Н. В. Мощенко г. Тамбов, тогбоу «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»





Скачать 61.74 Kb.
НазваниеН. В. Мощенко г. Тамбов, тогбоу «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»
Дата публикации03.09.2014
Размер61.74 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
Н.В. Мощенко

г.Тамбов, ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

ninamochenko@yandex.ru
Трудовое обучение как приоритетное направление деятельности образовательного учреждения VIII вида

В статье представлен опыт работы по трудовому обучению учащихся с интеллектуальной недостаточностью в ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения».
В настоящее время в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления и в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важными.

Это обуславливает необходимость проведения преобразований в системе специального образования. В результате таких преобразований в нашем регионе и был реализован проект создания многофункционального образовательного учреждения ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения».

Создавая новый тип образовательного учреждения, главный ориентир своей деятельности мы видим в том, чтобы, сохранив лучшие традиции отечественного специального (коррекционного) образования, взять на себя дополнительные функции защиты интересов личности, ее гармоничного развития, повышения адаптационных возможностей участников образовательного процесса через формирование системы комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, их обучения, воспитания и развития средствами образования и трудовой подготовки.

Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения организует работу со смешанным контингентом воспитанников, который предполагает наличие различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья: дети, имеющие легкую и умеренную степени умственной отсталости, дети с РДА, синдромом Дауна и другие.

Трудовое и профессионально-трудовое обучение и воспитание – одно из приоритетных направлений работы Центра.

Мы рассматриваем социально-трудовую адаптация старшеклассников, как максимальное включение их в окружающую социальную и трудовую среду, формирование социально-трудовой мобильности посредством накопления социального опыта.

Социально-трудовая адаптация выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида в первую очередь зависит от их общего развития, уровень которого обусловлен состоянием дефекта, сроками и результативностью обучения. Школьный период является важным для усвоения социального опыта. За это время ребёнок приобретает знания, умения, привычки, черты характера, которые служат регулятором практической деятельности и опорой для дальнейшей интеграции в общество.

Трудовая деятельность человека (в том числе и та, которой могут овладеть наши выпускники) содержит двигательные и умственные действия. В условиях производства работнику необходимо понимать и удерживать в памяти инструкции, ориентироваться в трудовой ситуации, планировать рабочий день и последовательность выполнения задания, контролировать результаты своего труда, оценивать качество и количество сделанного. При овладении трудовым процессом, именно эта его интеллектуальная составляющая затрудняет умственно отсталых детей и ограничивает их возможности в освоении более сложных видов труда.

Поэтому необходима организация такого обучения и воспитания, которое наиболее эффективно решает задачи развития процессов регуляции практической деятельности. Интеллектуальные составляющие структуры трудовой деятельности формируются на уроках труда и общеобразовательного цикла, в воспитательские часы. Следовательно, трудовую подготовку лиц с интеллектуальной недостаточностью необходимо рассматривать как систему, включающую весь комплекс учебно-воспитательной работы в школе, направленной на общее развитие учащихся.

В центре разработана комплексно-целевая программа по реабилитации и социально-трудовой адаптации обучающихся, воспитанников. Цель программы: подготовка воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства, усвоение ребёнком с нарушением интеллекта социального опыта, норм и образцов поведения в обществе.

Содержание программы реализуется через уроки, внеклассные занятия, экскурсии, посещения учебных заведений НПО, кружковую работу.

Трудовое обучение осуществляется последовательно и состоит из нескольких этапов:

- трудовое обучение в 1-4 классах;

- трудовое и профессионально-трудовое обучение в школьных учебных мастерских в 5-9 классах.

Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:

- воспитание положительных качеств личности (трудолюбия, умения работать в коллективе и т. д.);

- воспитание уважения к людям труда;

- сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств;

- обучение доступным приёмам труда.

На уроках труда в 4 классе рассматриваются вопросы о непосредственной подготовке учащихся к труду на базе школьных мастерских:

- выявление актуальных потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;

- обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала и дальнейшей трудовой подготовки.

Программы по профессионально-трудовому обучению в 5-9 классах предполагают формирование у учащихся необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений и навыков по тому или иному виду труда, воспитание ряда нравственных качеств личности, обеспечивающих включение в трудовую деятельность. В содержание программ включены теоретические и практические занятия. Большое внимание уделяется правилам техники безопасности, работе с технологическими картами, изучению специальной терминологии. Трудовое обучение осуществляется по трем видам труда: слесарное дело, швейное дело, растениеводство. Для проведения занятий оборудованы мастерские - слесарная, швейная, кабинет растениеводства. Имеется пришкольный участок. Мастерские оборудованы современным станками, швейными машинами и др. оборудованием.

На уроках формируют у учащихся понимание осознанного выбора профессии, правильной самооценки своих возможностей.

Слесарное дело. Учащиеся изучают техническую терминологию, технологические процессы изготовления изделий, приёмы работы с тонколистовым металлом (правка и гибка), элементы токарного дела, заточку инструментов, получают сведения о санитарно- технических работах.

Швейное дело. Программа предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному пошиву белья и лёгкого платья. Школьники знакомятся с устройством швейной машины, получают навыки выполнения машинных строчек и швов, учатся построению чертежей изделий, их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине. Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики у детей с ОВЗ, способствует социальной адаптации

Растениеводство. Программа содержит оптимальный объём сельскохозяйственных знаний, навыков, необходимых для работы в крестьянских подсобных хозяйствах, на огородах и дачах в городских условиях. Учтена сезонность полевых работ. Учащиеся знакомятся с основами сельскохозяйственных работ, приобретают навыки по уходу за растениями в закрытом и открытом грунте, внесения удобрений.

В конце каждой четверти проходят уроки практического повторения, на которых учащиеся работают по заказам школы: починка постельного белья, пошив костюмов для художественной самодеятельности, изготовление швабр, металлических совков, обработка пришкольного участка, разведение цветника вокруг школы.

Итоговым мероприятием по трудовому обучению является традиционный Вечер труда. На вечере проводятся конкурсы по профессиям, показ одежды, сшитой на уроках швейного дела. На мероприятие приглашаются родители, выпускники и представители ТОГОУ СПО «Техникум отраслевых технологий». С данным техникумом заключен договор о сотрудничестве, по которому выпускники центра после окончания обучения продолжают свое образование в техникуме отраслевых технологий, что позволяет получить им востребованные рабочие профессии: мастер отделочных работ, швея, мастер по изготовлению художественных изделий из бересты, плотник.

Ежегодно более 50% выпускников Центра по окончании обучения поступает в техникумы Тамбова, где они успешно адаптируются в коллективе и активно участвуют в общественной жизни учреждения.
Литература

Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами профессионально-трудового образования. - М., 2007. – 327 с.

Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994.- 416 с.

Полянская, Л.И. Об организации инновационной деятельности специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида /Л.И. Полянская //Дефектология.-2005.- № 2.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. В. Мощенко г. Тамбов, тогбоу «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» iconСтраницы
Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,...
Н. В. Мощенко г. Тамбов, тогбоу «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» iconЬской местности материалы II всероссийской научно-практической интернет...
С. В. Чернокозинская, заместитель директора по научно-методической работе тогбоу спо «Тамбовский бизнес-колледж»
Н. В. Мощенко г. Тамбов, тогбоу «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» iconПрограмма дифференцированного обучения
Автор: Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики, дошкольного и начального образования
Н. В. Мощенко г. Тамбов, тогбоу «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» iconПрограмма обучения клинических ординаторов по специальности «Физиотерапия»...
Объектом изучения физиотерапии является человек, подвергаемый воздействию физических факторов с лечебной, профилактической и реабилитационной...
Н. В. Мощенко г. Тамбов, тогбоу «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» iconНормативные документы
Ким В. С., областной ведущий специалист по лечебной физкультуре и спортивной медицине, директор Кемеровского клинического центра...
Н. В. Мощенко г. Тамбов, тогбоу «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» iconИзучение факторов риска и оценка суммарного риска сердечно-сосудистых...
Убликанский центр лечебной физкультуры и спортивной медицины», «Республиканский кардиологический диспансер» Министерства здравоохранения...
Н. В. Мощенко г. Тамбов, тогбоу «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» iconИ врачебный контроль
Разработана на основе программы по лечебной физкультуре и врачебному контролю для студентов лечебных и медико-профилактических факультетов...
Н. В. Мощенко г. Тамбов, тогбоу «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технологии: групповая, игровая, дифференцированного обучения, технология сотрудничества, технология проблемного обучения
Н. В. Мощенко г. Тамбов, тогбоу «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» iconВыбор метода лечения при крупных камнях верхней трети мочеточника
Федеральное государственное учреждение "Российский научный центр рентгенорадиологии" Министерства здравоохранения Российской Федерации,...
Н. В. Мощенко г. Тамбов, тогбоу «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» iconУрок математики в 1 классе
Форма организации обучения: коллективная с элементами дифференцированного подхода в обучении
Н. В. Мощенко г. Тамбов, тогбоу «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» iconРеферата
Перечень вопросов для проведения промежуточной аттестации в форме зачета, дифференцированного зачета, комплексного дифференцированного...
Н. В. Мощенко г. Тамбов, тогбоу «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» iconАнкета участника на прибытие в г. Тамбов с целью участия в Международной...
Участие в экскурсии по г. Тамбов (вариант «да» может быть выбран только для докладов с оплатой оргвзноса)
Н. В. Мощенко г. Тамбов, тогбоу «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» iconДоклад о деятельности тогбоу «Горельская специальная (коррекционная)...
Тогбоу «Горельская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Н. В. Мощенко г. Тамбов, тогбоу «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» icon«академия социального образования» факультет педагогики и психологии...
Контрольные работы являются одним из обязательных видов самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Н. В. Мощенко г. Тамбов, тогбоу «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» iconМетодические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений Тамбов, 2012
Рекомендации «Безопасный Интернет». / Автор-сост.: Н. И. Баскакова,/ Под общей ред. Н. К. Солоповой, к п н., доцента, проректора...
Н. В. Мощенко г. Тамбов, тогбоу «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» iconПриказ оу от 02. 12. 2013г «О проведении областного семинара-практикума»);...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск