Пояснительная запискаI. Цели и задачи программы Основанием для разработки рабочей программы по обслуживающему труду являются: образовательный стандарт; примерная программа: «Технология. Трудовое обучение» — М.: Просвещение, 2010
Образовательная область «Технология» призвана познакомить обучающихся с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Технология - это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов.
Изучение образовательной области «Технология», включающей базовые (т. е. наиболее распространенные и перспективные) технологии и предусматривающей творческое развитие обучающихся в рамках системы проектов, позволит подросткам приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечит им интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям. Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и высокими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей. Работа по этим направлениям предполагает решение следующих задач:
Совершенствование практических умений и навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, уходе за жилищем;
Ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел;
Развитие художественной инициативы;
Освоение технологических знаний, технологической культуры на базе сведений, полученных при изучении других образовательных областей и предметов, а также на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
Развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе различных видов технологической деятельности;
Развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда;
Воспитание трудолюбия и культуры созидательного труда, ответственности за результаты своего труда;
Воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве;
Воспитание уважения к народным обычаям и традициям родного края; ознакомление учащихся с профессиями по обработке тканей и пищевых продуктов, с профессией дизайнера;
Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Для решения этих задач в содержании программы выделены разделы (модули):
Кулинария. Технология обработки пищевых продуктов.
Элементы материаловедения.
Технология ведения дома. Эстетика и экология жилища. Домашняя экономика.
Электротехнические работы.
Рукоделие: создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Проектные работы.
Моя профессиональная карьера.
II. Комплекс знаний, умений, навыков и способов деятельности учащихся Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного
общего образования являются:
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
В результате изучения технологии учащиеся должны овладеть опытом трудовой деятельности, общим для всех направлений технологической подготовки в основной школе. Данный опыт включает в себя:
Опыт изготовления личностно или общественно значимых объектов труда: выбор объектов труда, подбор материалов и средств труда в соответствии с целями деятельности, рациональное размещение инструментов и оборудования, применение инструментов, материалов и оборудования, использование безопасных приемов труда в технологическом процессе, контроль хода процесса и результатов своего труда;
Опыт организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности: планирование работы с учетом имеющихся ресурсов и условий, распределение работ при коллективной деятельности;
Опыт работы с технологической информацией: поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе, а также с использованием ИКТ и ресурсов Интернета, применение информации при решении технологических задач;
Опыт проектной деятельности по созданию материальных объектов и услуг: обоснование цели деятельности, определение способов и средств достижения цели, воплощение проекта в виде законченного продукта, оценка затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
Опыт оценки возможностей построения профессиональной карьеры: самодиагностика склонностей и способностей, проба сил в различных сферах профессиональной деятельности, построение планов профессионального образования и трудоустройства.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок. А также: урок изучение нового материала; урок совершенствования знаний, умений и навыков; урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; урок контроля умений и навыков. Кроме этого, используются нетрадиционные формы уроков:
урок – беседа, лабораторно-практическое занятие, урок – экскурсия, урок – деловая игра.
На уроках образовательной области «Технология» особое внимание уделяется охране здоровья обучающихся. Все оборудование, инструменты и приспособления удовлетворяют психофизиологические особенности и познавательные возможности обучающихся, обеспечивают нормы безопасности труда при выполнении технологических процессов.
Во время проведения уроков обеспечена личная и пожарная безопасность обучающихся при работе с электронагревательными приборами и оборудованием. Все термические процессы и пользование нагревательными приборами лицеистам разрешается осуществлять только под наблюдением учителя. Серьезное внимание уделяется соблюдению правил санитарии и гигиены.
Для обучения безопасным приемам труда с инструментами и оборудованием используется инструктаж по правилам ТБ и ОТ.
На уроках внимание обучающихся акцентируется на экологические аспекты их трудовой деятельности, в частности: уменьшение отходов производства, их утилизация или вторичное использование, экономия сырья, энергии, труда. Экологическая подготовка производится на основе конкретной предметной деятельности.
С позиции формирования у обучающихся гражданских качеств личности особое внимание обращается на формирование у них умений давать оценку социальной значимости процесса и результатов труда. Лицеисты учатся прогнозировать потребительскую ценность для общества того, что они делают, оценивать возможные негативные влияния этого на окружающих людей.
Педагогические технологии, используемые в процессе обучения:
Дифференцированное обучение.
Тренинг коммуникативных навыков (ТКН).
Решение технологических задач.
ИКТ и Интернет- технологии.
Проектные творческие технологии (Метод проектов).
Чтение и письмо для развития критического мышления (ЧПРКМ).
Коллективные способы обучения (КСО).
Виды контроля:Стартовый, промежуточный и итоговый административный контроль; текущий контроль; самоконтроль; взаимоконтроль.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся Учащиеся 7 класса должны знать: Правила техники безопасности и охраны труда по всем разделам программы.
Воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. Источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека. Заболевания, передающиеся через пищу. Профилактика и первая помощь при пищевых отравлениях. Как влияют соотношения компонентов блюда на его качество. Способы приготовления супов, разновидности супов по способам приготовления (горячие, холодные). Способы обработки мяса, рыбы. Признаки доброкачественности мяса и рыбы (свежей и консервированной). Способы приготовления котлет, холодных закусок, десертов и букетов из конфет.
Основные свойства химических волокон, характеристику сложных переплетений. Применение ткани из химических волокон при изготовлении одежды.
Правила эксплуатации основных элементов инженерных систем. Влияние на микроклимат в доме комнатных растений. Современные приборы и устройства для поддержания микроклимата в доме.
Электродвигатели постоянного и переменного тока и области их применения. Особенности эксплуатации ламп накаливания и энергосберегающих ламп.
Виды проектов, критерии их оценки. Правила составления технологической карты. Виды вышивки. Способы подготовки основы для классического декупажа. Правила представления проектной работы.
Как изучают и классифицируют профессии. Что такое конкуренция на рынке труда. О сферах и отраслях современного производства. Разделение труда. Московский рынок труда. Способы поиска информации о профессиях и возможностях получения профессионального образования. Основные этапы профессионального становления человека. Нормативные документы, гарантирующие права и регламентирующие обязанности работников. Анализ предложений работодателей на Московском рынке труда. Правила оформления отзыва об экскурсии. Правила публичного выступления.
Учащиеся 7 класса должны уметь:
Соблюдать правила техники безопасности и охраны труда по всем разделам программы.
Определять доброкачественность мясных, рыбных, молочных продуктов органолептическим способом, срок годности продуктов по маркировке на банке, упаковке. Приготовить суп с фрикадельками, рулетики, рыбный салат, творожный десерт. Определить время варки, жарки, оформить с помощью карвинга и подать блюдо. Оформить букет из конфет.
Отличить ткань из химических волокон от других видов тканей.
Выполнить эскиз интерьера. Подобрать к интерьеру комнаты растения, ухаживать за ними.
Подбирать бытовые приборы по их мощности и рабочему напряжению. Заменять гальванический элемент питания.
Выполнять тренировочные образцы в разных техниках вышивки и классического декупажа. Выбирать изделие, оценивая свои способности и возможности. Составлять технологическую карту, подсчитать себестоимость изделия, оформить творческую работу. Анализировать свои ошибки и исправлять их, представлять свою работу в форме публичного выступления.
Отличать профессии, специальности, должности. Использовать результаты диагностики склонностей и качеств личности для собственного профессионального выбора. Написать эссе о профессиональном пути родителей или родственников. Найти и использовать различные источники нормативных документов. Построить план профессионального образования. Составить отзыв об экскурсии на производство. Представить профориентационный проект в публичном выступлении.
III. Содержание программы в 7 классеРабочая программа состоит из разделов (модулей):
Введение – 1 ч.
Кулинария – 11 ч.
Элементы материаловедения – 1 ч.
Технология ведения дома: эстетика и экология жилища – 4 ч.
Электротехнические работы – 2 ч.
Рукоделие: создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Проектные работы – 14 ч.
Моя профессиональная карьера – 18 ч.
Итого: 51 час
В примерную программу внесены следующие изменения:
Разделы «Элементы машиноведения», «Конструирование и моделирование поясного изделия» и «Технология изготовления поясного изделия» исключены из программы обучения. Это связано с уменьшением количества часов в Учебном плане лицея на изучение материальных технологий в пользу информационных технологий по профилю образовательного учреждения (1,5 часа в неделю, 51 час в год).
Увеличено количество часов на подготовку по разделу «Моя профессиональная карьера» (18 ч).
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и объекты труда.
Содержание разделов (модулей)Кулинария. Технология приготовления пищи 11 часов Физиология питания (1 час)Основные теоретические сведенияПонятие о микроорганизмах. Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. Источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека. Понятие о пищевых инфекциях. Заболевания, передающиеся через пищу. Профилактика инфекций. Первая помощь при пищевых отравлениях.
Практические работыОпределение доброкачественности продуктов органолептическим способом. Определение срока годности консервов по маркировке на банке, упаковке и т.д.
Объекты трудаПтица, яйца, мука. Рыбные консервы, консервированный зеленый горошек.
Правила приготовления супов - 2 чОсновные теоретические сведения Влияние соотношения компонентов блюда на его качество. Способы приготовления супов. Разновидности супов по способам приготовления (горячие, холодные). Признаки доброкачественности рубленного мяса. Сервировка стола к обеду.
Практические работы Определение доброкачественности мяса, приготовление супа с фрикадельками, определение времени варки, оформление (карвинг) и подача блюда к столу.
Объекты труда.Суп с фрикадельками, эскизы оформления первого блюда.
Значение мясных блюд в питании человека – 2 чОсновные теоретические сведения Влияние соотношения компонентов блюда на его качество.
Способы обработки мяса и приготовления котлет. Признаки доброкачественности мяса. Сервировка стола к обеду.
Практические работы Определение доброкачественности мяса, приготовление котлет из рубленного мяса, определение времени жарки, оформление (карвинг) и подача блюда к столу.
Объекты труда. Мясные котлеты, эскизы оформления второго блюда.
Значение холодных закусок в питании человека – 2 чОсновные теоретические сведения Сроки хранения и реализации холодных закусок. Влияние соотношения компонентов блюда на его качество. Признаки доброкачественности ингредиентов закусок. Способы приготовления холодных закусок. Способы подачи холодных закусок (рулет) к обеду. Сервировка стола.
Практические работы Определение доброкачественности ингредиентов закусок, приготовление рулетиков из ветчины и сыра с начинками, определение времени приготовления, оформление (карвинг) и подача блюда к столу.
Объекты труда.Рулетики из ветчины и сыра с начинками, эскизы оформления холодных закусок.
Значение рыбы и морепродуктов в питании человека – 2 чОсновные теоретические сведения Первичная и тепловая обработка рыбы. Признаки доброкачественности рыбы. Влияние соотношения компонентов блюда на его качество. Признаки доброкачественности ингредиентов салата. Способы подачи холодных закусок (салат) к обеду. Сервировка стола.
Практические работы Определение доброкачественности ингредиентов салата, приготовление рыбного салата («Мимоза», сельдь под шубой), определение времени приготовления, оформление (карвинг) и подача блюда к столу.
Объекты труда.Рыбный салат, эскизы оформления холодных закусок.
Десертные блюда – 2 чОсновные теоретические сведения Роль десерта в праздничном обеде. Исходные продукты, используемые для приготовления сладких блюд и десерта. Влияние соотношения компонентов блюда на его качество.
Признаки доброкачественности творога и фруктов. Способы приготовления десертов и букетов из конфет. Подача десерта к столу.
Практические работы Определить доброкачественность фруктов и творога, приготовить десерт, определить время приготовления, оформить (карвинг) и подать блюдо, оформить букет из конфет.
Объекты труда.Творожный десерт со свежими фруктами, букет из конфет, эскизы оформления десертов.
Элементы материаловедения (1 час)Химические волокна - 1 чОсновные теоретические сведения Технология производства химических волокон.
Основные свойства химических волокон. Свойства тканей их химических волокон, ассортимент.
Характеристика сложных переплетений. Использование тканей из химических волокон при производстве одежды. Сложные переплетения нитей в тканях. Зависимость свойств ткани от вида переплетения. Уход за изделиями из химических волокон.
Практические работы Определить ткань из химических волокон от других видов тканей. Изучение свойств тканей из химических волокон. Определение раппорта в сложных переплетениях.
Объекты труда.Коллекция тканей из химических, натуральных, искусственных волокон. Образцы тканей со сложными переплетениями. Рисунки раппортов.
Технология ведения дома. Эстетика и экология жилища (4 часа)Микроклимат в доме. Интерьер комнаты – 2 чОсновные теоретические сведения Экология жилища. Основные элементы энерго- и тепло снабжения, водопровода, канализации. правила эксплуатации основных элементов инженерных систем.
Практические работы Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи, выполнить эскиз интерьера комнаты (на выбор учащихся).
Объекты труда.Декоративные панно, подушки, шторы, каталоги бытовой техники и предметов интерьера.
Способы оформления интерьера. Роль комнатных растений в интерьере – 2 чОсновные теоретические сведения Способы оформления интерьера. Использование декоративных изделий в оформлении интерьера. Использование комнатных растений в интерьере, их влияние на микроклимат в доме. Правила ухода и подбора к интерьеру комнатных растений. Современные приборы и устройства для поддержания микроклимата в доме.
Практические работы Подбор и посадка декоративных комнатных растений.
Объекты труда.Комнатные растения, садовый инвентарь.
Электротехнические работы (2 часа)Электроосветительные и нагревательные приборы – 2 чОсновные теоретические сведения Пути экономии электрической энергии. Электроосветительные приборы. Электродвигатели постоянного и переменного тока и области их применения. Особенности эксплуатации ламп накаливания и энергосберегающих ламп, их достоинства и недостатки. Характеристика гальванических источников тока, область их применения.
Практические работыПодбор бытовых приборов по их мощности и рабочему напряжению. Замена гальванических элементов питания.
Объекты труда.Осветительные приборы, пульт управления ТV и т.п., электроконструктор.
Рукоделие: создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Проектные работы (14 часов)Виды проектов. Разные техники вышивки. Подготовительный этап проекта – 2 ч Основные теоретические сведения Из истории проектной деятельности. Классификация проектов, постановка цели, критерии оценки. Технические приемы вышивки лентами, крестом, гладью.
Правила ТБ и ОТ.
Практические работыВыполнение тренировочных образцов в разных техниках вышивки.
Объекты труда.Образцы вышивки лентами, крестом, гладью; основы – закладки.
Выбор техники вышивки для панно. Организационный этап проекта – 2 чОсновные теоретические сведения Обоснование идеи творческого проекта, выбор изделия. Ведение документации: составление технологической карты, анализ трудностей при изготовлении изделия. Расчёт себестоимости. Правила ТБ и ОТ.
Практические работыВыбор изделия, оформление технологической карты, расчет себестоимость изделия.
Объекты труда.Эскизы изделий
Изготовление панно Технологический этап проекта – 2 чОсновные теоретические сведения Организация рабочего места. Подготовка материалов и инструментов к работе. Правила ТБ и ОТ. Варианты оформления работы.
Практические работыИзготовление панно.
Объекты труда.Панно
Классический декупаж Подготовительный этап проекта – 2 чОсновные теоретические сведения Техника классического декупажа. Правила техники безопасности и охраны труда при использовании красок, клея, лака в работе. Способы подготовки основы для классического декупажа.
Практические работыВыполнение тренировочных образцов в технике классического декупажа
Объекты труда.Основы и эскизы изделий
Выбор изделия в технике декупаж. Организационный этап проекта –
2 ч Основные теоретические сведения Обоснование идеи творческого проекта, выбор изделия. Ведение документации: составление технологической карты, анализ трудностей при изготовлении изделия. Расчёт себестоимости.
Практические работыВыбор изделия, оформление технологической карты, расчет себестоимость изделия.
Объекты труда.Основы и эскизы изделий
Изготовление предмета для интерьера дома. Технологический этап проекта – 2 чОсновные теоретические сведения Организация рабочего места Подготовка материалов и инструментов к работе. Правила техники безопасности.
Практические работыИзготовление предмета для интерьера дома в технике декупажа.
Объекты труда.Предметы для интерьера дома
Выставка творческих работ. Заключительный этап проекта – 2 чОсновные теоретические сведения Правила представления проектной работы в форме публичного выступления.
Практические работы Реклама подготовленных изделий. Самооценка проделанной работы Презентация проектов.
Объекты трудаБуклеты к творческим проектам, презентации PPt, творческие работы.
Моя профессиональная карьера (18 часов)Профессиональная деятельность человека – 1 чОсновные теоретические сведения Разделение труда. Как изучают и классифицируют профессии. Профессии, специальности, должности. Конкуренция на рынке труда.
Практические работы Сравнительная характеристика
профессии, специальности, должности.
Объекты трудаКарточки – задания
Виды профессий – 1 чОсновные теоретические сведения Виды массовых профессий сферы производства и сервиса. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Центры профориентации и занятости.
Практические работы Сравнительная характеристика
профессии, специальности, должности.
Объекты трудаКарточки – задания
Виртуальная экскурсия на производство – 1 чОсновные теоретические сведения Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования. Виртуальные экскурсии на производство (по запросу учащихся)
Практические работы Оформить полученную информацию в виде рассказа.
Объекты трудаМатериалы экскурсии, буклеты с перечнем профессиональных учебных заведений.
Основные этапы профессионального становления человека – 1 чОсновные теоретические сведения Роль профессии в жизни человека. Диагностика профессиональных качеств личности.
Практические работы Заполнение бланков – тестов на определение профессиональных качеств личности.
Объекты трудаБланки – тесты.
Знакомство с людьми – носителями профессий – 1 чОсновные теоретические сведения Виртуальное знакомство с людьми – носителями профессий (по запросу учащихся)
Практические работыНаписать эссе о профессиональном пути родителей или родственников
Объекты трудаЭссе о профессиональном пути родителей или родственников
Познай себя: твои индивидуальные особенности и здоровье – 1 чОсновные теоретические сведения Профессиональные качества личности. Право на выбор и ответственность за выбор
. Нормативные документы, гарантирующие права и регламентирующие обязанности работников.
Практические работыНайти и использовать различные источники нормативных документов
Объекты трудаКонспект
Изучение личных интересов и склонностей – 2 чОсновные теоретические сведения Диагностика профессиональных интересов и склонностей.
Способы получения информации о профессиональном самоопределении.
Практические работы Заполнение бланков – тестов на определение профессиональных интересов и склонностей.
Объекты трудаБланки – тесты.
Современные требования, предъявляемые работодателем – 1 чОсновные теоретические сведения Где и как ищут работу. Требования, предъявляемые современным работодателем.
Анализ предложений работодателей на Московском рынке труда.
Практические работы Построить план профессионального образования.
Объекты трудаБуклеты профессиональных учебных заведений.
Профессии, востребованные рынком труда в Северном округе города Москвы – 2 чОсновные теоретические сведения Требования, предъявляемые современным работодателем.
Анализ предложений работодателей на Московском рынке труда.
Практические работы Составление карты «Мира профессий» в ближайшем территориальном окружении.
Объекты трудаБуклеты профессиональных учебных заведений и предприятий округа.
Экскурсия на производство – 2 чОсновные теоретические сведения Особенности промышленного производства (по запросу учащихся). Правила оформления отзыва об экскурсии.
Практические работы Составление карты «Мира профессий» в ближайшем территориальном окружении.
Объекты трудаОтзыв об экскурсии.
Профориентационный проект «Мой профессиональный выбор» – 3 чОсновные теоретические сведения Этапы работы над проектом. Правила представления проектной работы в форме публичного выступления.
Практические работы Оформление и
реклама подготовленных проектов «Мой профессиональный выбор» Самооценка проделанной работы. Презентация проектов.
Объекты трудаБуклеты к проектам, презентации PPt.
Список используемой литературы: Учебник для учащихся 7 класса:«Технология. 7 класс» под ред. В.Д.Симоненко. – М: Вентана-Граф, 2012 г.
Литература для учителя:«Технология. 7 класс» под ред. В.Д.Симоненко. – М: Вентана-Граф, 2012 г.
Поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко 7 кл.
дата
| Тема урока
| Кол.
час
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся (результаты)
| Контроль
| ТСО
| Примечания
|
Введение 1 час
|
сентября
| Вводный инструктаж по технике безопасности
| 1
| Обобще-ние, системати-
зация изучен-ного
| Провести вводный инструктаж по технике безопасности.
Повторить инструкции на рабочем месте.
| Знать: Правила санитарии, гигиены, безопасное обращение с электро- приборами, инструментами.
Уметь: Соблюдать правила безопасной работы в кабинете.
| Опрос по
карточкам
| PPt
|
|
Раздел программы Кулинария. Технология приготовления пищи 11 часов
|
сентября
| Физиология питания
| 1
|
| Понятие о микроорганизмах. Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. Источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека. Понятие о пищевых инфекциях. Заболевания, передающиеся через пищу. Профилактика инфекций. Первая помощь при пищевых отравлениях.
| Знать: Воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. Источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека. Заболевания, передающиеся через пищу. Профилактика и первая помощь при пищевых отравлениях.
Уметь: Определить доброкачественность продуктов органолептическим способом, срок годности продуктов по маркировке на банке, упаковке.
| Зачетный лист Стартовый контроль
| PPt
|
|
сентября
| Правила приготовления супов.
Пр.р.: Приготовление супа с фрикадельками.
| 2
| Комбини- рованный
урок
| Виды супов. Рецептура и
технология приготовления супа. Способы подачи первого блюда к обеду. Сервировка стола. Оформление (карвинг) и дегустация блюда.
| Знать: Как влияют соотношения компонентов блюда на его качество. Способы приготовления супов. Разновидности супов по способам приготовления (горячие, холодные).
Уметь: Приготовить суп с фрикадельками, определить время варки, оформить и подать блюдо.
| Дегустация блюда
| PPt
|
|
сентября
| Значение мясных блюд в питании человека.
Пр.р.: Приготовление мясных котлет.
| 2
| Практич
урок Работа
в группах
| Первичная и тепловая обработка мяса. Признаки доброкачественности мяса. Способы подачи второго блюда к обеду. Сервировка стола. Оформление (карвинг) и дегустация блюда.
| Знать: Как влияют соотношения компонентов блюда на его качество. Способы обработки мяса. Способы приготовления котлет
Уметь: Определить доброкачественность мяса, приготовить котлеты из рубленного мяса, определить время жарки, оформить и подать блюдо .
| Дегустация блюда
| PPt
|
|
сентября
| Значение холодных закусок в питании человека.
Пр.р.: Приготовление рулетов из сыра и ветчины
| 2
| Комбинир.
урок
| Сроки хранения и реализации холодных закусок. Подготовка продуктов для начинки рулетов: сырная и грибная заправка. Способы подачи холодных закусок к обеду. Сервировка стола. Оформление (карвинг) и дегустация блюда.
| Знать: Как влияют соотношения компонентов блюда на его качество. Способы приготовления холодных закусок.
Уметь: Определить доброкачественность ингредиентов закусок, приготовить рулетики, определить время приготовления, оформить и подать блюдо.
| Дегустация блюда
| PPt
|
|
октября
| Значение рыбы и морепродуктов в питании человека.
Пр.р.: Приготовление рыбного блюда (рыбный салат).
| 2
| Практич
урок Работа
в группах
| Первичная и тепловая обработка рыбы. Признаки доброкачественности рыбы. Способы подачи холодных закусок к обеду. Сервировка стола. Оформление (карвинг) и дегустация блюда.
| Знать: Как влияют соотношения компонентов блюда на его качество. Способы обработки рыбы. Способы приготовления салатов. Признаки доброкачественность рыбы (свежей и консервированной)
Уметь: приготовить рыбный салат, определить время приготовления, оформить и подать блюдо.
| Дегустация блюда
| PPt
|
|
дата
| Тема урока
| Кол.
час
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся (результаты)
| Контроль
| ТСО
| Примечания
|
октября
| Десертные блюда.
Пр.р. Приготовление творожного десерта со свежими фруктами. Букет из конфет.
| 2
| Практич
урок Работа
в группах
| Роль десерта в праздничном обеде. Исходные продукты, используемые для приготовления сладких блюд и десерта. Признаки доброкачественности творо-га и фруктов. Подача десерта к столу. Оформление (карвинг) и дегустация блюда.
| Знать: Как влияют соотношения компонентов блюда на его качество. Способы приготовления десертов и букетов из конфет.
Уметь: Определить доброкачественность фруктов и творога, приготовить десерт, определить время приготовления, оформить и подать блюдо, оформить букет из конфет.
| Дегустация блюда
Контроль-ный тест: «Кулина-рия»
| PPt
|
|
Раздел программы Элементы материаловедения 1час
|
октября
| Химические волокна.
Использование тканей из химических волокон в быту.
| 1
| Комбинир.
ур.
| Технология производства химических волокон. Свойства тканей их химических волокон, ассортимент.
| Знать: основные свойства химических волокон, характеристику сложных переплетений. Применение ткани из химических волокон при изготовлении одежды
Уметь: отличить ткань из химических волокон от других видов тканей
| Зачетный лист
| PPt
|
|
Раздел программы Технология ведения дома. Эстетика и экология жилища 4часа
|
октября
| Микроклимат в доме.
Интерьер комнаты.
| 2
| Комбинир.
урок
| Экология жилища. Основные элементы энерго- и тепло снабжения, водопровода, канализации.
| Знать: правила эксплуатации основных элементов инженерных систем. Влияние на микроклимат в доме комнатных растений. Современные приборы и устройства для поддержания микроклимата в доме.
Уметь: подбирать современную бытовую технику, выполнить эскиз интерьера.
подбирать к интерьеру комнаты комнатные растения, ухаживать за ними.
| Самост
работа «Эскиз комнаты»
| PPt
|
|
октября
| Способы оформления интерьера. Роль комнатных растений в интерьере.
| 2
| Комбинир.
урок
| Способы оформления интерьера. Использование декоративных изделий в оформлении интерьера. Использование комнатных растений в интерьере.
| Зачетный лист
| PPt
|
|
Раздел программы Электротехнические работы 2 часа
|
ноября
| Электроосветительные и нагревательные приборы.
| 2
| Комбинир
урок
| Пути экономии электрической энергии. Электроосветительные приборы. Лампы накаливания, дневного света, их достоинства, недостатки, особенности. Характеристика гальванических источников тока, область их применения.
| Знать: электродвигатели постоянного и переменного тока и области их применения. Особенности эксплуатации ламп накаливания и энергосберегающих ламп.
Уметь: подбирать бытовые приборы по их мощности и рабочему напряжению.
Заменять гальванический элемент питания.
| Контроль-ный тест: «Материало-ведение. Ведение дома. ЭТР»
| -
|
|
Раздел программы Рукоделие: создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Проектные работы 14 часов
|
ноябрь
| Виды проектов.
Разные техники вышивки.
Подготовительный этап проекта
| 2
| Комбинир
Урок
| Из истории проектной деятельности. Классификация проектов, постановка цели. Критерии оценки проекта.
Техника вышивки лентами, крестом, гладью.
| Знать: виды проектов, критерии их оценки
Уметь: соблюдать правила ТБ и ОТ, выполнять тренировочные образцы в разных техниках вышивки.
| Самост. работа «Виды вышивки»
| PPt
|
|
ноябрь
| Выбор техники вышивки для панно. Организационный этап проекта
| 2
| Комбинир
Урок
| Обоснование идеи творческого проекта, выбор изделия.
Ведение документации: составление технологической карты, анализ трудностей при изготовлении изделия. Подсчёт себестоимости.
| Знать: правила составления технологической карты
Уметь: выбирать изделие, оценивая свои способности и возможности, составлять технологическую карту, подсчитать себестоимость изделия.
| Зачетный лист
| -
|
|
дата
| Тема урока
| Кол.
час
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся (результаты)
| Контроль
| ТСО
| Примечания
|
ноября
| Изготовление панно Технологический этап
проекта.
| 2
| Комбинир
Урок
| Организация рабочего места. Подготовка материалов и инструментов к работе. Правила техники безопасности. Изготовление панно.
| Знать: правила техники безопасности при работе с инструментами для вышивки.
Уметь: выполнять стежки в выбранной технике вышивки, оформить работу.
| Самост. работа «Панно»
| -
|
|
декабря
| Классический декупаж Подготовительный этап проекта
| 2
| Комбинир
Урок
| Техника классического декупажа. Правила техники безопасности и охраны труда при использовании красок, клея, лака в работе.
| Знать: способы подготовки основы для классического декупажа.
Уметь: соблюдать правила ТБ и ОТ, выполнять тренировочные образцы в технике классического декупажа
| Самост. работа «Класси-ческий декупаж»
| PPt
|
|
декабря
| Выбор изделия в технике декупаж. Организационный этап проекта
| 2
| Комбинир
Урок
| Обоснование идеи творческого проекта, выбор изделия.
Ведение документации: составление технологической карты, анализ труд-ностей при изготовлении изделия. Подсчёт себестоимости.
| Знать: правила составления технологической карты
Уметь: выбирать изделие, оценивая свои способности и возможности, составлять технологическую карту, подсчитать себестоимость изделия.
| Зачетный лист
| -
|
|
декабря
| Изготовление предмета для интерьера дома. Технологический этап проекта
| 2
|
| Организация рабочего места Подготовка материалов и инструментов к работе. Правила техники безопасности. Изготовление предмета для интерьера дома.
| Знать: правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами для декупажа.
Уметь: оформить работу в технике классического декупажа.
| Самост. работа
| -
|
|
декабря
| Выставка творческих работ
Заключительный этап
проекта
| 2
| Комбинир
урок
| Реклама подготовленных изделий.
Самооценка проделан ной работы Презентация проектов.
| Знать: правила представления проектной работы.
Уметь: анализировать свои ошибки и исправлять их, представлять свою работу в форме публичного выступления.
| Презен-тации Контроль-ный тест: «Рукоделие»
| PPt
|
|
Раздел программы Моя профессиональная карьера 18 часов
|
января
| Профессиональная деятельность человека.
| 1
| теория
| Разделение труда. Как изучают и классифицируют профессии. Профессии, специальности, должности. Конкуренция на рынке труда.
| Знать: Как изучают и классифицируют профессии. Что такое конкуренция на рынке труда.
Уметь: отличать профессии, специальности, должности.
| Зачетный лист
| PPt
|
|
января
| Виды профессий
| 1
| практика
| Виды массовых профессий сферы производства и сервиса. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Центры профориентации и занятости.
| Знать: о сферах и отраслях современного производства. Разделение труда. Московский рынок труда.
Уметь: отличать профессии, специальности и должности работников
| Зачетный лист
| PPt
|
|
января
| Виртуальная экскурсия на производство
| 1
| практика
| Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования. Виртуальные экскурсии на производство (по запросу учащихся)
| Знать: способы поиска информации о профессиях и возможностях получения профессионального образования.
Уметь: оформить полученную информацию в виде рассказа.
| Отзыв
| PPt
|
|
февраля
| Основные этапы профессионального становления человека.
| 1
| теория
| Роль профессии в жизни человека. Диагностика профессиональных качеств личности.
| Знать: основные этапы профессионального становления человека.
Уметь: использовать результаты диагностики склонностей и качеств личности для собственного профессионального выбора.
| Опросный лист
| -
|
|
дата
| Тема урока
| Кол.
час
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся (результаты)
| Контроль
| ТСО
| Примечания
|
февраля
| Знакомство с людьми – носителями профессий.
| 1
| теория
| Виртуальное знакомство с людьми – носителями профессий (по запросу учащихся)
| Уметь: написать эссе о профессиональном пути родителей или родственников
| Эссе
| PPt
|
|
февраля
| Познай себя: твои ин-диивидуальные особен-ности и здоровье.
| 1
| теория
| Профессиональные качества личности. Право на выбор и ответственность за выбор
| Знать: нормативные документы, гарантирующие права и регламентирующие обязанности работников.
Уметь: найти и использовать различные источники нормативных документов
| Опросный лист
| -
|
|
марта
| Изучение личных интересов и склонностей
| 2
| практика
| Диагностика профессиональных интересов и склонностей
| Знать: способы получения информации о профессиональном самоопределении
Уметь: использовать результаты диагностики для выбора профессии
| Опросный лист
| -
|
|
марта
| Современные требо-вания, предъявляемые работодателем
| 1
| теория
| Где и как ищут работу. Требования, предъявляемые современным работодателем.
| Знать: Анализ предложений работодателей на Московском рынке труда.
Уметь: построить план профессионального образования.
| Зачетный лист
| -
|
|
апреля
| Профессии, востребо-ванные рынком труда в Северном округе города Москвы
| 2
| практика
| Практическая работа. Составление карты «Мира профессий» в ближайшем территориальном окружении.
| Знать: Анализ предложений работодателей на Московском рынке труда.
Уметь: построить план профессионального образования.
| Самост. работа
| -
|
|
апреля
| Экскурсия на производство
| 2
| практика
| Экскурсия на производство (по запросу учащихся)
| Знать: правила оформления отзыва об экскурсии.
Уметь: составить отзыв.
| Отзыв
| -
|
|
мая
| Подготовка и защита профориентационного проекта
| 3
| теория
| Презентация профессии, привлекательной для учащихся (по выбору)
| Знать: правила публичного выступления
Уметь: представить выбранную профессию в публичном выступлении.
| Презен-тации Контроль-ный тест: «МПК»
| PPt
|
|
| Итого по всем разделам (модулям)
| 51
|
|