Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
«Альметьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа № 19 VIII вида»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор АС(К)ОШ №19
АС(К)ОШ №19
__________\Краснопёрова Е,Н.\ ___________\Шайдуллина Х.К.\ ___________\Чумаков В.П.\
(расшифровка подписи)
Протокол № ____ от
«____» ___________ 2013 г. «____» ___________2013 г. «____» ___________ 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Казаковой Марины Викторовны
(Ф.И.О.)
учителя (олигофренопедагога), первой квалификационной категории по штукатурно-малярному делу
6; 9а; 9б
(предмет, класс и т.п.)
2013 – 2014 учебный год Пояснительная записка для 6 класса.
«Профессионально-трудовое обучение (штукатурно-малярное дело)» дает учащимся определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков, позволяет успешнее находить свое место в окружающем социуме. Учебный план школы для 5-9 классов ориентирован на реализацию Стандартов первого поколения в 2013-2014 учебном году. Учебный план разработан на основании следующих документов в соответствии:
С законом «Об образовании в РФ» №273-ФЗ.от 21.12.2012г.
С законом Об образовании в РТ» № 68-ЗРТ от 22.07.2013г.
С базисным учебным планом специальных ( коррекционных) образовательных учреждений МО РТ, дополнение к приказу МО РФ№29/2065-П от 10.04».
Утвержденным учебным планом ГБОУ «АСКОШ№19YIII вида» на 2013-2014г.№1 от 29.08.2013г.
С положением «О рабочей программе педагога» ГБОУ «АСКОШ№19 YIII вида».
С программой для специальных коррекционных школ.
С федеральным перечнем учебников ,рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
СанПиН 2 4 2 2821-10 «санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 №85).
Целью курса «Профессионально – трудового обучение» (штукатурно-малярное дело)» в 6 классе является: формирование трудовых навыков воспитанников для дальнейшей социализации в обществе.
Для реализации данной цели необходимо решать следующие задачи:
овладеть опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества;
способами планирования организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
развивать техническое и логическое мышление, глазомер;
формировать знание о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
воспитать интерес к информационной и коммуникативной деятельности; практическому применению правил сотрудничества в коллективной деятельности;
овладеть общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда.
Общая характеристика учебного предмета.
Данный курс «Профессионально-трудовое обучение (штукатурно-малярное дело)» создан на основе личностно-ориентированных и культурно-ориентированных принципов, сформированных в Базисном учебном плане специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида приложение к приказу Минобразования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065-п); основной целью которого является формирование функционально грамотной личности готовой к активной трудовой деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой профессионально-трудовых знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических и жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Образовательная область «Профессионально-трудовое обучение (штукатурно-малярное дело)» входит в раздел «Трудовая подготовка»
Недельная нагрузка в классе – 6 часов, годовая 210 часов. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Изучение курса «Профессионально-трудового обучения (штукатурно-малярное дело)» позволяет заниматься всесторонним формированием, корректированием, развитием личности учащихся средствами предмета «Штукатурно-малярное дело» и, как следствие, расширять набор ценностных ориентиров.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественно условия человеческой деятельности жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознания человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностными результатами изучения курса «Штукатурно-малярное дело» в 6 классе является формирование следующих умений:
- проявлять аккуратность в работе, бережно относиться к своему труду и труду других людей;
- проявлять ответственность за порученные задания;
- проявлять чувство коллективизма, взаимопомощи;
- проявлять интерес к труду, трудолюбие;
- позитивного отношения к учебно-трудовой деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса « Штукатурно-малярное дело» в 6 классе является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно работать по предложенному учителем плану;
- учиться планировать свою деятельность;
- учиться основам саморегуляции эмоциональных состояний;
- самостоятельно определять цель деятельности на уроке, без помощи учителя;
Познавательные УУД:
- учиться понимать содержание прочитанных учебных материалов;
- учиться использовать практические умения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать, такие строительные объекты как, инструменты для работы, материалы, виды;
- находить и формулировать решение поставленной задачи с помощью моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем, таблиц, инструкционо-технологических карт);
Коммуникативные УУД:
учиться формированию действий по организации учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
учиться работать в группе и приобретению такого опыта работы;
учиться практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
учиться, удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;
Предметными результатами изучения курса «Штукатурно-малярное дело» в 6классе являться формирование следующих умений:
- умение готовить гипсовый и цементный раствор;
- умение готовить глиняное тесто;
- знание способов лепки изделий из глины;
- умение работать с металлоконструктором;
- выполнение несложных операции по подготовке поверхности под окраску и оштукатуривание;
- знание видов строительных инструментов, их устройство и назначение;
-знание и соблюдение правил безопасной работы;
- ориентировка в задании по образцу; чертежу разметки и рисунку изделия;
- групповое планирование по предметной технологической карте;
- умение произвести разметку прямоугольных деталей с помощью линейки и угольника; выполнять надрез картона по линии сгиба, уметь переводить контур изделия на заготовку с помощью копировальной бумаги;
- выполнение объемных игрушек по готовому краю;
- распознавание виды штукатурно-малярных инструментов по внешним признакам;
- знание видов и свойств глины, гипса;
- знание правил работы с металлоконструктором;
- знание способы лепки из глины;
-знание способов отливки изделий из гипса;
-умение определять виды строительных материалов по внешним признакам;
-знание видов и назначение инструментов;
-знание устройство инструментов;
-соблюдение правил безопасной работы;
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса штукатурно-малярного дела у учащихся предполагается формирования универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов. Содержание учебного предмета.
В предлагаемом курсе «Профессионально-трудовое обучение (штукатурно-малярное дело)» программа в 6 классе состоит из несколько блоков.
В 6 классе недельная нагрузка – 6 часов, годовая – 210 часов.
В структуре изучения программы выделяются следующие основные разделы:
1. Малярные работы – 96 часов;
6. Отливки из гипса и цемента – 26 часов;
7.Штукатурные работы – 46часа.
8.Изготовление трафаретов и их использование – 22часа
9.Практическое повторение – 10часов.
8.Самостоятельные и лабораторные работы – 10 часов.
В блоке «Малярное дело» предусмотрено ознакомление обучающихся с простейшими навыками выполнения малярных работ.
Обучение в этом блоке направлено на решение следующих задач:
- ознакомить учащихся с простейшими видами малярных работ, инструментов и материалов;
- пробудить у учащихся любовь и интерес к труду, желание в дальнейшем изучать малярное дело.
В блоке «Отливка из гипса и цемента» содержаться материал по изучению свойств и видов гипса и цемента; приготовление растворов из гипса и цемента. подбору форм для отливок, а так же способы отделки готовых изделий.
Во все блоки включены изучение практических методов выполнения данных видов работ. Получение навыков в выполнении данных работ позволит учащимся более быстро приступить к самостоятельному труду. При проведении практический занятий учащиеся последовательно осваивают приемы и способы выполнения работ; учатся бережно относиться к инструментам и инвентарю; экономному отношению к материалам.
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся.
Тематическое планирование в 6 классе ведется по базисному учебному плану специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (приложение к приказу Минобразования РФ от 10.04.2002 г. №: 29/2065-п), по программе вспомогательной школы Профессионально-трудовое обучение (Столярно-плотничное и штукатурно-малярное дело, сельскохозяйственный труд.)
Сборник II-М: Просвещение, 1981-81с., по учебному плану Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения, для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровью «Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат VIII вида №13 на 2011-2012 учебный год.
Структура тематического планирования представлена в табличной форме.
Преподавание в 6 классе ведется по учебникам:
- Малярные и обойные работы, А.Е. Суржаненко.
- Отделочные работы, Т.А. Усатова.
- Обучение труду учащихся 1-4 классов, В.Г. Петрова.
Требование к современному образовательному результату предполагают формирование у учащихся универсальных учебных действий позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов.
Развитие этих умений в полном объеме предполагает работу с прилагаемого курса «Профессионально-трудового обучения (штукатурно-малярное дело)» на основе технологий и методик, описанных в методических рекомендациях.
В 6 классе планирование курса предполагает выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении, воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских, обучение простейшим технико-техническим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.
Контроль оценки качества УУД осуществляется через проведение самостоятельных и практических работ.
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса.
Специальное (коррекционное) образование VIII вида существенно отличается от общеобразовательных массовых школ. В связи с этим и оснащение учебного процесса в коррекционных школах имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания учащихся с отставанием в умственном развитии, так и спецификой курса «Профессионально-трудовое обучение (штукатурно-малярное дело)» в частности.
Интеллектуально-психологические особенности школьников с отставанием умственного развития делают необходимым формирование моделирования как универсального учебного действия.
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в коррекционной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1. натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, учебные кабинки);
2. изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы, инструкционно-технологические карты).
Наряду с принципом наглядности в изучении курса «Штукатурно-малярное дело» в специальной коррекционной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами.
Для принципа наглядности по данному курсу обучения организованы соответствующие мастерские, которые являются базой для проведения практических работ.
В мастерских отведены места для проведения теоретических и практических занятий, имеются учебные кабинки, лабораторный класс.
Мастерские оснащены инструментами, приспособлениями и исходными материалами для выполнения практических занятий, имеются средства индивидуальной защиты. Объекты труда должны соответствовать следующим требованиям:
- быть доступными для учащихся;
- соответствовать уровню сложности;
- включать выполнение операций предусмотренных в теме;
- иметь полезное назначение.
В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки по выполнению простых штукатурных и малярных работ. Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся по технологии.
ЗУН учащихся оцениваются в соответствии с Положением «О системе оценок при промежуточной аттестации, формах и порядку их проведения АСКОШ №19 VIII вида» (далее Положение).
Согласно П.1.6 Положения, оценка реализовывается по 5-ти бальной системе.
Согласно П.1.7 Положения, отметки в баллах не являются «цензовыми» и не могут быть приравнены к оценкам учащихся общеобразовательных школ, а являются лишь показателем продвижения учащихся по отношению к самим себе.
Согласно П.1.10 Положения, в ходе текущего контроля успеваемости педагоги могут определять и использовать иные методы (критерии) оценки учащихся.
В данной рабочей программе учитывается следующая система оценивания (по И.М. Бгажноковой):
Оценка
| % выполнения заданий
| удовлетворительно
| 35 – 50%
| хорошо
| 50 – 65%
| очень хорошо (отлично)
| свыше 65%
| |