На правах рукописи
С. Н. Кучер, Т. М. Гозман
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО МОНИТОРИНГА
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Методические рекомендации
для руководителей образовательных учреждений,
специалистов муниципальных органов управления образованием
Барнаул
2010 Авторы: Сергей Николаевич Кучер, проректор краевого государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования» (АКИПКРО) по качеству, кандидат педагогических наук
scilicet@list.ru
моб. 8 909 500 00 11
раб. 3852 361980 Татьяна Марковна Гозман, начальник отдела контроля качества образования Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи, кандидат педагогических наук
tgozman@mail.ru
Оглавление
Введение 4
1.Назначение и место внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении 6
2.Общая организация внутреннего мониторинга качества образования 11
2.1.Определение целей и задач 11
2.2.Определение объектов и предмета мониторинга 13
2.3.Формирование показателей (индикаторов) 21
2.3.2.Отбор показателей 23
2.3.3.Выбор типа и размерности измерительной шкалы 28
3.Формирование функциональной структуры внутреннего мониторинга качества образования 36
3.2.Сбор первичных данных 41
3.2.1.Наблюдение 41
3.2.2.Опрос 45
3.2.3.Тестирование 54
3.2.4.Метод экспертных оценок 57
3.2.5.Выборочный метод 61
3.3.Обработка данных 65
3.3.1.Преобразование данных 65
3.3.2.Статистическая обработка данных 70
3.3.3.Агрегирование показателей 76
3.4.Предоставление информации 81
3.5.Хранение информации 95
4.Распределение кадровых, временных и иных ресурсов 100
5.Правовое регулирование функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования 104
Список литературы 108
Приложение 1. Информация об образовательном учреждении, доводимая до всеобщего сведения 111
Приложение 2. Примерный перечень показателей для осуществления внутреннего мониторинга качества образования 114
Приложение 3. Примерный перечень должностей (функциональных позиций) работников, привлекаемых к выполнению работ в рамках ВМК 135
Приложение 4. Основные факторы, оказывающие негативное влияние на качество информации 138
Введение
Осуществление внутреннего мониторинга качества образования для значительного числа образовательных учреждений является достаточно освоенной деятельностью. Но до недавнего времени решение о его организации и проведении принималось лишь отдельными учреждениями (как правило, инновационными), испытывавшими потребность в дополнительной информации о состоянии дел на различных участках, ходе и результатах образовательного процесса в связи реализацией перспективных планов развития образовательного учреждения, программ научно-исследовательской (опытно-экспериментальной) и иной деятельности.
Вступающий в силу с 1 января 2011 года Федеральный закон от 08 ноября 2010 года № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» расширяет сферу компетенции и ответственности образовательных учреждений, определенную статьей 32 Закона РФ «Об образовании», возлагая на образовательное учреждение решение таких задач, как обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования, а также создание и ведение официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет.
Согласно пункту 3 указанной выше статьи Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность в установленном законом порядке за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции. Это означает, что создание и обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования следует рассматривать не как право образовательного учреждения, а как его обязанность, и ставить законный вопрос, насколько качественно это осуществляется.
Настоящие методические рекомендации по организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении опираются, во-первых, на общее представление о том, что любая деятельность может рассматриваться как технологический процесс (совокупность технологических процессов) и потому может быть улучшена. Данное представление является аксиомой концепции всеобщего управления качеством (Total Quality Management), выступающей в качестве теоретической основы организации управления качеством в различных областях производственной и иной деятельности и закрепленной в международных и российских стандартах качества.
Во-вторых, внутренний мониторинг качества образования в образовательном учреждении рассматривается как деятельность, направленная на обеспечение принятия органами управления образовательного учреждения своевременных и обоснованных решений. Не менее важным в этой связи является также информирование органов управления о последствиях ранее принятых ими решений, о ходе и результатах деятельности учреждения, его отдельных структурных подразделений, должностных и иных лиц. Таким образом, внутренний мониторинг качества образования выступает как вид информационного обеспечения управления образовательным учреждением, дополняющий поток нормативной информации («как должно быть») информацией о реальном положении дел в учреждении («как есть»).
В-третьих, систему внутреннего мониторинга качества образования не следует понимать как дополнительную надстройку в структуре управления образовательным учреждением, возводимую в дань моде и, как считают некоторые руководители образовательных учреждений, просто дублирующую существующую практику информационного обеспечения управления. Организация внутреннего мониторинга – согласно духу и букве первой аксиомы всеобщего управления качеством – заключается в последовательной реорганизации указанной практики, ее совершенствовании в целях получения своевременной, полной и достоверной информации для эффективного управления функционированием и развитием образовательного учреждения.
В-четвертых, из обязательности создания и осуществления внутреннего мониторинга качества образования не следует, что во всех образовательных учреждениях это должно быть сделано совершенно одинаково. Структура и содержание мониторинга качества образования в конкретном образовательном учреждении отражает специфику данного учреждения, особенности его образовательной и иной деятельности. Вместе с тем, существуют определенные требования и правила к его организации и осуществлению, игнорирование которых может свести на нет все затраченные усилия.
Настоящие методические рекомендации призваны способствовать грамотному решению основных вопросов, встающих перед органами управления образовательным учреждением в части формирования (совершенствования) и функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования, что, в свою очередь, позволит обеспечить полное и своевременное удовлетворение потребностей органов управления образовательным учреждением в необходимой им информации.
|