Скачать 422.24 Kb.
|
ГОУ СОШ «Школа надомного обучения»№367 Учебно-методическое пособие «Использование ИКТ на уроках в начальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья» ИКТ – поддержка учебного процесса 2009-2010 учебный год Пояснительная записка Данное учебно-методическое пособие может использоваться в начальных классах общеобразовательных, в том числе и в школах надомного обучения. Цели:
Задачи:
Актуальность темы. Каким должен быть современный урок? Интересным, познавательным, должен учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы, закончив урок, вновь и вновь захотелось к нему вернуться. А что интересно, сегодня, младшим школьникам? В нашу жизнь все больше и больше внедряются новые информационные технологии. Всё большее количество учеников становятся владельцами компьютера. Поэтому следует построить учебный процесс так, чтобы компьютер стал незаменимым помощником на уроке. Используя неподдельный интерес детей к этой технике можно решить ряд проблем современного урока. Одним из достоинств применения мультимедийных технологий в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умения выделять главное, обобщать, делать выводы. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме. Программа Power Point—это развитие творческих способностей на уроке. Известно, что наиболее эффективный способ преподавания — это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. При осуществлении данной деятельности необходимы следующие ресурсы. Техническая база - компьютер IBM PC (процессор 486), Windows 98 и выше, Macintosh (c адоптированной версией Power Point), желательно наличие проектора, экрана или интерактивной доски, выхода в Интернет, сканера, цифрового фотоаппарата. Учебно-методические пособия, разработанные учителем, эффективно используются на уроках в начальной школе «Школа надомного обучения»№367 г. Зеленограда. Учебно-методические пособия (уроки-презентации) по окружающему миру, математике, русскому языку обсуждались на заседании методического объединения школы. Учителя, которые апробировали данные разработки на своих уроках, дали высокую оценку работе. Отметили, что использование слайдов на уроке дает более полное представление об изучаемой теме. Слайды в презентации по курсу окружающего мира и следуют друг за другом в полном соответствии с темами учебника А.А.Плешакова «Окружающий мир» (1-4). Использование презентаций помогло сделать уроки окружающего мира более наглядными и эффективными, позволило выйти за рамки школьной программы. Так же было отмечено, что данные пособия можно легко переделать, дополнить. Таким образом, каждый учитель сможет использовать презентации исходя из интересов и степени обученности своего класса и каждого ребенка отдельно. Дидактические игры, подготовленные учителем, помогают на практике отработать навыки устного счете, грамотности письма. Игры легки в применении, не требуют специальной установки. Их можно быстро подключить к уроку и также быстро выйти из игры, что значительно экономит время урока. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Быть педагогом в современном мире с каждым годом все трудней и интересней. Сложней и стремительней становится жизнь. Стремительно развиваются науки. А учитель остается образцом во всем – в общении, культуре, манере держаться, в своей увлеченности, целеустремленности. В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа-технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер любимой практической деятельности ребенка – игры. Изменяются и его любимые герои и увлечения. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Специфика работы на дому предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку. Поэтому учитель всегда находится в постоянном поиске новых методов и способов обучения. Для каждого ребенка они свои. Правильно определить формы и методы урока в зависимости от состояния ребенка на данный момент, от ведущей модальности, от доминирования левого или правого полушария помогают знания дефектологии и психологии. Изучая специальную литературу, я пришла к выводу, что сегодня мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств. Именно медиасредства помогут научить каждого ученика за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации, организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Особенно это важно при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, обучающихся на дому. Круг интересов, общения этих ребят очень ограничен из - за состояния здоровья. Очень важно научить таких детей самостоятельно добывать знания, расширить их кругозор, круг общения, воспитать из них людей, которые не оказались бы на обочине дороги, и смело вступили во взрослую жизнь в ногу со своими здоровыми сверстниками. Главным помощником в решении этой непростой задачи являются современные информационные технологии, в том числе и компьютерные. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Компьютерные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель должен помнить, что компьютер не заменяет его, а только дополняет. Компьютер может использоваться на всех этапах урока: как при подготовке, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. Уроки с использованием ИКТ совершенствуют и активизируют учебный процесс, создают положительную мотивацию у младших школьников к выполнению умственных и практических действий. Для детей с ДЦП способствуют развитию мелкой моторики руки, развитию сенсорного восприятия; развитию внимания, левополушарной и правополушарной симметрии, а так же развитию духовности человека, стимулируют познавательную активность. активизировать познавательную деятельность учащихся проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация) организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями Использование ИКТ в начальной школе позволяет: усилить образовательные эффекты проводить дистанционное обучение осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению повысить качество усвоения материала применять разноуровневые задания Школа информатизации Learning 9151394 Использование готовых программных продуктов (энциклопедий, обучающих программ) Участие в интернет-олимпиадах Дистанционное обучение ИКТ на уроке -это Использование ресурсов Интернет Виртуальное общение школьников Использование электронных презентаций Power Point Работа с графическим планшетом Использование электронных презентаций PowerPoint Программа Power Point – это развитие творческих способностей на уроке. Электронные презентации дают возможность подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи PowerPoint зрелищны и эффективны. Известно, что наиболее эффективный способ преподавания — это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Владение программой Power Point позволяет ярко и неординарно подать материал, сопровождать урок неповторимыми иллюстрациями. При работе с больными детьми презентации можно использовать на любом этапе работы: как при ознакомлении с новым материалом, так и в процессе закрепления, повторения. Динамичность смены слайдов, озвучивание действий, возможность самостоятельно контролировать свои ответы – дает положительные эмоции, повышает мотивацию в обучении. При изучении нового материала: позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. При проведении устных упражнений: дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения. При проверке домашних работ: методика альтернативная, применяемая для самостоятельных работ. Разработанные методические пособия- презентации, созданные в программе Power Point, позволили отказаться почти ото всех ТСО старого поколения, поднять наглядность на более высокий уровень (использование звука, показ слайда "в движении") В программе Power Point разработала наглядный материал по различным темам урока окружающий мир, дидактические игры по математике, русскому языку и окружающему миру. Перечень дидактических пособий, представленных на диске (см. приложение). Окружающий мир. 3 класс. 1.Вода и жизнь. 2. Разнообразие животных. 3. Тест ОБЖ. 4. Мы и наше здоровье. 5. Что такое Бенилюкс? 6. Путешествие по Золотому кольцу России. 7. На Севере Европы. 8. Франция и Великобритания. 9. Разнообразие растений. 4класс.
Загадки, кроссворды.
Русский язык. 1 класс.
3 класс.
4класс.
Математика. 1класс. 1. Десяток. 2. Счет в пределах 20. 3 класс.
4 класс
Кроме своих презентаций активно использую на уроках работы коллег из школы и взятые с различных сайтов в Интернете. Коллекция собралась очень большая. Практически к каждому уроку по окружающему миру 1-4 класс, на каждую тему по математике, русскому языку и литературному чтению есть электронный урок. Их можно применять в своей практике не раз, только изменяя некоторые детали. С удовольствием делюсь своими наработками и перенимаю опыт у коллег в использовании презентаций на уроках. С первых уроков, с применением анимированных слайдов, дети особенно интересовались презентациями PowerPoint. Нашлись желающие узнать «как там все само двигается». Попросили показать, как это делается. Самые первые работы были сделаны с моей помощью. Вскоре два ученика стали принимать участие в подготовке презентаций к уроку. Обычно в конце урока сообщаю тему будущего и предлагаю подобрать интересные материалы, подготовить небольшое выступление. Или, в процессе подготовки домашнего задания, на основе дополнительного материала подготовить свою презентацию. Демонстрационные проекты по окружающему миру, выполненные учеником 4 класса ГОУ СОШ «Школа надомного обучения»№367 Ануфриевым Ильей.
Демонстрационные проекты по окружающему миру, выполненные учеником 3класса ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» №367 Гавриловым Михаилом.
Данные работы преследуют следующие цели:
Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В данном случае ученик исполняет роль учителя, комментируя не только содержание собственной презентации, но и объясняя, аргументируя использование тех или иных возможностей PowerPoint. Мои ученики знают друг друга, многие начинают дружить. Показываю работу одного ученика другому. После просмотра ребята созваниваются, задают уточняющие вопросы по содержанию, дают советы по оформлению и использованию эффектов анимации. Это помогает им не только усвоить материал урока, но и научиться разрабатывать простейшие мультимедийные продукты. Проект «Кристаллы», выполненный учащимся 4 класса Гавриловым Михаилом в 2008-2009 учебном году занял I место в школьном туре «Умники и умницы» и II место в окружной научно-практической конференции проектно-исследовательских работ «Интеллект-2009». Проект-презентация «Кристаллы» представляет собой особый интерес как наглядное методическое пособие, ориентированное как на общеобразовательную, так и на школу для детей с ограниченными физическими возможностями, школу надомного обучения. Проект успешно используется на уроках в начальной школе. Использование таких демонстрационных проектов на уроках позволяет учащимся расширить свой кругозор, выйти за рамки школьной программы, повысить интерес к изучаемой теме. При создании презентации ребенок проводит огромную исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, что позволяет ему избежать шаблонов и превратить работу в продукт индивидуального труда. |
«Формирование технологических приемов работы у учащихся с ограниченными... Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическая коррекция... Формирование системы научных представлений, общетеоретических знаний и практических навыков о методах психологической коррекции детей... | ||
Тема: использование здоровьесберегающих технологий в обучении, воспитании,... Создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья в различных видах деятельности... | Учебно-методическое пособие казановедение Управления федеральной службы исполнения наказания, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 2013 г | ||
«Новые методы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» Методическое пособие Авторский коллектив: Ефимовская Н. А.; Маркер Л. Е.; Сабанина Г. Г.; Русинович С. В.; Дружинина Н. М.; Федорец И. Н | Мкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... Теоретические подходы к проблеме развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья с. 7-11 | ||
Инновационные цифровые модели обучения детей с ограниченными возможностями... Информационных технологий. Интенсивный переход к информатизации общества обуславливает все более глубокое внедрение информационных... | Проектирование педагогического процесса на уроках трудового обучения в школе неслышащих детей Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями... | ||
Урока для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме «Man-made wonders of the world» Методическая разработка дистанционного урока для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме | Оптимизация процесса преподавания швейного дела детям с ограниченными... Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для... | ||
Реферат Тема: «Организация уроков физической культуры и занятий лечебной... ... | «Инновационные технологии преподавания на уроках музыки» Применение... Использование на уроках икт способствует повышению интереса, внимания; формированию мыслей, их высказыванию, формированию впечатлений;... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Коррекционной педагогики проводит Открытый виртуальный творческий конкурс рисунков и поделок детей с ограниченными возможностями... | 1 Научно – методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение... Новосибирска – «Специальный (коррекционный) детский дом №6 для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными... | ||
Икт на уроках окружающего мира в начальной школе Тема моего выступления “икт на уроках окружающего мира в начальной школе”. (Слайд 1, 2) | Доклад «Педагогические технологии и личностно-ориентированная дидактика,... Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями... |