Проектирование педагогического процесса на уроках трудового обучения в школе неслышащих детей





Скачать 106.77 Kb.
НазваниеПроектирование педагогического процесса на уроках трудового обучения в школе неслышащих детей
Дата публикации25.06.2014
Размер106.77 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

Зацепин А.В.
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья «Шадринская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 11 I,V видов»
Задачей государственного стандарта общего образования является освоение обязательного минимума содержания основных образовательных программ общего образования. Отсутствие же специализированных учебных пособий, адаптированных учебников для изучения тем и разделов программы в коррекционной школе по трудовому обучению, отсутствие методических рекомендаций для педагогов, занятых в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, ставит под сомнение реализацию выполнения данной задачи.

Однако специфика педагогической деятельности коррекционной школы 1 вида состоит в том, что, необходимо учитывать клинические, медико-педагогические, личностно-субъективные параметры и психо-эмоциональный факторы обучающихся. Среди трудностей в обучении и усвоении материала в школе 1 вида, является отсутствие вербализации мыслительных процессов, и как следствие – ослабление навыков анализа-синтеза и логических операций в процессе мыслительной деятельности. Все это ведет к ослаблению психических процессов в обучении и освоении материала, а так же к снижению уровня мотивации познавательной деятельности, уменьшению фактора успеха при усвоении новых знаний, увеличению количества упражнений на усвоение и закрепление новых умений, увеличению времени и затруднению перевода таких умений в разряд навыков.

Чтобы не быть голословным в своих суждениях и иметь базу для построения плана практических действий, необходимо сделать некоторые обобщения по применению методов и форм обучения которые используются в коррекционной школе для повышения эффективности и результативности занятий, а так же повышения доли самостоятельности учащихся при изучении учебного материала.

Данные этих обобщений базируются на основных физиологических и психологических особенностях учащихся коррекционной школы первого вида. Перечислим их:

  • снижение роли слухового анализатора и как следствие, наблюдение компенсаторного повышения роли замещающих (зрительного и тактильного) анализаторов в сборе информации окружающего мира;

  • снижение уровня словесного мышления ведет к замене его на образное и образно–действенное мышление. Все это приводит к скудности словарного запаса, к бедной монологической и диалогической речи. Учебный материал книг и пособий усваивается на 10-15%, что недопустимо при изучении тем и разделов;

  • снижение активности центрального (коркового) отдела слухового анализатора ведет к компенсаторному увеличению нагрузки на другие части головного мозга, что приводит к увеличению существующего дисбаланса в общей работе центральной нервной системы. Следствием такого дисбаланса может стать задержка психического развития, неустойчивость внимания, уменьшение времени устойчивого внимания на объекте, увеличение времени на устойчивую смену объектов при работе, и психические срывы при ее смене;

  • вследствие данных патологий и нарушения работы центральной нервной системы у учащихся наблюдается повышенная утомляемость, снижение работоспособности, нервные возбуждения, и как результат – нарушение фонематического слуха и фонетического оформления речи.

  • Нарушается не только речевое, но и интеллектуальное развитие ребенка. В результате значительно затрудняется процесс его обучения и воспитания.

При проведении занятий по трудовому обучению были проведены эксперименты по применению различных форм, методов и средств обучения учащихся коррекционной школы для повышения уровня усвоения учебных знаний. Результаты этих экспериментов приведены в виде таблицы.



Из этой таблицы можно сделать выводы, что для успешного усвоения учебного материала учителю коррекционной школы необходимо провести дифференциацию средств обучения в коррекционной школе с целью отсева малоэффективных вербальных средств обучения, а так же необходимо:

  1. точно знать диагноз каждого ученика, для корректной дифференциации учебной нагрузки на центральную нервную систему, а так же использования всех сохранных резервов организма;

  2. использовать сохранный зрительный анализатор, который играет ключевую роль в сборе информации для обучения;

  3. использовать закрепление информации полученной зрительным анализатором при помощи многократных практических повторений (практические навыки, выведение информации в долговременную память из кратковременной);

  4. адаптировать учебный материал и педагогический процесс для учащихся, привести словарь учебного пособия в соответствие с зоной ближайшего развития учащегося;

  5. для снижения утомляемости центральной нервной системы и снятия стрессового фона учебных занятий целесообразно применять элементы нестандартных форм уроков (урок-презентация, урок-игра, урок-путешествие и др.);

  6. для повышения усвоения материала использовать разнообразные методы дифференцированного обучения (разноуровневые задания, карточки-тесты, карточки-задания);

  7. использовать тестирование как один из методов обучения и проверки знаний учащихся;

  8. использовать закрепление знаний учащихся на слухо-зрительной основе (картинка-слово, действие-слово, предмет-слово);

  9. использовать проектные методы для изучения нового материала, а так же как форму итоговой аттестации, для повышения мотивации обучения и увеличения веса самостоятельной работы;

На сегодняшний день наиболее востребованными и ожидаемыми методами и средствами обучения у учащихся являются цифровые образовательные ресурсы различного характера. Но цифровые образовательные ресурсы, существующие на сегодняшний день, не удовлетворяют требованиям педагога и ожиданиям учеников по причине несоответствия словарей здорового и глухого ребенка, несоответствия дозирования информации пособий, чрезмерной научности словаря некоторых пособий предлагаемых для изучения.

Поэтому возникла идея создать свои учебные пособия, которые бы отвечали нашим запросам и потребностям, которые смогли бы облегчить труд педагога на уроке. На сегодняшний день, по технологии, нами разработаны учебные методические пособия на отдельные теоретические темы для 5 класса, 7 класса и пособие по выполнению проектов 5-11 классов. Подготовлены и апробируются рабочие тетради для 5, 6 класса, словари по теоретическим разделам. Готовы пособия для обучения практической работе по инструкционным картам с выполнением письменного отчета о работе по таким картам, учебная рабочая тетрадь для составления технологической документации на изготовляемое изделие для 5-7 классов. Апробируется методическое пособие по геометрической резьбе. Эти пособия планируются к сборке в УМК вместе с электронным учебником в 2010 году после финального апробирования и исправления недочетов при компоновке учебного материала.

На уроках технологии используются около 300 карточек заданий тестового типа 1 и 2 уровня для проверки качества усвоения стандарта образования по всем классам. Изготовлено более 30 плакатов по темам и разделам, на них отражены моменты не только важные для понимания, но и разбираются часто повторяющиеся ошибки. Готово к показу и используется на уроках более 50 презентаций по различным темам для 5-11 классов различного уровня.

Презентации на уроках, зарекомендовали себя с положительной стороны. При грамотном составлении презентация способна заменить и дополнть полиграфическую продукцию, используемую на уроке, а так же предоставляет педагогу возможности тонкой дифференциации подачи учебного материала на уроке. Этот ресурс способен интерактивно участвовать в педагогическом процессе вместе с учителем и учащимся, предлагает возможности использования различных видов наглядности (рисунок, анимация, фильм, слайд-шоу), которые востребованы в коррекционной школе.

Остановимся на этом методе, который заслуженно пользуется спросом у учителей школ по причине легкости оформления, нетребовательности к ресурсам и подготовке составителей данных пособий. На уроках технологии используем презентации различного типа, для их применения создана и отработана методика составления и применения презентации для эффективного усвоения учебного материала.

При проведении мультимедийных уроков с применением презентаций, выявлены условия создания эффективной презентации, которые позволяют строить урок с максимальным использованием психофизиологических возможностей учащихся.

  1. Наглядный материал достаточно сильно привлекает и удерживает внимание учащихся на объекте изучения, что важно для глухого ребенка с неустойчивым вниманием.

  2. Во время презентации необходимо специально переключать внимание учеников не менее чем через 2-3 слайда, т.к. к третьему слайду внимание притупляется. Работать с презентацией нужно как с дидактическим средством, переключая внимание учащихся на речь учителя, либо на плакат, либо на какие-то действия, упражнения по пояснению материала.

  3. Видеофрагменты желательно вставлять в середину презентации для показа и закрепления действий (на уроке технологии). С психо-физиологической точки зрения видеоматериал служит средством переключения внимания и не должен превышать порог длительности 3-4 минуты, иначе дети начинают отвлекаться, переходить на обсуждение увиденного. Оптимальный вариант просмотра – несколько клипов по 30-50 секунд.

  4. В учебной презентации не должно быть много спецэффектов (анимации), конечно, если они не запланированы учебной целью: скрыть ответ от учащихся или показать движение предмета, либо еще какими-то. Спецэффекты отвлекают внимание от объекта изучения.

  5. Цветовая гамма выполнения презентации должна быть выдержана в строгой, спокойной манере. Фон и цвет должны настраивать на деятельность и подчеркивать рабочую атмосферу. Текст должен контрастировать с цветом фона, но не должен быть кричащим, лучше, если в презентации будет использовано не более 3-4 цветов. Выделенный текст не нужно выделять курсивом и увеличением размера, достаточно просто поставить контрастный (красный, желтый) цвета и выделить полужирным. В идеале цвета выделения должны быть оговорены, например: красный цвет – заучивание текста, синий цвет – текст для ознакомления;

  6. Все построение презентации должно быть подчинено строго цели урока, и следовать ей неукоснительно. Если цель урока – познакомить, дать понятие предмету, объекту, явлению, в презентации может быть достаточно красок, спецэффектов, анимации. Нет необходимости держать пристальное внимание глухого ученика на содержании. Если цель урока: запомнить, классифицировать, изучить, повторить – в этом случае все должно быть точно, строго, без отвлекающих внимание факторов;

  7. Варианты опросов могут быть так же различными и подчиняются цели урока. Вопросы к уроку могут быть открытыми, то есть учащиеся знают их еще в начале урока-презентации. Таким образом, ученик точно знает, что конкретно он должен изучить и ответить, выделив из презентации главное. Второй вариант – закрытый тип вопросов, когда вопросы задаются в конце урока-презентации. Тогда учащийся должен либо вспомнить материал (что достаточно сложно), или можно дать ему возможность вернуться к просмотру. В таком случае происходит повторение и лучшее запоминание материала.

Результатами применения данного спектра подготовленных цифровых образовательных ресурсов, а также авторских разработок учебных пособий, рабочих тетрадей, пошаговых операционных карт, плакатов являются устойчивые показатели качества обучения.

Уроки трудового обучения пре­ду­смат­ри­ва­ют ов­ла­де­ние уча­щи­ми­ся спе­ци­аль­но­го сло­ва­ря и при­ме­не­ние его пра­виль­но в кон­тек­сте от­ве­та на по­став­лен­ные во­про­сы, а так же в оби­ход­ной ре­чи уча­щих­ся. Слож­но­сти за­клю­ча­ют­ся не толь­ко в спе­ци­фич­но­сти слов, но и в от­сут­ст­вии ас­со­циа­ций по со­ста­ву сло­ва и про­из­во­ди­мо­му дей­ст­вию. Сло­варь бо­лее чем на по­ло­ви­ну со­став­лен из ино­стран­ных слов, по­это­му про­из­но­ше­ние и за­по­ми­на­ние очень сложно. Со­про­во­ж­да­ет­ся за­учи­ва­ни­ем, за­тем встав­кой слов в кон­текст пред­ло­же­ния и уз­на­ва­нием дей­ст­вия про­из­во­ди­мо­го дан­ным ин­ст­ру­мен­том (опе­ра­ции) в процессе трудовой операции.

Результаты усвоения словаря по теме отражены в таблице 1:

Использованные методы и средства при усвоении учебного материала

% качества ответа

Обычный урок

30-35%

Обычная презентация

20-25%

Специально подготовленная презентация

40-68%

Специально подготовленная презентация + учебное тестирование

56-72%

Снижение показателя усвоения словаря темы с применением обычных презентаций по сравнению с обычным уроком обусловлено тем, что на обычном уроке усвоению специального словаря уделяется большое внимание, а цель обычной презентации: дать понятие, установить ассоциативные связи между словом и предметом, явлением, законом.

Данные тестирования (1 и 2 уровня) по учебному материалу можно отразить в таблице 2:

Использованные методы и средства при усвоении учебного материала

% качества ответа

Обычный урок

59-64

Обычная презентация

60-65

Специально подготовленная презентация

68-78

Специально подготовленная презентация + видеофрагменты

70-82



Не мене важным методом развития речи учащихся является самостоятельное составление плана практических работ на выполнение изделия по инструкционной карте и выполнение самого изделия. При использовании учебных пособий, рабочих тетрадей качество усвоения учебного материала увеличивается в среднем на 15-25%. Повышение происходит за счет уменьшения времени на механическую запись из источника, перенос рисунков, постепенного введения специального словаря в зону ближайшего развития учащегося. Разнообразные виды работы со словарем в рабочей тетради способствуют снятию стрессовой ситуации при изучении материала, частое обращение к словарю способствует более прочному усвоению терминологии и осознанному введению терминов в обиходный словарь.

Таким образом, при применении на уроке ЦОР сделанных с учетом медико-педагогических и психофизиологических особенностей учащегося коррекционной школы, с учетом рекомендаций высказанных выше, и применением специальных учебных пособий мы добились следующих результатов:

  • повышение мотивации обучения;

  • расширение словарного запаса учащихся;

  • повышение самостоятельности усвоения учебного материала;

  • повышение устойчивости специального словаря при употреблении в обиходной речи;

  • изготовление изделий имеющих высокохудожественный уровень, занимающих призовые места, грамоты и дипломы на выставках городского уровня (СЮТ, СЮН), областного уровня (областной фестиваль детского творчества УГПД «Теплый дом», выставка творческих работ в художественном выставочном салоне «Зеркало Зауральской природы»2004, 2006), российского уровня (Всероссийский конкурс творчества слабослышащих и глухих детей «Радуга Звуков» 2004г., Всероссийский конкурс творческих проектов среди детей и подростков с нарушением слуха «Радуга Звуков», «Отикон» 2009г.)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проектирование педагогического процесса на уроках трудового обучения в школе неслышащих детей iconПриемы развития связной речи у старшеклассников с нарушением интеллекта...
Аннотация. Данная стать я будет интересна учителям трудового обучения, которые работают в коррекционной школе. В статье описаны приёмы...
Проектирование педагогического процесса на уроках трудового обучения в школе неслышащих детей iconРазвитие творческих способностей неслышащих учащихся на уроках русского языка и литературы
В современное время человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения, поэтому моя методическая...
Проектирование педагогического процесса на уроках трудового обучения в школе неслышащих детей iconУроках математики и трудового обучения
П. Особенности развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста
Проектирование педагогического процесса на уроках трудового обучения в школе неслышащих детей iconНа уроках трудового обучения
Поэтому именно в этот возраст необходимо начинать формирование у детей творческого подхода к учёбе, труду, игре. Этому в большей...
Проектирование педагогического процесса на уроках трудового обучения в школе неслышащих детей iconАнализ деяельности педагогического коллектива, направленой на обеспечение...
Анализ деяельности педагогического коллектива, направленой на обеспечение базового образования, анализ состояния преподавания и процесса...
Проектирование педагогического процесса на уроках трудового обучения в школе неслышащих детей iconНа уроках в начальных классах, на уроках иностранного языка, во внеклассной работе
Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса в начальной школе
Проектирование педагогического процесса на уроках трудового обучения в школе неслышащих детей iconКонференция «Учебное проектирование как средство решения проблемы...
...
Проектирование педагогического процесса на уроках трудового обучения в школе неслышащих детей icon«Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии...
Нальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной...
Проектирование педагогического процесса на уроках трудового обучения в школе неслышащих детей iconПроектирование процесса формирования у детей 5-7 лет представлений о символике родного края
Министерством образования и науки Российской Федерации. В 2012-2013 учебном году литературное образование в школе на базовом уровне...
Проектирование педагогического процесса на уроках трудового обучения в школе неслышащих детей iconРазвитие речи неслышащих школьников в начальной школе
С. А. Зыковым, с самого начала предусматривала работу над речью не только на уроках, но и во внеурочное время. «Нет необходимости...
Проектирование педагогического процесса на уроках трудового обучения в школе неслышащих детей iconУроки по окружающему миру по теме: Формирование ууд на уроках окружающего мира в начальной школе
Проблема, над которой работает учитель«Формирование учебно– познавательных компетенции через активные методы обучения на уроках в...
Проектирование педагогического процесса на уроках трудового обучения в школе неслышащих детей icon«Школа здоровья» Сущность модели
Основой образовательного процесса в такой школе является здоровье воспитанников, которое рассматривается как цель, содержание и результат...
Проектирование педагогического процесса на уроках трудового обучения в школе неслышащих детей iconЕ. К. Паксянова учитель трудового обучения (швейное дело)
Данная статья освещает пути и способы социализации учащихся коррекционной школы VIII вида посредством уроков трудового обучения
Проектирование педагогического процесса на уроках трудового обучения в школе неслышащих детей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому одним из важнейших направлений обучения в гоу «Центр образования» является коррекция речи неслышащих детей. Активно ведётся...
Проектирование педагогического процесса на уроках трудового обучения в школе неслышащих детей iconПояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического...
Основные задачи обучения труду этой категории детей также соответствуют задачам трудового обучения в общеобразовательной школе
Проектирование педагогического процесса на уроках трудового обучения в школе неслышащих детей iconПояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического...
Основные задачи обучения труду этой категории детей также соответствуют задачам трудового обучения в общеобразовательной школе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск