«Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии как условие повышения качества образования»





Скачать 77.07 Kb.
Название«Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии как условие повышения качества образования»
Дата публикации14.04.2015
Размер77.07 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
«Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии как условие повышения качества образования»

   Урок – это зеркало общей и педагогической

культуры учителя, мерило

его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора и эрудиции.

В.Сухомлинский
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей качественного обучения, проявления творческих способностей.

Современная российская школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.


Как видно из требований государственного стандарта, предмет биологии достаточно сложен и нагляден, требует демонстрации процессов, систем и закономерностей, что усложняет преподавание.
Преподавание биологии успешно только в том случае, если работа учителя с учащимися во всех ее формах представляет собой целенаправленную систему обучения и воспитания, развивающую в единстве биологические понятия, диалектико-материалистическое мировоззрение, мышление и навыки самостоятельной практической работы.
Наверное, каждый учитель, приходя на урок, хочет, чтобы его ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали, т. е. имели сформированные познавательные потребности. Почему-то большинство педагогов считает, что эти потребности должны образоваться в ходе обучения к определенному возрасту. Для этого ученикам надо слушать внимательно на уроке, читать параграфы, отвечать на поставленные учителем вопросы, выполнять бесконечные упражнения и т. д. Вот и получается, что наше представление об успешном уроке и то, как мы урок организуем, совсем не совпадает. Мы ожидаем от детей познавательного творчества, а обеспечиваем им только репродуктивную деятельность.
Преподавание биологии предполагает использование различных форм, средств и методов обучения. Нет необходимости говорить, что в связи со спецификой предмета часто необходимо выделить и обобщить существенные признаки изучаемого объекта, что возможно только при непосредственной работе с ним. При этом ведущими являются методы изучения живых объектов т.е. наблюдение и эксперимент.
Введение в педагогическую науку понятия современные образовательные технологии является результатом широкого внедрения компьютеров в образование.

Главной отличительной чертой использования информационных технологий в биологическом и экологическом образовании является перераспределение потоков информации на занятии. При этом учащийся превращается в активного участника образовательного процесса. Активная деятельность учащегося приводит к значительному повышению его мотивации, стимулирует активную поисковую познавательную деятельность. Поэтому обучение биологии и экологии с использованием ИТ следует рассматривать как форму организации самостоятельного качественно нового освоения школьниками содержания учебного предмета и их развития.
Использование ИТ в общем биологическом и экологическом образовании более целесообразно в тех случаях, если:

- требуется индивидуализировать обучение, особенно в связи с большими различиями в уровне подготовленности учащихся;

- проверяется уровень овладения значительным объемом материала с использованием заданий, отличающихся по содержанию и порядку следования в обычной или тестовой форме;

- необходимо обеспечить формирования навыков распределения внимания для многостороннего анализа разнородной информации, особенно в условиях дефицита времени;

- требуется быстрый поиск информации в большом ее массиве;

- реализуется деятельностный подход к обучению на основе индивидуальных моделей деятельности каждого учащегося;

- научно устоявшееся и хорошо формализуемое содержание подтверждается множеством фактов и иллюстраций, но трудно осваивается.
При использовании современных образовательных технологий на уроках биологии и экологии позволит повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений

ИКТ позволяет не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся ,их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.


Использование ИКТ на уроках позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, повысить качество обучения, отразить существенные стороны биологических объектов.
На уроках и во внеурочное время я использую ИКТ.

У меня есть возможность развивать творческие способности моих учеников, используя проблемно-развивающее обучение на уроках, в домашнее задание я включаю не типовые творческие задания, а мультимедийные презентации. Мультимедийные презентации следует отнести к наиболее эффективным формам представления материала по биологии и экологии.

Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией . В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.

Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мышления. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения , высвобождает ресурсы здоровья детей. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Использование мультимедийных презентаций целесообразно а любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

Конец формы
ИКТ играют важную роль в подготовке учащихся к ЕГЭ.

Формат тестовых компьютерных программ даёт возможность проверить знания, умения, навыки учащихся с помощью различных видов и типов заданий, наборов тематических и итоговых тестов с использованием иллюстраций, схем, диаграмм, графиков, карт. Тесты я составляю сама или использую готовые.
Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии и экологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными.


В школьном курсе биологии основные умения и практические навыки общения с живой природой учащиеся получают при проведении наблюдений, лабораторных опытов и практических работ с получением лабораторного оборудования .

У меня появилась возможность увеличить объём лабораторных и практических работ( за счет получения лабораторного оборудования и готовых микропрепаратов), что позволяет повысить интерес биологии как школьному предмету, развивать практические умения и навыки учащихся, а в конечном итоге – повысить качество знаний.

Практическая деятельность позволяет формировать у учащихся целостные представления об окружающем мире, умение четко устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями. В первую очередь, это обусловлено тем, что при выполнении учащимися лабораторного практикума происходит формирование и развитие умений и навыков экспериментального изучения живой природы, глубокого проникновения в закономерности ее существования.


Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность, которую можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса.

Проектная деятельность школьников представляет собой особую форму учебно-познавательной активности школьников, психологический смысл которой заключается в обеспечении единства и преемственности различных сторон процесса обучения, что позволяет рассматривать ее как значимое средство развития личности.
Мои ученики находят для себя много интересных и познавательных фактов при выполнении рефератов и проектных работ, а мне это облегчает преподавание сложных тем, обеспечивает новые подходы к проверке знаний учащихся, а так же повышает качество знаний детей.
Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения.


Систематическое использование разнообразных форм работы в собственной практике позволило мне добиться определенных результатов при обучении биологии. Учащиеся имеют глубокие, прочные знания по предмету «биология». У них выработаны умения и навыки для самостоятельного приобретения званий, проведения наблюдений, опытов, экспериментов. У учащихся сформирована устойчивая мотивация к изучению предмета; прослеживается динамика роста учащихся, стремящихся к самореализации и самоопределению посредством предмета биологии. Мои учащиеся имеют стопроцентную успеваемость, все ученики усваивают программу, качество знаний держится на достаточно высоком уровне.

Aнализ уровневой дифференциации позволяет сделать вывод о том, что у учащихся сформирована устойчивая мотивация к изучению предмета; прослеживается динамика роста учащихся, стремящихся к самореализации и самоопределению посредством предмета биологии

Совершенствуя методы, средства и формы обучения, каждый учитель должен проявить максимум творчества и инициативы, чтобы обеспечить активное усвоение знаний учащихся, заложить основы их всестороннего развития.

                    PS:                 1967 году Дэвид Трейклер констатировал:

«Люди запоминают 10 процентов того, что они читают, 20 процентов того, что они слышат, 30 процентов того, что они видят, и 50 процентов того, что они слышат и видят одновременно».                           
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
А. Дистервег


Комитет образования

муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район»

МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа»

Доклад на тему:
«Использование

эффективных методов и средств обучения

на уроках биологии

как условие повышения качества образования »

Учитель биологии:

Корчагина

Наталья

Николаевна


с.Рождествено

2011 год

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии как условие повышения качества образования» iconПедсовет по теме «Использование новых информационных технологий в...
Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения
«Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии как условие повышения качества образования» iconИндивидуализация обучения химии как условие повышения качества знаний...
Индивидуализация обучения химии как условие повышения качества знаний учащихсятема диссертации и автореферата по вак 13. 00. 02,...
«Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии как условие повышения качества образования» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование частично-поисковых методов проблемного обучения как средства формирования логического мышления и творческих способностей...
«Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии как условие повышения качества образования» iconПротокол заседания педагогического совета
Мастер-класс по организации экспериментальной деятельности педагога и оформлению материалов педагогического инновационного проекта...
«Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии как условие повышения качества образования» iconТема работы шмо: Использование педагогических технологий, форм и...
Отчет о работе шмо русского языка и литературы мбоу «сош №15» 2011-2012 учебный год
«Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии как условие повышения качества образования» iconОрганизация образовательных ресурсов условие повышения качества образования
Организация образовательных ресурсов – условие повышения качества образования. – Уварово: Издательство «Лувр», 2008. – 27 с
«Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии как условие повышения качества образования» iconИспользование проблемно-поискового метода обучения на уроках биологии
Описание основных методов и методик, используемых в предоставляемом педагогическом опыте. 11
«Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии как условие повышения качества образования» iconКомпетентностный подход в обучении, воспитании и развитии лицеистов...
...
«Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии как условие повышения качества образования» iconТема проекта «Использование икт на уроках чувашского языка и литературы,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
«Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии как условие повышения качества образования» icon«Модульные технологии обучения географии как средство повышения познавательной...
Оисков новых более эффективных методов была разработана модульная технология обучения. Основная идея модульной технологии состоит...
«Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии как условие повышения качества образования» iconАнализ состояния преподавания информатики в 7 11 классах в 2012/2013учебном год
Использование интерактивных модулей как средство повышения качества знаний на уроках физики
«Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии как условие повышения качества образования» iconИспользование заданий технологии проблемного обучения на уроках биологии
...
«Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии как условие повышения качества образования» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая тема рмо: «Внедрение эффективных педагогических технологий с учетом новых образовательных стандартов как условие обеспечения...
«Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии как условие повышения качества образования» iconНа уроках физики как условие достижения метапредметных результатов
Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т к обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества...
«Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии как условие повышения качества образования» iconПроектная технология как важнейшее условие повышения эффективности обучения немецкому языку
Новые возможности для успешной реализации основной цели обучения иностранному языку предоставила педагогу компьютеризация школы....
«Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии как условие повышения качества образования» icon«Личностно- ориентированный урок как условие повышения качества обучения...
Повышение профессионального уровня и совершенствование педагогического мастерства учителей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск