Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений Тамбов, 2012





Скачать 397.3 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений Тамбов, 2012
страница1/7
Дата публикации24.06.2014
Размер397.3 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Информатика > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7
Безопасный Интернет

Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений



Тамбов, 2012
Рецензенты: Мосягина Н.Г., преподаватель технического колледжа ТГТУ, к.т.н.
Рекомендации «Безопасный Интернет». / Автор-сост.: Н.И. Баскакова,/ Под общей ред. Н.К. Солоповой, к.п.н., доцента, проректора по учебно-методической работе и информатизации ТОИПКРО. – Тамбов: ТОИПКРО, 2011. – 191 с.

Важной задачей для педагогов научить детей ориентироваться в киберпространстве, найти полезную и нужную информацию, предупредить об опасностях виртуального мира, дать рекомендации по безопасному поведению в сети Интернет

Рекомендации «Безопасный Интернет» адресованы руководящим и педагогическим работникам учреждений общего и начального профессионального образования, родителям обучающихся, детям разного возраста.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………………….

2. Что надо знать педагогу об опасностях Интернета ……………………..

3. 10 самых распространенных мифов о детских онлайн-рисках…………….

4. Какие опасности поджидают пользователя в сети Интернет……….………

4.1 Контентные риски……………………………………………………………

4.2 Коммуникативные риски…………………………………………………….

4.3 Электронные риски……………………………………………………………

4.4 Потребительские риски……………………………………………………….

4.5 Интернет-зависимость………………………………………………………..

4.6 Социальные сети: некоторые аспекты безопасности……………………….


5. Информационные ресурсы……………………………………………………..

6. Глоссарий………………………………………………………………………...

Введение


В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей. Просвещение подрастающего поколения в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию.

Медиаобразование выполняет важную функцию защиты от противоправного и манипулятивного воздействия средств массовой коммуникации, а также способствует предупреждению криминальных посягательств на детей с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права. Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве.

Принятый 29 декабря 2010 года Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Кроме того, принят Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки. Закон устанавливает порядок прекращения распространения продукции средств массовой информации, осуществляемого с нарушением законодательно установленных требований. Каждый выпуск периодического печатного издания, каждая копия аудио-, видео- или кинохроникальной программы должны содержать знак информационной продукции, а при демонстрации кинохроникальных программ и при каждом выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения. Закон запрещает размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей, а также распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, в детских образовательных организациях.

Учитывая следующие обстоятельства такие как:  

·        большое количество детей, находящихся в социально неблагополучных условиях,

·        их высокую уязвимость для лиц, совершающих противоправные действия с применением высоких технологий,

·        массовое проникновение Интернет-технологий в России,

·        быстроту распространения информации в сети Интернет,

одной из важных и первостепенных проблем является необходимость защиты несовершеннолетних от противоправных действий с использованием сети Интернет. Постоянное развитие Интернет-технологий  и их широкое проникновение в общество  ставит перед государством и обществом задачу поддержания эффективного комплекса мер по профилактике, предотвращению и преодолению последствий вредоносных действий в отношении несовершеннолетних, совершаемых с применением Интернета или информационно-коммуникационных технологий. Эффективное функционирование такого комплекса представляется возможным в условиях широкого вовлечения пользователей Интернета по принципу социально-ответственного «электронного гражданина» на основе общественно-государственного партнерства. Для реализации такого комплекса мер был создан центр безопасного интернета России при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (http://www.saferunet.ru/ ).

В обеспечении мер по Интернет-безопасности образовательное учреждение должно играть ключевую роль, так как в современной школе обучение проводится с использованием технологий, отвечающих своему времени, имеются в виду информационно-коммуникационные технологии. Поэтому школа должна взять на себя главную ответственность за развитие у детей и их родителей цифровой грамотности и обучение их навыкам безо­пасности.

Решение задачи по обеспечению безопасности при использовании компьютера и интернета детьми требует комплексного подхода, решения множества психолого-педагогических вопросов.

Эти направления должны стать осно­вой для решения проблем медиабезопасности в образовательных учреждениях

Стимулируя детей к более широко­му разнообразию онлайн-деятельности и одновременно с этим обучая их критически оценивать ресурсы, развивая навыки безо­пасного поведения в сети, педагоги приумножают те преимущества, которые дает обучение в онлайне, усиливает защиту наших детей и повышают компетентность всех участников образовательного процесса. Особые усилия необходимы в отношении наименее приви­легированных и самых младших детей.

Нормативно-правое обеспечение является основой деятельности образовательного учреждения по всем направлениям. В образовательном учреждении должен быть сформирован пакет нормативно-правовой документации федерального, регионального и муниципального и учрежденческого уровней по вопросам информационной безопасности. К таким документам относятся документы по контентной фильтрации, по обработке персональной информации, положения и регламенты по работе в сети Интернет как педагогических работников, так и школьников, различные положения об организации профилактической работы по медиабезопасности, о формах профилактической работы с детьми и родителями по Интернет-безопасности, правила безопасного поведения в сети Интернет. В образовательном учреждении приказами должны быть назначены лица, ответственные за контентную фильтрацию, за работу с персональными данными, за организацией работы школьников в сети Интернет и т.д.

В организационном плане по обеспечению информационной и медиабезопасности в образовательном учреждении должен выполняться ряд мер технико-технологической направленности:

- установка только лицензионного программного обеспечения,

- подключение к системе контентной фильтрации;

- установка антивирусных программ,

-установка и настройка программ-фильтров, брандмауэров.

К организационным внутришкольным мероприятиям относятся:

- разработка и реализация правил Интернет-безопасности, с привлечением заинтересованных лиц: директора школы, классных руководителей, преподавателей информационных технологий, самих учащихся и их родителей, поставщиков услуг интернета,

- организация работы детей в Интернет по расписанию с ограничением по времени под наблюдением педагогических работников,

- регулярная проверка принимаемых мер в области Интернет безопасности в образовательном учреждении.

Для организации профилактической работы по медиабезопасности с детьми и родителями педагогический работник должен знать проблемы и опасности, которые подстерегают пользователя в сети Интернет, и быть готов дать рекомендации по решению данных проблем.

Для организации профилактических мер в образовательном учреждении необходимо периодически проводить мониторинг, диагностику проблем по Интернет-безопасности среди детей и родителей. Данный мониторинг и разъяснительную работу можно проводить в Интернет-проекте «Дневник.ру». В этом проекте реализованы функции школьного модератора, в обязанности которого входит модерация нежелательного содержания в сети проекта и есть возможность применять действенные санкции к нарушителям правил пользования интернетом. В Интернет-проекте «Дневник.ру» можно организовать виртуальные мероприятия с родителями по вопросам Интернет-безопасности, разместить рекомендации в электронном виде.

В аспекте программно-методического обеспечения в образовательном учреждении должна быть разработана программа (раздел, модуль комплексной программы по профилактике девиантного поведения детей), в которую должны быть включены темы по медиабезопасности, о безопасном поведении в сети Интернет. Такие же темы и проблемы должны включаться в программы воспитательной деятельности.

Рекомендуемая тематика для организации профилактической деятельности:

- нежелательная информация в Интернете, как ее избежать,

- проблемы достоверности информации в Интернете, как проверить достоверность информации,

- социальные сети: опасности и правила поведения в социальных сетях,

- кибермошенничества, как избежать кибермошенников,

- киберхулиганство, киберзапугивание, правила поведения в опасной виртуальной ситуации,

- вредоносные программы, методы борьбы с ними

- полезные ссылки, ресурсы, сервисы в Интернете.
Информационная безопасность в Интернете может обсуждаться во время уроков информатики, социологии, ОБЖ, гражданского права и др. В образовательном учреждении рекомендуется проводить день медиабезопасности, уроки по Интернет-безопасности, внеклассные мероприятия и т.п.

Во время мероприятий по медиабезопасности следует ознакомить обучающихся:

  • с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи;

  • с информацией о необходимости критического отношения к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), мобильной (сотовой) связи, признаках отличия достоверных сведений от недостоверных, способах нейтрализации вредной и опасной для детей информации, распознавания признаков злоупотребления доверчивостью;

  • с правилами общения в социальных сетях (сетевой этикет);

  • ознакомить обучающихся с адресами помощи в случае интернет-угрозы, номером всероссийского детского телефона доверия (8-800-2500015), контактной информацией об аппарате Уполномоченного при Губернаторе Тамбовской области по правам ребенка (http://tamdeti.ru/cmsdiv-contakts.html).

Тематика проведения различных школьных мероприятий по медиабезопасности может быть самой разнообразной, например:

- противозаконная, неэтичная и вредоносная информация в Интернете: как ее избежать,

- достоверность информации в интернете, проблемы и способы проверки информации на достоверность и полноту,

- этика сетевого общения,

- личная информация: нужна ли она в интернете, как защитить личную информацию в блогах, социальных сетях и пр.

- социальные сети: как общаться в сети и не попасть в сети мошенников и злоумышленников,

- что такое хакерство: этика и основы,

- интернет- зависимость: угрозы, реальность, проблемы, решения,

- Web -серфинг: как не потерять себя и свое время в Интернете,

- как распознать кибермошенничество и не стать жертвой,

- нигерийские письма: предложения в письмах и как не попасться на удочку мошенников,

- что такое киберхулиганство: как не стать жертвой и киберхулиганом;

- как защитить свою почту от спама и не стать спамером,

- компьютерные вирусы и методы борьбы с ними,

- киберпреступления в законодательстве России,

- безопасность в коммерческих Интернет-сервисах: Интернет-магазины, услуги различных фирм и др.,

- компьютерные игры, как не стать игроманом,

- азартные игры в Интернете – поле чудес для….?

- мобильные угрозы в современном мире,

- как правильно вести себя с киберхулиганами и защититься от нежелательного общения,

- твоя жизнь не игрушка.

Большое значение для эффективности мероприятий по медиа-безопасности имеет не только содержание, но и форма его проведения. Целесообразно использовать следующие формы:

1-4 классов – урок-путешествие, урок-викторину, урок-соревнование, урок-игру, беседу;

5-8 классов – урок - пресс-конференцию, урок-викторину, урок-соревнование, урок-презентацию проектов, урок-практикум, урок-встречу со специалистами медиа-сферы, системными администраторами и т.д.;

9-11 классов – деловую игру, урок-презентацию проектов, день медиа-безопасности, мозговой штурм, дискуссию, дебаты, встречу со специалистами медиа-сферы, системными администраторами и т.д.

На уроках информатики для младших школьников можно использовать онлайновые игры содержащей основные понятия об устройстве Интернета, правилах работы в нем, в том числе — о сетевом этикете. Например, игра «Wild Web Wood» (http://www.wildwebwoods.org/) создана на основе справочника Совета Европы «Интернет-грамотность», переведена на русский язык и будет интересна детям младшего и среднего школьного возраста. Компания МТС предлагает on-line урок по теме «Полезный и безопасный Интернет» (http://www.detionline.com/mts/about) .

Для проведения мероприятий по медиабезопасности можно использовать ссылки на информационные ресурсы, приведенные ниже в перечне информационных ресурсов.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений Тамбов, 2012 iconОбразованием, курирующим вопросы аттестации педагогических работников
Тюменской области направляет инструктивно-методические рекомендации по проведению аттестации педагогических и руководящих работников...
Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений Тамбов, 2012 iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков...
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников учреждений дошкольного и общего образования
Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений Тамбов, 2012 iconКонкурс профессионального мастерства педагогических работников дошкольных...
Предназначается для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений
Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений Тамбов, 2012 iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений Тамбов, 2012 iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений Тамбов, 2012 iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений Тамбов, 2012 iconНа включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих...
Программа для педагогических работников общеобразова­тельных учреждений, для педагогических работников на­чального и среднего профессионального...
Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений Тамбов, 2012 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены для руководящих и педагогических работников образовательных учреждений и могут быть использованы...
Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений Тамбов, 2012 iconПравительство Ярославской области Первичная оценка кандидатов на...
Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений, оздоровительных учреждений, профсоюзных работников,...
Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений Тамбов, 2012 iconМодель аттестации педагогических и руководящих работников общеобразовательных...
Модели компетенций педагогических и руководящих работников образовательных учреждений
Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений Тамбов, 2012 iconМетодические рекомендации по охране труда в оздоровительных учреждениях...
Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений, оздоровительных учреждений, профсоюзных работников,...
Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений Тамбов, 2012 iconПлан работы на 2012-2013 учебный год
Предназначается для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений
Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений Тамбов, 2012 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены для педагогов-психологов образовательных учреждений. Рекомендации направлены на повышение...
Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений Тамбов, 2012 iconМетодические рекомендации для руководителей образовательных учреждений,...
Сергей Николаевич Кучер, проректор краевого государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования...
Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений Тамбов, 2012 iconАттестация педагогических работников образовательных учреждений
Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников...
Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений Тамбов, 2012 iconПриказ №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных...
Республики Башкортостан, Положения о формах и процедурах проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск