15
3
9
8
6
20
4
0
2
7
11
1
10
5
9 - 1
4+2
10 + 10
7 + 2
2 + 2
9 - 9
1+1
4 - 1
3 + 4
10 +1
1 - 0
10-5
8 + 2
10 + 5
Решение задач (предлагает застенчивый и серьёзный Ёжик)
(СЛАЙД 5)- Крош любит коллекционировать морковки. Послушайте задачу о нём.
В коллекции Кроша
Морковок шесть было.
И Нюша ему ещё три подарила.
Считайте скорее, ведь вы не устали,
Сколько морковок в коллекции стало.
- С помощью магнитных цифр составим решение задачи.
- Какая схема подойдёт для решения нашей задачи? Почему?
?
Осталось ?
Геометрический материал (расшифровать рисунок предлагает тонкая и поэтическая натура, любитель сочинять стихи - Бараш ) (СЛАЙД 6)
- Отгадайте загадку:
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
Песни распевает,
Время считает.
(Петух)
( Приложение 1)- Из каких геометрических фигур состоит петух?
- Сколько вы видите больших треугольников?
- Сколько маленьких?
- Чего больше: больших треугольников или маленьких?
- Как можно назвать остальные фигуры? (нетреугольники)
- Назовите остальные фигуры (квадрат и полукруг).
Целеполагание, мотивация(сообщение темы урока, целей)
- Ребята, когда мы строили дом вместе с Пином, то заметьте, одно из чисел он выделил красным цветом. Вы не догадались, почему?
- Конечно, это тема нашего урока
(СЛАЙД 7). Сегодня мы узнаем об образовании числа 15. Откроем его десятичный состав. Научимся писать число 15.
- Внимательно слушайте, правильно отвечайте, активно работайте. Всё у вас получится.
Этап усвоения новых знаний
Коллективная работа
Образование числа 15 (используется демонстрационный абак из пособия Н.В.Петкевич)
-Давайте определим вместе, почему число так называется. Поможет нам абак и старинное русское слово «ДЦАТЬ». Помните его значение? Правильно, оно значит «десять, десяток».
- Покажем на абаке ДЦАТЬ фигур на второй линии, а теперь на первой линии - пять фигур. Сколько предметов на первой линии? (
пять) Где они располагаются? (
над дцать). Попробуйте соединить слова ваших ответов: пят-над-дцать.
Работа со счётными палочками и абаком «Десятичный состав чисел»
- Положить в один ряд на парту 10 палочек.
- Под ними ещё 5 палочек.
- Соберите в пучок 10 палочек. Что получилось? (1 десяток)
- Поместите во вторую руку 5 палочек.
- Сколько палочек в одной руке? А во второй?
- Давайте отметим это с помощью магнитных цифр на специальном абаке: для записи разрядных единиц двузначных чисел (15 или 1дес. 5 ед.).
- Отыщите число 14. Как получить число 15?
(к 14 прибавить 1)- Сколько в этом числе десятков? Единиц?
Работа с «Компьютером» из пособия Н.В.Петкевич
- Изобразим число 15 с помощью «Компьютера»
(на доске) 10 5Физкультминутка(проводит Совунья, раньше она была преподавателем физкультуры) (СЛАЙД 8)Солнце глянуло в кроватку…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
5.Этап первичного закрепления знаний (Проводит Лосяш, рассеянный учёный, дом которого весь в книгах) (СЛАЙД 9)
Работа по учебному пособию
- Откройте учебники на страничке 18. Задания 1, 2
(по вариантам, в парах в виде игры «Учитель – ученик»)-
1 вариант № 1
(учителя). Объяснить образование числа 15 на кубиках. Сколько в числе 15 десятков? Единиц?
-
2 вариант № 2
(учителя). Повторить состав числа 15 на косточках домино. Прочитать равенство.
- Задание 3
(коллективно). Рассмотрите числовой луч. За каким числом следует число 15? Какое число стоит впереди числа 15? Прочитайте три равенства в первом столбике и объясните их с помощью числового луча.
- Можно ли утверждать, что примеры первого столбика взаимосвязаны?
- С каким числом мы сегодня знакомимся?Десятичный состав какого числа изучаем?
- Нам нужно ещё научиться красиво писать число 15.
- Внимание на доску. Сколько цифр нужно, чтобы 15 написать? Какие?
(демонстрация учителем образца написания на доске)- Напишем число 15 в своих тетрадях, с.10 № 3
(одну строку)- А, чтобы получилось число красивое
, разомнём пальчики
(разминка для пальцев рук).Наши нежные цветки
Раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши скромные цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают.
Головой качают.
- Вспомним правило правильной посадки при письме.
Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Пишем число 15 в своих тетрадях.
Самооценка - Кто написал число 15 красиво и правильно, встаньте и поднимите руки вверх.
- У кого не все цифры при записи числа получились красивые, тот встанет и разведёт руки в стороны.
- У кого получились цифры небрежные, кривые, тот присядет.
6.Этап повторения пройденного(проводит Нюша, она очень любит читать) (СЛАЙД 10) - Страница 19 № 4.
- Рассмотрите рисунок. Прочитаем условие задачи. Что означают числа 5 и 2? Какой вопрос задачи?
(краткая запись на доске)- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Что надо для этого знать? Какое число показывает, сколько человек плавали? Какое число показывает, сколько человек вышли? Знаем ли мы эти числа? Какое действие можно выполнить? Почему?
?
- Запишем решение задачи в тетрадь с комментированием, с.10 № 3
- Придумайте задачу, обратную данной
(дифференциация).
Отработка вычислительных навыков
- Выполним задание № 1, с 10.
- Игра «Цепочка
» (играть с вами будет Каркарыч, самый старший и самый мудрый из всех Смешариков)
(СЛАЙД 11)- Нужно заполнить пустые клетки, двигаясь по стрелкам
(коллективно, с комментированием).-
Каркарыч знает, что вы знакомы с принципом работы вычислительных машин. Посчитайте (по рядам), какие числа получатся на выходе (№ 5, с.19)
Самостоятельная работа (в рабочих тетрадях, предлагает трудолюбивый Копатыч) (СЛАЙД 12)
- Задание № 2, с. 10
- Помогите Копатычу провести по дорожкам числа к их домикам
(взаимопроверка, взаимооценка с помощью оценочной шкалы).7. Итог урока- С каким числом познакомились сегодня на уроке математики?
- Научились ли его писать? Сколько знаков (цифр) используем для его записи?
- Из чего оно состоит? Сколько в нём десятков? Единиц?
- Продолжите фразу: «Сегодня на уроке я узнал…»
8. Рефлексия- Вы работали замечательно. Вот и солнышко появилось. Оно улыбается. А чтобы узнать, что оно хочет сказать, ответьте на мои вопросы.
Учитель на ответы детей переворачивает лучики солнца, на них написаны буквы:- С устным счетом справились?
Д. Да!
(М)- В «Перевёртыши» играли?
Д. Да!
(О)У. Вспомнили, из каких геометрических фигур составлен петушок?
Д. Да!
(Л)У. Познакомились с числом 15?
Д. Да!
(О)У. Научились его писать?
Д. Да!
(Д)У. На вычислительных машинах работали?
Д. Да!
(Ц)У. Физкультминутки выполняли?
Д. Да!
(Ы)У. Как вы сегодня работали на уроке? Что можно сказать о вас?
Д. Молодцы!
Учитель переворачивает луч со знаком «!».У. Ребята, вы действительно молодцы!
(СЛАЙД 13)- Вашу работу оценило Солнышко. Я бы хотела, чтобы вы оценили свою работу на уроке сами,с помощью «Линеечек успеха». У каждого из вас они лежат на парте.
- Сегодня на уроке хорошо и активно работать вам помогали Смешарики. Они с вами не прощаются, а говорят: « До новых встреч, друзья!»