Программы кружков «Юные экологи-краеведы», «Туристы-экологи», «Младшие инструкторы по туристско-краеведческой работе и эколого-туристской подготовке»





Скачать 354.78 Kb.
НазваниеПрограммы кружков «Юные экологи-краеведы», «Туристы-экологи», «Младшие инструкторы по туристско-краеведческой работе и эколого-туристской подготовке»
страница1/3
Дата публикации04.12.2014
Размер354.78 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
  1   2   3
Программы кружков «Юные экологи-краеведы»,

«Туристы-экологи», «Младшие инструкторы по туристско-краеведческой работе и эколого-туристской подготовке»
СОДЕРЖАНИЕ

Программа кружка «Юные экологи-краеведы» (V—VII классы)

Программа кружка «Туристы-экологи» (VI—IX классы)

Программа кружка «Младшие инструкторы по туристско-краеведческой работе и эколого-туристской подготовке» (VIII—XI классы)

Приложения

1. Установление межпредметных связей с предметами естественнонаучного цикла (кружок «Юные экологи-краеведы»)

2. Примерный перечень эколого-туристских умений выпускника средней общеобразовательной школы (члена туристско-краеведческого, эколого-туристского кружка)

3. Список рекомендуемой литературы

Министерство образования РСФСР. Центр детско-юношеского туризма РСФСР Центральное рекламно-информационное бюро «Турист»

Москва — 1991
Составитель — ассистент кафедры экономической географии ТГУ, аспирант лаборатории экологического образования НИИ СиМо АПН СССР Куприна Л. Е.

Рецензент — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории экологического образования НИИ СиМО АПН СССР Салсева Л. П.

Ответственный за выпуск — зав. методическим отделом ЦДЮТ РСФСР Неустроева Н. С.

Методические рекомендаций подготовлены на основе межпредметных связей биологии и географии с целью формирования эколого-краеведческих знаний и развития эколого-туристских умений, необходимых туристам-краеведам.

Методические рекомендации включают в себя примерное тематическое планирование к программам кружков, составленным с учетом возрастных особенностей учащихся, их интересов и психологии, теоретической и практической подготовленности. Предполагаются поэтапные занятия учащихся по секциям или обучение в одной из секций, с ускоренным прохождением материала предшествующих. Конечной целью занятий является подготовка младших школьных инструкторов по туристско-краеведческой работе, помощников массовой эколого-туристской подготовки в школе.

Темы занятий кружков тесно взаимосвязаны со школьной программой курсов биологии и географии.

В приложениях приведены таблица межпредметных связей с дисциплинами естественнонаучного цикла, примерный перечень эколого-туристских умений выпускника средней общеобразовательной школы и список рекомендуемой литературы.

Методические рекомендации предназначены для руководителей кружков (секций), учителей биологии и географии, организаторов туристско-краеведческой работы в школе.


ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ-КРАЕВЕДЫ»

(V—VII КЛАССЫ)
Объяснительная записка

Занятия кружка направлены на решение следующих образовательных и воспитательных задач:

  • привитие первичных эколого-туристских навыков и умений: поведенческих, опознавательных, преобразовательных. Начало работы по формированию организационно-пропагандистских эколого-туристских навыков и умений;

  • углубление и расширение эколого-краеведческих знаний, привитие навыков исследовательской работы;

  • формирование чувства бережного отношения к природе родного края;

  • развитие познавательной, творческой и общественной активности школьников в процессе кружковой работы.

Предлагаемая программа подготовки юных экологов-краеведов рассчитана на учащихся V—VII классов, имеющих опорные краеведческие знания курса природоведения (III—V классы). Программа выполняется за 2 года (57 часов — 1-й год обучения, 72 часа — 2-й год обучения), с обязательным прохождением трехдневного похода в конце обучения.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия. Первые проводятся в виде бесед, устных журналов. Практические занятия можно проводить в помещении при организации выставок, конкурсов, бесед и викторин для учащихся начальных классов, во время школьного слета следопытов, сообщений учащихся, демонстрации опытов, лабораторных работ по определению горных пород и минералов, растений и т. д. Практические занятия на местности проводятся в виде практикумов, экскурсий в природу, организации фенологических наблюдений, слетов туристов.

Члены кружка «Юные экологи-краеведы» могут быть помощниками руководителя похода выходного дня для начальных классов, участниками и помощниками в организации мероприятий внеклассной туристско-краеведческой работы, в экологическом образовании и воспитании учащихся школы, проводить беседы, викторины, классные часы в начальных классах.

Программа предусматривает широкое использование всех видов межпредметных связей: опорных, сопутствующих, перспективных, с географией и биологией, физикой, химией. А также формирование следующих эколого-краеведческих знаний и умений по изучению края: картографо-топографических, геолого-геоморфологических, гидро-климатических, по изучению взаимосвязи компонентов природы, по изучению природных зон края (приложение 1).

Распределение тем занятий по времени проведения связано с тематическим планированием биологии для VI—VII классов, природоведения для IV класса и географии для VI класса. В этом прослеживается тесная взаимосвязь классной и внеклассной краеведческой работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся.

Изучение темы «Юный лесовод» (2-й год обучения) предусматривает связь со специалистами местного лесничества, заказника или заповедника. При подготовке учащихся по другим темам («Понятие о почве», «Лес и пастбище», «Лес», «Водные биогеоценозы») можно также проводить занятия на базе научно-исследовательских и специальных учреждений и организаций или с привлечением специалистов. Руководителем данного кружка может быть учитель биологии или географии.

При изучении тем можно использовать наглядные пособия, выполненные членами кружка, а также средства обучения, выпущенные студией «Диафильм», фабрикой экранных учебно-наглядных пособий; таблицы, коллекции, гербарии, чучела животных, объемные модели, карты, используемые на уроках географии и биологии.
Примерный тематический план занятий кружка

«Юные экологи-краеведы» (1-й год обучения)




Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические

занятия

Практические занятия

в помещении

на местности

1

Введение. Зачем нужно изучать природу? Что такое экология?

1

1





2

Земля как планета

4

2



2, экскурсия

3

Понятие о биосфере

5

4



1, экскурсия*

4

Понятие о почве

7

2

3

2, экскурсия

5

Луг и пастбище

12

3



9, практикум*

6

Лес

7

3

2

2, экскурсия

7

Водные биогеоценозы

8

4

2

2, практикум, экскурсия*

8

Охрана природы и заповедное дело

13

5




8, поход выходного дня (ПВД)




Итого

57

24

7

26

* Навыки и умения, закрепляемые в ПВД.

Тема 1. Введение. Зачем нужно изучать природу? Что такое «экология»? (1 час)

Знакомство с планом работы на год. Права и обязанности члена кружка. Зачем нужно изучать природу. Роль науки в рациональном использовании природных богатств. Экология — наука, изучающая взаимосвязи в природе. О разумном вмешательстве человека в природное единство. Работа юных экологов по охране природы.

Обзор книг об интересном в жизни растений, лес — природное единство. Интересные явления в природе.

Выставка краеведческой литературы.
Тема 2. Земля как планета (4 часа)

Краткий обзор теории образования Земли и строения Солнечной системы: Птолемей (II в. н. э.) — геоцентрическая система мира. Н. Коперник (1473—1543 гг.) — гелиоцентрическая система. Теория Канта Лапласа (XVIII в.), О. Ю. Шмидта (1891 —1956гг.).

Строение Солнечной системы. Первые «дни» Земли, этапы развития оболочки Земли. Земля как целое.

Экскурсия «Подготовка деревьев к зиме». Начало фенологических наблюдений. Вопросы и задания:

Почему опадают листья у деревьев?

Почему у клена, сирени, акации не опали листья на зиму?

Как деревья приготовились к зимнему периоду? Трава?

Экскурсия — практическая работа по определению высоты Солнца над горизонтом. Наблюдение за звездным небом. Экскурсия в планетарий.

Индивидуальные задания учащимся.

Провести наблюдения за изменением ветки, поставленной дома в воду. Сделать рисунки.

Составить письменный рассказ «Подготовка растения к зиме».

Сделать эклиметр, рейки снегомерные.
Тема 3. Понятие о биосфере (5 часов)

Биосфера — оболочка Земли, населенная живыми организмами.

«Первичный бульон» древних океанов. Теория А. И. Опарина о стадиях развития жизни на Земле: химической, биологической.

И. В. Вернадский о живом веществе планеты, о круговороте веществ и потоке энергии.

Почему вымерли гиганты. Обзор различных теорий.

Роль различных экологических групп организмов в биосфере, роль элементов природы в экологическом равновесии. Что такое элементы (компоненты) природы и их роль. Экология — наука, изучающая элементы природы и их взаимодействие.

Роль человека в биосфере, защита биосферы от нарушения равновесия в ней. Что такое атмосфера, литосфера, гидросфера, географическая оболочка. Рекреационная нагрузка на окружающую среду.

Практическая работа. Распределение тем докладов среди учащихся (по книгам: Гаврилова В. П. Путешествие в прошлое Земли. М.: Недра, 1976; Яковлева И. Палеонтология в картинках. Л.: Детская лит-ра, 1978).

Сообщения:

Море без рыб (550 млн. лет назад).

В подземном саду. Выход на сушу (400 млн. лет назад).

Время древней жизни (250 млн. лет назад).

Ящер-тиран (динозавры — 80 млн. лет назад).

Африка в шубе (25 тыс. лет назад).

Экскурсия «Фенологические наблюдения». Рассказ учащихся о подготовке растений к зиме, о роли снежного покрова для растений.

Практическая работа. Определение высоты снежного покрова, выяснение причин неравномерного распределения снежного покрова. Опыт: определение степени загрязнения снега.
Тема 4. Понятие о почве (7 часов)

Зачем изучают почву. Как раньше думали о почве. В. В. Докучаев — великий ученый-почвовед (его определение почвы).

Состав и структура почвы. Почва — среда обитания различных групп организмов. Роль микроорганизмов в почве (микориза), роль беспозвоночных животных в формировании почвы. Плодородие почвы.

Рациональное использование и меры охраны почв. История освоения почв и их использование в древности. Древние методы обработки почв, не нарушающие плодородия почв. Почему истощается почва? Меры улучшения ее плодородия. Туристская тропа — причина водной эрозии почв.

Меры охраны почв от истощения и разрушения: внесение удобрений (органических — навоза, помета), севооборот, правильная вспашка, боронование, правильный полив и орошение, роль полезащитных полос. Правила хождения в природном окружении (склон).

Опыт, демонстрирующий наличие воздуха в почве (структурной, бесструктурной).

Экскурсия в зимний лес «Начало зимы». Беседа о периодах зимы, явлениях в неживой природе: замерзании рек и озер, снегопаде, метелях. Виды осадков зимой и как они образуются. Проталины.

Экскурсия. Практическая работа по бригадам. Определение высоты Солнца над горизонтом эклиметром. Измерение высоты снежного покрова в различных участках холма, поля; описание поверхности снежного покрова, зарисовка снежинок. Определение растений, оставивших свои плоды и семена на зиму.

Индивидуальные задания.

1. Привести примеры народных средств, улучшающих плодородие почв.

2. Подготовить сообщения о правильном и неправильном использовании почв человеком.

3. Оформить результаты экскурсии.

4. Подготовиться к викторине—КВН «Знаешь ли ты природу?». Викторина-КВН «Знаешь ли ты природу?» (обобщение по темам 1—4).
Тема 5. Луг и пастбище (12 часов)

Разнообразие и экологические особенности растений и животных луга и пастбища. Чем отличается луг от пастбища? Взаимоотношения животных и растений на лугу. Рекреационная нагрузка.

Роль насекомых в жизни луга и пастбища. Правильный уход за лугами и пастбищами. Меры охраны, противоэрозионные мероприятия.

Значение лугов и пастбищ в народном хозяйстве.

Практическая работа № 1. Экскурсия. Снегосъемка на поле и лугу, в лесу. Сравнительный расчет запаса влаги на обследованных участках. Фенологические наблюдения. Охрана птиц.

Практическая работа № 2. Изучение особенностей биогеоценоза луга и видового состава населяющих его организмов (весной).

Практическая работа № 3. Изучение территорий с эрозированными почвами. Определение видов эрозии и причины, ее вызывающие. Противоэрозионные мероприятия (весной).
Тема 6. Лес (7 часов)

Лес — природное единство. Рекреационные зоны.

Значение леса в природе и жизни человека. Нормы и правила поведения в лесу.

Разнообразие пород деревьев и кустарников лесов края, их приспособленность к совместному существованию и к условиям обитания. Меры по охране и воспроизводству лесов в крае.

Практическая работа № 1 (индивидуальные задания). Определение темы реферата, сообщение (по видовому разнообразию древесной и кустарниковой растительности лесов края): сосна, кедр, ель, пихта, береза, липа, осина, ольха, черемуха, калина, рябина; кустарники — смородина, малина и т. д.

К сообщению приготовить гербарный лист с черенком - веткой изучаемого растения с описанием: биологические особенности, применение и использование человеком, роль в природе.

Практическая работа № 2. Выявление и учет количества вредителей в саду (парке, лесу, лесополосе).

Практическая работа № 3. Определение видового состава лесов, пород деревьев и кустарников по семенам, коре, по внешнему виду.

Экскурсия (практическая работа) «Биологическая тропа» в лесополосе, лесопарке с целью изучения видового состава организмов данного биогеоценоза и их экологической приспособленности.

Опыт, демонстрирующий движение питательных веществ по стволу (ветке), поперечное и продольное строение ствола дерева.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программы кружков «Юные экологи-краеведы», «Туристы-экологи», «Младшие инструкторы по туристско-краеведческой работе и эколого-туристской подготовке» iconДополнительная образовательная программа кружка «Туристы экологи» для учащихся VI – VII классов
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Тутаева Ярославской области
Программы кружков «Юные экологи-краеведы», «Туристы-экологи», «Младшие инструкторы по туристско-краеведческой работе и эколого-туристской подготовке» iconНа базе лицея-интерната а. Хабез была проведена конференция юных...
Текстовый отчет по природоохранительной работе в школах Хабезского муниципального района за 2009-2010 учебный год
Программы кружков «Юные экологи-краеведы», «Туристы-экологи», «Младшие инструкторы по туристско-краеведческой работе и эколого-туристской подготовке» iconЮные экологи пояснительная записка
...
Программы кружков «Юные экологи-краеведы», «Туристы-экологи», «Младшие инструкторы по туристско-краеведческой работе и эколого-туристской подготовке» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Я знаю, что недавно вы были посвящены в юные экологи, а я приглашаю вас пойти со мной по экологической тропе в гости к моим верным...
Программы кружков «Юные экологи-краеведы», «Туристы-экологи», «Младшие инструкторы по туристско-краеведческой работе и эколого-туристской подготовке» iconСценарий открытия слёта юных экологов Северного района. 1 Вед: Добрый...
Цель: -создать условия для формирования представление о ветре как элементе погоды, видах ветров
Программы кружков «Юные экологи-краеведы», «Туристы-экологи», «Младшие инструкторы по туристско-краеведческой работе и эколого-туристской подготовке» iconСценарий школьного «Экологического фестиваля»
В: Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые учителя! Здравствуйте, наши зрители! Сегодня в нашем зале собрались никто...
Программы кружков «Юные экологи-краеведы», «Туристы-экологи», «Младшие инструкторы по туристско-краеведческой работе и эколого-туристской подготовке» iconРайонный конкурс рефератов «Юные экологи против наркотиков» «влияние...
Развивающаяся со временем психическая тяга к курению табака, даже если он употребляется в больших количествах, значительно уступает...
Программы кружков «Юные экологи-краеведы», «Туристы-экологи», «Младшие инструкторы по туристско-краеведческой работе и эколого-туристской подготовке» iconОбразовательная программа разработана с учетом современных образовательных...
Туристско-краеведческая направленность программы позволяет совместить учебно-познавательную деятельность с организацией досуга. Программа...
Программы кружков «Юные экологи-краеведы», «Туристы-экологи», «Младшие инструкторы по туристско-краеведческой работе и эколого-туристской подготовке» iconПрограмма деятельности эколого краеведческого клуба «радуга»
«Радуга», объединяющего учащихся в учебно-географической, экологической, краеведческой, учебно—исследоватеской и туристской деятельности....
Программы кружков «Юные экологи-краеведы», «Туристы-экологи», «Младшие инструкторы по туристско-краеведческой работе и эколого-туристской подготовке» iconАктуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования
Ельного образования детей в школе №1 располагает социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся...
Программы кружков «Юные экологи-краеведы», «Туристы-экологи», «Младшие инструкторы по туристско-краеведческой работе и эколого-туристской подготовке» iconНасонова Елена Юрьевна Образовательное учреждение город Томск моу сош №28
Предварительная работа: организуются группы «литераторы», «экологи», «обществоведы», которые получают групповые задания к уроку
Программы кружков «Юные экологи-краеведы», «Туристы-экологи», «Младшие инструкторы по туристско-краеведческой работе и эколого-туристской подготовке» iconКпд. Роль тепловых двигателей в развитие техники (8 класс)
Учащиеся делятся на три команды: Команда «Экологи». Команда «Медики». Команда «Конструкторы»
Программы кружков «Юные экологи-краеведы», «Туристы-экологи», «Младшие инструкторы по туристско-краеведческой работе и эколого-туристской подготовке» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создание образовательной программы объединения «Юные журналисты-краеведы» продиктовано необходимостью удовлетворить интересы обучающихся...
Программы кружков «Юные экологи-краеведы», «Туристы-экологи», «Младшие инструкторы по туристско-краеведческой работе и эколого-туристской подготовке» iconМониторинг экологической деятельности Центра экологического образования...
Манакина Лидия Романовна, руководитель центра – Мычко Татьяна Петровна учитель биологии и экологи
Программы кружков «Юные экологи-краеведы», «Туристы-экологи», «Младшие инструкторы по туристско-краеведческой работе и эколого-туристской подготовке» iconО проведении открытого городского эколого-геолого-краеведческого конкурса
Открытый городской эколого-геолого-краеведческий конкурс «ледниковый период» (далее – Конкурс) проводится в рамках городских массовых...
Программы кружков «Юные экологи-краеведы», «Туристы-экологи», «Младшие инструкторы по туристско-краеведческой работе и эколого-туристской подготовке» iconВ поход с классом
Положение об оплате труда и стимулировании организаторов туристско-краеведческой деятельности с учащимися школы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск