Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 94.33 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации14.05.2014
Размер94.33 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Урок русского языка в 5 классе

Типы речи

Цели:

- познакомить учащихся с различными типами речи;

- раскрыть особенности текста-повествования, текста-описания и текста- рассуждения;

- формировать языковую компетентность;

- воспитывать интерес к языку.

Технологии: групповая, игровая, дифференцированного обучения, технология сотрудничества, технология проблемного обучения.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста. Я рада видеть вас и наших гостей на сегодняшнем уроке.

Есть такая притча:

«Однажды богатый грек Ксанф сказал своему рабу Эзопу, знаменитому баснописцу, купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес…язык.

- Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире? – спросил Ксанф.

- Конечно, ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык? Языком признаются в любви, устанавливают законы, договариваются, рассуждают о мудрых вещах.

Ксанф согласился с Эзопом и дал ему новый приказ:

- Иди опять на базар и принеси мне худшую в мире вещь.

Эзоп ушел и принес…язык.

- Ну и что это значит? – рассердился Ксанф.

- А разве язык не самое худшее, что есть на свете? Языком люди делают больно, проклинают, начинают войну!»

- Каков смысл этой притчи? ( Язык обладает огромной силой. Словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, слово служит любви, слово же служит вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.)

- Для чего нужно изучать язык?

Актуализация изученного материала

- Посмотрите, что у меня в руках? (Ткань и текст)

- Что общего между этими предметами?

- Как по-другому называют ткань? (Текстиль) Следовательно, ткань и текст очень похожи. Ткань состоит из нитей, которые связаны между собой. Так и текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу и грамматически. А это значит, что сегодня на уроке нам предстоит работать с текстами. Ранее мы уже делали это и познакомились с различными стилями речи. Сегодня я пригласила их на урок.

- Стили речи, я попрошу вас выйти к доске. Вы согласны сотрудничать со мной? Тогда давайте проведем урок вместе.

Выступления учащихся

Художественный стиль:

- Богат словом, красотой!

Я выразительный, живой!

А потому живу в стихах и прозе я.

Поэты и писатели – семья моя!

Научный стиль:

- Я объективен и логичен,

Предельно точен и монологичен.

Терминология – моя стезя.

Там, где учебник, там и я.

Мои друзья – профессора, доценты

И их научные эксперименты.

Публицистический стиль:

- С экранов телевизора я каждый день вещаю

И в Интернет заглядывать не забываю.

Я главный в мире новостей,

Газет, журналов и других вестей

Я в мире информации помощник ваш.

Такой вот у меня специальный репортаж.

Разговорный стиль:

- Привет, ребята! Что у вас?

Да это снова пятый класс!

Вы что, пришли все на урок?

А скоро прозвенит звонок?

Уж очень хочется гулять

И просто с кем-то поболтать.

Официально-деловой стиль

- Позвольте сделать небольшое объявление!

Я, принимая во внимание все ваши заявления,

Готов любому выдать справку и составить резюме.

Поэтому в конце урока – все ко мне!

Пятерки ваши занесу я в протокол

И положу сей документ учителю на стол.

- Спасибо за ваши выступления. А теперь давайте спросим учеников, хорошо ли они вас знают?

Задания на определение стилевой принадлежности текста.

Текст № 1

Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между кучево-дождевыми (громовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью. (Из энциклопедического словаря). (Научный стиль)

Текст №2

Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча поднималась из-за леса. Надо мной и мне навстречу неслись длинные серые облака… Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по деревьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась.

(По И. Тургеневу) (Художественный стиль)

Тест №3

Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами области прошла небывалой силы гроза. В некоторых населенных пунктах были повалены столбы, рекламные щиты, с корнем вырваны деревья. К счастью, никто из местных жителей не пострадал. (Из заметки в газете) (Публицистический стиль)

Текст №4

Ну и гроза прошла сегодня! Ты не поверишь, но даже я испугался. Я только сел за уроки, а тут как грянет! Ты знаешь, так бабахнуло, что в нашей квартире вся мебель задрожала. (Разговорный стиль)

Текст №5

Доводим до вашего сведения, что сегодня после полудня, над районным центром произошло стихийное бедствие. Для выявления размеров ущерба на место выехала специальная комиссия. О принятых мерах будет доложено. (Служебное донесение) (Официально-деловой стиль)

Игра «Корзина жанров»

Класс делится на три группы. Представители каждой группы подходят по очереди к «корзине жанров», берут карточки и по названию речевого жанра определяют стилевую принадлежность.

  1. Объяснения нового материала.

- Текст можно охарактеризовать не только по принадлежности к стилю речи. Существует такое понятие, как тип речи. Тип речи – это характеристика текста, обусловленная особенностями явлений и событий. Различают три типа речи – описание, повествование и рассуждение. На доске вы видите их названия. Вам предстоит решить непростую задачу (проблему) и выяснить, чем эти типы речи отличаются друг от друга. Откройте ваши лингвистические портфолио и приготовьте опорные схемы.


Тип речи


Вопросы

Описание


Какой? Каков?

Повествование


Что происходит? Где? Когда?

Что делает? Что сделает?

Рассуждение


Почему? Для чего? С какой целью?

Почему автор утверждает что-то?

Каждый тип речи имеет свои особенности.

Описание – тип речи, в основе которого лежит перечень признаков предмета или явления. Цель – увидеть предмет, представить его. В описании чаще используются слова, обозначающие свойства и признаки предметов. В текстах-описаниях изображаются люди, животные, интерьер, действия, местность, природа и т.д.

Основные композиционные элементы описания:

  1. общее представление о предмете;

  2. признаки предмета;

  3. авторская оценка, заключение.

(Учащимся предлагается рассказать об одном из предметов по заданному плану. Например, об игрушке или цветке. В процессе работы пятиклассники должны самостоятельно прийти к выводу о том, что в тексте-описании чаще всего употребляются имена прилагательные. Вопросы какой?, каков? заносятся в опорные схемы)

Повествование – тип речи, в основе которого лежит рассказ о каких-либо событиях или действиях, которые произошли, происходят или будут происходить. Развертыванию повествования помогают глаголы.

Основные композиционные элементы повествования:

  1. завязка ( момент, с которого начинается событие);

  2. кульминация (момент наивысшего напряжения в развитии событий);

  3. развязка (результат развития события, его заключительный момент).

В повествовании может быть вступление и заключение. Во вступлении автор знакомит с героем, временем, местом события, в заключении чаще всего делится раздумьями по поводу описанных событий.

(Учащиеся работают с сюжетными картинами, составляют устные рассказы. В опорные схемы записываются вопросы что произошло? Какие действия совершает предмет? Вывод: в тексте-повествовании чаще всего употребляются глаголы)

Рассуждение – тип речи, представляющий собой разъяснение, подтверждение или доказательство какой-либо мысли. В этом типе речи главную роль играют суждения, умозаключения, выводы.

Основные композиционные особенности рассуждения:

  1. тезис (главная мысль или проблемный вопрос);

  2. доказательство (аргументы, факты, доказывающие тезис);

  3. вывод

Между тезисом и аргументами устанавливается четкая логическая связь. Как, например, в данном тексте:

(1)Детство – не только яркая, но и очень важная, очень ответственная пора. (2) В детские годы складывается характер человека. Многие черты характера, приобретенные в детстве, человек проносит через всю свою долгую жизнь. (3) Вот почему с самого начала, с ранних лет дети должны стремиться быть добрыми, честными, смелыми – эти качества я назвал бы главными. (В. Солоухин)

(После определения в тексте основных композиционных элементов учащиеся записываю в опорные схемы вопросы почему автор утверждает что-то? для чего?)

  1. Физкультминутка

А теперь прошу вас встать.

Пришло время отдыхать.

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим.

Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперед-назад)

Руки ставим перед грудью,

В стороны разводим.

Мы разминку делать будем

При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны)

Руку правую поднимем,

А другую вниз опустим.

Мы меняем их местами,

Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука направлена вверх, другая вниз. Плавным движением одна рука опускается, а другая поднимается)

А теперь давайте вместе

Пошагаем все на месте. (Шаги на месте)

Вот теперь прошу садиться

И немного потрудиться.

  1. Работа в группах

Задание 1

Класс делится на три группы. Каждой группе предлагается с помощью опорной схемы рассказать об одном из типов речи.

Задание 2

Карточка №1

Прочитайте текст. Слова какой части речи несут основную смысловую нагрузку? Подчеркните их. Вставьте пропущенные буквы.

Миша наклонился и прижал пружинку пальчиком. В одно мгновение пружинка с силою развилась, валик зав..ртелся, м..лоточки застучали, к..локольчики заиграли дребедень, и вдруг пружинка лопнула. Все умолкло, валик ост..новился, м..лоточки попадали, к..локольчики св..ерулись в сторону, солнышко повисло, домики сл..мались… Тогда Миша вспомнил, что папенька приказывал ему не трогать пружинки, испугался и…проснулся.

(В. Одоевский)

Тип речи _______________________________________________________

Стиль речи______________________________________________________

Карточка №2

Прочитайте текст. Слова какой части речи несут основную смысловую нагрузку? Подчеркните их. Вставьте пропущенные буквы.

Лебедь по своей величине, силе, кр..соте и величавой осанке давно и справедливо назван ц..рем всей водяной и водоплавающей птицы.

Белый, как снег, с бл..стящими, прозрачными небольшими глазами, с ч..рным носом и ч..рными лапами, длинною, гибкою и кр..сивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между з..леных камышей по темно-синей гладкой поверхности воды

(По С. Аксакову)

Тип речи _____________________________________________________

Стиль речи ___________________________________________________

Карточка №3

Прочитайте текст. Подчеркните предложение, в котором выражена основная мысль. Вставьте пропущенные буквы.

Слово сад – имя сущ..ствительное. Докажем это.

Во-первых, оно обозн..чает предмет и отв..чает на вопрос что?

Во-вторых, слово сад изм..няется по падежам:

Сад, сада, саду, садом и т.д.

В-третьих, в предложении слово сад может быть подл..жащим , дополнением, обстоятельством.

Следовательно, слово сад – имя сущ..ствительное, так как оно имеет все признаки этой части речи.

Тип речи _______________________________________________________

Стиль речи _____________________________________________________

  1. Итог урока. Рефлексия.

- В чем состоит богатство русского языка? (Русский язык не только располагает большим запасом слов. В зависимости от того, что надо выразить, о чем идет речь, или в зависимости от целей общения русский язык меняется. Благодаря стилям и типам речи язык приобретает такие качества, как гибкость, разнообразие, богатство.)

- Можно ли считать язык «самой лучшей вещью в мире»?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск