Скачать 397.3 Kb.
|
Безопасный Интернет Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений Тамбов, 2012 Рецензенты: Мосягина Н.Г., преподаватель технического колледжа ТГТУ, к.т.н. Рекомендации «Безопасный Интернет». / Автор-сост.: Н.И. Баскакова,/ Под общей ред. Н.К. Солоповой, к.п.н., доцента, проректора по учебно-методической работе и информатизации ТОИПКРО. – Тамбов: ТОИПКРО, 2011. – 191 с. Важной задачей для педагогов научить детей ориентироваться в киберпространстве, найти полезную и нужную информацию, предупредить об опасностях виртуального мира, дать рекомендации по безопасному поведению в сети Интернет Рекомендации «Безопасный Интернет» адресованы руководящим и педагогическим работникам учреждений общего и начального профессионального образования, родителям обучающихся, детям разного возраста. Оглавление1. Введение……………………………………………………………………….2. Что надо знать педагогу об опасностях Интернета ……………………..3. 10 самых распространенных мифов о детских онлайн-рисках…………….4. Какие опасности поджидают пользователя в сети Интернет……….………4.1 Контентные риски……………………………………………………………4.2 Коммуникативные риски…………………………………………………….4.3 Электронные риски……………………………………………………………4.4 Потребительские риски……………………………………………………….4.5 Интернет-зависимость………………………………………………………..4.6 Социальные сети: некоторые аспекты безопасности……………………….5. Информационные ресурсы…………………………………………………….. 6. Глоссарий………………………………………………………………………... ВведениеВ связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей. Просвещение подрастающего поколения в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию. Медиаобразование выполняет важную функцию защиты от противоправного и манипулятивного воздействия средств массовой коммуникации, а также способствует предупреждению криминальных посягательств на детей с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права. Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве. Принятый 29 декабря 2010 года Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. Кроме того, принят Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки. Закон устанавливает порядок прекращения распространения продукции средств массовой информации, осуществляемого с нарушением законодательно установленных требований. Каждый выпуск периодического печатного издания, каждая копия аудио-, видео- или кинохроникальной программы должны содержать знак информационной продукции, а при демонстрации кинохроникальных программ и при каждом выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения. Закон запрещает размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей, а также распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, в детских образовательных организациях. Учитывая следующие обстоятельства такие как: · большое количество детей, находящихся в социально неблагополучных условиях, · их высокую уязвимость для лиц, совершающих противоправные действия с применением высоких технологий, · массовое проникновение Интернет-технологий в России, · быстроту распространения информации в сети Интернет, одной из важных и первостепенных проблем является необходимость защиты несовершеннолетних от противоправных действий с использованием сети Интернет. Постоянное развитие Интернет-технологий и их широкое проникновение в общество ставит перед государством и обществом задачу поддержания эффективного комплекса мер по профилактике, предотвращению и преодолению последствий вредоносных действий в отношении несовершеннолетних, совершаемых с применением Интернета или информационно-коммуникационных технологий. Эффективное функционирование такого комплекса представляется возможным в условиях широкого вовлечения пользователей Интернета по принципу социально-ответственного «электронного гражданина» на основе общественно-государственного партнерства. Для реализации такого комплекса мер был создан центр безопасного интернета России при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (http://www.saferunet.ru/ ). В обеспечении мер по Интернет-безопасности образовательное учреждение должно играть ключевую роль, так как в современной школе обучение проводится с использованием технологий, отвечающих своему времени, имеются в виду информационно-коммуникационные технологии. Поэтому школа должна взять на себя главную ответственность за развитие у детей и их родителей цифровой грамотности и обучение их навыкам безопасности. Решение задачи по обеспечению безопасности при использовании компьютера и интернета детьми требует комплексного подхода, решения множества психолого-педагогических вопросов. Эти направления должны стать основой для решения проблем медиабезопасности в образовательных учреждениях Стимулируя детей к более широкому разнообразию онлайн-деятельности и одновременно с этим обучая их критически оценивать ресурсы, развивая навыки безопасного поведения в сети, педагоги приумножают те преимущества, которые дает обучение в онлайне, усиливает защиту наших детей и повышают компетентность всех участников образовательного процесса. Особые усилия необходимы в отношении наименее привилегированных и самых младших детей. Нормативно-правое обеспечение является основой деятельности образовательного учреждения по всем направлениям. В образовательном учреждении должен быть сформирован пакет нормативно-правовой документации федерального, регионального и муниципального и учрежденческого уровней по вопросам информационной безопасности. К таким документам относятся документы по контентной фильтрации, по обработке персональной информации, положения и регламенты по работе в сети Интернет как педагогических работников, так и школьников, различные положения об организации профилактической работы по медиабезопасности, о формах профилактической работы с детьми и родителями по Интернет-безопасности, правила безопасного поведения в сети Интернет. В образовательном учреждении приказами должны быть назначены лица, ответственные за контентную фильтрацию, за работу с персональными данными, за организацией работы школьников в сети Интернет и т.д. В организационном плане по обеспечению информационной и медиабезопасности в образовательном учреждении должен выполняться ряд мер технико-технологической направленности: - установка только лицензионного программного обеспечения, - подключение к системе контентной фильтрации; - установка антивирусных программ, -установка и настройка программ-фильтров, брандмауэров. К организационным внутришкольным мероприятиям относятся: - разработка и реализация правил Интернет-безопасности, с привлечением заинтересованных лиц: директора школы, классных руководителей, преподавателей информационных технологий, самих учащихся и их родителей, поставщиков услуг интернета, - организация работы детей в Интернет по расписанию с ограничением по времени под наблюдением педагогических работников, - регулярная проверка принимаемых мер в области Интернет безопасности в образовательном учреждении. Для организации профилактической работы по медиабезопасности с детьми и родителями педагогический работник должен знать проблемы и опасности, которые подстерегают пользователя в сети Интернет, и быть готов дать рекомендации по решению данных проблем. Для организации профилактических мер в образовательном учреждении необходимо периодически проводить мониторинг, диагностику проблем по Интернет-безопасности среди детей и родителей. Данный мониторинг и разъяснительную работу можно проводить в Интернет-проекте «Дневник.ру». В этом проекте реализованы функции школьного модератора, в обязанности которого входит модерация нежелательного содержания в сети проекта и есть возможность применять действенные санкции к нарушителям правил пользования интернетом. В Интернет-проекте «Дневник.ру» можно организовать виртуальные мероприятия с родителями по вопросам Интернет-безопасности, разместить рекомендации в электронном виде. В аспекте программно-методического обеспечения в образовательном учреждении должна быть разработана программа (раздел, модуль комплексной программы по профилактике девиантного поведения детей), в которую должны быть включены темы по медиабезопасности, о безопасном поведении в сети Интернет. Такие же темы и проблемы должны включаться в программы воспитательной деятельности. Рекомендуемая тематика для организации профилактической деятельности: - нежелательная информация в Интернете, как ее избежать, - проблемы достоверности информации в Интернете, как проверить достоверность информации, - социальные сети: опасности и правила поведения в социальных сетях, - кибермошенничества, как избежать кибермошенников, - киберхулиганство, киберзапугивание, правила поведения в опасной виртуальной ситуации, - вредоносные программы, методы борьбы с ними - полезные ссылки, ресурсы, сервисы в Интернете. Информационная безопасность в Интернете может обсуждаться во время уроков информатики, социологии, ОБЖ, гражданского права и др. В образовательном учреждении рекомендуется проводить день медиабезопасности, уроки по Интернет-безопасности, внеклассные мероприятия и т.п. Во время мероприятий по медиабезопасности следует ознакомить обучающихся:
Тематика проведения различных школьных мероприятий по медиабезопасности может быть самой разнообразной, например: - противозаконная, неэтичная и вредоносная информация в Интернете: как ее избежать, - достоверность информации в интернете, проблемы и способы проверки информации на достоверность и полноту, - этика сетевого общения, - личная информация: нужна ли она в интернете, как защитить личную информацию в блогах, социальных сетях и пр. - социальные сети: как общаться в сети и не попасть в сети мошенников и злоумышленников, - что такое хакерство: этика и основы, - интернет- зависимость: угрозы, реальность, проблемы, решения, - Web -серфинг: как не потерять себя и свое время в Интернете, - как распознать кибермошенничество и не стать жертвой, - нигерийские письма: предложения в письмах и как не попасться на удочку мошенников, - что такое киберхулиганство: как не стать жертвой и киберхулиганом; - как защитить свою почту от спама и не стать спамером, - компьютерные вирусы и методы борьбы с ними, - киберпреступления в законодательстве России, - безопасность в коммерческих Интернет-сервисах: Интернет-магазины, услуги различных фирм и др., - компьютерные игры, как не стать игроманом, - азартные игры в Интернете – поле чудес для….? - мобильные угрозы в современном мире, - как правильно вести себя с киберхулиганами и защититься от нежелательного общения, - твоя жизнь не игрушка. Большое значение для эффективности мероприятий по медиа-безопасности имеет не только содержание, но и форма его проведения. Целесообразно использовать следующие формы: 1-4 классов – урок-путешествие, урок-викторину, урок-соревнование, урок-игру, беседу; 5-8 классов – урок - пресс-конференцию, урок-викторину, урок-соревнование, урок-презентацию проектов, урок-практикум, урок-встречу со специалистами медиа-сферы, системными администраторами и т.д.; 9-11 классов – деловую игру, урок-презентацию проектов, день медиа-безопасности, мозговой штурм, дискуссию, дебаты, встречу со специалистами медиа-сферы, системными администраторами и т.д. На уроках информатики для младших школьников можно использовать онлайновые игры содержащей основные понятия об устройстве Интернета, правилах работы в нем, в том числе — о сетевом этикете. Например, игра «Wild Web Wood» (http://www.wildwebwoods.org/) создана на основе справочника Совета Европы «Интернет-грамотность», переведена на русский язык и будет интересна детям младшего и среднего школьного возраста. Компания МТС предлагает on-line урок по теме «Полезный и безопасный Интернет» (http://www.detionline.com/mts/about) . Для проведения мероприятий по медиабезопасности можно использовать ссылки на информационные ресурсы, приведенные ниже в перечне информационных ресурсов. |
Образованием, курирующим вопросы аттестации педагогических работников Тюменской области направляет инструктивно-методические рекомендации по проведению аттестации педагогических и руководящих работников... | Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков... Методические рекомендации предназначены для педагогических работников учреждений дошкольного и общего образования | ||
Конкурс профессионального мастерства педагогических работников дошкольных... Предназначается для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений | Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | ||
Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | ||
На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих... Программа для педагогических работников общеобразовательных учреждений, для педагогических работников начального и среднего профессионального... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации предназначены для руководящих и педагогических работников образовательных учреждений и могут быть использованы... | ||
Правительство Ярославской области Первичная оценка кандидатов на... Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений, оздоровительных учреждений, профсоюзных работников,... | Модель аттестации педагогических и руководящих работников общеобразовательных... Модели компетенций педагогических и руководящих работников образовательных учреждений | ||
Методические рекомендации по охране труда в оздоровительных учреждениях... Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений, оздоровительных учреждений, профсоюзных работников,... | План работы на 2012-2013 учебный год Предназначается для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации предназначены для педагогов-психологов образовательных учреждений. Рекомендации направлены на повышение... | Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений,... Сергей Николаевич Кучер, проректор краевого государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования... | ||
Аттестация педагогических работников образовательных учреждений Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников... | Приказ №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных... Республики Башкортостан, Положения о формах и процедурах проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных... |