Скачать 222.28 Kb.
|
Стадник Валентина Ивановна Управление образования и науки администрации муниципального района « Алексеевский район и г. Алексеевка» Муниципальное общеобразовательное учреждение Варваровская средняя общеобразовательная школа Алексеевского района Белгородской области Использование частично-поисковых методов проблемного обучения как средства формирования логического мышления и творческих способностей учащихся 2 и3 ступеней обучения на уроках биологии и во внеурочной деятельности. Автор опыта: Стадник Валентина Ивановна, учитель биологии и химии Варваровской средней школы Алексеевский район 2006 год Содержание
Информация об опыте. Варваровская средняя общеобразовательная школа – типичная сельская школа, в которой получают образование школьники, имеющие разный уровень обучаемости. Процент учеников, способных работать на конструктивном и творческом уровнях, не высок. Тем не менее, такие ребята есть, и педагогам необходимо создать условия для развития их творческих способностей. С этой целью в 2006 году был сформирован 10 класс с углубленным изучением биологии, где от учителя требуется серьезная дополнительная подготовка по созданию условий, обеспечивающих повышенный уровень образования школьников. Используя, идеи проблемного обучения, новые образовательные технологии, я попыталась усовершенствовать свои уроки в направлении создания возможностей самореализации личности в условиях массовой школы. Тема моего опыта « Использование частично-поисковых методов проблемного обучения как средства формирования логического мышления и творческих способностей у учащихся 2 и 3 ступеней обучения на уроках биологии и во внеурочной деятельности». Она связана с проблемой школы «Формирование творческого потенциала личности учащегося через технологию проблемного обучения» и соответствует основным направлениям модернизации школьного образования. Я считаю свой опыт актуальным, так как он способен решить следующие противоречия: - между целями традиционной педагогики, ориентированной на передачу знаний большинству учащихся и необходимостью получения востребованных знаний и полезных практических навыков; - между базой знаний, умений и навыков, которую закладывает традиционная школа, и постоянно меняющимися требованиями, предъявляемыми обществом к личности. Разрешение этих противоречий может быть достигнуто только в результате включения ученика в активную деятельность путем использования методов проблемного обучения, которое включает следующие этапы: 1.Постановка проблемы, поиск ее формулировки с различных точек зрения. 2.Поиск фактов для лучшего понимания проблемы, возможностей ее решения. 3.Поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке; для воплощения, разработки выбираются лучшие из них. 4.Поиск признания найденного решения окружающими. Ведущая педагогическая идея опыта – совершенствование основных видов деятельности учителя и познавательной активности учащихся через осуществление проблемного подхода в обучении и использование дидактических инструментов с целью системного представления знаний школьников по предмету, развития их логического мышления и творческих способностей. Реализуя данную педагогическую идею, я решаю следующие задачи:
В основу моего опыта положена теория проблемного обучения авторов М.И.Махмутова, И.Я.Лернера и С.Н.Скаткина, А.М.Матюшкина, а также идея обеспечения успешного учения каждого школьника на основе максимально-действенной помощи и поддержки. Также в своей деятельности постоянно опираюсь на работы:
Работа над экологическим проектом, см. Приложение 5 «Экологическое состояние»)
Используя опыт выдающихся педагогов, я разработала модель проблемного обучения биологии с учетом уровня подготовки обучающихся:
Технология опыта Ознакомившись с теоретическими аспектами проблемного обучения, я решила реализовать их на практике. Работаю в этом направлении и в настоящее время. Использование такой системы преподавания получило положительную оценку со стороны обучающихся. Считаю, что мой опыт можно использовать в массовой практике. В нем представлены занятия, разработанные на основе принципов проблемного обучения: Они содействуют:
Решая проблему развития логического мышления и творческих способностей школьников, я пошла по пути технологизации процесса обучения биологии. Если на традиционном уроке учителю отводится главная роль, и он определяет все: тему урока, количество часов, необходимых для изучения, форму работы, а ученики только последовательно выполняют действия, предложенные учителем, то моя система работы учит школьника самостоятельно работать с книгой, дополнительной литературой, планировать свою деятельность, выдвигать и проверять гипотезы, проводить эксперимент. Для этого необходимо методическое обеспечение деятельности учителя и учащихся, то есть, необходимы дидактические инструменты, которые помогли бы выполнять различные виды деятельности в рамках образовательного процесса. Поиск активных методов и форм обучения, направленных на развитие индивидуальных способностей обучающихся, привели меня к технологии проблемного подхода в обучении, который использую на всех этапах, видов и типов уроков. В проблемном обучении особую важность приобретает поддержание своевременной обратной связи между учеником и учителем. Взаимодействие между учеником и учителем отвечает следующим требованиям: 1. Ясность цели взаимодействия. 2. Хорошая организация прямых связей. 3. Хорошая организация обратных связей. 4. Выбор адекватных методов преподавания на основе полученной информации. 5. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке. Передаю учащимся опыт творческой деятельности с помощью разработанных творческих задач, в процессе самостоятельного решения которых учащиеся накапливают опыт поиска способов решения. К творческим задачам относятся такие, которые требуют от ученика самостоятельного применения знаний в новых условиях, создания чего-то субъективно (а иногда и объективно) нового. Это те задачи, которые невозможно решить стандартным путем или приемом. Часто такие задачи имеют не одно, а несколько правильных решений. Под творческой задачей понимаю словесную, речевую формулировку проблемы, выступающую в форме интеллектуального задания. (см. приложение 5 . «Творческие задачи») При решении проблемной задачи учащиеся понимают, что имеющихся знаний им уже недостаточно. В этой ситуации у школьников возрастает потребность в учении, более четко выявляются мотивы познавательной деятельности. Такая организация обучения позволяет моим ученикам увидеть биологию не только как учебный предмет, но и как процесс научного поиска, результатом которого является открытие новых путей решения проблемы и получение новых конкретных фактов. Факты в свою очередь, подвергаются обсуждению, обобщению и анализу, что способствует развитию логического мышления школьников. Обращаю внимание обучащихся на гипотетичность выдвигаемых положений, неоднозначность проблемы, потенциальную возможность решения ее иным путем. При этом акцентирую внимание учащихся на динамике научного поиска, на отказе от незыблемости однажды провозглашенных истин, на необходимости обеспечения научной аргументации каждого выдвигаемого предположения. Только в этом случае биологическая дисциплина выступает в форме научного исследования, а само изучение предмета биологии уподобляется процессу научного поиска. В процессе беседы подчеркиваю, что полученные в эксперименте результаты, как правило, не ставят точку в процессе исследования, а лишь выдвигают новые, очередные вопросы, нуждающиеся в дальнейшем изучении. Исходя из этого, познание может быть охарактеризовано как процесс незавершенный и принципиально безграничный в своем развитии. Решение биологических задач исследовательского характера один из элементов учебного процесса и занимает строго определенное место и время на уроке биологии. Их использование не заменяет другие виды учебной деятельности школьников. Решение задач осуществляю по следующему плану:
(см. приложение 3) В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся использую различные способы создания проблемной ситуации. (см. приложение 4. Урок по теме «Вид» Приведу некоторые примеры.
Чем можно объяснить тот факт, что пищевые цепи не бывают очень длинными?
Как вы объясните высказывание К.А.Тимирязева о том, что растениям принадлежит «космическая роль»?
Чем объяснить такой парадоксальный факт: «цветение» воды – массовое размножение водорослей – сопровождается гибелью (замором) рыбы?
создания проблемной ситуации. В 2-х одинаковых сосудах находится культура хлореллы. В опытный сосуд поместили планктонных ракообразных, питающихся хлореллой; через некоторое время численность хлореллы в нем увеличилась по сравнению с контрольным сосудом. Найдите объяснение полученным результатам. Полученные учеником академические знания не являются гарантией успешности в жизни. Ибо порой он не представляет, что с ним делать, куда применить, для чего хранить. Ребенок освоит столько, сколько активно осмыслит, осознает, сколько задаст вопросов. Такая педагогика возможна при активных формах и методах обучения. Среди активных форм, которые стали популярными в последнее время, мне импонирует технология составления синквейнов. 1 вариант Синквейн – краткий пятистрочный стих, в котором излагаются сложные идеи или чувства в нескольких словах и требует вдумчивой рефлексии, богатого словарного запаса и знаний. Правила написания синквейна: 1 строка – тема стихотворения, имя существительное. 2 строка – описание темы в двух словах (прилагательные). 3 строка – описание действий в рамках темы (глаголы). 4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к теме. 5 строка – одно слово – синоним первой строки. Технология хорошо работает на этапе рефлексии или обобщения знаний. (см. приложение 5 . Урок по теме «ВИЧ») 2 вариант Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн – это стихотворение, которое требует изложения большого объема учебной информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определенному поводу. Слово синквейн происходит от французского, означающего пять. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. 1 строка – название синквейна. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза на тему синквейна. 5 строка – существительное. Синквейн – эффективный и мощный инструмент для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Оно способствует развитию критического мышления.(см. приложение 3 «Синквейны») Примеры синквейна, которые написали учащиеся:
Данная форма определения новых понятий удобна тем, что она составлена самим учеником, а значит, легко им запомнится. Важной особенностью работы является тесное органичное сплетение урочной и внеурочной деятельности. На внеклассных занятиях учащиеся применяют теоретические знания и навыки лабораторных исследований для постановки эксперимента, а также вырабатывают навыки природоохранительной деятельности и умение вести самостоятельно экспериментальную работу. Для учащихся это первая проба сил в исследовательской работе. Исследовательский характер деятельности увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края. В процессе исследовательской деятельности ученики учатся сами формулировать экологическую проблему, выдвигают и обосновывают причины ее возникновения, разрабатывают и проводят эксперимент, делают выводы и предложения. Исследовательский эксперимент, воздействуя на учащихся, возбуждает интерес к решению экологических проблем, в особенности к изучению проблем в своей местности. В процессе такой деятельности учащиеся учатся находить возможности, позволяющие реализовать знания, умения и навыки в решении реальных экологических проблем; понимать, что знания и умения по изучению местности, по охране окружающей среды, которые они получают в школе, будут полезны в их дальнейшей жизни. У школьников реализуются следующие экологические компетентности: - интеллектуальные: знакомство с литературой экологической направленности, организацией исследований; - натуралистические: изучение видового состава растений и животных в различных экосистемах (поле, степь, луг), инвентаризация редких растений и животных, занесенных в Красную книгу Белгородской области и России, организация экологических троп в природные сообщества, организация экологических праздников: «Месячник по охране первоцветов» и др.; - практические: охрана редких исчезающих растений и животных, их воспроизводство на учебно-опытном участке, а также возвращение в места бывшего произрастания.(см. приложение 3 экологический проект) Одна из задач, которая стоит перед учителем на уроке, — заинтересовать ученика изучаемым материалом. Для этого использую различные методы и формы обучения. Я добавила в свою «методическую копилку» дидактические сказки. Они позволяют установить контакт с ребенком, создать комфортную, соответствующую возрастным особенностям среду, активизировать познавательные и психические процессы, стимулировать детское творчество. Сказки «разговаривают» с ребенком на эмоционально насыщенном, близком ему языке метафор, без прямого наставления. Дидактическую сказку отличает большая эмоциональность и образность, в ней есть свои одушевленные герои, решать задачи, за которых могут только учащиеся. Дидактические сказки использую не только при объяснении нового материала, но и при закреплении пройденного или опросе учащихся. Алгоритм дидактической сказки: 1. Введение в сказочную страну, в которой живет одушевленный символ. Рассказ о нраве, привычках, жизни в этой стране. 2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи, стихийные бедствия, тяжелое эмоциональное состояние. 3. Обращение к ребенку. Только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Чтобы восстановить справедливость, нужно выполнить определенное задание. Сказки дополняю наглядными источниками информации (таблицы, плакаты), демонстрацией опытов. На уроках биологии использую различные виды дидактических сказок.(см. приложение 4 «Дидактические сказки») Сказки-повествования. Эти сказки лучше вводить при объяснении нового материала. Здесь необходимо выбрать подходящих героев, повествование о которых включает новые понятия, термины. Примером может служить фрагмент сказки о гидре: На дне небольшого пруда на стебле растения жила-поживала незаметная маленькая гидра. Была она одна-одинешенька, но по этому поводу совсем не расстраивалась. Несмотря на внешнюю безобидность и непривлекательность, гидра была настоящей хищницей. Целыми днями это простейшее животное терпеливо выжидало свою добычу - мелких пресноводных рачков, личинок и насекомых и, если вдруг кто-то из них проплывал милю, хватала их. Для этого у нее имелись щупальца вокруг рта. Иногда ей хотелось сменить обстановку и подвигаться. Вела она себя при этом как настоящая гимнастка: изогнув тело и прикрепившись щупальцами к поверхности, подтягивала к переднему концу тела подошву, затем повторяла шагающие движения. Кроме того, гидра умела кувыркаться - для этого поочередно прикреплялась к предметам то щупальцами, то подошвой. Сказка - ложный рассказ может быть использована при опросе, проведении проверочных работ. Для исправления неточностей в таком повествовании учащиеся должны владеть фактическим материалом по изучаемой теме. Сказки-игры и сказки-загадки применяются для закрепления материала или при повторении домашнего задания. Сказки-задачи. На уроках биологии школьники могут решать математические сказки-задачи. Чтобы найти правильные ответы, нужно хорошо изучить материал и проявить творческий подход и сообразительность. Например: На зеленых волнах качается лодочка с парусом и веслами. В лодочке сидит принц, а вокруг него вельможи. Что за лодочка? Кто такие принц и вельможи? Сколько их? В применении проблемного подхода на уроке биологии имеются свои трудности:
Следовательно, проблемный урок проводить значительно труднее, чем работать в объяснительно-иллюстративном плане . Однако, используя методы проблемного обучения, я сделала вывод, что он имеет ряд очевидных преимуществ:
Таким образом, проблемное обучение оказывает позитивное влияние на усвоение учащимися всех четырех компонентов содержания биологического образования: знаний, умений и навыков (способов деятельности), опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру, природе и изучению биологии в целом. Оценку деятельности обучающихся осуществляю с помощью устного и письменного контроля: дидактический материал, тесты с разноуровневыми заданиями, самопроверка, взаимопроверка, срезовые работы (они позволяют не только выявить уровень знаний учащихся, но и скорректировать работу учителя). Самооценку учебной деятельности учащихся на уроке провожу через рефлексию. Осуществляю рефлексию следующими способами:
Самым интересным для меня было… Мне не понравилось… Я научился… Я был бы рад… Учащиеся сознательно выбирают любое предложение.
Поле деятельности на доске представлено в виде флага на бумаге, который имеет три разноцветные полосы. Каждый ученик имеет возможность в конце урока прикрепить свою карточку на определенную полоску, что позволяет учителю получить обратную связь. Благодаря рефлексии учебная деятельность обучающихся и ответственность учителя за свой труд становится более осознанными. Работая в классе с углубленным изучением предмета, стараюсь использовать в своей работе компьютер и мультимедийный проектор. Это делает уроки яркими, убедительными. Ежегодно готовлю учащихся к районным олимпиадам по биологии, где они занимают призовые места. Оказываю методическую и организационную помощь учащимся при написании экологических проектов (см. приложение 5). Каждый год в школе проходят предметные недели. В рамках недели биологии проходят внеклассные мероприятия.(см. приложение 5). Как учитель биологии и классный руководитель на классных часах с детьми и на родительских собраниях обсуждаю вопросы профилактики наркомании, алкоголизма, никотинокурения; вопросы полового воспитания (см. приложение 5). Регулярно выступаю с сообщениями и докладами на предметных секциях (см. приложение 6), провожу открытые уроки (см. приложение 7), оказываю методическую помощь учителям района. Являюсь соавтором статьи «Инновационный подход в формировании экологической компетентности учащихся в природоведении» и элективного курса «Царство бытовой химии». ( Приложения ) Результативность опыта Работая над темой данного опыта я достигла следующих результатов : - при 100 %- ной обученности школьников достаточно высоко качество знаний, выраженное в процентном отношении ( за последние три года)
|