Скачать 211.91 Kb.
|
Пояснительная записка I. Цели и задачи программы Основанием для разработки рабочей программы по обслуживающему труду являются: образовательный стандарт 2004 г.; примерная программа: «Технология. Трудовое обучение» — М.: Просвещение, 2010 Образовательная область «Технология» призвана познакомить обучающихся с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности. Технология - это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов. Изучение образовательной области «Технология», включающей базовые (т. е. наиболее распространенные и перспективные) технологии и предусматривающей творческое развитие обучающихся в рамках системы проектов, позволит подросткам приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечит им интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям. Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и высокими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей. Работа по этим направлениям предполагает решение следующих задач:
Для решения этих задач в содержании программы выделены разделы (модули):
1 II. Комплекс знаний, умений, навыков и способов деятельности учащихся Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются: Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. В результате изучения технологии учащиеся должны овладеть опытом трудовой деятельности, общим для всех направлений технологической подготовки в основной школе. Данный опыт включает в себя:
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок. А также: урок изучение нового материала; урок совершенствования знаний, умений и навыков; урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; урок контроля умений и навыков. Кроме этого, используются нетрадиционные формы уроков: урок – беседа, лабораторно-практическое занятие, урок – экскурсия, урок – деловая игра. На уроках образовательной области «Технология» особое внимание уделяется охране здоровья обучающихся. Все оборудование, инструменты и приспособления удовлетворяют психофизиологические особенности и познавательные возможности обучающихся, обеспечивают нормы безопасности труда при выполнении технологических процессов. Во время проведения уроков обеспечена личная и пожарная безопасность обучающихся при работе с электронагревательными приборами и оборудованием. Все термические процессы и пользование нагревательными приборами лицеистам разрешается осуществлять только под наблюдением учителя. Серьезное внимание уделяется соблюдению правил санитарии и гигиены. 2 Для обучения безопасным приемам труда с инструментами и оборудованием используется инструктаж по правилам ТБ и ОТ. На уроках внимание обучающихся акцентируется на экологические аспекты их трудовой деятельности, в частности: уменьшение отходов производства, их утилизация или вторичное использование, экономия сырья, энергии, труда. Экологическая подготовка производится на основе конкретной предметной деятельности. С позиции формирования у обучающихся гражданских качеств личности особое внимание обращается на формирование у них умений давать оценку социальной значимости процесса и результатов труда. Лицеисты учатся прогнозировать потребительскую ценность для общества того, что они делают, оценивать возможные негативные влияния этого на окружающих людей. Педагогические технологии, используемые в процессе обучения:
Виды контроля: Стартовый, промежуточный и итоговый административный контроль; текущий контроль; самоконтроль; взаимоконтроль. Перечень знаний и умений, формируемых у учащихсяУчащиеся 8 класса должны знать: Правила техники безопасности и охраны труда по всем разделам программы. Воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. Источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека. Заболевания, передающиеся через пищу. Профилактика и первая помощь при пищевых отравлениях. Виды домашней птицы и их кулинарное употребление, виды тепловой обработки, применяемые при приготовлении блюд из домашней птицы. Особенности приготовления бисквитного теста, признаки доброкачественности муки и яиц. Способы консервирования фруктов и ягод. Преимущества и недостатки консервирования стерилизацией, пастеризацией и замораживанием. Значение кислотности плодов для консервации. Время стерилизации. Условия максимального сохранения витаминов в компотах. Условия и сроки хранения компотов. Признаки доброкачественности шоколадных конфет, способы оформления конфетного букета. Классификацию потребностей семьи, способы планирования расходов, цены на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи. : способы совершения покупок, о возможностях предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Основные свойства синтетических волокон, характеристику сложных переплетений. Ассортимент изделий, выполняемых в технике вышивания х/б, шелковыми и шерстяными нитями. Материалы и инструменты для вышивания. Характеристика хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых нитей. Условные обозначения, применяемые при вышивании. Правила составления технологической карты изделия, этапы выполнения проектной работы. Правила организации рабочего места швеи. Правила презентации изделий декоративно-прикладного творчества. О сферах и отраслях современного производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия. Разделение труда. Приоритетные направления развития техники и технологий, их влияние на виды и содержание труда. Способы поиска информации о профессиях и возможностях получения профессионального образования. Нормативные документы, гарантирующие права и регламентирующие обязанности работников. Анализ предложений работодателей на региональном рынке труда. Правила публичного выступления Учащиеся 8 класса должны уметь: Соблюдать правила техники безопасности и охраны труда по всем разделам программы. Определять доброкачественность продуктов органолептическим способом, срок годности продуктов по маркировке на банке, упаковке. Определять время приготовления и способы определения готовности блюда. Оформить готовое блюдо при подаче к столу с помощью карвинга. Приготовить блюдо из курицы, воздушный пирог с яблоками, компот из фруктов и ягод. Определить доброкачественность шоколадных конфет, оформить конфеты, изготовить дополнительные украшения, составить букет. Рассчитать минимальную стоимость потребительской корзины. Определить вид нитей (синтетические, искусственные) в тканях. Выполнить эскиз изделия, образцы швов: стебельчатый, атласная гладь, штриховая гладь, двусторонняя гладь, накладная сетка, "узелки", "рококо", тамбурный, "петля вприкреп. Обосновать выбор и рассчитать себестоимость изделия, выполнить задуманное изделие. Представить свою работу публике - возможным потребителям. Отличать профессии, специальности и должности работников. Составить профессиограмму. Найти и использовать различные источники нормативных документов. Использовать результаты диагностики склонностей и качеств личности для собственного профессионального выбора. Построить план профессионального образования и дальнейшего трудоустройства. Представить профессиограмму по личному выбору в публичном выступлении. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии класс 8 Количество часов: всего 34 час; в неделю 1 час;
Список используемой литературы: «Технология. 8 класс» под ред. В.Д.Симоненко. – М: «Московский учебник», 2009 г. Литература для учителя: Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 7 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 64с. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 8 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 48с. Арефьев И.П. Технология. Профориентация. Экономика России в опорных схемах и таблицах. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. – 96с. Дидактические материалы к курсу «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой, А. Я. Журкиной. — М., 1998. Карачевцева Л.Д., Власенко О.П. Технология 5 – 9 классы: дополнительные и занимательные материалы. – М.: Просвещение, 2008 Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Носорева Е.А. Структура содержания и примерное тематическое планирование учебного материала по технологии (обслуживающий труд) в 5-9 классах //Школа и производство. – 2001. 0- №6 Маркуцкая С.Э. Технология: обслуживающий труд. Тесты 5-7 кл./Маркуцкая С.Э. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 128с. Методика обучения технологии. 5-9 классы» А.К.Бешенков, Москва: Дрофа, 2004г. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. — М., 1999. Метод проектов в технологическом образовании школьников. И.А.Сасова. Москва: «Вентага-Граф, 2003г. Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2008. Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2009. Обучение технологии в средней школе: 5-11 кл. /Методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003.-208с. Письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005 №03-1263: о примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана. Примерная программа основного общего образования по направлению “Технология. Обслуживающий труд”. Москва: Просвещение, 2010 Сасова И. А. Метод проектов в технологическом образовании, Москва, Вентана-Граф,2003 Сасова И. А. Сборник проектов, Москва, Вентана-Граф,2003 Сборник нормативных документов. Технология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 120, [8] с. Ставрова О.Б. Современный урок технологии с применением компьютера. Книга для учителя. – М.: Школьная пресса. 2004. – 80с. Технология. 6-8 классы. Русские традиции для изготовления различных изделий: конспекты занятий/авт.-сост. И.Г.Норенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 107с. Технология: конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс/Составитель Л.П.Барылкина, С.Е.Соколова. – М.: 5 за знания, 2006. – 208с. Технология. 5-11 классы (вариант для девочек): Развернутое тематическое планирование по программе В.Д.Симоненко./авт.-сост. Е.А.Киселёва и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 111с. Технология. 5-11 класс: предметные недели в школе/Авт.-сост. Володина Е.Д., Суслина В.Ю. – Волгоград: Учитель, 2008. – 156с. Учителю технологии о современных информационных технологиях/ Учебное пособие. – Киров: Изд-во ВПГУ, 1998. – 124с. Чернякова В. Н. Творческий проект, тетрадь, М.: Просвещение,2006 15 Дополнительная литература для учащихся:Барановский В.А. Повар-технолог/Серия «учебники, учебные пособия» - Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 416с. Воронова О. Декупаж: новые идеи, оригинальные техники. – Москва: Эксмо, 2010 Виноградская К.Ю. Блюда из яиц. – Ростов-на-Дону: Владис, 2010 Еременко Т.И., Заболуева Е.С. Художественная обработка материалов: технология ручной вышивки/книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2000. - 160с. Еременко Т.И. Альбом узоров для вышивки. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 127с. Зименкова Ф.Н. Технология. Справочное пособие для общеобразовательных школ. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 192с. Искусство кулинарии. Самые вкусные салаты. – Ростов-на-Дону: Владис, 2010 Искусство сервировки. – М.: «АСТ-ПРЕСС Книга», 2004. – 151с. Кашкарова-Герцог Е.Д. Руководство по рукоделию для детей и взрослых. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. – 64с. Лучшие техники для любителей вышивки /Под ред. Анны Скотт; пер. с англ. А.Шевченко – М.: «Альбом», 2006. – 159с. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Первоклассная повариха. – М.: ЭКСМО, 2002. – 96с. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Девичьи хлопоты. – М.: ЭКСМО, 2000. – 80с. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Вышивка: первые шаги. – М.: ЭКСМО, 2000. – 96с. Материаловедение швейного производства. – Ростов н/Д:Феникс, 2001. – 416с. Молоховец Е. Консервирование и заготовка фруктов. – Москва: Эксмо, 2008 Симоненко В.Д. Основы потребительской культуры. Учебник для старших классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2007. – 176с. Скиба Т.В. Блюда из фарша. – Ростов –на- Дону: Владис, 2010 Стильные штучки для вашего дома. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2006. – 120с. Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8—9 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. — М., 1998. Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных товаров. – Ростов н/Д:Феникс, 2006. – 480с. Фомина Ю.А. Интерьер к торжеству. Украшаем дом к приему гостей и делаем подарки. – М.: ЭКСМО, 2006. – 64с. Цимуталлина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 192с. Чибрикова О.В. Прикольные подарки к любому празднику. – М.: ЭКСМО, 2006. – 64с. Чотти Д. Вышивка шелковыми лентами: техника, приемы, изделия: Энциклопедия/Пер. с ит. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 160с. Этикет от А до Я. /Автор составитель Н.В.Чудакова. М.: ООО «Изд-во АСТ», 1999. – 112с. Я познаю мир: История ремесел. Энциклопедия /Пономарева Е., Пономарева Т. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004.- 413с. Я познаю мир: Русский народ: традиции и обычаи. Энциклопедия /С.В. Истомин – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2007.- 383с. |
Пояснительная записка I. Цели и задачи программы Основанием для разработки... Директор мбоу зам директора по увр на заседании мо | Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического... Основные задачи обучения труду этой категории детей также соответствуют задачам трудового обучения в общеобразовательной школе | ||
Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического... Основные задачи обучения труду этой категории детей также соответствуют задачам трудового обучения в общеобразовательной школе | Пояснительная записка. Основанием для разработки рабочей программы Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 09. 03.... | ||
Пояснительная записка Источники составления рабочей программы : федеральный... Примерная программа по истории. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М : Просвещение, 2013.... | Пояснительная записка исходным и документ ами для составления рабочей... Примерная программа по географии (Примерные программы по учебным предметам. География 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2012. – 71 с.... | ||
Пояснительная записка Основанием составления рабочей программы является Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённый приказом Минобразования РФ от 09. 03. 2004.... | Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей... Примерная программа среднего (полного) образования по географии. 10-11 классы. Базовый уровень (В. И. Сиротин, И. И. Душина, Е. М.... | ||
Пояснительная записка. Данная программа составлена на основе примерной... ... | Пояснительная записка Основными документами для разработки рабочей программы являются Буп рт -2012 для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, который содержит распределение содержания образования по образовательным... | ||
Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей... ... | Пояснительная записка 7 класс Данная программа составлена на основе... ... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура»... Основанием для разработки Рабочей программы по учебному предмету «Мировая художественная культура» являются следующие нормативные... | Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура»... Основанием для разработки Рабочей программы по учебному предмету «Мировая художественная культура» являются следующие нормативные... | ||
Пояснительная записка рабочая программа предназначена для преподавания... Основой для разработки рабочей программы является программа «Обществознание», 10-11 классы. Базовый уровень(140 часов), авторы: Л.... | Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей... Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004... |