Программа эколого-краеведческой направленности для учащихся начальных классов "Удивительное рядом "





Скачать 110.18 Kb.
НазваниеПрограмма эколого-краеведческой направленности для учащихся начальных классов "Удивительное рядом "
Дата публикации22.02.2015
Размер110.18 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
Программа эколого-краеведческой направленности для учащихся начальных классов "Удивительное рядом ".

В настоящее время неотъемлемой частью общей системы образования является воспитание бережного, внимательного отношения к окружающей среде. Осознание важности охраны природы, формирования природоохранного сознания это начальный этап формирования личности человека. Фундаментом формирования экологической культуры являются достоверные знания по экологии и окружающей среде и практические умения, направленные на изучение природы родного края и ее охрану.

Цель программы - формирование бережного отношения к природе как основы экологической культуры школьников.

Задачи:

  1. изучить природу родного края, культуру общения с ней;

  2. создать условия для позитивного взаимодействия с окружающей средой;

  3. развить познавательную активность, интеллектуальные и творческие способности обучающихся;

  4. сформировать первичные экологические и исследовательские знания, умения и навыки посредством создания классного экологического уголка и школьной экологической тропы.

Актуальность

  1. Программа охватывает различные области природоведческого знания, предоставляет возможности для развития у обучающихся основ любознательности и экологической культуры.

  2. Одним из принципов программы является краеведческий принцип, реализация которого дает возможность обучающимся понять местные, региональные и глобальные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий включается информация о состоянии природы родного края.

  3. В программе также используется принцип развивающего обучения, который направлен на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи школьников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.

Обеспечивающая экологическое образование и ознакомление с окружающим миром, которая рассчитана на 2 учебных года и на 4 направления:

  • 3 класс – «Мы открываем чудеса»

  • 4 класс – «Человек и живая природа»

«Мы открываем чудеса» - программа, цель которой является формирование бережного отношения к природе как основы экологической культуры школьников.

Цель программы:

  1. Создание условий для проведения самостоятельного экспериментирования школьников.

Задачи:

  1. Формирование и усвоение элементарных экологических представлений о природе (у животных и растений как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы, на осознании влияния деятельности человека на природу)

  2. Создание условий для проведений самостоятельного экспериментирования школьников (учиться самостоятельно ставить
    цель, выдвигать гипотезу продумывать способы его проверки, выбирать и самостоятельно готовить необходимое оборудование, осуществлять практические действия, делать выводы, соблюдать технику безопасности).

  3. Развитие эмоциональной отзывчивости, желания активно защищать, облагораживать природную среду, бережного и заботливого отношения к живым существам, осознанного направления норм поведения.

Актуальность и направление деятельности

Программа использует принцип личностно- ориентированного обучения, который направлен на развитие гражданских инициатив детей в деле сохранения природного наследия России. Создаются условия для проведений самостоятельного экспериментирования школьников. Экскурсионная работа с целью наблюдений изменений в окружающем мире и выполнение посильных исследований в окружающей среде.

Направление деятельности:

- Посвящения учеников в юные экологи.

  1. Экологический мониторинг: мониторинг древесных насаждений

  2. Помощь в обустройстве парков и организации экологических троп, знакомства с памятниками природы своего края.

  3. Проведение экологических и природоохранных акций и праздников «День птиц», «День воды», «День заповедника».

  4. Выполнение работ с использованием информационных технологий: оформление результатов работ с привлечением информационных технологий.

  5. Творческие проекты: проекты по организации творческих выставок, рисунков, плакатов, стихотворений, песен, сказок, выступление агитбригады, организация праздника, концерты, фестивали или конкурсы.

Формы и методы реализации программы

  1. Проведение экскурсии и эколого- просветительские занятия.

  2. Передача информации с использованием методов устного изложения материала: лекции, беседы, рассказы, которые раскрывают основные теоретические положения и понятия программы. Проведение самостоятельного экспериментирования школьников. Приоритет в обучении на занятиях отдается не простому запоминанию и механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности. Экскурсионная работа с элементами экологического практикума с целью наблюдения изменений в окружающем мире. Работа в уголке природы, создание и наблюдение за цветочной клумбой, написание статей и рассказов в школьную стенгазету.

  3. Эстетическое освоение школьниками мира природы родного края и формирование у них гуманного отношения к ней. Для этого используется экологический мониторинг, выполнение работ с использованием информационных технологий, проведение экологических и природоохранных акций и праздников, создание творческих проектов.

  4. Создание условий для проведения самостоятельного экспериментирования школьников, экскурсионная работа с элементами экологического практикума.

Для закрепления полученных знаний был разработан проект «Цветочная клумба: Цветик - семицветик», в котором принимали участие все школьники начальных классов.

«Человек –живая природа»
4 класс


Задачи:

  1. Обучение практически значимым действиям, приобретение первичных навыков исследовательской деятельности

  2. Создание исследовательских работ и их защита

  3. Разработка проекта «Экологическая тропа»

  4. Выполнение практических экологически значимых дел

  5. Участие в посильной природоохранной деятельности

Наш опыт целенаправленного приобщения детей к основам экологии и краеведения показывает, что такая работа является одной из важнейших частей школьного образования, имеет большое значение в развитии интеллектуальных и творческих способностей ребенка.

Школа создает самое ценное – будущую нашу смену.

Создавая определенную развивающую среду, приобретая необходимое оборудование, подбирая методическую литературу, проявляя творчество, изменяя свое потребительское отношение к природе, свое мировоззрение, мы воспитываем новое поколение с новым экологическим мышлением.

Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать.
Л.Н. Толстой


Личностно –ориентированный подход обеспечивает высокий уровень обучения, формирует коммуникативное взаимодействие школьника с социальным окружением, развивает способности ребенка, что способствует развитию всесторонне развитой личности.

В заключение, хочется сказать, что детское творчество неисчерпаемо, но следует помнить: оно нуждается в помощи чуткого, доброжелательного, тактичного, понимающего учителя. Главное в детском творчестве – это огромная радость, которую оно несёт и учителю, и ученику.

Дерзайте, выдумывайте, старайтесь своим детям показать удивительный окружающий нас мир. Желаю всем удачи!


1-2 классы

Тематика

Предварительная работа

Содержание работы

Последующая работа

Юный друг природы!




«Беречь природу – значит беречь Родину»

Конкурс рисунков «Зеленая планета глазами детей»

Природа в жизни человека.

Введение понятий: экология, эколог.

Беседа – размышление «Могут ли жить люди без природы?»

Сочинение «Природа в моей жизни»

Природа и здоровье человека.

Как влияет природа на здоровье человека.

Конкурс «Копилка народной мудрости»

Стенгазета «Как сберечь своё здоровье?»

Твоя пища.

Сбор информации об этикетках на продуктах

Тематический вечер «Витамины: полезны или вредны?»

Коллективный проект «Полезные и вредные продукты питания»

Как рубашка в поле выросла?

Подумай!: из какой части растения получили люди льняные нити»

Беседа «Какие растения обеспечивают человека одеждой?»

Исследователь

ская работа « Что дает растение человеку?»

Комнатные растения в доме.

Наблюдения за комнатными цветами в классе

Посадка комнатных цветов

Коллективный проект «Зелёный «друг» для мамы»

Правила ухода за комнатными цветами.

Экскурсия в кабинет биологии

Практикум «Уход за комнатными цветами»

Составление правил ухода за комнатными цветами

Умей посадить и вырастить дерево!

Рассматривание силуэтов деревьев

Беседа по схеме о том, что интересного  мы увидели во время экскурсии. Отобразить это схематично.

Проект «Моё дерево»

Ухаживай за домашними живот

ными.

Наблюдение за домашними животными

Акция «Бездомные животные»

Проект «Как живут рыбки гуппи?»

Собака – верный друг человека.

Рассматривание животных в альбоме

Игра «Следопыты» поиск следов на снегу

Дидактическая игра «Маскируются животные»

Птицы – друзья человека.

Фенологичес

кие наблюдения

Акция «Подкормите птиц зимой»

Игра «Чей это голосок?»

Жабы и лягушки – обитатели воды и суши.

Наблюдение за обитателями реки

Беседа о том, как люди относятся к реке. Что вы смогли бы сделать хорошего для реки

Рисование водоохранных знаков

Насекомые и человек.

Наблюдение за насекомыми в природе

Беседа «Как насекомые проводят зиму?»

Дидактическая игра «Отбери насекомых нашего края»


Сезонные изменения в природе.

Слушание музыки цикла «Времена года»

Беседа о природных признаках времён года.

Разучивание песен о временах года

Уж небо осенью дышало.


Слушание звуков музыки в природе.

Беседа об осенних явлениях.

Конкурс рисунков «Осенний лес»

Снежная книга.

Наблюдение за приметами зимы

Рассматривание следов на снегу

Игра «Угадай, кто идет»

Весна – красна пришла.

Наблюдение за распусканием почек

Рассматривание почек деревьев и кустарников

Слушание звуков музыки  в природе пение птиц.

Здравствуй, лето!

Рассматривание фотографий природы нашего края.

Экологическая тропа

Рисование «Лето красное»

Экологические правила поведения в лесу

Составление правил поведения человека в лесу

Рисование экологических знаков

Выставка рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету».


Приложение 2

3-4 классы




Тематика

Предваритель

ная работа

Содержание работы

Последующая работа

Лес и человек.


Сбор пословиц о лесе

Беседа – диалог «Лес служит людям для чего?»

Панно «Лес – украшение планеты»

Лес – родной дом для растений и животных.


Рассматривание картин леса.

Учебное занятие с использова

нием ИКТ «Ярусы леса»

Дидактическая игра «Что растет у нас в лесу?»

Деревья леса.

Слушание звуков  музыки  в природе – шум листвы и т.д.

Рассматривание деревьев, опавших листьев

Экодесант

Разучивание песни «Лес до небес»

Ягодные адреса.


Рассматривание гербариев ягодных кустарников

Поиск ягодных кустарников на участке леса

Аппликация «Ягодки на кочке»

Знай и выполняй правила сбора лесных ягод.


Виртуальная экскурсия «Мы идём за ягодой»

Беседа – практикум «Составь правила сбора лесных ягод»

Составление памяток о сборе лесных ягод

Грибные места.


Отгадывание загадок  о грибах

Интеллектуальный марафон «Почему гриб так назвали?»

Составление грибной Азбуки

Съедобные грибы.


Отгадывание ребусов, шарад о грибах

Игра – соревнование «Собери корзинку полную грибов»

Аппликация из опилок «Грибок»

Запомни ядовитые грибы.

Рассматривание коллекции ядовитых грибов на открытках

Деловая игра «Распознай гриб»

Выставка рисунков «Грибы нашего леса»

Правила сбора грибов.


Составление правил сбора грибов

Игра «Кто соберёт больше грибов?»

Рисование плакатов «Собираем правильно грибы»

Цветущие растения на лесной поляне.


Рассматривание гербариев растений.

Узнавание цветущих растений по силуэтам

Коллаж «На лесной полянке»

Знай ядовитые растения леса!


Сбор информации о ядовитых растениях нашего леса

Экопрактикум.

Книжка – малышка «Ядовитые растения нашего леса»

Лесная аптека.


Рассматривание гербариев растений. Рассматривание семян, которые имеют приспособления  к переносу ветром

Сбор лекарственных растений

Организация фиточая

Лес – дом для многих животных.


Подготовка материала для экологической тропинки

Экскурсия в лес

Рисование на тему «Кого мы повстречали на своем пути?»

Дятел – лесной доктор.


Какую работу выполняет дятел в лесу? Сбор информации

Дискуссия «Дятел – друг или враг деревьев?»

Оригами «Доктор - дятел»

Чьё гнездо?


Сбор рисунков разных гнёзд птиц

Ролевая игра «Кому принадлежат гнёзда?»

Конкурс на лучшую кормушку для птиц

Береги, охраняй муравьёв!


Составление правил поведения по охране муравейников

Нарисовать плакаты в защиту муравьёв

Операция «Муравей»

Будь другом лесу!


Чтение и обсуждение ситуации «Жалейкин и птенчик» по Н. Сладкову

Экологический театр «Будь человеком человек»

Составление правил кодекса «Защитники природы»

«Красная книга».


Знакомство с Красной книгой

Экологический светофор «Остановись, подумай!»

Презентация – защита «Эти животные под угрозой исчезновения»

С «Красной книгой» по летнему лесу.

Рассматривание фотографий природы нашего края

Классный час «Не дай исчезнуть планете»

Составление списка охраняемых растений нашего края

Человек в гостях у природы.


Цикл наблюдений за поведением людей на природе

Трудовые десанты. Очистка территории

Концерт, посвящённый Дню Земли.

Составь тексты-призывы.


Рисунки «Защитим природу!»

Оформление книги о правилах поведения в природе

Экологический десант. Очистка территории

Экологический праздник «Будь природе другом!»

Подготовка к празднику

Проведение праздника

Озеленение школьного двора




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа эколого-краеведческой направленности для учащихся начальных классов \"Удивительное рядом \" icon«Управление эколого-краеведческой работой в условиях сельской школы»
Школьное краеведение и его значение для формирования социального опыта учащихся
Программа эколого-краеведческой направленности для учащихся начальных классов \"Удивительное рядом \" iconПрограммы кружков «Юные экологи-краеведы», «Туристы-экологи», «Младшие...
Методические рекомендации предназначены для руководителей кружков (секций), учителей биологии и географии, организаторов туристско-краеведческой...
Программа эколого-краеведческой направленности для учащихся начальных классов \"Удивительное рядом \" iconОбразовательная программа дополнительного образования эколого-биологической...
Курс представлен для работы объединения дополнительного образования учащихся 4-9-х классов коррекционной школы, желающих как можно...
Программа эколого-краеведческой направленности для учащихся начальных классов \"Удивительное рядом \" iconАвторская программа проектно-исследовательского сообщества «Пытливые...
Данная программа реализует деятельность внеурочной работы учащихся 5-9 классов эколого-биологической направленности. Соответствует...
Программа эколого-краеведческой направленности для учащихся начальных классов \"Удивительное рядом \" iconПлан Система работы учителя начальных классов по подготовке учащихся...
«Организация учебно- исследовательской деятельности учащихся начальных классов во внеурочной деятельности»
Программа эколого-краеведческой направленности для учащихся начальных классов \"Удивительное рядом \" iconСценарий мероприятия для учащихся начальной школы «Давайте будем...
Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов моу "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа"
Программа эколого-краеведческой направленности для учащихся начальных классов \"Удивительное рядом \" iconТема урока: «Удивительное рядом»
Биология 6 класс/ И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, В. С. Кумченко: под ред проф. И. Н. Пономарёвой. М.: Вентана-Граф, 2011
Программа эколого-краеведческой направленности для учащихся начальных классов \"Удивительное рядом \" iconРабочая программа кружка дополнительного образования эколого биологической...
Программа предназначена для учащихся 13-15 лет как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными интересами...
Программа эколого-краеведческой направленности для учащихся начальных классов \"Удивительное рядом \" iconНа правах рукописи
Программа дополнительного образования «Музееведение» является общекультурной модифицированной программой военно-патриотического и...
Программа эколого-краеведческой направленности для учащихся начальных классов \"Удивительное рядом \" iconПрограмма дисциплины «Управление коммуникациями» для направления...
Программа дополнительного образования «Музееведение» является общекультурной модифицированной программой военно-патриотического и...
Программа эколого-краеведческой направленности для учащихся начальных классов \"Удивительное рядом \" iconЕлена Петровна Блаватская
Программа дополнительного образования «Музееведение» является общекультурной модифицированной программой военно-патриотического и...
Программа эколого-краеведческой направленности для учащихся начальных классов \"Удивительное рядом \" iconАнализ анкетирования учителей начальных классов в апреле мае 2012 год
Тема: «Возможности умк «Школа 2100» и учителя начальных классов в подготовке учащихся к успешной сдаче егэ»
Программа эколого-краеведческой направленности для учащихся начальных классов \"Удивительное рядом \" iconПрограмма 1-11 классы пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Музееведение» является общекультурной модифицированной программой военно-патриотического и...
Программа эколого-краеведческой направленности для учащихся начальных классов \"Удивительное рядом \" icon7 класс г. Мамадыш 2012 год Рецензенты
Программа дополнительного образования «Музееведение» является общекультурной модифицированной программой военно-патриотического и...
Программа эколого-краеведческой направленности для учащихся начальных классов \"Удивительное рядом \" iconПротокол № от 20 11 г. Председатель Рабочая программа «Философия науки»
Программа дополнительного образования «Музееведение» является общекультурной модифицированной программой военно-патриотического и...
Программа эколого-краеведческой направленности для учащихся начальных классов \"Удивительное рядом \" iconСценарий эколого-краеведческой игры
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки, обучающихся...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск