Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования





Скачать 145.02 Kb.
НазваниеАктуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования
Дата публикации18.05.2015
Размер145.02 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
Пояснительная записка

к учебному плану

по дополнительному образованию

МБОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа №1»

на 2012/ 2013 учебный год


  1. Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования.

Образовательный процесс в системе дополнительного образования учащихся в нашей школе строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая инфор-мационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции. Система дополнительного образования детей в школе №1 располагает социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области художественно-эстетической, социально-педагогической, эколого-биологической, научно-технической, культурологической, туристско-краеведческой деятельности.

Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования в нашей школе заключается в том, что оно, дополняя возможности и потенциалы общего образования, помогает

• обеспечивать непрерывность образования;

• развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования;

• осуществлять воспитательные программы и программы социально-психологической адаптации ребёнка;

• проводить профориентацию;

• развивать творческие способности личности и создавать условия для формирования опыта творческой самодеятельности ребёнка.
Включение дополнительного образования в систему деятельности школы позволяет более эффективно решать проблемы занятости детей в пространстве свободного времени, организовывать целесообразную деятельность ребёнка по саморазвитию и самосовершенствованию. Работа обучающихся в системе ДО способствует углублению их знаний и развитию межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, построению целостной картины мира в его мировоззрении, формированию навыков общения со сверстниками, со старшими и младшими учащимися школы, способствует формированию ответственности и развитию познавательной активности.

Организуя дополнительное образование на базе школы, мы стремимся создать целостную систему с использованием культурологического подхода позволяющего объединить в детских коллективах дополнительного образования гуманитарное и естественнонаучное знание, предоставить возможность восприятия мира в полной мере.

Школа находит в дополнительном образовании источник гуманистического обновления педагогических средств, а в практике— широкий культурный фон и резерв обновления основного образования; неограниченные возможности для воспитания, развития творческой одаренности, самоопределения, самореализации и саморазвития ребенка. Занятость обучающихся во внеучебное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время.

Дополнительное образование создает условия для самореализации не только детей, но и педагогов. Учитель получает возможность сделать выбор той или иной программы. Выход за узкие предметные рамки позволяет ему внести личностный мотив, удовлетворить свои творческие и познавательные потребности, расширить профессиональную сферу.

Дополнительное образование способствует созданию активной жизненной среды, в которой развивается ребенок, формируется союз единомышленников - учителей, учащихся и их родителей. В дополнительном образовании возможно максимальное соответствие содержания и форм учебно-воспитательной деятельности интересам и потребностям учащихся, и это позволяет им самоутверждаться и самореализовываться.

2. Нормативно-правовая основа учебного плана по дополнительному образованию.

2.1 Закон Российской Федерации «Об образовании»

2.2 Конституция Российской Федерации

2.3 Конвенция ООН о правах ребенка

2.4 Типовое Положение об образовательном учреждении дополниткельного образования детей.

2.5 Устав МБОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа №1»

2.6 Учебный план дополнительного образования составляется с учетом предельно допустимых нагрузок, определяемых в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.1251-03.

2.7 Лицензия серии 66№003261 регистрационный номер 15262, выданной Министерством общего и профессионального образования Свердловской области 17 февраля 2012года (МБОУ «Белоярская СОШ№1» имеет право образовательной деятельности по следующим образовательным программам дополнительного образования по направленностям: художественно-эстетической, культурологической, научно-технической, социально-педагогической, эколого-биологической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой)

3 Функции дополнительного образования.

Основные функции дополнительного образования в МБОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа №1»:

  • обучающую функция - в детских творческих объединениях каждый учащийся общеобразовательного учреждения имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, а также получить подготовку в интересующем его виде деятельности;

  • социализирующую функция - занятия в кружках и секциях позволяют учащимся получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться социально адекватными способами;

  • развивающую функция - учебно-воспитательный процесс детских объединений дополнительного образования позволяет развить интеллектуальные, творческие и физические способности каждого ребёнка, а также подкорректировать некоторые отклонения в его развитии;

  • воспитывающую функция - содержание и методика работы детских творческих объединения оказывают значительное влияние на развитие социально-значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание у ребёнка социальной ответственности, коллективизма и патриотизма;

  • информационную функция - в детских творческих объединениях каждый учащийся имеет возможность получить представление о мире, окружающем их во всем его многообразии, информацию о профессиях и их востребованности в наши дни, а также подучить любую другую информацию, имеющую личную значимость для учащегося;

  • релаксационную функция - в детских творческих объединениях каждый учащийся имеет возможность после уроков сменить характер деятельности, научиться организовывать свой досуг, плодотворно и с пользой для здоровья проводить свободное время в комфортной для себя обстановке.


4. Содержание по ступеням обучения, направленностям

4.1. Цель и задачи дополнительного образования.

Исходя из ведущей цели школы, ведущей целью дополнительного образования является - создание условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей; обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности.

Для достижения данной цели деятельность в системе дополнительного образования организована по следующим направлениям:

  • совершенствование содержания и педагогических технологий организации деятельности школьников в системе дополнительного образования;

  • удовлетворение потребностей детей в самообразовании;

  • воспитание нравственных, преданных Отечеству школьников путем предоставления всем обучающимся возможностей для наиболее полного развития своих творческих способностей и интеллектуального потенциала.

Задачи, стоящие перед дополнительным образованием, для достижения данной цели:

  • сохранение единого образовательного пространства на основе преемственнос-ти содержания основного и дополнительного образования детей;

  • совершенствование содержания, организационных форм, методов и техноло-гий дополнительного образования детей;

  • совершенствование работы с одаренными и мотивированными детьми, в том числе через привлечение в систему дополнительного образования преподавателей учреждений культуры;

  • поддержка и помощь учащимся с низкой мотивацией;

  • помощь учащимся в выборе индивидуальной образовательной траектории и индивидуальной траектории развития творческого потенциала личности;

  • использование интеграции, средств ИКТ для повышения эффективности и качества работы системы дополнительного образования;

  • редактирование программ дополнительного образования в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г;


Помимо этого, перед объединениями ДО ставятся разные цели на разных ступенях обучения.

Приоритетные цели дополнительного образования в начальной школе:

- помочь овладевает знаниями, умениями и навыками, которые необходимы для адаптации учащегося в школьном коллективе;

- создать собственное пространство для общения

- обеспечение социальных и педагогических условий для равного старта;

- обеспечить эмоциональное благополучие ребенка

Для достижения этой цели в начальной школе предусмотрены следующие кружки:

  • «Кубик Рубика»,

  • «Умники и умницы»,

  • Интеллектуальный клуб «Юные знатоки»,

  • Театральный «Маска»,

  • Театральный «Буратино»,

  • Вокально-инструментальный «Веселые нотки»,

  • «Основы проектирования».


Приоритетные цели дополнительного образования в средней школе:

-создание условий для интеллектуального и духовного развития личности, его творческой самореализации;

- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

- профилактика асоциального поведения.

Для достижения этой цели в средней школе будут работать кружки:

  • Школьное лесничество «Лесовичок»

  • Оформитель

  • Клуб «Патриот»

  • «Краевед- экскурсовод»

  • Краеведческий «Меридиан 66»

  • Интерклуб

  • Школа ораторского искусства

  • Вокальная студия «Ритм»

  • НОУ


Приоритетные цели дополнительного образования в старшей школе:

- создание условий для социального и профессионального самоопределения,

- обеспечение углубленной подготовки учащихся по предметам профиля для успешного поступления учащихся в высшие учебные заведения и успешное обучение в них

  • Юный корреспондент

  • Печатный дворик

  • Клуб «Огнеборец»


Задачи дополнительного образования

- вовлечь учащихся в образовательный процесс и развить их способности самостоятель­ного управления своей учебной деятельностью;

- создать условия для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов де­тей, укрепления их здоровья;

- сформировать у детей разного возраста представления о мире, окружающем их во всем его многообразии, способствовать накоплению учащимися знаний о жизни русского народа и других народов мира;

- научить рационально использовать свободное время и организовывать свой досуг;

- способствовать личностно-нравственному развитию и профессиональному самоопределению обучающихся;

- обеспечить социальную защиту, поддержку, реабилитацию и адаптацию детей к жизни в обществе;

- формировать общую культуру школьников;

- воспитывать у детей гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, природе, семье;
- воспитывать любовь к родной школе, отчему краю, к Родине.
4.2. Структура дополнительного образования.

Система дополнительного образования в школе имеет разветвленную структуру и включает следующие направления:

Художественно-эстетическое:
Цель: Формирование всесторонне развитой, гармоничной личности.
На базе школы работают такие театральные кружки как «Маска», «Буратино», вокально-инструментальный «Веселые нотки», «Оформитель», вокальная студия «Ритм».


Культурологическое:
Цель: расширить знания учащихся в рамках образовательных областей «Литература», «Русский язык», «Иностранные языки» др., отразить ценностные аспекты многих предметов гуманитарного и художественного циклов. Разными путями все они ведут к одной цели: помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества. Специфика данного модуля в том, что курсы его составляющие связаны со многими другими, ибо активизируют речемыслительную деятельность. Для обучающихся открыт кружок «Школа ораторского искусства», нацеленный на развитие коммуникативной компетенции.

Социально-педагогическое:

Цель: формирование личностных и ценностно-ориентированных качеств учащихся, самопознание и развитие мотивов межличностных отношений, формирование активной жизненной позиции, способствовать социальной и профессиональной ориентации. Данному направлению соответствует интерклуб, кружок «Юнкор».

Научно-техническое:

Цель: расширить знания учащихся в рамках точных образовательных областей и развитие навыков проектной деятельности. «Кубик Рубика», «Умники и умницы», интеллектуальный клуб «Юные знатоки», «Основы проектирования», НОУ, «Печатный дворик».
Эколого-биологическое:

Цель: способствовать формированию устойчивого ответственного отношения учащихся к окружающей природной среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания, мышления и экологчески компетентного поведения. В данном направлении работает школьное лесничество «Лесовичок» .

Туристско-краеведческое:

Цель: развитие познавательной мотивации и способностей детей через приобщение их к духовному наследию прошлого, расширение кругозора путем проведения теоретических и практических занятий, экскурсий, походов. Краеведческие кружки «Краевед- экскурсовод», «Меридиан 66» работают в данном направлении.
Военно-патриотическое направление:

Цель: развитие у школьников гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. В школе открыли работу клубы «Огнеборец», «Патриот».
5. Режим работы
Продолжительность учебного года составляет 34 учебных недели (с учетом каникулярного времени).

Учебные программы рассчитаны на 1,2,3 года обучения. По учебной нагрузке программы делятся на 1 и 2-х часовые. Включают как групповые так и индивидуальные занятия. Данные программы соотносятся с Федеральным БУП для образовательных учреждений начального общего и среднего (полного) общего образования, а так же ГОС РНК и реализует все его компоненты.

При составлении учебного плана дополнительного образования учитывается, что занятия в объединениях дополнительного образования проходят во второй половине дня после основных уроков в рабочие дни, в субботу.

Первое полугодие начинается с 15 сентября и заканчивается 29 декабря, второе полугодие начинается 10 января и заканчивается 25 мая. Расписание учебных занятий утверждается директором МБОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа №1»

6. Формы организации детских объединений: кружки, секции, клубы.

Занятия в кружках и секциях дополнительного образования могут проводиться в форме лекций, практических работ, семинаров, конференций, игр, соревнований, экскурсий, походов в театр, прогулок, индивидуальных консультаций или бесед.
7. Программно – методическое обеспечение объединений дополнительного образования детей.

Педагоги дополнительного образования работают в 2011-2012 учебном году будут работать по авторским программам, разработанным педагогами дополнительного образования с учетом специфики нашей школы. Все программы рассмотрены и допущены к работе на педсовете.

Возраст учащихся в различных объединениях, сроки реализации программ, формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования.



Направленность

дополнительного

образования


Название

детского

объединения


Срок реалии-зации


Возраст детей

Кол-во уч. часов в не-делю

Формы подведения итогов реализации программы


Художественно-эстетическая

Театральный «Маска»

4

7-10

2

контрольные уроки, отчетные концерты

Театральный «Буратино»

1

7-10

2

контрольные уроки, отчетные концерты

Вокально-инструментальный «Веселые нотки»

1

7-10


2

участие в концертах

Оформитель

2

11-17

1

творческие выставки

Вокальная студия «Ритм»

1

11-17

2

концерты,творческие конкурсы

конкурсы


Культуроло-гическая

«Школа ораторского искусства

1

11-15

1

зачеты, тесты,

конкурсы ролевые игры, проекты

Социально-педагогическая

Интерклуб

2

11-15

1

ролевые игры, зачеты, тесты

Юнкор

1

11-17

1

издание школьной газеты

Эколого-биологическая

Школьное лесничество «Лесовичок»

2

11-17

1

тестирование, вик-торины, проверки альбомов, рефераты

Научно-техническая:


Кубик Рубика

1

7-10

2

зачеты, тесты,

конкурсы ролевые игры, проекты

Умники и умницы

4


7-10


2

зачеты, тесты,

конкурсы ролевые игры, проекты

Интеллектуальный клуб «юные знатоки»









игры, проекты

«Основы проектирования»

2

7-10

1

зачеты, тесты,

конкурсы ролевые

Печатный дворик

2

14-17

2

издание школьной газеты

НОУ

1

11-17

1

тесты,

конкурсы ролевые

Туристско-краеведческая


Краевед- экскурсовод

1

11-15

1

Экскурсии, школьный музей

Краеведческий «Азимут- 66»

3

11-15

1

Походы, выставки,

Военно-патриотическая


Клуб «Огнеборец»

Клуб «Патриот»

1



11-15

1

Игры, конкурсы, проф. беседы

Клуб «Патриот»


1

11-15

1

ролевые игры, проекты


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования iconАктуальность, педагогическая целесообразность
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малобикшихская средняя общеобразовательная школа»
Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования iconПрограмма работы классного руководителя с коллективом класса «Ступени личностного роста»
Направленность программы, ее новизна, актуальность, отличительные особенности, педагогическая целесообразность … 3
Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фольклор в музыкальной школе (методы, цели и задачи, педагогическая целесообразность и актуальность)
Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В этом педагогическая целесообразность и актуальность программы. Она была разработана впервые учителями гимназии 1541, где изучается...
Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В этом педагогическая целесообразность и актуальность программы. Она была разработана впервые учителями гимназии 1541, где изучается...
Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования iconРеферат (Ф. И. О. абитуриента) на тему (тема реферата)
Рецензентом оценивается: актуальность, целесообразность, научная новизна рассматриваемого в реферате вопроса
Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования iconПедагогическая целесообразность использования икт на уроках
Кашникова Елена Владимировна, преподаватель русского языка и литературы моу «сош №2», e-mail: sh2
Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Направленность и педагогическая целесообразность рабочей программы по литературному чтению
Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования iconПрограмма дополнительного образования Автор составитель Н. А. Спирина...
Она осо­бенно возрастает в условиях современной разобщённости юных и взрослых членов общества
Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования iconПояснительная записка Направление кружка : естественно-научное. Актуальность,...
Рассмотрение более сложных заданий олимпиадного характера, способствует развитию логического мышления у учащихся
Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования iconПрограмма дополнительного образования Шарыповой Т. В. Предмет: математике...
Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка...
Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования iconПояснительная записка Актуальность
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества»
Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования iconПедагогическая Олимпиада «Начальная школа»
Харинова Людмила Николаевна, педагог дополнительного образования моу дод цртдиЮ г. Нерюнгри
Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования iconДокументы и материалы по организации дополнительного образования детей
Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей
Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования iconПроект «Детский сад – территория здоровья» Актуальность
Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей
Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования iconМоу дополнительного образования «Центр развития образования» Педагогическая копилка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск