Программа эколого-краеведческой направленности для учащихся начальных классов "Удивительное рядом ".
В настоящее время неотъемлемой частью общей системы образования является воспитание бережного, внимательного отношения к окружающей среде. Осознание важности охраны природы, формирования природоохранного сознания это начальный этап формирования личности человека. Фундаментом формирования экологической культуры являются достоверные знания по экологии и окружающей среде и практические умения, направленные на изучение природы родного края и ее охрану.
Цель программы - формирование бережного отношения к природе как основы экологической культуры школьников.
Задачи:
изучить природу родного края, культуру общения с ней;
создать условия для позитивного взаимодействия с окружающей средой;
развить познавательную активность, интеллектуальные и творческие способности обучающихся;
сформировать первичные экологические и исследовательские знания, умения и навыки посредством создания классного экологического уголка и школьной экологической тропы.
Актуальность
Программа охватывает различные области природоведческого знания, предоставляет возможности для развития у обучающихся основ любознательности и экологической культуры.
Одним из принципов программы является краеведческий принцип, реализация которого дает возможность обучающимся понять местные, региональные и глобальные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий включается информация о состоянии природы родного края.
В программе также используется принцип развивающего обучения, который направлен на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи школьников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.
Обеспечивающая экологическое образование и ознакомление с окружающим миром, которая рассчитана на 2 учебных года и на 4 направления:
3 класс – «Мы открываем чудеса»
4 класс – «Человек и живая природа»
«Мы открываем чудеса» - программа, цель которой является формирование бережного отношения к природе как основы экологической культуры школьников.
Цель программы:
Создание условий для проведения самостоятельного экспериментирования школьников.
Задачи:
Формирование и усвоение элементарных экологических представлений о природе (у животных и растений как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы, на осознании влияния деятельности человека на природу)
Создание условий для проведений самостоятельного экспериментирования школьников (учиться самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезу продумывать способы его проверки, выбирать и самостоятельно готовить необходимое оборудование, осуществлять практические действия, делать выводы, соблюдать технику безопасности).
Развитие эмоциональной отзывчивости, желания активно защищать, облагораживать природную среду, бережного и заботливого отношения к живым существам, осознанного направления норм поведения.
Актуальность и направление деятельности
Программа использует принцип личностно- ориентированного обучения, который направлен на развитие гражданских инициатив детей в деле сохранения природного наследия России. Создаются условия для проведений самостоятельного экспериментирования школьников. Экскурсионная работа с целью наблюдений изменений в окружающем мире и выполнение посильных исследований в окружающей среде.
Направление деятельности:
- Посвящения учеников в юные экологи.
Экологический мониторинг: мониторинг древесных насаждений
Помощь в обустройстве парков и организации экологических троп, знакомства с памятниками природы своего края.
Проведение экологических и природоохранных акций и праздников «День птиц», «День воды», «День заповедника».
Выполнение работ с использованием информационных технологий: оформление результатов работ с привлечением информационных технологий.
Творческие проекты: проекты по организации творческих выставок, рисунков, плакатов, стихотворений, песен, сказок, выступление агитбригады, организация праздника, концерты, фестивали или конкурсы.
Формы и методы реализации программы
Проведение экскурсии и эколого- просветительские занятия.
Передача информации с использованием методов устного изложения материала: лекции, беседы, рассказы, которые раскрывают основные теоретические положения и понятия программы. Проведение самостоятельного экспериментирования школьников. Приоритет в обучении на занятиях отдается не простому запоминанию и механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности. Экскурсионная работа с элементами экологического практикума с целью наблюдения изменений в окружающем мире. Работа в уголке природы, создание и наблюдение за цветочной клумбой, написание статей и рассказов в школьную стенгазету.
Эстетическое освоение школьниками мира природы родного края и формирование у них гуманного отношения к ней. Для этого используется экологический мониторинг, выполнение работ с использованием информационных технологий, проведение экологических и природоохранных акций и праздников, создание творческих проектов.
Создание условий для проведения самостоятельного экспериментирования школьников, экскурсионная работа с элементами экологического практикума.
Для закрепления полученных знаний был разработан проект «Цветочная клумба: Цветик - семицветик», в котором принимали участие все школьники начальных классов.
«Человек –живая природа» 4 класс
Задачи:
Обучение практически значимым действиям, приобретение первичных навыков исследовательской деятельности
Создание исследовательских работ и их защита
Разработка проекта «Экологическая тропа»
Выполнение практических экологически значимых дел
Участие в посильной природоохранной деятельности
Наш опыт целенаправленного приобщения детей к основам экологии и краеведения показывает, что такая работа является одной из важнейших частей школьного образования, имеет большое значение в развитии интеллектуальных и творческих способностей ребенка.
Школа создает самое ценное – будущую нашу смену.
Создавая определенную развивающую среду, приобретая необходимое оборудование, подбирая методическую литературу, проявляя творчество, изменяя свое потребительское отношение к природе, свое мировоззрение, мы воспитываем новое поколение с новым экологическим мышлением.
Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать. Л.Н. Толстой
Личностно –ориентированный подход обеспечивает высокий уровень обучения, формирует коммуникативное взаимодействие школьника с социальным окружением, развивает способности ребенка, что способствует развитию всесторонне развитой личности.
В заключение, хочется сказать, что детское творчество неисчерпаемо, но следует помнить: оно нуждается в помощи чуткого, доброжелательного, тактичного, понимающего учителя. Главное в детском творчестве – это огромная радость, которую оно несёт и учителю, и ученику.
Дерзайте, выдумывайте, старайтесь своим детям показать удивительный окружающий нас мир. Желаю всем удачи! 1-2 классы
-
Тематика
| Предварительная работа
| Содержание работы
| Последующая работа
| Юный друг природы!
|
| «Беречь природу – значит беречь Родину»
| Конкурс рисунков «Зеленая планета глазами детей»
| Природа в жизни человека.
| Введение понятий: экология, эколог.
| Беседа – размышление «Могут ли жить люди без природы?»
| Сочинение «Природа в моей жизни»
| Природа и здоровье человека.
| Как влияет природа на здоровье человека.
| Конкурс «Копилка народной мудрости»
| Стенгазета «Как сберечь своё здоровье?»
| Твоя пища.
| Сбор информации об этикетках на продуктах
| Тематический вечер «Витамины: полезны или вредны?»
| Коллективный проект «Полезные и вредные продукты питания»
| Как рубашка в поле выросла?
| Подумай!: из какой части растения получили люди льняные нити»
| Беседа «Какие растения обеспечивают человека одеждой?»
| Исследователь
ская работа « Что дает растение человеку?»
| Комнатные растения в доме.
| Наблюдения за комнатными цветами в классе
| Посадка комнатных цветов
| Коллективный проект «Зелёный «друг» для мамы»
| Правила ухода за комнатными цветами.
| Экскурсия в кабинет биологии
| Практикум «Уход за комнатными цветами»
| Составление правил ухода за комнатными цветами
| Умей посадить и вырастить дерево!
| Рассматривание силуэтов деревьев
| Беседа по схеме о том, что интересного мы увидели во время экскурсии. Отобразить это схематично.
| Проект «Моё дерево»
| Ухаживай за домашними живот
ными.
| Наблюдение за домашними животными
| Акция «Бездомные животные»
| Проект «Как живут рыбки гуппи?»
| Собака – верный друг человека.
| Рассматривание животных в альбоме
| Игра «Следопыты» поиск следов на снегу
| Дидактическая игра «Маскируются животные»
| Птицы – друзья человека.
| Фенологичес
кие наблюдения
| Акция «Подкормите птиц зимой»
| Игра «Чей это голосок?»
| Жабы и лягушки – обитатели воды и суши.
| Наблюдение за обитателями реки
| Беседа о том, как люди относятся к реке. Что вы смогли бы сделать хорошего для реки
| Рисование водоохранных знаков
| Насекомые и человек.
| Наблюдение за насекомыми в природе
| Беседа «Как насекомые проводят зиму?»
| Дидактическая игра «Отбери насекомых нашего края»
| Сезонные изменения в природе.
| Слушание музыки цикла «Времена года»
| Беседа о природных признаках времён года.
| Разучивание песен о временах года
| Уж небо осенью дышало.
| Слушание звуков музыки в природе.
| Беседа об осенних явлениях.
| Конкурс рисунков «Осенний лес»
| Снежная книга.
| Наблюдение за приметами зимы
| Рассматривание следов на снегу
| Игра «Угадай, кто идет»
| Весна – красна пришла.
| Наблюдение за распусканием почек
| Рассматривание почек деревьев и кустарников
| Слушание звуков музыки в природе пение птиц.
| Здравствуй, лето!
| Рассматривание фотографий природы нашего края.
| Экологическая тропа
| Рисование «Лето красное»
| Экологические правила поведения в лесу
| Составление правил поведения человека в лесу
| Рисование экологических знаков
| Выставка рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету».
| Приложение 2
3-4 классы
-
Тематика
| Предваритель
ная работа
| Содержание работы
| Последующая работа
| Лес и человек.
| Сбор пословиц о лесе
| Беседа – диалог «Лес служит людям для чего?»
| Панно «Лес – украшение планеты»
| Лес – родной дом для растений и животных.
| Рассматривание картин леса.
| Учебное занятие с использова
нием ИКТ «Ярусы леса»
| Дидактическая игра «Что растет у нас в лесу?»
| Деревья леса.
| Слушание звуков музыки в природе – шум листвы и т.д.
| Рассматривание деревьев, опавших листьев
Экодесант
| Разучивание песни «Лес до небес»
| Ягодные адреса.
| Рассматривание гербариев ягодных кустарников
| Поиск ягодных кустарников на участке леса
| Аппликация «Ягодки на кочке»
| Знай и выполняй правила сбора лесных ягод.
| Виртуальная экскурсия «Мы идём за ягодой»
| Беседа – практикум «Составь правила сбора лесных ягод»
| Составление памяток о сборе лесных ягод
| Грибные места.
| Отгадывание загадок о грибах
| Интеллектуальный марафон «Почему гриб так назвали?»
| Составление грибной Азбуки
| Съедобные грибы.
| Отгадывание ребусов, шарад о грибах
| Игра – соревнование «Собери корзинку полную грибов»
| Аппликация из опилок «Грибок»
| Запомни ядовитые грибы.
| Рассматривание коллекции ядовитых грибов на открытках
| Деловая игра «Распознай гриб»
| Выставка рисунков «Грибы нашего леса»
| Правила сбора грибов.
| Составление правил сбора грибов
| Игра «Кто соберёт больше грибов?»
| Рисование плакатов «Собираем правильно грибы»
| Цветущие растения на лесной поляне.
| Рассматривание гербариев растений.
| Узнавание цветущих растений по силуэтам
| Коллаж «На лесной полянке»
| Знай ядовитые растения леса!
| Сбор информации о ядовитых растениях нашего леса
| Экопрактикум.
| Книжка – малышка «Ядовитые растения нашего леса»
| Лесная аптека.
| Рассматривание гербариев растений. Рассматривание семян, которые имеют приспособления к переносу ветром
| Сбор лекарственных растений
| Организация фиточая
| Лес – дом для многих животных.
| Подготовка материала для экологической тропинки
| Экскурсия в лес
| Рисование на тему «Кого мы повстречали на своем пути?»
| Дятел – лесной доктор.
| Какую работу выполняет дятел в лесу? Сбор информации
| Дискуссия «Дятел – друг или враг деревьев?»
| Оригами «Доктор - дятел»
| Чьё гнездо?
| Сбор рисунков разных гнёзд птиц
| Ролевая игра «Кому принадлежат гнёзда?»
| Конкурс на лучшую кормушку для птиц
| Береги, охраняй муравьёв!
| Составление правил поведения по охране муравейников
| Нарисовать плакаты в защиту муравьёв
| Операция «Муравей»
| Будь другом лесу!
| Чтение и обсуждение ситуации «Жалейкин и птенчик» по Н. Сладкову
| Экологический театр «Будь человеком человек»
| Составление правил кодекса «Защитники природы»
| «Красная книга».
| Знакомство с Красной книгой
| Экологический светофор «Остановись, подумай!»
| Презентация – защита «Эти животные под угрозой исчезновения»
| С «Красной книгой» по летнему лесу.
| Рассматривание фотографий природы нашего края
| Классный час «Не дай исчезнуть планете»
| Составление списка охраняемых растений нашего края
| Человек в гостях у природы.
| Цикл наблюдений за поведением людей на природе
| Трудовые десанты. Очистка территории
| Концерт, посвящённый Дню Земли.
| Составь тексты-призывы.
| Рисунки «Защитим природу!»
| Оформление книги о правилах поведения в природе
| Экологический десант. Очистка территории
| Экологический праздник «Будь природе другом!»
| Подготовка к празднику
| Проведение праздника
| Озеленение школьного двора
|
|