Юные экологи пояснительная записка





Скачать 268.09 Kb.
НазваниеЮные экологи пояснительная записка
Дата публикации22.11.2017
Размер268.09 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В системе государственных мер по охране окружающей среды природоохранительное воспитание и формирование эко­логического мировоззре

ния- приобретают сейчас особое значе­ние.

Современную основу природоохра­нительного образования составляет понимание природы как единого целого и диалектической взаимосвязи природы и об­щества. Современная экология изучает не только взаимоот­ношения растений, животных и окружающей среды, но и чело­века, своей жизнедеятельностью воздействующего на природу. Поэтому воспитание у школьников сознания, что человек — часть природы, а подлинным хозяином он становится тогда, когда знает законы природы, и, правильно пользуясь ими, пере­страивает природу в соответствии с нуждами общества, — яв­ляется главной задачей объединения «Юные экологи».

Экологию по праву считают научной основой охраны и ра­ционального использования природы. Именно поэтому програм­ма предусматривает усиление экологического подхода в изуче­нии растительного и животного мира родного края, а также изучение природных комплексов с точки зрения биогеоценоло- гии. Программа рассчитана на учащихся 6—8 классов.

Цель программы — формирование у учащихся понятия о це­лостности и диалектике природных комплексов, путях их ра­ционального использования и охраны, воспитания отношения к природе.

Работа в объединении предусматривает активное участие круж­ковцев в общественно полезной деятельности, овладение навы­ками туризма, ориентирования, фенологических и краеведчес­ких наблюдений.

Природные компоненты: воздух, вода, земная кора, расти­тельный и животный мир существуют и развиваются во вза­имосвязи. Взаимодействуя, они формируют природно-террито­риальный комплекс или биогеоценоз.

Основной темой 1-го года обучения является раздел «При­родный территориальный комплекс и его компоненты». Здесь дается понятие о природных комплексах, в опоре на знания, полученные на уроках географии 5 класса, при обобщении сле­дует подойти к понятию «биогеоценоз». Следует помнить, что понятия «ландшафт» и «биогеоценоз» отражают существование на земной поверхности особых природных единств, которые в географии называют природными территориальными комплек­сами (ПТК).

Затем программа предлагает изучение отдельных компонен­тов природного комплекса (литогенных, гидроклиматических, биогенных). Причем в первый год обучения наиболее подробно изучаются неживые компоненты. Биогенные же компоненты, как более сложные и наименее устойчивые, рассматриваются в первый год лишь с позиций многообразия видов. Второй год предусматривает изучение уровней организации биологических систем, важнейшими из которых являются популяционно-видо­вой и биоценотический. Раздел «Природа — целостная динами­ческая взаимосвязанная система» является обобщающим для 2-го года обучения. Именно здесь широко раскрывается поня­тие «биоценоз, биогеоценоз». Знакомятся с понятием «экосис­темы», рассматриваются взаимоотношения организмов в био­геоценозе. Уже при изучении рельефа, климата говорилось о их взаимодействиях и влияниях на деятельность человека, фор­мирование растительности и животного мира. Здесь же обоб­щается весь изученный материал, формируется понятие о при­роде как целостной динамической системе. Представление о природе, как целостной динамической системе, является опор­ным для формирования понятия об охране природы. Заключи­тельной темой является раздел «Человек и природа», в кото­рой раскрывается единство природы и общества. Важно дать представление о целях использования природы. На краевед­ческом материале учащийся знакомится с примерами рацио­нального использования природных ресурсов и природных комплексов края.

Успех прохождения всех тем программы зависит от уровня и количества занятий на природе и проведении походов. При разработке-маршрутов походов по родному краю следует учи­тывать возможность показать ребятам примеры рационального и нерационального природопользования. Программа рекомен­дует доступные для учащихся 6—8 классов самостоятельные исследования, которые выполняются в походе под руководст­вом учителя или руководителя кружка. Например, изучение кострищ, подсчет количества кострищ на определенной терри­тории, оставленных в лесном массиве туристами, определение температуры пламени костра по сплавленному стеклу, обгорев­шей краске банок, количеству и качеству золы, изучение ско­рости восстановления растительного покрова на месте костра; изучение влияния фактора беспокойства (шум транзисторов, автомобилей, гитар, голосов туристов, грибников, охотников, отдыхающих) на видовой состав и численность животных; ре­акция лесных сообществ на фактор вытаптывания (изменение травяного покрова, уменьшение количества и скорости роста подроста, появление суховетренных деревьев леса).

По нашему замыслу, к восприятию природы как целостной динамической системе учащиеся должны подойти посте­пенно.

Так, например., организованные в начале года планомер­ные фенологические наблюдения позволят сделать вывод о том, что растительный и животный мир постоянно изменяются.

О необходимости фенологических наблюдений для познания динамичности и целостности природы руководитель должен помнить на каждом занятии, при проведении каждого похода и экскурсии. В походах часто встречаются следы жизнедеятель­ности животных и сами животные. На все эти случаи следует обращать внимание и проводить их детальный разбор. Тем не менее следует разработать специальный учебный маршрут для изучения мира животных и следов их жизнедеятельности. Та­кой подход может быть проведен в любое время года. Большое внимание следует уделять овладению методикой полевых ис­следований, наблюдений, ведению записей. Успех работы во многом определяется участием в конкретных природоохрани­тельных мероприятиях: развешивание искусственных гнездо­ваний, подкормка животных, учет численности промысловых животных, работа в лесничествах и охотохозяйствах, конкурсы плакатов по охране природы - чтение лекций.

Программа предусматривает проведение многодневной экс­педиции или летнего учебно-полевого практикума с выездом в лесничество; охотохозяйство или заказник. Рекомендуем для организации работы экспедиции связаться с местными органами управления, Обществом охраны природы и другими государственными и общественными организациями и получить от них задание.

Итогом работы по программе «Юные экологи» является на­учно-практическая конференция. Материалы должны быть оформлены в виде выставки, докладов и рефератов учащихся.

Туристские навыки формируются постепенно от похода к по­ходу. Выполнение данной программы с учетом экскурсий, одно­дневных и трехдневных походов дает возможность учащимся выполнить нормы на значок «Юный турист» и «Турист России».

Руководитель объединения должен учитывать возможности края, поэтому к программе следует подойти творчески, в зависимости от местных условий. Допустима перестановка тем, изменение объектов наблюдений, модельных видов и экологических сис­тем.

ПРОГРАММА
Географическое положение. Туристские возможнос­ти родного края. Характеристика географического положения. Границы республики. Соседние области. Экскурсионные объекты края: памятники природы (реликтовые деревья, ста­рые усадьбы, дендрарии, парки), заповедники, примечательные уголки природы, краеведческий музей.
Практические занятия. Работа с картами, атласами, путево­дителями, литературой, справочниками. Составление описания экскурсионных объектов. Поход-экскурсия на наиболее интерес­ные экскурсионные объекты.

Закон об охране природы. Охрана природы в РФ и РД. Кон­ституция России и Конституция Дагестана об охра­не природы. Постановления об охране природы в республике, крае. Задачи заповедников, заказников, национальных парков. Ту­ризм и охрана природы. Научная постановка туризма Практические занятия. Подготовка к однодневному походу. Групповое и личное снаряжение. Изучение заповедей туриста. Учебная экскурсия в заказник или заповедник.

Фенологические наблюдения — один из методов изучения родного края. Значение фенологических наблюдений для чело­века. Народный календарь природы. Использование фенологи­ческих наблюдений в современном народном хозяйстве. Под­готовка и методика наблюдений. Изучение закономерностей в ходе сезонных явлений природы. Организация наблюдений.

Практические занятия. Составление календарей природы, разработка фенологических карт, атласов. Ведение дневников наблюдений (наблюдения ведутся на каждом занятии). Поход- экскурсия «Осенние явления в природе». Работа в лесничест­ве: сбор семян ценных пород деревьев и кустарников, заготов­ка кормов для зверей и птиц.

Природный комплекс и его компоненты. Общие свойства природно-территориальных комплексов. Основные компоненты и их роль в формировании ПТК. Общая характеристика при­родно-территориальных комплексов родного края.

Практические занятия. Экскурсия в краеведческий музей. Ознакомление с природно-территориальными комплексами республики.

Основные черты рельефа республики. Геологическое строение и полезные ископаемые республики. Общие понятия о рельефе. Главные черты рельефа республики. Его влияние на формирование микроклимата, гидрографии края, растительного и животного мира. Формирование современного рельефа. Геологическое строение и полезные ископаемые республики. Наиболее типичные горные породы и минералы. Использование полезных ис­копаемых в народном хозяйстве. Пути рационального использо­вания ископаемых. Понятие об исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсах. Практические занятия. Определение горных пород и мине­ралов. Экскурсия в краеведческий музей, на предприятия, до­бывающие и перерабатывающие минеральное сырье.

Климат республики. Атмосфера. Проблема охраны атмосферы. Общее понятие о климате. Климатические факторы и их влия­ние на формирование и распространение флоры и фауны, хо­зяйственную деятельность человека. Характеристика климата. Фенологические наблюдения. Знакомство с картой по­годы. Учет характера господствующих ветров и других клима­тических факторов при размещении предприятий города, района.

Практические занятия. Организация наблюдений за погодой. Экскурсия на метеостанцию. Экскурсия на промышленное пред­приятие с целью ознакомления с мероприятиями по охране воздушного бассейна Дагестана.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ










Количество часов




п,п

Наименование темы

Всегр

Теорети­

Практические за ятия




ческие

зайятия

в классе

на мест­ности

1

Географическое положение республики. Ту­ристские возможности родного края

10

6

4




2

Закон об охране природы. Туризм и ох­рана природы родного края

18

6

4

8

3

Фенологические наблюдения — один из методов изучения родного края

20

6

14



4

Природный комплекс и его компоненты

16

4

. 4

8

5

Основные черты рельефа республики

20

4

8

8

6

Климат республики

10

4

6



7

Гидрография республики

18

4

6

8

8

Многообразие растительного мира род­ного края

36

8

12

16

9

Многообразие животного мира

36

8

12

16

10

Природоохранительная деятельность че­ловека

24

10

6

8

11

Организация и проведение туристского путешествия

8

8







12

Путешествие (экспедиция)












Итого

216

68

76

72



.

Гидрография республики. Понятие о гидросфере планеты. Во­да как основа жизни. Вода как сырье для народного хозяйства. Масштабы потребления воды на планете, в стране, в области, городе. Общая характеристика гидрографии республики. Реки, озе­ра, болота, родники и их особенности. Охрана и использование водных объектов. Закон об охране водных ресурсов. Предприятия с замкнутым цик­лом использования воды.

Практические занятия. Участие в операции «Малым ре­кам— чистую воду». Паспортизация водных объектов республики. Работа «голубых патрулей». Экскурсия на очистительные со­оружения.

Многообразие растительного мира родного края. Основные царства живой природы (растения, животные, грибы, дробян­ки), их краткая характеристика. Значение растений в природе и жизни человека (общий обзор). Знакомство с растительным миром края. Редкие и исчезающие растения и охрана их. Зна­комство с «Красной книгой» растений. Лекарственные растения области и их использование.

Практические занятия. Определение растений, их описание. Гербаризация сорных растений, составление карточек охраня­емых растений. Организация выставки «Сохраним растения края». Выступление кружковцев с лекциями и беседами о ред­ких и исчезающих растениях родного края. Экскурсии в при­роду.

Многообразие животного мира. Обзор животного мира края. Редкие и исчезающие животные. Знакомство с «Красной кни­гой» животных. Охота как пример использования диких живот­ных республики. Закон об охране животных.

Практические занятия. Определение наиболее типичных животных по следам жизнедеятельности, голосу и визуально, составление описаний охраняемых животных. Экскурсия в при­роду, в краеведческий музей, зоопарк.

Природоохранительная деятельность человека. Понятие об антропогенных факторах среды. Охрана природы как антропо­генный фактор. Рациональное и нерациональное использование природы. Регуляция численности промысловых животных и ценных растений республики. Научная организация рекреационных территорий. Проблема управления биосферой.

Практические занятия. Знакомство с видами природоохрани­тельной деятельности человека: регуляция численности промыс­ловых животных и ценных растений республики, биотехнические мероприятия, организация заповедников, заказников. Экскур­сия в заповедники, охотохозяйство. Практическая помощь лес­ничествам и охотохозяйствам. Участие в работе районных, го­родских обществ охраны природы.

Организация и проведение туристского путешествия. Груп­повое и личное снаряжение, основные требования к нему. Ук­ладка рюкзаков. Привалы и ночлеги: требования к местам привалов и ночлегов. Работа группы на привале. Типы кост­ров. Костровое оборудование. Питание в путешествии. Первая доврачебная помощь. Техника и тактика путешествия. Органи­зация движения на местности: скорость, ритм и порядок дви­жения, нормы переходов, обязанности направляющего и замы­кающего, место слабого в строю. Дисциплина при движении. Примерный распорядок дня. Обеспечение безопасности — важ­нейшее требование ко всем туристским путешествиям, учебным занятиям, соревнованиям. Навыки ведения дневника похода.

Практические занятия. Подготовка и проведение походов (путешествий).


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ












Количество часов

4



Наименование темы

Всего

Теорети­

Практические

занятия







ческие

занятия

в классе

на мест­ности

1

Биологические системы. Уровни орга­низации жизни

23

14

9




2

Почва родного края. Охрана почв

10

4

2

4

3

Лес как пример растительного сооб­щества. Понятие о биоценозе

36

24

4

8

4

Среда и ее факторы

20

8

4

8

5

Природа — целостная динамическая вза­имосвязанная система

36

22

4

10

6

Природа и человек. Охрана природы как антропогенный фактор

65

20

10

35

7

Подготовка путешествия (экспедиции)

20

10

10



8

Путешествие (экспедиция)









9

Научно-практическая конференция

6

6









Итого

216

108

43

65


ПРОГРАММА

Биологические системы. Уровни организации живого. Уров­ни организации биосистем: организменный, популяционно-видо­вой, биоценотический, биосферный. Основные свойства биологи­ческих систем: организменного — обмен веществ, энергии и ин­формации, рост, развитие, выживание, динамическое равновесие, ограниченное сроками жизни; популяционно-видового — устой­чивое воспроизводство особей, динамическое равновесие чис­ленности, способность к эволюции; биоценотического — транс­формация вещества и энергии в пищевых цепях, динамическое равновесие за счет изменения видового разнообразия и числен­ности популяций, развитие во времени; биосферного — круго­ворот веществ и энергии между живым и косным веществом динамическое равновесие, саморегуляция процессов в био­сфере.

Почвы родного края, охрана почв. Понятие о почвах. Зна­чение и история учения о почвах. Состав и строение почв. Свой­ства почв. Условия формирования почв. Развитие почвенного покрова местности. Понятие о почвенной карте. Способы об­работки почвы. Охрана почв от эрозии и загрязнения.

Практические занятия. Изучение почвенного разреза. Оцен­ка почв по полевым данным. Взятие почвенных проб. Участие в работе по борьбе с оврагами, создании лесополос.

Лес как пример растительного сообщества. Понятие о био­ценозе. Леса родного края. Площадь лесов, использование. Основные древесные породы республики. Понятие о сообществе на примере леса. Взаимосвязь и взаимовлияние растений леса. Лес — экологическая система. Биология животных и растений леса. Знакомство с видовым составом леса. Типы лесов. Срав­нение типов лесов. Значение леса (водоохранное, водорегули­рующее, почвозащитное, полезащитное, климатическое, сани­тарно-гигиеническое, эстетическое, рекреационное). Понятие о биоценозе, пищевых и энергетических связях в биоценозе. Са­морегуляция в биоценозе.

Практические занятия. Определение деревьев и кустарни­ков по коре, веткам и почвам, хвойных пород по хвое, шишкам и семенам. Составление коллекций. Описание лесного сообщест­ва. Определение загрязненности местности по видовому разно­образию лишайников леса. Влияние фактора вытаптывания на травяной покров, подрост, появление суховершинности. Экскур­сия в лесничество. Практическая помощь лесничествам и охо­тохозяйствам.

Среда и ее факторы. Основные задачи экологии. Понятие о среде. Факторы среды: абиотические, биотические, антропоген­ные. Характеристики основных биосистем: организм, популя­ция, биоценоз, биосфера. Влияние среды на биологические сис­темы.

Изменение в биоценозах, колебания численности, смена био­ценозов.

Практические занятия. Изучение приспособлений к абиоти­ческим факторам у различных организмов, видов, сообществ. Установление реакций сообществ на антропогенные факторы. Влияние туризма. Вычерчивание схем взаимосвязей в биоце­нозе. Экскурсия в краеведческий музей. ,

Природа — целостная, динамическая, взаимосвязанная сис­тема. Компоненты природного комплекса и их взаимодействие. Причины устойчивости ПТК. Устойчивые ПТК. Влияние дея­тельности человека на отдельные компоненты и их взаимосвязи в природно-территориальном комплексе. Понятие о биоценозе и ландшафтах. Влияние антропогенных факторов среды на при­родные комплексы. Смена биоценозов. Биологическое разновесие.

Практические занятия. Экскурсии в природу с целью ознакомления с типичными ландшафтами.

Природа и человек. Охрана природы как антропогенный фак­тор. Понятие об охране природы как деятельности человека. комплексе. Понятие о биоценозе и ландшафтах. Влияние антропогенных факторов среды на при­родные комплексы. Смена биоценозов. Биологическое разновесие.

Практические занятия. Экскурсии в природу с целью ознакомления с типичными ландшафтами.

Природа и человек. Охрана природы как антропогенный фак­тор. Понятие об охране природы как деятельности человека. Рациональное природопользование ресурсов края (водных, минеральных, растительных, животных, почвенных и т. д.). По­нятие о положительном и отрицательном влиянии антропоген­ного фактора. Знакомство с эталонными участками природы. Природные ресурсы края и перспективы их дальнейшего ис­пользования. Рекреационные территории.

Практические занятия. Знакомство с работой заповедника. Изучение реакции сообществ на антропогенный фактор. Изуче­ние скорости зарастания кострищ туристов, загрязнения мест массового отдыха, влияние фактора беспокойства на видовой состав зверей и птиц, учет порубок деревьев, разорения гнезд, муравейников, выявление ступеней дигрессии и т. д. Экскурсия на промышленное предприятие для знакомства с комплексами очистительных сооружений.

Подготовка путешествия (экспедиции). Выполнение зада­ний Общества охраны природы, водной инспекции, охотохо­зяйств, лесничеств.

Практические занятия. Работа в охотохозяйствах и лесни­чествах, заказниках.

Путешествие (экспедиция).

Научно-практическая конференция. Охрана природы — кон­ституционная обязанность граждан РФ. Закон РФ и РД об охране природы и задачи школьников по претворению его в жизнь. Практические дела юных туристов по выполнению За­кона об охране природы. Защита рефератов членами объединения. Оформление выставки по итогам работы объединения.

ЛИТЕРАТУРА

А дабалиев И. И. Трагедия или гармония. М., Мысль, 1973.

Алексеев Ю. Е. Травянистые растения СССР. Т. I, т. II (определитель). М., Мысль, 1971.

Бахтин П. У. Проблемы обработки почвы. М., Знание, 1969.

Банников А. Г. По заповедникам Советского Союза. М., Мысль, 1966.

Банников А. Г., Даресский И. С., Руста­мов А. К. Земноводные и пресмыкающиеся СССР. Серия: справочники-определители географа и путешественника. М., Мысль, 1971.

Бей-Биенко Г. Я. Общая энтомология. М., Высшая шко­ла, 1980.

Б е л о у с о в а Л. С., Денисова Л. В., Никитина С. В. Редкие растения СССР. М., Лесная промышленность, 1979.


Беляева B.C., Василевская С. Д. Изучаем природу родного края. М., Просвещение, 1974.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Юные экологи пояснительная записка iconПрограммы кружков «Юные экологи-краеведы», «Туристы-экологи», «Младшие...
Методические рекомендации предназначены для руководителей кружков (секций), учителей биологии и географии, организаторов туристско-краеведческой...
Юные экологи пояснительная записка iconС. Н. Шолмова «на рубеже веков» Содержание: Пояснительная записка
Методические рекомендации к проведению занятий по программе «Юные исследователи Сарова»
Юные экологи пояснительная записка iconСценарий открытия слёта юных экологов Северного района. 1 Вед: Добрый...
Цель: -создать условия для формирования представление о ветре как элементе погоды, видах ветров
Юные экологи пояснительная записка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Я знаю, что недавно вы были посвящены в юные экологи, а я приглашаю вас пойти со мной по экологической тропе в гости к моим верным...
Юные экологи пояснительная записка iconРабочая программа кружка юид 2013 2014 учебный год. Пояснительная...
Программа кружка «Юные Инспекторы Движения» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона...
Юные экологи пояснительная записка iconНа базе лицея-интерната а. Хабез была проведена конференция юных...
Текстовый отчет по природоохранительной работе в школах Хабезского муниципального района за 2009-2010 учебный год
Юные экологи пояснительная записка iconСценарий школьного «Экологического фестиваля»
В: Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые учителя! Здравствуйте, наши зрители! Сегодня в нашем зале собрались никто...
Юные экологи пояснительная записка iconРайонный конкурс рефератов «Юные экологи против наркотиков» «влияние...
Развивающаяся со временем психическая тяга к курению табака, даже если он употребляется в больших количествах, значительно уступает...
Юные экологи пояснительная записка icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
Юные экологи пояснительная записка iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Юные экологи пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Юные экологи пояснительная записка iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
Юные экологи пояснительная записка iconПояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон”
...
Юные экологи пояснительная записка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Соревнование. Класс делится на команды. (Команда «юные пешеходы» и команда «юные велосипедисты».) Выбор капитанов
Юные экологи пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
Юные экологи пояснительная записка iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск