Скачать 106.77 Kb.
|
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ Зацепин А.В. Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья «Шадринская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 11 I,V видов» Задачей государственного стандарта общего образования является освоение обязательного минимума содержания основных образовательных программ общего образования. Отсутствие же специализированных учебных пособий, адаптированных учебников для изучения тем и разделов программы в коррекционной школе по трудовому обучению, отсутствие методических рекомендаций для педагогов, занятых в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, ставит под сомнение реализацию выполнения данной задачи. Однако специфика педагогической деятельности коррекционной школы 1 вида состоит в том, что, необходимо учитывать клинические, медико-педагогические, личностно-субъективные параметры и психо-эмоциональный факторы обучающихся. Среди трудностей в обучении и усвоении материала в школе 1 вида, является отсутствие вербализации мыслительных процессов, и как следствие – ослабление навыков анализа-синтеза и логических операций в процессе мыслительной деятельности. Все это ведет к ослаблению психических процессов в обучении и освоении материала, а так же к снижению уровня мотивации познавательной деятельности, уменьшению фактора успеха при усвоении новых знаний, увеличению количества упражнений на усвоение и закрепление новых умений, увеличению времени и затруднению перевода таких умений в разряд навыков. Чтобы не быть голословным в своих суждениях и иметь базу для построения плана практических действий, необходимо сделать некоторые обобщения по применению методов и форм обучения которые используются в коррекционной школе для повышения эффективности и результативности занятий, а так же повышения доли самостоятельности учащихся при изучении учебного материала. Данные этих обобщений базируются на основных физиологических и психологических особенностях учащихся коррекционной школы первого вида. Перечислим их:
При проведении занятий по трудовому обучению были проведены эксперименты по применению различных форм, методов и средств обучения учащихся коррекционной школы для повышения уровня усвоения учебных знаний. Результаты этих экспериментов приведены в виде таблицы. Из этой таблицы можно сделать выводы, что для успешного усвоения учебного материала учителю коррекционной школы необходимо провести дифференциацию средств обучения в коррекционной школе с целью отсева малоэффективных вербальных средств обучения, а так же необходимо:
На сегодняшний день наиболее востребованными и ожидаемыми методами и средствами обучения у учащихся являются цифровые образовательные ресурсы различного характера. Но цифровые образовательные ресурсы, существующие на сегодняшний день, не удовлетворяют требованиям педагога и ожиданиям учеников по причине несоответствия словарей здорового и глухого ребенка, несоответствия дозирования информации пособий, чрезмерной научности словаря некоторых пособий предлагаемых для изучения. Поэтому возникла идея создать свои учебные пособия, которые бы отвечали нашим запросам и потребностям, которые смогли бы облегчить труд педагога на уроке. На сегодняшний день, по технологии, нами разработаны учебные методические пособия на отдельные теоретические темы для 5 класса, 7 класса и пособие по выполнению проектов 5-11 классов. Подготовлены и апробируются рабочие тетради для 5, 6 класса, словари по теоретическим разделам. Готовы пособия для обучения практической работе по инструкционным картам с выполнением письменного отчета о работе по таким картам, учебная рабочая тетрадь для составления технологической документации на изготовляемое изделие для 5-7 классов. Апробируется методическое пособие по геометрической резьбе. Эти пособия планируются к сборке в УМК вместе с электронным учебником в 2010 году после финального апробирования и исправления недочетов при компоновке учебного материала. На уроках технологии используются около 300 карточек заданий тестового типа 1 и 2 уровня для проверки качества усвоения стандарта образования по всем классам. Изготовлено более 30 плакатов по темам и разделам, на них отражены моменты не только важные для понимания, но и разбираются часто повторяющиеся ошибки. Готово к показу и используется на уроках более 50 презентаций по различным темам для 5-11 классов различного уровня. Презентации на уроках, зарекомендовали себя с положительной стороны. При грамотном составлении презентация способна заменить и дополнть полиграфическую продукцию, используемую на уроке, а так же предоставляет педагогу возможности тонкой дифференциации подачи учебного материала на уроке. Этот ресурс способен интерактивно участвовать в педагогическом процессе вместе с учителем и учащимся, предлагает возможности использования различных видов наглядности (рисунок, анимация, фильм, слайд-шоу), которые востребованы в коррекционной школе. Остановимся на этом методе, который заслуженно пользуется спросом у учителей школ по причине легкости оформления, нетребовательности к ресурсам и подготовке составителей данных пособий. На уроках технологии используем презентации различного типа, для их применения создана и отработана методика составления и применения презентации для эффективного усвоения учебного материала. При проведении мультимедийных уроков с применением презентаций, выявлены условия создания эффективной презентации, которые позволяют строить урок с максимальным использованием психофизиологических возможностей учащихся.
Результатами применения данного спектра подготовленных цифровых образовательных ресурсов, а также авторских разработок учебных пособий, рабочих тетрадей, пошаговых операционных карт, плакатов являются устойчивые показатели качества обучения. Уроки трудового обучения предусматривают овладение учащимися специального словаря и применение его правильно в контексте ответа на поставленные вопросы, а так же в обиходной речи учащихся. Сложности заключаются не только в специфичности слов, но и в отсутствии ассоциаций по составу слова и производимому действию. Словарь более чем на половину составлен из иностранных слов, поэтому произношение и запоминание очень сложно. Сопровождается заучиванием, затем вставкой слов в контекст предложения и узнаванием действия производимого данным инструментом (операции) в процессе трудовой операции. Результаты усвоения словаря по теме отражены в таблице 1:
Снижение показателя усвоения словаря темы с применением обычных презентаций по сравнению с обычным уроком обусловлено тем, что на обычном уроке усвоению специального словаря уделяется большое внимание, а цель обычной презентации: дать понятие, установить ассоциативные связи между словом и предметом, явлением, законом. Данные тестирования (1 и 2 уровня) по учебному материалу можно отразить в таблице 2:
Не мене важным методом развития речи учащихся является самостоятельное составление плана практических работ на выполнение изделия по инструкционной карте и выполнение самого изделия. При использовании учебных пособий, рабочих тетрадей качество усвоения учебного материала увеличивается в среднем на 15-25%. Повышение происходит за счет уменьшения времени на механическую запись из источника, перенос рисунков, постепенного введения специального словаря в зону ближайшего развития учащегося. Разнообразные виды работы со словарем в рабочей тетради способствуют снятию стрессовой ситуации при изучении материала, частое обращение к словарю способствует более прочному усвоению терминологии и осознанному введению терминов в обиходный словарь. Таким образом, при применении на уроке ЦОР сделанных с учетом медико-педагогических и психофизиологических особенностей учащегося коррекционной школы, с учетом рекомендаций высказанных выше, и применением специальных учебных пособий мы добились следующих результатов:
|
Приемы развития связной речи у старшеклассников с нарушением интеллекта... Аннотация. Данная стать я будет интересна учителям трудового обучения, которые работают в коррекционной школе. В статье описаны приёмы... | Развитие творческих способностей неслышащих учащихся на уроках русского языка и литературы В современное время человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения, поэтому моя методическая... | ||
Уроках математики и трудового обучения П. Особенности развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста | На уроках трудового обучения Поэтому именно в этот возраст необходимо начинать формирование у детей творческого подхода к учёбе, труду, игре. Этому в большей... | ||
Анализ деяельности педагогического коллектива, направленой на обеспечение... Анализ деяельности педагогического коллектива, направленой на обеспечение базового образования, анализ состояния преподавания и процесса... | На уроках в начальных классах, на уроках иностранного языка, во внеклассной работе Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса в начальной школе | ||
Конференция «Учебное проектирование как средство решения проблемы... ... | «Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии... Нальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной... | ||
Проектирование процесса формирования у детей 5-7 лет представлений о символике родного края Министерством образования и науки Российской Федерации. В 2012-2013 учебном году литературное образование в школе на базовом уровне... | Развитие речи неслышащих школьников в начальной школе С. А. Зыковым, с самого начала предусматривала работу над речью не только на уроках, но и во внеурочное время. «Нет необходимости... | ||
Уроки по окружающему миру по теме: Формирование ууд на уроках окружающего мира в начальной школе Проблема, над которой работает учитель«Формирование учебно– познавательных компетенции через активные методы обучения на уроках в... | «Школа здоровья» Сущность модели Основой образовательного процесса в такой школе является здоровье воспитанников, которое рассматривается как цель, содержание и результат... | ||
Е. К. Паксянова учитель трудового обучения (швейное дело) Данная статья освещает пути и способы социализации учащихся коррекционной школы VIII вида посредством уроков трудового обучения | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Поэтому одним из важнейших направлений обучения в гоу «Центр образования» является коррекция речи неслышащих детей. Активно ведётся... | ||
Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического... Основные задачи обучения труду этой категории детей также соответствуют задачам трудового обучения в общеобразовательной школе | Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического... Основные задачи обучения труду этой категории детей также соответствуют задачам трудового обучения в общеобразовательной школе |