Скачать 92.98 Kb.
|
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СИМВОЛИКЕ РОДНОГО КРАЯ Кибанова Наталья Георгиевна, старший воспитатель МБУ детского сада № 210 «Ладушки» г.о.Тольятти Актуальность проекта В соответствии с утверждением и введением в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655) на сегодняшний день деятельность ДОУ предопределена Образовательной программой ДОУ, состоящей из двух частей: обязательной части и часть, формируемая участниками образовательного процесса. Нас интересует часть, формируемая участниками образовательного процесса, а в частности региональный компонент. Региональный компонент в Самарской области определен следующими документами:
Патриотическое воспитание традиционно считается одним из основных путей формирования личности. Формирование человека с определенными духовно-нравственными ориентирами - вот что заложено в понятие «патриотическое воспитание». Ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России концепция определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы ее реализации. Патриотическое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, социальных институтов, общественных объединений по формированию у граждан чувства любви к Отечеству, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие. Направления патриотического воспитания -
Одним из разделов историко–краеведческого воспитания является ознакомление с государственной символикой России на материале геральдики российских городов. Но понятие «символ», а также такие термины, как «символизирует», «олицетворяет», для дошкольников достаточно сложны. И хотя дети прекрасно их запоминают, узнают, находят среди других похожих, рассказывают о них, но сама суть символа для дошкольников чаще всего остается непонятой. Необходимо помочь ребенку глубже понять смысл такого сложного государственного символа, как герб, научить прочувствовать его, а не только запомнить и повторить. Не секрет, что представления выпускников детского сада о своей стране, о родном крае отрывочны и поверхностны. Возможно, это потому, что в примерных программах задачи ОО «Социализация» сформулированы скупыми общими фразами. Например: «Формировать любовь к Родине, родному городу, селу»; «Познакомить с флагом и гербом нашей Родины» и т. п. При этом совершенно не обозначаются средства и методы решения данных задач, а у воспитателя чаще всего нет соответствующих материалов и пособий. Сегодня мы хотим познакомить Вас, как можно спроектировать процесс формирования у детей 5-7 лет представлений о символике родного города. Целевой компонент. Цель проектируемого процесса — сформировать у детей 5-7 лет представлений о символике родного города Задачи проектируемого процесса:
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ Данная педагогическая технология предполагает следующие диагностические критерии оценки качества и уровня сформированности представлений о символике родного города у детей старшего дошкольного возраста:
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ «Формирование у детей 6-7 лет представлений о символике родного края»
Наиболее продуктивным представляется подход к ознакомлению детей с государственными символами, основанный на песенном и сказочном фольклоре, русском народном декоративно-прикладном искусстве. Особенно это важно на начальном этапе ознакомления, поскольку, прежде всего, необходимо сформировать у детей эстетическое положительное отношение к гербу и флагу родного города, края, можно сравнить цветовую гамму российского флага и красок родной природы, с образом солнца, неба, моря и т.д. в народном искусстве, в песне, загадке, сказке, вышивке. Для ребенка дошкольного возраста в силу возрастных психологических особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть, выразить в игре, в рисунке или какой-либо другой продуктивной деятельности. Поэтому много времени в работе уделялось не только знакомству с государственным гербом и флагом, гербами города, района, области, но и созданию эмблемы детского сада и группы. Создание эмблемы интересное и увлекательное занятие для детей, но довольно сложное. Потому что придумать и нарисовать герб или эмблему – символическое изображение – отличительный знак для человека, города, какой-либо местности, группы или сада очень непросто. Необходимо познакомить детей с основными правилами создания гербов, объяснить значение различных символов, изображений людей, животных, предметов, значение цвета. Символы Тольятти самобытны и имеют глубокие исторические корни. Их происхождение тесно связано с природой родного края, историческим прошлым и современным настоящим. В течение дня мы рассказывали детям об образе Волги и природы родного края в русском речевом и песенном фольклоре и в гербе Тольятти, проводили исследование, зачем городу нужен герб, рассматривали современные российские, советские, зарубежные монеты, бланки с гербовой печатью, удостоверения, дипломы, гербовую бумагу, рисунки с изображением герба России, Москвы, родного города. Оформляя в группе уголок по краеведению, мы столкнулись со следующей проблемой – оказывается, дети больше знают о других городах и странах, нежели о родном городе. Поэтому, мы поставили перед собой задачу расширить и обобщить знания детей о родном городе, его истории, символике родного края, сформировать чувство гордости за родной город и подвести детей к пониманию того, что наш город – это частица нашей Родины. Было собрано много фото и видео материалов о природе родного края, о Волжском Автомобильном заводе, об истории возникновения города. Естественно был размещен в уголке герб и флаг города Тольятти. Вопросов было так много, что было принято решение провести работу по изучению геральдики родного края. Результатом нашей работы было оформление в группе музея гербов, где наряду с гербом родного города, выполненным в разных техниках – аппликация, мозаика, лоскутное шитье, вышивка, объемная аппликация и т.д., были представлены разработанные в совместной деятельности с детьми герб родного сада, группы. Важным условием эффективности работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с гербом и флагом является просвещение родителей. Невозможно сформировать у ребенка положительного отношения к государственным символам, если в его семье не будет адекватного понимания происхождения и образно-символического смысла современного герба и флага города и страны России. Консультации для родителей включали, как материалы по истории становления и развития государственных символов, так и советы и рекомендации по созданию эмблем и гербов. Выставки детских работ также способствовали возникновению интереса к символике и включению родителей в совместную с детьми творческую деятельность. Большое спасибо родителям, принявшим активное участие в разработке и изготовлении герба своей семьи, и в рамках праздника «День семьи» было представлено очень красочное и зрелищное дефиле семейных гербов с презентацией и защитой их. Дети были горды, родителям было приятно, но самое главное – работа над семейным гербом и вообще над проектом сплотила детей, родителей и педагогов. Таким образом, мы надеемся, что проведенная работа позволит детям не только понять символический смысл герба, но и значительно расширит их знания о родном крае, и сыграет свою роль в воспитании в детях чувства гордости и уважения к Родине, воспитании настоящего патриота своей страны. Практическая значимость проекта Мы считаем, что наш опыт может быть интересен для других педагогов, в практику работы ДОУ могут быть внедрены разработанные нами диагностические задания по выявлению уровня сформированности у детей 5-7 лет представлений о символике родного города, этапность осуществления данного процесса и результаты практической работы могут быть использованы воспитателями в работе с детьми старшего дошкольного возраста. |
Совместная деятельность взрослых и детей 5-6 лет с учётом интеграции образовательных областей Цель: формирование у воспитанников представлений о красоте родного края через синтез разных видов искусства (художественного слова,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Природа родного края» и «История и культуры родного края» требуют более детального изучения регионального компонента. Исходя из... | ||
Классный час «С чего начинается Родина » Цель: Воспитывать любовь к родной стране, малой родине, желание хранить и украшать родную землю; познакомить детей с историческим... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программное содержание: Обобщить знания детей о народных промыслах родного края. Развивать творческие способности детей (использование... | ||
Рекомендуется отразить следующие вопросы: Основное содержание Конституции РФ Особую значимость в этой связи приобретает обращение к государственной символике и символике Вологодского края | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с водными ресурсами, охраняемыми видами растений и... | ||
I. Первобытнообщинный строй на территории Ленского края Разработанные в программе темы, указанный список литературы по отдельным темам с учетом возрастных особенностей учащихся позволят... | Цель: развитие музыкальных способностей у дошкольников. Задачи. Познакомить... Цель: формирование у воспитанников представлений о красоте родного края через синтез разных видов искусства (художественного слова,... | ||
Рабочая программа элективного курса «Искусство родного края» Новосибирской области среднего общего образования по искусству «Искусство родного края» 8 класс | Урок литературы в 6 классе «Тема природы в поэзии родного края» «Культура родного края», музыки в 9 классе по теме: «Перестройка объективная необходимость или козырная карта М. С. Горбачева» | ||
Программа эколого-краеведческой направленности для учащихся начальных... Жности охраны природы, формирования природоохранного сознания это начальный этап формирования личности человека. Фундаментом формирования... | Тема: Лекарственные растения родного края Выбор данной темы связан и с реализацией моих педагогических задач: изучением флоры и фауны родного края; воспитание экологически... | ||
Конспект интегрированного музыкального Цель: формирование у воспитанников представлений о красоте родного края через синтез разных видов искусства (художественного слова,... | Баженова Людмила Михайловна Цель: формирование у воспитанников представлений о красоте родного края через синтез разных видов искусства (художественного слова,... | ||
Рабочая программа по искусству родного края разработана на основе... РО, 2008. Сквозной линией учебного курса является изучение регионального аспекта культуры Новосибирской области, в том числе историко-этнографическое... | Рабочая программа по культуре родного края для 5-9 классов. Автор программы Программа составлена на основе авторской программы Е. В. Александровой (Енькка) Программа "Тёван ен культури". "Культура родного... |