев и в междурядья ягодников. Посадка ягодных и декоративных кустарников. Уход за растениями.
Весенние работы (9 ч)

Сведения по сельскохозяйственному труду. Выращивание рассады овощных и цветочно-декоративных растений. Подготовка почвы к весенним посевам и посадкам. Уход за комнатными растениями. Размещение комнатных растений в зависимости от их отношения к свету, теплу.

Практические работы и работа в классе. Пересадка комнатных растений. Размножение комнатных растений (отводками, корневыми отпрысками, делением куста, луковицами). Подготовка почвы к весенним посевам. Посев и посадка растений. Подкормка растений. Удаление сорняков. Рыхление почвы.
Технический труд (26 ч)
Обработка бумаги и картона (12 ч)

Технико-технологические сведения. Изготовление объемных изделий из папье-маше. Разновидности аппликационной техники. Изготовление плоских и объемных изделий из бумаги и картона по эскизу и собственному замыслу учащихся. Разметка деталей с помощью циркуля и циркуля-измерителя. Масштаб 1:1, 1:2. Развертка, габаритные размеры.

Примерный перечень изделий. Картонное кружево («Ваза с фруктами»). Аппликация по сказке В.Даля «Старик-годовик» (материалы: бумага, картон, сухие листья). «Осенний лес» (по рассказам И.С.Тургенева). «Цветы» (оригами). Жители Арктики (природоведение). Жители тундры (оригами). Ремонт книг. Изготовление книжки-малышки. Прямоугольный пенал. Коробка для хранения раздаточных материалов к урокам математики, русского языка, труда. Настольный театр.
Техническое моделирование (14 ч)

Технико-технологические сведения. Виды бумагопластики. Комбинирование геометрических тел и разверток в изделиях.

Примерный перечень изделий. Модели транспорта (наземного, водного, воздушного). Весы рычажные. Сельскохозяйственная техника. Мельница. «Наша улица» (макет). Модель электрифицированного светофора. Электровикторина. Экскурсия в столярную (слесарную) мастерскую. Карнавальная маска, автомобиль Деда Мороза, замок Снежной Королевы. Конструирование гирлянд.
Бытовой труд (8 ч)
Обработка ткани (8 ч)

Технико-технологические сведения. Ткани, изготовленные из синтетических волокон. Переплетения нитей в тканях, их отличие друг от друга. Нити основы и утка. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Виды стежков и швов: бархатный, подрубочный, петельный. Правила выполнения штопки, приспособление для штопки. Особенности шитья изделий шарообразной формы. Приемы сшивания круглых деталей.

Примерный перечень изделий. Кружевоплетение (имитация из тесьмы). Мягкая игрушка «Змея». «Прихватка». Вышивка салфетки. Театр кукол.
Основы художественной обработки различных материалов (16 ч)

Технико-технологические сведения. Технология художественной обработки различных материалов (художественная вышивка, разновидности аппликаций, вязание, плетение, макраме, чеканка, резьба по дереву, мозаика). Конструирование выкроек, декоративное оформление изделий. Изготовление изделий по собственному замыслу учащихся.

Примерный перечень изделий. Аппликация «В пустыне» (материалы: картон, песок, сухая трава, пластилин). «Зимняя сказка» (материалы: цветная бумага, вата, пенопласт). Животный и растительный мир моря (цветная бумага, песок, стружка, перо, соленое тесто). Моя любимая игрушка (лепка). Сувениры из бисера. Аппликация по произведениям С.Я.Маршака (материалы: перо, ткань, картон, цветная бумага). Ваза для мамы (из шпагата). Декоративная открытка. Декоративная посуда (лепка, роспись). Чеканка (фольга). Веселые маски (бумажные тарелки, цветные картинки, нитки). Животные нашего леса. Первые цветы (капсулы от киндер-сюрприза, гофрированная бумага, проволока, цветные нитки). Подводное царство (картон, стружка). Аппликация «На лугу» (оригами).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

по техническому труду:

• названия и технологические свойства материалов;

• название и назначение инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы с ними;

• способы и приемы обработки материалов, предусмотренных программой;

• правила организации работы, планирования предметно-практической деятельности;

• способы контроля различных этапов работы;

по сельскохозяйственному труду:

• правила ухода за комнатными растениями;

• правила выращивания рассады и ухода за ней;

• правила высадки рассады в грунт;

• правила уборки урожая;

• правила безопасности труда.

Учащиеся должны уметь:

по техническому труду:

• самостоятельно организовать свой труд (выбрать необходимый материал, инструмент и т.д.);

• анализировать образец, планировать работу с опорой на рисунок, эскиз изделия;

• самостоятельно изготовить изделие по собственному замыслу;

• решать простейшие технико-технологические задачи;

по сельскохозяйственному труду:

• рационально использовать материалы, инструменты, приспособления;

• выращивать один из видов предложенных овощных культур;

• пересаживать комнатные растения, размножать их (отводками, корневыми отпрысками, луковицами, делением куста) и ухаживать за ними.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» iconПояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического...
Основные задачи обучения труду этой категории детей также соответствуют задачам трудового обучения в общеобразовательной школе
Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» iconПояснительная записка I. Цели и задачи программы Основанием для разработки...
Основанием для разработки рабочей программы по обслуживающему труду являются: образовательный стандарт 2004 г.; примерная программа:...
Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» iconПояснительная записка I. Цели и задачи программы Основанием для разработки...
Директор мбоу зам директора по увр на заседании мо
Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» iconОрганизация коррекционно-педагогического процесса в детском саду...
В учебно-методическом пособии обобщён многолетний опыт экспериментальной деятельности по обучению и воспитанию дошкольников с задержкой...
Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» iconУчебно-методический комплекс психология детей с задержкой психического развития
Учебная дисциплина «Психология детей с задержкой психического развития» входит в состав профессионального цикла основной образовательной...
Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» iconРеферат Тема: Использование мнемотехники в развитии связной речи...
Условия для успешного развития связной речи детей с задержкой психического развития используя прием мнемотехники
Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» iconРабочая программа разработана в 2012 г старшим преподавателем кафедры...
Специальность: 050714. 65 Олигофренопедагогика, специализация: Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития
Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» iconПояснительная записка для 6 класса. «Профессионально-трудовое обучение...
«Альметьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №19 VIII вида»
Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» iconПояснительная записка Обучение религии (под которым в данном случае...

Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» iconПояснительная записка Обучение религии (под которым в данном случае...

Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» iconОсновной школе 83 учащихся (5 классов комплектов). Набор учащихся...
Организовано индивидуальное обучение для 2 учащихся (1,28%), осуществляется интегрированное обучение учащихся с овз 5,7,8 видов –...
Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» iconДоклад «Работа учителя технологии БелоусоваВ. А. с детьми классов кро и зпр»
Индивидуальная программа для учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательных классах содержит
Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» iconПояснительная записка. Календарно тематический план. Содержание программы. Требования к уровню
Обучение чтению и письму в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение...
Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» iconПояснительная записка рабочая программа «Обучение письму»
Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. О. В. Прониной «Обучение грамоте» Образовательная система «Школа 2100». (Сборник программ. Начальная...
Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В зависимости от цели и от задач обучение может быть проблемным и не проблемным. Если передо мной как учителем ставится задача развития...
Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Различные подходы к организации процесса обучения (объяснительно-иллюстративное обучение, проблемное обучение, программированное...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск