Скачать 94.33 Kb.
|
Урок русского языка в 5 классе Типы речи Цели: - познакомить учащихся с различными типами речи; - раскрыть особенности текста-повествования, текста-описания и текста- рассуждения; - формировать языковую компетентность; - воспитывать интерес к языку. Технологии: групповая, игровая, дифференцированного обучения, технология сотрудничества, технология проблемного обучения. Ход урока
- Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста. Я рада видеть вас и наших гостей на сегодняшнем уроке. Есть такая притча: «Однажды богатый грек Ксанф сказал своему рабу Эзопу, знаменитому баснописцу, купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес…язык. - Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире? – спросил Ксанф. - Конечно, ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык? Языком признаются в любви, устанавливают законы, договариваются, рассуждают о мудрых вещах. Ксанф согласился с Эзопом и дал ему новый приказ: - Иди опять на базар и принеси мне худшую в мире вещь. Эзоп ушел и принес…язык. - Ну и что это значит? – рассердился Ксанф. - А разве язык не самое худшее, что есть на свете? Языком люди делают больно, проклинают, начинают войну!» - Каков смысл этой притчи? ( Язык обладает огромной силой. Словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, слово служит любви, слово же служит вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.) - Для чего нужно изучать язык? Актуализация изученного материала - Посмотрите, что у меня в руках? (Ткань и текст) - Что общего между этими предметами? - Как по-другому называют ткань? (Текстиль) Следовательно, ткань и текст очень похожи. Ткань состоит из нитей, которые связаны между собой. Так и текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу и грамматически. А это значит, что сегодня на уроке нам предстоит работать с текстами. Ранее мы уже делали это и познакомились с различными стилями речи. Сегодня я пригласила их на урок. - Стили речи, я попрошу вас выйти к доске. Вы согласны сотрудничать со мной? Тогда давайте проведем урок вместе. Выступления учащихся Художественный стиль: - Богат словом, красотой! Я выразительный, живой! А потому живу в стихах и прозе я. Поэты и писатели – семья моя! Научный стиль: - Я объективен и логичен, Предельно точен и монологичен. Терминология – моя стезя. Там, где учебник, там и я. Мои друзья – профессора, доценты И их научные эксперименты. Публицистический стиль: - С экранов телевизора я каждый день вещаю И в Интернет заглядывать не забываю. Я главный в мире новостей, Газет, журналов и других вестей Я в мире информации помощник ваш. Такой вот у меня специальный репортаж. Разговорный стиль: - Привет, ребята! Что у вас? Да это снова пятый класс! Вы что, пришли все на урок? А скоро прозвенит звонок? Уж очень хочется гулять И просто с кем-то поболтать. Официально-деловой стиль - Позвольте сделать небольшое объявление! Я, принимая во внимание все ваши заявления, Готов любому выдать справку и составить резюме. Поэтому в конце урока – все ко мне! Пятерки ваши занесу я в протокол И положу сей документ учителю на стол. - Спасибо за ваши выступления. А теперь давайте спросим учеников, хорошо ли они вас знают? Задания на определение стилевой принадлежности текста. Текст № 1 Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между кучево-дождевыми (громовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью. (Из энциклопедического словаря). (Научный стиль) Текст №2 Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча поднималась из-за леса. Надо мной и мне навстречу неслись длинные серые облака… Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по деревьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась. (По И. Тургеневу) (Художественный стиль) Тест №3 Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами области прошла небывалой силы гроза. В некоторых населенных пунктах были повалены столбы, рекламные щиты, с корнем вырваны деревья. К счастью, никто из местных жителей не пострадал. (Из заметки в газете) (Публицистический стиль) Текст №4 Ну и гроза прошла сегодня! Ты не поверишь, но даже я испугался. Я только сел за уроки, а тут как грянет! Ты знаешь, так бабахнуло, что в нашей квартире вся мебель задрожала. (Разговорный стиль) Текст №5 Доводим до вашего сведения, что сегодня после полудня, над районным центром произошло стихийное бедствие. Для выявления размеров ущерба на место выехала специальная комиссия. О принятых мерах будет доложено. (Служебное донесение) (Официально-деловой стиль) Игра «Корзина жанров» Класс делится на три группы. Представители каждой группы подходят по очереди к «корзине жанров», берут карточки и по названию речевого жанра определяют стилевую принадлежность.
- Текст можно охарактеризовать не только по принадлежности к стилю речи. Существует такое понятие, как тип речи. Тип речи – это характеристика текста, обусловленная особенностями явлений и событий. Различают три типа речи – описание, повествование и рассуждение. На доске вы видите их названия. Вам предстоит решить непростую задачу (проблему) и выяснить, чем эти типы речи отличаются друг от друга. Откройте ваши лингвистические портфолио и приготовьте опорные схемы.
Каждый тип речи имеет свои особенности. Описание – тип речи, в основе которого лежит перечень признаков предмета или явления. Цель – увидеть предмет, представить его. В описании чаще используются слова, обозначающие свойства и признаки предметов. В текстах-описаниях изображаются люди, животные, интерьер, действия, местность, природа и т.д. Основные композиционные элементы описания:
(Учащимся предлагается рассказать об одном из предметов по заданному плану. Например, об игрушке или цветке. В процессе работы пятиклассники должны самостоятельно прийти к выводу о том, что в тексте-описании чаще всего употребляются имена прилагательные. Вопросы какой?, каков? заносятся в опорные схемы) Повествование – тип речи, в основе которого лежит рассказ о каких-либо событиях или действиях, которые произошли, происходят или будут происходить. Развертыванию повествования помогают глаголы. Основные композиционные элементы повествования:
В повествовании может быть вступление и заключение. Во вступлении автор знакомит с героем, временем, местом события, в заключении чаще всего делится раздумьями по поводу описанных событий. (Учащиеся работают с сюжетными картинами, составляют устные рассказы. В опорные схемы записываются вопросы что произошло? Какие действия совершает предмет? Вывод: в тексте-повествовании чаще всего употребляются глаголы) Рассуждение – тип речи, представляющий собой разъяснение, подтверждение или доказательство какой-либо мысли. В этом типе речи главную роль играют суждения, умозаключения, выводы. Основные композиционные особенности рассуждения:
Между тезисом и аргументами устанавливается четкая логическая связь. Как, например, в данном тексте: (1)Детство – не только яркая, но и очень важная, очень ответственная пора. (2) В детские годы складывается характер человека. Многие черты характера, приобретенные в детстве, человек проносит через всю свою долгую жизнь. (3) Вот почему с самого начала, с ранних лет дети должны стремиться быть добрыми, честными, смелыми – эти качества я назвал бы главными. (В. Солоухин) (После определения в тексте основных композиционных элементов учащиеся записываю в опорные схемы вопросы почему автор утверждает что-то? для чего?)
А теперь прошу вас встать. Пришло время отдыхать. Мы на плечи руки ставим, Начинаем их вращать. Так осанку мы исправим. Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперед-назад) Руки ставим перед грудью, В стороны разводим. Мы разминку делать будем При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны) Руку правую поднимем, А другую вниз опустим. Мы меняем их местами, Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука направлена вверх, другая вниз. Плавным движением одна рука опускается, а другая поднимается) А теперь давайте вместе Пошагаем все на месте. (Шаги на месте) Вот теперь прошу садиться И немного потрудиться.
Задание 1 Класс делится на три группы. Каждой группе предлагается с помощью опорной схемы рассказать об одном из типов речи. Задание 2 Карточка №1 Прочитайте текст. Слова какой части речи несут основную смысловую нагрузку? Подчеркните их. Вставьте пропущенные буквы. Миша наклонился и прижал пружинку пальчиком. В одно мгновение пружинка с силою развилась, валик зав..ртелся, м..лоточки застучали, к..локольчики заиграли дребедень, и вдруг пружинка лопнула. Все умолкло, валик ост..новился, м..лоточки попадали, к..локольчики св..ерулись в сторону, солнышко повисло, домики сл..мались… Тогда Миша вспомнил, что папенька приказывал ему не трогать пружинки, испугался и…проснулся. (В. Одоевский) Тип речи _______________________________________________________ Стиль речи______________________________________________________ Карточка №2 Прочитайте текст. Слова какой части речи несут основную смысловую нагрузку? Подчеркните их. Вставьте пропущенные буквы. Лебедь по своей величине, силе, кр..соте и величавой осанке давно и справедливо назван ц..рем всей водяной и водоплавающей птицы. Белый, как снег, с бл..стящими, прозрачными небольшими глазами, с ч..рным носом и ч..рными лапами, длинною, гибкою и кр..сивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между з..леных камышей по темно-синей гладкой поверхности воды (По С. Аксакову) Тип речи _____________________________________________________ Стиль речи ___________________________________________________ Карточка №3 Прочитайте текст. Подчеркните предложение, в котором выражена основная мысль. Вставьте пропущенные буквы. Слово сад – имя сущ..ствительное. Докажем это. Во-первых, оно обозн..чает предмет и отв..чает на вопрос что? Во-вторых, слово сад изм..няется по падежам: Сад, сада, саду, садом и т.д. В-третьих, в предложении слово сад может быть подл..жащим , дополнением, обстоятельством. Следовательно, слово сад – имя сущ..ствительное, так как оно имеет все признаки этой части речи. Тип речи _______________________________________________________ Стиль речи _____________________________________________________
- В чем состоит богатство русского языка? (Русский язык не только располагает большим запасом слов. В зависимости от того, что надо выразить, о чем идет речь, или в зависимости от целей общения русский язык меняется. Благодаря стилям и типам речи язык приобретает такие качества, как гибкость, разнообразие, богатство.) - Можно ли считать язык «самой лучшей вещью в мире»? |