Скачать 398.35 Kb.
|
Муниципальное учреждение «Отдел образования Администрации Мясниковского района» Творческая работа по теме: «Основы проблемного обучения в начальной школе» Выполнила учитель начальных классов МОУ «СОШ №9» Анапалян О.Н. х.Калинин 2009 год Содержание. Введение. 3-5 I. Теоретический раздел «Основы проблемного обучения» 6-17 1.1 Теоретические основы проблемного обучения. 6-10 1.2. Типы проблемных ситуаций. 10 1.3. Пути и способы создания проблемных ситуаций. 10-12 1.4. Правила постановки учебной проблемы. 12 1.5. Система методов проблемного обучения. 12-16 1.6. Структура проблемного урока. 16-17 II. Практический раздел. « Технология проблемного обучения». 18-28 2.1. Технология проблемного обучения. 18-27 2.2. Диагностика. 27-28 Заключение 29 Приложение. 30-39 Список литературы. 40 Введение.Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого.Я считаю, что детская потребность в исследовательском поиске нового обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.По моему мнению, успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками.В зависимости от цели и от задач обучение может быть проблемным и не проблемным. Если передо мной как учителем ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение не может быть не проблемным. Уяснение сущности проблемности, определения ее роли в обучении и введение в дидактику понятия «принцип проблемности» открыло передо мной новые возможности для теоретического объяснения пути активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Принцип проблемности я стараюсь отражать в построении учебного процесса, в содержании изучаемого материала, в методах организации учебно-познавательной деятельности учащихся, в структуре урока и формах контроля процесса и результа деятельности учащихся. Я считаю, если учитель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам. Хорошая дидактическая подготовка учителя сегодня особенно важна, потому что без знаний общей теории нельзя творить, а сам процесс преподавания - это искусство, искусство увлечь детей своим предметом, удивить красотой мысли, знания, побудить к самостоятельным мыслительным действиям. Попытки выстроить образовательную деятельность в массовой школе на основе исследовательских методов обучения предпринимались с давних времен, однако это не привело к их активному использованию на практике. Традиционное обучение до недавних пор ассоциировалось с репродуктивными методами. Они по-прежнему господствуют в образовании. Я согласна с большинством ученых, которые признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. |